Контрольно-счетная палата юрлинского муниципального района



Скачать 166.38 Kb.
Дата21.10.2016
Размер166.38 Kb.
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЮРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(КСП Юрлинского муниципального района) 619200 Пермский край с. Юрла ул. Ленина-15 тел.(294) 2-18-00 ОКПО 98071782, ОГРН 1075981000314, ИНН/КПП 5981001749/ 598101001

10.12.2013г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Совета депутатов Усть-Березовского сельского поселения «О бюджете муниципального образования «Усть-Березовское сельское поселение» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
Заключение Контрольно-счетной палаты Юрлинского муниципального района на проект решения Совета депутатов «Усть-Березовское сельское поселение» «О бюджете муниципального образования «Усть-Березовское сельское поселение» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее по тексту- Проект бюджета поселения) подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения «О бюджетном процессе в Усть-Березовском сельском поселении, Положения «О Контрольно-счетной палате Юрлинского муниципального района», утвержденного решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27.01.2012г. № 64, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края, Юрлинского муниципального района.
Основные параметры проекта решения о бюджете на 2014г.

и плановый период 2015 и 2016 годов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Исходя из норм Бюджетного кодекса Р.Ф. и Положения о бюджетном процессе, рассмотрение и утверждение проекта бюджета поселения планируется в двух чтениях.

В соответствии со статьей 21 Положения о бюджетном процессе, предметом рассмотрения Проекта решения о бюджете в первом чтении является обсуждение его концепции и прогноз социально-экономического развития Усть-Березовского сельского поселения на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по межбюджетным отношениям, проект программы муниципальных внутренних заимствований, а также основные характеристики бюджета поселения.

Контрольно-счетной палатой Юрлинского муниципального района по представленным материалам Проекта бюджета Усть-Березовского сельского поселения на 2014год и плановый период 2015-2016г.г. проведен анализ объективности и обоснованности планирования доходов и расходов бюджета. Надо отметить, что проектом решения о бюджете статьей 2 предлагается утвердить основные характеристики бюджета поселения на 2014г. и плановый период 2015 и 2016 годов:

- объем доходов на 2014г. в сумме 5521,2 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 4718,7 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 4861,9 тыс. рублей (Подтверждается приложением № 4,5 к проекту решения Совета депутатов);

- общий объем расходов на 2014г. в сумме 5594,2 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 4797,7 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 4951,9 тыс. рублей. (Подтверждается приложением № 6,7,8,9 к проекту решения Совета депутатов) надо отметить, что в ведомственной структуре расходов бюджета на 2014год и плановый период 2015-2016годов не подведены итоги по главному распорядителю бюджетных средств «Администрация поселения». По ведомству 592 «Финансовый отдел поселения» итоговая сумма не соответствует фактически планируемым суммам, т.к. планируемая сумма в объеме 175,6 тыс. рублей по разделу 1000 «Социальная политика» в общий объем расходов по ведомству 592 не вошла;

- установить объем резервного фонда администрации Усть-Березовского сельского поселения на 2014-2016 года в размере 50,0 тыс. рублей ежегодно;

- дефицит бюджета на 2014 год в сумме 73,0 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 79,0 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 90,0 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке, за основу при формировании бюджета Усть-Березовского сельского поселения были приняты показатели базового варианта сценарных условий социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года. Прогнозные показатели характеризуются положительными тенденциями: рост налогооблагаемой прибыли, рост фонда заработной платы, рост реальной заработной платы на фоне роста уровня инфляции в регионе в 2014 году по сравнению с прогнозом 2013 года и дальнейшего его снижения в 2015 и 2016 годах. Доходная часть бюджета поселения на 2014 год и 2015-2016 годы сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития Усть-Березовского сельского поселения на 2014-2016 годы, основных направлений налоговой и бюджетной политики Усть-Березовского сельского поселения на 2014-2016 годы, предложений администраторов доходов в бюджет поселения и оценки поступления доходов в бюджет поселения в 2013 году.

В нарушение ст. 19 Положения о бюджетном процессе администрацией Усть-Березовского сельского поселения с проектом бюджета не представлен прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период.
Доходы бюджета Усть- Березовского сельского поселения на 2014г.

и плановый период 2015 и 2016 годов.

Прогноз налоговых и неналоговых доходов составлен, исходя из прямого прогнозирования налоговой базы (метод прямого расчета).

Структурно доходы бюджета складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Перечень видов доходов, нормативы отчислений от регулирующих налогов, ставки по налогам и сборам в проекте решения соответствуют положениям Бюджетного кодекса и бюджетной классификации Российской Федерации.

В структуре собственных налогов наблюдаются изменения, в группу налоговых доходов вошел налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Изменения связаны с тем, что с 01 января 2014 года 10 процентов доходов консолидированного бюджета Пермского края от поступления акцизов на нефтепродукты будут поступать в бюджеты муниципальных образований по дифференцированным нормативам, рассчитанным исходя из протяженности автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципальных образований.

Проектом решения предлагается утвердить доходы бюджета Усть-Березовского сельского поселения на 2014 год в размере 5521,2тыс. рублей, что на 47,7 тыс. рублей или 0,8 % меньше первоначально утвержденных доходов бюджета на 2013г. и на 2762,3 тыс. рублей или 33,1 % меньше ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2013 год.

При этом следует отметить, что собственные доходы бюджета сельского поселения без учета безвозмездных поступлений, в 2014 году планируются в размере 1463,0 тыс. рублей, что на 881,0 тыс. рублей или на 60% выше первоначально утвержденных доходов на 2013 год ( увеличение за счет акцизов).

Прогнозируемый общий объем собственных доходов на 2015 год определен в сумме 1572,0 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 1793 тыс. рублей.



Налоговые доходы

Налоговые доходы на 2014 год планируются в объеме 1058,0 тыс. рублей, удельный вес налоговых доходов в собственных доходах бюджета поселения составляет 72,3%.



Источники налоговых поступлений

В структуру налоговых доходов на 2014 год вошли нижеперечисленные доходы:

- налог на доходы физических лиц – 130,0 тыс. рублей или 12,3% от общего объема налоговых доходов;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 793,0 тыс. рублей или 74,9 % от общего объема налоговых доходов;

- налог на имущество физических лиц – 2,0 тыс. рублей или 0,2% от общего объема налоговых доходов;

- земельный налог – 10,0 тыс. рублей или 0,9% от общего объема налоговых доходов;

-транспортный налог с юридических лиц – 8,0 тыс. рублей или 0,75% от общего объема налоговых доходов;

- транспортный налог с физических лиц – 110,0 тыс. рублей или 10,4% от общего объема налоговых доходов;

- государственная пошлина – 5,0 тыс. рублей или 0,47% от общего объема налоговых доходов.

На 2014 и 2015годы прогноз поступлений по налоговым доходам составляет 1117,0 тыс. рублей и 1288,0 тыс. рублей соответственно.



Неналоговые доходы

Неналоговые доходы на 2014г. планируются в объеме 455,0 тыс. рублей, доля которых в структуре собственных доходов бюджета на 2014 год составит 27,7%.



Источники неналоговых поступлений

- Доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составляют 5,0 тыс. рублей или 1,2% от общего объема неналоговых доходов;

- прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов поселений планируются в объеме 400,0 тыс. рублей или 98,7% от общего объема неналоговых доходов.

На 2014 и 2015годы прогноз поступлений по неналоговым доходам составляет 561,3 тыс. рублей и 589,2 тыс. рублей соответственно.



Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления на 2014 год планируются в объеме 4058,2 тыс. рублей, к уровню прошлого года безвозмездные поступления сокращены на 928,7 тыс. рублей или на 18,6%.

На 2015 год плановые назначения безвозмездных поступлений прогнозируются по сравнению с 2014 годом с уменьшением на сумму 911,5 тыс. рублей или на 22,5% и будут составлять 3146,7 тыс. рублей.

На 2016 год по сравнению с 2015 годом безвозмездные поступления планируется также с уменьшением, но на 2,4% или на 78,8 тыс. рублей.

Наглядно структура поступления доходов в бюджет сельского поселения на 2014год и плановый период 2015-2016 годов представлена в таблице №1.

Таб.№1



Наименование

доходов

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Сумма

(тыс.руб.)



Удел.

вес.


Сумма

(тыс.руб.)



Удел.

вес.


Сумма

(тыс.руб.)



Удел.

вес.


Сумма

(тыс.руб.)



Удел.

вес.


Налоговые и неналоговые

582,0

10,4

1463,0

26,5

1572,0

33,3

1793,0

36,8

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Р.Ф.

4986,9

89,6

4058,2

73,5

3146,7

66,7

3068,9

63,2

Доходы всего

5568,9

100

5521,2

100

4718,7

100

4861,9

100

По оценке финансового управления ожидаемое поступление безвозмездных перечислений в 2013году составит 7748,6 тыс. рублей или 93% от общей суммы ожидаемых доходов бюджета сельского поселения в 2013году. По сравнению с ожидаемыми поступлениями за 2013г. в проекте бюджета на 2014г. планируемые безвозмездные поступления уменьшаться на 3690,4 тыс. рублей или на 47,6%, а по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2013г. также идет снижение показателей на сумму 928,7 тыс. рублей или 18,6 %.



Расходы бюджета Усть- Березовского сельского поселения на 2014г.

и плановый период 2015 и 2016 годов.

Согласно Положения о бюджетном процессе в Усть-Березовском сельском поселении Юрлинского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов, формирование расходов бюджета поселения осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Юрлинского муниципального района и органов самоуправления Усть-Березовского сельского поселения, исполнение которых, согласно законодательству РФ, законодательству Пермского края, муниципальным правовым актом Юрлинского муниципального района, Усть-Березовского сельского поселения договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета Усть-Березовского сельского поселения.

С проектом бюджета представлен Реестр расходных обязательств, в котором содержится свод (перечень) законов, иные нормативные правовые акты, обусловленные публичными нормативными обязательствами и правовые основания для иных расходных обязательств.

Проектом решения предлагается утвердить расходы бюджета сельского поселения на 2014г. в размере 5594,2 тыс. рублей, что на 3,7 тыс. рублей или 0,06% ниже первоначально утвержденных расходов бюджета на 2013г. и на 3456,2 тыс. рублей или 38% меньше ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2013 год.

Объем расходов бюджета на плановый период 2015г. планируется в сумме 4797,7 тыс. рублей и на 2016г. в размере 4951,9 тыс. рублей.

Согласно бюджетной классификации расходы распределены по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов. В структуру расходов проекта бюджета входят пять разделов, по сравнению с утвержденным бюджетом текущего года в структуру расходов на 2014 год не включены расходы по разделу 0200 «Национальная оборона».



Наглядно, распределение расходов бюджета по разделам классификации расходов бюджета представлено в таблице №2.


Структура расходов

бюджета Усть-Березовского сельского поселения в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы в динамике сравнения проекта бюджета 2014г. с первоначально утвержденными расходами на 2013г.

Таб.№2

Раз-дел

Наименование расходов

Первоначально утвержденный бюджет 2013г.

Доля расходов в %

Проект бюджета 2014г.

Доля расходов в %

Отклонения в суммах к 2013г.

1

2

3

4

5

6

7

0100

Общегосударственные вопросы

2038,0

36,4

3149,0

56,3

1111,0

0200

Национальная оборона

89,9

1,6

-

-

- 89,9

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

600,0

10,7

102,8

1,8

- 497,2

0400

Национальная экономика

150,0

2,7

793,0

14,2

643,0

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

2702,5

48,3

1373,8

24,6

-1328,7

1000

Социальная политика

17,5

0,3

175,6

3,1

158,1




ИТОГО

5597,9

100

5594,2

100

-3,7

Расходы проекта бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджета поселения на 2014-2016 годы характеризуются следующими данными:



0100 Общегосударственные вопросы

Расходы по данному разделу проклассифицированы по 5 подразделам в объеме 3149,0 тыс. рублей на 2014 год, на 2015год -3083,7 тыс. рублей, на 2016 год – 3033,7 тыс. рублей. В целом расходы на 2014 год по данному разделу увеличены на 1111,0 тыс. рублей или на 19,9% по отношению к первоначальному плану 2013 года.

Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010г. № 301-п утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и плановый период 2014 2015 годов. Для Усть-Березовского сельского поселения норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления на 2014 год составляет в объеме 2009,1 тыс. рублей, на 2015год – 20418,0 тыс. рублей. В проекте бюджета поселения расходы на содержание органов местного самоуправления Усть-Березовского сельского поселения запланировано на 2014 год в объеме 2008,3 тыс. рублей, в том числе на главу муниципального образования – 482,0 тыс. рублей, на содержание аппарата администрации – 1201,3 тыс. рублей, на обеспечение деятельности финансовых органов – 325,0 тыс. рублей. На 2015 год- 1943,0 тыс. рублей, на 2016 год – 1893,0 тыс. рублей.

В подраздел 0104 «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций» включены расходы на содержание пожарной охраны в объеме 405,3 тыс. рублей, денежное содержание хозгруппы жилищно-коммунального хозяйства в объеме 664,8 тыс. рублей. (Расходы запланированы без основания)

Объем Резервного фонда предлагается утвердить в сумме 50,0 тыс. рублей ежегодно, или 0,8% от общего объема расходов в 2014 году. На 2015-2016 годы объем резервного фонда составит 1% от общего объема расходов, что не превышает предельный размер резервного фонда, определенный статьей 10 Положения о бюджетном процессе в Усть-Березовском сельском поселении, утвержденном решением Совета депутатов Усть-Березовского сельского поселения от 16.12.2011г.№ 22.

Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете в подразделе 0113 «Другие общегосударственные вопросы» предусмотрены расходы на реализацию мероприятий исполнительных органов власти за счет прочих расходов, не отнесенных к другим подразделам расходов на 2014-2016 годы в сумме 20,0 тыс. рублей ежегодно.


0300 «Национальная безопасность

и правоохранительная деятельность»

Данный разделе предусматривает расходы по одному подразделу- 0310 «Обеспечение пожарной безопасности» в объеме 102,8 тыс. рублей на 2014 год. На плановый период расходы запланированы с уменьшением и будут составлять в 2015 году – 80,5 тыс. рублей, в 2016 году - 32,2 тыс. рублей. По сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2013 год расходы на обеспечение пожарной безопасности сокращены на 82,8% или на 497,2 тыс. рублей.


0400 «Национальная экономика»

В данном разделе предусмотрены расходы по одному подразделу - 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», объем которого на 2014 год составит 793,0 тыс. рублей, на 2015 год -835,0 тыс. рублей, на 2016 год – 991,0 тыс. рублей.



0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство»

Расходы данного раздела являются наиболее значимыми расходами в бюджете поселения, доля которых в общем объеме расходов проекта бюджета на 2014 год составит 24,5%. На 2015 год доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составит 13,7% или 658,4 тыс. рублей, на 2016 год – 12,7% или 633,1 тыс. рублей. По сравнению с первоначально утвержденным бюджетом поселения на 2013 год и плановый период 2014-2015г.г. доля расходов по данному разделу сокращается.

Расходы бюджета поселения по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» проклассифицированы по 4 подразделам: 0501-жилищное хозяйства, 0502 - коммунальное хозяйство, 0503 - благоустройство, и 0505 - другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пояснительной записке расходы по подразделу:

- 0501 «Жилищное хозяйство» запланированы на капитальный и текущий ремонт жилого фонда, на оплату налога на имущество с жилого фонда, на покупку материалов для ремонта жилого фонда, на уплату налога на имущество организаций на 2014 год в сумме 255,0 тыс. рублей, на 2015 год – 0,0 тыс. рублей, на 2016 год – 0,0 тыс. рублей.

- 0502 «Коммунальное хозяйство» запланированы расходы на содержание водопровода (оплата услуг по содержанию имущества, прочих услуг и покупку материалов) на 2014 год в сумме 50,0 тыс. рублей, на 2015 год – 0,0 тыс. рублей, на 2016 год – 0,0 тыс. рублей.

- 0503 «Благоустройство» предусмотрены расходы на содержание уличного освещения на 2014-2016 годы в одном объеме - 201,0 тыс. рублей,

на прочие мероприятия по благоустройству поселения на 2014 год в сумме 48,0 тыс. рублей, на 2015-2016 годы 0,0 тыс. рублей.

На предоставление субсидий органам местного самоуправления на реализацию инвестиционных и приоритетных региональных проектов на условиях софинансирования на 2014 год предусмотрено в сумме 443 тыс. рублей, доля местного бюджета составит 147,7 тыс. рублей. На 2015 год субсидии планируются в сумме 257,8 тыс. рублей, доля местного бюджета составит 85,9 тыс. рублей. На 2016 год субсидии планируются в сумме 276,3 тыс. рублей, доля местного бюджета составит 92,1 тыс. рублей.

РЦП «Охрана окружающей среды на территории Юрлинского муниципального района на 2012-2014 годы» на 2014 год в сумме 55,0 руб.

- 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» запланированы расходы на обеспечение хозгруппы жилищно-коммунального хозяйства на 2014 год в сумме 173,8 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 113,7 тыс. рублей, на 2016 год в сумме 63,7 тыс. рублей.

Надо отметить, что на плановый период 2015-2016 годы расходы по данному разделу предусмотрены только по двум подразделам: 0503 «Благоустройство» и 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства».



1000 «Социальная политика»

По данному разделу предусмотрены расходы на реализацию мер по социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Данные расходы производятся за счет субвенций краевого бюджета. Плановые назначения на 2014 год предусмотрены в объеме 175,6 тыс. рублей, на 2015 год 27,1 тыс. рублей, на 2016 год 28,9 тыс. рублей. По сравнению с 2013 годом расходы на социальную политику на 2014 год увеличены на 90% или на 158,1 тыс. рублей. Увеличение связано с планированием целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Юрлинском муниципальном районе на 2011-2015 годы».



Дефицит бюджета Усть-Березовского сельского поселения и источник его финансирования

Проект бюджета на 2014 год и плановый период 2014-2015 гг. предлагается к утверждению с дефицитом, на 2014 год в сумме 73,0 тыс. рублей, на плановый период (2015-2016 годы) – 79,0 тыс. рублей и 90 ,0 тыс. рублей соответственно.

На плановый период (2015-2016гг.) дефицит сложился с учетом условно утвержденных или нераспределенных расходов бюджета (113,0 тыс. рублей и 233,0 тыс. рублей), возможность утверждения которых предусмотрена п.3 184.1 БК.РФ.

Дефицит бюджета не превышает утвержденной нормы бюджетного законодательства.

В целях финансирования дефицита бюджета, предлагается лишь один источник - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Замечания по текстовой части проекта решения:

1 В п.15 в абзацах 3,4,5 слова «верхнего предела» заменить словами «верхний предел».

2. Привести в соответствие п.5 проекта решения с приложением № 2,3.

3. Включить новый пункт следующего содержания « Утвердить источники финансирования бюджета Усть-Березовского сельского поселения на 2014 год согласно приложения №14.

4. Включить новый пункт следующего содержания « Утвердить источники финансирования бюджета Усть-Березовского сельского поселения на 2015-2016 годы согласно приложения №15.
Замечания по ведомственной структуре расходов бюджета (приложение № 8,9)


  1. - Уточнить объем средств по ведомству 592 «Администрация поселения»

- Уточнить объем средств по ведомству 592 «Финансовый отдел поселения»
Замечания по пояснительной записке к проекту бюджета:

  1. Согласно пояснительной записке к проекту решения «О бюджете муниципального образования «Усть-Березовское сельское поселение» на 2014 год и плановый период 2015-2016 г.г., доходная часть бюджета поселения сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития Усть-Бкрезовского сельского поселения на 20142016 годы. Однако прогноз социально-экономического развития Усть-Бкрезовского сельского поселения на 20142016 годы в Контрольно-счетную палате не представлен.



Замечания по Реестру расходных обязательств:

  1. В Реестре расходных обязательств отсутствует нормативный правовой акт, основанием которого являются расходы по содержанию пожарной охраны и на выплату персоналу в целях обеспечения выполнения функций жилищно-коммунального хозяйства.


Выводы:

  1. Перечень документов и материалов Проекта бюджета поселения в Контрольно-счетную палату представлены не в полном объеме, что является нарушением статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 19 Положения о бюджетном процессе.

  2. Основные характеристики бюджета поселения на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов сформированы без предварительного прогноза социально –экономического развития Усть-Березовского сельского поселения, что является нарушением ст. 169 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

  3. В текстовой части проекта решения о бюджете все пункты соответствуют нормам ст. 184,1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  4. Прогнозирование собственных доходов бюджета поселения осуществлено в соответствии с нормами, установленными статьей 174,1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – в условиях действующего законодательства. В расчетах учтены изменения законодательства о налогах и сборах, вступившие в действие с 2013 года и с учетом изменений с 2014 года.



Предложения:

Проект решения Совета депутатов Усть-Березовского сельского поселения «О бюджете муниципального образования «Усть-Березовское сельское поселение» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» рекомендуется к принятию с учетом устранения указанных замечаний.


Председатель КСП



Юрлинского муниципального района М.А.Мехоношина
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бизнес-планирование»
2012 -> Бренды Беларуси Среди знаменитых брендов Беларуси – машиностроительные гиганты и крупные производители техники, современные химические предприятия и инновационные it-компании с мировым именем, популярные марки одежды и обуви
2012 -> Технология разработки программных продуктов
2012 -> Пособие по организации и роли систем торгово-промышленных палат Маркус Пилгрим и Ральф Мейер Бонн, Германия
2012 -> Закончила с отличием, 2004 Специальность «социология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал