Контрольная работа Северные союзные конвои во Второй мировой войне



Скачать 228,27 Kb.
Дата17.10.2016
Размер228,27 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • 15


Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Истории
Контрольная работа

Северные союзные конвои во Второй мировой войне

Выполнил студент

Галеев Виктор Павлович

ПГС 11-240

Санкт-Петербург 2011


Оглавление





Введение




3

1. Присоединение СССР к Антигитлеровской коалиции и принятие закона о ленд-лизе


4


2. Организация северных конвоев и расстановка сил в Арктике




8

3. Северные конвои в 1941–1942 гг.





12

Заключение





20

Список использованной литературы





21


















ВВЕДЕНИЕ
Тема выбрана не случайно. Прошедший год стал годом 65-тилетия великой победы над фашизмом во Второй мировой войне. Советский Союз в ходе войны вошел в ряды Антигитлеровской коалиции – объединения стран, борющихся с Германией и ее союзниками. Наиболее яркой страницей сотрудничества между СССР и западными союзниками (Великобританией и США) стали знаменитые северные союзные конвои, которые доставляли в советский союз важнейшие грузы и защищались совместно советскими и союзными военными моряками.



Мой интерес к этой теме можно легко объяснить. Во-первых, история северных конвоев это пример истинного боевого братства моряков из разных стран, несмотря на разные языки, культуру и идеологию, объединенных общей целью. Во-вторых, это пример эффективной дипломатической работы по сближению столь различных в политическом отношении государств. В-третьих, это одна из самых драматических страниц Второй мировой войны, которая до сих пор не до конца известна.

Целью моей работы является изучение истории северных союзных конвоев и сотрудничества между СССР и союзниками в этой сфере.

Для этого следует решить три основные задачи: во-первых, проследить внешнеполитическую деятельность союзных государств по нормализации отношений с СССР, во-вторых, рассмотреть вопросы, связанные с организацией движения конвоев, в-третьих, изучить непосредственно историю северных союзных конвоев.


1. Присоединение СССР к Антигитлеровской коалиции

и принятие закона о ленд-лизе

К моменту нападения гитлеровской Германии у Советского Союза практически не было союзников. Это было следствием изменения советской внешней политики в 1930-е годы. После принятия СССР в Лигу Наций в 1934 г. советское правительство активно поддерживало усилия мирового сообщества по поддержанию мира в Европе. Советский Союз выступал против итальянской агрессии в Абиссинии (Эфиопии) в 1936 г., поддерживал республиканцев в годы гражданской войны в Испании в 1935 – 1939 гг., противодействовал гитлеровской оккупации Чехословакии в 1938 – 1939 гг.

В этот период советская дипломатия была активным участником договоров о коллективной безопасности в Европе, казалось, что так будет всегда. Но все изменилось 23 августа 1939 г. после подписания в Москве пакта о ненападении между СССР и Германией (пакта «Молотова – Риббентропа»). Данный шаг советской дипломатии был вызван, как нежеланием Англии и Франции идти на серьезные переговоры с СССР, так и желанием И.В. Сталина предотвратить возможную войну с Германией в 1939 г. После этого Советский Союз стал рассматриваться в Европе как союзник Гитлера и агрессор, что подтвердили присоединение прибалтийских государств и советско-финляндская война 1939 – 1940 гг., в результате чего СССР был исключен из Лиги Наций.

Таким образом, к 22 июня 1941 г. советское государство практически осталось одно лицом к лицу с опасным врагом – Германией. К этому моменту гитлеровской агрессии в Европе противостояла только Англия, руководимая премьер-министром Уинстоном Черчиллем. Он возглавил английское правительство в самый сложный и критический момент – после падения Франции. Летом 1940 г. в период «Битвы за Британию» казалось, что Англии не выстоять, но энтузиазм и энергия Черчилля и его ближайших соратников спасла страну от разгрома и оккупации. Но британское правительство понимало, что в одиночку невозможно противостоять Германии и необходимо заново искать союзников.



К счастью для Британии подобную позицию разделяли и за океаном. Несмотря на традиционное для США невмешательство в европейские дела президент страны Франклин Д. Рузвельт считал, что США не могут спокойно ждать, пока Гитлер окончательно завоюет Европу и примется за Америку. В этих условиях США, в своих же интересах должны оказать помощь Англии. Поэтому уже 4 ноября 1939 г. США отменили эмбарго (запрет) на продажу оружия странам воюющим с Гитлером. После падения Франции основная помощь направлялась в Великобританию, но последняя не имела финансовых возможностей расплатиться за эти поставки. Тогда президентом США Ф.Д. Рузвельтом был предложен на рассмотрение Конгрессу проект закона, получившего впоследствии название «Закона о ленд-лизе». Суть его состояла в том, чтобы в интересах США предоставлять странам воюющим с Германией военную технику и т.п. на правах аренды, как бы взаймы, с последующим возвратом или оплатой ее после окончания войны. Этот законопроект был поддержан общественным мнением и одобрен Конгрессом США 8 марта 1941 г., а 11 марта его подписал президент, дав ему силу закона (билля).1 Закон о займе-аренде, или билль о ленд-лизе, стал первым инструментом США в борьбе с фашизмом, в то время как само государство до 7 декабря 1941 г. оставалось нейтральным. Для руководства программой помощи по ленд-лизу была создана специальная комиссия во главе с советником президента США Г. Гопкинсом. Наконец, в октябре 1941 г. была создана Администрация ленд-лиза во главе с крупным американским промышленником Э. Стеттениусом.2

22 июня 1941 г. германские войска перешли советскую границу, началась Великая Отечественная война. В Англии и США понимали, что затеянная Гитлером война на два фронта дает, в первую очередь Англии, передышку в борьбе с Германией, и главным фронтом, таким образом, становится советско-германский фронт. Поэтому, уже в полдень 22 июня, сразу же после выступления по радио выступил У. Черчилль. Он заявил: «Любой человек или государство, которое борется против нацизма, получат нашу помощь… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».3 24 июня с подобным заявлением выступил и президент США Ф.Д. Рузвельт. В его заявлении говорилось, что «гитлеровские армии являются главной опасностью для американского континента», и выразил готовность оказать СССР любую помощь.4

И эта помощь очень скоро потребовалась. Уже в первые месяцы войны Красная Армия понесла огромные потери, особенно в военной технике (самолетах, танках, автомобилях). Восполнить их советская промышленность в тот момент не могла, потому что еще не было развернуто производство на эвакуированных за Урал предприятиях.



27 июня 1941 г. в Москву прибыла британская военно-экономическая миссия для решения конкретных вопросов помощи. Её возглавили посол Великобритании в Советском Союзе С.Криппс, генерал-лейтенант М.Макфарлейн и банкир Л.Кадбери. В ходе переговоров были определены границы возможной экономической помощи и вопросы совместного военного сотрудничества в Арктике. 30 июня 1941 г. в результате переговоров была подана первая заявка советского правительства на поставку 3000 бомбардировщиков, такого же количества истребителей, 20000 зенитных орудий и различного оборудования для военных предприятий5.

8 июля для ускорения решения военно-политических вопросов в Англию была направлена советская миссия во главе с генерал-лейтенантом Ф.И.Голиковым.



Для выяснения обстановки «на месте» в Москву был направлен помощник президента США Г.Гопкинс, который прибыл в Советский Союз 28 июля. Главными вопросами были масштабы необходимой помощи и обстановка на советско-германском фронте. Результатом посещения Г.Гопкинсом Москвы было решение президента США Ф.Д.Рузвельта о скорейшем выполнении советского заказа6.

28 сентября в Советский Союз прибыла союзная делегация во главе с специальным представителем правительства США А.Гарриманом и министром снабжения Великобритании лордом У.Бивербруком для подписания соглашения о военно-экономической помощи между СССР и союзниками. 1 октября 1941 г. представители США А.Гарриман, Англии У.Бивербрук и Советского Союза В.М.Молотов подписали Первый (Московский) протокол о снабжении Советского Союза до конца 1942 г. Согласно Протоколу союзники обязались в течение 9-ти месяцев поставить 3600 самолётов, 4500 танков, 1270 орудий и других материалов и оборудования. Впоследствии были подписаны еще три протокола: Второй (Вашингтонский) от 6 октября 1942 г., Третий (Лондонский) от 19 октября 1943 г. и Четвертый (Оттавский) от 17 апреля 1945 г. Вся помощь предоставлялась Советскому Союзу в начале на основе кредита, а затем, на основании закона о ленд-лизе., действие которого на СССР было распространено решением Ф.Д.Рузвельта 7 ноября 1941 г7.

Таким образом, Советский Союз вышел из состояния политической изоляции, фактически присоединившись к Антигитлеровской коалиции. Благодаря этому, в самый тяжелый для него период войны СССР получил необходимую помощь от союзников.


2. Организация северных конвоев и расстановка сил в Арктике

После того как были улажены дипломатический и экономический вопросы, связанные с оказанием союзниками военно-экономической помощи СССР, встал вопрос об организации доставки этих грузов к месту назначения. Более того, разработка планов доставки ленд-лизовских грузов в Советский Союз началась задолго до подписания Московского протокола и распространения закона о ленд-лизе на СССР. Союзники понимали, что помощь требуется оказать немедленно, и переговоры начались еще в июле 1941 г.

Существовало три возможных пути поставок: южный, северный и восточный. Южный путь проходил из портов Восточного побережья США, через Южную Атлантику, в обход Африки, через Индийский океан и Персидский залив в иракский порт Басра, а затем автомобилями через Иран и Кавказ. Восточный путь шел через Тихий океан, советский Дальний Восток и Сибирь, северный же пролегал по Северному Ледовитому океану, вдоль территории Норвегии в северные порты Советского Союза. Поскольку помощь требовалось оказать в кратчайшие сроки, восточный и южный пути не подходили, так как грузы бы доставлялись очень долго. Поэтому союзное командование остановило свой выбор на самом коротком, но и самом опасном – северном маршруте. Опасность данного маршрута заключалась в том, что практически 2/3 пути конвои шли вдоль побережья Норвегии и могли постоянно подвергаться ударам со стороны, базирующихся в там немецкой авиации и флота. Из-за близкой границы плотных (паковых) льдов они не могли выйти из под удара (конвои шли на расстоянии 200 км от немецких аэродромов в 30 минутах лёта), а в условиях полярного дня летом атаки могли продолжаться круглые сутки, а основные порты прибытия находились в зоне досягаемости немецкой авиации (в 110 км от норвежской границы)8.

Союзное командование учитывало все это, и поэтому было решено для доставки грузов в СССР использовать, отработанную в Атлантике, так называемую, систему конвоев. Она заключается в том, что торговые суда совершают переход не по одиночке, а группой и под охраной военных кораблей – такая группа и называется конвоем. Но здесь возникла проблема, в Советском Союзе не хватало ни грузовых судов, ни военных кораблей для сопровождения конвоев. Поэтому основная нагрузка легла на английский военно-морской флот, который на то время был самым мощным в мире.



Обычно конвой представлял из себя группу торговых судов, следующую одним курсом, несколькими параллельными колоннами, по несколько кораблей в каждой. В колоннах и между судами сохранялись строго оговоренные интервалы и поддерживалась постоянная скорость (около 9 узлов). Количество транспортов определялось количеством перевозимой техники и составляло иногда несколько десятков судов. Охрана каравана обеспечивалась, так называемым, ближним эскортом, состоящим из кораблей, предназначенных, главным образом, для борьбы с подводными лодками, и которые занимали кольцевое положение по отношению к транспортам. Помимо ближнего эскорта караван на удалении 300 – 400 км прикрывали корабли, так называемой «завесы»: мобильная и мощная линкоро-крейсерская или авианосная группа. Её цель - обезопасить караван от нападения крупных сил противника9. От берегов Исландии или Шотландии до меридиана острова Медвежий (на западном участке маршрута) караван охраняли английские военные корабли, а восточнее – советские. Караваны, движущиеся из портов Англии в порты Советского Союза, получали литеры PQ с соответствующим номером (с августа 1942 г. литеры JW), а следующие в обратном направлении – литеры QP (с декабря 1942 г. – RA).

На момент начала войны советский Северный флот насчитывал 51 военный корабль, наиболее современными из которых были 8 эскадренных миноносцев и 15 подводных лодок. В июне – августе 1941 г. было мобилизовано более 50 кораблей рыболовного флота в качестве вспомогательных военных кораблей (тральщиков и сторожевых кораблей). С воздуха советский флот поддерживали 115 самолетов, в основном устаревшей конструкции. Командовал Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, который непосредственно подчинялся народному комиссару военно-морского флота адмиралу Н.Г.Кузнецову.10 Немецкое командование в начале войны с Советским Союзом располагало для действий на морских коммуникациях на Севере незначительным количеством боевых кораблей, которое включало 3 бывших норвежских миноносца, 4 финских вооружённых парохода и катера береговой обороны. 5 эсминцев, 2 подводные лодки и учебно-артиллерийский корабль «Бремзе» прибыли спустя 3 недели после начала войны11. Командовал немецкими военно-морскими силами в Норвегии адмирал Г.Бём. В Норвегии базировалось всего 90 немецких самолетов 5-го Воздушного флота, которым командовал генерал Г.Штумпф.12 Британский Флот Метрополии, на который возлагалось сопровождение и организация конвоев, насчитывал в июне 1941 г. 2 линейных корабля, 2 авианосца, 4 крейсера, около 20 эскадренных миноносцев и другие корабли. Командовал им адмирал Д.Тови.13

Впоследствии в ходе войны по мере усиления борьбы на море данное соотношение сил изменилось. Немцы с начала 1942 г. начали резко увеличивать свои военно-морские и военно-воздушные силы на Севере. В результате этого, к лету 1942 г. в Норвегии находились линейный корабль «Тирпиц», тяжёлые крейсера «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и лёгкий крейсер «Кёльн», 8 эсминцев, 10 сторожевых кораблей, тральщиков и различных катеров14. Значительно возросло в водах Северной Норвегии и количество подводных лодок. Если в ноябре 1941 г. на Севере находилось 6 подводных лодок, то в январе 1942 г. их уже было 9, в марте – 16 и в ноябре – 2115. Численность же немецкой авиации возросла в тот же период до 403 боевых самолёта различных типов16. Советские силы росли с течением времени не значительно, только в 1944 г., благодаря переданным по ленд-лизу военным кораблям Северный флот увеличил свою численность почти в 2 раза. Британский флот в годы войны решал множество задач на других фронтах войны, и, поэтому, в Арктике поддерживалась численность флота примерно равная противостоящим им силам германского флота.

В целом, северные союзные конвои были хорошо организованы по опробованной схеме, что, как мы увидим впоследствии, способствовало их успешному прохождению.




3. Северные конвои в 1941–1942 гг.

В данной главе мне бы хотелось остановиться на конвоях 1941–1942 г. Этот выбор не случаен. Именно в эти годы грузы, доставляемые северными конвоями, имели наибольшее значение для экономики СССР, именно в этот период развернулись самые напряженные, наполненные драматизмом, бои на море и в воздухе. В 1942 г. произошел перелом в войне в Арктике, и победа союзников стала лишь вопросом времени.

21 августа 1941 г. первый конвой PQ-00 (под кодовым названием «Дервиш») взял курс к берегам Советского Союза. Конвой был небольшим – всего 7 судов, под прикрытием 9 военных кораблей.17 Десять дней спустя после выхода конвой прибыл в Архангельск. За время перехода не было потеряно ни одно судно, так как противник вообще не атаковал караван. Затем в течение 1941 г. из портов Англии в СССР совершили переход еще 6 конвоев (PQ-1, PQ-2, PQ-3, PQ-4, PQ-5, PQ-6) и 4 в обратном направлении (QP-1, QP-2, QP-3, QP-4). В составе этих конвоев (включая «Дервиш») в советские порты Мурманск и Архангельск прибыло 51 транспортное судно, которые доставили 160413 тонн важнейших грузов, преимущественно военной техники, листового железа, станков и других. Из советского Союза в Англию прибыло 47 транспортов, доставивших 145758 тонн груза, в основном, сырья.18 Важно отметить, что несмотря на важность перевозимых грузов и сравнительно слабые силы прикрытия конвоев немцы не атаковали караваны, идущие в СССР. Это объясняется тем, что немецкое командование что исход «Русской компании» решится в боях на сухопутном фронте, под Москвой и Ленинградом. Лишь в конце 1941 г. немецкому командованию стало ясно, что «блицкриг» провалился и обратили внимание на союзные поставки по ленд-лизу. А.Гитлер приказал «остановить» конвои, и, в связи с этим, немецкое командование стало резко усиливать свою военную группировку в Норвегии.

С началом 1942 г. борьба возобновилась с новой силой. Уже первый в этом году конвой PQ-7, состоящий из 11 кораблей понес первую потерю: немецкой подводной лодкой был потоплен транспорт «Вазиристан».19 Следующие несколько конвоев практически не понесли потерь, что объясняется недостаточной активностью немцев, которые еще не завершили концентрацию своих сил на Севере. 1 марта 1942 г. навстречу друг другу одновременно вышли 2 конвоя PQ-12 из Рейкьявика и QP-8 из Архангельска. Немецкое командование, получив сведения об этом, отправило на перехват конвоев флагман своих сил на Севере линкор «Тирпиц» и 3 эсминца.20 Немцы не смогли обнаружить конвои, но 7 марта немецкая эскадра «наткнулась» на отставший от конвоя QP-9 советский лесовоз «Ижора». В ответ на предложение сдаться советский корабль отказался сдаться, а радист лесовоза постоянно передавал сигналы об обнаружении немецких кораблей. В конце концов лесовоз был расстрелян эсминцами и, будучи подорванным глубинными бомбами, затонул не спуская флага. Опасаясь быть атакованными английской группой дальнего прикрытия, состоящей из линкоров и крейсеров, через несколько дней вернулись в свои порты ничего не добившись. Следующему конвою PQ-13, вышедшему в море 20 марта 1942 г. в составе 19 транспортов под охраной британского крейсера «Транидад» 2 эсминцев и нескольких других кораблей, выпали на долю серьезные испытания.21 Немецкое командование планировало нанести по нему удар всеми своими силами. Первым, четверо суток спустя после выхода, конвой, кстати впервые в Арктике, подвергся удару немецких самолетов-бомбардировщиков. Немцы потопили 2 транспорта из состава конвоя. Затем караван атаковали 3 немецких эсминца группы «Арктика». Они потопили один отставший от конвоя пароход и напали на охранение конвоя. В ходе ночного боя между немецкими кораблями и советскими эсминцами «Гремящий» и «Сокрушительный» и британскими эсминцами «Фьюри» и «Эклипс» немцы потеряли свой эсминец Z-26 и отказались от дальнейших атак. У союзников торпедой был поврежден крейсер «Тринидад», который впоследствии погиб 13 мая 1942 г. под бомбами немецких самолетов, возвращаясь домой после ремонта в Архангельске. Затем конвой атаковали немецкие подводные лодки, собранные в группу, так называемую «волчью стаю», и потопили еще 2 грузовых судна. Всего конвой потерял 5 транспортов, понеся самые большие потери с начала войны.22 Следующий конвой PQ-14, несмотря на атаки немецких подводных лодок, практически не понес потерь, зато обратный караван QP-10 потерял 4 торговых судна.23 Конвой PQ-15 испытал на себе эффективность нового немецкого оружия – самолетов-торпедоносцев, которые потопили 3 транспорта из его состава.24

В мае 1942 г. союзники понесли тяжелую потерю. Британский крейсер «Эдинбург», входивший в охранение конвоя QP-11, 30 апреля 1942 г. был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456. Корабль получил тяжелые повреждения и лишился хода Продолжать поход было невозможно, и было принято решение вернуться в Мурманск. Крейсер прикрывали 2 британских и 2 советских эсминца и советский сторожевой корабль «Рубин».25 В ночь на 1 мая советские эсминцы вынуждены были уйти в базу на дозаправку, и утром 2 мая отряд был атакован тремя немецкими эсминцами той же самой группы «Арктика». Британские эсминцы «Форестер» и «Форсайт» приняли неравный бой с врагом, но немцы нанесли им серьезные повреждения и смогли поразить крейсер еще одной торпедой. Эта торпеда стала роковой, и «Эдинбург» был затоплен своей командой. Огнем крейсера был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёманн» после чего немцы вышли из боя и ушли в свою базу Киркенес в Норвегии. Высокую оценку союзников получили действия советского корабля «Рубин», который в одиночку противостоял немецким подводным лодкам, стремящихся прорваться к месту боя. Вместе с погибшим крейсером на дно Баренцева моря ушло несколько тонн советского золота в слитках, которое предназначалось для оплаты союзнических поставок.

Союзный конвой PQ-16 стал самым большим конвоем с начала войны. Он вышел из Рейкьявика 21 мая в составе 35 кораблей, его защищали 38 боевых кораблей британского, американского и советского флотов.26 Естественно немцы готовили этому каравану горячую встречу. Главная роль в борьбе с этим конвоем отводилась авиации, которая готовилась применить новую тактику «Золотые клещи». Она заключалась в том, что немецкие самолеты атаковали одновременно с нескольких сторон, и одновременно с большой и малой высоты – это помогало отвлекать внимание зенитчиков противника.

Конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой уже 4 дня спустя после выхода в море. Почти сразу же начались атаки, которые продолжались непрерывно в течение 6 дней, немецкая авиация потопила 7 торговых судов.27 В отражении атак немецкой авиации покрыл себя славой экипаж польского эсминца «Гарланд». Корабль постоянно вел огонь по самолетам противника и несмотря на серьезные повреждения и большие потери среди экипажа оставался в строю. На самом видном месте эсминца раненые польские моряки вывели кровью надпись «Да здравствует Польша!». При защите конвоя отличились также советские эсминцы «Грозный», «Сокрушительный» и «В.Куйбышев». В бою с немецкими истребителями над конвоем PQ-16 погиб лучший летчик-ас Северного флота дважды Герой Советского Союза подполковник Б.Ф.Сафонов.

Серьезные испытания выпали на долю советского транспорта «Старый большевик». Во время одного из налетов немецкой авиации в корабль попала бомба, и начался пожар, учитывая, что в числе грузов парохода была взрывчатка, гибель корабля казалась неминуемой. Командир эскорта конвоя коммандер (капитан 2-го ранга в британском флоте) Онслоу предложил команде покинуть корабль, но капитан «Старого большевика» И.И.Афанасьев отказался покинуть судно. Экипаж корабля фактически в одиночку (конвой ушел) смог потушить пожар, отремонтировать двигатели и догнать конвой. Помощь команде корабля оказал только корвет «Розалис», действующий под флагом «Свободной Франции». Когда через 36 часов «Старый большевик» присоединился к конвою, флагман конвоя поднял сигнал «Молодцы!», а другие суда приветствовали советский экипаж гудками.

В итоге, несмотря на потери, конвой PQ-16 благополучно дошел до советских портов.

Следующему конвою была уготована другая судьба. Караван PQ-17 стал символом разгрома, самым серьезным поражением союзников в Арктике. Этой трагедии посвящено много книг, сняты фильмы. Попытаемся и мы разобраться в его истории.

Союзный конвой PQ-17 вышел из Рейкьявика 27 июня 1942 г. в составе 35 транспортов и 3-х спасательных судов. Его прикрывала мощная союзная эскадра Дальнего прикрытия в составе 2-х линкоров, авианосца, 2-х крейсеров и 12 эсминцев. Ближнюю завесу составляли 4 крейсера и 2 эсминца, непосредственный эскорт конвоя составляли 6 эсминцев, 4 корвета, 3 тральщика, 2 корабля противовоздушной обороны и 3 вооруженных траулера.28

Немецкое командование знало о выходе конвоя и разработало операцию «Ход конем», для разгрома каравана. Главная роль в операции отводилась эскадре надводных кораблей состоящей из линкора «Тирпиц», 3-х крейсеров и 6 эсминцев.29

2 июля конвой был обнаружен немецкой авиаразведкой и 4 июля подвергся одновременной атаке авиации и подводных лодок, которая из-за слаженных действий эскорта, не привела к серьезным потерям. Немецкая авиация потопила всего 3 транспорта, а подводные лодки вовсе не добились успеха.30 В этот же день британское командование получило сведения о выходе немецкой эскадры в море, на самом деле информация оказалась неверной: немцы вышли в море только на следующий день 5 июля. Но когда в британском Адмиралтействе (военно-морском министерстве) узнали о том, что немецкий линкор «Тирпиц» и другие корабли эскадры покинули свои якорные стоянки, было принято решение расформировать конвой, а всем силам эскорта собраться вместе для противодействия немцам. Радиограмму об этом корабли конвоя PQ-17 получили рано утром 5 июля. Строй конвоя сломался, транспорты по одиночке или мелкими группами стали пробираться на северо-восток, к берегам Советского Союза. Что же касается немецкой эскадры, то она так в итоге и не приняла участие в боевых действиях. Уже вскоре после выхода в море немецкие корабли были обнаружены английской подводной лодкой «Аншейкн» и советской К-21. Советская подлодка под командованием капитана 2-го ранга Н.А.Лунина даже атаковала «Тирпиц» торпедами, но результаты этой атаки до сих пор не известны. Важно другое, обе подводные лодки передали в эфир радиограммы об обнаружении немецкой эскадры, которые немцы перехватили. Немецкому командованию стало ясно, что атаковать внезапно не удастся, и решило вернуть корабли обратно в Норвегию.

Транспорта же конвоя, лишенные эскорта, становились легкой добычей немецкой авиации и подводных лодок. Всего до советских портов добралось 13 кораблей и 2 спасательных судна, немецкие подводные лодки потопили 16, а немецкие самолеты 6 транспортов и 1 спасательное судно.31

Разгром конвоя стал следствием грубой ошибки допущенной британским командованием, которое, не разобравшись в обстановке, приняло неверное решение о роспуске каравана.

Следующий конвой PQ-18 был сформирован только в сентябре 1942 г. Этот промежуток был вызван не столько потерями, которые понес караван PQ-17, сколько выполнением британским флотом множества задач на других театрах военных действий. Для успеха операции была сформирована специальная эскортная группа из эсминцев, крейсера «Сцилла» и эскортного авианосца «Эвенджер». Конвой вышел в море 2 сентября 1942 г., его составляли 42 транспорта, в его эскорт входило более 16 военных кораблей различных классов.32 Главную роль в операции против этого конвоя немецкое командование отвело авиации. 13 сентября начались первые атаки на конвой, которые практически непрерывно продолжались до 29 сентября. В ходе этих ударов немцы смогли потопить 8 транспортов, потеряв 26 своих самолетов. Немецкие подводные лодки потопили 3 парохода, заплатив за это 3-мя своими лодками.33 Это означало победу, так как силы немецкой авиации в Арктике были подорваны этими атаками. Огромную роль в успехе являлось наличие авианосца в непосредственном охранении конвоя.

С декабря 1942 г. союзные конвои сменили обозначение с PQ/QP на JW/RA. Союзный конвой JW-51B вышел в море 22 декабря 1942 г. Немецкое командование отправило в море на перехват конвоя сильную эскадру в составе 2-х крейсеров и 6 эсминцев.34 Рано утром 31 декабря немецкий крейсер «Адмирал Хиппер» обнаружил и атаковал конвой. Этот бой вошел в историю под названием «Новогоднего боя». Немцам в этом бою противостояли 5 британских эсминцев под командованием коммандера Р.Шербрука. Несмотря на превосходство противника, британский командир принял бой, решившись на рискованную тактику. Английские эсминцы постоянно маневрировали между крейсером и конвоем, имитируя торпедную атаку, что заставляло немцев отворачивать. Английские моряки вели бой несколько часов, коммандер Шербрук был ранен, а эсминец «Эшейтс» погиб. В критический момент боя, когда на британских эсминцах уже заканчивались торпеды, к месту боя подошли британские крейсера «Шеффилд» и «Ямайка», которые нанесли повреждения «Хипперу» и заставили его выйти из боя. Силы британского эскорта совершили главное – не дали немецкому крейсеру прорваться к каравану. За этот подвиг коммандер Ричард Шербрук был награжден Крестом Виктории – высшей военной наградой Англии. Этот бой поставил крест на немецких планах ведения войны на море, так как А.Гитлер, взбешенный результатами боя, приказал вывести из боевого состава флота все крупные боевые корабли и отправить их на слом.

На рубеже 1942 – 1943 гг. в войне в Арктике наступил коренной перелом. Инициатива в военных действиям перешла к союзникам. Немецкая авиация уже в конце 1942 г. практически исчезла из Норвегии, будучи переброшенной на другие фронты. Количество боевых кораблей в течение 1943 г. неуклонно сокращалась, падали моральный дух и боевая подготовка немецких вооруженных сил на Севере. Рост численности немецких подводных лодок, которые с этого времени стали фактически единственным врагом конвоев, не принес немцам желаемых успехов, которые были невелики, а потери немцев росли постоянно. Между тем, силы союзников постоянно росли, улучшалась их тактика, что позволяло в 1943, 1944 и 1945 гг. проводить крупные конвои практически без потерь. Правда стоит отметить, что значение союзной помощи в этот периода также снизилось, так как советская промышленность уже полностью удовлетворяла все потребности страны и армии. К тому же по объему грузов северный маршрут с 1943 г. существенно уступал южному пути через Иран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы проследили историю северных конвоев в самый важный период их истории. В 1941 – 1942 гг. грузы, доставляемые северными конвоями, а значит и сами конвои, имели огромное значение для Советского Союза, а значит и для всей Антигитлеровской коалиции. Самым важным в этот период было то, что СССР не остался один лицом к лицу с Германией, а приобрел союзников, которые протянули ему руку помощи. Путь от нормализации отношений к союзу между столь разными в политическом отношении странами, обычно занимающий десятилетия, был пройден за несколько месяцев, что было очень важно. В основу сотрудничества была положена отработанная система конвоев, которая оказалась очень эффективной. Поставляемые по ленд-лизу танки и самолеты сыграли большую роль в битвах под Москвой и Сталинградом.



Северные конвои явили собой пример подлинного боевого братства и сотрудничества между моряками разных стран, которые честно выполняли свой воинский долг. Многие из них отдали свои жизни за общее дело, которым была борьба с фашизмом. До сих пор ветераны северных конвоев продолжают регулярно встречаться между собой, организуются различные юбилейные мероприятия, так как братство этих людей продолжает и через многие годы объединять их. В память о подвигах союзных моряков застыли на вечных стоянках корабли-памятники британский крейсер «Белфаст» в Лондоне, канадский эсминец «Хайда» в Квебеке, польский эсминец «Блыскавица» в Гдыне, советская подводная лодка К-21 в Североморске. Северные союзные конвои являются одной из ярких страниц Второй мировой войны.
Список использованной литературы


  1. Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1964. – 399 с.

  2. Грановский Е., Морозов М., Дашьян А. Германские эсминцы в бою. В 2 ч. М.: ЧеРо, 1995. Ч. 2. – 115 с.

  3. Еремеев Л.М., Шергин А.П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне. М.: Воениздат, 1962. – 446 с.

  4. История внешней политики СССР 1917 – 1985 гг. В 2 т. М.: Наука, 1986. Т. 1. – 534 с.

  5. Кофман В. Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер». М.,СПб.: Цитадель, 1996. – 48 с.

  6. Роскилл С. Флот и война. В 3 т. М.: Воениздат, 1967. Т. 1. – 567 с.

  7. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны. Документы и материалы. В 2 т. М.: Политиздат, 1983. Т. 1. – 542 с.

  8. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1939 – 1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997. – 364 с.

  9. Супрун М.Н., Ларинцев Р.И. Пятый флот Люфтваффе в небе Заполярья: Взгляд из России.// Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып.3. М.: Андреевский флаг, 2000. С. 40 – 50.

  10. Щедролосев В.В. Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне.// Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 9. 1995. С. 59 – 67. Вып. 11. С. 94 – 102.

1 Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941 – 1945 гг. М., 1997. С. 10.

2 Там же. С. 11.

3 Цит. по: История внешней политики СССР 1917 – 1985 гг. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С.434.

4 Там же. Т.1. С. 438.

5 Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны. Документы и материалы. В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 74.

6 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 17.

7 Там же. С. 22–24, 149–150, 240.

8 Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М., 1964. С.16.

9 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 37.

10 Щедролосев В.В. Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне.// Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 9. 1995. С. 60 – 61.

11 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 33.

12 Супрун М.Н., Ларинцев Р.И. Пятый флот Люфтваффе в небе Заполярья: взгляд из России // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. 3. М., 2000. С. 40.

13 Роскилл С. Флот и война: в 3 т. М., 1967. Т. 1. С. 438.

14 Вайнер Б.А. Указ. соч. С. 14.

15 Еремеев Л.М., Шергин А.П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне. М., 1962. С. 45.

16 Супрун М.Н., Ларинцев Р.И. Указ. соч. С. 44.

17 Щедролосев В.В. Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне.// Гангут. Вып. 11. 1996. С. 96 – 97.

18 Щедролосев В.В. Указ. соч. Гангут. Вып. 11. С. 102.

19 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 81.

20 Там же. С. 86.

21 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 89.

22 Там же. С. 93.

23 Там же. С. 96.

24 Там же. С. 99.

25 Грановский Е., Морозов М., Дашьян А. Германские эсминцы в бою. В 2 ч. М., 1995. Ч. 2. С. 11 – 17.

26 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 97.

27 Там же. С. 109.

28 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 113.

29 Там же. С. 110.

30 Супрун М.Н. Указ. соч. С. 114.

31 Там же. С. 134.

32 Там же. С. 165.

33 Там же. С. 167 – 169.

34 Кофман В. Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер». М.,СПб., 1996. С. 31.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница