Концепция демократизации управления муниципальной системой образования Г. Челябинск



Скачать 127,41 Kb.
Дата28.10.2016
Размер127,41 Kb.
Концепция демократизации управления муниципальной системой образования

Г. Челябинск

 http://www.chel-edu.ru/index.php/manage_rukovod/354

 

Актуальность проблемы 

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования стало изменение характера управления системой образования на всех его уровнях: от уровня образовательного учреждения до общероссийского. Предполагается реально придать управлению образовательным учреждением и системой образования в целом государственно-общественный характер, который будет способствовать обеспечению открытости и прозрачности всей системы. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

отечественное образование должно развиваться как открытая и единая государственно-общественная система, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования. Курс на развитие общественной составляющей в общей системе управления образованием четко прослеживается и в национальном проекте «Образование», реализация которого рассчитана на 2006-08 годы.

Последние годы доказали, что серьезные качественные изменения в системе образования, на которые, в первую очередь, нацелен и национальный проект,  невозможны без качественного изменения системы управления ею.

         Словосочетание «государственно-общественное      управление» впервые было применено по отношению к отечественной системе образования в 1988г., когда  Всесоюзный съезд работников образования отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

         В 1992г. в Законе РФ «Об образовании» впервые закреплен общественно-государственный характер управления образованием. В нынешней редакции Закона демократический, государственно-общественный характер управления определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (статья 2). Такое управление должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления (статья 35).

В настоящее время законодательно не определено понятие «государственно-общественное управление». Более того, в документах Правительства и Министерства Образования и науки Российской Федерации используются различные термины для определения государственно-общественного характера управления образованием и форм, в которых оно осуществляется (государственно-общественное управление, общественно-государственное управление, общественный совет, управляющий совет и др.).

В нашей стране в настоящее время образование становится все более динамичной силой, способной активно влиять на развитие общества, формировать демократические цели и задачи общественного развития. Образование - это открытая система, способствующая становлению гражданского общества, а потому требующая серьезного и заинтересованного участия самого общества в ее функционировании и развитии.

Глубокие качественные изменения в системе образования невозможно провести только на уровне отдельных образовательных учреждений, они возможны  в результате планомерных усилий всей системы образования, на всех ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, на уровне образовательных учреждений) с широким привлечением общественности.

 

Теоретические основания демократизации управления муниципальной системой образования



 

Концепция государственно-общественного управления образованием (ГОУО)

 

Концепция государственно-общественного управления общим образованием разработана в 2002 году в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образование Российской академии образования (руководитель - Бочкарев Вениамин Иванович, доктор педагогических наук, профессор).

В концепции изложены сущность ГОУО, его основные признаки, принципы, организационная структура, определены также полномочия субъектов ГОУО на федеральном, региональном, муниципальном уровне и  на уровне образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании», глава III. Управление системой образования), а также представлены критерии эффективности государственно-общественного управления образовательной системой.

Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества, государства.

Задачи ГОУО:


  • реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждений, системой образования;

  • повышение эффективности государственной политики в области образования;

  • удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

В 2003г. эта же лаборатория разработала и предложила для широкого обсуждения Концепцию демократизации управления общим образованием в России.

     Тексты Концепций даны в Приложении



Сущность, принципы и функции государственно-общественного управления муниципальной системой образования

 

Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в непрерывности прямого и обратного взаимодействия со средой. Он направлен на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих потребностям всех слоев и групп населения конкретной местности, всех участников образовательного процесса.

Основной целью демократизации управления муниципальной системой образования является достижение подлинного народовластия в системе образования.

Под государственно-общественным управлением образованием (ГОУО) целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система ГОУО включает в себя всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Следовательно, демократизацию управления муниципальной образовательной системой можно рассматривать как процесс, в котором сочетается деятельность субъектов муниципальной и общественной природы, направленный на создание, развитие и функционирование всей сферы муниципальной системы образования.



К основным признакам демократического, государственно-общественного управления муниципальной системой образования относятся:

-         муниципальная структура управления и самоуправления образованием, в которой каждый из субъектов управления располагает определенными полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

-         общественная структура управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

-         взаимосогласованное распределение полномочий (компетенции) и ответственности между муниципальными и общественными субъектами управления системой образования;

-         принятая органами муниципального и общественного управления и самоуправления образованием система разрешения противоречий, возникающих между ними.

 

К основным принципам демократизации управления муниципальной системой образования можно отнести следующие:



  • принцип законности: непременное следование органов муниципального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;

  • принцип открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, государственно-общественного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;

  • принцип свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;

  • принцип независимости и паритетности субъектов демократического, государственно-общественного управления образованием;

  • принцип целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;

  • принцип согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;

  • принцип наделения полномочиями в муниципальной вертикали управления сверху вниз, а в общественной - снизу вверх (избирателями);

  • принцип правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении муниципальной образовательной системой;

  • принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления муниципальной системой образования.

 

Субъекты демократического, государственно-общественного управления муниципальной образовательной системой могут иметь общее содержание деятельности по реализации функций управления:



  • Деятельность по обеспечению функционирования муниципальной образовательной системы: участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой базы функционирования образовательной сферы, определение направлений расходования дополнительных финансовых средств и контроль за их рациональным использованием; организация обсуждения готовящихся и принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полной реализации прав учащихся, родителей, работников образовательных учреждений, содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов муниципальной системы образования;

  • Содействие совершенствованию деятельности и развитию муниципальной системы образования: разработка и реализация соответствующих проектов и программ; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах муниципальной образовательной системы; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации муниципальной образовательной системы и образовательных учреждений; участие в экспертизе качества образования.

 

Условия становления и развития демократического, государственно-общественного управления муниципальной системой образования

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая создание органов общественного управления образованием

 

         Нормативно-правовой основой создания органов общественного управления образованием является Конституция РФ. В соответствии с п.1 ст.1 наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, что означает, что все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образования, обязаны функционировать на основе права и демократии. Закон РФ «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает демократический, государственно-общественный характер управления образования (ст.2), устанавливает, что управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления (п.2 ст.35). Закон предоставляет право на участие в управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса (п.4 ст.50, п.1 ст.52, п.1 ст.55)

         В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001г №1756-р) подчеркивается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (п.1.4), ... «Необходимо расширять участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой. Так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования» (п.2.6).

         Однако на сегодняшний момент нет ни одного законодательного и правового акта, в котором бы раскрывались правовые механизмы общественного участия в управлении образованием как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Учитывая это обстоятельство, руководителям и участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях и образовательных системах можно творчески использовать разработанные в лаборатории ГОУО Института управления образованием РАО Концепцию государственно-общественного управления общим образованием и Концепцию демократизации управления общим образованием в России,  что и происходит сейчас в практике некоторых муниципальных и региональных образовательных систем.

 

 Структура и содержание процесса демократизации управления муниципальной образовательной системой

 

         Под организационной структурой управления муниципальной образовательной системой понимается целостная структура управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Таким образом, совокупность всех элементов, входящих в состав управления, и связей между ними, представляет собой организационную структуру управления образованием на муниципальном уровне. В ней обеспечивается распределение полномочий, обязанностей, прав и ответственности, определяются вертикальные (субординационные) и горизонтальные (координационные) связи.



 В организационную структуру ГОУО на муниципальном уровне входят:

  • органы местного самоуправления и управления образованием;

  • городской (районный) съезд или конференция участников образовательного процесса и избранный на нем (ней) городской (районный) общественный Совет по образованию.

Субъектами ГОУО муниципальной образовательной системы являются:

  • муниципальный орган управления образованием, созданный решением органов местного самоуправления;

  • городской (районный) Совет по образованию, избранный городской (районной) конференцией участников образовательного процесса;

  • городские (районные) педагогический, ученический и родительский Советы, избранные на городских (районных) конференциях педагогов,. учащихся, родителей соответственно.

         Управление образованием является одним из компонентов образовательной политики. Поэтому, первоочередным правом участия в управлении муниципальной образовательной системой наделены, прежде всего, участники образовательного процесса, каковыми в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.44, раздел 4) являются обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся.

         Муниципальный орган управления образованием и городской (районный) Совет по образованию будут осуществлять соответственно административное и общественное управление муниципальной образовательной системой, а городские (районные) педагогический, ученический и родительский Советы будут выполнять функции органов самоуправления муниципальными ассоциациями педагогов, учащихся, их родителей.

         Демократическое, государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой осуществляется по трем взаимосвязанным и взаимозависимым направлениям деятельности:


  • демократизация административной деятельности муниципального органа управления образованием;

  • функционирование муниципальных органов педагогического, ученического и родительского самоуправления;

  • организация и функционирование муниципального органа общественного управления муниципальной образовательной системой Пути совершенствования управления муниципальной образовательной системой

 

Для того чтобы образование успешно развивалось, чтобы каждое образовательное учреждение, муниципальная образовательная система могли эффективно использовать и наращивать свой потенциал, необходимы профессиональные руководители, владеющие современными методами управленческой и экономической деятельности. Следовательно, нужна эффективная система работы с кадрами (со всеми участниками образовательного процесса, на всех уровнях управления образованием).

Но к работе с кадрами в настоящее время не готовы не только участники образовательного процесса, но и подавляющее большинство руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений. Поэтому, одной из важнейших задач сейчас является переподготовка кадров в образовании по вопросам демократизации управления образовательными системами. Усилия необходимо направить, в первую очередь, на формирование управленческой культуры руководителей. Таким образом, система повышения квалификации субъектов управления образованием требует и новых подходов к ее организации.

Еще одной важной проблемой совершенствования демократизации управления является реализация прогностической функции управленческой деятельности. В качестве основных методов прогнозирования муниципальной системы образования и демократизации системы ее управления целесообразно использовать общественную экспертизу, наблюдения, анализ документации, педагогический эксперимент, моделирование и др.

В лаборатории ГОУО института управления РАО разработаны критерии и уровни для определения эффективности деятельности по демократизации управления муниципальной образовательной системой:


  • сформированность системы государственно-общественного управления муниципальной системой образования;

  • оснащенность муниципальной образовательной системы нормативно-правовой базой становления и развития государственно-общественного управления ею;

  • координация и взаимодействие муниципального органа управления образованием и органов общественного управления муниципальной системой образования;

  • степень финансового обеспечения муниципальной образовательной системой;

  • степень демократизации управления муниципальной образовательной системой.

Одним из реальных направлений повышения эффективности управленческой деятельности муниципальной образовательной системой является формирование новых отношений, обеспечивающих совместную деятельность всех образовательных структур, направленных на развитие общей компетенции, этики труда, профессиональных знаний и умений, формирующих общечеловеческие ценности и нормы, необходимые для современного человека.

         Для достижения положительного результата необходимо изменить структуру и содержание управленческой системы в целом и в ее различных звеньях, а также перестроить психологию участников образовательного процесса и субъектов управления на гуманизацию отношений, т.к. невозможно изменить технологию управленческого процесса, не меняя характера отношений между управляющей и управляемой структурой.



 

 

Принята городской конференцией руководителей муниципальных образовательных учреждений, 25 августа 2006г.
Каталог: biblioteka
biblioteka -> Методические указания по самостоятельной работе для студентов дневной формы обучения по специальности 201000 «Многоканальные телекоммуникационные системы»
biblioteka -> Конспект лекций по дисциплине для специальности 080110. 51 «Банковское дело»
biblioteka -> Учебное пособие для слушателей обучающихся по дополнительным программам повышения квалификации специалистов в Институте развития мчс россии
biblioteka -> Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 «Банковское дело»
biblioteka -> Кино, театр, бессознательное
biblioteka -> Учебно-методический центр Нижневартовского района культуру чтения – школьникам методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографической грамотности»
biblioteka -> Библиотека администрации школы Е. Н. Степанов Классный Современная модель воспитательной деятельности
biblioteka -> Игорь Иванович Акимушкин Приматы моря


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал