Конспект лекций целевые бюджетные и внебюджетные фонды



страница1/10
Дата21.10.2016
Размер2,86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Разработала: к.э.н., доцент Тарарышкина Л.И.



Раздел I. Предмет, цели и задачи курса
Тема 1. Цель и задачи курса. Введение
1.1. Место целевых бюджетных и внебюджетных фондов в науке о финансах и в системе государственных финансов.

1.2. Задачи и назначение целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

1.3. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как особая характеристика налоговой системы и особый вид формирования и распределения финансовых ресурсов государства.

1.4. Распорядители целевых бюджетных и внебюджетных фондов.




1.1. Место целевых бюджетных и внебюджетных фондов в науке о финансах и в системе государственных финансов
Все финансовые ресурсы государства делятся на две группы:

централизованные (общегосударственные);

децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий и организаций).

Централизованные финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешней экономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширение воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей.

Централизованные финансы включают следующие звенья:

государственный бюджет;

целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Центральным звеном во всей финансовой системе является госбюджет. Он является централизованным фондом государства, а по форме правления является основным финансовым планом.

Госбюджет включает:

доходы (все виды централизованных финансовых ресурсов);

расходы (направления использования централизованных финансовых ресурсов);

целевые бюджетные и внебюджетные фонды – охватывают финансовые отношения, связанные с формированием средств правительства, местных органов власти, которые затем используются на целевое финансирование.

Как любая экономическая категория, финансы – совокупность специфических экономических отношений в обществе, связанных с движением стоимости.

Государство придает финансам реальные формы проявления, соответствующие объективным экономическим условиям. Оно определяет методы и способы организации финансовых отношений, то есть создает нормативно-правовую основу функционирования финансов в обществе (регламентирует финансы).

С другой стороны, государству необходимы финансы как инструмент вмешательства, участия в процессе распределения стоимости созданного общественного продукта.

В ходе участия в процессе распределения государство формирует: денежные доходы и фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении. С помощью фондов денежных средств государство осуществляет выполнение всех возложенных на него задач.

В современной экономической литературе существуют различные подходы к количеству и содержанию функций финансов. Финансам присуще две основные функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.

Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы.

Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием непроизводственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.

Распределительная функция финансов – объективная способность финансов участвовать в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и других объектов путем формирования денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств у субъектов распределительного процесса и дальнейшего распределения и использования по целевому назначению.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределениям стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.

Контрольная функция финансов связана с финансовым контролем и в тоже время отличается от него как отношение экономического базиса и надстройки в обществе.

Контрольная функция как объективная способность экономической категории является элементом экономического базиса. Финансовый контроль является одной из сторон управленческой деятельности государства и других субъектов и таким образом является элементом надстройки.

Государство регламентирует механизм действия контрольной функции финансов путем организации и осуществления финансового контроля.

Контрольная функция – объективная способность финансов осуществлять контроль за процессом распределения и перераспределения стоимости ВВП и других объектов с целью соблюдения законности этого процесса, выявлять последствия в экономике от функционирования различных форм финансовых отношений, методов и способов их организации.

Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды являются частью государственных финансов и науки о финансах и создаются для решения конкретных задач или осуществления государственных программ.

1.2. Задачи и назначение целевых бюджетных и внебюджетных фондов

Существование целевых бюджетных и внебюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого использования поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития.

Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств. 

Государственные целевые бюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной системе финансов Республики Беларусь. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья. 

Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают как общим, так и региональным социально-экономическим интересам.
Как отмечалось ранее, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Целевым бюджетным фондам присущи все функции финансов:
образование целевого бюджетного фонда;
использование целевого бюджетного фонда;
контрольная (средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению).

Одним из основных условий функционирования целевых бюджетных фондов на любом уровне бюджетной системы является осуществление жёсткого государственного финансового контроля за их формированием и использованием. При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного целевого бюджетного фонда, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.
Внедрение системы целевых бюджетных фондов в определённой степени позволило сделать более прозрачным процесс управления государственными финансами, в том числе усилить контроль за законностью мобилизации и расходования бюджетных средств и, соответственно, обеспечить более эффективное их использование.
Так, целевые бюджетные фонды составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера, связанных, например, с решением вопросов в области дорожного хозяйства, охраной окружающей среды, инновационного развития, социальной защиты населения, и др. 
Состав, назначение и механизм действия государственных целевых бюджетных фондов может изменяться.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования определяются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления – государственные и региональные (местные).

1.3. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как особая характеристика налоговой системы и особый вид формирования и распределения финансовых ресурсов государства.

Опыт применения целевых бюджетных и внебюджетных фондов показывает, что они рассматриваются и как особая характеристика налоговой системы, и как особый вид формирования и распределения финансовых ресурсов государства.

С чем это связано? А это связано с тем, что порядок их формирования аналогичен методологии налогообложения и выражается в использовании одинаковых ее элементов.

Так согласно статье ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка (ставки);

порядок исчисления;

порядок и сроки уплаты.

При введении государством целевых бюджетных и внебюджетных фондов, также как и при установлении налогов, сборов (пошлин), определяются их плательщики и элементы формирования конкретных фондов.

Как и при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком при введении государством целевых бюджетных и внебюджетных фондов.


Более того, уплата в целевые бюджетные и внебюджетные фонды увеличивает финансовую нагрузку на организацию (предприятие), так как. помимо уплаты налогов, установленных национальным законодательством, необходимо уплачивать плательщику отчисления в названные фонды.

Так, например, показатели нагрузки составили в 2013 году:

фонд национального развития – 2,2 % (республиканский бюджет); 2,1 % (консолидированный бюджет);

республиканский инновационный фонд – 0,9 % (республиканский бюджет), 1,3 % – (консолидированный бюджет).

В этом и заключается определение целевых бюджетных и внебюджетных фондов в качестве особой характеристики налоговой системы.

Что касается определения целевых бюджетных и внебюджетных фондов в качестве особого вида формирования и распределения финансовых ресурсов, то это выражается в том, что по каждому виду фонда используется свой законодательно установленный государством механизм формирования и распределения финансовых ресурсов.



1.4. Распорядители целевых бюджетных и внебюджетных фондов

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь. Соответственно распорядителями средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов являются государственные органы, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы фондов, а также по управлению их средствами и использованию.

Право создания государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов принадлежит Президенту Республики Беларусь и (или) Национальному собранию Республики Беларусь, если иное не будет установлено Президентом.

При образовании (создании) таких фондов должны быть определены:

источники их образования;

порядок формирования этих фондов;

порядок использования государственных внебюджетных фондов.

Правовой режим государственных внебюджетных фондов определяется ежегодно принимаемыми законами о бюджете на текущий год и другими актами законодательства.

В целях упорядочения контроля за формированием и использованием финансовых средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов законодательно устанавливаются их распорядители и прописывается это в законах о республиканском бюджете на очередной финансовый год либо Указами, Декретами Президента Республики Беларусь, а также постановлениями Правительства.

Распорядитель бюджетных средств - организация, которая в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законодательства имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции.

По объему предоставленных прав распорядители средств подразделяются на главных распорядителей средств и нижестоящих распорядителей средств.

Главные распорядители средств имеют право расходовать бюджетные средства на содержание того учреждения, которое они возглавляют, на централизованные мероприятия, осуществляемые этими учреждениями непосредственно, а также распределять предоставленные им средства между нижестоящими распорядителями средств или непосредственно расходовать их на содержание подведомственных им однотипных учреждений, финансируемых по общим сметам.

Распорядители средств в зависимости от объема предоставленных им прав подразделяются на:

руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от главных распорядителей средств как на расходы самого учреждения, так и для распределения между подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, и руководителей организаций, имеющих право распределять выданные им из бюджета ассигнования между предприятиями, учреждениями и организациями;

руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от вышестоящих распорядителей средств только на мероприятия данного учреждения, и на руководителей предприятий и организаций, получающих бюджетные средства для непосредственного расходования.

Главными распорядителями средств по республиканскому бюджету являются министры и руководители других республиканских органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций, непосредственно получающих средства из бюджета.

Аналогично распорядителям бюджетных средств по каждому фонду в зависимости от целей и задач, стоящих перед фондом, определяются распорядители целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Так, например, в период применения фонда охраны природы распорядителями средств являлись:

по республиканскому фонду – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

по областным и Минскому городскому фондам – областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

по районным и городским фондам – районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Тема 2. Принципы построения и структура бюджетной системы в контексте предмета курса

1.Принципы построения бюджетной системы, их применение к целевым бюджетным и внебюджетным фондам

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь (статья 8) бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах, которые в равной степени относятся к целевым бюджетным и внебюджетным фондам:

единства;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

сбалансированности бюджетов;

гласности;

самостоятельности бюджетов;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

достоверности бюджетов;

адресности и целевого назначения бюджетных средств;

ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

расходов государственных целевых бюджетных фондов;

целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

государственных займов;

добровольных взносов;

средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Перечисленные принципы в полной мере применяются и к целевым бюджетным и внебюджетным фондам. Таким образом, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.

Тема 3. Целевые бюджетные фонды



    1. Место целевых бюджетных фондов в бюджетном учете. Активы и обязательства распорядителей целевых бюджетных фондов.

    2. Роль целевых бюджетных фондов в распределении финансовых ресурсов



3.1. Место целевых бюджетных фондов в бюджетном учете. Активы и обязательства распорядителей целевых бюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды входят в состав государственного бюджета и образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению в рамках отдельной сметы. Средства целевых бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством. Источники формирования фондов могут носить постоянный или временных характер, а направления расходования обусловливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ.

Оперативное управление средствами фондов может осуществляться специально созданным административным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет направляться на его содержание. Временно свободные средства фондов не подлежат и могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бумаги. Число и состав фондов зависит от финансовой политики, проводимой государством. С 01.01.2004 в Республике Беларусь были определены следующие целевые бюджетные фонды, которые в зависимости от задач государства в дальнейшем видоизменялись:

государственный фонд содействия занятости;

республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

республиканский и местные фонды охраны природы;

республиканский и местные дорожные фонды;

республиканский фонд «Энергосбережение»;

местные жилищно – инвестиционные фонды;

фонд социальной защиты населения.

Так, например, среди вышеперечисленных фондов, республиканский дорожный фонд формировался за счет:

налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в органах ГАИ (кроме легковых автомобилей, прицепных устройств к ним и мотоциклов, приобретаемых гражданами в частную собственность);

20% отчислений пользователей автомобильных дорог, зарегистрированных на территории соответствующих областей (кроме Минской области);

платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования;

налога с продаж автомобильного топлива;

платы за проезд автотранспортных средств на дороге Брест – Минск – граница Российской Федерации;

прочие поступления.

В местные (областные) дорожные фонды зачислялось 80 % от отчислений пользователей автомобильных дорог общего пользования, за- регистрированных на территории соответствующих областей, кроме Минской области.

Норматив отчислений по Минской области устанавливался ежегодно в законе о бюджете на текущий финансовый год.

Распорядителем средств республиканского дорожного фонда является Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций, а местных дорожных фондов – облисполком.

Средства фондов направляются:

на содержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию дорог общего пользования;

строительство и реконструкцию объектов дорожного сервиса;

приобретение оборудования, дорожных и специальных автотранспортных средств;

затраты на управление дорожным хозяйством и др.





    1. Роль целевых бюджетных фондов в распределении финансовых ресурсов

Включение целевых бюджетных фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Выделение целевого бюджетного фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет. При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного целевого бюджетного фонда, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.

Так, например, средства, поступающие в фонды охраны природы, распределялись следующим образом: 10% – в республиканский фонд (90% –– в Минский городской); 30% – в областные и 60% – в районные и городские фонды.

Средства фондов охраны природы расходовались на:

оздоровление окружающей среды;

осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

внедрение в воспроизводство малоотходных и безотходных ресурсов и энергосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, по переработке отходов производства и потребления, использованию вторичных ресурсов;

строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, ремонт природоохранных объектов;

создание и обустройство заповедников, заказников, старинных парков и т.д..;

научно-исследовательские работы, связанные с охраной природы и др.

Средства фонда «Энергосбережение» расходовались:

на осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению;

долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оснащении средствами учета, контроля и регулирования потребления энергии и топлива;

осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов и др.

Средства республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки использовались:

на выдачу субсидий для поддержания фиксированных розничных цен на продовольственные товары;

закупку сельскохозяйственной техники с целью передачи ее на условиях долгосрочной аренды предприятием сельского хозяйства и др.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница