Конференция мгпу и лаборатории географии миоо «Реализация задач Федеральных государственных стандартов в школьном географическом образовании»



Скачать 243,41 Kb.
Дата31.10.2016
Размер243,41 Kb.
Конференция МГПУ и лаборатории географии МИОО

«Реализация задач Федеральных государственных стандартов в школьном географическом образовании»
"Качество образования с позиции итоговой аттестации в формате ЕГЭ

и ФГОС второго поколения".

Пузанова А.Ю.
В 2008 году Единый государственный экзамен переведён из экспериментального режима в штатный. Согласно справке официального информационного портала единого государственного экзамена «ЕГЭ является основной формой итоговой государственной аттестации для всех выпускников Российской Федерации «… и» «проходит по единым правилам с использованием стандартизированных экзаменационных заданий (КИМов). Это позволяет объективно оценивать знания и способности ученика.» Соответственно, можно утверждать, что ЕГЭ является формой контроля качества образования по предмету (в нашем случае – географии).
Проект стандартов общего образования второго поколения определяет качество образования следующим образом: «… качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.»
В документе Фундаментальное ядро содержания общего образования мы читаем: «Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1. системы базовых национальных ценностей;

2. системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в

средней школе;

3. системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов

учебной деятельности…»


На первый взгляд задача, которую ставят перед собой аттестация в формате ЕГЭ и проект образовательных стандартов второго поколения по параметру «качество образования» совпадают. Но как обстоят дела с контролем уровня сформированности универсальных учебных видов деятельности в КИМах ЕГЭ?
Мы проанализировали один из вариантов типовых тестовых заданий для подготовки к единому государственному экзамену по географии 2011 года, выпущенных издательством «Экзамен».
Для проведения исследования нам необходимо было выделить критерии, исходя из содержания видов универсальной учебной деятельности, а также из планируемых предметных и метапредметных результатов изучения географии в средней школе.
Согласно ФГОС выделяют пять видов универсальных учебных действий (в дальнейшем УУД). А именно:

  1. личностный;

  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;

  4. знаково-символический;

  5. коммуникативный.


«Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.» проект ФГОС второго поколения.

Применительно к нашему исследованию критерии, соответствующие личностным УУД мы назовём МОТИВАЦИЯ и ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ.

«Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности». Проект ФГОС второго поколения.
Критерии, соответствующие регулятивным УУД, мы назовём соответственно: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ, ОЦЕНКА и ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Классификацию познавательных УУД мы даём на основании работы заслуженного профессора МГУ А. Г. Асмолова «Программа развития универсальных учебных действий».

Познавательный вид универсальных учебных действий













Познавательные УУД




Логические УУД




Общеучебные УУД













  • Самостоятельное выделение цели;

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Структурирование знаний;

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • Рефлексия




  • Выбор критериев для сравнения, сравнение и классификация объектов;

  • Синтез;

  • Подведение под понятия, распознавание объектов;

  • Установление причинно-следственных связей, доказательство;

  • Выявление родо-видовых и ситуативно-существенных признаков;

  • Выдвижение гипотез и их доказательство;







  • Смысловое чтение;

  • Умение строить речевое выказывание в устной и письменной речи;

  • Постановка и формулирование проблемы;

  • Действие со знаково-символическими средствами.


Все перечисленные А.Г. Асмоловым виды УУД мы без изменения принимаем в качестве критериев для анализа соответствия познавательных УУД контрольно-измерительны.м материалам ЕГЭ.

«Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования…» Проект ФГОС второго поколения
Критерии – МОДЕЛИРОВАНИЕ (ПРОСТРАНСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ или ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ) и ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩИХ ЗАКОНОВ.
«Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность «…» учащихся» Проект ФГОС второго поколения
«Виды коммуникативных действий

- планирование учебного сотрудничества …

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов …;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка». Проект ФГОС второго поколения

Применительно к нашему исследованию и с учётом специфики формате единого государственного экзамена мы выделяем только один критерий: УМЕНИЕ С ДОСТАТОЧНОЙ ПОЛНОТОЙ И ТОЧН ОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ (ПИСЬМЕННЫЙ МОНОЛОГ).
Ещё одним новым понятием ФГОС является «Образовательная компетентность» , т.е. «Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции». Проект ФГОС второго поколения
Оставим в стороне предметные и общепредметные компетенции и выделим для анализа МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
«Метапредметные результаты образовательной деятельности -

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.»
Проект ФГОС второго поколения

Таким образом, совместив все вышеперечисленные критерии (или параметры), мы получаем образ выпускника с позиции сформированности универсальных видов учебной деятельности.


Образ выпускника с позиции сформированности УУД.


  1. Выпускник должен уметь определять цель, планировать последовательность действий, прогнозировать возможные варианты мыслительных операций и ответов, совершать обратные действия по коррекции и контролю данных и методично приходить к решению проблемы. (Регулятивный вид УУД)




  1. Выпускник должен уметь выделять главное в предлагаемой информации, структурировать её на основе самостоятельно выбранных критериев, совершать с ней все необходимые мыслительные операции, исходя из выбора наиболее эффективного способа решения поставленной задачи. (Познавательный вид УУД)




  1. Выпускник должен уметь «сворачивать» и «разворачивать информацию, а также выполнять с ней мыслительные операции. Информация, представленная в виде схем, рисунков, графиков, таблиц и моделей – важная часть нашего информационного пространства, с которой нужно уметь работать в любой сфере деятельности. (Знаково - символический вид УУД)



  1. Являясь частью социума, выпускник должен уметь:

  • Планировать сотрудничество (векторы, способы);

  • Осуществлять взаимодействие;

  • Грамотно и корректно выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативный вид УУД)




  1. Выпускник должен понимать смысл учебной деятельности и уметь выражать личное отношение к предмету изучения как с позиции багажа знаний и опыта, так и с точки зрения этических норм нашего общества. (Личностный вид УУД)

Какие же УУД реально проверяет единый государственный экзамен? Методика работы с содержанием КИМов заключалась в том, что, решая определённое задание из варианта ЕГЭ мы определяли, сформированность какого вида УУД оно проверяет.




Регулятивные универсальные учебные действия


Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль (сличение с эталоном)

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

24%

11%

0%

4%

0%

0%

0%

Средний показатель – 5,6%


24% - Целеполагание. Умение целеполагания является метапредметным. Оно отрабатывается и контролируется при решении опосредованных задач. 66% заданий части С и 54% - части В позволяют проконтролировать сформированность этого важного регулятивного УУД.


В4

Какие три из перечисленных стран являются крупными экспортёрами железной руды? Обведите цифры, под которыми они указаны.



  1. Аргентина 4) Австралия

  2. Бразилия 5) Нигерия

  3. Франция 6) Индия





Для выполнения этого задания надо:

    1. Воспроизвести в памяти карту строения земной коры и физическую карту мира или материков.

    2. Вспомнить строение платформы.

    3. Вспомнить, что в восточной части Бразилии помимо платформы есть ещё область древней складчатости.

    4. Соотнести наличие Бразильского плоскогорья, плоскогорья Декан и высоких равнин Австралии с тектонической картой.

    5. Сделать вывод о том, что запасы железной руды связаны скорее всего с выходами щитов, неглубоким расположением кристаллического фундамента и областями древней складчатости.

    6. Для контроля вспомнить, что территория большей части Франции, Аргентина и Нигерия расположены на низменностях с соответственно мощным осадочным чехлом.


11% - Планирование. В заданиях, где ответ не очевиден и к которому надо прийти логическим путём, необходимо спланировать ряд задач, решение которых приведёт к цели. Критерии ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ и ПЛАНИРОВАНИЕ по своему содержанию взаимосвязаны. В предыдущем задании мы видели, как спланированные последовательные действия приводят к результату. Приведём ещё один пример.


С5

При оценке роли промышленности в экономике стран используют много показателей, среди которых доля городского населения в общей численности населения и доля промышленности в ВВП страны.

Используя данные таблицы, сравните по каждому из этих показателей Анголу и Бангладеш. Предположите, в экономике какой страны роль промышленности больше. Дайте развёрнутый ответ.

Социально-экономические показатели Анголы и Бангладеш












Отраслевая структура ВВП, %

Страна

Численность населения

Млн. чел.



Городское население

Млн. чел.



Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Ангола

13

7,4

10

66

24

Бангладеш

158

42,66

35

19

46





Для оценки роли промышленности в экономике страны нужно знать, что структура ВВП даёт прямой ответ на этот вопрос, а поскольку по определению городские жители занимаются «не сельским хозяйством», то расчет уровня урбанизации тоже помогает прийти к ответу.
4% - Контроль и сличение с эталоном. В формате ЕГЭ можно критически относиться и сличать с эталонными знаниями предлагаемую к обработке информацию. Примерами таких заданий являются, задания типа «Определи страну (регион) по описанию…» и многие задания репродуктивного характера на знание карты и фактов.


А22

Какими морями омывается территория Дальнего Востока?



  1. Японским и Карским

  2. Беринговым и Охотским

  3. Восточно-сибирским и Баренцевым

  4. Лаптевых и Северным

Все регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Они наиболее ярко проявляются в заданиях второй и третьей части (В и С). В явном виде задания на прогнозирование, коррекцию, оценку, и волевую саморегуляцию в КИМах не представлены, но опосредованно они предполагаются для 89% заданий.


УУД – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии является проявлением внутренней мотивации. Внешняя мотивация у выпускников, сдающих ЕГЭ, достаточно сильна. Что касается внутренней, то помимо желания сделать всё правильно, нужно знать алгоритм решения заданий как с прямым, так и с опосредованным вопросом.
Рассмотрим познавательные УУД с точки зрения наличия заданий на их проверку в КИМах. Напомним, что познавательные УУД подразделяются на три группы.


Познавательные универсальные учебные действия
















Познавательные УУД




Логические УУД




Общеучебные УУД

Степень представленности познавательных УУД в КИМах отражена цифрой 20,4%. Поэлементное соответствие представлено в таблице.




Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Средний показатель

Самостоятельное выделение цели

Поиск и выделение необходимой информации

Структурирование знаний

Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Рефлексия

27%

31%

27%

17%

0%

20,4%

Какие же задания позволяют проконтролировать уровень сформированности познавательных УУД?


27% - Самостоятельное выделение цели требуется при условии наличия опосредованной задачи. Все задания части С и практические задания части В позволяют проконтролировать уровень сформированности этого вида познавательных УУД. Одним из примеров служит задание части В.

Выпускник должен понять, ,что для определения расстояния ему нужно вспомнить тему «Масштаб».
31% - Поиск и выделение необходимой информации в условиях аттестации может быть как непосредственный (чтение текста или графической информации), так и с опорой на память. Заданий такого плана в экзаменационных материалах много: 100% заданий части С, 39% - части В и 1% - части А.


А8

В какой из перечисленных стран доля детей в общей численности населения наибольшая?



  1. Австралия

  2. Нигер

  3. Польша

  4. Германия


Здесь главной информацией, которую надо вспомнить, является тип воспроизводства населения.
27% - Структурирование знаний проверяется так же при наличии опосредованной задачи, когда надо выделить существенную информацию и на основе её анализа прийти к результату. 53% заданий частей В и С позволяют проконтролировать этот вид УУД.


В6

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения (на 1 тысячу жителей).

А) Бразилия В) Австралия

Б) Кения Г) Латвия




Для ранжирования стран по показателю «естественный прирост» надо выделить в памяти информацию об этапах демографического перехода и типах воспроизводства населения.
17% - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Способов решения задач может быть несколько. Но важным метапредметным умением является поиск и нахождение наиболее рационального способа.


А4

Из какой природной зоны в какую переместится путешественник, совершив перелёт по маршруту А-В, показанному на карте Южной Америки?





  1. Из зоны пустынь в зону степей

  2. Из зоны степей в зону влажных экваториальных лесов

  3. Из зоны муссонных лесов в зону саванн и редколесий

  4. Из зоны смешанных лесов в зону пустынь





При решении этого задания можно идти долгим путём, вспоминая, что в Южной Америке нет зоны муссонных лесов и вообще всю карту природных зон. А можно, обнаружив конечную точку маршрута и пересекающий эту зону экватор, соотнести эту информацию с вариантами ответов и выбрать тот, где маршрут заканчивается в зоне влажных экваториальных лесов.
Рефлексия как необходимое умение в прямом виде в заданиях ЕГЭ не представлено, т.к. функция экзамена является контролирующей, а не самоконтролирующей.

Исходя из анализа соответствия содержания КИМов критериям ФГОС, мы выяснили, что наибольшую долю составляют задания с использованием логических УУД.




Познавательные универсальные учебные действия

Логические универсальные учебные действия

Средний показатель

Выбор критериев для сравнения и классификация объектов

Синтез

Подведение под понятия

Установление причинно-следственных связей, доказательство

Выявление родо-видовых и ситуативно-существенных признаков

Выдвижение гипотез и их доказательство

24%

11%

42%

22%

28%

7%

22,3%


24% - Выбор критериев для сравнения и классификация объектов. Сравнение и логические операции также являются метапредметными умениями. Задания на проверку сформированности этого параметра встречаются во всех частях экзаменационных материалов.


А15.

Какое соответствие «сельскохозяйственная культура – страна- мировой лидер по её производству» является верным?

1. Кукуруза – Франция

2. Рис – Китай

3. Хлопчатник – США

4. Пшеница - Россия





Критерии: климатический пояс и его особенности, площадь территории. Территория большей части Китая расположена в субтропическом климатическом поясе. Рис – это исторически традиционная культура для Китая, под посевы которой отведены большие площади.
11% - Синтез. Слово «синтез» происходит от греческого «совмещение» и позволяет объединить в целое отдельные элементы. Синтез наряду с другими мыслительными операциями является обязательным элементом логического мышления. Задания на проверку сформированности умения синтезировать информацию в КИМах представлены ограниченно.


В1.

Сколько времени (с учётом декретного) будет в Мурманске (2-й часовой пояс), когда в Лондоне 0 часов?


Элементы:



  1. Направление осевого вращения Земли.

  2. Увеличение поясного времени в Российской Федерации на 1 час (декретное время).

  3. Алгоритм вычисления времени, исходя из расположения географических объектов в разных часовых поясах.


42% заданий проверяет умение подводить под понятия и распознавать объекты. Данный критерий соответствует логическим УУД и явное его проявление в КИМах оправдано самой спецификой географии.


А19

Какой из обозначенных на карте России регионов имеет наибольшую среднюю плотность населения?






Определяющие понятия здесь – основная полоса расселения и плотность населения, которая уменьшается по мере продвижения на восток.


А12

В какой из перечисленных стран уровень урбанизации самый высокий?



  1. Пакистан

  2. Франция

  3. Вьетнам

  4. Ангола


Понятиями, которые могут помочь найти правильный ответ, являются урбанизация и структура ВВП.
22% - Установление причинно-следственных связей и доказательство предположений являются неотъемлемой составляющей любой поисковой деятельности и в частности географической. Данное умение является метапредметным.


А21.

Почему сахарная промышленность развита в основном в Центрально-Чернозёмном и Северо-Кавказском районах?



  1. В этих районах находятся основные посевы сахарной свёклы.

  2. Отходы этой отрасли являются кормовой базой для развития здесь свиноводства.

  3. В этих районах находятся основные потребители продукции отрасли.

  4. В этих районах имеются крупные электростанции.


Исходя из того, что агроклиматические условия Центрально-Чернозёмного и Северо-Кавказского районов наиболее благоприятны для выращивания сахарной свёклы и из того, что свёкла плохо сохраняется при транспортировке, выбираем ответ 1. Можно также действовать методом исключения.
28% заданий проверяет умение выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки (предметов и явлений). Данное умение является проявлением логического мышления.


А9.

Для какой из перечисленных стран характерен миграционный прирост населения?



  1. Индонезия

  2. Дания

  3. Пакистан

  4. Египет


Понятие миграция тесно связано с темой «Классификация стран по уровню социально-экономического развития». Сальдо трудовых миграций положительным будет только у развитой Дании. Во всех остальных странах прирост населения будет связан с естественным движением населения.
7% - Выдвижение гипотез и их доказательство. Традиционным для КИМов (часть В) является задание на определение страны (региона) по предложенному описанию. Знакомясь с текстом уже на первых этапах выпускник делает предположение, которое потом подтверждает или опровергает, исходя из предоставленной информации.


В10

Определите страну по её описанию.

Эта страна – одна из крупных по площади территории на материке, омывается водами двух океанов; столица – не самый крупный город в стране. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми: по добыче алмазов, золота, платины, урана, железных руд эта страна занимает одно из первых мест в мире. Ведущими отраслями её специализации являются горнодобывающая промышленность, чёрная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство достигло высокого уровня развития. Страна располагает самой густой на континенте транспортной сетью.





Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия

Средний показатель

Смысловое чтение

Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи

Постановка и формулирование проблемы

Действия со знаково-символическими средствами

7%

7%

7%

28%

12,25%


7% - Смысловое чтение. Развёрнутая информация как правило объёмна. Выделение в тексте существенной информации, относящейся к поставленной задаче, можно отнести к метапредметным умениям. Примерами таких заданий могут служить, например, такие: «Определите страну по её описанию» или «В каком из высказываний содержится информация о ...? »


А24

В каком из высказываний содержится информация о проявлении миграции населения?



  1. Во многих странах Европы смертность на каждую тысячу жителей превышает рождаемость, в результате чего численность населения снижается.

  2. В результате гражданской войны в Либерии были вынуждены покинуть места обитания 500 тыс. человек и бежать в соседние страны ещё 800 тыс. человек.

  3. В настоящее время на долю развивающихся стран приходится более 4/5 всего ежегодного прироста городских жителей в мире.

  4. В России, в странах зарубежной Европы, Северной Америки показатель экономически активного населения превышает среднемировой – 45%.





Мы видим, что в высказывании №1 речь идёт о демографических процессах, №3 – о процессе урбанизации, №4 затрагивает тему «Трудовые ресурсы». Тема «Миграции населения» отражена только в высказывании №2.
7% - Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Данный вид УУД проверяется в некоторых заданиях части С (30%).
В перечне УУД такое общеучебное универсальное действие как умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи дублируется одним из коммуникативных УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли или владение монологической речью.


Коммуникативные универсальные учебные действия













Планирование сотрудничества

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

0%

0%

0%

7%

КИМы позволяют проверить уровень сформированности этого умения на 7%. 50% заданий третьей части дают возможность проверить уровень сформированности этого УУД.




С4

В каком регионе России Архангельской или Саратовской области, необходимо уделят больше внимания мерам, предупреждающим развитие водной эрозии? Свой ответ обоснуйте.




7% - Постановка и формулирование проблемы. Этот критерий перекликается с регулятивным УУД – планирование. Для решения задачи с опосредованным вопросом необходимо выстроить предполагаемую последовательность действий.


В7.

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран земельными ресурсами. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.




Страна

Площадь пашни,

Млн. га.

Численность населения,

Млн. чел.

А) Австралия

47,0

19,7

Б) Канада

45,4

31,3

В) Бразилия

43,2

173,8

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв


Для выполнения этого задания нужно вспомнить, что такое ресурсообеспеченность, и как она рассчитывается для земельных ресурсов.

28% - Действия со знаково-символическими средствами. Относительно высокая доля этого критерия логична и оправдана, т.к. роль схем, таблиц и графиков в географии велика.


А1

Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте буквой А?





  1. 70° с.ш. и 100° з.д.

  2. 100° с.ш. и 70° з.д.

  3. 100° с.ш. и 70° в.д.

  4. 70° с.ш. и 100° в.д.







В5

В каком году за период, показанный на графике (2004-2008 гг.), количество безработных в Карелии было наибольшим? Ответ запишите цифрами.



Ответ: в ______ г.







Знаково-символические универсальные учебные действия

Моделирование пространственно-графическое или знаково-символическое

Изменение модели с целью выявления общих законов

Средний показатель

2%

0%

1%

Умение сворачивать информацию является для географов естественным. Преобразование вербальной информации в графическую или знаково-символическую и выполнение обратной операции – обязательное умение, относящееся к метапредметным.




С1

Постройте профиль рельефа местности по линии А –В.

Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов №2, используя горизонтальный масштаб: в 1 см. – 100 м. и вертикальный: в 1 см. – 10 м. Стрелкой укажите положение на профиле полевой дороги.



Задания, проверяющие уровень сформированности такого УУД, как изменение модели с целью выявления общих законов в КИМах не представлены. В тоже время дидактический потенциал подобных заданий очень высок.

В качестве примера можно предложить следующие задания:


Как может измениться климат Европейской части Евразии при интенсивном таянии полярных льдов и ледников Гренландии?




Какие природные зоны, отсутствующие в настоящее время в Австралии, могут там появиться в далёком будущем (30 млн. лет), если за единственный фактор, приводящий к изменению природы континента, принять движение литосферной плиты?

Среди личностных УУД, которые можно продиагностировать в рамках ЕГЭ, мы выделили такие, как мотивация и отношение к информации. О мотивации говорилось выше при характеристике регулятивного УУД – волевая саморегуляция. Личностные УУД в формате ЕГЭ проконтролировать трудно, но некоторые всё-таки можно. Приведём примеры заданий, позволяющих выпускнику выразить своё личное отношение к проблеме.




Выразите своё отношение к вопросу притязаний отдельных государств на территорию Антарктиды.




Выразите своё отношение к вопросу миграции жителей развивающихся стран в Европу. Каковы положительные и отрицательные стороны подобных миграций? Можно ли и нужно ли их контролировать?

Большой дидактический потенциал подобных заданий очевиден. Здесь задействована и память, и все виды универсальных учебных действий.


Таким образом, анализ доли контрольно-измерительных заданий, позволяющих проконтролировать уровень сформированности универсальных учебных действий, на примере одного из вариантов ЕГЭ по географии показывает:


  1. Степень проверки сформированности универсальных учебных действий современными КИМами составляет 69%. Отмечается явное преимущество заданий, проверяющих познавательные УУД.

Личностные УУД – 0%

Регулятивные УУД – 5,6%

Познавательные УУД – 18%

Знаково-Символические УУД – 1%

Коммуникативные УУД – 1, 75%



Задания, которые проверяют большинство УУД находятся во второй и третьей частях варианта ЕГЭ.




  1. 31% заданий первой и второй части ЕГЭ являются репродуктивными, в которых задействована только память. Не стоит забывать, что памяти соответствует нижний уровень мышления.




  1. 40% заданий позволяют проверить уровень сформированности метапредметных умений, т.е. умений, которые могут быть востребованы в любой сфере деятельности. Это может быть и работа с таблицами, и математические умения округлять числа, и многие другие.



  1. 94% всех заданий рассчитана на учащихся с ведущим визуальным каналом восприятия и выдачи информации, т.е.именно визуалы имеют преимущество и материалы экзамена потенциально для них более комфортны. Но ведь есть ещё кинестетики и аудиалы.



  1. Для того, чтобы могли при подготовке учащихся к единому государственному экзамену по географии выполнять все требования федеральных государственных образовательных стандартов необходимо скорректировать содержание контрольно-измерительных материалов. А именно:

  1. Увеличить число заданий, рассчитанных на выпускников с кинестетической модальностью, и по возможности продумать задания, рассчитанные на аудиалов.

  2. Сократить долю репродуктивных заданий, опирающихся только на память и не предусматривающих более никаких мыслительных операций;

  3. Разработать задания, которые в большей степени будут отражать сформированность личностных, регулятивных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

  1. При нынешнем содержании КИМов перед учителем географии ставится двойная задача. С одной стороны он должен «работать на требования образовательных стандартов», с другой стороны отрабатывать с детьми и помогать им запоминать большое количество фактов, чтобы успешно справиться с репродуктивными заданиями. Если все задания единого государственного экзамена будут соответствовать ФГОС, то мы и учеников качественно подготовим к итоговой аттестации, и сформируем весь спектр универсальных учебных действий. Таким образом мы поможем ученику стать конкурентоспособной личностью, готовой к непрерывному образованию.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница