Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Как появились фамилии»



Скачать 110,26 Kb.
Дата07.12.2017
Размер110,26 Kb.
ТипКонспект
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Как появились фамилии»

Итоговое занятие

Задачи:

  • способствовать созданию у детей предпосылок для са­мостоятельного семантического анализа и самостоя­тельных высказываний;

  • формировать навыки самостоятельного словообразования;

  • развивать интерес к истории и культуре своего народа;

  • развивать творческое мышление, воображение;

  • формировать чувство уважения к своей фамилии.

Оформление: рабочее место чиновника-писаря, плакаты, показывающие происхождение фамилий, схема спосо­бов образования фамилий.

Подготовительная работа: совместная работа детей и роди­телей по изучению происхождения своей фамилии, ра­зучивание стихотворения Г. Граубина «Прадеды», подготовка рисунков.


Ход занятия

Логопед:

В нашей группе две Полины, два Кирилла, две Лизы, две Алены.

Как же нам их различать? Конечно, называть фамилии.
Мы с вами уже говорили о том, что такое фамилии и как они появились. И сегодня мы с вами подведем итоги.
Логопед устанавливает перед детьми центральную часть вопросом «Как появились фамилии?» По ходу занятия звезда дополняется лучами.
От места жительства
От особенностей От названий предметов

внешнего вида окружающего мира


Фамилии

От названий От имен

качеств характера

От названий профессий,

рода занятий
Логопед: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его се­мьи и родственники. Фамилии переходят от родителей к детям.

Подумайте, что было сначала дано человеку, имя или фамилия?


Раньше фамилий не было. Люди жили в небольших се­лениях, и все знали друг друга по именам: «Вот здесь жи­вет Добрыня, а это изба Марьи».

Сначала фамилии были только у знатных, богатых лю­дей. Позднее решили дать фамилии всем людям. Но где же взять столько фамилий? Придумывать фамилии приказа­ли чиновникам — государственным служащим.

Представим себе, что в наши руки попала машина вре­мени. Эта машина времени перенесет нас в прошлое. И мы посмотрим, как чиновник давал людям фамилии.
Чиновник (рассуждает): Где же взять столько фамилий? Вот Петр. Он сын Ивана. Быть ему Петром Ивановым. А вот Ефим — он сын Марьи. Запишу я его по фамилии Марьин.
Логопед: От каких слов чиновник придумал фамилии Иванов, Марьин? (От имен)

К центру звезды устанавливается луч «От имен».

Дети придумывают фамилии от имен


Денис — Денисов

Егор


Алексей

Василий


Николай

Ульяна


Михаил — Михайлов

Дарья


Захар

Федор


Степан

Александра


Чиновник благодарит детей за помощь.




Логопед: Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, собира­ли мед, охотились. Многие из них получили свои фамилии по виду труда, которым они занимались и прославились.
Чиновник (рассуждает): Иван — славный мастер. Никто в округе не делает телеги лучше его. Будет он носить фа­милию Телегин. Федор — хороший рыбак. Вот и дам я ему фамилию Рыбаков. А у Степана всегда богатые хлеба вы­растают. Запишу я его по фамилии Хлебников.
Логопед демонстрирует детям картинки с изображением различных видов деятельности людей.
Логопед: Какую фамилию даст чиновник умелому куз­нецу? Ловкому охотнику? Хорошему столяру? Меткому стрелку? А крестьянке, которая лучше всех пекла пиро­ги?

Дети образуют фамилии по виду труда.


Физкультминутка. Логопед называет фамилию, а дети изображают вид деятельности, от которого образована фамилия: Рыбаков, Кашеваров, Барабанщиков, Строев.
Логопед: Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Чиновник: ребята, помогите мне понять, чем занимались людей, которых я назову
Есть в каждой группе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.


А у Гончарова? Дегтярева?
У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва — дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.


А у Столярова?
Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.


А Пильщиков? Кожемякин?
С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.


А Воинов? Стрельцов?
В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…


Звучат, как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.

Логопед: За что люди получали такие фамилии? (За успехи в различных видах деятельности.)

Устанавливается луч «По виду труда».
Логопед: Послушаем чиновника и узнаем, как еще он придумывал фамилии.
Чиновник: Евдоким — добрый. Дам ему фамилию Доб­ряков. Захар — смирный. Будет носить фамилию Смир­нов. Дарья — веселая. Будет Веселовой. Марья — грустная, горюет. Будет Горюновой.
Логопед: Какую фамилию можно дать хитрому челове­ку? (Хитров.) Смелому? (Смелов.) Храброму? (Храбров.) Бережливому? (Бережнов.) Эти люди получили фамилии по качествам своего характера.

Устанавливается луч «По качествам характера человека».



Логопед: Посмотрите на этих людей (рисунки). Обратите внимание на их внешний вид. Как выглядит этот человек? (Он толстый.)

Чиновник: Толстый — и фамилию будет носить Толстой.

Логопед: Какую еще фамилию мог бы дать Чиновник тол­стому человеку? (Толстикое, Толстяков, Толстушкин.)

Логопед: А какие фамилии даст чиновник высокому че­ловеку? (Высоков.) Кудрявому? (Кудряшов.)

Логопед: За что люди получили эти фамилии? (За внеш­ний вид.)

На звезду устанавливается луч «По внешнему виду».


Логопед: Иногда фамилия давалась по месту рождения и расположению жилья. (Демонстрируется рисунок изображения местности).

Василий родился в избе на гореон будет иметь фамилию Нагорный.



Чиновник: А Степан живет у озера — будет носить фамилию Озеров. Архип родился у реки Волги — будет Волгиным. Дарья живет у леса. Какую ей дать фамилию? (Леснова.)

Логопед: Какую фамилию дал чиновник человеку, который живет за полем? (Запольский).

Устанавливается луч «По месту жительства»
Чиновник: Фамилий много я придумал, а все равно не хватает! Где же еще взять? Попробую-ка я перебрать зверей и птиц.

Лиса… (Задумался). Будут фамилии Лисина и Лисицына. Волк…. (задумался).



Логопед: А какая фамилия образовалась от слова волк? А от слова заяц? Белка? Воробей? Сорока? Окунь? Карп? Комар?
Логопед: В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.


Чиновник: Ого! Сколько же всего меня окружает! Сосны, ветер, солнце, трава… Может и от этих слов можно образовать фамилии?

Логопед: ребята, давайте поможем образовать фамилии.

Дети образуют фамилии: Соснин, Ветров, Солнцев, Травкин.
Логопед: А как вы думаете, от названий каких предметов возникли фами­лии художника Шишкина, по­эта Пушкина?

Эти фамилии образовались от названий предметов, ко­торые нас окружают.



На звезду устанавливается луч «От предметов окружающего мира».

По аналогии образуются фамилии Ложкин, Маслов, Шапкин, Лопатин.



Логопед: Фамилии таят в себе загадки. И разгадать их непросто. Надо вслушаться в фамилию. А если не полу­чится разгадать ее происхождение, то можно посмотреть в «Словарь русских фамилий», где их огромное количество.

Дома вы вместе с родителями исследовали происхожде­ние своей фамилии. Расскажите, как появилась ваша фа­милия?

Дети рассказывают о происхождении своей фамилии. Логопед показывает, в каком луче звезды «живет» фамилия ребенка.
Логопед: Итак, сегодня вы узнали, что раньше фамилии да­вались (указывает на звезду)...

  • По имени.

  • По виду труда.

  • По внешнему виду.

  • По характеру.

  • По месту рождения.

  • От названий предметов окружающего мира.

Звезда получилась у нас не случайно. Ведь фамилии чем-то похожи на звезды: они появились давным-давно и сопровождают нас всю жизнь.
А вы получили фамилии от своих предков. С тех пор прошло много лет. И уже нет той связи, которая была между человеком и значением его фамилии. Кудряшов может быть не кудрявым. Горюнова может быть всегда веселой. Кузнецов может быть не кузнецом, а строителем.

Значит, дело не в фамилии, а в самом человеке.
Каталог: upload -> tmp-picture
tmp-picture -> Проект для детей средней группы «Зимующие птицы»
tmp-picture -> Проект во второй младшей группе «Сказки всегда с нами!»
tmp-picture -> Цель: Расширить знания о Вселенной, космосе в целом, доказать какую роль играет космос в жизни человека и как человек влияет на космос
tmp-picture -> На правах рукописи Мытищи 2017 Источниковедческий подход – путь к преодолению разногласий исследователей. Сигурд Оттович Шмидт Век стремительных перемен
tmp-picture -> Бу́товский полиго́н
tmp-picture -> Консультация для родителей «город, в котором я живу»
tmp-picture -> Г. Электросталь Московской области
tmp-picture -> Книга «Война в Афганистане: история и уроки»
tmp-picture -> Оглавление введение Основная часть


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал