Клеточная теория строения организмов



Скачать 176,35 Kb.
Дата06.08.2017
Размер176,35 Kb.
Тема: Клеточная теория строения организмов

Цель урока:

-актуализировать личностный смысл учащихся к теме урока

-создать содержательные организационные условия для развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника

-обеспечить развития у школьников умений сравнивать, выделять главное и классифицировать познавательные объекты ( растительную , животную клетку и т, д )

-содействовать развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения

-обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.



Оборудование: Микроскоп, микропрепараты кожицы лука и клеток животных тканей; таблицы : « строение растительной клетки » ; портреты ученых : А.В. Левшук , Р.Гук , Т.Шванн , М.Шлейдан , Р.Вихров , К.Бер; фотография среза пробкового дерева под микроскопом ; схемы : «функции клеток» , «основные положения клеточной теории» , «современные методы изучения клеток» .

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока учитель ставит задачи перед учащимися:

1. Обобщить знания о животной и растительной клетки.

2. Познакомится с историей изучения клетки и историей создания клеточной теории.

3. Научится использовать полученные знания для доказательства материалистического единства органического мира.

На основе имеющихся у учащихся знаний учитель предлагает заполнить таблицу I колонку приложение 1.

После окончания работы с таблицей и выяснения знания учащихся учитель объявляет тему и цель урока.

-Тема урока: «Клеточная теория строения организмов». Цель урока : познакомится с историей создания клеточной теории , ее основными положениями и значением .

2. Изучение нового материала

1. Учитель предоставляет слово учащемуся с докладом по теме «История изучения клетки».

2. Учитель предлагает учащимся приступить к выполнению задания модуля №1 (приложения №2)

3. После окончания работы с модулем двое учащихся разыгрывают сценку результатами которой является выдвижение гипотезы: «Ткани животного и растений состоят из клеток».

4. Для подтверждения гипотезы проводят лабораторный эксперимент (приложение №3).

5. Далее осуществляется работа с модулем №2 , №3 , №4 ,№5 (приложение №2).

6. Прежде чем преступить к работе с модулем №6 (Приложения №2) учащимся предлагается ответить на вопрос : Что находится в черном ящике, если известно, что это предположительно прибор позволивший открыть клетку?

Ребята отвечают, что это микроскоп и приступают к знакомству современными методами изучения клеток.

7. Для завершения работы по изучению нового материала учитель предлагает учащимся вернуться к приложению №1 и заполнить вторую часть таблицы: «Что я узнал нового о клетке?». Затем учащиеся зачитывают вслух вторую колонку таблицы.
3. Закрепление изученного материала

Закрепление изученной темы и оценка результатов проводится с помощью листа контроля знаний (приложение №4).

С целью закрепления изученного материала, учащимся предлагается Следующее задание: Пользуясь учебником ”Общая биология” под редакцией В.Б. Захарова С.Г. Мамонтова, И.И. Сонина стр. 179-181 составить вопрос. Записать вопрос на карточке, обменяться карточкой с соседом по парте, ответить на вопрос соседа. Обменявшись карточками ещё раз проверить и оценить ответ товарища. (Смотреть приложение №4, модуль №1)
4. Рефлексия
Чтобы оценить свой уровень знаний, полученный на уроке, психологическое состояние и работу на уроке, учащимся прилагается

Выполнить задание модуль №2 и №3 (см приложение №4). После выполнения задания ученики осуществляют самоконтроль (пр. №5) и оценивают себя.


5. Домашнее задание

Модуль №4 приложение №4


Памятка для учителя

1. Работа с модулями осуществляется согласно методическим рекомендациям

для учащихся (приложение №2).

2. Все письменные задания учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.

3. На самостоятельную работу с модулями (прил. №2) отводится 4-5 мин.

4. По окончанию работы с каждым модулем учитель проводит фронтальную беседу по содержанию пройденного учебного материала.

5. Завершающей частью каждого этапа урока может служить рефлексия по принципу “Светофора”.

6. При работе с листом контроля (прил. №4), модуль 1, учащимся заранее раздают чистые карточки.

7. Для контроля знаний учащимся на выбор предлагается 2а теста разного уровня сложности (модуль №2, прил. №4).I уровень сложности, оцененный в 8 баллов – более простой и максимальная оценка за решение этого теста может быть “хорошо”; второй тест более сложный, требует больших знаний и максимальна оценка за правильное решение этого теста “отлично”. На работу с тестом отводится 10 минут. Затем учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы, пользуясь образцом правильных ответов (приложение №5) и выставляют количество набранных балов.

8. Общая оценка учащегося складывается из оценок полученных во время фронтальных бесед, оценки за карточку, поставленной одноклассником, и оценки по результатам теста.

9. В завершении урока учащимся предлагается зарисовать один из трех рисунков модуль 3 (приложение №4), который наглядно демонстрирует их психологическое состояние на уроке.

10. Домашнее задание учащиеся записывают в рабочую тетрадь (или дневник), пользуясь модулем №4 (приложение №4)



Н
Приложение №2
омер

модуля


Методическое руководство по

обучению


Учебный текст

Модуль 1

Выслушайте выступление докладчиков об истории изучения клетки. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о вкладе ученых в изучении этого вопроса запишите, его в тетрадь.


Роберт Гук - английский ученый-физик, рассматривал под микроскопом срез пробки и обнаружил, что она состоит из ячеек, разделённых перегородками. Эти ячейки он назвал клетками.

Антонии ван Левингук рассмотрел строение многих микроскопически малых объектов (эритроциты, водоросли, бактерии и сперматозоиды).

Роберт Броун в 1831 году обнаружил в клетках ядро.

Эм Шлейден в 1838 году пришёл к выводу, что ткани растений

состоят из клеток.



Теодор Шванн в 1839 году обнаружил, что ткани животных состоят

из клеток.




Модуль 2

Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь

Немейский зоолог Теодор Шванн создал теорию, утверждаюшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых систем.
Клеточная теория была сформулирована и опубликована в 1839 году Т. Шванном, тем -самым провозгласив единство животного и растительного мира. Суть её можно выразить:

- клетка рассматривается как элементарная структурная единица всех живых существ;



- клетки растений и животных самостоятельны, гомологичные друг другу по происхождению и структуре.


Модуль 3

Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь.

Существенным дополнением основных положений клеточной теории стали открытия:

1827 г. академик Российской АН К.М. Бер открыл яйцеклетки млекопитающих, он установил, что все организмы начинают своё существование с одной клетки (оплодотворенного яйца).

Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

1855 г. немецкий врач Р. Вихров сделал обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки, и следовательно, рост и размножение организмов связанный с делением клеток и их дифференцировкой (образование тканей и органов)..

Модуль 4

Прочитайте текст правой колонки и учебника стр. 180 (пар 5.5). Выпишите в тетрадь основные положения клеточной теории

Таким образом" к началу XX в. благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общности происхождения и единстве всего живого. Клеточная теория
предпосылкой возникновения теории Ч.Дарвина.

Модуль 5

Прочитайте текст правой колонки. Запишите себе в тетрадь основные функции клетки.


Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляя всю полноту процессов жизнедеятельности (прокариоты и одноклеточные эукариоты ). Все многоклеточные организмы состоят из клеток. В результате выполнения клетками различных функций происходит их специализация, клетки приобретают различное строение, формируют ткани.
ФУНКЦИИ КЛЕТОК



Модуль 6

Из сообщений учащихся выяснить, какие современные методы изучения клеток существуют

  1. Изучение с помощью микроскопа.

  2. Центрифугирование, с целью разделения органоидов,
    имеющих разную массу и скорость осаждения.

  3. Хроматография и электрофорез - разделение
    биологических молекул.

  4. Использование радиоактивных изотопов Р32, С14, Н3 - место
    локализации их в клетке легко обнаружить.

  5. Аминокислотный анализатор - последовательность кислот
    в клетке.

  6. Секвенирование - последовательность нуклеотидов в ДНК




Приложение №1



Что я знал о клетке.

Что я узнал нового о клетке.







Приложение №3

Инструкционная карточка

Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.

Научиться сравнивать их строение.


Оборудование: Микроскоп, микропрепарат “Кожицы чешуи лука”, микропрепарат животной ткани.
1. Рассмотрим микропрепарат кожицы чешуи лука, сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки под микроскопом и на таблице, впишите

название органоидов в тетрадь.


2. Рассмотрите микропрепарат живой ткани, сопоставьте увиденное с изображением на таблице, сравните с клеткой растений и выпишите в тетрадь основные органоиды клетки животного.
3. На основе анализа записей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?


Тип клеток





Отличия




Сходства



Клетки растений






Клетки животных






Выводы:

Приложение № 4



Лист контроля знаний.


Номер модуля

Методическое руководство к контролю







Просмотрите текст параграфа 5.5 и текст учебных модулей, составьте вопрос и запишите его




Модуль 1

на карточке. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Кратко ответе на вопрос в







тетради.







Выберете удобный для себя уровень сложности и ответе на вопросы.







I уровень сложности - 8 баллов







1. Какой из названных свойств принадлежит каждой клетки?







а) способность к образованию гамет;







б) способность проводить нервные импульс;







в) способность сокращаться;







г) способность к обмену веществ;







2. С какой из областей знаний в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX -







XX столетии?







а) с развития микроскопии;







б) с развитием философии;







в) с развитием химии;







г) с развитием всех указанных направлений







3. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории?







а) все растительные организмы состоят из клеток;







б) все животные организмы состоят из клеток;







в) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;







г) клетки всех организмов одинаковы по строению.







4. На чём основан метод центрифугирования?







а) на различные скорости осаждения органоидов;







б) на окрашивании органоидов различными красителями;







в) на выделении из клеток различных химических соединений;







5. Какой из признаков клетки указывает на её видовую принадлежность?







а) наличие ядра и цитоплазмы;




Модуль 2

б) количество хромосом;







в) количество митохондрий;







г) наличие хромосом.







12 3 4 5 Количество баллов







II уровень сложности - 10 баллов







1. Дайте определение следующих понятий:







а) Теория














б) Система














в) Клетка














2. Докажите, что клетка, как система обладает новыми качествами, по сравнению с







составляющими её структурными элементами.














3. Приведите несколько доводов в пользу единства строения всех живых организмов.














4. Какими особенностями клеток объясняются различия в их функциях?























Рефлексия.







Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.













Модуль 3

























Модуль 4

Д.з: п. 5.5, записи в тетради. Дополнительно: сообщение о жизни Т.Шванна, современные методы изучения клеток






Методы изучения клеток




приложении №5

Правильные ответы на тесты.

/. уровень

1)Г 2) Г 3)В 4) А 5) Б

//. уровень

1 Теория - это совокупность утверждений научно обоснованных и получивших практическое обоснование.

Система - это совокупность образований (молекул, органоидов, клеток, органов и т.д.), деятельность которых направлена на выполнение общих функций. Клетка - это элементарная живая система, единица размножения . строения , жизнедеятельности и индивидуального развития.



  1. Клетка способна выполнять все функции, характерные для целого организма, и
    может быть самостоятельным организмом.

  2. Клетка имеет оболочку, ядро, хромосомы, основные органоиды и способны
    делиться путём митоза и мейоза.

  3. Особенности строения (реснички, ворсинки, много митохондрий или пластид и
    т.д.), заложенные в генетическом аппарате ядра.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница