Кафедра курсовая работа сравнительный анализ педагогических идей Античной Греции и России тема проекта (работы)



страница1/5
Дата29.11.2017
Размер0,85 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5
Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт педагогики, психологии и социологии

институт


Кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования

кафедра


КУРСОВАЯ РАБОТА
Сравнительный анализ педагогических идей Античной Греции и России

тема проекта (работы)

Руководитель ________ доцент, канд. пед. наук Н. В. Бекузарова

подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия

Студент ________ И.С. Ерогова

подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2016

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

Параграф 1.1. Понятие «воспитание». Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 5

Параграф 1.2.. «Гомер – воспитатель Греции». «Илиада». «Одиссея» 19

Параграф 1.3. Воспитание в России. Сопоставительный анализ современного российского образования и идей Античной Греции 33

2. Практическая часть 39

Параграф 2.1. Анализ имеющихся знаний студентов о процессе воспитания в Античной Греции. Анкетирование. 39

Параграф 2.2. Разработка метакурса «Идеи воспитания античной Греции в контексте образования современной России» 44

Заключение 52

Список использованной литературы: 53

Приложение 55




Введение


Педагогика как наука сформировалась в XIX веке. Но сама история педагогики началась задолго до этого времени. Ни для кого не секрет, что слово педагогика происходит от древнегреческих слов «пайдос – дитя» и «аго – вести», что означает путеводитель. Именно Древняя Греция считается отправным пунктом для развития основных идей и положений современного понимания педагогической науки. Именно в Греции пишутся первые поэмы, диалоги и трактаты как ничто отражающие процесс воспитания и обучения.

Наше исследование направленно на рассмотрение такого понятия как «воспитание» и «образование». Их роль и отражение в Древней Греции. Мы хотим узнать как формировались данные понятия в контексте того времени и то, как эти идеи применялись на практике. А также стали ли эти идеи пригодными для последующих эпох. Наша цель найти отражение античных идей воспитания при рассмотрении процесса и системы воспитания Греции в современном российском образовании.

В контексте современной истории приобретает особую актуальность анализ такого феномена как «культура рецепции» - осмысленного заимствования и усвоения богатства чужой культуры, в целях обогащения и развития собственной. Под рецепцией понимается прием освоения и внедрения в социокультурную среду культуры прошлого. Тем самым возникает культурный диалог.

Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.



Объект исследования: воспитательный процесс в Античной Греции. Произведения Гомера

Предмет исследования: разработка метакурса

Гипотеза исследования: метакурс как средство формирования представлений о воспитательных идеях Античной Греции и их влиянии на образование России

Цель исследования: Провести сравнительный анализ образования в Античной Греции и России

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие воспитание. Изучить проблему формирования понятия воспитание в Античной Греции. Рассмотреть особенности педагогических идей педагогов, поэтов и философов того времени

  2. На примере эпохи Гомера и его поэм проанализировать основные положения и мысли поэта и сопоставить их с идеями воспитания России

  3. Рассмотреть «воспитание» в истории России. Найти связь идей Греции в образовании России

  4. Провести анкетирование студентов

  5. Разработка метакурса. Методическое планирование


1. Теоретическая часть

Параграф 1.1. Понятие «воспитание». Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции


Несмотря на то, что педагогика имеет богатую историю, до сих пор нет конкретного определения понятия «воспитание». Воспитание в настоящее время рассматривается в разных педагогических значениях. Можно встретить такое определение как, воспитание – это процесс, имеющий цель, развитие личности, ее формирование под воздействием определенных условий. И такое, воспитание – деятельность, направленная на человека, а точнее формирование и развитие его личностных качеств в условиях взаимодействия этого человека и педагога. Подобные определения встречаются довольно часто. В них есть общие элементы, но при этом ученые так и не пришли к конкретной трактовке данного понятия.

Стоит заметить, что мы выделили лишь несколько вариантов определения воспитания в настоящее время. Но обратим внимание в нашем исследовании, что каждое время слагает это понятие по-своему. Так и Античная Греция имела свое особое представление об этом. Для нас важно рассмотреть период Античной Греции, так как именно там можно увидеть наиболее явное представление того, что такое «воспитание» и как оно выражается. Многие ученые и философы Греции писали о воспитательной мысли. Мы рассмотрим людей, внесших, по нашему мнению, наибольший вклад в развитие этого понятия. В нашем исследовании, мы пройдем путь от Гомера до Аристотеля, рассмотрим наиболее ценные текста и их значение для системы образования Греции, а также более подробно остановим свой взор в следующем параграфе на произведениях «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Зарождение Античной культуры Греции произошло в III-II тысячелетии до н. э. За время развития воспитания в античности, как правило, выделяют три периода: Архаичный (древнегреческий), период расцвета Эллады (новогреческий) и Эллинистический период. Для нас наибольший интерес представляют Архаичный период и период расцвета Эллады. Рассмотрим каждый из этих периодов более подробно и отразим основным идеи и концепции. [1]


  1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э.

Основные представители Гомер и Гесиод. Их по праву можно считать главными мыслителями своего времени. Они привнесли в образование Греции неотъемлемый вклад, создав свои произведения. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Труды и дни» и по сей день являются настольными книгами греков, так и обязательными книгами при обучении в общеобразовательных учреждениях по всему миру. Их труды отражают не только историю Античной Греции, но и, можно сказать, являются этическими кодексами архаичного периода. Нельзя не отметить тот факт, что существовала как Гомеровская эпоха, так и Гесиодовская эпоха, что наиболее явно отражает важность этих двух персон в жизни Греции.

Рассмотрим характерные особенности в образовании этого периода. Начало архаической эпохи, как правило, относят на XI—X вв. до н. э.

Отличительной чертой периода являются насыщенность исторических событий и изменения во всех сферах жизни Греции, сформировавших дальнейший образ и представление о стране. Так как архаичный период занимает в развитии страны несколько веков, его разделяют на раннеархаичный и архаичный, границу между которыми относят к VIII в. Раннеархаичный период имеет свое описание в поэме «Труды и дни» Гесиода, поэтому этот период также называют Гесиодовским.

В раннеархаичной Греции представления об обучении вне дома и семьи еще не было сформировано. Но это никак не влияло на особый интерес государства к воспитанию детей. Традиционно обучение проходило под наблюдением старцев-домашних учителей на дому.

Именно в этот период в сознании людей возникает портрет идеального гражданина Греции, совершенной личности. Помощь в формировании этого портрета, несомненно, оказали труды Гомера и Гесиода. Поэмы Гомера мы рассмотрим немного позже. А сейчас остановим свой взор на Гесиоде.

Многие годы шли споры о том, является ли данным от рождения его имя или же это псевдоним. Сейчас бытует общее мнение, что Гесиод – это прозвище автора. По мнению Ф. Г. Велькера, имя Гесиод (эолийское Aisiodos, новобеотийское Heisiodos) следует понимать как hieis oiden — «поющий песнь», «певец». При дальнейшем изучении этого вопроса, многие ученые, в числе которых был и Ф. Зольмзен, согласились с мнением Велькера.

Разберем более подробно произведение «Труды и дни» Гесиода. Поэма имеет внутренне деление на компоненты, каждый, из которых повествует свою историю, или как пишет Гесиод – басню. Причиной написания поэмы стал спор Гесиода и его брата Перса. Темой спора было деление наследства, оставленного отцом. Перс поступил по отношению к Гесиоду бесчестно. Он выиграл спор путем подкупа судей, решающих данный вопрос. Исходом же всей ситуации стало разорение Перса.

Поэма построена в форме диалога. Гесиод, рассказывая Персу свои рассказы, наставляет его на правильный путь. Он не только говорит о том, как нужно поступать верно, но и как действовать в той или иной ситуации. Например, какую женщину брать в жены, как организовывать свой день, говорит о том, что не нужно лениться и терять время попусту.

Каждый эпизод поэмы содержит свою дидактическую идею. Первые стихи повествуют нам о богах и их деяниях на земле, о справедливости и состязательности, о зле и добре, что друг другу причиняют не только люди, но и боги. О том, насколько боги всесильны и насколько они близки к людям. Следующие стихи посвящены басне о животных (ястребе и соловье). Сильный и могучий ястреб, схватив соловья, говорит ему, что тот, кто борется с сильным, не сможет победить его, так как не обладает разумом. И своими попытками усмирить ястреба он только унижения сыщет и горе. Не должны малые люди гордыми быть ведь это губительно. Другие стихи посвящены труду крестьянина. Человек найдет свое счастье в труде. Человек не должен быть «тяжким грузом» для общества. Он должен находить средства для своего существования, для обеспечения своей семьи Он не должен быть нищим и просящим помощи, а наоборот пользующимся уважением. Именно эти основные принципы Гесиода в дальнейшем получили свое толкование как «императив труда».

Если к богатству в груди твоей сердце стремится, то делай,

Как говорю я, свершая работу одну за другою.

Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

От многошумного моря седого вдали, населяет



Тучные земли. Но сеешь ли ты, или жнешь, или пашешь –

Голым работай всегда! Только так приведешь к окончанью

Вовремя всякое дело Деметры. И вовремя будет

Все у тебя возрастать. Недостатка ни в чем не узнаешь

И по чужим безуспешно домам побираться не будешь.

Так ведь ко мне ты теперь и пришел. Но тебе ничего я

Больше не дам, не отмерю: работай, о Перс безрассудный!

Гесиод, Труды и дни, (376395)

Роль поэмы для понимания идей воспитания Античной Греции очень велика. Гесиод смог не только отразить то, каким должен быть человек, достойно проживающий свою жизнь, но и, что нужно сделать для этого. Именно «Труды и дни» стали одной из отравных точек для формирования мировоззрения Греции, идеалов к которым должно стремиться государство и общество при обучении будущего поколения.

Гомер и Гесиод создали труды, на основе которых в дальнейшем будет строиться воспитание и образование в Греции. Еще не раз многие знаменитые деятели будут делать отсылки к их произведениям, как к поэмам, изменившим взгляды людей и их действия.


  1. Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н.э.

В период расцвета Эллады, можно пронаблюдать два разных образца воспитания того времени на примере городов-полюсов Афин и Спарты. Прежде уделим свое внимание Спарте, как государству, в котором воспитание играет важную роль и имеет свои специфичные особенности, такие как огосударствевание личности через военное искусство.

Не понаслышке известно, что Спарта славилась именно своим военным образованием. Все образование в Спарте, включая процесс обучения и воспитания было под надзором государства.

Воспитание спартанца начиналось с его рождения, а именно после осмотра старейшины. Это действие было очень важно, так как если рождался слабый ребенок, его кидали в пропасть Тайгет. Более здоровых же детей отдавали на воспитание кормилице. Задачей кормилицы было не только воспитание неизбалованного малыша, но и сильного физически и духом, без страхов и причуд. Не трудно заметить, что Спарта имела свой отличительный принцип формирования личности человека. С первых дней гражданин Спарты, воспитывался не в семье, как это было ранее, а в обществе.

В 7 лет для мальчиков наступал особенный период. По правилам, собравшихся вместе мальчиков, делили на особые отряды, именуемые как агелы. Исходя из слов Плутарха, агелы – это школы, в которых обучались мальчики. Основной задачей этих школ было обучение военному искусству для защиты своего государства. [9]

Если вновь обратиться к известному тексту Плутарха «Древние обычаи спартанцев», то мы увидим, что спартанцы не отличались особой красноречивостью. В нем он пишет, что «они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела». Возможно, их скудность в словах была связана с тем, что особое внимание не уделялось интеллектуальному развитию, предавая большее значение военному искусству.

Вступая в возраст 13 лет, мальчики обучались новому искусству как гимнастика под наставничеством старейшин и их помощников. В возрасте же 14 лет обязательным условием дальнейшего обучения было испытание на публике. Замысел этого испытания был в оценке достижений спартанца в гимнастике, игре на флейте, пении.

Также каждый год проводились биения у алтаря бичом, для выявления наиболее сильных и выносливых юношей. Как замечает Плутарх, в произведении «Изречение полководцев и спартанцев» данная процедура не редко заканчивалась гибелью. Однако юноши не считали это жестокостью по отношению к ним, а наоборот относились к этому как к соревнованию. Выдержавший как можно больше ударов становился героем в глазах своих сверстников и получал некую славу в отряде.

У спартанцев воспитывали почитание старших. Не только отцов, но и всех пожилых людей. Важной особенностью является то, что все спартанцы должны доверять друг другу, и не подвергать сомнению жалобы на другого или претензии. Воспитывалось также и чувство вины перед собой и другими путем обхода алтаря и пения при этом песни о своей провинности.

С годами воспитание спартанцев становилось все суровее. Летом они спали на самодельных кроватях из тростника, зимой же утепляли их особым растением, которое имело обогревающие свойства. Ели спартанцы мало, чтобы в бою быть готовыми к трудным условиям. Именно поэтому их также учили воровать продовольствие, чтобы они были способны не останавливаться не перед чем при достижении цели. Спартанцы подолгу не мылись, ходили босыми. [6]

В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Дети, рожденные в Спарте, как мы упоминали ранее, не принадлежали семье и сразу отдавались на общественное воспитание.

Если же говорить о женщинах Спарты, то заметных отличий от воспитания мужчин мы не увидим. Главной целью также являлось воспитание воли, силы духа, выносливости, физической силы. Однако важным отличием было то, что женщины должны были стать образцовыми матерями для спартанцев. [8]

Рассмотрев характерные особенности образования в Спарте, можно сделать вывод, что воспитание спартанцев имеет ряд значительных недостатков. Так, мы видим, что главное внимание уделялось именно военному искусству. Безусловно, мальчики, пройдя такое обучение, становились сильными и выносливыми, готовыми к военным сражениям и служению своей родине. Однако не уделялось должное внимание интеллектуальному развитию. Оно заключалось лишь в игре на музыкальных инструментах и пении, опять же необходимых для военной службы. Исходя из этого, идеальный гражданин Спарты – это человек в совершенстве владеющий искусством ведения боя, отличающийся послушанием, преданностью, обладающий сильным духом, но не выделяющийся большим умом.

В Афинах процесс воспитания осуществлялся немного по-иному. Стоит сразу отметить различие между воспитанием Спарты и Афин. Как упоминалось ранее, Спарта придерживалась обучения вне семьи, считая, что ребенок должен воспитываться в обществе. В Афинах, наоборот, ценилось воспитание в семье. До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, развивающие физические способности, понимание красоты и добра, нравственности. [2]

По достижении 7 лет мальчики могли пойти учиться в учебные заведения, которые на том момент подразделялись на общественные и частные. При этом начальное образование можно было получить только в частной школе. Обучение на начальной ступени образования подразделялось на мусическое (духовная культура) и гимнастическое (физическая культура) направление. На мусическом направлении детей учили писать, читать, выполнению основных математических операций, используя для этого счеты. Основными литературными произведениями были поэмы Гомера и Гесиода, басни Эзопа, стихотворения Солона, сочинения Феогнида.

На уроках музыки ученики обучались пению и игре на музыкальных инструментах: лира и кифара. Обучение проходило под контролем учителя-кифариста.

Гимнастическое образование подразумевало физическое воспитание ребенка. Учителя обучающего искусству тела называли педотрибом. Ученики занимались различными видами физических нагрузок, к ним относились: бег, борьба, прыжки, метание диска, копья, фехтование. Физическое воспитание в Афинах ценилось наравне со Спартой.

У детей была возможность обучаться сразу по двум направлениям. Тем самым обучение было более плодотворным, т.к. в Греции развитие физическое и интеллектуальное должно проходить неразрывно, одновременно. Целью обучения в школе было всестороннее раскрытие способностей человека.

Как только юноше исполнялось 16 лет, он мог обучаться в гимнасии. В V - IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. [7]

Юноши обучались в гимнасиях в период с 16 до 18 лет. По традиции они располагались в чаще леса за городской стеной. В гимнасиях ораторы и поэты проводили наставительные беседы с учениками. Позже беседы заняли главное место в гимнасиях, но изначально они предполагали физическое и духовное развитие вместе. Так, на территории гимнасий были спортивные сооружения и трибуны для зрителей. Ученики активно занимались и совершенствовали свои физические способности. Но вскоре физический аспект образования отошел в сторону, оставив место для интеллектуального развития.

Как только юноше исполнялось 18 лет, он должен был состоять в эфебе. Эфеб – организация, в которой осуществлялась подготовка юношей к гражданской и военной службе. Подготовка продолжалась 2 года. Физическая составляющая обучения немного отличалось от начальной ступени образования и гимнасии. В эфебии обучали верховой езде, плаванью, стрельбе из лука, управлению колесницей. Проводились учебные бои без вооружения и с вооружением. После года обучения там, юноше давали клятву Афинскому государству. По мнению Аристотеля, юноша прошедший эфебу и другие испытания, а также, если его родители прошли проверку, мог вступить в ряды афинских филов.

Образование женщин в Афинах уделялось почти тоже количество внимания, что и в Спарте Женщин обучали достаточно однообразно. По традиции девочки находились под домашним воспитанием. Также как и мальчики, они получали основы чтения, письма и счета. Но основной целью образования девушки было умение содержать дом, семью и хозяйство. Они учились прясть ткани, практиковались оказании медицинской помощи. Для участия в религиозных празднествах их обучали пению и танцам. [10]

Сравнивая Спарту и Афину, можно найти сходства и различия в их подходах к воспитанию детей. Главным сходством является идея воспитания гражданина своего государства. Для этих целей применяется обучение военному искусству и поддержанию физического состояния на протяжении всей жизни мальчика. Отличий же намного больше. Так, основной напор наравне с физическим образованием в Афинах получает и интеллектуальное, духовное. Чему в Спарте не уделяется особого внимания. Афины воспитывают не только гражданина, созданного для защиты государства, но и человека, способного управлять этим государством и привносить в него свои плоды. Также не стоит забывать о том, что Спарта ценила именно жизнь ребенка в обществе, а Афины постепенный переход из семьи в общество.

На основе рассмотрения образования в Афинах, мы можем перейти к другой школе, школе софистов. Они располагались в Афинах и других городах Эллады в конце V – начале IV в. до н.э. Целью образования, по мнению софистов, было не обучение всего населения по уже традиционным системам образования, а формирование человека способного осуществлять функции вождя, правителя. Они не занимались обучением всех, для себя они выбирали определенных людей. Человек, которого выбрали софисты, должен соответствовать их требованиям: компетентный в правовой сфере, умеющий применять свои знания на практике и при управлении, справедливый, нравственный, уверенный в своих решениях, способный убедить своей речью. Впрочем, софисты считали, что все те основные качества необходимые управленцу постигаются постепенно, не мгновенно. [10]

Обучение тому, как управлять государством имело под собой основу. Государству требовались такие люди. Поэтому софисты стремились научить выбранных ими людей способности не только пояснять и обосновывать свои поступки и действия, но и отстаивать свою точку зрения, уметь применять свою речь уместно, успешно выступать на публике, умело вступать в диалоги, споры и состязания. [11]

О том, какими должны быть будущие ораторы говорил и Исократ (436–338 до н.э.). Свои мысли он противопоставлял идеям софистов, т.к. считал их учение несовершенным и даже подверг критике в своей речи «Против софистов». По его мнению, во главе государства должны быть мудрые афиняне, способные доказать свою способность к управлению не суровостью и жестокостью наказаний, а своей мудростью, вступить спор не по любому поводу, а лишь из-за того, что в случае победы принесет тебе пользу и т.д.

В VI в. до н.э. в Древней Греции начали возникать философские школы. Первой была пифагорейская школа, основателем которой был сам Пифагор. [1]



В своей школе Пифагор особое внимание уделял нравственности. По мнению Пифагора, очищение души и тела возможно только благодаря соблюдению дисциплины нравов и гигиеной. Каждый должен найти свою гармонию. В школе обучалось около 235 учеников, среди них нужно отметить были и женщины. Занятия в школе проходили по нескольким дисциплинам, среди них были: математика, гимнастика, философия, медицина, музыка. [10]

Ученики Пифагора предложили свою возрастную периодику в зависимости, от которой и должно строиться обучение. За основу была взята цифра 7. Объяснялось это так. За первые семь лет выпадают зубы, младенец становится мальчиком, способным к первой ступени обучения. В последующие семь лет, мальчик становиться юношей, вступает в половую зрелость. В третьи семь лет, юноша становится мужчиной, и у него появляется борода. Данное объяснение может пояснить, почему изначально в Греции обучение строилось на основе этих возрастов. [2]

Благодаря трудам философа III–IV вв. Ямвлиха, а именно его тексту «О Пифагоровой жизни» мы можем отследить основные наставления Пифагора своим ученикам. Важным он считал уважение близких, понимание того, что не нужно ничего делить со своими друзьями. Его ученики должны служить богам и не осквернять память умерших, знать основы законодательства и применять их, не причинять вред всему живому. Его ученик справедливый, сдержанный, религиозный, обладает разумом. Явмлих пишет, что Пифагор учит тому, что каждый может воспитать другого человека, если он правильно на него воздействует.

Пифагор не искал учеников, ученики сами приходили к нему. Но он принимал не всех. Для каждого он устраивал испытание, выраженное в его вопросах к будущему ученику. Он наблюдал за их поведением, реакцией, за тем как они разговаривают, что умеют.

Учащихся в пифагорейских школах приучали к самостоятельности, к тому, что свои трудности они должны преодолевать сами при этом набираясь опыта. Учитель мог помочь ученику, но он не выполнял всю работу за него. Он выступал в роли наставника. [7]

Неоценимый вклад в развитие греческой педагогической мысли внес Гераклит (конец VI – начало V в. до н.э.). В своих сочинениях он отразил идеи к обучению и воспитанию. [6]

По мнению Гераклита, интеллектуальное и нравственное образование - есть одно целое. Важным он считал развитие самостоятельности мышления, самообразования. Человек не должен распыляться на множество предметов, он должен знать их на одном достойном уровне, он должен действовать согласно природе.

Идею Гераклита о необходимости следовать природе в деле воспитания и обучения развивал Демокрит.

Демокрит (около 470/460 до н.э.), основатель концепции материалистического взгляда на мир и человека. Он считал, что чувственный опыт является началом познания, проясняющим мышление. В целом, идеи Гераклита и Демокрита схожи во многом. Так, они сошлись в идеи того, что разум человека может быть сосредоточен не на многом, он должен быть «многоумен».

Демокрит придерживался мнения, что воспитание должно быть под влиянием семьи. Пример родителей – лучший пример по его мнению. Именно родители должны показать важность труда ребенку, который Демокрит считал самым важным при воспитании. Важное место он отводил и прививанию правильного поведения, любознательности, интереса к учебе.

Свое место в развитии педагогической мысли Древней Греции занял Сократ (ок. 470–399 до н.э.). Беседа, по мнению Сократа, является хорошим воспитательным средством. Это подтверждалось и на практике. Сократ проводил огромное количество времени в образовательных учреждениях за беседами с учениками. Также к средству воспитания он относил спор.

Воспитание – неделимое развитие интеллектуального и нравственного в человеке. В своих представлениях о воспитании человека Сократа вполне можно приблизить к софистам. Целью, которых было создание человека умеющего доказывать свою позицию, с умением вступать в спор.

Незнание по Сократу, отправная точка для самостоятельного мышления и поиска решений. [9]

Наравне с Сократом свой вклад в образование Греции внес его ученик -Платон (428/427–348/347 до н.э.). Платон основатель одной из гимнасий - Академии, о которой мы писали ранее. Воспитание и обучение в ней строилось на основе сократических методов: спор, диалог, беседа.

Именно Платон оказал влияние на то, чтобы образовательные учреждения были под контролем государства. При этом государство должно не только управлять школами, но и контролировать жизнь учеников. Так, Платон предлагал, что браки не должны свершаться между людьми разных положений т.к. это может повлечь за собой нездоровое потомство. При рождении потомства, ребенок должен находиться не под опекой родителей, а специально-обученной воспитательницы-кормилицы. Данное предложение можно сравнить с воспитанием в Спарте, когда ребенок воспитывался не в семье, а в обществе под контролем государства.

Свои основные идеи Платон написал в сочинениях «Законы», «Протагор», «Федон», «Государство», «Пир», «Федр». [17]

Антисфен (455–360 до н.э) – также ученик Сократа, основатель философской школы киников. Он считал, что личный пример учителя – лучшее средство для воспитания. Мысли и идеи Антисфена схожи с идеями Гесиода и его поэмы «Труды и дни». Ведь именно труд, преодоление трудностей, закаливание, умение переносить неудобства являются главными пунктами при воспитании человека. [16]

Аристотель (384–322 до н.э.) – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Им создано множество трудов, например: «Метафизика», «Органон», «Поэтика», «Физика», «О небесах». Только по названию трудов можно сделать вывод о том насколько разносторонней личностью был Аристотель. Несмотря на рассмотрение, астрономии, физики, логики, он не обошел стороной и образование.

Прежде всего, он писал об ораторском искусстве. Для него было важным, как учитель разговаривает с учеником, как он его обучает. По его мнению, педагог должен научить ученика самостоятельному суждению. Главное же задача педагога – формирование добродетели.

Он поддерживал идею государственного воспитания. Но при этом он не отрицал роль семьи в жизни ребенка. Семья и общество должны соотноситься друг с другом, и дополняться.

Аристотель отражал идеи получения образования в соответствии с классовой принадлежностью. Раб – должен заниматься трудом. Дети свободных – развитие ума и совершенствование тела. Аристократы – развитие интеллектуальное, нравственное, физическое и изучение ораторского искусства. Так как они будущие управленцы.

Аристотель ввел схожую с Пифагором возрастную периодику. Его деление на возраст равно примерно 7-ми годам. От рождения до 7 лет воспитание должно быть в семье, с 7 и далее - в обществе.

Обучение в школе должно опираться на образец в виде учителя, в семье – родителей. Постоянное повторение и выполнение по образцу, по мнению Аристотеля, является методом обучения и воспитания, способствующим не только удовлетворению потребностей детей, но и умственное, физическое развитие. [2]

В этом параграфе, мы подробно рассмотрели период развития идей воспитания и обучения в Античной Греции от Гомера до Аристотеля. Проведя анализ средств и методов воспитания этого промежутка времени, мы обнаружили заметные тенденции, сходства, различия. Так, поэма Гесиода «Труды и дни» как и предполагалось нами, нашла свое воплощение в идеях многих ученых и философов. Система обучения и воспитания Спарты и Афин позволила нам увидеть ту развилку, которая образовалась после окончания архаичного периода, и дала представление о двух новых путях в развитии педагогической мысли Греции. По пути Афин пошли такие философы как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Аристотель, по пути Спарты – Сократ, Антисфен, Платон. Многие высказывали свое мнение о том, что основой для образования должен быть пример, образец чего-либо.

В целом, все идеи, мысли, концепции Античной Греции перекликаются. Именно поэтому можно сформировать портрет того гражданина, которого хотела воспитать Греция. Это человек нравов, знающий законы, правила, традиции, ответственный, справедливый и добросовестный. Человек, который поможет другому, будет чтить память и религию, сильный духом и телом, способный преодолеть все трудности на своем пути.


Каталог: sites -> ipps.institute.sfu-kras.ru -> files
files -> Эссе «Почему я выбрала это направление»
files -> Электронный портфолио в высшем образовании. Ваше видение
files -> С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного образования появились новые возможности
files -> Задания для семинарских занятий студентка 1 курса направление «образовательный менеджмент»
files -> Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные
files -> Реферат по предмету Информационные технологии в науке и образовании
files -> Образовательная программа формирование творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»
files -> Xxi века: международный научно-исследовательский проект «Геном человека»
files -> Реферат дистанционное образование в University of Southern Queensland


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал