Контрольные вопросы Научное познание как вид духовной деятельности



страница1/4
Дата12.09.2017
Размер1,18 Mb.
  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..4

  1. Наука в системе мировоззренческой ориентации……………..…….…..….6

1.1. Роль науки в современном обществе……………..………...……………. 6

1.2. Сциентизм и антисциентизм как два типа

социокультурной ориентации…………………….…………….………….9

1.3. Основные тенденции развития современной науки ………………….….11



Контрольные вопросы….……………………………………………………….…………16

  1. Научное познание как вид духовной деятельности……………….……… 17

    1. Особенности научного познания…………………..……………….………17

    2. Проблема демаркации в научном познании……………………………..20

    3. Структура научного познания…………………………………….…..….…26

    4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания…..…….…...27

Контрольные вопросы……………………………………………………………………..30

  1. Методология в структуре научного познания……………………...…......31

    1. Возрастание роли методологии в структуре научного познания…...……31

    2. Становление научной методологии……………………………………..…35

    3. Классификация методов научного познания…………………………..….42

Контрольные вопросы……………………………………………………………….……44

  1. Методология эмпирического уровня научного исследования………..…..45

    1. Наблюдение……………………………………………………………..…..45

    2. Эксперимент………………………………………………………….….….48

    3. Описание, измерение, сравнение…………………………………….…....51

    4. Научный факт как эмпирический базис науки……………….…………..54

Контрольные вопросы……………………………………………………………………55

  1. Методология теоретического уровня научного познания….….……..55

    1. Абстрагирование, идеализация, формализация…………………….……56

    2. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом

уровнях научного познания…..……………………………….………….59

    1. Общенаучные методологические подходы…………………….………...64

Контрольные вопросы…………………………………………………………………….68

  1. Методы построения научной теории…………………………….….….....68

    1. Структура теоретического знания: проблема, гипотеза, теория…...…….68

    2. Аксиоматический метод построения научной теории……………..…….72

    3. Гипотетикодедуктивный метод построения научной теории…….……74

Контрольные вопросы……………………………………………………………………75

Литература………………………………………………………………………..76

ВВЕДЕНИЕ
Методология науки составляет одну из составных частей философии науки, которая изучается в рамках дисциплины «Философия науки и техники» по программе подготовки магистров. В предлагаемом учебном пособии обсуждаются особенности науки как особого вида духовной деятельности, рассматриваются методы познания, являющиеся специфичными для науки и отличающие ее от других способов, приемов и форм познания реального мира, к которым можно отнести обыденное, художественное и другие вненаучные способы познания. В современной философии науки наука рассматривается, с одной стороны, как процесс получения нового знания, с другой  как результат, итог этого процесса, то есть как существующее знание. Соответственно, в первом случае речь идет о методологии научного исследования, о методах получения нового знания. Во втором  о методологии анализа существующего научного знания. В учебном пособии основное внимание уделено методологии научного исследования, то есть характеристике принципов, методов и приемов поиска нового знания в процессе исследования. Для более глубокого понимания сущности применяемых в научном исследовании методов в пособии уделено внимание структуре научного исследования, выделены разные уровни, отражающие движение, логику научного поиска.

Сегодня роль методологии в структуре научного знания значительно возросла. Это объясняется многими причинами, анализ которых дан в соответствующем разделе пособия. В данном контексте подчеркнем, что современная методология может рассматриваться как технология получения нового знания, как инструмент, пользуясь которым ученый может достичь успехов в открытии неизвестных ранее свойств, связей и взаимодействий, иными словами, создать новое знание. Следовательно, только зная арсенал современных научных методов, можно рассчитывать на успех в научном исследовании. Современная наука исключает метод проб и ошибок, она базируется на рациональном подходе к научному поиску и основа этой рациональности  хорошая методология.

По мере того как возрастал объем научных знаний и углублялся уровень отражения в них изучаемых закономерностей реального мира, усиливалось внимание ученых к анализу и обоснованию различных методов и средств, с помощью которых можно получать новое знание в науке. Довольно длительное время монополия на исследование проблем познания вообще и методов науки в частности принадлежала философам, которые дали миру прекрасные образцы методологии (от Аристотеля до Р.Декарта). В процессе формирования систематического научного познания возникают различные дисциплины, изучающие науку, в том числе  методология науки. В настоящее время методология науки привлекает ученых разных научных областей  естествознания, обществознания, технознания. Соответственно расширяется пространство используемых в научном познании методов и приемов, освоить которые становится все труднее. Вследствие этого большое значение для начинающего ученого имеет знакомство с основными методами, историей их становления, принципами применения.

Активное участие в научной деятельности ставит перед учеными важный вопрос об ответственности науки перед обществом. В среде ученых и массовом сознании все активнее презентированы опасения, вызванные рассуждениями о непредсказуемости последствий активного внедрения научных открытий в реальную практику. Согласно идеям Просвещения, человек с помощью разума открывает сущностные связи действительности и создает условия для материального прогресса («знание  сила»), а значит и для развития личности. Наибольшими препятствиями в этом процессе выступают невежество и суеверия, для преодоления которых необходимо просвещение. Становясь более просвещенными, люди автоматически становятся более моральными. Подчеркнем, что этот главный тезис эпохи Просвещения корнями уходит в сократовскую идею неразрывности знания и добродетели. Сегодня, как в XVIII веке, научный прогресс рассматривается в неразрывном единстве с социальным. Однако, если это действительно так, почему небывалые успехи научного прогресса, воплощенные в прогрессе техники, помимо общеизвестных благ, поставили человечество перед лицом трудноразрешимых глобальных проблем, тормозящих социальный прогресс и способных привести к гибели человеческой цивилизации? В общественном сознании, пытающемся найти ответ на этот, почти риторический вопрос, постепенно нарастает страх перед наукой, обладающей всемогущей силой, способной радикально изменить жизнь людей. Каждое новое открытие науки после эйфории, вызванной мощью человеческого разума, вызывает опасения перед его применением в практике социальной жизнедеятельности. Достаточно в качестве иллюстраций привести примеры с запуском и закрытием (приостановкой работы) адронного коллайдера, с развитием и запрещением исследований в области клонирования человека, спорами вокруг проблемы генномодифицированных продуктов и биологически активных добавок, используемых для лечения самых разных болезней. Ученый, имеющий ключи (методологию) для раскрытия тайн природы, всегда должен прогнозировать последствия внедрения новых научных знаний в практику обыденной жизнедеятельности, помнить о том, что научные знания не должны нести зло в мир людей.


1. НАУКА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ



    1. Роль науки в современном обществе


Наука это духовная деятельность людей, целью которой является получение нового научного знания о природе, обществе и о самом познании. Результатом, продуктом научной деятельности являются научные знания. Вследствие этого наука существует и как вид познавательной деятельности, и как система научных знаний. Когда речь идет о научном познании, имеют в виду науку, рассматриваемую в её деятельностном аспекте, то есть её понимание как особой духовной деятельности, направленной на создание новых идеальных объектов  научных знаний.

Наука возникает и развивается в ответ на потребности общества, помогая людям решить проблемы, связанные с комфортизацией их жизни. В XVII веке английский философ Ф.Бэкон, заметив роль, которую стали играть научные знания в жизни общества, сказал, что знания – это сила. Мыслитель был убежден в том, что научные знания усиливают возможности человека в его взаимодействии с природой, продвигают развитие как самого человека, так и общества. Рассмотрим, какие функции выполняет наука в жизни общества.

1. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки, является функция производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.

2. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIIIXIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое научное открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения знаний, полученных в различных отраслях науки. Важно отметить, что сама по себе наука как система знаний ничего не производит, поскольку составляет сферу духовной жизни людей. Она может выполнять функцию непосредственной производительной силы, включаясь во все без исключения элементы производительных сил, изменяя человека, орудия, условия и предмет труда.

3. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет функцию предвидения, прогнозирования будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

Предвидение будущего  третье звено в цепи логической операции, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются прежде всего тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения. Без знания этих двух важнейших моментов в их единстве невозможно и само научное предвидение как таковое.

Хотя «механизм» превращения прошлого в настоящее и настоящего в будущее в принципе одинаков (оно, в частности, неосуществимо без определенных предпосылок и известной степени их зрелости, развитости), однако, с точки зрения познающего эти процессы мышления, здесь имеется существенное различие. Последнее заключается в том, что если в первом случае познание имеет дело с тем, что уже было и прошло, то во втором  с тем, чего еще не было и что может только произойти. Первый путь  это реконструкция прошлого по его «обломкам» в настоящем, второй путь  конструирование будущего по его «зародышам» в настоящем, так как будущее вырастает не откуда-нибудь, а именно из настоящего.

Таким образом, научное предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т. п.), которые существуют сегодня, А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.

Любое научное предвидение, какое бы точное оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) никогда, ни при каких условиях не может. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие  находят свою реализацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием.

4. Культурная функция науки заключается во включении субъекта (человека) в познавательный процесс. Усваивая научные знания, человек формируется как субъект познания и деятельности. Само познание осуществляется в определенных социокультурных формах, принятых в определенных обществах. Заставая их уже готовыми, сложившимися, человек может познавать мир. Кроме того, наука влияет на образовательный процесс, изменяя его содержание и структуру в соответствии с новыми научными знаниями. Наука все в большей степени ориентируется не на одну только технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. Многие великие творцы науки были убеждены в том, что «наука может внести вклад не только в экономический прогресс, но также и в моральное и духовное совершенствование человечества».1

5. Наука выполняет функцию социальной силы. Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности). Любая инновация, связанная с решением какой-либо социальной проблемы, требует научного обоснования. В этой своей функции наука выступает также как фактор социальной регуляции, затрагивая социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась играть в обществе роль социальной силы, связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

Отвечая на идеологические потребности общества, наука выступает инструментом политики. История отечественной науки показывает, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки политических сил, обладающих государственной властью, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.

6. В современном обществе усиливается проективно-конструктивная функция науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий во всех сферах деятельности людей, что в наше время чрезвычайно актуально. В 2003 году Д.А. Медведев, выступая с докладом «Определяющая роль науки в развитии философских идей в XXI веке» на VI Международном философскокультурологическом конгрессе в СанктПетербурге, отметил, что из наиболее перспективных направлений науки и техники потенциалом, достаточным, чтобы проникнуть во все области человеческой деятельности и радикально их изменить, обладают нанотехнологии, компьютерные и коммуникационные технологии, искусственный интеллект и робототехника, биотехнологии. Движение от научного открытия к созданию новой технологии способствует коренному преобразованию всех сфер жизни общества.
1.2. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации
Объективная оценка научных достижений в исторической ретроспективе может быть как позитивной, так и негативной. Всплеск общественного интереса к этой проблеме отмечен в эпоху Просвещения, которая, противопоставляя знание религии, характеризовалась оптимистической верой в прогресс, связываемый с достижениями науки. Согласно идеям Просвещения, человек с помощью разума открывает сущностные связи действительности и создает условия для материального прогресса («знание  сила»), а значит и для развития личности. Наибольшими препятствиями в этом процессе выступают невежество и суеверия, для преодоления которых необходимо просвещение. Становясь более просвещенными, знающими, люди автоматически становятся моральными личностями, способными отличить добро от зла. Подчеркнем, что этот главный тезис эпохи Просвещения корнями уходит в сократовскую идею неразрывности знания и добродетели. Несомненно, наука способствует прогрессивному развитию человечества, комфортизации жизни, духовному совершенствованию людей. В последние десятилетия сделаны научные открытия, перевернувшие наши представления о физических основах природы, функционировании жизни, о человеке и его психике. В то же время в среде ученых и массовом сознании все активнее презентированы опасения, вызванные рассуждениями о непредсказуемости последствий активного внедрения научных открытий в реальную практику.

Возрастание роли научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке  сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма (греч. scientia  наука) абсолютизируют роль науки в жизни человека и общества, утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно рассматривать как эталон и важнейшую социальную ценность. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с его помощью можно успешно решать все общественные проблемы. В современном сциентизме выражена вера Просвещения в результативность науки при решении любых проблем, убеждение, что только наука обеспечит власть человека над природой, способствуя увеличению знаний и, следовательно, расширению гуманизма. Именно в гуманизме видят представители сциентизма сущность нового цивилизационного этапа в развитии человечества, представляющем информационное общество («общество знаний»), характерной чертой которого является возможность получения каждым индивидом любой необходимой информации. Информация (знания)  это свобода, свобода  значит прогресс. Следовательно, и сегодня, как в XVIII веке, научный прогресс рассматривается в неразрывном единстве с социальным.

Однако, если это действительно так, почему небывалые успехи научного прогресса, воплощенные в прогрессе техники, помимо общеизвестных благ, поставили человечество перед лицом трудноразрешимых глобальных проблем, тормозящих социальный прогресс и способных привести к гибели человеческой цивилизации? В общественном сознании, пытающемся найти ответ на этот, почти риторический, вопрос, постепенно нарастает страх перед наукой, обладающей всемогущей силой, способной радикально изменить жизнь людей. Каждое новое открытие, сделанное учеными, после эйфории, вызванной мощью человеческого разума, сегодня обязательно предполагает опасения перед его применением в практике социальной жизнедеятельности. Достаточно в качестве иллюстраций привести примеры с возникновением и запрещением исследований в области клонирования живых организмов (человека), с запуском и закрытием (приостановкой работы) адронного коллайдера, спорами вокруг проблемы генномодифицированных продуктов и биологически активных добавок, используемых для лечения самых разных болезней. Значительный дискурсивный поток в общественном сознании связан также с анализом социальных и психофизиологических последствий компьютеризации, использования мобильной связи. Рациональность становится демоном, выпущенным на волю и захватывающим в свои сети человека, надеющегося сделать свою жизнь комфортной, стремящегося перестроить мир согласно своим потребностям и верящего в то, что только наука способна ему в этом помочь.

Рассмотрение научных знаний как рискогенной зоны, как опасности, способной вызвать непредсказуемые последствия, которые могут проявиться не сразу, а в будущих поколениях, привело к тому, что в обществе стали распространяться антисциентистские установки. Как альтернатива сциентизму возник антисциентизм  философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть противоречивый процесс их развития.
1.3. Основные тенденции развития современной науки




Современная наука активно развивается. Определим основные тенденции этого развития.

1. Дифференциация и интеграция научного знания.



Дифференциация процесс образования новых наук на основе выделения особых предметов исследования из объектов традиционных наук. Процесс дифференциации наук вызван как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания, появлением новых методов исследования. В процессе развития физики, например, из нее выделились квантовая механика, ядерная физика и др.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции  объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др. Проникновение вглубь живой материи позволило понять значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки  биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки  биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т. д. В самом широком плане, взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на «стыках» наук, участках взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования.
2. Математизация науки.

Одна из важных закономерностей развития науки  усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе. Роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. На фронтоне Академии Платона было написано «не войдет сюда не знающий геометрии». В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей говорил о том, что тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Поскольку, согласно Галилею, «книга Вселенной написана на языке математики», то эта книга доступна пониманию для того, кто знает язык математики. И. Кант считал, что в любом научном знании можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько в ней имеется математики. Сущность процесса математизации заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Последние должны быть достаточно развитыми, зрелыми в теоретическом отношении, осознать в достаточной мере единство качественного многообразия изучаемых ими явлений. Именно этим обстоятельством прежде всего определяются возможности математизации данной науки. Применение математических методов в науке и технике за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы. Эффективность применения этих методов зависит как от специфики данной науки, степени ее теоретической зрелости, так и от совершенствования самого математического аппарата, позволяющего отобразить все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений.

Чем сложнее данное явление, чем более высокой форме движения материи оно принадлежит, тем труднее оно поддается изучению количественными методами, точной математической обработке законов своего движения. Например, в современной аналитической химии существует более 400 методов (вариантов, модификаций) количественного анализа. Однако невозможно математически точно выразить рост сознательности человека, степень развития его умственных способностей, эстетические достоинства художественных произведений и т. п.

История познания показывает, что практически в каждой частной науке на определенном этапе ее развития начинается (иногда весьма бурный) процесс математизации. Особенно ярко это проявилось в развитии естественных и технических наук (характерный пример  создание новых «математизированных» разделов теоретической физики). Но этот процесс захватывает и науки социально-гуманитарные  экономическую теорию, историю, социологию, социальную психологию и др., и чем дальше, тем больше. Например, в настоящее время психология стоит на пороге нового этапа развития  создания специализированного математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ними поведения человека. В психологии все чаще формулируются задачи, требующие не простого применения существующего математического аппарата, но и создания нового. В современной психологии сформировалась и развивается особая научная дисциплина  математическая психология.

Положительный аспект математизации заключается в том, что расширяются возможности уплотнения объема информации, увеличения ее емкости, расширяется поле формализации.

Отрицательный аспект математизации заключается в отрыве формализованной (выраженной в символической форме) информации от наглядности, необходимости перехода от практической проверки истинности полученного знания к логической обоснованности и конвенционализму. Абстрактные формулы и математический аппарат не должны заслонять (а тем более вытеснять) реальное содержание изучаемых процессов. Применение математики нельзя превращать в простую игру формул, за которой не стоит объективная действительность. Вот почему всякая поспешность в математизации, игнорирование качественного анализа явлений, их тщательного исследования средствами и методами конкретных наук ничего, кроме вреда, принести не могут.


3. Ускорение роста научного знания.

Тенденция ускорения темпов роста научного знания проявляется в увеличении объема научных знаний, общего числа научных работников, научных учреждений и организаций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых проблем, материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т. п.

В процессе развития науки происходит непрерывное накопление знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 57 лет (а иногда и в меньшие сроки).

Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.

В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них  задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количестве научных, публикаций. Уже теперь количество научных работников в мире составляет несколько миллионов, причем численность лиц, занятых научными исследованиями в развитых странах мира растет гораздо быстрее естественного прироста населения. Все больший процент жителей Земли занимается наукой. В этих условиях обмен научными идеями становится все более затруднительным. Учащаются случаи дублирования научных открытий и технических изобретений. Ученому становится все более затруднительным следить за научной литературой по своей специальности. Все большую часть своего времени они вынуждены тратить не на творческую постановку и решение проблем, а на поиск информации. В ряде случаев оказывается выгодным заново решить какую-либо проблему, чем найти те источники, где уже содержится ее решение. Для преодоления этой трудности создаются всевозможные обзорные и реферативные журналы по соответствующим областям знания. Однако если учесть современные темпы развития науки, это не может служить радикальному решению вопроса

Решение этой проблемы следует искать прежде всего в организации хранения и автоматизации поиска информации, в использовании компьютерной техники (Интернет). При этом происходит ее сжатие, уплотнение с отсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования.


4. Изменение структуры науки, возрастание роли методологии в структуре научного знания.

Математизация современного научного познания выступает основанием нарастания его абстрактности, оторванности от реальной действительности, эмпирических, опытных данных. Теоретические разделы науки возвышаются до такого уровня, когда некоторые ее результаты не могут быть представлены наглядно. Все большую роль приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых некоторые черты моделируемого объекта выражаются в абстрактных формулах.

Развитие науки настойчиво требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, казавшимися далекими отраслями знаний. Встает проблема синтетических, интегральных методов, охватывающих естествознание и общественные науки, обеспечивающих комплексное исследование традиционных объектов. Естественнонаучные приемы познания все больше проникают в общественные науки. В исторических исследованиях они, например, дают надежную основу для определения хронологии, уточнения исторических событий, открывают возможности быстрого анализа огромной массы исторических источников и фактов.

Дифференциация и интеграция науки, возрастание степени абстрактности научного знания ведут к тому, что основное значение в современном научном познании приобретает философская теория (метатеория) и методология, логика науки.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница