К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семейного образования



Скачать 45,03 Kb.
Дата30.10.2016
Размер45,03 Kb.
Щербатюк А.В., магистрант кафедры педагогики и психологии детства, Брутова М.А., к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье актуализирована проблема реализации семейного образования в России в настоящее время. Предпринята попытка охарактеризовать направления психолого- педагогического сопровождения семейного образования дошкольника.



Ключевые слова: образование, семейное образование, психолого-педагогическое сопровождение.

Семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Это альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Родители, отдавшие предпочтение внешкольному обучению, считают его выбором цивилизованного человека [1]. Сторонники домашнего образования - верят, что они способны дать более качественное и углубленное образование своим детям, чем государственные школы. Со- временные технологии также оказываются на стороне домашнего образования. Интернет позволяет получить практически любую информацию в чрезвычайно короткие сроки, в любом объеме и в любое время [2]. Одним из способов решения основной части проблем в реализации семейного образования может стать психолого-педагогическое сопровождение семейного образования, реализуемое как на региональном, так и на федеральном уровне. В настоящее время идея сопровождения ребенка разрабатывается М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой. В рамках их исследований сопровождение рассматривается как процесс, ориентированный на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях семейного и школьного взаимодействия [3]. В рамках реализации психолого-педагогического сопровождения семейного образования можно выделить в общих чертах следующие направления: - психологическое направление, предполагающее оказание помощи родителям в осознании своих прав и обязанностей при выборе такой формы образования для собственного ребенка, как семейное образование; помощь в решении психоэмоциональных проблем, проблем взаимодействия с собственным ребенком в этот период; - педагогическое направление, предполагающее оказание помощи в составлении и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка; поддержка в контроле за качеством образования, полученным вне образовательных организаций - организационное направление, предполагающее оказание помощи в оформлении и документальном сопровождении семейного образования. Остановимся подробнее на каждом направлении сопровождения. Первое мы выделяем психологическое направление, подразумевая, что родителям, решившимся на столь серьёзный шаг и взявшим на себя полную ответственность за получение образования их детьми, необходима помощь (поддержка) в полноценном осознании проблем, с которыми они могут столкнуться; в информировании родителей о способах получения консультаций по вопросам организации образовательного про- цесса, особенностей психологического состояния ребёнка, способах взаимодействия как с собственным сыном или дочерью, так и выстраивания их межличностных отношений со сверстниками. Как указывает М.Р. Битянова, «развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики, эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребенок, строит свои отношения с миром и другими людьми. Иначе говоря, если взрослыми спроектирована и реализована определенная социальная и психологическая ситуация развития ребенка» [3]. Проектирование и реализация таких развивающих ситуаций составляют существенную часть профессиональной компетентности специалиста, оказывающего по- мощь семье, в которой находится ребёнок или дети в ситуации семейного образования. Второе направление – это педагогическое, подразумевает, что для полноценного формирования образовательного процесса каждого ребёнка, необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут, в котором бы учитывались в первую очередь, индивидуальные особенности характера ребёнка, его способности, его интересы. Чтобы образовательный процесс был не только качественным, но и интересным, увлекательным. Поскольку и цель семейного образования, в первую очередь, это обеспечить детям комфортные условия процесса обучения, дать больше возможностей для образовательного процесса. «Если ребёнок хорошо, быстро воспринимает, усваивает новые знания, пусть идёт впереди. Если ему трудно – пусть немного отстаёт, то есть возможны варианты» [1]. Необходимо отметить, что индивидуальное обучение значительно превосходит по эффективности групповое, максимально реализуя индивидуальный подход к учащимся, выстраиваются доверительные отношения, поскольку родители, зная своих детей, могут учитывать их сильные и слабые стороны. Появляется возможность углуб- ленного изучения сложной темы и отсутствует необходимость «сидения» на легкой, быстро усвоенной. Ученики получают возможность обучения с учетом собственных интересов. Что, как показывает практика, дети, обучающиеся на дому, сохраняют интерес к познанию. Родители имеют возможность, в свою очередь, регулировать ежедневную нагрузку, минимизируя возможный вред для здоровья ребёнка[4]. Третье направление подразумевает помощь в самой организации семейного образования с точки зрения соблюдения законов РФ. Необходимо информировать родителей о процессе оформления документов соответственно законам РФ. Школа не имеет права отказать без уважительных причин в обращении за консультативной помощью родителям, т.е. не должна лишать ребёнка права на обучение. Родителям необходимо знать о пошаговой системе оформления ребёнка по форме семейного образования: за- явление в департамент образования, который, в свою очередь. Выдаёт направление для передачи в образовательную организацию и т.д. 240 Таким образом, в решении обозначенных проблем, с которыми сталкиваются практики семейного образования, могли бы помочь специалисты, реализующие психолого-педагогическое сопровождение семейного образования ребенка разного возраста. П. Парфентьев считает, что «существование семейного образования, как и любого плодотворного образовательного подхода очень полезно для развития и обогащения всей системы, в том числе и школьной» [4]. И при полноценном психолого-педагогическом сопровождении, созданном высококвалифицированными специалиста- ми, семейное образование будет ещё более эффективным.

Библиографический список:

1.Ткаченко Р.А.Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться //Аккредитация в образовании - 2012.- № 2- С.48 - 49.

2.Бейзеров В.А. Домашнее образование // Образование в современной школе. – 2011. - № 7. - С. 55 - 59.



3.Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / Отв. ред. к.п.н. М.А. Ушакова. – М.: Сент., 1998. – 127 с., Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки. – М.: СИМС, 1995. – 64 с., Комплексное сопровождение и коррекция развития детей- сирот: социально эмоциональные проблемы /Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др. - СПб.: Ин-т спец. пе- дагогики и психологии, 2000. - 106 с. 4.Рукавишникова М.В., Черняева Ю.А. Проблемы семейного образования // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. – С. 55 – 56

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница