Коллективное творческое дело «У каждого города свое лицо» Коморникова Лариса Леонидовна воспитатель учреждения образования «Гимназия г. Рогачева»



Скачать 100,91 Kb.
Дата26.10.2016
Размер100,91 Kb.
Сценарная разработка

Коллективное творческое дело «У каждого города свое лицо»

Коморникова Лариса Леонидовна

воспитатель учреждения образования

«Гимназия г.Рогачева»

первая квалификационная категория

Задачи: углубить знания детей об истории Беларуси, в частности, об истории ее городов, вызвать интерес к изучению своей страны; пробудить чувство гордости за свою страну, свой народ; учить работать с информацией, проявлять творчество.
Подготовка: замысел провести данное КТД возникает при изучении курса «Мая Радзiма– Беларусь». При подготовке к занятиям накапливается интересный дополнительный материал, появляется возможность больше узнать о родной стране.
Ход дела

Педагог. Есть такая русская пословица «У каждого города – свой норов». Как вы ее понимаете? (Ответы)

Норов – по-другому, нрав, характер. Смысл пословицы в том, что каждый город отличается своим характером. Я думаю, что исходя из пословицы, наше КТД можно назвать так… «У каждого города свое лицо». В Беларуси много городов, которые отличаются друг от друга. Чем? (Ответы)

Давайте попытаемся более подробно ответить на этот вопрос. Для этого вы объединились в группы. (Учащиеся сидят по группам. На столах перед ними – книги, бумага, ручки, картинки, буклеты)

Педагог. Города земли белорусской… Они, как люди. У каждого свое неповторимое лицо, своя жизненная судьба, свои потери и приобретения. Одни славятся героическим прошлым, исключительной ролью в конкретных исторических событиях. Другие архитектурными памятниками, красотой современных сооружений. Третьи – достижениями в экономическом развитии, молодостью.

Вместе с тем на жизненном пути городов есть и много общего. Например, самые древние города на территории Беларуси возникали в основном вокруг детинцев – поселений, где жил князь с дружиной. Детинцы находились на возвышениях при слиянии рек, что выгодно как для связи с соседними княжествами, так и для обороны. Они обязательно усиливались деоевянной оградой, рвами и валами. Как вы уже поняли, сейчас мы будем говорить об истории городов.



К доске выходит 1-ая микрогруппа. Дети рассказывают о родном городе Рогачеве.

1-ый ученик.

Рогачев – небольшой городок Гомельской области. Древние находки говорят о том, что Рогачев возник на месте поселения древних людей, которое находилось на Замковой горе. Это был богатый город, который вел торговлю не только с соседями, но и с далекими арабскими странами. Название города произошло от географического расположения. Две реки Днепр и Друть сливаясь образуют рог и в этом месте расположился город.



2-ой ученик.

Город был довольно крупным, быстро развивался. В Рогачеве была развита продовольственная и деревообрабатывающая промышленность. Было реальное училище и свой театр «Модерн». Но, к сожалению войны, которые возникали на протяжении многих столетий разрушали Рогачев до неузнаваемости. Жителям города пришлось из руин восстанавливать Рогачев после Великой отечественной войны.



3-й ученик.

Многие улицы города названы в честь революционеров и героев Великой отечественной войны. Это улицы: А.Цимермана, В.Ленина, П.Смидовича, Б.Горбачева.

Богата Рогачевская земля и талантливыми писателями: А.Макаенок, М.Лыньков, В,Короткевич, Алесь Жаврук.

4-й ученик.

Современный Рогачев очень чистый и уютный город, который больше подходит для отдыха людям, которые приезжают из других мест. Знаменит город за пределами Беларуси своей молочной продукцией.

В Рогачеве много памятников. Которые напоминают жителям о героическом прошлом их народа. Посмотрим на современный Рогачев. (показ слайдов)

Выступает 2-я микрогруппа.

1-й ученик.

Мы расскажем об одном из красивейших и необычных городов Гомельской области – городе Мозыре. Впервые упоминается в летописи в 1155 году. Мозырь называют маленькой «белорусской Швейцарией» из-за особенностей рельефа местности. Сам город расположен на возвышенности, на берегу реки Припять. Его территорию украшают живописные холмы и глубокие впадины, несмотря на это вокруг города абсолютно ровная местность.



2-й ученик.

В 1609 году в городе начался пожар, который полностью уничтожил весь город, оставив только одни угли. В 1613 году за счет пожертвований город был отстроен заново, обнесен высоким валом с 7 башнями. Ходить по улицам Мозыря нелегко, так как некоторые улицы настолько резко уходят вверх, что даже автомобилю трудно преодолевать этот путь.



3-й ученик.

В городе есть дом-музей знаменитого художника керамиста М.М.Пушкаря, а также построен современный спортивный комплекс, который функционирует круглый год. Есть лыже-ролерные трассы, теннисные корты, футбольное поле. Еще в городе много мест, которые напоминают о Великой отечественной войне. Много мирных жителей загубили фашисты, об этом напоминают многочисленные памятники, установленные на улицах города.



4-й ученик.

Современный Мозырь – это город химиков, нефтяников, машиностроителей. В городе действует один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод, предприятие по добыче пищевой соли. Еще в городе есть педагогический университет, музыкальный и медицинский колледжи.

Название города произошло от древнего слова «масыр», что означало влажное, сырое место (показ слайдов).

Выступает 3-я микрогруппа.

1-й ученик.

Город Гомель – областной город, впервые упоминается в летописи в 1142 году. По реке Сож, на берегах которой расположился Гомель с древних времен плавали корабли с грузом, но так как на реке было много мелких мест, то моряки предупреждали друг друга криками Го! Го! Мель! – вот так и возникло название города. Благодаря тому, что по реке Сож проходили торговые пути, Гомель очень быстро развивался. Многие князья того времени воевали за Гомель.



2-й ученик.

Во время Великой отечественной войны жители города активно сражались против фашистов, в Гомеле располагался штаб Центрального фронта Советской армии. Очень много в Гомеле мест, которые напоминают о Великой отечественной войне. В некоторых районах города сохранились деревянные домики, в которых были явочные квартиры патриотов-подпольщиков. На многих домах висят мемориальные доски.



3- ученик.

Самым интересным и живописным местом в Гомеле считается бывшее владение князей Румянцевых-Паскевичей – это дворец и прилегающая к нему парковая зона, а также собор святых Петра и Павла, который находится на территории парка. В парке очень много растений более 100 видов, которые привозились по приказу князя из-за границы и высаживались на территории парка. За чистотой и порядком в парке следили крепостные крестьяне, поэтому парк имеет такой ухоженный вид (показ слайдов).



4-й ученик.

Сегодня Гомель – областной центр, в котором действуют крупные предприятия, продукция которых известна далеко за пределами нашей страны: техника Гомсельмаша, судостроительный завод и другие. Очень много в городе образовательных учреждений: институты, техникумы, колледжи. Гомель является одним из красивейших и зеленых городов Беларуси. Сегодня трудно представить Гомель через 50-100 лет, но ясно одно, он станет еще лучше и краше.



Педагог. Всего три небольших белорусских города, а какая богатая история отразилась в них! И таких городов в Беларуси очень много. А сейчас вам предстоит выполнить задания, где вы покажете, насколько хорошо вы знаете названия белорусских городов.

Задание №1. В буквенном хаосе отыщите названия белорусских городов. А из оставшихся составьте название одного из самых древних белорусских городов.

В

И

Т

Е

Н

М

О

Г

Г

О

М

Б

С

К

Е

И

Г

Р

Е

Л

Ь

С

С

Л

П

О

О

Р

Ш

А

И

Е

О

Д

Н

О

В

А

Д

В

Л

К

М

О

З

Ы

Б

О

О

Ц

И

К

Ж

Р

Ь

Р

П

И

Н

С

В

О

С

И


Ответы:, Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Ельск, Гродно, Орша, Полоцк, Мозырь, Борисов, Пинск. Из оставшихся букв НЕСВИЖ.

Задание №2. Разгадать ребусы и назвать города: Кобрин, Бобруйск, Витебск, Могилев, Ельск, Слуцк, Светлогорск, Вилейка.

Педагог. Неотъемлемым атрибутом города, символом его независимости были герб и печать. Без них не могло существовать городское самоуправление. Третье задание называется «Городская геральдика Беларуси». Термин «геральдика» в переводе с латинского означает «гербоведение», т.е. составление и изучение гербов. Само слово «геральдика» происходит от немецкого слова «герольд». В средние века при дворах королей и князей служили герольды. Они были распорядителями на торжествах и рыцарских турнирах. Герольды ведали также составлением родословной знатных семей. А в то время каждый знатный род имел свой герб и печать. Видимо, эта роль герольдов и отразилась в более позднем слове – геральдика.

Задание №3. Следующее задание – из кусочков пазлов сложить гербы областных городов. (Когда собрали – на доске вывешивается картинка с гербом, а остальные группы угадывают, какому городу он принадлежит.)

Задание №4. «География городов»

1.Назовите главные реки нашей страны. (Неман, Днепр, Припять, Западная Двина, Березина)

Вспомните, какие города стоят на этих реках:

а) на Днепре – Орша, Могилев, Быхов, Рогачев, Жлобин;

б) на Немане – Столбцы, Мосты, Гродно;

в) на Западной Двине – Витебск, Полоцк, Новополоцк;

г) на Припяти – Наровля, Мозырь, Туров, Пинск;

д) на Березине – Березино, Бобруйск, Светлогорск.

Педагог. Поэты Беларуси прославили в своих стихах красоту городов и природы нашей страны:

Па Гароднi Неман льецца.

Злева сонейка смяецца.

Справа песня раздаецца.

Рыбка бъецца, сэрца бъецца…

Неман стомiцца на лузе.

Неман – сэрца Беларусi.

Па Гароднi льецца Неман,

Малады вітае гоман.

Задание №5. «Достопримечательности городов Беларуси»

Педагог. Каждый город славится не только своей историей и удобным географическим положением, но и достопримечательностями, которых в Беларуси очень много. Давайте представим такую ситуацию. К вам приехали гости из другой страны и просят вас рассказать о вашей Родине, о ее достопримечательностях. Что бы вы им рассказали?

1-й ученик.

Много в нашей Беларуси чудесных мест, и одно из самых красивых, богатых, необычных – Беловежская пуща. Начинается она от города Каменца, где уже больше семи столетий стоит, как вечный страж, древняя башня – Каменецкий столб.

Летописцы сохранили дату ее рождения – 1276 год. Волынский князь Владимир Василькович повелел зодчему Алексе начать строительство города на возвышении у речки Лесная: «Сруби на нем город и нарече имя ему Каменец. Так записано в летописи.

Башня была возведена на холме и обнесена валом с деревянными укреплениями. Стены толщиной 2,5 м служили надежной защитой от врагов. Над пятью ярусами башни возвышалась боевая галерея с четырнадцатью массивными зубцами. Каменецкая башня – один из самых мощных древних памятников Беларуси. Сейчас в ней находится краеведческий музей.



2-й ученик.

Богат памятниками город Новогрудок – один из старейших в Беларуси. Когда-то он был столицей Великого княжества Литовского, в нем размещалась резиденция Великого князя Литовского Миндовга. Самым знаменитым местом города являются руины древнего замка и городской парк. Каменный замок в Новогрудке на Замковой горе – уникальное сооружение. В нем было семь башен, он считается одним из самых мощных того времени. Дополнительно замок защищался укреплениями и земельным валом, на котором стояли деревянные оборонительные сооружения.

В память своего знаменитого земляка, поэта Адама Мицкевича, жители города с 1924 года по 1931 год насыпали Курган Бессмертия. Землю, засыпанную в курган, привозили из многих уголков земного шара: Кракова, Львова, Парижа, Стамбула, Аргентины.

На камне высечены строки поэта:

Край детских лет,

С надеждами и снами,

Как первая любовь,

Ты вечно снами…



3-й ученик.

Город Полоцк для белорусов имеет особое значение. Это родина белорусского первопечатника Франциска Скорины, педагога и писателя Симеона Полоцкого, святой Ефросиньи Полоцкой. Это самый древний город нашей страны, он известен с 862 года.

Уникальным памятником старины является Софийский собор – государственный храм древней Полоцкой земли. Это была церковь – замок с боевыми угловыми башнями для защиты от нападения врагов. Во время осад Полоцка в церкви находили убежище жители города. В ней сохранялись святыни и сокровища города. Здесь происходили наиболее торжественные собрания горожан. Здесь принимали послов. Имя храма было увековечено на городской печати. Славился Полоцк и своими замками: Верхним, Средним, Нижним, - которые делали город крепчайшей неприступной твердыней. Сейчас территория полоцких замков включена в историко-археологический заповедник.

Педагог. К сожалению, недостаток времени не позволяет нам услышать о других достопримечательностях Беларуси. Но, я думаю, вы захотите продолжить знакомство с историей и достопримечательностями городов Беларуси. А закончить наше КТД мне хочется стихами замечательного белорусского писателя В.Короткевича:

Дзе мой край? Там, дзе вечную песню пяе Белавежа,

Там, дзе Неман на захадзе помніць варожую кроў,

Дзе на ўзвышшах Навагрудскiх дрэмлюць суровыя вежы



I вiшневыя хаты глядзяцца у шырокi Дняпро.

Педагог. Каждый, кто живет в Беларуси, должен задать себе вопрос: что я сделал сегодня для своей Отчизны, как прожил год, чтобы не было стыдно ни самому, ни своей семье? Давайте, друзья, заново откроем для себя Беларусь, будем гордиться ей и сделаем все, чтобы нашу страну знали и уважали во всем мире.

Рефлексия. А сейчас, ребята, закончите предложение «Я хочу, чтобы мой город… или «Я желаю, чтобы город Рогачев…

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница