Краткая аннотация к Программе развития «Алматы – 2020»



Скачать 331,53 Kb.
Дата06.08.2017
Размер331,53 Kb.
Краткая аннотация

к Программе развития «Алматы – 2020»

ВВЕДЕНИЕ
Алматы – крупнейший город страны, колыбель Независимости Казахстана. Именно в Алматы была принята Конституция и утверждены Государственные символы, реализовывались важнейшие судьбоносные решения страны.

Сегодня Алматы - крупнейший экономический центр Казахстана. В условиях нестабильной экономической ситуации мегаполис остается наиболее перспективной инвестиционной площадкой для бизнес-инициатив.

Уже сегодня в масштабах страны Алматы обеспечивает 20,9% ВВП страны, 32% всех налоговых и неналоговых поступлений, 41% всех торговых операций, обеспечивая работой около 15% занятого населения страны. На долю города приходится более 40% всего объема депозитов и кредитов, розничного и оптового товарооборота.

ВРП на душу населения Алматы по итогам 2014 г. составил 29 тыс. долларов США. Это уровень столиц и крупнейших городов Центральной и Восточной Европы. С каждым годом улучшаются показатели качества жизни, повышается средняя продолжительность жизни горожан, составив сегодня 74 года.

Являясь крупнейшим и наиболее развитым мегаполисом Центрально-Азиатского региона, Алматы сформировался как центр размещения представительств международных организаций, финансовых институтов и крупнейших компаний. Значительный потенциал для международного сотрудничества открывается в рамках Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

Как показывают международные исследования, сегодня половина населения планеты проживает в городах. К 2030 году доля городского населения составит 60% или 5 млрд. человек. Города – это основной двигатель мирового экономического роста и производительности. Именно города являются крупнейшими потребителями ресурсов и источниками выбросов парниковых газов. Поэтому именно от развития городов зависит благосостояние большинства населения планеты.

С учетом глобального контекста и современных тенденций развития основная задача Алматы - оставаться и далее одним из основных драйверов экономического роста Казахстана, обеспечивая высокое качество жизни для горожан. Алматы должен стать ключевым фактором достижения амбициозной цели по вхождению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году, поставленной Президентом Республики Казахстан, Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Стратегии «Казахстан–2050».

Инструментом достижения намеченных целей является пятилетняя Программа развития «Алматы-2020», которая разработана в соответствии со стратегическими и программными документами страны. Основой для реализации Программы является Пять институциональных реформ и План Нации «100 конкретных шагов» Елбасы.

В Программе изложены основные показатели, принципы и приоритеты, а также инструменты и механизмы достижения целей.

АЛМАТЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ
Сегодня Алматы активно участвует в глобальной конкуренции крупнейших мегаполисов мира, что отражается в большинстве авторитетных международных рейтингов.

В индексах, оценивающих экономические индикаторы (макроэкономические показатели – рост ВРП, инфляция, безработица и т.д., способность привлекать капитал, развивать бизнес) развитие Алматы соответствует уровню средних мегаполисов.

Так, по оценке авторитетного журнала «Global Financial Times», Алматы занимает 51 место среди 83 городов в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности, а по данным издания «Financial Post» город вошел в Топ-10 из 96 городов с наиболее быстрорастущей экономикой.

По оценкам экспертов авторитетного издания «The Economist», к 2025 году Алматы должен войти в сотню мировых конкурентоспособных городов по привлечению капитала, технологий и квалифицированных специалистов.

Согласно индексу Всемирного Банка «Doing Business» Казахстан сегодня занимает 41 место из 189 стран, рассчитываемого на основе экономических показателей Алматы.

Вместе с тем, по рейтингам социальной среды наблюдается умеренное отставание от уровня средних городов.

Так, в индексе качества жизни «Mercer» Алматы находится на 175 месте среди 230 городов, а в Индексе качества жизни «Economist Intelligence Unit» – на 100 месте среди 140 мегаполисов.

По показателям инфраструктуры и экологии Алматы значительно отстает от уровня развитых городов мира. Так, в индексе инфраструктуры «Mercer» Алматы находится на 172 месте среди 230 городов, а в индексе уровня загрязнений «Numbeo» – 214 место из 297 городов.

Таким образом, если в социально-экономическом развитии Алматы показывает хорошую динамику роста, то в сфере инфраструктурного развития и экологии необходимо принятие системных мер по качественному улучшению ключевых показателей.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В 2010-2014 гг.
Структура ВРП Алматы соответствует многим развитым мегаполисам мира, где торговля составляет более 30% экономики, а сектор услуг в целом - более 50%. На промышленность приходится лишь 5% общего ВРП города, большая часть представлена пищевой промышленностью.

Большинство секторов экономики Алматы показывают положительную динамику роста, в том числе:
1. По экономическим показателям:
- ВРП на душу населения вырос на 2,6% в 2014 году по сравнению с предыдущим годом;

- производительность труда выросла на 49% (2010-2014 гг.);

- безработица упала с 6,3% до 5,6% (2010-2014 гг.).
2. По развитию инфраструктуры и экологии:
- удельный вес общественного транспорта в пассажиропотоке вырос с 25% до 32% (2010-2014 гг.);

- уровень потерь электричества при распределении упал с 19% до 15% (2010-2014 гг.);

- обеспеченность жильем выросла на 10м2/чел., достигнув 25м2/чел. (2010-2014 гг.);

- уровень атмосферных загрязнений (диоксид азота) упал на со 194 мкг/м3 до 140 мкг/м3 (2010-2014 гг.);

- объем зеленых насаждений сохранился на уровне 12 м2/чел.
3. В социальной сфере:

- продолжительность жизни выросла на 3 года, достигнув 74 лет (2010-2014 гг.);

- младенческая смертность на 1000 родившихся упала с 16 до 8 (2010-2014 гг.);

- количество учеников на 1 учителя, несмотря на значительный рост населения, вырос с 13 до 14 (2010-2014 гг.);

- охват дошкольным образованием увеличился на 26%, достигнув 60% (2010-2014 гг.);

- количество грабежей на 100 тыс. жителей уменьшилось с 295 до 221 грабежей (2010-2014 гг.)

Рост населения в Алматы за последние 5 лет составил 3% ежегодно, достигнув 1,6 млн. человек в 2014 г. Средний возраст жителей в 2014 г. составляет 37 лет.


КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА АЛМАТЫ И НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ
Конкурентными преимуществами мегаполиса являются:

    • Развитая сервисно-ориентированная экономика

    • Относительно высокая платежеспособность населения

    • Высокий уровень развития человеческого капитала (численность населения, здравоохранение, образование и т.д.)

    • Развитая образовательная инфраструктура

    • Развитая спортивная инфраструктура

    • Уникальная природа (наличие высоких гор, непосредственно примыкающих к крупному городу и т.д.)

    • Значительный транспортно-транзитный потенциал (аэропорт, ж/д, международные автодороги)



Проблемными зонами мегаполиса являются:

  • Растущий уровень преступности, значительное миграционное давление

  • Неблагоприятная экология

  • Высокая загруженность автодорог

  • Высокий износ ЖКХ-инфраструктуры

  • Диспропорция в развитии районов города

  • Недостаточная обеспеченность жильем

  • Высокая доля безработицы, в том числе скрытой

  • Недостаточная скоординированность местных органов

Основные риски развития мегаполиса:



  • Глобальный экономический кризис

  • Снижение налоговой базы и бюджета города

  • Снижение деловой активности


ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
Современный город международного уровня, комфортный для жизни и работы горожан, являющийся центром притяжения туристов, грузопотоков, инновационного бизнеса и капитала

При реализации программы ключевыми являются


5 ПРИНЦИПОВ ПРОГРАММЫ:


  1. Забота о каждом человеке

  2. Эффективные и экономичные решения на основе передовых практик

  3. Стимулирование бизнеса как драйвера экономики

  4. Максимальное вовлечение гражданского общества

  5. Подотчетность и открытость местных органов

На основе анализа уровня и перспектив развития мегаполиса определены

7 КЛЮЧЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ:
1. Комфортный город

2. Безопасный город

3. Социально-ориентированный город

4. Экономически устойчивый город

5. Город для бизнеса и частного капитала

6. Интегрированный город



7. Город активных граждан

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ АЛМАТЫ ДО 2020 года
Для становления в качестве современного и развитого мегаполиса международного уровня Алматы ориентируется в своем развитии на передовые города мира.
По объему ВРП на душу населения (5,25 млн. тенге - 29 тыс. долл.) Алматы превосходит Куала-Лумпур (28 тыс. долл.), но пока отстает на 60% от Москвы (46 тыс. долл.) и на 70% от Варшавы (49 тыс. долл.).

К 2020 году планируется рост данного показателя на 50% до 7,9 млн.тенге.
Производительность труда на 1 занятого в городе составляет 10,7 млн.тенге или 59 тыс. долл., что значительно выше, чем в Варшаве (38 тыс. долл.), Куала-Лумпуре (38 тыс. долл.) и Москве (43 тыс. долл.).

К 2020 производительность труда вырастет на 50% до 16,4 млн.тенге.

Уровень безработицы составляет 5,6%, что на 0,6% выше показателя Варшавы (5%), почти в 3 раза больше, чем в Москве, в 2 раза – Куала-Лумпуре и 1,4 раза – Бостоне.

Ставится цель к 2020 году снизить данный показатель до 5%.

По объему иностранных инвестиций Алматы (420 млн. долл.) в 4 раза превосходит Куала-Лумпур, но в 2 раза отстает от Варшавы (900 млн. долл.) и 27 раз – от Москвы (11,5 млрд. долл.).

К 2020 году объем иностранных инвестиций должен вырасти на 19% до 500 млн. долл.США.
Удельный вес общественного транспорта в пассажиропотоке доведен в Алматы за последние годы с 25 до 32%. Однако, это на 44% меньше, чем в Торонто (46%), в 1,5 раза – в Варшаве и почти в 2 раза, чем в Москве (60%).

Удельный вес общественного транспорта должен вырасти до 50% в 2020 году.
Уровень потерь электричества в Алматы за последние пять лет снизился с 19% до 15%, что соответствует показателю Будапешта (12%), однако на треть больше чем в Москве (10%) и почти в 2 раза, чем в Торонто (8%).

Город планирует довести данный показатель до 14,5% к 2020 году.
Обеспеченность жильем выросла с 2010 года с 15 кв.м до 25 кв.м, что на 32% больше, чем в Москве, но на 65-70% ниже, чем в Будапеште (41 кв.м) и Куала-Лумпуре (43 кв.м). С учетом значительного увеличения населения к 2020 году необходимо сохранить данный показатель на текущем уровне.
Уровень загрязненности воздуха в Алматы снизился со 194 до 140 мкг/куб.м. Вместе с тем, данный показатель почти в 4 раза выше, чем, в Москве и Варшаве (36 мкг/куб.м).

К 2020 году планируется снизить показатель загрязненности воздуха до 36 мкг/куб.м.
Доля переработки мусора составляет в Алматы около 5%, что в 7 раз меньше, чем в Торонто (36%) и 9 раз – чем в Москве (46%).

К 2020 году Алматы должен обеспечивать переработку 40% твердых бытовых отходов.
Объем зеленых насаждений в Алматы составляет 12 кв.м. на человека. По данному показателю Алматы сопоставим с Куала-Лумпур, но в 3,4 раза отстает от Варшавы (41 кв.м.) и почти в 11 раз – от Москвы.

Планируется увеличить площадь зеленых насаждений к 2020 году до 12,5 кв.м. на 1 человека.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла в Алматы с 71 до 74 лет. Однако город отстает по данному показателю от Москвы на 2 года, Варшавы – 3 года, Торонто – 7 лет.

К 2020 году данный показатель по Алматы должен составить 77 лет, что будет соответствовать показателям Москвы и Варшавы.
Младенческая смертность в Алматы снизилась с 2010 года в 2 раза, до 8 случаев на 1000 родившихся, что соответствует показателю Москвы, однако в 2 раза больше, чем в Берлине (4) и 1,6 раза, чем в Торонто.

Планируется снизить уровень младенческой смертности до 6,7 случаев к 2020 году.
Охват детей дошкольным образованием составляет 60% и уже сейчас соответствует показателям Будапешта (60%), Москвы (63%), однако ниже чем в Бостоне (81%) и Берлине (94%).

К 2020 году в Алматы 71% детей должно быть охвачено дошкольным образованием и воспитанием.
На сегодня в Алматы на 1 учителя приходится в среднем 14 учеников, что лучше, чем в Москве (15), но хуже, чем в Бостоне (13) и соответствует показателю Будапешта. С учетом значительного миграционного давления необходимо сохранить данный показатель на текущем уровне.
Количество грабежей на 100 тыс. жителей составляет 221 случаев, что значительно выше, чем в Будапеште (48), Москве (92) и Берлине (156).

Город планирует снизить данный показатель к 2020 году до 150 случаев.

ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ


  1. КОМФОРТНЫЙ ГОРОД

     

Качественные дороги

По данным отчета Всемирного экономического форума 2014 года, Казахстан занимает 117-е место в мировом рейтинге качества автомобильных дорог из 144 стран. Эксперты оценили качество дорожного покрытия в Казахстане на 2,7 балла из 7 возможных. Программа развития города ставит задачу увеличить долю автомобильных дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 80% к 2020 году (2014г. - 65%).

Для развития качественной дорожной сети программой предусмотрено формирование на основе комплексной инвентаризации карты дорог города.

Принятие решений о строительстве объектов дорожной инфраструктуры будет проводиться на основе анализа повышения пропускной способности в результате проведения строительных/ремонтных работ. Программой также предусмотрены меры по увеличению обеспеченности дорожными сетями новых присоединенных территорий.


Общественный транспорт

Средняя скорость движения по городу должна вырасти к 2020 году с 19 км/ч до 25 км/ч. Мобильность жителей и гостей города будет обеспечена за счет развития общественного транспорта, который должен стать альтернативой личному транспорту. Общественный транспорт потребляет в 3-4 раза меньше энергии, чем личный, снижая выбросы в атмосферу и улучшая экологию. Развитие общественного транспорта приведет к уменьшению заторов на дорогах, экономии времени горожан и расходов на транспорт и инфраструктуру. Удельный вес общественного транспорта должен вырасти с 32% до 50% в 2020 году.

Для достижения данной задачи необходимо, в первую очередь, повысить привлекательность общественного транспорта по сравнению с личным. Исходя из опыта развитых стран, будут применяться как стимулирующие (увеличение количества обособленных автобусных полос, организация пригородного сообщения с городами-спутниками, развитие метро и др.), так и заградительные меры (введение платных парковок, дифференцированных тарифов и др.)

Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры для пешеходов, людей с ограниченными возможностями, а также велотранспорту. Главный способ стимулирования велотранспорта - это создание велосипедной инфраструктуры.


Чистая окружающая среда

Алматы должен стать городом, где состояние окружающей среды соответствует современным мировым представлениям о комфортном для жизни городе. Так, уровень загрязненности атмосферы должен снизиться с 140 мкг/м3 до 36 мкг /м3, энергоемкость ВРП города – до 0,3 тут/млн.долл. в 2020 году.

В этой связи необходимо обеспечить внедрение норм Экологического кодекса Казахстана по мониторингу источников выбросов и принятию мер по снижению выбросов предприятиями, активизировав деятельность природоохранной полиции. Планируется завершение газификации частных домов, автомобилей, монтаж очистных установок на ТЭЦ, перевод малых и средних котельных на природный газ и электричество.

С привлечением инвесторов планируется формирование мощностей по переработке твёрдых бытовых отходов и очистке канализации. В результате уровень переработки отходов должен вырасти с 5% до 40% в 2020 году.

Будут реализованы системные меры по озеленению города с привлечением соответствующих специалистов в области ландшафтного дизайна, посадки и ухода за зелеными насаждениями, проведена инвентаризация и узаконение зеленых зон, осуществлено строительство необходимых поливочных сетей и т.п.

Планируется реализовать инвестиционные проекты по реконструкции озера Сайран, Главного ботанического сада, Центрального парка культуры и отдыха, Алматинского зоопарка и других зеленых зон. Для снятия проблемы подтопления городских территорий будет продолжена реконструкция русел рек, благоустройство водоохранных зон, строительство арычных сетей и ливневой канализации.


Надежная инфраструктура ЖКХ

Модернизация и развитие теплоэнергетического комплекса г. Алматы обусловлено ростом потребности города в тепловой и электрической энергии с учетом интенсивного развития жилищного строительства и промышленности.

Средний износ инженерных сетей составляет 60-70%.

Для решения данных проблем будет проводиться модернизация источников и инженерных сетей. К 2020 году планируется снизить износ: по сетям водоснабжения – с 64,5% до 56%; водоотведения – с 62% до 54%; теплоснабжения – с 65% до 57%; электроснабжения – с 69% до 65%.

На сегодняшний день доступ к централизованным сетям водоснабжения составляет 95%, а к 2020 году планируется достичь 100%-ного показателя, по водоотведению – с 77 до 86%, теплоснабжению – с 77 до 81%.

В Послании Президента Республики Казахстан в области энергосбережения поставлена задача по снижению энергоемкости ВВП не менее, чем на 25% к 2020 году. Запланированные энергосберегающие мероприятия будут ориентированы на достижение данного показателя.

Также планируется внедрение новой тарифной политики в области электроэнергетики, способствующей стимулированию инвестиций в отрасль с изменением структуры тарифа.

Планируется провести реконструкцию канализационных очистных сооружений с применением современных и эффективных технологий.




  1. БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД


Общественная безопасность

Через развитие системы видеонаблюдения и быстрого реагирования, эффективной борьбы с преступностью, содействие снижению безработицы Алматы должен стать городом, где люди будут ощущать себя так же безопасно, как в ведущих городах мира. Понятие безопасности учитывает также природные факторы в связи с расположением Алматы в сейсмо- и селеопасной зоне.

В первую очередь, необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов. На это направлено создание муниципальной полицейской службы, подотчетной акимату и местному сообществу.

При этом будут проведены модернизация и улучшение оснащения сотрудников полиции современными средствами обеспечения безопасности.

Важным направлением станет повышение освещенности жилых районов.

Также будет активизирована работа по прилечению молодежи к участию в обеспечении охраны общественного порядка путем создания оперативных молодежных и студенческих отрядов.

Для сокращения ДТП намечается создание «профиля катастроф», определение списка инициатив, расширение современных фото- и видеосистем мониторинга, социальной рекламы по вопросам безопасности, улучшение обучения водителей.

Уровень грабежей на 100 тысяч человек должен сократиться в 2020 году с 221,5 до 150, убийств – с 5,6 до 4, погибших при ДТП – с 12 до 5,9.


Предупреждение природных катаклизмов

Алматы располагается в сейсмоопасной зоне (землетрясения, сели, оползни). В связи с этим основными направлениями обеспечения безопасности жителей и гостей города от природных катаклизмов и техногенных катастроф являются развитие инфраструктуры противодействия чрезвычайным ситуациям и их предупреждение.

Для развития соответствующей инфраструктуры планируется сейсмоусиление социальных объектов (здравоохранение, образование), снос ветхого жилья, строительство пожарных депо, пополнение мобилизационного резерва акимата города, приобретение современной аварийно-спасательной техники и оборудования, соответствующих международным стандартам.

В части предупреждения чрезвычайных ситуаций и информированности населения будут проводиться постоянный мониторинг за состоянием опасных территорий и зон возможного возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), превентивные мероприятия по спуску прорывоопасных мореных озер. Также для предупреждения ЧС будет усилено регулирование строительства объектов в опасных зонах города. Важной задачей является предупреждение населения через распространение информационных и обучающих материалов, проведение тренировок и учений населения и персонала промышленных объектов. Уровень информированности населения в области ЧС в течение всего периода должен составить 100%.

К 2020 году уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия чрезвычайным ситуациям должен составить 57 %, оснащенность аварийно-спасательных формирований техникой - 44,5%.
Концепция «Умный город» (Smart City)

Одной из новых тенденций станет реализация концепции «Умный город» (Smart City). Внедрение Smart технологий в управление городом наряду с использованием информационных технологий станет главной характеристикой города Алматы.

Целями проекта являются: повышение качества и безопасности жизни, развитие инфраструктуры и инвестиционной привлекательности, решение транспортных и экологических проблем, эффективность использования энергии и воды, эффективность коммунальных служб и качество оказания услуг за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Эффективность и своевременность реализации «умных городов» подтверждается успешно реализуемыми в мире примерами. В Лондоне: задержки общественного транспорта сократились на 40%, пропускная способность дорог повысилась на 15%, вредные выбросы сократились на 25%. Потребление тепла сократилось на 25%, расходы на уличное освещение на 40%, средний счет за электричество и тепло уменьшился на 20%, а количество ДТП сократилось на 20%.

С учетом международного опыта реализация концепции «Умный город» требует серьезной трансформации служб и производственных процессов города. Трансформация будет проводиться от 3 до 7 лет, в рамках которой будет осуществлена работа по оптимизации процессов, пересмотру организационных структур, схем финансирования и стандартов работы служб, а также внедрению интегрированных информационных систем.


  1. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ГОРОД

Алматы должен стать городом, где все граждане имеют доступ к образованию от детского сада до университета по их потребностям и способностям, где средняя продолжительность жизни соответствует европейским стандартам.


Качественное образование

В сфере среднего образования будет внедряться опыт Назарбаев Интеллектуальных школ.



Одним из основных показателей является доля учащихся, успешно (отлично/хорошо) освоивших образовательные программы среди выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам, которая в 2020 году должна достигнуть 60%.

Недостаток детских садов и школ будет решаться через принятие специальной Программы, ориентированной на широкое привлечение частного капитала.



В сфере технического и профессионального образования будет продолжено внедрение дуальной системы, а показатель доли выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному заказу и трудоустроенных в первый год после окончания обучения должна достигнуть 75%.

В рамках развития инклюзивного образования усилия будут направлены на создание равных условий для обучения детей с особенностями в развитии. Охват детей инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями к 2020 году должен достигнуть 33,2% (в 2015г. – 20%).

Для всестороннего развития личности ребенка будет развиваться система дополнительного образования. Для этого планируется увеличение количества спортивных секций, предметных, музыкальных и творческих кружков, дворовых клубов, центра робототехники.

После введения подушевого финансирования будет внедрен механизм «ваучерной» поддержки частных школ, что оптимизирует затраты бюджета.

Одним из главных направлений работы системы образования будет обеспечение открытости, доступности и отчетности перед населением. Продолжится практика опубликования информации о доходах и расходах учреждений образования города.
Качественное здравоохранение

Усилия городских властей будут нацелены на контроль качества медицинских услуг путем внедрения механизмов обратной связи для пациентов (электронный портал, колл-центры, телефоны доверия). Будет модернизирована система управления на основе стандартизации всех лечебных процессов.

Также планируется улучшить качество медсестринской службы через внедрение системы дуального образования. К примеру, будет осуществлено слияние городского медицинского колледжа и больницы сестринского ухода.

Еще одним приоритетом в сфере здравоохранения города станет увеличение высокотехнологичных методов лечения.

Важным направлением станет повышение престижа профессии врача. Для этого будут внедрены различные механизмы поощрения врачей на основе системы индивидуальной оценки качества работы, решение жилищных вопросов медицинских работников через строительство семейных общежитий.

Для диагностики заболеваний на ранней стадии будет усилено внимание к развитию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), а также интеграции ПМСП и вертикальных служб (туберкулез, онкология, ВИЧ/СПИД).

В систему здравоохранения будет внедряться обязательное социальное медицинское страхование. Работодатель, государство и сам работающий должны разделить ответственность за здоровье. Тем самым будет реализовываться принцип солидарной ответственности.

Будут внедряться программы развития геронтологии и паллиативной помощи, реализован проект создания единого реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями и диспансерных больных.

Получат свое развитие конфиденциальный аудит материнской смертности и критических случаев акушерских осложнений во всех родовспомогательных организациях. Будет обеспечен ранний охват и диспансерное наблюдение беременных с экстрагенитальной патологией.

В целях привлечения внебюджетных средств усилия будут направлены на развитие механизмов государственно-частного партнерства.

Для повышения прозрачности предоставляемых услуг, профилактики коррупции продолжится практика опубликования финансовых отчетов учреждений здравоохранения города для общественного контроля.

К 2020 году показатели материнской смертности должны снизиться до 4 на 100 тыс. родившихся живыми, младенческой смертности - до 6,7 на 1000 родившихся живыми, смертности от онкологии - до 100 на 10 тыс. онкобольных.


Качественные социальные услуги, в т.ч. для уязвимых слоев населения

Достижение целей дальнейшего развития нашего города зависит от качества и эффективности новой социальной политики.

Основными направлениями развития рынка труда и социальной защиты населения города станут сокращение уровня безработицы до 5%. В рамках программы «Дорожная карта занятости 2020» будут приниматься меры по обеспечению занятости через общественные работы и социальные рабочие места. Для повышения уровня трудоустройства усилия будут направлены на профессиональную переподготовку и повышение квалификации безработных по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда.

Социальная поддержка малообеспеченных будет основываться на адресной социальной помощи и повышении уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. В предстоящие 5 лет будет последовательно повышаться размеры государственных социальных пособий, а адресная социальная помощь доведена до 60% прожиточного минимума.

При этом нуждающихся в помощи государства нельзя ограничивать только лишь ролью опекаемых и получателей пособий. Помощь должна выражаться не только в количественном размере, но и в создании, а также расширении условий для максимальной самореализации и социализации нуждающихся жителей города.

Будут приниматься меры по 100%-ному охвату лиц, нуждающихся в оказании специальных социальных услуг.

Особое внимание будет уделено вопросам создания безбарьерной городской среды для людей с ограниченными возможностями. В этой связи для лиц, имеющих инвалидность, будет продолжена адаптация объектов социальной и другой инфраструктуры.

По решению местных представительных органов социальная помощь будет предоставляться отдельным категориям граждан (единовременная материальная помощь малообеспеченным гражданам, материальная помощь участникам и инвалидам ВОВ ко Дню Победы, единовременная материальная помощь приравненным к участникам ВОВ, вдовам и семьям погибших в годы ВОВ, в Афганистане и во время аварии на Чернобыльской АЭС и др.).


Развитие культуры

Гармоничное сочетание национального историко-культурного наследия с современными трендами в области искусства будет играть определяющую роль в культурном позиционировании города. Национальный колорит будет учитываться в городской архитектуре, формировании облика города.

Значительное внимание будет уделено развитию музеев, строительству нового Музея истории города и Музея современного искусства.

Акцент будет сделан на профессиональном обучении и повышении квалификации работников данной сферы. Важной задачей является создание электронной базы музейных фондов города Алматы.

Усилия городских властей будут направлены на формирование нового облика и формата библиотек города. Они будут трансформированы в центры научного и творческого развития за счет создания творческих кружков и коворкинг-центров, а также широкого использования ИТ-технологий.

Усилия городских властей будут направлены на повышение количества горожан, посещающих культурно-массовые мероприятия. На постоянной основе будут организовываться гастроли лучших мировых коллективов, осуществляться обмен опытом с учреждениями культуры других стран. Ежегодно планируется организация нескольких брэндовых мероприятий, отражающих культурную и историческую самобытность города и которые могли бы стать его «визитной карточкой» (на примере «Карнавала в Рио-де-Жанейро», «Биеннале в Венеции» и др).


Развитие спорта

Алматы является центром спорта и спортивного туризма страны. Усилия городских властей будут направлены на сохранение статуса города, как спортивной столицы страны. Важнейшим приоритетом в данном направлении является проведение по самым высоким международным стандартам «28-х Зимних Всемирных Студенческих игр 2017 года».

При этом, возведенные в рамках зимней Универсиады спортивные объекты будут активно интегрированы в спортивную инфраструктуру города Алматы. Будут приняты комплексные меры для обеспечения доступности для горожан этих объектов, организации центров детского и массового спорта.

Значимым направлением работы станет дальнейшее развитие массового спорта. Для этого будет продолжено активное возведение новых спортивных и игровых площадок, развитие спортивной инфраструктуры, в том числе через привлечение частных средств (ГЧП).

Будет продолжена работа по популяризации здорового образа жизни. Увеличится количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий среди всех слоев населения.

Все это позволит к 2020 году довести уровень регулярно занимающихся спортом горожан до 30%, что соответствует нормам стран Западной Европы.


Развитие языков

Алматы для становления в качестве современного, интегрированного в международное пространство мегаполиса будет продолжать последовательную реализацию уникального культурного проекта Елбасы «Триединство языков» – усиленное изучение казахского языка как государственного языка, русского – как языка межнационального общения и английского - как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

Реализация языковой политики будет гармонично обеспечивать полномасштабное функционирование государственного языка, как важнейшего фактора укрепления национального единства, при сохранении языков всех живущих в Казахстане этносов.

Учитывая это, в рамках городского бюджета будет вестись работа по увеличению количества детсадов и школ с казахским языком обучения, созданию условий для свободного и доступного овладения государственным языком. Кроме того, запланирована организация систематических мероприятий в учреждениях образования: городского конкурса на знание государственного языка среди детей некоренной национальности, проведение еженедельных «Дней казахского языка» в школах с русским языком обучения и т.д.

Будут приниматься меры по сохранению общекультурных функций русского языка, как языка межнационального общения, а также других языков народа Казахстана.

Важен уровень владения английским языком для горожан, так как Алматы является крупнейшим финансовым центром и должен стать открытым и привлекательным для международного туризма и бизнеса.




  1. ЭКОНОМИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫЙ ГОРОД


Устойчивый рост традиционных секторов

Локомотивами роста станут как традиционно развитые отрасли, в частности, промышленность, малый и средний бизнес, продовольственный сектор, торговля, так и новые перспективные сектора, как туризм, транспорт и логистика, инновации.

Основной акцент в развитии промышленности будет сделан на создании высокотехнологичных и экспортоориентированных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Доля казсодержания увеличится до 80%.

Для достижения показателей роста производительности труда будет вестись активная работа по повышению инновационной составляющей предприятий за счет трансферта технологий, созданию абсолютно новых экологически чистых производств. Доля инновационно-активных предприятий должна увеличиться до 15% от числа действующих.

Одним из резервов роста индустриально-инновационного развития является Индустриальная зона в Алатауском районе. В Индустриальной зоне предусматривается размещение и запуск 53 новых современных производств с общим объемом инвестиций 430 млрд. тенге, а также с созданием 12 тысяч рабочих мест и прогнозируемым объемом выпуска продукции 174 млрд. тенге. Предприятиями индустриальной зоны будет выпускаться продукция машиностроения, пищевой, строительной, фармацевтической, химической, мебельной и легкой промышленности. В дальнейшем планируется развивать частные индустриальные зоны за счет привлеченных инвестиций.



В сфере малого и среднего предпринимательства особое внимание будет уделено работе по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса через активное использование существующих инструментов государственной поддержки, тесное взаимодействие с НПП и другими организациями, а также укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей города.

В результате к 2020 году доля активных субъектов МСБ в общем количестве должна вырасти до 92%, доля поступлений в городской бюджет от МСБ увеличиться до 55%, объем выпущенной продукции составить более 5 трлн. тенге, а доля занятых в МСБ от общего числа экономически активного населения должна вырасти до 60%.

Для развития продовольственного сектора и обеспечения продовольственной безопасности города планируется развитие продовольственного пояса, сети производств по переработке сельхозпродукции и торгово-логистических центров.

В торговле будут предприняты меры, направленные на развитие торговой инфраструктуры, ужесточение требований к обустройству рынков, уменьшение доли «серого товарооборота». Для формирования конкурентной среды, повышения качества товаров и снижения цен, усилия городских властей будут направлены на привлечение международных розничных сетей. 


Прорывное развитие новых секторов

В программе «100 конкретных шагов» предусматривается развитие Алматы в качестве международного транспортно-логистического хаба путем строительства нового аэропорта мирового уровня, новых развязок и транспортных магистралей (в т.ч. БАКАД), а также развития сопутствующих логистических услуг.



Развитию туризма будет способствовать организация в городе таких крупных международных событий, как Универсиада 2017 года, иные спортивные мероприятия мирового уровня, а также международные выставки и фестивали. Для этого будут задействованы объекты Азиады-2011, а также строящиеся ледовые дворцы.

Будет проводиться целенаправленная работа по повышению уровня осведомленности гостей и удобства нахождения туристов в городе (развитие сайта, создание карты информационных центров, размещение QR-кодов на объектах, создание туристических маршрутов, введение CityPass и др.мероприятия).

Алматы обладает хорошей базовой инфраструктурой для развития инновационного кластера. В рамках развития инновационного кластера будет сделан акцент на секторах информационных технологий, образования и здравоохранения. В сегменте информационных технологий предполагается дальнейшее развитие СЭЗ ПИТ, привлечение квалифицированных международных кадров, оптимизация деятельности различных органов и учреждений. В «Парк инновационных технологий» будут привлекаться крупные международные компании, ориентированные на выпуск инновационной продукции и услуг в сфере ИТ-технологий, телекоммуникаций и связи. Количество участников Парка должно увеличиться до 210, а объем выпускаемой продукции должен составить 20,2 млрд. тенге.

5. ГОРОД ДЛЯ БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА
Удобство ведения бизнеса

В рамках данного направления будет проводиться активная работа по созданию благоприятной привлекательной бизнес-среды (50-е место в рейтинге удобства ведения бизнеса «Easy of Doing Business»).

Привлечение инвестиций предполагается осуществлять на базе расширения сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Одним из показателей результатов достижения данной цели является увеличение доли иностранных инвестиций в основной капитал на 50% к 2020 году, что характеризует способность города самостоятельно привлекать иностранных инвесторов в капиталоемкие и долгосрочные проекты, а также привлечение транснациональных компаний (ТНК) для работы в городе (2-3 ТНК к 2020 году).

Также планируется предоставление налаженной инфраструктуры и налоговых льгот для инвесторов.

Предусмотрен ряд мер по поиску и привлечению стратегических партнеров, включая внедрение подхода «единого окна» для инвесторов, привлечение якорных инвесторов в приоритетные сектора экономики. Будут проводиться инвестиционные форумы с привлечением ведущих мировых экспертов и представителей крупных международных корпораций, организованы посещения международных бизнес-делегаций для развития торговых отношений и реализации совместных проектов.


Радикальное снижение коррупции

Алматы должен стать драйвером вхождения Казахстана в первую 30-ку стран Глобального Индекса Конкурентоспособности по показателям «Этика и коррупция», «Незаконное использование государственных средств» к 2025 году. Для этого будет обеспечено эффективное взаимодействие и конструктивный обмен идеями и мнениями со всеми институтами гражданского общества, государственными органами и экспертами по вопросам противодействия коррупции.

Приоритетным направлением работы станет повышение прозрачности процедур разрешительной системы и снятие коррупционных барьеров при оказании государственных услуг, что имеет важное значение для бизнеса и инвестиций. Для этого планируется значительно повысить открытость государственных закупок, исключить излишние преграды и требования при получении государственной поддержки. На постоянной основе будет проводиться анализ всех разрешительных процедур, а также систематизация проверок надзорных органов бизнеса.
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП)

Учитывая кризисные явления в экономике и связанные с этим бюджетные ограничения, использование инструментов государственно-частного партнерства позволит финансировать крупные капиталоемкие инфраструктурные проекты через привлечение частного капитала, ТНК, международных финансовых институтов. Дополнительным преимуществом применения механизмов государственно-частного партнерства является то, что по истечении сроков концессии созданные объекты перейдут в собственность государства.

Посредством механизма концессии будет обеспечено финансирование крупных инфраструктурных проектов, а также эффективное управление созданными объектами. К числу таких проектов можно отнести Большую Алматинскую Кольцевую Автомобильную Дорогу (БАКАД), которая станет частью магистрали «Западная Европа – Западный Китай». Данный проект позволит снять нагрузку с городской транспортной сети за счет перенаправления транзитного транспорта. Другой перспективный проект – линия легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) - должен соединить центральную часть города со спальными районами и Индустриальной Зоной в Алатауском районе. Будет рассмотрена возможность строительства на концессионной основе нового международного аэропорта Алматы, который позволит трансформировать город в крупный транспортно-логистический хаб региона.

Для развития объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, спортивные площадки) будут применяться такие малые формы ГЧП, как доверительное управление и аренда. Данные инструменты позволят привлечь к совместному сотрудничеству отечественных предпринимателей.

В этих целях будет продолжено сотрудничество с международными финансовыми институтами, информирование инвесторов и предпринимателей об имеющихся мерах государственной поддержки инвестиций, предоставление натурных грантов, а также объектов с налаженной инфраструктурой и местных налоговых льгот для инвесторов.

Объем внешних инвестиций в основной капитал к 2020 году должен вырасти на 50%, составив 75 млрд.тенге. В целом, по завершению Программы развития города Алматы объем негосударственных инвестиций в экономику города должен составить более 350 млрд.тенге.


Прозрачная приватизация

Дополнительным инструментом привлечения инвестиций в экономику города является прозрачная приватизация государственных объектов недвижимости.

Неэффективно работающие подведомственные организации будут приватизированы, либо переданы в доверительное управление частному бизнесу.

Для этого потребуется проведение инвентаризации по всем имеющимся объектам коммунальной собственности и постановки на баланс города бесхозных объектов, проведение анализа объектов и предприятий, не представляющих стратегической важности, но отвлекающих на себя значительные ресурсы государственного бюджета и препятствующих развитию частного бизнеса. Данные объекты и предприятия будут включены в приватизационные мероприятия.

В рамках мер по приватизации будут сделаны акценты на прозрачность процедур и сокращение бюджетных расходов, стимулирование частного предпринимательства и создание конкурентной среды, повышение эффективности предприятий, содействие демонополизации экономики, а также привлечение иностранных инвесторов.
6. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ГОРОД
Значительное повышение стандартов жизни присоединенных территорий с учетом принципа полицентричности

Развитие города будет основываться на принципе полицентричности, т.е. формировании самодостаточных и альтернативных центров, что позволит улучшить транспортную ситуацию и равномерно развивать все районы города.

Для выравнивания социально-экономических условий присоединенных территорий продолжится строительство первоочередных социальных объектов (школы, детсады, больницы, поликлиники и т.д.), а также созданы новые точки экономического роста (объекты Универсиады-2017, Индустриальная зона, бизнес-центры, торгово-развлекательные заведения и др.).

Будут вложены значительные средства в строительство жилья, дорог, сети общественного транспорта, электроснабжение и газификацию, централизованное водоснабжение и водоотведение, отопление в Алатауском и Наурызбайском районах. Это будет способствовать повышению привлекательности этих районов для проживания и развития бизнеса.

Будет обеспечен широкий охват населения присоединенных территорий современными формами оказания государственных услуг. Также будут созданы условия для доступа к финансовым услугам.

Планируется уделить повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности, в том числе техногенной, присоединенных территорий.


Интегрированность с алматинской агломерацией

Перспективное развитие города будет строиться с учетом и в координации с развитием Алматинской агломерации.

В зону влияния Алматинской агломерации входят: центр (ядро) агломерации – город Алматы, пять административных районов Алматинской области: Карасайский, Талгарский, Илийский, Енбекшиказахский и Жамбылский районы, а также территория города Капшагай.

Важнейшим направлением развития должно стать формирование оптимального транспортного каркаса агломерации, призванного обеспечить пространственное и функциональное единство территории, рациональную транспортную доступность жителей до основных центров деятельности, а также реализацию транзитных функций зоны агломерации.

Сельское хозяйство районов, прилегающих к мегаполису, является сырьевой базой для пищевой промышленности города. Поэтому зона агломерации будет развиваться в качестве продовольственного пояса. В этой связи необходимо обеспечить для производителей сельскохозяйственной продукции близлежащих территорий доступ к рынку Алматы для сбыта продукции по справедливым ценам. Этим самым будет обеспечиваться продовольственная безопасность региона.
Международное позиционирование Алматы

Алматы как крупнейший мегаполис уже в ближайшее время может позиционировать себя в качестве делового и культурного центра Евразии.

Ввиду стабильной политической и экономической ситуации, наличия значительного потенциала для дальнейшего развития Алматы должен стать региональным Хаб-офисом Организации объединенных наций и других международных организаций.

В этой связи будет разработан яркий международный бренд Алматы, создающий желательную репутацию города на основе исчисляемых показателей, «Календаря Алматы», распространяемого на международном уровне на разных языках в он-лайн режиме.

В городе будет внедрена система городской навигации (ориентирующей информации) на трех языках. Знание английского языка станет важной частью развития навыков и повышения квалификации сотрудников государственных органов и работников сервисного сектора города.
7. ГОРОД АКТИВНЫХ ГРАЖДАН
Активность горожан, объединенных общими интересами для решения проблем, является одним из наиболее важных условий развития Алматы.

Сегодня ни один город в развитых странах не способен решить проблемы без активного вовлечения и участия населения. Главный ресурс города - люди, их ум и творческие способности. Алматы отличает высокая активность населения, это - город с развитым неправительственным сектором и сильным бизнесом.

В городе необходимо сформировать совершенно новый характер взаимоотношений местных исполнительных органов и горожан, как равных партнеров с конституционно закрепленными правами и обязанностями. При этом главными принципами должны стать прозрачность, подотчетность и антикоррупционность.

Для диалога с общественностью города уже сегодня функционируют аккаунты в социальных сетях, куда горожане пишут о городских проблемах, предлагая свои варианты решения актуальных вопросов.



Развитие гражданского общества на основе партнерства с городским акиматом способствует социальному прогрессу и созданию благоприятных условий для проведения эффективных реформ. Это важное условие модернизации, демократического развития и экономического роста, повышения эффективности городской политики.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница