Концепция государственной программы развития системы аэрокосмического и астрономического образования детей и молодежи



Скачать 281,81 Kb.
Дата30.10.2016
Размер281,81 Kb.

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО
И АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


(Проект)

Проект Концепции разработан Программным комитетом

научно-практической конференции «Космическое образование детей:
развитие инновационной инфраструктуры» (2013 г.) и представлен

в Минобрнауки РФ и Роскосмос во исполнение решения Конференции

Члены Программного комитета

Пшеничнер Б.Г. МГДД(Ю)Т, Москва


Щербаков Ю.К. – МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГДД(Ю)Т, Москва
Введение

Во второй половине 50-х годов глубокие изменения в системе образования США и Западной Европы, включая начало Болонского процесса, были ответом на выдающиеся успехи СССР в космосе. В 1957 г. «отец» американской атомной подводной лодки адмирал Х. Риковер заявил: «Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, – состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования». Характерно название закона, принятого в США (1958 г.): «Закон об образовании в целях национальной обороны». В нём во многом был использован опыт системы образования в СССР.

Сегодня вызов брошен России, ситуация критическая. «Закон об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) должен для всех нас стать «Законом в целях развития и национальной безопасности».

Традиционно авангардной частью системы образования в нашей стране и в США было аэрокосмическое (АКО) и смежное с ним образование как фундаментальное, актуальное, современное, открытое, инновационное, конкурентоспособное, синтезирующее новейшие достижения науки и технологий. Оно охватывает фундаментальные и прикладные естественные науки, так и различные виды техники (авиацию, космонавтику, энергетику, радиотехнику и системы связи, системы управления и мониторинга, робототехнику, оборонную технику и т. д.).

В системе непрерывного АКО его важнейшими элементами являются дошкольное образование и общее АКО1 (с 1 по 11 класс) как вариативная часть общего среднего образования страны. Они закладывают основы необходимых человеческих, мировоззренческих, культурных и профессиональных качеств будущих творцов аэрокосмической и астрономической науки, техники и высоких технологий. Астрономия и научно-практическая деятельность детей есть важная составляющая в системе общего АКО.

Аэрокосмическое и астрономическое образование детей и молодежи концептуально должно стать целостным образованием с гармонизированными инвариантными (обязательными) и вариативным (дополнительным) компонентами. Если обязательное образование даёт знания в пределах государственных образовательных стандартов, то дополнительное АКО является развивающим и предполагает углублённое изучение естественнонаучных дисциплин, освоение навыков научно-технического творчества и проектной деятельности учащихся, их конкурсную активность, а также начальную профессиональную и социальную ориентацию с учётом потребностей развития современной науки, промышленности и общества в целом.

Важнейшие задачи АКО детей и молодёжи: повышение уровня знаний и общей культуры учащихся; их социальная ориентация и патриотическое воспитание; стимулирование творческой деятельности; отбор и сопровождение одарённой молодёжи, способной к исследовательской, технологической и предпринимательской деятельности. АКО приобщает детей к той богатой человеческой культуре, которую хранят в себе естественные науки, отечественная техника и технологии, история и современная творческая мысль. АКО нацеливает детей и молодых людей к поступлению в ведущие профильные ВУЗы страны, к успешной работе на предприятиях передовых отраслей, на адаптацию к требованиям реальной жизни. Астро-аэрокосмос – это огромное пространство знаний и деятельности для многих тысяч детей по всей стране и стимулирование их творчества на благо общества.
1. История и тенденции развития АКО детей

В нашей стране первым многопрофильным центром дополнительного аэрокосмического и астрономического образования детей и молодежи стал Московский городской Дворец пионеров и школьников (ныне Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества – МГДД(Ю)Т), где в 1962 г. начали работу Отдел астрономии и космонавтики и Московский городской клуб космонавтики. Педагоги Отдела опирались на лучший опыт прошлого и тесно сотрудничали с учеными и специалистами, апробируя и реализуя принцип опережающего образования и идею педагогики сотрудничества с учащимися. Со временем Дворец стал одним из ведущих информационно-методических центров внеклассной и внешкольной работы в стране.

В 1987 г. в СССР работали уже около 900 кружков ракетно-космического моделирования, 300 школьных космических музеев, 150 клубов юных космонавтов, более 50 научных обществ учащихся. По инициативе Юношеской секции Всесоюзного астрономо-геодезического общества при АН СССР и Научно-методического Совета по пропаганде астрономических знаний и космонавтики Всесоюзного общества «Знание» и силами ЦК Комсомола и Министерства просвещения стали проводиться Всесоюзные слеты и научно-практические конференции учащихся, семинары для педагогов.

В эти же годы ведущие профильные ВУЗы (МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МФТИ, МАТИ, МИИГАИК, КАИ, НГУ и др.) развернули работу по профориентации и научно-техническому творчеству учащихся. В МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ и ряде других ВУЗов были созданы молодёжные аэрокосмические и астрономические центры. ЦК ВЛКСМ учредил Всесоюзное аэрокосмическое общество (ВАКО) «СОЮЗ», объединившее десятки средних общеобразовательных школ (СОШ) и учреждений дополнительного образования детей (УДОД) страны.

АКО детей и молодёжи стало лидером в системе дополнительного образования.

Но, к сожалению, за последние более 20 лет произошла существенная деградация АКО в системе общего среднего образования. Оно сохранилось локально, растеряло кадры и лидерские позиции. Нет органов общей координации его системного развития. В этом одна из причин резкого снижения качества абитуриентов, падения уровня инженерного образования в целом, падения уважения к высококвалифицированным рабочим и техническим профессиям.

За эти же годы существенно упал уровень дополнительного, прежде всего научно-технического образования детей и молодежи. По признанию вице-премьера О. Голодец: «Россия находится в прошлом веке по уровню развития программ дополнительного образования, которое формирует личность» (О.Голодец «Не сделаем сегодня – не сделаем никогда» //«Коммерсантъ», №155 (4940), 22.08.2012).

Вместе с тем, в самые последние годы всё более активно проявляет себя процесс самоорганизации системы АКО детей и молодых людей по «горизонтали». В ряде регионов и городов России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль, Кострома, Калуга, Нижний Новгород, Гагарин, Казань, Красноярск, Томск, Новосибирск, др.) наблюдается растущее многообразие форм стратегического партнёрства между заинтересованными лицеями, СОШ, УДОД, колледжами, университетами, предприятиями Роскосмоса, академической и отраслевой наукой, культурными и общественными организациями. Эта тенденция укрепляет и развивает систему школьного и внешкольного образования, привлекает сюда интеллектуальный, технологический и культурный потенциал, накопленный отечественной наукой, космонавтикой и техникой в прошлом. В этой связи возникла потребность эту тенденцию закрепить и актуализировать. Это возможно только при активной поддержке государства.

В 2012–2013 годы стали формироваться «вертикальные» межведомственные связи. Организаторами этих связей и координаторами работ стали межведомственные технологические платформы «Легкие и надежные конструкции» и «Информационные спутниковые системы». Учреждение в марте 2013 года Научно-образовательного консорциума Роскосмоса как объединения ведущих профильных учебных заведений всех уровней, научных организаций и предприятий ракетно-космической промышленности создало принципиальную основу для разрешения многих проблем формирования современной целостной системы АКО детей.



Таким образом, сегодня появились необходимые предпосылки для создания целостной системы АКО детей и молодежи с единой инфраструктурой («по вертикали» и « по горизонтали») и переход на качественно новый уровень её развития.

Недавняя попытка создания единой системы АКО детей в Москве (этот опыт имеется у Департамента образования г. Москвы) выявила большой ряд правовых, научно-образовательных, организационных, ресурсных и других проблем, эффективное решение которых возможно при взаимодействии на региональном и федеральном уровнях.

Для разрешения стоящих проблем и создания целостной системы аэрокосмического и астрономического образования детей и молодёжи необходима разработка Концепции государственной программы развития АКО детей и молодежи России и реализация на ее основе общей государственной политики. Эта работа сегодня чрезвычайно актуальна и требует особого внимания.
2. Сущность Общероссийской государственной Программы развития астро-аэрокосмического образования детей и молодежи

Общероссийская государственная Программа развития астро-аэрокосмического образования детей и молодежи (далее Программа) направлена на создание наиболее благоприятных условий и возможностей для самореализации учащихся в области АКО, для качественного обновления системы естественнонаучного образования детей и молодежи в СОШ и УДОД.



Цель Программы: создание целостной эффективной системы АКО детей в системе непрерывного образования, высокое качество реализации новых и уже выполняемых образовательных и инфраструктурных программ и проектов, содействие опережающему развитию дополнительного образования в России. 

Для этого предлагается решить следующие задачи:

1) создать единую развитую инновационную инфраструктуру системы АКО, начиная с дошкольного учреждения и начальной школы;

2) решить комплекс нормативно-правовых, научно-образовательных, организационных, ресурсных и других проблем развития АКО на федеральном и региональном уровнях;

3) обеспечить качественные изменения в структуре основного (базового) и дополнительного компонентов общего образования (в том числе за счёт их гармонизации, степени развитости образовательной среды и её сетевого характера);

4) обеспечить массовую доступность юных россиян к качественному образованию и повысить уровень подготовки будущих специалистов в области научных исследований и высоких технологий, воспитание творцов будущего;

5) содействовать определению такой государственной политики, которая консолидирует усилия государства, общества, семьи и ребёнка, мобилизует потенциал регионов и отраслей, позволит широко использовать в системе АКО детей и молодежи потенциал высшей школы, академической и прикладной науки, промышленности, бизнеса, учреждений культуры, общественных организаций, обеспечит эффективный диалог между обществом и государством;

6) формировать такую образовательную, материальную и социально- духовную среду, которая позволит переломить существующую отчуждённость молодёжи от науки, техники и астро-аэрокосмоса и станет одним из стимулов для развития образования в целом.

Миссия Программы – заложить основы современной целостной «индустрии» политехнического интегрированного образования детей и молодежи и стать одним из «локомотивов» развития дополнительного образования и российского образования в целом.


3. Какой должна стать образовательная среда АКО

Важнейшая задача Программы - создать единую развитую сетевую образовательную среду АКО детей на всех уровнях системы образования: на федеральном, региональном и муниципальном, СОШ и УДОД, клубов по интересам, семьи и ребёнка.

Такая образовательная среда  есть сознательно выстраиваемый феномен. Она должна учитывать и мотивировать индивидуальные творческие интересы каждого учащегося, помочь ему определить своё призвание, содействовать его начальной профессиональной и социальной ориентации, обеспечить учебную, научно-техническую, проектно-конструкторскую, производственную и социально-практическую деятельность с учётом его жизненных интересов, создать условия для его социального и профессионального самоопределения, гражданской и профессиональной самореализации. Эта среда объединяет школьное и дополнительное образование в единое целое, активизируя познавательную, развивающую, творческую, социальную и практическую деятельность детей и воспитательный процесс с учётом потребностей общественного развития.

Образовательная среда формируется как педагогическим коллективом отдельной школы и самими детьми, так и всем профессиональным сообществом, прежде всего научной, промышленной, культурной элитой. Образовательная среда есть единое научно-производственно-культурно-образовательное пространство как условие целостности образовательного процесса. Здесь необходимы, с одной стороны, гибкая и тесная взаимосвязь системы учреждений дополнительного образования детей (УДОД) с федеральными государственными стандартами, с общеобразовательными школами (СОШ), а с другой - с ведущими университетами, предприятиями аэрокосмической отрасли, общественными объединениями и фондами, организациями культуры. Эта среда содействует активному сотворчеству людей, отличающихся уровнем знаний, опыта, идей, стимулирует активизацию детей, педагогов и родителей. Эта среда создаёт вызовы – это то, что формирует интересы не извне, а изнутри ребёнка, определяет его жизненные цели, желание и потребность учёбы, побуждает к действию не

внешней силой, а неодолимым желанием, и воспринимается им как задача, необходимая к исполнению. В этом случае дети и педагоги, находясь внутри этого процесса, особо остро проявляют интерес и активно участвуют в создании и в воспроизводстве самой образовательной среды. 

В эту образовательную среду и творческую деятельность включаются заинтересованные лицеи и лицейские классы, кадетские корпуса, СОШ, УДОД, клубы по интересам, учителя, школьники и родители. Главное – эта образовательная среда должна стать доступной каждому заинтересованному ребёнку. Каждый заинтересованный школьник под руководством учителя или наставника должен получить оперативный доступ к тем сведениям, знаниям и умениям, которые необходимы ему для обучения и самореализации. Он должен иметь возможность широкого выбора и участия в образовательных программах, конкурсах, олимпиадах, выставках, проводимых в регионах и в стране. Для него должны стать доступны результаты новейших исследований в области фундаментальных и прикладных наук, возможность более быстрого обновления знаний.

Для выполнения всех названных выше условий и обеспечения широкого разнообразия образовательных возможностей в Государственной программе развития системы АКО детей и молодёжи необходимо предусмотреть комплекс специальных мер. В том числе предстоит: изучить состояние и потенциал развития АКО детей и молодежи на уровне отдельных заинтересованных городов, районов, регионов и в стране в целом, оценить необходимые образовательные, кадровые, финансовые, и другие ресурсы; мобилизовать необходимый образовательный, интеллектуальный, научно-технический и культурный потенциал на уровне регионов и между регионами, установить тесную связь с практикой, с ВУЗами, промышленностью и бизнесом; разработать новые учебные программы – они должны следовать важнейшим тенденциям современной науки (междисциплинарность, интегративность, проектная деятельность, работа в команде, использование мультимедийных и электронных ресурсов, др.); формировать общий интерес к астро-аэрокосмонавтике и мотивировать рост её популярности среди учащихся, др.

В свою очередь ВУЗы, научные и промышленные предприятия должны получить доступ к организациям образования, к каждому заинтересованному классу, группе дополнительного образования и учащемуся. Возникает база данных о тех учащихся, которые проявили себя в творческой деятельности.

Необходимо создание института тьюторов (наставников): он должен помочь каждому заинтересованному ребёнку получит возможность найти себе наставника среди своих учителей, учёных, вузовских работников, технологов в цеху, рабочих у станка или космонавтов, который станет ему реальным другом, жизненным примером, советником в выборе будущей сферы деятельности и профессии, поддержкой в преодолении жизненных трудностей. Это возможно в среде, которая предполагает наличие общих интересов и реальных социально-практических действий.
4. Механизмы реализации Программы

Программа развития системы АКО детей и молодёжи в Российской Федерации учреждается Министерством образования и науки РФ (Минобрнауки РФ) и реализуется при организационно-финансовой поддержке и участии Минобрнауки РФ, Российского космического агентства (Роскосмос), Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), других Министерств и ведомств, региональных и местных органов власти, а также всех заинтересованных организаций государства, бизнеса и общества, представителей науки, образования, промышленности, культуры.

Для организации и координации деятельности Программы необходимо учредить Методический совет при Минобрнауки РФ как государственно-общественный орган (далее – Методический совет). Формат Методического совета должен определяться Положением о Методическом совете. Если, например, это Методический совет по дополнительному образованию, тогда при нём создаётся секция по развитию системы АКО детей и молодёжи. Или может быть создан специализированный Совет АКО детей и молодёжи. Возможен иной формат. Ясно одно: в его функции должны входить вопросы стратегии и реализации обсуждаемой Государственной программы, а также проведения государственной политики в области АКО детей.

Головным исполнителем Программы может стать Ресурсный центр Общероссийской программы (далее по тексту – Центр). Центр может быть создан в формате структурного подразделения образовательной организации, или организации, проводящей обучение, или некоммерческой просветительской организации. Цель создания Центра – реализация Программы и обеспечение организационных, образовательных и иных функций при её реализации.

В числе задач Центра: выполнение решений Методического совета; координация усилий участников Программы; формирование межрегиональной образовательной сети и баз данных; изучение и обобщение опыта работы отечественных и зарубежных образовательных организаций и их систематизация; научное, учебное и методическое сопровождение научно-образовательных и технологических проектов, программ, новых форм и технологий дополнительного образования, содействие их распространению и внедрению; развитие эффективных финансовых и экономических механизмов; повышение квалификации руководителей и педагогов СОШ и УДОД, специалистов промышленности, принимающих участие в работе со школьниками, а также космонавтов, работающих по программе «Эксперименты в космосе»; организация научных исследований и экспертных заключений; др. Работа Центра должна быть направлена на создание единой образовательной среды, которая включает в себя детей, семьи, педагогов, деятелей науки, промышленности и образования различной ведомственной подчиненности. 

Центр формирует межрегиональную образовательную сеть на добровольной и конкурсной основе. Формирование этой сети возможно разными путями: например, в виде сети межрегиональных кластеров, или сети региональных филиалов Центра, или централизованного управления сетью. Возможно сочетание этих способов с учётом возможностей регионов, муниципалитетов и самих учебных заведений.

При региональных филиалах Центра полезно создание Общественных советов, которые консолидируют и мобилизуют местные интеллектуальные, образовательные, культурные и иные ресурсы. В ряде случаев продуктивно создание межрегиональных объединений.

Для выполнения поставленных задач следует разработать Положение о Центре и его инфраструктуру. Целесообразно, чтобы инфраструктура Центра предусматривала выполнение функций мониторинга, разработки, сопровождения и реализации инновационных стандартов, программ и проектов, научно-методического анализа и проведения исследований, информационного центра, управления образовательной сетью, др.

Центр предлагается создать на базе МГДД(Ю)Т (г. Москва). МГДД(Ю)Т имеет уникальный более чем 50-летний опыт дополнительного АКО и 20-летний опыт интеграции лицейского физико-математического и профильного астрономо-космического образования (совместно с лицеем 1525 «Воробьёвы Горы») по программе 8–11 классов. Совместная учебная программа лицея и МГДД(Ю)Т включала астрономию, основы космонавтики, космическое проектирование и моделирование, историю науки, участие в городской и Российской астрономической олимпиадах, в конкурсах «Космический патруль», «Эксперимент в космосе», «Шаг в будущее», др.

Пилотный проект Общероссийской Программы целесообразно осуществить на основе имеющегося опыта Департамента образования г. Москвы и Министерства образования Московской области и потенциала региональных систем общего образования, ведущих профильных ВУЗов, НИИ, предприятий Роскосмоса, ОРКК, культурных центров и общественных организаций г. Москвы и Московской области. Исторически этот потенциал является единым.

Не исключено, что уже на этом этапе в программу могут войти центры образования, науки и техники Петербурга, Самары, Калуги, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Красноярска, Томска.
5. Комплекс мероприятий Программы

Программа предусматривает комплекс мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях.


5.1. Федеральный уровень

Методический совет Минобрнауки РФ разрабатывает стратегию развития АКО детей и утверждает план мероприятий на федеральном уровне. Ответственность за реализацию этого плана возлагается на Ресурсный центр Методического совета (далее по тексту – Центр).

Среди первостепенных вопросов, которые предстоит обсудить и принять Методическому совету:


  • разработать и обеспечить реализацию Общероссийской Программы развития АКО детей с учётом уже выполняемых образовательных и инфраструктурных программ и проектов (в том числе программы ВАКО «СОЮЗ») в 2014–2020 гг.;

  • принять решение о создании Ресурсного центра как Головного исполнителя Программы, утвердить Положение о Центре и его инфраструктуре;

  • обсудить и обеспечить гармонизацию структуры обязательного и вариативного (дополнительного) компонентов образования с учётом потребностей развития современной науки и техники, в том числе используя дифференцированный (вариативный) подход при разработке образовательных стандартов;

  • ввести в школе в качестве обязательной дисциплины новый интегрированный учебный курс «Астрономия»;

  • разработать стратегию и комплекс мер по формированию развитой сетевой среды АКО, которая предусматривает формы электронного обучения и дистанционного образования как для детей, так и для повышения квалификации преподавателей;

  • совместно с Роскосмосом, профильными ВУЗами, НИИ РАН и другими заинтересованными организациями рассмотреть возможность выпуска учебных пособий в области АКО и оснащения учебных лабораторий СОШ, УДОД, других учебных ресурсных центров учебными образцами и макетами современной техники, а также интерактивными моделями и экспонатами.


5.1.1. Мероприятия в системе обязательного образования

В части обязательного образования предлагается разработать новую концепцию интегрированного учебного курса «Астрономия» и ввести его изучение в школе в качестве обязательной дисциплины. Этот учебный курс должен стать образцом современного междисциплинарного образования.

Сегодня астрономия и космонавтика есть движущая сила, образ и символ развития нашей цивилизации, одно из приоритетных направлений в развитии науки и технологий, фактор современного мировоззрения. Объём информации и знаний, которые они дают нашей науке, практике, отечественному образованию огромны. Поэтому отсутствие полноценного курса астрономии в современной школьной учебной программе говорит о неполноте образования.

Можно согласиться с тем, что прежний курс астрономии был исключён из учебных дисциплин в школе как устаревший – он не отражал современное состояние науки и не соответствовал современным требованиям. Новый базовый курс (совместно с дополнительным курсом углублённого изучения) должен стать единой системой знаний, открывающей школьнику окно в большой мир Человека, Земли и Вселенной. Он должен быть основан на базовых знаниях школьных дисциплин, прежде всего курсах физики и математики, и формировать у учащихся общие представления о Вселенной, о Солнечной системе, о Земле и роли Человека как субъекта техносферы, ноосферы и ноокосмоса.

Важно показать школьнику взаимосвязь древнейшей из наук – астрономии и новейшей сферы деятельности людей – освоения космического пространства, место космоса в жизни людей.

Если в прежние десятилетия космонавтика поражала воображение грандиозностью и мощью ракетно-космических систем, то в последние годы мир не перестаёт удивляться масштабам и прецизионной точности индустрии телескопостроения и техники астрофизических исследований. Важно познакомить учащихся с принципами и работой крупнейших наземных и космических телескопов, обладающих поистине фантастической чувствительностью и разрешающей способностью; рассказать о космических роботах, которые исследуют объекты Солнечной системы, и которые совместно с десятками наземных и космических телескопов исследуют Вселенную во всех областях спектра; показать, как обеспечивается надежная астронавигация межпланетных станций и как используются базы данных комет, астероидов и космического мусора при прокладке оптимальных трасс полётов для избегания столкновений, и т.д. Практические занятия могут включать знакомство со звёздным небом, телескопические наблюдения Солнца, Луны, планет, расшифровку космических снимков Земли и других объектов Солнечной системы, прямую работу с данными космических аппаратов. Многие изображения небесных объектов и комментарии к ним, а также базы данных, полученных с космических аппаратов, доступны для ознакомления в сети Интернет.

Следует также учесть, что развитие техники, методов исследований и преподавания быстро прогрессирует. Широта проблем позволит каждому учащемуся проявить интерес и реализовать свои научно-технические или гуманитарные творческие способности.

Важно учесть особое место космоса в мировоззрении людей - здесь, возможно, полезно знакомство с философией русского космизма.

Новые подходы (метадисциплинарный, интегрированный, др.) в аэрокосмическом и астрономическом образовании способствуют развитию широкого круга способностей, формирует широкий кругозор и современное научно-практическое мировоззрение детей. В МГДД(Ю)Т имеется большой опыт в развитии этого направления.

Предлагаем Минобрнауки РФ, РАН и Образовательному Консорциуму Роскосмоса объявить разработку современной учебной программы аэрокосмического и астрономического образования детей и молодых людей и способствовать её реализации. Эта учебная программа должна сопровождаться необходимым комплектом учебных и технических средств. Программа требует иной системы профессиональной подготовки учителей. При разработке учебной программы полезно учесть колоссальный опыт институтов РАН, МГУ, ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Московского планетария, МГДД(Ю)Т, РКК «Энергия», других учреждений образования, науки, предприятий Роскосмоса и ОРКК.

Тем регионам и школам, которые готовы к преподаванию этого учебного курса, целесообразно предоставить эту возможность сегодня.

5.1.2. Мероприятия в системе дополнительного образования

В Программе целесообразно предусмотреть следующие мероприятия в системе дополнительного образования:



  • разработать концепцию АКО в системе общего среднего образования с учётом новых современных тенденций и приоритетных направлений развития науки и техники;

  • создать механизмы работы с регионами и межрегиональными объединениями;

  • создать при Методическом совете Минобрнауки РФ (или при его Центре) Общество по распространению и пропаганде передовых научно-технических знаний и достижений культуры среди детей и молодёжи (по аналогии с обществом «Знание»). Опираясь на РАН, Российскую академию космонавтики им. К.Э.Циолковского, Федерацию космонавтики РФ, РАЕН, ВАКО «Союз», ассоциацию музеев космонавтики, другие общественные фонды и организации, Общество организует встречи выдающихся ученых, конструкторов, деятелей науки и культуры в области АКО с детьми и молодёжью, содействует участию учёных и специалистов в образовательном процессе школьников;

  • планировать мероприятия по реализации научно-образовательных и технологических проектов и программ Центра, их учебно-методическое обеспечение;

  • создать базу данных о реализуемых программах, работающих профильных коллективах и отдельных лицах, занимающихся космическим образованием. Оказывать им систематическую поддержку;

  • обеспечить распространение передового опыта;

  • ввести сводный календарь мероприятий в области АКО детей и молодых людей, включая профильные международные, всероссийские и региональные программы как для школьников и студентов младших курсов (бакалавров), так и для преподавателей СОШ, УДОД, университетов;

  • совершенствовать механизмы работы с целевыми аудиториями на федеральном, региональном и школьном уровнях, в том числе, проведение конкурсов, научно-практических конференций, тематических каникулярных образовательных программ, семинаров с учащимися и педагогами, др.;

  • изучать, систематизировать и обобщать опыт преподавания и работы отечественных и зарубежных образовательных организаций в области АКО детей и молодых людей;

  • проводить исследования актуальных образовательных проблем, выявлять, создавать и апробировать наиболее эффективные методы и технологии естественнонаучного и астро-аэрокосмического образования школьников и предлагать их образовательному сообществу;

  • осуществлять аналитическую деятельность и экспертизу в преподавании АКО, в научных исследованиях школьников и сетевого образования;

  • создать систему выявления и индивидуального сопровождения учащихся и молодых педагогов СОШ и УДОД;

  • формировать систему мотивации для учителей СОШ, преподавателей УДОД и участников образовательного процесса в разработке таких образовательных инноваций (новых учебных программ, пособий и методик, учебных модулей, кейсов, стендов, др.), которые станут значительным вкладом в развитие АКО детей в масштабах страны, и систему ресурсной поддержки этой деятельности;

  • разработать концепцию Программы «Уроки из космоса» для школьников, которая предполагает проведение целевых образовательных экспериментов на орбите, и начать её выполнение уже с 2015 года;

  • разработать и реализовать: общероссийскую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов базового и дополнительного образования по программам АКО; факультатив для студентов старших курсов, специализирующихся в области физики, информатики, робототехники, астрономии, космонавтики и др., с вручением им соответствующих сертификатов; курсы повышения квалификации в области педагогики, дидактики и психологии для учёных и специалистов, участвующих в АКО школьников, в том числе для космонавтов, участвующих в образовательной программе «Уроки из космоса»;

  • разработать сертификационные требования к курсам повышения квалификации на основе концепции программы астро-аэрокосмического образования в средней школе (необходимость её разработки упомянута выше);

  • создать Интернет-портал как информационный, аналитический, образовательный и организационный ресурс Центра. В числе его задач: обеспечить координацию усилий участников проекта; информирование участников проекта о деятельности Методического совета Минобрнауки РФ, о мероприятиях Центра и его региональных филиалов, об образовательных проектах и программах Роскосмоса, ОРКК, Департамента образования Москвы и Министерства образования Московской области, СОШ, УДОД, профильных ВУЗов и др. в области АКО детей и молодёжи;

  • содействовать развитию массового дистанционного образования и электронного обучения, сетевого и информационного взаимодействия, дистанционных образовательных технологий;

  • возродить издание журнала «Мир астрономии и космонавтики» (издавался для школьников в 1989 – 1992 гг. совместно «ВАКО Союз», МГДД(Ю)Т и МГТУ им. Баумана, число подписчиков составляло более 1500 человек в разных регионах страны);

  • создать электронный Фонд новых технологий АКО и пропаганды знаний;

  • разработать и утвердить Положение, согласно которому наиболее успешным выпускникам школ, завершившим курс базового и дополнительного АКО, наравне с аттестатом зрелости будут выдавать свидетельство о среднем аэрокосмическом и астрономическом образовании, дающее дополнительные стимулы и льготы для их дальнейшего обучения, устройства на работу и самореализации;

  • широко пропагандировать научно-технические знания и АКО в системе среднего образования и в СМИ.

Реализация комплекса этих мер должна сопровождаться активной информационно-интеллектуальной поддержкой в СМИ, служить активизации системы среднего образования и общества. Это – актуальная и давно назревшая необходимость.
5.2. Региональный и межрегиональный уровни

Региональный (межрегиональный) уровень Программы системы АКО детей формируется на принципах добровольности. Предпочтительно, чтобы инициатива исходила от конкретных СОШ, УДОД, образовательных клубов и других творческих объединений, работающих со школьниками.

Ответственность за реализацию Программы возлагается на Министерства (Департаменты) образования субъектов Федерации – членов Программы. Свою работу они строят совместно с муниципалитетами и Центром Методического совета Минобрнауки РФ.

Министерства (Департаменты) образования субъектов Федерации – членов Программы создают Общественные советы Программы, в состав которых входят авторитетные педагоги, учёные и специалисты, представители региональных Министерств. Общественные советы Программы работают с учётом рекомендаций Методического совета Минобрнауки РФ и в тесном взаимодействии с Центром Методического совета.

Общественные советы Программы разрабатывают региональные планы мероприятий совместно с Центром Методического совета Минобрнауки РФ.
5.3. Реализация пилотного проекта

Реализацию пилотного проекта предлагается осуществить объединёнными силами Москвы и Московской области. Здесь Объединённый государственно-общественный совет (далее Объединённый совет) мобилизует опыт и огромный потенциал системы общего образования, ведущих профильных ВУЗов, НИИ РАН, научных организаций и предприятий Роскосмоса, ОРКК, бизнеса, общественных организаций и культурных центров обоих регионов, образовав единую развитую систему дополнительного АКО детей и молодёжи. Значительное участие в деятельности системы дополнительного АКО должны принять Российская академия космонавтики им. К. Э. Циолковского, Федерация космонавтики России, Ассоциация музеев космонавтики России, региональные Советы ветеранских организаций, др. В Программу добровольно войдут многие школы, лицеи, кадетские корпуса, учреждения дополнительного образования, колледжи, бакалавриат профильных ВУЗов.

Объединённому совету совместно с Ресурсным центром Минобрнауки РФ предстоит разработать межрегиональный план мероприятий и координировать усилия всех участников Программы. Среди первостепенных задач, которые предстоит ему решать:


  • на начальном этапе пилотного проекта предлагается провести исследование структуры, состояния и тенденций развития системы АКО детей и молодёжи в Москве и Московской области, изучить спрос и предложение на дополнительные образовательные программы со стороны ВУЗов и других учебных заведений, НИИ, промышленных предприятий и бизнеса в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это позволит прогнозировать рост требований к абитуриентам со стороны ведущих ВУЗов и других учебных заведений, а к учащимся колледжей и ПТУ – со стороны предприятий и бизнеса;

  • преодолеть большой дефицит преподавателей в системе дополнительного АКО, для чего целесообразно принять и реализовать программы астро-аэрокосмического образования (как второго образования) на базе МГУ, МПГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ и других профильных ВУЗов для подготовки педагогов АКО из числа сегодняшних студентов, изучающих физику, информатику, робототехнику, астрономию, космонавтику, а также создать курсы переподготовки и повышения квалификации педагогов СОШ и УДОД в области АКО;

  • принять меры, чтобы процесс укрупнения школьных учреждений, например, в Москве, не «размывал» и не «вытеснял» сложившуюся образовательную среду аэрокосмической и астрономической направленности, что имеет место в ряде школ города;

  • разработать региональные и межрегиональные программы развития естественнонаучного и инновационного образования;

  • создать современную целостную региональную и межрегиональную сетевую систему общего среднего АКО, мобилизуя и развивая информационные, аналитические, организационные, социальные и другие ресурсы образовательной среды АКО;

  • создать собственную межрегиональную часть Интернет-портала Центра.


6. Эффективность Программы. Ожидаемый результат

Эффективность реализации Программы развития АКО детей очевидна: она должна обеспечить их массовый доступ к качественному образованию; будет содействовать значительному повышению уровня подготовки абитуриентов, выпускников колледжей и других учебных заведений и приведёт к существенному снижению издержек в их дальнейшем образовании и производственной деятельности. Кроме того, увеличится число учащихся и специалистов, которые останутся в выбранной сфере образования и в профессии. Например, известно, что многие ведущие специалисты ИКИ РАН начинали свою научную деятельность в кружках детского творчества. А профессионально ориентированные выпускники ВУЗов в 2-3 раза чаще остаются в профессии, чем профессионально неориентированные (из итогов исследований Молодёжного космического центра МГТУ им. Баумана).

Ожидаемый результат первого этапа Программы (2014 – 2020 гг.): создание и развитие инфраструктуры общего среднего АКО; повышение качества выполнения образовательных и инфраструктурных программ и проектов; активизация системы дополнительного астрономического и аэрокосмического образования, развитие форм дополнительного образования в целом; совершенствование системы отбора одарённых ребят и молодых талантливых педагогов; стимулирование роста квалификации преподавателей; реализация программ «Уроки из космоса» и «Эксперименты в космосе»; создание Фонда новых технологий АКО детей и Общества пропаганды знаний; широкая вовлечённость Интернет-технологий в учебный процесс, и др.

Важен тот факт, что Программа формирует институт современного АКО детей и молодёжи, не препятствуя проводимым сегодня реформам в системе обязательного и дополнительного образования. Более того, Программа создаёт принципиально новые возможности для успешной реализации этих реформ.

Ожидаемый результат и эффективность Программы можно оценить известными методами социологических и маркетинговых исследований.
Выводы

Речь идёт, по сути, о необходимости разработки и реализации государственной политики в области АКО детей и молодёжи как нового инновационно-образовательного института. Эта политика должна вывести систему АКО на качественно иной уровень, привлечь к нему широкий научный и общественный интерес, сформировать его популярность в школьной среде, содействовать повышению эффективности образовательной среды в целом. Это должно быть сделано быстро, с минимальными рисками и затратами.

Особенность предлагаемой Концепции программы в том, что она активизирует реформу системы дополнительного образования и способствует гармонизации инвариативного и вариативного компонент образования, обеспечивая его целостность. Широкое вовлечение профессионального сообщества в развитие дополнительного образования будет стимулировать образовательный процесс средней школы, активизацию творчества детей и педагогов. Это ускорит модернизацию образовательной реформы. Целостная система АКО детей и молодёжи станет одним из «локомотивов» развития всей системы общего образования в стране.

Полезно широкое обсуждение настоящих предложений в профессиональной и образовательной среде и привлечение к реализации Программы авторитетных и опытных специалистов, учёных, общественных и государственных деятелей, широко известных в обществе и государстве.

Очевиден тот факт, что дети и молодежь, их образование и развитие – главный ресурс страны! Поэтому государство и общество должны активно повернуться лицом к проблемам детства и молодежи, их качественного и полного образования!

Реализация предлагаемого проекта Концепции государственной программы развития системы астро-аэрокосмического образования детей и молодёжи будет реальным шагом в этом направлении.



Пришло Время действовать!
Авторы благодарят д.п.н. В.П.Голованова (ФГНУ ИППД РАО), проф. В.В.Зеленцова (МГТУ им. Баумана), к.п.н. И.Н.Попову (ФИРО), к.ф.-м.н. А.М. Садовского (ИКИ РАН) и А.Г.Чернявского (РКК «Энергия», ТП «Легкие и надежные конструкции») за ценные советы и замечания.

1 Здесь под общим АКО мы понимаем естественнонаучное образование на базе общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального и дополнительного образования детей, отличающееся тем, что научно-техническое творчество и проектная деятельность учащихся, их начальная, профессиональная и социальная ориентация, углублённое изучение естественнонаучных дисциплин, конкурсная и творческая активность ориентированы на аэрокосмическую, астрономическую, оборонную и смежную с ними инновационную и высокотехнологическую деятельность, а базовая, вариативная и практическая компоненты обучения гармонизированы.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница