Конкурс методических пособий «Растим патриотов России» Номинация: «Организация и проведение «Уроков Мужества»



Скачать 187,04 Kb.
Дата29.11.2017
Размер187,04 Kb.

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 176

Конкурс методических пособий «Растим патриотов России»

Номинация:

«Организация и проведение «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным датам Российской истории”



Форма работы: единый общешкольный классный час.

Аудитория: учащиеся 8-11 классов

Автор разработки:

Демченко Марина Владимировна, 1972 г.р.,

высшее психологическое образование,

педагог-организатор

высшей квалификационной категории,

МБОУ СОШ № 176 Канавинского района,

8(952)768 -65-18

marinka-marink72@mail.ru



Пояснительная записка.

Тема: «Это парни, которым будет вечно по 20…»

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, изменение системы духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе на сознание наших подростков. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…” Поэтому одной из главных задач ОУ является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. 
Военно-патриотическая работа с обучающимися – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. 

15 февраля 2014 года исполнилось ровно 25 лет со дня, когда последний советский солдат покинул Афганскую землю. В рамках общешкольного годового плана работы и месяца патриотического воспитания 13 февраля 2014 года было проведено мероприятие – общешкольный единый классный час «Это парни, которым будет вечно по 20…»



Цель:

воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.;

  • формирование представлений о воинском долге; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию;

  • продолжать развивать патриотические и гражданские чувства, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.


Подготовительная работа:

  • Подбор материала для составления сценария классного часа;

  • Подбор музыкального сопровождения, видеоряда;

  • Подготовка презентации по теме мероприятия.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, микрофоны.
Оформление: презентационный материал по теме классного часа, свечи, столик на котором стоят горящие свечи и фотографии героев, цветы.

Музыкальное оформление: 


  • аудиозапись песни “Чёрный тюльпан” (муз. и слова А.Розенбаума); 

  • аудиозапись песни “Память” – группа «Голубые береты»; 

  • видеоролик «Живым и павшим»

  • видеопрезентация «Зажгите свечи»

  • видеоролик «Мы уходим»

  • Музыка лейт- мотив «Без слов»

Форма проведения: единый общешкольный классный час

Методика организации и проведения единого классного часа:

•Определение темы и задач классного часа

•Определение времени и места проведения классного часа

•Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа

•Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа

•Анализ его результативности (написание отзывов о классном часе)



Место проведения: актовый зал школы.

Аудитория: учащиеся 8-11 классов (общее количество – 400 человек)

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:

  • подготовка воспитанников к участию в общественно – политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству; 

  • решение проблемы преемственности поколений;

  • повышение статуса гражданско – патриотического воспитания в образовательных учреждениях.


Ход классного часа.

видеоклип «Зажгите свечи»

В завершении клипа на сцену выходят трое ведущих – учащихся,

в руках у них зажженные свечи, они их ставят к портретам на столе

1 ведущий:

Получают мальчики повестки 


И уходят мальчики служить. 
Есть обязанность у них такая: 
От врага Отчизну защитить.

Матери сыночков провожают 


И наказ беречься им дают, 
Расцелуют крепко, перекрестят 
И по-бабьи жалобно всплакнут.

2 ведущий:

И отцы, махнув по рюмке “горькой”, 


Зная, как тяжел солдата путь, 
Говорят, сжимая крепко руку,: 
“Ты, сынок, писать не позабудь”.

Юноши России присягают, 


Клятву перед знаменем дают. 
Юноши пока еще не знают, 
Что домой они не все придут.

3ведущий:

Поседевших пап и мам все меньше, 


Все они уходят в мир иной… 
А ,сынок в граните остается, 
Остается вечно молодой.

Голос за кадром на фоне медленной музыки «Без слов»

Вечно молодым, прошедшим через ад и кровь, молодым мальчишкам, которые смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно были под вражеским прицелом. Которые пережили гибель своих друзей, тяжелые болезни, нестер­пимое пекло и песчаные смерчи. Которым знакома не только безудержная храбрость и отвага, но и чувство безысход­ности и отчаянья. Видевшим благородство и подлость, высокую дружбу и мелкое предательство. Лучшим ребятам поколения 80-х посвящается … единый классный час «Это парни, которым будет вечно по 20…»



Ведущий 1:

25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар , а дальше на Кабул. В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР  «Зенит » и  «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…



Включить шум вертушки

Ведущий 2

Всего лишь час до вылета нам дан, 


Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустятся в афганские пески
И сапогами скалы будут мерить…

Ведущий 3:

В Афганистан отправлялись действительно лучшие ребята поколения 80-х годов. От своих сверстников они отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой и еще не потускневшим блеском боевых наград. Вернувшись домой, они принесли с собой лучшие человеческие качества, добытые ими в испытаниях: благородство, товарищество и солдатское братство



Голос за кадром

Ведущий взрослый:

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней шла война в Афганистане. Война, унесшая 15.051 жизней, 53.753 - р а н е н о,   6 тысяч инвалидов - через которую в общей сложности прошло 620 тысяч человек. Сухие цифры, просто данные, а за ними - годы страданий и боли, долгие месяцы ожидания сыновей, отцов, мужей… Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война... 

О том, как гибли наши маль­чишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. Ползли слухи, летели  похоронки во все уголки Союза. На задворки аэропор­тов доставлялись из Афгана «черные тюльпаны», так стали называть афганцы оцинкованные гробы. А мы все молча­ли, не отдав должного памяти погибших. Не полагалось хоронить с почестями «афганцев». Даже на обелисках об этом — ни слова.

Звучит песня в исполнении Розенбаума «Чёрный тюльпан»

Во время звучания песни дети уходят со сцены, на сцену выходит ведущий взрослый

Ведущий: (взрослый)

А душманы яростно ненавидели русских и жестоко расправлялись с нашими ребятами, попавшими в их зве­риные лапы.

Беда случилась с группой из восьми молодых солдат. Таких молодых ребят там называют «бача», то есть по-афгански — «ребенок», «малыш». Их под командованием необстрелянного сержанта отправили на добычу камня для хозяйственных нужд. Наскоро надолбив необходимую кучу камня и закидав ее в кузов, броси­ли на пальцах, кому быть часовым. Часовой залез в кабину с открытыми дверями. Дру­зья расположились на травке. Через двадцать минут, все спали по-детски креп­ко, с причмокиванием.

Первым легким пинком в живот был разбужен сержант. Приветливо улыбающийся «дух», ровесник нашего вояки, приложил палец к губам и пома­нил: «Вылезай!» Осоловевший и разомлевший, ничего не соображающий от перегрева парень с овечьей покорнос­тью выполз из-под машины. Ему тут же залепили рот кля­пом и связали. Остальных выволакивали из тенечка точ­но так же. Расправа была изощренной и бесчеловечной: сержанта посадили на кол, его руки, связанные за спиной, непроизвольно, от боли переломали себе все пальцы. Сержант молчал даже в момент агонии. Оставшимся «бачатам» поочередно отрезали головы и сложили пира­мидкой на кабине взглядами на восток. Но одного солда­та оставили живым. Его, сошедшего с ума, привязали со­бачкой к сержантскому колу, и спешно исчезли, забрав отрезанные уши для отчетности. «Аллах, акбар!»



Звучит песня «Память» - 1 куплет и 1 припев.

Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!

На фоне медленной музыки «Без слов» читаются слова.

Взгляните в эти лица. За этими фотографиями – целая жизнь, подвиг.

Александр Владимирович Корявин — Герой Советского Союза, ефрейтор. Героически погиб в Афганистане.  «Нет большего счастья, чем отдать жизнь за други своя» - так говорится в Евангелие. Жизнь Александра Корявина трагически оборвалась 23 мая 1985 года, когда он, раненный в руку, закрыл собой командира Андрея Ивонина от вражеской пули. Ему было ровно 20 лет. “Александр Корявин — герой, с которого вы, молодые ребята, должны брать пример”, — обратился к школьникам глава района Владимир Коротков. Имя Саши Корявина носит школа, в которой он учился. Сейчас это лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина.

Рассказывая о своём сыне, Евдокия Ивановна вспоминала:

"Ещё до того, как Александра призвали в армию, я уже знала, что он точно пойдёт служить. Причём он сам готовился к армии: учился наматывать портянки, ходил стрелять в тир. А когда ушёл служить, я понимала - это необходимо, тем более, когда сын поступает осознанно..."

Анфиногенов Николай Яковлевич - Герой Советского Союза. Десантник.

Из письма рядового Николая Анфиногенова.

«…дорогие папа, мама, братишка, сестрёнки. Напишите как дома Я рад каждой весточке, только сейчас понял, как это дорого и свято – родная земля, поля, наши просторы…Как же хочется быстрее всех вас увидеть, расцеловать» Но увидеть родных и близких ему не пришлось.



Из наградного листа Н.Я. Анфиногенова:
„Рядовой Анфиногенов, прикрывая отход товарищей от напавшей банды душманов, израсходовав все боеприпасы, оказался в окружении мятежников. Убедившись, что его товарищи вне опасности, последней гранатой взорвал себя и подбежавших к нему бандитов.
Геройски погиб сам, уничтожив при этом восемь мятежников, и тем самым обеспечил своим товарищам выход на более выгодные позиции“. За воинский подвиг и мужество, проявленные в бою во время нападения душманов на разведгруппу, рядовому Анфиногенову Николаю Яковлевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 года присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (медаль № 11498). Ему было ровно 20 лет.

Вале́рий Ви́кторович Арсе́нов  Герой Советского Союза, «воин-интернационалист», участник Афганской войны (1979—1989), рядовой, разведчик-гранатомётчик 173-го отдельного отряда специального назначения г.Кандагар 22-й гвардейской отдельной бригады специального назначения ГРУ ГШ МО СССР 40-й Армии Краснознамённый Туркестанский военный округ.

«…28 февраля 1986 года, участвуя в бою с превосходящими силами мятежников, старший разведчик-гранатомётчик, 19-летнийкомсомолец рядовой Валерий Арсенов был тяжело ранен, но продолжал вести огонь. В критическую минуту боя отважный воин, ценой своей жизни, закрыл от вражеских пуль командира роты….»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1986 года — «За мужество и героизм, проявленные при оказаниии интернациональной помощи народу ДРА, рядовому Арсенову Валерию Викторовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза». Награждён: Орденом Ленина, Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 11550) – посмертно. В июне 1986 года ему бы исполнилось 20 лет

Всем известен фильм 9 рота…. Ночью нам поступил приказ выйти на помощь части 9-й роты, держащей оборону на высоте 3234. Ночные полеты и ночное десантирование требуют квалификации высочайшего уровня. Половина личного состава имела серьезные ранения, полученные при отражении ночных атак. Многие нуждались в срочной медицинской помощи.

Видео фильм «Живым и мёртвым посвящается… 9 роте»

А сколько их ещё невинных душ

Погибло в той войне для всех ненужной.

Давайте встанем. И помянем их,

Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.

Минута молчания.

Песня «Ты же выжил солдат» (в живом исполнении)

Ровно 25 лет назад, 15 февраля 1989 года, закончилась афганская война 25 лет назад 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов. А 7-го февраля погиб сержант Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне.

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

И завершить наш единый классный час мне бы хотелось стихотворением, автора Фазу Алиевой:

О сколько подвигов на свете.

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом это подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века

Видео «Мы уходим»

Перечень используемой литературы:


1. Сценарии классных часов и вечеров. /сост. В.А.Ведерникова – Волгоград: Учитель 2005 г.

2. История России. 20-начало 21 века/ Данилов А.А.- 2-е изд. М.: Просвещение 2005г.



3. Материалы Интернет – ресурсов.

4. «Книга Памяти жертв войны в Афганистане» - Казань, издательство «Хетер», 1999 г., 1000 экз.)

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница