Конспект лекций по дисциплине (модулю) в. Дв 2 «социологические исследования как инструмент изучения социальных отношений в экономике и демографии»



Скачать 303.22 Kb.
Дата25.10.2016
Размер303.22 Kb.
ТипКонспект лекций
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 



 

 

 



 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

(модулю)


Б1.В.ДВ.2.2  «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ  И ДЕМОГРАФИИ»


Лекция 1. История возникновения и развития проведения социологических исследований на Западе

Первые социологические полевые исследования проводились в США на отделении социологии Чикагского университета, где позже оформилась Чикагская школа социологии. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Университет был основан семейством Рокфеллеров с приоритетами ценностей частного капитала и следованию образцам американского образа жизни.

С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 году (American journal of sociology). В журнале были представлены два направления исследований: жизнь этнических групп иммигрантов в США; положение чернокожих американцев; межнациональные браки, развод, девиантное и маргинальное поведение. Объектом исследования являлись бродяги, банды, религиозные секты. И второй значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов - это формирование общественного мнения и социальные процессы в условиях урбанизации (активно изучались СМИ; культурные изменения как результат деятельности газет, кино, радио; экономические факторы и институты, валютный рынок).

В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей. Первое поколение Чикагской школы (1910 — 1920 г) А.Смолл, Дж.Винсент, У.Томас, Ч.Хендерсон. использовали разнообразие методов, основанных на кейс -стади, историях жизни, наблюдениях, интервью, официальных отчетов, чтении документов. Пятитомная работа этого периода «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 — 1920), яркий пример результата работы социологов. Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).

Второе поколение Чикагской школы (1920 -1930) связано с деятельностью таких социологов как Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой стали различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. В 1916 Парк впервые составил программу социального исследования города в Чикаго (описательные исследования уличной жизни). Его работы стали стимулом для проведения многих эмпирических исследований, он считается одним из основателей теории социальной экологии города. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов США.

Третье поколение Чикагской школы (1930 - 50 г) связывают с У. Огборна. Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. Огборн был последовательным сторонником широкого использования статистических методов в социологии, математического обеспечения. В качестве особой техники применялось включенное наблюдение: изучали людей в естественном окружении или ситуации посредством прямого взаимодействия с ними.

Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит (1950-2000). Лидеры этого поколения Герберт Блумер и Моррис Яновиц. Полевые исследования качественников столкнулись с конкуренцией со стороны анкетного опроса и количественных исследований.

Лекция 2. История возникновения и развития проведения научных исследований в отечественной социологии

Первыми эмпирическими исследования стали статистические исследования начала XX в. Собираемая в России информация носила в основном социально-экономический характер. Сбор статистической информации осуществлялся разными организациями: активно действовала оппозиция существующему строю ("Союз борьбы за освобождение рабочего класса" в конце 1894 г. издал "Вопросник о положении рабочих на предприятиях"), собирали данные и государственные служащие (санитарные врачи, фабричные инспектора, организаторы бюджетных обследований). Но собранная ими статистика часто служила лишь описанием ситуации, глубокого анализа полученных цифр не делалось. Методы сбора информации были примитивными.

Наиболее значимыми разработками в методологии сбора и анализа данных стала работа земских статистиков. Ленин, активно использовал в своих работах материалы земской статистики, "земская статистика дает громадный и детальнейший материал об экономическом положении крестьянства. Основным институтом соц.исследований явился Статистический отдел Московского юридического общества. Здесь можно назвать имена таких выдающихся русских ученых, как А. Чупров, Ю.Янсон, А.Кауфман.

Первым выборочным исследованием считается обследование терских казаков, проводившееся с 1876 по 1881 г. [Гурьев, 1921]. Применялся гнездовой отбор: отбиралось наиболее типичное поселение и оно изучалось монографически. "Типичное" поселение выбиралось из однородного района.

Идея выборки, первые случайные выборки были придуманы А. Кауфманом в ходе исследований по сельскому хозяйству (Сибирь с 1887 - 1890 гг., для министерства государственных имуществ). Он осуществлял отбор единиц по жребию, внутри селения проводился механический отбор. Для переписи крестьянских хозяйств он выработал своеобразный тип подворной карточки, пополненной рядом основных вопросов.

Первое выборочное исследование на основе случая, не в сочетании с выбором обследуемых типичных единиц, было проведено в 1896 г. А. В. Пешехоновым в Калужской губернии. Хозяйства выбирались им механическим способом из общего списка хозяйств: 1, 11, 21, 31... Пешехонов отмечал, что такой способ позволил дать гарантию типичности отобранных хозяйств.

Выбор типичных объектов опирался на результаты сплошной переписи 1880 г.

3. Период 1920-х годов был временем становления отечественной эмпирической социологии. Прикладные исследования охватили все сферы жизнедеятельности общества: проблемы труда и быта рабочих и крестьян, социальные аспекты развития производства, города и деревни, жизнь рабочей и сельской молодежи, семьи и досуга. Особое место занимало изучение бюджетов времени рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Большую роль в получении статистического материала сыграли перепись населения (1920, 1926 гг.), журнал «Статистика труда», общество статистиков-марксистов (1925г). Появились первые исследовательские коллективы: Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве (под рук. Гастева), Всеукраинский институт труда в Харькове (под рук. Дунаевского), где рассматривались вопросы социологических теорий научной организации труда, производственного коллектива, социального управления, трудового поведения работников. Не меньшее внимание уделялось исследованию социальных процессов в деревне, производился анализ расслоения крестьянства. Коммунистическая партия проводила в сер.1920 г крупные обследования (1923 было изучено 8 тысяч дворов в семи губерниях основных с\х районов европейской части страны). Анализу подвергались реальная ситуация в деревне, отношение крестьян к различным вопросам. Первой работой в этой области стала книга М.Феноменова «Современная деревня» (1925 г) - монографический материал одной деревни.

Хорошо известны многочисленные исследования бюджета времени под рук. С.Струмилина (с 1922 -1934 гг. собрано и изучено более 100 тысяч суточных бюджетов времени разных групп населения). Он предложил для научного изучения и практического исследования формулу «труд — отдых — сон» (три 8: 8 часов работы, 8 часов отдыха и 8 часов сна). Для улучшения условий жизни и труда молодежи проводились исследования среди молодых людей в области жизненных планов, ценностных и профессиональных ориентаций, условий труда и отдыха, интерес к получению образования (Е.Кабо, Б.Коган, М.Лебединский). Для этого использовались массовые опросы, интервью, беседы, наблюдения, контент-анализ, эксперименты. Большую роль сыграли труды А.Болтунова (методика проведения анкетных обследований), Н.Левитова (проблемы методики и техники социально-психологических исследований), П.Люблинского (методика социального обследования детей), А.Чаянова (вопросы методики бюджетных исследований). Следует отметить недостатки конкретных исследований, среди них отсутствие глубоких теоретических выводов, описание без детального анализа, низкий уровень обработки информации (ручной способ), дороговизна проведения и длительность во времени.

В период 60-х годов в процессе новой институализации социологии (1958 г.) были созданы Советская социологическая ассоциация (ССА) - добровольное объединение русских ученых и организаций, проводились конкретные с\и (1961 крупное с\и уральских социологов на промышленных предприятиях Свердловской области), так был задан импульс к исследованию проблем рабочего класса. Под руководством Г.Осипова происходило изучение трудовых коллективов на заводах (Горький, Москва), под рук. В.Ядова в Ленинграде. В крупных городах на базе высшей школы создавались лаборатории социологических исследований, проведением с\и занимались Институт экономики, Институт этнографии. Институт государства и права. В стране быстро возрос интерес к эмпирическому изучению социальных проблем с помощью социологических методов. С этого времени они стали организовываться и проводиться повсеместно в больших объемах по всей территории СССР.
Лекция 3. Социологические исследования: сущность, классификация

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

В широком смысле социологическое исследование это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования - теоретических и эмпирических - условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретические социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретной социальной проблемы.

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.

Эмпирическое социологическое исследование - это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

ѕ поведение индивидов, социальных групп;

ѕ продукты человеческой деятельности;

ѕ вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

ѕ надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

ѕ репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также специальные социологические технологии.

Что же понимается под методологией, методикой и техникой социологического исследования?

Методология исследования (от греч. methodos - путь исследования, познания и logos - слово, понятие, учение) - это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки.

Метод в социологии - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология - область общей стратегии, то методика - тактика исследования.

Техника социологического анализа (греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т.е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности. Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

Лекция 4. Принципы и форма проведения социологических исследований

Главными требованиями при разработке рабочего плана исследования являются полнота и продуманность плана, в котором должны отразиться все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Рабочий план исследования призван организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями. Все разделы рабочего плана должны располагаться в строгой логической последовательности, являясь алгоритмом решения производственной задачи. Рабочий план позволяет предварительно рассчитать объем организационных и финансовых затрат, придав процессу исследования порядок и ритмичность. В то же время план должен сохранять определенную гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации.

Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов: формулировку целей и задач исследования, методологический инструментарий и обоснование выборки, требования к представленному исследованию, рабочий график и смету расходов. При разработке рабочего плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный (поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировке гипотез. При увеличении объема информационной базы и повышении ее качества целью рабочего плана исследования становится выявление функциональных взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между переменными. Выделение и обоснование выборочной совокупности предполагает расчет минимальной численности респондентов, чье мнение необходимо для получения первичной информации, значимой с точки зрения целей исследования. График должен быть оптимизирован с точки зрения временных затрат и квалификации участников рабочей группы.

Составление сметы расходов призвано калькулировать основные статьи затрат на проведение исследований. Смета, как правило, предусматривает расходы на заработную плату руководителя и членов рабочей группы; начисления на заработную плату, включающие в себя сумму обязательных платежей со всего объема заработной платы; приобретение необходимого для проведения исследования оборудования или программного продукта; канцелярские и накладные расходы.

При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества.

Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования.

Главной задачей при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия междугенеральной и выборочной совокупностями , показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.

Качество выборки зависит от трех условий: от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, и от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.



Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании ее свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называетсявыборочной совокупностью.

Таким образом, при проведении массовых опросов необходимо обеспечить репрезентативность выборки, суть которой состоит в том, что основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена выборочная совокупность, должны сохранять ту же пропорцию и частоту, с которой эти признаки представлены в генеральной совокупности.



Разумеется, проблема соответствия выборочной совокупности генеральной возникает лишь в том случае, когда объектом исследования является так называемая гетерогенная совокупность , в рамках которой выделенные в соответствии с рассматриваемым признаком свойства существенно отличаются при переходе от одного члена этой совокупности к другому. Если члены совокупности однородны, то величина ошибки выборки, даже при предельно низкой доли выборки, остается минимальной. Совершено понятно, что признак «отношение к уставу» для высшего офицерского состава способствует скорее консолидации членов совокупности (гомогенной), чем разъединению (гетерогенной совокупности).

Гомогенная совокупность лежит в основе простой случайной выборки , в рамках которой отбор выборочной совокупности, предварительно пронумерованной, выделяется из генеральной с помощью таблиц случайных чисел. Однако в социальных исследованиях ученые редко имеют дело с однородным объектом, что способствует усложнению схем выборки и развертыванию иных версий социального анализа.

Определение допустимого объема выборочной совокупности продиктовано целями исследования, степенью достоверности ожидаемого результата (показателем ошибки выборки) и имеющимися в расположении исследователя ресурсами. При наличии более сложного объекта исследования производится гнездовая выборка , предполагающая отбор не отдельных индивидов, а групп, с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Гнездовой выборкой может считаться любая многоступенчатая выборка, основанная на использовании целого перечня критериев, положенных в основу выборки в соответствии с той или иной целью исследования. В рамках многоступенчатой выборки единицы отбора служат гнездами для единиц отбора на нижних этажах. Наиболее часто для формирования гнездовой выборки используются критерии: пола, возраста, образования, территории, профессии или статуса.



Для эффективного проведения социологического исследования на основе многоступенчатой выборки последовательно производится выделение «гнезд», образованных вокруг одного из критериев, положенного в основу выборки. Основу первой (наиболее высокой) ступени составляют территориальный и производственный критерии. На второй ступени распределяются социо-демографические характеристики обследуемой совокупности: пол, возраст, образование и пр. В ходе опроса каждый интервьюер получает на руки карточку-шахматку, в которой изложены указания на категории опрашиваемых граждан. Еще одной широко распространенной формой выборки является квотная выборка , используемая в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках генеральной совокупности.
Лекция 5. Социологические исследования как инструмент изучения социальных отношений в экономике

Главной целью исследования социально-экономических процессов является объяснение и прогноз поведения социальных, эконмических субъектов в определенных условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности. Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических процессов являются. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

Выявление ценностных ориентации личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

Диагностика состояния и функционирования социальных систем.

Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

Можно выделить три основных типа социологических исследований: разведывательное, или пилотажное; описательное; аналитическое.

Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи.

Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам. Это зондаж общественного мнения. Нередко к нему прибегают для оценки хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).

Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически отработанного инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, региона. Применяются самые разнообразные методы исследования.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Чаще всего заканчивается монографическими работами. Например, миграция из села. В описательном исследовании достаточно назвать основные причины миграции. В аналитическом требуется их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным социально-демографическим группам.

Аналитическое исследование по своему характеру носит комплексный характер, в нем применяются самые различные формы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование называется панельным. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект - возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах различных стран или регионов.

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.



Организация социологических исследования социально-экономических всегда начинается с составления социологической программы исследования. Основными разделами социологической программы являются теоретический (плановый) и процедурный (эмпирический). Теоретическая часть включает в себя следующие подразделы.

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Проблема выражает основное противоречие исследуемого социального, экономического или политического явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсам. Подбор необходимой ресурсной базы и адекватного методологического инструментария позволяет решить поставленную задачу и создает условия для развития дальнейших научных исследований.

Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет применить целесообразные для решения данной проблемы методологические средства.

Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.

Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретизация такой проблемы позволяет не только рассмотреть ее в контексте научных подходов к решению, но и определить порядок такого решения, основанный на применении традиционных исследовательских технологий: выборки, типизации, анализа, синтеза и пр. Теоретическое решение научной проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований.

Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.

Конкретизировать направление научного исследования проблемы позволяет формулировка объекта и предмета социологического исследования.

Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования выступает население различных территориальных единиц (поселков, городов, регионов), тогда как предметами возможных исследований могут быть трудовая и экологическая миграция, маятниковые перемещения, структура и динамика миграционных потоков и пр. Правильно сформулированный предмет исследования способствует глубокому проникновению в суть проблемной ситуации, отбору адекватных методологических инструментов.

Содержания объекта и предмета могут и совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.

2. Определение целей и задач исследования.

Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического.

В ходе прохождения теоретико-методологического этапа осуществляется подбор адекватного ожидаемым результатам инструментария, тогда как практический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов и выработку возможных предложений и рекомендаций.

Значение каждого из этапов может быть приоритетным относительно другого, что обусловливает разделение целей на теоретические и прикладные и, как следствие, на теоретический и прикладной характер получаемых результатов. Поэтому образцом теоретической цели может быть такая формулировка: выявить структуру социальных ориентации жителей села, определяющих качество и уклад жизни в сельской местности. Прикладной характер исследовательской цели может быть сформулирован несколько иначе: на основе выявления социальных ориентации жителей села разработать предложения по закреплению населения в сельской местности.

Прикладное исследование чаще всего рассматривается как продолжение теоретического, что подтверждается используемой в ходе реализации первого этапа терминологией.

Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий.

3. Интерпретация и операционализация понятий.

Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий.

В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала.

Операционализация понятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия.

К примеру, использование на концептуальной (теоретической) стадии термина «мотивация» может содержать различные свойства и признаки рассматриваемого явления. Практическая стадия социологического исследования призвана наделить этот термин таким содержанием, которое получит общезначимую трактовку на всех стадиях проведения исследования. Такая общезначимость достигается посредством выбора индикаторов, на основе изменения значений которых отслеживаются тенденции в развитии исследуемого феномена. Индикаторами называются относительно несложные удельные и структурные показатели, представляющие характерные свойства исследуемого явления, учет которых позволяет отслеживать направленность и интенсивность исследуемого процесса.

Предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы.

Методологически предварительный системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования.

5. Выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным. Поэтому, формулируя задачу исследования, руководитель проекта должен ответить на вопрос о соответствии полученных результатов исходным гипотезам и насколько эти результаты являются убедительными и обоснованными.

Процедурная часть программы нацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих задач:

- разработка рабочего плана исследования;

- обоснование выборки;

- разработка схемы сбора и анализа исходных данных (выбор шкал, разработка анкеты, обоснование надежности и т. д.).

Лекция 6. Социологические исследования как инструмент изучения социальных отношений в демографической науке

Социологические методы сбора, обработки и анализа данных о социально-демографических фактах помогают устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между воспроизводством населения и социальным поведением. В области исследования мнений о демографических установках и мотивах (совершенно новой для демографов и весьма коварной в силу кажущейся простоты опросов) полученные с помощью математико-статистической обработки результаты зависят от надежности измерения качественных переменных, выражающих личное отношение людей к происходящим событиям и фактам.

Достижение этой цели в отдельном исследовании связано с получением надежной информации как первичной (собираемой с помощью документов, анкет, листов наблюдений и представляющей собой массив данных об отдельных сторонах изучаемого объекта), так и вторичной (статистически обработанной).

Высокое качество информации обеспечивается преодолением возможных ошибок при сборе, обработке и интерпретации данных, т. е. строго регламентированной процедурой эмпирического исследования, основные этапы которой включают разработку программы исследования, пробное испытание инструментария, сбор первичных данных и их обработку, анализ результатов и составление отчета.

Следующий этап работы состоит в эмпирической интерпретации ключевых понятий исследования. Этой деятельности должно быть уделено самое пристальное внимание, так как специфика статистического подхода к изучению воспроизводства населения, связанная с оперированием статистическими показателями рождаемости, смертности, брачности, миграции и т. д., нередко приводит к невольному отождествлению показателей каких-либо демографических процессов с самими этими процессами. В социально-демографическом исследовании приходится иметь дело с понятиями, отражающими сложные социально-биологические явления, и здесь редукция понятия к его измерителям совершенно недопустима.

Предварительный системный анализ предмета исследования осуществляется при рассмотрении всех связей изучаемого явления с факторами, его определяющими. Можно выделить следующие факторы демографического поведения: 1) социально-экономические, определяющие общие для всех объективные условия жизни, включая форму общественного сознания; 2) специфические, связанные с этническими, региональными и другими различиями, с конкретными условиями жизни семьи и личности; 3) индивидуальные особенности личности: а) физиологические, б) социально-демографические (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и т. д.), в) социально-психологические (общая система ценностей, установок, потребностей, а также черты характера, способности, чувство самоуважения и т. д.).

Эти факторы преломляются в сознании и психике, приводя к различиям демографического поведения личности и семьи.

Коренные социально-экономические преобразования в нашей стране налагают отпечаток на многие демографические процессы. Изменения общественного бытия опережают соответствующие им изменения в общественном сознании и социальных нормах. Поэтому психологическая инерционность норм вообще приводит к тому, что демографические нормы продолжают сохраняться среди сменяющих друг друга поколений. Они отражают породившие их когда-то условия, довлеют над людьми и определяют их ориентации, например число детей в семье и др. Однако изменяющиеся условия с течением времени приводят к возникновению новых норм, соответствующих породившей их действительности.

Методический (процедурный) раздел программы исследования посвящается вопросам методики и техники исследования проблемы на конкретном объекте, а также организации работы на всех этапах исследования. Здесь осуществляется переход от проблемы, задач и гипотез исследования к информации, требующейся для проверки рабочих гипотез с помощью необходимых для этого методов и приемов обработки данных. Подобная последовательность действия позволяет определить требования к выбору объекта исследования и затем приступить к построению выборки.

В зависимости от типа имеющейся исходной гипотезы возможны три разновидности плана исследования: 1) разведывательный, направленный на формулирование описательной гипотезы;

2) аналитический, нацеленный на фиксацию связей объекта благодаря наличию описательной гипотезы; 3) экспериментальный, позволяющий устанавливать причинно-следственные связи. Каждая из этих стратегий накладывает свой отпечаток на своеобразие применения методов сбора и обработки данных, на разрабатываемый инструментарий.

Методами конкретного социального исследования называются способ установления конкретных социальных фактов и способ получения первичной информации, ее анализа и обработки. К основным методам обработки относятся: изучение документов, наблюдение, опрос-интервью, анкеты, тесты, эксперимент.

Применение социологических методов исследования в демографии нацелено на получение надежной информации о различных аспектах демографического поведения.

Но нужно иметь в виду неизбежность искажения информации в результате непредвиденных последствий взаимодействия объекта исследования, т. е. объекта исследования и самого исследователя. Исследователь и используемые им методы оказывают воздействие на объект исследования и, в свою очередь, подвергаются его обратному влиянию. Полученные данные воспроизводят эту взаимосвязь, вносят нечто случайное, повышая неопределенность информации.

Метод наблюдения, под которым в социологии понимается прямая регистрация изучаемых событий, наиболее уязвим в этом отношении. Он чаще всего используется при первичном ознакомлении с объектом, а также при изучении малых групп. Когда факт наблюдения известен, его влияние на объект исследования чрезвычайно велико.

Наблюдатель всегда, отбирая впечатления, связан особенностями своего восприятия и потому, регистрируя факты даже по заранее разработанным индикаторам, не может полностью устраниться от собственной оценки этих факторов. Применение метода наблюдения при изучении демографического поведения имеет узкие границы и оно невозможно, например, в области репродуктивного поведения.

Метод изучения документов одним из первых стал применяться в эмпирической социологии. К документам официального характера относятся: данные архивов, статистики, печатные издания разного рода и т. д.

В социологических исследованиях документов изучается любая информация, содержащаяся в печатных и рукописных текстах, магнитофонных записях, фотоматериалах, кинопленках. Контент-анализ является самым надежным видом изучения документов, поскольку представляет собой формализованный способ изучения статистически обработанных материалов, предварительно оцененных по степени доверия, т. е. с точки зрения того, кто является составителем документа, какими он руководствовался при этом мотивами, что и как сообщал и при каких обстоятельствах.

В социолого-демографических исследованиях при изучении явлений, связанных с интимными сторонами жизни, наиболее перспективно применение анализа личных документов. Именно в исследовании репродуктивного поведения приобретают значение автобиографии супругов, жизнеописания репродуктивных событий семьи.

Изучение демографического поведения может строиться и на основе документов изобразительного характера -- рисунков, картин, гравюр, а также с помощью анализа произведений художественной литературы, фольклора и т. п. Подобная информация особенно ценна в плане изучения прошлого, например многообразия социальных норм демографического поведения.

Универсальность метода опроса проявляется в возможности получения информации о чувствах, мотивах, установках людей, их социально-демографических характеристиках, а также о знаниях по поводу различных аспектов действительности, связанных с демографическим поведением. Метод опроса издавна используется в переписях населения, однако при опросе выясняются лишь сведения о фактических событиях, т. е. так называемая событийная информация.

Особое место среди типов опроса занимает социометрический опрос. Он направлен на измерение структуры психологических связей между членами малых групп, на выявление лидерства. В демографических исследованиях проявляется интерес к такого рода данным при определении главы семьи. Но на основе односторонних суждений мужей либо жен нельзя судить именно о лидерстве в семье. Демографические установки доминирующего члена семьи могут оказывать сильное влияние на семейные решения, поэтому необходимо обратить внимание на социометрическую технику, на ее приспособление к использованию в массовых опросах, тем более что попытки одновременного опроса супругов и всех членов семьи уже имели место.

Метод эксперимента сравнительно редко встречается в практике социологических исследований. Это связано со сложностью организации эксперимента в естественных и лабораторных условиях. Однако возможности строгого контроля изучаемых переменных и определения причинно-следственных связей все чаще начинают привлекать внимание исследователей. С этой точки зрения представляется наиболее перспективным эксперимент после совершившегося факта. Например, посредством отбора двух групп респондентов, различающихся по изучаемому признаку, и при наличии документов, подтверждающих это различие в прошлом, можно при опросе установить, как сказалось данное различие на настоящем. Сбор информации с помощью интервью, анкетирования, документов поможет здесь выявить связи явлений почти в идеальных условиях.



Получение надежной информации о демографических установках и мотивах связано с задачей выявления подлинных установок и мотивов, т. е. действенных побуждений, сопровождающихся готовностью к действиям, а не выражающихся только в словесном желании. В связи с этим следует отличать фактические установки и мотивы от мнений об установках и мотивах.

В набор индикаторов мотивов, например репродуктивных, следует включить психологические, социальные и экономические мотивы, чтобы убедиться, например, в том, что именно побуждает к рождению того или иного числа детей. При этом целесообразно индикаторы всех мотивов предъявлять в случайном порядке, требуя от респондентов проранжировать их по степени значимости.
Каталог: upload -> iblock -> 207
iblock -> Программа «Парламентский стиль»
iblock -> Центральная Азия: отход от России или интеграция в рамках Евразийского союза?
iblock -> Справка о материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования 35. 06. 01 Сельское хозяйство, направленность Общее земледелие, растениеводство № п/п
iblock -> Функциональные и технические требования
iblock -> Правительствомоскв ы
207 -> Конспект лекций по дисциплине (модулю) в. Дв 2 «социологические исследования как инструмент изучения социальных отношений в экономике и демографии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал