Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников



страница1/2
Дата12.08.2017
Размер0,5 Mb.
  1   2
МОСКОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Специализированный совет Д 113.08.07

На правах рукописи



УСОВ Юрий Николаевич

УДК 8/077.3/:371.97

КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук



Москва, 1989

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.

О ф и ц и а л ь н ы е о п п о н е н т ы:

доктор педагогических наук, профессор Т. Ф. КУРДЮМОВА



доктор педагогических наук, профессор Л.П.ПРЕССМАН

доктор философских наук, профессор Ю.У.ФОХТ-БАБУШКИН

Ведущее учреждение—Курганский государственный педа­гогический институт.

Защита состоится « » 1989 года в час.

на заседании специализированного совета Д 113.O8.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора паук при Московском государственном педагогическом институте
по адресу: 119435, Москва, Г-435, ул. М. Пиро­говская, д. 1, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ по адресу: Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.



Автореферат разослан «...'. » 1989 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

проф. М.Т.БАРАНОВ

-1 –
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического вос­питания и художественного развития, использования искусства в решении новых социальных задач: воспитание человека труда, способного само­стоятельно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, филосо­фских достижений человечества, формирование граждански активной личности.



Актуальность исследования. В практи­ке современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возраст­ных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эсте­тическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уро­ки литературы. Практически же общаются школьники, особенно сред­него и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и эк­ранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению пе­дагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего ку­льтурного уровня, читательских вкусов, интересов к художествен­ной литературе. Как свидетельствуют социологические исследования НИИ художественного воспитания, самые низкие показатели художе­ственного развития имеют школьники, которые называют среди сво­их любимых видов искусства только кино или кино в сочетании с эстрадной музыкой. И в то же время у старшеклассников, сочета­ющих любовь к кино с интересом к другим видам искусства показа­тели общего художественного уровня выше, чем у школьников, пред­почитающих только традиционные искусства. Исследователями уста­новлена положительная взаимосвязь высокого уровня кинопредпочте­ний с сенсорной культурой школьников, с чувством художественно­го стиля в области литературы, изобразительного искусства, театра. Практический опыт учителей, преподавателей педагогических институ­тов Кургана, Калинина, Воронежа. Ленинграда, Москвы, Таллина, Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов страны свидетельствует об эф­фективности использования киноискусства в преподавании литерату­ры, в гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса.

- 2 -

Однако сегодня в массовой общеобразовательном школе отсут­ствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями учащихся в области экранных искусств, нет ус­тановки на систематическое аудиовизуальное образование школь­ников. Не разработаны теория и методика использования кино, те­левидения, видео в эстетическом воспитании и художественном разви­тии подрастающего поколения. По данным периодических опросов при Московском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элемен­тарное средство наглядной агитации, не зная о богатейших пер­цептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решить проблему эстетического воспита­ния и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие восприятия киноповествования способно, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.

В результате самые популярные, широко доступные экранные ис­кусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса массовой общеобразовательной школы, превратились для значитель­ной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлечение. Следует иметь в ви­ду, что активное утверждение сегодня бытовой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общест­ва, в частности школьного кинозрителя, педагогически неконтро­лируемое, легко распространяемое видеокассетное кино, способ­ное нести в развлекательной форме ремесленные поделки, пропа­гандировать в завуалированной форме киноповествования низкопро­бные стереотипы и аморализм.

Единственный выход из этой ситуации - целенаправленное вос­питание художественного вкуса, развитого интереса к экранным ис­кусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специа­листов, система эстетической информации в экранных искусствах приобретает в настоящее время универсальные признаки естествен­ного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения. Умение воспринимать этот язык - условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека.

Наша общеобразовательная школа не учитывает эту социокуль­турную ситуацию и не подготовлена к решению воспитательных задач

- 3 –


в условиях видеореволюции.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется не­обходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательных процесс как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами ис­кусства, как унифицированного способа освоения эстетической информации, поступающей к школьнику по многоканальной системе аудиовизуальных коммуникаций.



Проблема исследования - создание цело­стной системы кинообразования, которая может вооружить школьни­ка идейно-художественными критериями самостоятельного отбора аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным ком­муникативным каналам.

Существующие в научной литературе определения кинообразова­ния отражают особенности функционирования, воспитательного воз­действия кино, телевидения, видео и отношения к ним школьни­ков. В большинстве работ советских исследователей кинообразова­ние рассматривается как составная общей системы педагогическо­го воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития современного человека /И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.M. Рабинович/.

В других публикациях отмечается, что кинообразование имеет конкретные пели: приобщение к киноискусству, освоение его язы­ковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномыш­ления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта /И.Н.Гращенкова, Е.В.Горбулина, Н.С.Горницкая., Р.Я.Гузман, В.Г.Маранцман, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Один­цова и др./. Решение данных задач, по мнению киноведов, педа­гогов, активизирует процесс социализации школьника при исполь­зовании метода общения на основе киноискусства и позволяет уча­щимся через мир ценностей этических, культурных, социальных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жизнен­ные позиции, отношение к труду и обществу.



При рассмотрении исследований зарубежных ученых /Югославии, Польши, Германии, Швейцарии/, посвященных современным принципам кино­образования, заметно многообразие преследуемых целей и задач: формирование избирательных критериев, выработка самостоятельно­го мышления, критического отношения к действительности, запе-

- 4 ~


чатленной в фильме, активизация воздействия кино как средства массовой коммуникации в ряду других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия искусства кино, воспитание гра­мотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.

Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии предлага­ют различные варианты воспитания и образования средствами экран­ных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функци­онирования средств массовых коммуникаций, использования вырази­тельных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норденстренг, Ж.Берже/.

Анализ различных программ, методик, моделей кинообразования позволил определить предмет исследования/художественно-педагогические возможности киноискусства в учебно-воспитатель­ном процессе/, установить его цель - определение структуры, содержания, форм и методов кинообразования учащихся.



В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1/изучить практический опыт и теорию использования кино как пространственно-временного искусства в формировании гар­монично развитой личности школьника; 2/определить потенциальные возможности воздействия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе; 3/разработать содержание, принципы и методы использования киноискусст­ва в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных воз­растных этапах; 4/гипотетически определить объем знании о кино­искусстве, умения и навыки анализа, эстетической опенки идейно-художественного содержания фильма; 5/построить общую модель и методику кинообразования учащихся I-XI классов.

Организация исследования и основные его этапы. Исследование проводилось на протяжении 14 лет:

I. I974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, ки­нопедагогики, кинообразования, анализ образовательных, развива­ющих, воспитывающих потенций киноискусства в советской педаго­гике 20-70-ых годов. Построение и апробация на эксперименталь­ных занятиях в школах Москвы/ №№ 91, 1140/ первоначальной модели ки­нообразования учащихся 8-1О классов,

П. 1978-1980 гг.: 1/разработка программы и опытно-экспери-менталъной модели кинообразования учащихся 1-10 классов; 2/апро-

- 5 –
бация, корректировка программы кинообразования, методики раз­вития аудиовизуальной грамотности, умений анализировать идейно-художественную структуру фильма в работе с учителями г.Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/,г.Москвы /семинар при городском ИУУ на базе городской фильмотеки/.

Ш. 1980-1985 гг.: 1/проведение эксперимента по теме «'Идейно-эстетическое воспитание учащихся I-10 классов средствами киноис­кусства" в 30 школах Москвы совместно с Городским отделом народ­ного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию Союза кинема­тографистов СССР, МГПИ: 1980-81 - 5 школ, 1982-83 уч.г. - 15 школ, 1982-85 гг. - 30 школ; опорные школы № 15 /учитель - В.П.Голованов/, 313 /учитель - З.Ф.Демиденко), 593 /учитель - М.М.Гусева/, 613 /учитель-Э.Э.Кац), 818 /учителя - К.Н.Ганкина, Л.П.Романовская, Г.Т.Васильева/: апробация программы кинообразо­вания, руководство подготовкой учителей 1-10 классов на постоян­но действующем семинаре при МГИУУ /чтение лекций по вопросам ки­нообразования, просмотры и обсуждение специально отобранных фи­льмов/, разработка методических рекомендаций для организации просмотров кинофильмов при школьных кинотеатрах и обсуждение фи­льмов на специальных классных часах с учащимися; .руководители семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./I-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В. /4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8,9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усовым Ю.Н;

2/апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знаний об экранных искусствах, формирования ауди­овизуальной грамотности, анализа фильма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эстонии /г.Таллин/ -1981-1983. гг. и со студентами МГПИ на отделении кинооб­разования факультета общественных профессий - 1983-86 гг./послед­ний вид работы проводился совместно с З.С.Смелковой/.

1V. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального мате­риала, подготовка окончательного варианта программы и новой мето­дики кинообразования.

Методология исследования основана на определении основных понятий, связанных с содержанием кинообразования, прин­ципов функционирования художественно-игрового кинематографа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и отра­жении этих принципов в теории кинообразования для отработки но­вой модели кинообразования.


- 6 -

Методологической базой исследования были докумен­ты, постановления о школе, ки­нематографе. Методологической основой исследования явилась структура об­щей теории эстетического вое витания, основы которой заложены в трудах С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.И.Бурова, Д.Б.Кабалевского, в исследо­ваниях современных ученых А.Я.Зися, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Б.М.Неменского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др.

Понятие кинообразования, обосновываемое в диссертации, близ­ко определению эстетического воспитания как процесса целенаправ­ленного становления в ребенке "сущностных сил"/К.Маркс/, активи­зирующих эмоционально-интеллектуальный процесс художественного восприятия, творческого воображения, формирование духовных пот­ребностей, как "системы действий, формирующих систему чувств, вкусов, идеалов, творческих способностей личности"/В.А.Разумный/.

Но выдвигаемое определение кинообразования как составной ча­сти эстетического воспитания представляется качественно своеоб­разным в связи с тем, что речь идет о. части, которая моделирует целое, но не совпадает с ним. Кинообразование как система эстетического воспитания и художественно­го развития школьников осуществляется в про­цессе совершенствования восприятия и опен­ки и д е й н о-

н равственной концепции, раскрывающейся в звукозрительной форме киноповествования, в художествен­ной структуре экранных искусств. Реализация этой системы создает благоприятные возможности для формирования мировоззрения, художественно-творческих способно­стей, эстетического сознания школьников, их общей культуры. Предлагаемая система позволяет развить:


  • эстетические чувства в результате познавательной и твор­ческой деятельности, совершенствующей аудиовизуальное мышление, перцептивные навыки освоения звукозрительного образа как основ­ного средства выражения авторского сознания, осмысления социаль­ной действительности;

  • эстетический вкус, который вбирает такие компоненты, как

_ 7 –

художественная образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная грамотность, нравствен­ная культура, социальные ориентации личности;

- художественно-творческие способности школьника /воображе­ние, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализа­ции/ на основе освоения комплекса знании, умений, навыков з практике анализа и эстетической опенки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искус­ства кино, телевидения, суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения.

Исходныеположе н и я организации исследования.

Изучение многообразных моделей использования экранных ис­кусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения позволило существенно конкретизировать понятие кинообразования, соотнеся определение предмета и целей кинообразования с задачами современной педагогики .и практическими целями всего учебно-воспитательного процесса, призванного: форми­ровать личность школьника, его социальную и психологическую зрелость: осознание своего места в обществе, самоосознание, сфор­мированность мировоззрения, позитивное отношение к нормам мора­ли, социальным ценностям, ориентация на духовно-содержательное, творческое развитие, на систему непрерывного художественно-эс­тетического образования, единство эмоционально-интеллектуальных начал, создание ситуаций, благоприятных для личностного самовы­ражения и самоутверждения, использование методов, активизирую­щих познавательную деятельность учеников, способных самостояте­льно интегрировать разнообразную информацию в процессе обуче­ния/А. А. Бодалев, В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко,B.C.Ильин и др./.

Внимание к задачам эффективной организации мировоззренческо­го, идейно-эстетического воздействия фильма на зрителя и опре­делило концепцию кинообразования в данном исследовании как целенаправленный процесс идейно-эстетического развития школьника в системе деятельностей на материале экранных искусств, для реализации концепции было выделено четыре вида деятельнос т и: 1/усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни; 2/восприятие идейно-ху-

- 8 –


дожественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной форме повествования; 3/интерпретация результатов восприятия, эстетичная опенка произведения экранного искусст­ва; 4/художественно-творческая деятельность в области экранных искусств — любительская кино- и телесъемка.

Все четыре вида деятельности создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры, которая рассматрива­ется в данном контексте как "определенная система уровней эстети­ческого развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.

Уровень потребностей в эмоционально-интеллектуальном обще­нии с произведениями экранных искусств непосредственно зависит от двух последующих: уровня образованности /знания, раскрываю­щие особенности воздействия киноповествования, стимулирующие восприятие, интерпретацию, эстетическую опенку произведений эк­ранных искусств/ и уровня аудиовизуального мышления /понимания и интерпретации звукозрительной, пространственно-временной фор­мы повествования как речевой продукции, формирования представле­ний о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе ана­лиза произведений экранных искусств/. Степень образованности и глубина аудиовизуального мышления определяют развитие потребно­стей зрителя в общении с произведениями экранных искусств раз­личного художественного уровня, линейной или более сложной -ассоциативной, полифонической формы повествования.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта в области кинообразования, анкетирование, письменные опросы в процессе изучения уровней восприятия филь­ма, особенностей аудиовизуального мышления, выявление перцепти­вных действий в процессе киновосприятия, разработка модели фор­мирования аудиовизуальной грамотности, навыков анализа идейно-художественной концепции фильма, педагогический эксперимент, анализ творческих работ школьников: раскадровок, монтажных за­писей, сочинений, рецензий.

С учётом изложенных исходных положений была выдвинута сле­дующая гипотеза:

кинообразование как целенаправленный, педагогически органи­зуемый процесс совершенствования идейно-нравственного, эстетиче­ского воздействия фильма на зрителя может стать, эффективным сре-

- 9 –


дством эстетического воспитания и художественного развития школьников в системе деятельностей по усвоению знаний о пространственно-временной природе экранных искусств, развитию аудиовизуального восприятия, основанного на эмоционально-смы­словом соотнесении единиц киноповествования, формированию умений анализировать идейно-нравственную концепцию, раскрыва­ющуюся в художественной структуре произведений экранных ис­кусств.

Научная новизна исследования.

- дано теоретико-методологическое обоснование кинообразо­вания как многоаспектного понятия, выявляющего полифункциональ­ные возможности экранных искусств в духовном развитии общества;

  • на историческом материале выявлены потенции кинообразова­ния как средства духовного воспитания личности в процессе раз­вития киновосприятия, как отрасли педагогической науки о зако­номерностях, формах и методах эстетического воспитания средст­вами экранных искусств, как метода формирования аудиовизуаль­ного мышления;

  • охарактеризован структурный состав теории кинообразования: идей, понятия, закономерности, общий и специфический путь ис­пользования экранных искусств в воспитании и развитии школьни­ков, объем и содержание, формы и методы деятельности учителя

и учащихся, критерии эстетического развития школьников средст­вами экранных искусств.

2. Выработана методика формирования аудиовизуальной культу­ры: потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с эк­ранными произведениями, знаний, стимулирующих восприятие, эстетическую оценку идейно-художественной структуры фильма, аудиовизуального мышления - понимания и интерпретации формы киноповествования, авторской концепции мира и современной социаль­ной действительности;

  • охарактеризованы перцептивные действия в формировании на­выков восприятия пространственно-временного повествования;

  • раскрыты возможности анализа идейно-эстетической концеп­ции фильма в формировании мировоззрения учащихся: осмысление времени, социальной действительности, истории и современности, философских, нравственных вопросов бытия, авторского мировос­приятия.

3. Раскрыты дидактические возможности кинообразования в
преподавании школьного курса литературы, в воспитании грамот-


- то -

ного читателя: углубление понятий из области теории литерату­ры, совершенствование восприятия и навыков анализа идейно-ху­дожественной концепции литературного произведения, активиза­ция образною мышления, литературно-художественных знании школь­ников.



Практическая значимост ь исследования. Для реализации системы кинообразования как средства эстетиче­ского воспитания и художественного развития школьников подгото­влены: программы приобщения к экранным искусствам учащихся раз­личных возрастных групп /гипотетически определена необходимая сумма знаний о кино, перечень умений и навыков в области воспри­ятия и эстетической опенки фильма/; методические рекомендации по анализу фильма, его идейно-художественного содержания; раз­работаны конкретные методические приемы, в игровой форме разви­вающие восприятие пространственно-временной формы повествова­ния: составление коллажей на тему просмотренных фильмов, подго­товка монтажных записей, использование монтажных листов для раз­вития перцептивных навыков, озвучивание фильмокопий и пр.

Апробация и внедрение результатов иссле­дования. Положения диссертации практически реализованы в разли­чных видах кинообразования: в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /эксперимент в 30 школах Москвы/, в художественно-творческой деятельности школьников и учащихся ПТУ, создающих любительские фильмы /преподаватель Ю.И.Божков, г.Березники Пермской области/, в использовании кино на материале анализа зарубежных фильмов /преподаватель А.В.Федоров, г.Таганрог/, в системе подготовки студентов педагогических вузов /преподаватель СМ.Одинцова, г.Курган, преподаватели З.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, г.Москва, МГПИ/, в системе подготовки преподавателей факульта­тивного курса "Основы киноискусства" при институте усовершен­ствования учителей /г.Москва, ,Алма-Ата, Таллин - преподаватель Ю.Н.Усов/, в университете "Кино и школа"/ректор - И.В.Вайсфельд/ при Союзе кинематографистов СССР.

Разработанные принципы аудиовизуальной культуры практиче­ски реализованы в следующих рекомендациях и программах: Реко­мендации по использованию киноискусства в учебно-воспитатель-. ном процессе- Главное управление школ Минпроса СССР /09.03.83 № 075-91/14/; Примерные учебно-тематический план и программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница