Контрольная работа По учебной дисциплине «Социология» на тему: «Роль социологии в исследовании современного общества»



Скачать 159,81 Kb.
Дата16.06.2018
Размер159,81 Kb.
ТипКонтрольная работа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра СОЦИОЛОГИИ и СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Контрольная работа

По учебной дисциплине «Социология»

на тему: «Роль социологии в исследовании современного общества»

Выполнила:

студентка группы 15110

очной формы обучения

направления подготовки «Психология»

Колесникова Т.А.

Проверила:

Кандидат социологических наук, доцент

Шукшина З.А.

Новосибирск

2016

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Современная социология.........................................................................5

1.1. Сущность современной социологии...............................................................5

1.2. Функции современной социологии................................................................7

Глава 2. Подходы к изучению и развитию социологии.................................... 10

2.1. Современные социологические теории........................................................10

2.2. Перспективы развития социологии........................................................ .....13

Заключение............................................................................................................16

Список литературы...............................................................................................17



Введение

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем - все общество.

Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такая наука и есть социология — наука об обществе.

Данная тема актуальна, потому что в наши дни возрастает роль социологии, она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Каким является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни — на все эти вопросы поможет найти ответ социология.

Объектом исследования является социология как научная дисциплина, призванная изучать, объяснять и прогнозировать взаимоотношения между людьми в самых различных сферах жизни.

Предметом данной работы являются характерные черты и основные механизмы работы современной социологии, позволяющие выполнить функции, на нее возложенные.

Цель работы – показать роль социологии в жизни общества, для чего необходимо решить ряд задач, а именно:

— раскрыть сущность и функции современной социологии;

— проанализировать роль и перспективы развития социологии в исследовании современного общества.

Глава 1. Современная социология

1.1. Сущность современной социологии

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе.

«Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью1.

В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития2.

Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Романовский Николай Валентинович - доктор исторических наук, профессор, заместитель главного редактора РАН «Социологические исследования»

В своей статье "О современном этапе развития социологии" говорит:

"Обсуждаемые характеристики современной социологии (начало ХХI в. и конец века завершившегося) коренятся в «пост-парсоновских» процессах и подвижках. К состоянию, которое можно назвать «современным», социология начала двигаться в 1960-е г. с точки отсчета, связанной с именем Т. Парсонса. Протесты против его теории, построенной вокруг представлений о «современном» (modern - модерном) обществе, отозвались в социологии, став стимулом ее развития. Выступившие против 2 парсонианства неомарксисты и неовеберианцы вызвали к жизни веер новаций, породив сохраняющийся до сих пор феномен поли- (мульти-) парадигмальности социологических теорий и концепций. В меньшей степени очевиден тот факт, что за калейдоскопичностью стояли и стоят столь же пестрая социальная реальность и столь же разные социальные группы - от красных до зеленых (знамя пророка), «голубых» (меньшинства сексуальные), черных и т.д.

1.2. Функции современной социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п.. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения.

Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии3.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.


Глава 2. Подходы к изучению и развитию социологии

2.1. Современные социологические теории


В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др4.

Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.

Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д5.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это - социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории - изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы.

Таким образом к концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:

- макроциологию и микросоциологию

- общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

- теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

- отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);

- направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии - более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников6.

Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Отрасли социологии. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:1) личности, 2) семьи, 3) малой группы, 4) коллектива, 5) профессиональных групп, 6) страт и классов, 7) молодежи (ювиносоциология), 8) лиц зрелого возраста (акмесоциология), 9) пожилых людей (геронтосоциология), 10) женщин (феминосо-циология), 11) гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола, 12) национальных образований (этносоциология, 13) организаций (социология армии, высшей школы и т.п.), 14) политических партий, 15) электората, 16) СМИ (средств массовой информации), 17) типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.), 18)регионов страны, 19) элиты общества, 20) органов власти и т.д.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободного времени, 3) быта, 4) управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства), 7) военную, 8) науки, 9) образования, 10) воспитания (в т.ч. педагогическую социологию), 11) морали, 12) права, 13) религии, 14) моды, 15) спорта, 16) искусства, 17) литературы, 18) медицины и здравоохранения, 19) рекламы, 20) кино, 21) девиантного поведения (в том числе социологию преступности), 22) образа жизни, 23) общественного мнения, 24) социальной работы7.



2.2. Перспективы развития социологии

Как отмечает А.О. Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов:

1) социология стала университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь;

2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами;

3) углубляется институционализация социологии как науки.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность8.

Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Тощенко Жан Терентьевич – член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования». Романовский Николай Валентинович – доктор исторических наук, профессор, заместитель главного редактора РАН «Социологические исследования»

В своей статье "О тенденциях развития социологии в современном мире" - целью которой является, на основе доступных материалов ряда международных форумов социологов, публикаций журналов международного сообщества социологов («International Sociology», «Current Sociology»), новых монографических исследований, материалов из сети Интернет и т.д. - выявить основные тенденции в развитии мировой социологии. В форме восьми тезисов.



В этих тезисах рассматриваются такие вопросы как изучения иностранных языков для изучения всемирного развития социологии, для привлечения новых, молодых специалистов получать опыт у иностранных социологов, для изучения мировых социальных проблем. Новые информационные технологии которые дадут сильнейший импульс росту социологии в вширь, которые в свою очередь превратят научное знание поистине во всемирный инструмент.


1 Осипов В.Г. Социологический словарь / В.Г. Осипов. - М.: Норма. - 2002. - С. 380.

2 Кравченко А.И. Введение в социологию / А.И. Кравченко. - М.: Экон. образование. - 2003. - С. 165.

3 Паршенцев Д.А. Тело человека – новые горизонты социального познания: науч. статья / Д.А. Паршенцев // Социологическое исследование. - 2006. - № 4. - С. 41-55.

4 Штомпка П.И. Формирование социологического воображения. Значение теории: науч. статья / П.И. Штомпка // Социологическое исследование. - 2005. - № 10. - С. 65-68.

5 Паршенцев Д.А. Тело человека – новые горизонты социального познания: науч. статья / Д.А. Паршенцев // Социологическое исследование. - 2006. - № 4. - С. 16-18.

6 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарика. - 2006. - С. 432.

7 Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Журнал СоцИс. - №1. - 2007. - С. 5-9.

8 Паршенцев Д.А. Тело человека – новые горизонты социального познания: науч. статья / Д.А. Паршенцев // Социологическое исследование. - 2006. - № 4. - С. 16-18.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал