Категорию Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема разработки: «Индивидуальная программа по работе с одаренными детьми» Учитель начальных классов



страница1/7
Дата31.08.2017
Размер2,17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Аттестационная работа на 1 категорию


Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы

Тема разработки:

«Индивидуальная программа по работе с одаренными детьми»

Выполнил:

Учитель начальных классов

МБОУ лицей 28 им. ак. Б.А. Королева советского района

Овчинникова Светлана Валентиновна

Образование: высшее
Квалификационная категория: 1

Педагогический стаж/Стаж работы учителем начальных классов: 21 год

Контактные телефоны: 417 – 26 - 25


Н.Новгород

2014

Содержание


I Пояснительная записка………………………………………………….

3

Введение………………………………………………………………………

3

Актуальность разработки программы………………………………………

6

Концепция программы………………………………………………………

7

Цель программы……………………………………………………………...

8

Задачи………………………………………………………………………….

8

Этапы реализации…………………………………………………………….

9

Формы работы………………………………………………………………..

9

Принципы педагогической деятельности…………………………………..

9

Ожидаемые результаты………………………………………………………

9

Структура работы…………………………………………………………….

10

Методы психологического воздействия…………………………………….

11

Мероприятия по реализации программы…………………………………...

12

Литература…………………………………………………………………….

16

II Реализация программы………………………………………………….

17

Портрет одаренного ребенка………………………………………………...

17

Диагностика………………………………………………………………….

18

Развивающие занятия………………………………………………………...

26

Программа для детей 7 лет «Речевая палитра»…………………………….

28

Программа «Развитие логического мышления»……………………………

38

Программа «К тайнам слова. Занимательная лексика»……………………

51

Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе……………………………………………………………...

67

III Анализ работы…………………………………………………………...

73

Анализ работы в 1-ом классе………………………………………………..

73

Анализ работы во 2-ом классе……………………………………………….

75

Анализ работы в 3-ем классе………………………………………………..

77

Анализ работы в 4-ом классе………………………………………………..

79

IV Итоги работы по программе…………………………………………...

80



I Пояснительная записка
Введение
Сегодня школа стремится формировать сознательное отношение обучающихся к интеллектуальному труду. Учитель в этих условиях просто обязан использовать инновационные формы работы. Особенно активно мы должны работать с высокомотивированными учениками, которых называем одарёнными.

Кроме талантливых детей есть достаточно много просто способных обучающихся, которым учитель обязан помочь реализовать свои способности, научить творчески мыслить и в конечном итоге достигать хороших результатов.

Основой достижения высоких результатов является внедрение разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, написание творческих работ, проекты.

Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке компетентных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в области каких-либо знаний.

Реформы, происходящие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, их направленность на гуманистические, личностно- ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к обучающимся с неординарными способностями. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение и развитие одарённых детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

Совершенствование и развитие образовательного   пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего лицея.

Обязательным условием развития творческой одаренности младшего школьника является гибкая организация учебного процесса. Учитель должен быть готов к неприятию одаренным школьником стандартных заданий и готовых ответов. ФГОСы смещают акценты с доминирующей роли учителя и фронтальной работы со всем классом в сторону индивидуальной деятельности ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.

        В основе реализации новых стандартов лежит системно - деятельностный подход, который предпо­лагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа. Некоторые из них активно используются и пропагандируются учителями гимназии. Это – технология критического мышления, педагогика сотрудничества, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, педагогическая техника Анатолия Гина.

        Вот некоторые приемы педагогических техник, используемых на уроке: на организационном этапе – «фантастическая добавка», «эмоциональное вхождение в урок»; мотивация учебной деятельности – «ситуация яркого пятна», «домысливание», «линия времени»; актуализация знаний УУД – «отсроченная отгадка», «игра в случайность», «Лови ошибку!»; первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала – «удивляй», «привлекательная цель»; решение задач - «Своя опора», деловая игра «Я - учитель»; самостоятельная работа – «в своем темпе», «мини-исследование»; обобщение – «кластер», «пересечение тем»; контроль – «блиц-контрольная»; рефлексия – «синквейн», «дерево творчества», «рефлексивное сочинение».

          Используемые технологии предполагают работу на уроке в интерактивном режиме и опираются на самостоятельную активную учебную деятельность, развивают способности, поддерживают желание к творческому росту и самореализации. Кроме того они помогают обучающимся овладеть практически всем спектром универсальных учебных действий.

          Если раньше родители сами решали, стоит ли отдавать ребенка в кружки, секции и музыкальные школы, то теперь, по новым ФГОС, ребенок занимается внеурочной деятельностью в обязательном порядке — такой, какой пожелает. Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

         Новые Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с одаренными детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке сумеют разглядеть и развить его одаренность.



В настоящее время по этой проблеме используются нормативно-правовые документы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948; 
- основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;  
- Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года с дополнениями от 05.03.2004; 
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001; 
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002.

Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государств.

Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, В.П. Эфроимсона и др. Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. Теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей явились предпосылкой для решения проблемы развития одаренных детей в процессе школьного обучения, создания условий для превращения потенциально одаренного ребенка в талантливого взрослого, к которым можно отнести труды в области психологии мышления и творчества, общих и специальных способностей, возрастной и педагогической психологии, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, а также исследования феномена одаренности. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми.

Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Так как, проблема развития одаренных учащихся на начальных этапах образования еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ обучения, развития и поддержки одаренных учащихся младшего школьного возраста.



Актуальность разработки программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.



Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;

  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.



Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;

  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.

  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).



Этапы реализации:

Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2009 по 2012 годы.



Первый этапдиагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2009 года (1 класс).

Второй этапдеятельностный (второе полугодие 2009 года – второе полугодие 1011 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап - констатирующий (2012-2013 год, 4 класс)

Формы работы с одаренными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  • Развитие потенциала детей.

  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

  • Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.


Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:

  • выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

  • работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.

  • ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

  • переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница