Контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Для студентам вузов и ссузов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры



страница1/43
Дата31.10.2016
Размер2,71 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования


имени В.М. Шукшина

Н.В. Виницкая

ИСТОРИЯ

МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие

Бийск
АГАО им. В.М. Шукшина


2014

ББК 71


Ц 48
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина

Рецензенты:

доктор философских наук, кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «АГАО» И.В. Никитина

кандидат искусствоведения Е.А. Ветохин




В 48 Виницкая, Н.В.

История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н.В. Виницкая; ФГБОУ ВПО «АГАО». Издание 2-е: переработанное и дополненное. – Бийск, 2014. – 189 с. - 100 экз.

Учебное пособие представлено в виде опорных конспектов по истории мировой культуры, составленных в соответствии с требованиями ФГОС; содержит контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь.

Для студентам ВУЗов и ССУЗов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры.


 Виницкая Н.В., 2014

 АГАО им. В.М. Шукшина, 2014.



Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ


Современное общество – это общество культурного разнообразия. Ключ к пониманию культуры и ее ценностей дается главным образом в сфере образования при изучении таких курсов как «Культурология», «История мировой культуры», «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире». Эти дисциплины носят междисциплинарный характер. Интеграционный характер курса позволяет обобщить уже имеющиеся знания и дополнить их новыми. Но главная задача преподавателя – сформировать целостное восприятие эпохи, стиля, этапа культуры. Лекционные занятия в программе учебного курса занимают ведущее место. Поскольку их содержание охватывает огромный материал, учащимся важно помогать систематизировать полученную информацию. Этой целью может служить опорный конспект. Он позволяет в сжатой форме осветить основные этапы культуры и ее характерные черты, вспомнить наиболее ярких представителей стиля или эпохи, наметить план ответа на экзамене. При подготовке к промежуточному или итоговому контролю знаний необходимо знакомиться с подробными серьезными исследованиями. Но иногда возникает необходимость в кратком виде представить основные значимые для темы аспекты. Тогда на помощь приходят логические схемы или опорные конспекты. Иногда лектор имеет дело с недостаточно подготовленной аудиторией. Поэтому без возведения элементарного «информационного базиса» в ходе обучения не обойтись. Пособие может использоваться как при изучении основ «Мировой художественной культуры», так и той части дисциплин «Культурология», «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», в которых освещаются исторические аспекты мирового культурного наследия.

Раздел 1. Культура древнего мира

1.1. Первобытная культура


Основные термины и понятия: анимизм, барельеф, круглая скульптура, мегалитическая архитектура, мифология, пантеизм, синкретизм, теология, тотемизм, фетишизм, миф, звериный стиль.

Имена и даты. 1878 г. – Всемирная выставка в Париже, Марселина де Саутуола. 1902 г. – статья Картальяка «Mea culpa».

Миф (от греч. – сказание, предание) - особый вид мироощущения, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.

Категории мифов:



  1. Этиологические (причинные, объяснительные) – объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Особая разновидность этиологических мифов – культовые – объясняют происхождение обряда, культового действия.

  2. Космогонические – о происхождении Вселенной в целом и ее частей. Возможны различные модели: вегетативная или мировое древо (корни – подземное царство, ствол – земля, крона – небесное царство), зооморфная или антропоморфная, в которых начало жизни на Земле было положено животным или мифическим героем.

  3. Антропогонические – о происхождении людей.

  4. Астральные – о звездах и планетах.

  5. Солярные и лунарные – о происхождении солнца и луны.

  6. Близнечные – о близнецах, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героях.

  7. Тотемические – о фантастическом, сверхъестественном родстве между определенной группой людей (род, племя) и тотемами.

  8. Календарные – о календарных обрядах, смене времен года.

  9. Героические воспроизводят важнейшие моменты жизни, биографии героя – потомка божества и смертного человека.

  10. Эсхатологические – о «последних» вещах, о конце мира, о загробной жизни, всемирном потопе, о периодических катастрофах и обновлении мира.

  11. Этногенные – о происхождении рас и народностей.

  12. Социогенные – о происхождении человеческого общества, его социальной организации и политических институтов.

  13. Аграрные – о божественных персонажах, связанных с растительностью, годовым сельскохозяйственным циклом и культом плодородия.

Характерные черты: экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Женские статуэтки – «палеолитические Венеры» – обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Музыкально сопровождавшиеся обряды как предпосылки для возникновения танца и театрального искусства.

Древние формы религий

Тотемизм – основан на вере группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, наделение тотема сверхъестественной силой.

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений и наделение их сверхъестественной силой. В рамках анимизма формируется вера в возможность существования души после смерти.

Фетишизм – «идол, талисман» - поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественной силой.

Магия – обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир.

Периодизация первобытной культуры:

Палеолит (до 10 тыс. лет до н.э.) – орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении его добывать; охота и собирательство; экзогамия (исключение из брачных отношений близких родственников).

Мезолит (10-8 тыс. лет до н.э.) – период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных - объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки.

Неолит (8-5 тыс. лет до н.э.) – переход к земледелию и скотоводству, изобретение способов добычи огня, лука и стрел, каменного топора, появление глиняной посуды.

Медно-бронзовый век (конец 2-начало 1 тыс. до н.э.) - распространение орудий труда и оружия из меди и бронзы, переход к патриархату, появление письменности и первых государств.

Железный век (1 тыс. до н.э.) – распространение металлургии, переход к классовому обществу и государству.

Памятники культуры. Росписи пещер Альтамира и Ласко. Керамическая пластика Триполья. Памятники мегалитической архитектуры: дольмены, менгиры, кромлех (Стоунхендж).

Скифская культура. Кочевые и полукочевые племена, жившие в 1 тыс. до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани, Алтае и Южной Сибири. Расцвет искусства 7-6 вв. до н.э. «Скифо-сибирский звериный стиль» – динамика изображений. Курганный способ захоронений.


Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений
2014 -> Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 87. 4 Ж 91
2014 -> Доклад «Молодежь Иркутской области»
2014 -> «Методы диагностики болезней рыб»
2014 -> Методические указания к организации выполнения дипломного проекта Общие положения 1 часть Для специальности
2014 -> Схемотехника ЭВМ
2014 -> Системы управления базами данных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал