Кейс технология



Скачать 158,95 Kb.
Дата19.10.2016
Размер158,95 Kb.
КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ
По учебной теме «Неправильные положения и аномалии развития женских половых органов»

кафедра «Акушерства и гинекологии 4-5 курсов»
КЕЙС

решает проблему, какова тактика врача общей практики

при неправильном положении и аномалии развития женских половых органов.

Педагогическая аннотация

Учебный предмет: «Гинекология»

Тема: «Неправильные положения и аномалии развития женских половых органов»

Цель данного кейса: углубление и расширение знаний причин развития неправильного положения и аномалии развития женских половых органов. Развитие способности оценки и анализа ситуации при развитии неправильного положения и аномалии развития женских половых органов. Умения и навыки выбора тактики ведения, диагностике, оказанию неотложной помощи, рациональной транспортировке и постстационарной реабилитации женщин с неправильного положения и аномалии развития женских половых органов.

Планируемые учебные результаты – по результатам работы с кейсом студенты приобретают навыки:

  • Оценки и анализа ситуации и общее состояние женщин при неправильном положении и аномалии развития женских половых органов.

  • Выбор правильного алгоритма действий для постановки диагноза.

  • Самостоятельно оказать экстренную помощь при необходимости

  • Уметь проводить квалифицированную постстационарную реабилитацию.

Для успешного решения данного кейса студент должен

  • Провести дифференциальную диагностику и определить наиболее вероятные причины развития неправильного положения и аномалии развития женских половых органов.

  • Перечислить методы диагностики, составить и обосновать план обследования на уровне СВП и ЦРБ.

  • Обосновать необходимость консультаций узких специалистов, госпитализации и профиль лечебного учреждения.

  • Определить степень необходимости последующего наблюдения (медикаментозного и немедикаментозного лечения)

Данный кейс отражает реальную ситуацию в условиях СВП и ЦРБ

Источники информации кейса

1.Гинекология. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н. 1997

2.Акушерство и гинекология Савельева Г.М, Сичинова Л.К.. М., 1997

3.Клиническое руководство Акушерство и гинекология. Выпуск 2. Кулакова В.И. редакцияси остида, М., 2006

4.Семейная медицина. Краснова А.Ф. ред. остида, Самара, 1996
Характеристика кейса согласно типологическим признакам

Данный кейс относится к категории кабинетный, сюжетный. Он объемный, структурированный. Это кейс-вопрос.



По дидактическим целям кейс тренинговый, стимулирующий мышление в реальной ситуации в условиях СВП и ЦРБ.

Кейс может быть использован по дисциплинам: гинекология, эндокринология

I КЕЙС

«Неправильные положения и аномалии развития женских половых органов»

Введение

Причинами возникновения аномалий развития половых органов являются:
1) воздействие вредных средовых факторов (интоксикаций, высоких и низких температур), профессиональных вредностей (химического производства, радиоактивных веществ), бытовых интоксикаций (алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании) в периоде эмбриогенеза,
2) хромосомные и генные мутации,
3) отягощенная наследственность,
4) возраст родителей старше 35 лет.

К врожденным аномалиям развития женских половых органов относятся :

Аплазия влагалища.

Атрезия девственной плевы.

Аномалии развития матки. Существуют следующие типы аномалии развития матки: удвоение матки, шейки матки и влагалища (uterus didelphus); однорогая матка с нормально развитым влагалищем (uterus unicornus versus, vagina simplex); двурогая матка с двумя шейками и нормальным влагалищем (uterus bicornis bucalis, vagina simplex); однорогая матка со вторым рудиментарным рогом и нормальным влагалищем (uterus unicornis cum cornu rudimentario, vagina simplex), полная перегородка тела и шейки матки (uterus septus); неполная перегородка тела матки (uterus subseptus). Один из редких пороков развития женских половых органов возникает при синдроме Рокитанского-Кюстнера. В этом случае отмечается частичная или полная аплазия матки и влагалища в сочетании с нормально развитыми маточными трубами и яичниками.

Все пороки развития матки делятся на три группы:
1) с отсутствием менструации и невозможностью половой жизни — при аплазии матки и влагалища;
2) с нарушением оттока менструальной крови (полным или частичным), образованием гематокольпоса, гематометры;
3) без нарушения оттока менструальной крови.
Пороки, существующие без нарушения оттока менструальной крови, протекают бессимптомно и длительно не диагностируются у женщин, не живущих половой жизнью. Основными проявлениями этих пороков являются затруднения при половой жизни, бесплодие или привычное невынашивание беременности.
При наличии порока, препятствующего оттоку менструальной крови, картина заболевания разворачивается в период полового созревания девочки, в начале менструации. Отмечаются аменорея, периодические боли внизу живота. При ректальном исследовании отмечается наличие тугоэластического образования в малом тазу.

Неправильные положения половых органов. В норме у здоровой женщины в репродуктивном периоде, не беременной и не кормящей, при нахождении ее в вертикальном положении при опорожненном мочевом пузыре и прямой кишке матка располагается в центре полости малого таза, на одинаковом удалении от крестца, симфиза и боковых стенок малого таза. Матка находится в положении антеверзио-антефлексио (anteversio-anteflexio) — дно матки не выступает выше входа в малый таз и обращено кверху и кпереди, влагалищная часть шейки матки — кзади и книзу, между телом и шейкой матки образуется тупой угол, открытый кпереди.
Неправильными положениями половых органов называются стойкие отклонения от их нормального расположения, возникающие вследствие наличия у женщины воспалительных процессов, опухолевых образований, спаечного процесса, травм, пороков развития, недоразвитости половых органов и т.д.

Неправильные положения матки:

Гиперантефлексия.

Ретрофлексия матки.

Перекручивание матки.

Элевация матки.

Классификация по Малиновскому

I степень выпадения половых органов — опущение половых органов — отмечается опущение матки, наружный зев шейки матки находится ниже спинальной плоскости, стенки влагалища доходят до входа во влагалище.

II степень — неполное выпадение половых органов — шейка матки выходит за пределы половой щели, а тело располагается выше ее.

III степень — полное выпадение половых органов — вся матка располагается ниже половой щели.

Причинами возникновения этих состояний являются следующие факторы:
1) травматизация мышц промежности и тазовой диафрагмы в родах (особенно если промежность не ушивают или она заживает вторичным натяжением), частые роды;
2) слабость мышц промежности, не связанная с родами, возникающая у женщин с астеническим телосложением, пониженным питанием, занимающихся тяжелым физическим трудом, при упорных хронических запорах, при половом инфантилизме, резком похудении;
3) атрофия тканей в пожилом и старческом возрасте. Часто опущение и выпадение матки возникают у женщин с ретрофлексией матки. При опущении матки происходит опущение стенок влагалища, при ее выпадении — их выворот. Опущение и выворот стенок влагалища приводят к опущению и выпадению тесно связанных с ними мочевого пузыря (цистоцеле) и прямой кишки (ректоцеле).

Целью данного кейса является развитие у студента – пользователей кейса способностей анализа ситуации при поступлении женщин репродуктивного возраста с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов. Умения и навыки выбора тактики ведения, диагностике, оказанию неотложной помощи, рациональной транспортировке и постстационарной реабилитации женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов.

Решение предполагаемого кейса позволит студентам достичь следующих учебных результатов:



  • Развить способности оценки и анализа ситуации у женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов.

  • Отработать умение выбора правильного алгоритма действий для постановки диагноза.

  • Освоить навыки необходимой диагностики и оказания экстренной помощи

  • Овладеть навыками самостоятельного принятия решения в данной ситуации

  • Уметь проводить квалифицированную постстационарную реабилитацию


Ситуация: Женщина 27 лет обратилась в гинекологическое отделение по поводу бесплодия, состоит в браке 7 лет, жалобы отсутствие наступления беременности.
Предшествующий медицинский/хирургический анамнез:

  • Из перенесенных заболеваний – ОРВИ, ветрянка.

  • менструальный цикл не наступил, менархе отсутствует, половая жизнь с 20 лет, брак

  • Аллергии нет.

  • Семейный/соц. анамнез: замужем, работает юристом, не курит, не пьёт.

Эпид.анамнез

  • В контакте с инфекционными больными не была,

  • Препараты крови не получала

  • Инъекционную терапию отрицает

Физикальный осмотр: Кожные покровы розовые. Сознание ясное, состояние удовлетворительное, вторичные половые признаки имеются,

  • Пульс регулярный – 88/min, АД 110/70 мм рт ст на левой руке и 110/80 мм рт ст на правой руке и аускультация сердца – патологических шумов не выявлено,

  • Расстройств дыхания нет, аускультативно - в легких изменений нет.

  • Status genitalis: наружные половые органы развиты правильно.

  • Осмотр шейки матки в зеркалах: шейка матки чистая, маленьких размеров.

  • Осмотр per vaginum: влагалище не рожавшей, узкое, складчатой структуры. Рудимент матки, размеры 1,5 * 2, 0 * 1,5. Придатки с обеих сторон нормальных размеров, безболезненные. Выделения слизистые.

Обследования, проведенные в ЦРБ, показали:

  • ОАК: эритроциты – 4,4 x 1012 в л, Нв-118 г\л, тромбоциты 135 x 109 в л

  • Биохимия крови – общий белок – 56 г/л, билирубин 9,5 ммол/л. Креатинин 98 мкмоль/л, мочевина 8,8 ммоль/л, АЛТ 56 ЕД, АСТ 34 ЕД.

  • Общий анализ мочи – плотность – 1018, лейкоциты 6-7 в п/зр, эритроциты 3-4 в п/зр, белок abs, эпителий +


Вопросы и задания

  1. Какие данные помогают поставить предварительный диагноз?

  2. Какие методы исследования необходимо использовать для постановки предварительного диагноза?

Задание: На основе анализа состояний женщины следует поставить предварительный диагноз, провести необходимые методы диагностики, принять обоснованное решение для дальнейшего ведения с женщин с неправильным положением и аномалиями развития женских половых органов.
II. Методические указания для студентов
2.1 Проблема:

Выбор тактики ведения женщин с неправильным положением и аномалиями развития женских половых органов в условиях СВП и ЦРБ.



2.2. Подпроблема

  1. Анализ внешнего вида

  2. Анализ анамнеза и предварительных событий являющийся этиологическим фактором в развитии неправильного положения и аномалий развития женских половых органов

  3. Анализ осмотра

  4. Выбор необходимых методов диагностики

  5. Соотнести полученные результаты и провести дифференциальную диагностику

  6. Прийти к определенному решению проблем в условиях СВП и ЦРБ

2.3. Алгоритм решения

  1. Анализ внешнего вида включает в себя следующее исследование

- осмотр кожи и видимых слизистых

- лицо (глаза, язык)

-вторичные половые

2. Анализ анамнеза

- перенесенные заболевания

- семейно-социальный анамнез

- гинекологический анамнез

3. Анализ осмотра

- Ps, АД, частота дыхания, кожные покровы

- аускультация сердца и легких

- пальпация живота

- осмотр в зеркалах

- бимануальный осмотр.

4. Выбор необходимых методов диагностики

- ОАК, ОАМ

- УЗИ


- КТ и R- графия

- тесты на содержания гормонов

5. Прийти к определенному решению проблем в условиях СВП и ЦРБ

- лечение при необходимости

- оказание неотложной помощи


Инструкция к самостоятельной работе по

анализу и решению практической ситуации

Лист анализа ситуации

Этапы работы

Рекомендации и советы

1. Ознакомление с кейсом

Сначала ознакомьтесь с кейсом

Читая, не пытайтесь сразу анализировать ситуацию



2. Ознакомление с заданной ситуацией

Еще раз прочитайте информацию, выделите абзацы, которые показались вам важными.

Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите что в ней важно, а что второстепенно.



3. Выявление, формулирование и обоснование ключевой проблемы и подпроблем

Проблема:

Выбор тактике ведения и определение необходимости госпитализации женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов.




4. Диагностика анализа ситуации

При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы:

  • Какой круг распространенных и опасных заболеваний, сопровождаются неправильным положением и аномалией развития женских половых органов

  • С какими нозологиями нужно провести дифференциальную диагностику и определить наиболее вероятные причины возникновения неправильного положения и аномалий развития женских половых органов

  • Какие методы диагностики необходимо применить, составьте и обоснуйте план обследования на уровне ЦРБ.

  • Какие дополнительные консультации узких специалистов необходимы для постановки окончательного диагноза?

  • Определите степень необходимости последующего наблюдения (медикаментозного и немедикаментозного лечения)




5. Выбор и обоснование способов и средств решения проблемы

Перечислите все возможные способы решения данной проблемы в данной ситуации

6. Разработка и разрешения проблемной ситуации

Поставьте диагноз, решите проблему в условиях СВП и ЦРБ


III. ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КЕЙСА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ - КЕЙСОЛОГОМ
IV КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ
4.1 Модель технологии обучения


Тема

Неправильное положение и аномалии развития женских половых органов

Количество часов – 2 часа

Количество обучающихся: 10 человек

Форма учебного занятия

Семинар по расширению и углублению знаний, отработке умений тактике ведения женщин с гипертензивным состоянием

План семинара

        1. Введение в учебное занятие

        2. Актуализация знаний

        3. Работа с кейсом в мини – группах

        4. Презентации результатов

        5. Обсуждение, оценка и выбор лучшего варианта стратегий

        6. Заключение. Оценка деятельности групп и студентов, степени достижения цели учебного занятия

Цель учебного занятия: Углубления знаний по тактике ведения женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов. Развитие способности оценки, анализа ситуации, выбора тактики ведения, диагностике, оказанию неотложной помощи, рациональной транспортировке и постстационарной реабилитации женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов.

Задачи преподавателя:

  • закрепить и углубить знания по оценке и анализу ситуаций и общее состояние женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов

  • выработать умение выбора правильного алгоритма действий для постановки диагноза.

  • Выработать навыки по оказанию экстренной помощи

  • Развить навыки самостоятельного принятия решения при ведении женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов условиях ЦРБ

Результаты учебной деятельности:

  • оценивают и анализируют ситуацию и общее состояние женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов

  • выбирают алгоритм действий для постановки диагноза.

  • развивают навык самостоятельного принятия решения при ведении женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов в условиях ЦРБ

  • вырабатывают алгоритм действий оказаний экстренной помощи при необходимости



Методы обучения

Кейс-стадии, дискуссия, практический метод

Средства обучения

Кейс, методические указания

Форма обучения

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Условия обучения

Аудитория с техническим оснащением, приспособленная для работы в группах

Мониторинг и оценка

Наблюдение, блиц опрос, презентация, оценка






    1. Технологическая карта учебного занятия, основанного на кейсе.




Этап и содержание работы

Деятельность

Преподавателя

Студентов

Подготовительный этап

Разъясняет назначение кейс - стадии и его влияние на развитие профессиональных знаний. Раздает материалы кейса и знакомит с алгоритмом анализа ситуации (см. Методические указания для студентов).

Дает задание самостоятельно провести анализ и занести результаты в «Лист анализа ситуации



Слушают

Самостоятельно изучают содержание кейса и индивидуально заполняют лист анализа ситуации.



I этап. Введение в учебное занятие

(10-15 мин)

1.1. Называют тему занятия, план, его цель, задачи и планируемый результат учебной деятельности.

1.2. Знакомит с режимом работы на занятии и критериями оценки результатов (см. указания для студентов)



Слушают

Ведут соответствующие записи





II этап основной

60 мин

2.1. Обосновывает постановку проблемы и выбор ситуации – актуальность. Проводит блиц-опрос с целью активизировать знания обучающихся по теме (приложение №1):

  • Перечислите причины возникновения неправильного положения и аномалий развития женских половых органов?

  • Какие осложнения возможны при несвоевременной диагностики неправильным положением и аномалией развития женских половых органов?

  • Какие имеются методы диагностики данных патологических изменений?

  • Каковы возможные методы лечения?

2.2. Делит студентов на группы. Напоминает содержание и задачи кейса. Знакомит (напоминает) с правилами работы в группе и правилами дискуссии.

2.3. Дает задание, уточняет правильность восприятия задания (приложение №2):



  • С какими нозологиями нужно провести дифференциальную диагностику и определить наиболее вероятные причины возникновения неправильных положений и аномалий развития женских половых органов

  • Методы диагностики, применяемые в условиях СВП и ЦРБ

  • Тактика ведения и лечения женщин с неправильным положением и аномалией развития женских половых органов

  • 2.4. Координирует, консультирует, направляет учебную деятельность.

Оценивает результаты индивидуальной работы: Листы анализа ситуации.

2.5. Организует презентации по итогам проделанной работы по решению кейса, обсуждение.

Организатор дискуссии: задает вопросы, реплики, напоминает теоретический материал

2.6. Органайзер - алгоритм действий ВОП в данной ситуации (приложение №3)

2.7. Сообщает свой вариант решения кейса

(приложение №4)




Отвечают на вопросы, обсуждают, задают уточняющиеся вопросы.

Делятся на группы

Обсуждают, проводят совместный анализ индивидуальной проблемы, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения, оформляют результаты решения

Представляют варианты решения проблемы 10-15 мин Вопросы после окончания презентации, выбирают оптимальный вариант


Разрабатывают единую систему, дискуссия

III Подведение итогов занятия, анализ и оценка

20 мин

3.1. Обобщает результаты учебной деятельности, объявляет оценки индивидуальной с совместной работы.

Анализирует и оценивает группу, отмечает положительные и отрицательные моменты.

3.2. Подчеркивает значение кейс - стадии и его влияние на развитие будущего специалиста


Слушают.

Могут провести самооценку и взаимооценку

Высказывают свое мнение




Таблица оценки индивидуальной работы с кейсом





Участники

Критерии и показатели оценки




Анализ текущей ситуации max 1,0

Обоснование проблемы max 0,5

Выбор способов и средств решения проблемы

max 0,5


Детальная разработка мер по реализации решения

max 0,5


Общий балл

(max 2,5)*



1.
















2.

































* 2,0 – 2,5 балла – «отлично», 1,5 – 2,0 балла – «хорошо»,

1,0 – 1,5 балла – «удовлетворительно»,

менее 1,0 балла – «неудовлетворительно»
Система оценки вариантов группового решения проблемы.


  1. Каждая группа получает два оценочных балла. Она может отдать их сразу все одному варианту решения или разделить на две (1:1; 0,5:1,5; и т.д.), не включая оценку собственного варианта решения.

  2. Все полученные баллы по каждому варианту решения складываются. Побеждает решение, набравшее наибольшее количество баллов. В спорных случаях можно провести голосование.



Таблица оценки вариантов группового решения проблемы, балл





Группа

Альтернативные варианты решения проблемы




1

2

3



1.













2.



























Сумма












Оценка презентации предлагаемого решения





Группа

Полнота и ясность презентации (1 – 20)

Нагляд-ность представ-ленной презентации (1 – 20)

Мас-совость и актив-ность членов группы (1 – 20)

Ориги-нальность предла-гаемых решений (1 – 20)

Приемлемость к законодатель-ным

нормам


(1 – 20)

Общая сумма набран-ных баллов (max 100)

1.



















2.








































Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница