Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины. Белгород 2005 Печатается по решению Совета Центра духовного просвещения



Скачать 365,52 Kb.
Дата24.08.2017
Размер365,52 Kb.
ТипКраткий словарь

Управление образования и науки Белгородской области



Центр духовного просвещения



Краткий словарь по духовному краеведению
Белгородчины.

Белгород

2005
Печатается по решению Совета Центра духовного просвещения

Управления образования и науки Белгородской области

Составитель: Чернова С.С., методист Центра духовного просвещения управления образования и науки Белгородской области.

Рецензенты: Белоножко Е.П., доктор исторических наук, профессор, зав.

кафедрой Христианской истории и антропологии БелГУ.



Кобец Олег, протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского

кафедрального собора г. Белгорода.



Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины:

Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. – Белгород. – 2005. – с.26.


Учебно-методический материал включает сведения по различным аспектам духовного краеведения: об истории православия на Белгородчине, о святых нашего края, о храмах и монастырях, духовных учебных заведениях, представителях науки и культуры, жизнь и деятельность которых связаны с данной темой.

Сборник адресован учителям, учащимся средних общеобразовательных учебных заведений и всем, интересующимся данной тематикой.

А


Александра Невского собор - второй кафедральный собор Белгородской и Старооскольской епархии, построен в н. ХХ в. Находится на улице Токарева, 4 в г.Старый Оскол.

В соборе - один престол в честь Александра Невского.
Александра Невского церковь – возведена в 1888 г. в слободе Алексеевка (ныне г. Алексеевка) Белгородской области, освящена епископом Воронежским и Задонским Вениамином.

При церкви – Центральное городское кладбище, где похоронен первооткрыватель подсолнечного масла Д.С.Бокарев.


Анатолий, архимандрит ( 1828 / 32 – 1886 ) – церковный историк – богослов,краевед. В миру Андрей Ключарев (Ключаров).

Родился в семье сельского причетника Курской губернии (точный год и место рождения не установлены). Окончил Белгородскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Кандидат богословия, преподавал в Белгородской духовной семинарии, был ее ректором.

В 1876 г. о. Анатолий был возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльского монастыря.

Архимандрит Анатолий – автор значительных исторических трудов: «Белгород и его святыня», «Упраздненные монастыри», «Белоградский Рождество- Богородицкий женский монастырь» и «Историческое описание монастыря Обоянского».


Архангела Гавриила храм при университете – построен в 2001 г. Находится в г. Белгороде на Университетской площади. 1. Является университетским храмом БелГУ.
Архистратига Михаила храм – построен в 1844 г. на средства прихожан и белгородского купца М.К. Мачурина в слободе Пушкарной (ныне ул. Донецкая, 84) г. Белгорода.

Храм двухпрестольный. Главный престол – во имя Михаила Архистратига, второй – во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.

Архистратиг Михаил – покровитель небесного воинства, ангел-хранитель Михаила Мачурина, известного белгородского благотворителя. С его именем связаны неофициальные названия тех мест города, о которых заботился купец Мачурин – Мачурина роща (Сосновка), Мачуринские казармы – старое здание воинской части на ул. Белгородского полка в Белгороде.

Б

Белгородская епархия – учреждена в 992 г. Первым епископом Белгородской епархии был Никита I (с 992 по 1022 гг.). Во времена татаро-монгольского нашествия епархия прекратила существование и вновь возникла в 1667 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Белгородская епархия в то время была очень обширной, включала в себя нынешние Харьковскую, Белгородскую, Курскую области. Первым архиереем возрожденной епархии стал митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий, происходивший родом из Сербии.

С учреждением в 1721 г. Святейшего Синода на Белгородскую кафедру назначаются епископы. Десятым епископом с момента возрождения епархии был Святитель земли Белгородской Иоасаф (Горленко).

В 1765 г. Харьков стал губернским городом, но оставался в Белгородской епархии.В 1799 г. произошло разделение Белгородской епархии на Харьковскую и Белгородско-Курскую. В 1833 г. епископская кафедра была перенесена из Белгорода в Курск. 30 марта 1905 г. была учреждена Белгородская кафедра Курского викариатства, упраздненная в 1943 г.Епископами с титулом Белгородский и Грайворонский в ней были Иоанникий Ефремов и Никодим Кононов. Викарными епископами в первой половине ХХ в. были: Никон Пурлевский, Онуфрий Гагалюк, Антоний Панкеев, Панкратий Гладков. В 1943 г. Белгородская кафедра перешла в полное подчинение Курско-Белгородского епископа.

В 1991 г состоялось второе обретение нетленных мощей Святителя Белгородского Иоасафа. Впервые за все время существования Белгородской епархии ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1995 г. была возрождена Белгородско-Старооскольская епархия, правящим архиереем которой был назначен епископ Иоанн ( в миру Попов Сергей Леонидович). 18 февраля 1999 г. он был возведен в сан архиепископа.

В Белгородскую и Старооскольскую епархию входят 163 прихода и 3 монастыря.
« Белгородские епархиальные ведомости» - ежемесячная православная газета, печатный орган Белгородско-Старооскольской епархии.

Издается с сентября 1996 г. в г. Белгороде по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

В «Белгородских епархиальных ведомостях» печатается официальная хроника жизни епархии, публикуются статьи на духовно-нравственную тематику.

В


Воскресенский женский монастырь - основан в 1999 г. в с. Зимовенька Шебекинского района Белгородской области. Настоятельница обители – м. Марфа.

В монастыре живут около 20 насельниц – монахини, инокини и послушницы. Наиболее известной из них является схимонахиня Мария ( в миру Фефелова В.М., 1913 – 2001 гг.).

Настоятель Воскресенского храма и духовник обители – отец Александр (Деревянко). Храм Воскресения Христова был построен в 1911 г. Его иконостас – это уникальный, единственный фарфоровый иконостас в Белгородско – Старооскольской епархии. В храме имеются две иконы, написанные на святой горе Афон в русском православном Свято-Пантелеймоновом монастыре: икона Пресвятой Богородицы Иверской (1882) и икона св. великомученика Пантелеимона (1896).

Г


Георгиевский во имя св. великомученика Георгия Победоносца храм - построен в 2001 г. в г. Белгороде на Харьковской горе (ул. Королева, 1).

Храм является частью запланированного в 1997 г. храмового комплекса, в состав которого входят: храм Георгия Победоносца с нижним крестильным храмом, Троицкая часовня в честь всех святых, источник преп. С.Саровского и собор во имя св. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Строительство собора будет начато в 2004 г.


Храмы во имя св. великомученика Георгия Победоносца существуют во многих районах Белгородчины: в с. Истобное Губкинского района (построен в 1849 г.), в с. Репное Шебекинского района ( построен в 1965 г.), в с. Волотово Чернянского района (построен в 1860).
В 1996 г. в п. Сосновка ( в черте г. Белгорода) оборудован и освящен храм во имя св. великомученика Георгия Победоносца в колонии строгого режима, где регулярно совершаются богослужения, проводятся духовно-нравственное воспитание и катехизация заключенных.


Д


Дегтярев Степан Аникиевич (1766 - 1813) - композитор, дирижер, педагог, певец.

Родился в слободе Борисовке Грайворонского уезда Курской губернии, вотчине графов Шереметевых, в семье крепостных. В семилетнем возрасте находился в числе певчих капеллы графа Н.П. Шереметева в его подмосковной усадьбе Кусково.

Дегтярев был одним из самых образованных музыкантов своего времени, композитором и дирижером, руководителем театральной труппы, хора и оркестра графа Шереметева – лучших в России.

Перу композитора принадлежит первая в истории русской музыки патриотическая оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.).

С.А. Дегтярев - автор многочисленных духовных сочинений. К ним относятся: всенощное бдение, литургия, многочисленные духовные концерты.

Именем С.А. Дегтярева названы улицы в г. Белгороде, в п. Борисовка.Его имя присвоено Белгородскому музыкальному училищу, у здания которого установлен памятник композитору работы скульптора А.С.Смелого.


Духовная семинария - основана в 1722 г. в г. Белгороде епископом Епифанием Тихорским по названием Словено-российской школы.

В 1737 г. она была переименована в Словено-латинскую школу, в 1788 г. введено преподавание философских и богословских наук.

В 1819 г. по уставу 1808 г. преобразована в Духовную семинарию. Имела официальное название – Курская духовная семинария, но в течение 75 лет находилась в Белгороде. В 1883 г. переведена в Курск, а ее здание было отдано под Духовное уездное училище с общежитием.

В 1906 г. при этом училище епископом Питиримом было открыто отделение Курской духовной семинарии в составе 4 общеобразовательных классов.

Духовную семинарию в Белгороде окончили многие видные церковные и светские деятели России: выдающийся русский богослов, церковные историк и публицист митрополит Макарий (М.П. Булгаков), доктор богословия, профессор Московского университета А.М. Иванцов – Платонов, философ, публицист, критик, член-корреспондент Петербургской академии наук Н.Н. Страхов и многие другие.

После Октябрьской революции семинария в г. Белгороде была закрыта.

28 сентября 1996 г. в г. Белгороде была открыта духовная семинария с миссионерской направленностью, что стало знаменательным событием в жизни Белгородчины, в ее духовно-нравственном возрождении.
Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского - открыт 1 июня 2004 г., в день памяти новомучеников и исповедников Белгородских и Международный день защиты детей в г. Белгороде. Центр находится в отреставрированном и переоборудованном здании католического костела, построенного в 1907 г. и закрытого после 1917 г.

Здание духовно-просветительского центра включает в себя залы с художественно оформленными экспозициями, ценными экспонатами, повествующими об истории и современности Белгородско- Старооскольской епархии и зал для просмотра кино- и видеофильмов.

Задачей Центра является воспитание подрастающего поколения на основе православных духовных ценностей, гражданственности и патриотизма.


Е


Епифаний Тихорский (? – 1731 ) - епископ Белгородский.

Епископ Епифаний возглавлял Белгородскую кафедру с 1722 по 1731 гг. Он был основателем Словено – российской школы в Белгороде, впоследствие ставшей Белгородской духовной семинарией.


Заслугой преосвященного Епифания является также основание Харьковского коллегиума – высшего учебного заведения, ставшего просветительским центром до учреждения в 1804 г. Харьковского университета.


Ж


Жевахов Николай Давыдович (1872 – 1938) - товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, князь. церковный историк.

Родился в г. Прилуки Полтавской губернии, был потомком Святителя Иоасафа Белгородского по линии матери.

Н.Д. Жевахов - известный библиограф Святителя Иоасафа. Он является автором многих научных сочинений о жизни и деятельности епископа Белгородского. Наиболее значителен труд «Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705 – 1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым» ( в 3-х томах).

Н.Д. Жевахов составил ходатайство в Священный Синод о необходимости церковного прославления Святителя Иоасафа Белгородского.


З

Звонница на Прохоровском поле - торжественный памятник, возведенный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в память о павших советских воинах на Огненной дуге (1943 г.).

Авторы проекта - скульптор Клыков В., архитектор Симерджиев А., инженер Силохин Г. Архитектурно-композиционное решение звонницы напоминает древнерусский храм, увенчанный скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Колокол звонницы возвещает о Победе на Прохоровском поле.

Монумент был открыт 3 мая 1995 г. и освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.


И


Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» ( XIX в.) - одна из православных святынь Белгородчины.

Икона находится в Крестовоздвиженском храме г. Старого Оскола Белгородской области. Южный придел храма освящен в честь образа Божией Матери «Живоносный источник».

Празднование этой и коне установлено в память о храме в г. Константинополе ( Византия ), воздвигнутом императором Львом I над источником, от которого силою Пресвятой Богородицы происходили исцеления.

В пятницу на Светлой седмице в Крестовоздвиженском храме г. Старого Оскола соверщается малое освящение воды. А праздничное богослужение заканчивается крестным ходом.


Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» ( Курская – Коренная ) - явлена в 1295 г. в лесу недалеко от Курска, во времена монголо-татарского нашествия. У корня дерева охотник увидел однажды обращенный ликом к земле образ. Когда он поднял икону, из земли забил источник. Икону «Знамение» перенесли в г. Рыльск в церковь Рождества Богородицы. День явления иконы стал днем ее празднования, а место явления дало ей название – Курская – Коренная. На месте находки была построена часовня, где от иконы совершилось множество чудес.

Слух о чудотворной иконе дошел до царя Федора Иоанновича, который велел в 1597 г. привезти ее к себе в Москву.

В 1615 г. по особому прошению курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ в Курск и поставить в соборном храме.

В 1618 г. икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где и пребывала до 1917 г.

Через эту икону преп. Серафим Саровский в детстве получил исцеление от Пресвятой Богородицы.

После 1917 г. икона была вывезена из России. Она побывала в Греции, Югославии, Германии, ныне находится в США.

Один из многочисленных списков иконы помещен в Спасо – Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода.

Многие годы икона хранилась в запасниках Белгородского областного краеведческого музея.

В ноябре 1998 г. произошло чудесное обновление иконы на выставке «Дорогою любви Христовой», посвященной 250- летию вступления на Белгородскую кафедру Святителя Иоасафа и 185-летию открытия Преображенского собора. Икона «Знамение», вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки ,(когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека), чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем – подписи под иконой.

Икона свт. Николая Ратного - одна из главных православных святынь Белгородчины. По преданию, икона явилась в XIII в. на источнике в селе Устинка, ныне это Шебекинский район Белгородской области, и спасла жителей от набега татар. По другим источникам, икона получила наименование Николая Ратного при царе Иване IV, во времена битвы с татарами под Казанью, затем была перенесена в Коренскую Николаевскую мужскую пустынь, находившуюся на берегу реки Корень под г. Шебекино.

В 1795 г., после упразднения обители, икона была перенесена в Белгород и поставлена в Свято- Троицком соборе.

В 1923 г. после закрытия собора большевиками следы иконы затерялись.

Найдена она была только в 1993 г. Образ был сильно поврежден, доска обожжена,на ней виден был только лик свт. Николая.

После раставрации в иконописной мастерской Свято – Троицкой Сергиевой лавры восстановленная икона была помещена в Спасо- Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Еежегодно 18 (5 по ст.ст) мая, в день явления иконы, совершается крестный ход с нею в Устинку

и Шебекино.

Иоасаф, святитель (1705 – 1754 ) -- епископ Белгородский и Обоянский.

Святитель Иоасаф (Горленко) родился 21 (8 по ст.ст.) сентября 1705 г. в селе Замостье вблизи городка Прилуки Полтавской губернии в именитой и благочестивой семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко. Во Святом Крещении первенца нарекли Иоакимом, в честь святого праведного Иоакима – земного отца Пресвятой Богородицы.

В семи верстах от Прилук находился Троицкий Пустынский монастырь. Дед и отец Иоакима были благотворителями этой обители, и первое впечатление о монастыре и монашеской жизни мальчик получил там.Иоакима с детства влекло к особенным трудам и подвигам во славу Божию.

В 9-летнем возрасте Иоаким поступил в духовную школу Киево-Братского монастыря.

27 сентября 1725 г. Иоаким принял монашество с именем Иллариона.Через два года при пострижении в мантию он получил имя Иоасаф.

Иеромонах Иоасаф был преподавателем в Киевской духовной академии, игуменом Лубенского Спасо-Преображенского монастыря, настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В июне 1748 г. архимандрит Иоасаф по повелению императрицы Елизаветы Петровны был, в ее присутствии, в Петропавловском соборе Петербурга рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского.

В Белгород епископ Иоасаф приехал 19 (6 по ст. ст.) августа 1748 г., в праздник Преображения Господня, и сразу же по приезде совершил Божественную Литургию.

Святительское служение епископа Иоасафа продолжалось шесть с половиной лет. Он, болея нуждами бедных и неимущих людей, оказывал им самую разнообразную помощь, не ограничиваясь денежной: лично навещал их, колол дрова, скрывая свой сан, не обращая внимания на слабое здоровье, которое постепенно ухудшалось.

Епископ Иоасаф заслужил уважение и почитание всех жителей Белогорья за свою строгую аскетическую жизнь, великие труды и молитвенные подвиги во славу Божию.

В мае 1754 г., предвидя близкую кончину, Святитель повелел устроить для него при Троицком соборе склеп, совершил свою последнюю в Белгороде Божественную Литургию, сердечно попрощался с народом и отправился на свою родину, чтобы в последний раз посетить родителей. На обратном пути Святитель тяжело заболел и 23 (10 по ст.ст.) декабря 1754 г. мирно скончался в г. Грайвороне, приготовленный к переходу в вечность молитвой, Исповедью, Елеосвящением и Причащением Святых Христовых Таин.

При гробе усопшего подвижника наблюдались чудесные исцеления болящих. Это подтвердило мнение священнослужителей о святости Иоасафа. В 1756 г. склеп его был открыт, мощи оставались нетленными.

17 (4 по ст.ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.

После 1917 г. мощи святителя долгое время находились на чердаке Казанского собора Санкт-Петербурга, где их прятали от уничтожения верующие сотрудники размещенного в храме большевиками музея религии и атеизма.

В сентябре 1991 г. состоялось второе обретение мощей Святителя Иоасафа. Они были привезены в г. Белгород, где торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, перенесены в Преображенский собор. С тех пор мощи Святителя Иоасафа пребывают там.

В 1998 г., в праздник Преображения Господня, мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября и затем снова возвращались в Преображенский собор. Так была установлена новая ежегодная традиция в почитании Святителя.


К


Корсунский храм в честь иконы Божией Матери - построен в 1997 г. в с. Ячнево на Белгородском городском кладбище.

22 октября Православная Церковь отмечает праздник Корсунской иконы Пресвятой Богородицы – престольный для кладбищенского храма. В этот день после Божественной Литургии совершается крестный ход к целительному роднику в Монастырском лесу.

Над источником в 1995 г. возведена часовня, список с Корсунской иконы Божией Матери приносится сюда на время водосвятного молебна участниками крестного хода.
Крестовоздвиженский храм - построен в 1863 г. в слободе Кошары ( бывшее село Архангельское) недалеко от реки Везелицы (ныне ул. Везельская,154 г. Белгорода).

Храм был воздвигнут на средства графини А.В. Ластовской и представителей известного белгородского дворянского рода Мухановых – братьев Николая и Егора.

Главная святыня храма – явленный чудотворный крест. Он принадлежал белгородскому помещику Юрию Выродову, за свое безнравственное поведение отлученному от церкви. Однажды после неудачной охоты он велел выбросить крест в трясину. По преданию, слепой поднял крест со дна болота и получил исцеление (XVIII в.). На месте обретения креста явился целебный источник.

Крестовоздвиженский храм – один из немногих белгородских церквей, которые не закрывались после 1917 г. Представители Советской власти в 30-е гг ХХ в. пытались вывезти из храма его главную святыню – чудотворный Кошарский Крест – но святотатство было наказано – их поразила молния. Крест возвратили на свое место, где он и пребывает ныне. Целительный источник в годы Советской власти был засыпан и вновь расчищен и освящен уже в 1998 г.

По традиции, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября по н.ст. ) после Божественной Литургии совершается крестный ход с чудотворным Кошарским Крестом из храма к источнику, где служится молебен с освящением воды.

Л


Ломакин Гавриил Якимович (1812 – 1885 ) -- хоровой деятель, композитор, дирижер, педагог.

Родился в слободе Борисовке (ныне пос. Борисовка Белгородской области) в семье крепостных. Мальчик с детства был одарен замечательными музыкальными способностями, пел в хоре Николаевской церкви в Борисовке. В возрасте 10 лет Гавриил стал певчим в капелле графа Д.Н. Шереметева в Петербурге.

В 1830 г. граф назначил Гавриила Ломакина регентом капеллы. Вскоре Ломакин становится известным вокальным педагогом и хормейстером. Он преподает в Екатерининском институте, в Лицее, в Училище правоведения и многих других учебных заведениях столицы. В 1838 г. граф Д.Н. Шереметев освободил Ломакина от крепостной зависимости – дал ему «отпускную».

В 1848 – 1859 гг Г.Я. Ломакин – главный учитель пения Придворной певческой капеллы.

В 1862 г. Ломакин создал Бесплатную музыкальную школу, где был ее первым директором, автором учебно-методических пособий по пению, а также многих вокальных произведений для голоса и хора.

Перу композитора принадлежит большое число сочинений духовного характера на православные тексты, которые он писал на протяжении всей своей жизни.

В 1848 – 1858 гг Г.Я. Ломакин издал переложение духовных хоровых произведений в 4- голосном изложении для Придворной певческой капеллы. Необходимо было гармонизовать и перевести на современную нотацию древнерусские одноголосные знаменные распевы, присланные в Петербург из провинциальных церквей и монастырей – ирмосы, октоих и другие. Помощником Ломакина в этом нелегком деле был известный хормейстер, инспектор Придворной певческой капеллы П.Е. Беликов.

24 мая 1884 г. вышла из печати первая книга сочинений и переложений Г.Я. Ломакина – «Всенощное бдение и литургия».

Первая часть книги - это «Всенощное бдение», «Стихиры», «Тропари воскресные», «Воскресные ирмосы». Вторая часть – это 4-голосная «Литургия святого Иоанна Златоустого».

В 1885 г. была издана вторая книга произведений композитора – «Духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина». Она состояла из 44 номеров (10 херувимских песен и 34 молитвы).

Г.Я. Ломакин скончался 9 мая 1885 г. в Петербурге.

Именем Г.Я. Ломакина названы улицы в Белгороде и Борисовке. Его имя присвоено Борисовской школе искусств. В Белгороде проводятся фестивали хоровой музыки, посвященные С.А. Дегтяреву и Г.Я. Ломакину.




М


Макарий, митрополит Московский и Коломенский ( в миру Булгаков Михаил Петрович, 1816 – 1882) - богослов, историк, писатель.

Родился 19 сентября 1816 г. в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии в семье бедного сельского священника. Во Святом Крещении наречен Михаилом.

Отец Михаила Петр Булгаков скончался еще в молодые годы, его вдова и шестеро сирот остались без всяких средств к существованию.Семилетнего Михаила отдали на воспитание крестному отцу – священнику, а в 9 лет мальчик поступил в Корочанское духовное училище. Затем он блестяще окончил Белгородское уездное духовное училище, в 1837 г.- Белгородскую духовную семинарию, а в 1841 г. – Киевскую духовную семинарию, на последнем курсе которой принял монашеский постриг с именем Макарий.

В 1842 г. Макарий стал бакалавром Петербургской духовной академии, в 1844 г. – ее профессором, а в 1850 – 1857 гг. – ректором.

В 1859 г. преосвященный Макарий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. С 1868 г. он пребывал в сане архиепископа Литовского и Виленского, а в 1879 – 1882 гг. – митрополита Московского и Коломенского.

Митрополит Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков России. Его монументальный труд «История Русской Церкви» в 12 томах составил целую эпоху в российской церковной историографии. Многие ученые считают это исследование митрополита Макария равноценным «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева.

Митрополит Макарий является автором многих публицистических произведений. Труды его высоко ценили выдающиеся русские пистали – А.П. Чехов, Н.С. Лесков и другие.

Митрополит Макарий умер 9 (21 ) июня 1882 г. и похоронен в Троице – Сергиевой лавре.


Мария, схимонахиня ( в миру Фефелова Валентина Матвеевна, 1913 – 2001) – одна из замечательных русских подвижниц ХХ в.

Матушка Мария родилась в феврале 1913 г. на Урале, в крестьянской семье. Во Святом Крещении получила имя Валентина. Вся долгая жизнь в миру прошла у нее в трудах и заботах о ближних. Она работала в колхозе на пчельнике, на конюшне, затем на лесоповале. По состоянию здоровья Валентине Матвеевне пришлось переехать из родных мест на юг - в Пятигорск, где она жила до 64 лет.

В пожилом возрасте, вместе с дочерью Ниной Алексеевной Валентина Матвеевна приехала в Белгород, где они стали первыми монахинями Марфо – Мариинской обители. До этого бывшие жительницы Пятигорска приняли два пострига в Воскресенском женском монастыре с. Зимовеньки Шебекинского района Белгородской области. Во втором постриге они получили имена: м. Надежда и м. Марфа.

В Покровском храме Марфо – Мариинской обители монахиня Надежда приняла схиму – великий ангельский образ. Третий постриг совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, новопостриженная получила имя Мария в честь преподобной Марии Египетской.

В скором времени схимонахиня Мария переехала в Воскресенский женский монастырь, куда была назначена настоятельницей ее дочь – монахиня Марфа.

В Воскресенском монастыре так же, как и прежде в Марфо - Мариинском, жизнь матушки Марии была наполнена усердным молитвенным трудом. Схимонахиня сильно болела и однажды предсказала дочери день своего преставления, в который с именем Господа Бога на устах праведная душа схимницы отошла ко Всевышнему.

Похоронена схимонахиня Мария на кладбище Воскресенского женского монастыря в с. Зимовеньки.

Н

Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Кононов, 1871 – 1919)- духовный писатель, магистр богословия.



Родился в Архангельской губернии. Окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1913 г. епископ Никодим (Кононов) был назначен на Белгородскую кафедру епископом Белгородским и Грайворонским.

В Белгороде он написал «Житие, прославление и чудеса Святителя Иоа сафа» и «Подвижники русские XIX столетия». За эти труды преосвященный Никодим получил степень магистра богословия.

В январе 1919 г. БелЧК арестовала епископа Никодима. В последовавшем незамедлительно расстреле преосвященного принимали участие белгородские чекисты М. Васильев, С. Набоков и комиссар тюрьмы С. Губарев. Тело епископа Никодима было погребено на территории мужского монастыря у Свято – Троицкого собора в Белгороде.

В августе 2000 г. в храме Христа Спасителя г. Москвы состоялся юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Он включил в Собор новомучеников и исповедников Российских имена 1154 россиян, пострадавших за веру в ХХ в. В их число включены епископ Никодим (Кононов), архиепископ Онуфрий (Гагалюк) и епископ Антоний (Панкеев).
Николо- Иоасафовский собор - был построен в 1766 г. на Старом городском кладбище г. Белгорода как Николаевский кладбищенский храм (не имел прихода).

В XVIII – XIX вв. храм находился на окраине Белгорода, в настоящее время это центр города (ул. Попова, 56).

В Николаевской кладбищенской церкви было 4 престола: главный – во имя св. Николая, второй – во имя священномученика Харлампия, третий – во имя преподобного Иоанна Многострадального, четвертый – во имя Иоанна Предтечи.

В годы Советской власти храм был действующим. В 1962 г. произошло его повторное освящение как приходского собора с престолом в честь святителя Иоасафа Белгородского. С 2000 г. – это Николо-Иоасафовский собор г. Белгорода.



О


Октоих (греч. Осьмигласник) - книга песнопений Русской Православной Церкви на 8 голосов. Октоих создавался в Византии на протяжении нескольких веков. Многие гимны были внесены в него св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Окончательное оформление октоих получил в IX в. Он представляет собой сборник отдельных гимнов, молитв и канонов.

Русское осьмогласие (знаменный распев) существует с XII в.В 1772 г. «Октоих» был впервые издан в современной пятилинейной, а не древнерусской крюковой нотации.

В 1848 – 1858 гг. по поручению Санкт-Петербургской митрополии композитор и хоровой дирижер Г.Я. Ломакин, уроженец Белгородчины и руководитель Придворной певческой капеллы, провел большую работу по гармонизации «Октоиха» на 4 голоса,его редактированию и изданию.
Онуфрий, архиепископ Курский и Старооскольский, священномученик ( в миру Антоний Максимович Гагалюк, 1889 – 1938) – новомученик Российский.

Родился в Люблинской губернии. Окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В декабре 1929 г. была образована Старо-Оскольская епархия, епископом которой был назначен преосвященный Онуфрий (Гагалюк).В это время в новообразованной епархии число действующих храмов достигло 161, велась активная борьба с раскольниками.

В марте 1933 г. епископ Онуфрий был арестован и затем переведен в Воронежскую тюрьму, где находился до июня 1933 г.

В июне 1933 г. епископ Онуфрий был освобожден и отправлен в Курск.

В июле 1933 г. он был возведен в сан архиепископа Курской епархии.

В июне 1935 г. архиепископ Онуфрий был арестован и затем осужден на 10 лет лишения свободы.

1 июня 1938 г. архиепископ Онуфрий был расстрелян, а 16 марта 1990 г. реабилитирован. 22 июня 1993 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и причислил его к священномученикам.

Русская Православная Церковь также канонизировала архиепископа Онуфрия (Гагалюка) в числе новомучеников Российских.


П


Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру – был открыт 4 августа 1998 г. в г. Белгороде, в ознаменование 55-й годовщины освобождения Белгорода от немецко – фашистских захватчиков и в преддверии 2000-летия Рождества Христова.

Памятник находится на северном склоне Харьковской горы. Он изготовлен из меди, в технике выколотки, на Калужской скульптурной фабрике.

Фигура князя имеет высоту 7,5 метров и установлена на 15-метровом постаменте.

Памятник состоит из трех изобразительных ярусов, находящихся на монолитном фундаменте. Нижний ярус образует четыре шестифигурных горельефа, второй – однофигурные горельефы, а третий – собственно фигура князя Владимира.

Горельефы нижнего яруса посвящены: первый – ратной доблести, жертвенности и мужеству русских воинов, второй – воинам и князьям, канонизированным Русской Православной Церковью (святые мученики Меркурий, Дамиан, Иоанн Воин, князь Михаил Тверской, князь Андрей Смоленский). В центре третьего горельефа помещены фигуры святых русских князей Александра Невского и Глеба, а по бокам – святые герои Куликовской битвы (Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя и мученик Козьма). Четвертый горельеф – это изображение некоторых особо чтимых на Руси христианских воинов и подвижников (князь Андрей Боголюбский, великомученик и целитель Пантелеимон и другие).

Первый горельеф верхнего яруса содержит надпись – посвящение «Святому Равноапостольному князю Владимиру», над которым находится изображение креста, именуемого «Процветшее дерево». Оно символизирует главное деяние Святого Владимира – Крещение Руси. Во втором изобразительном ярусе находятся фигуры преподобного Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского и Николая II.

Князь Владимир, стоящий на лавровом венке, как бы возносится над земной славой к славе небесной. В правой руке Крестителя Руси – крест, благословляющий землю Русскую и город Белгород. Левая рука князя – воина опирается на щит, символизируя защиту и покровительство всем славянским народам, объединенным единым происхождением и православной верой.

Авторы памятника – скульптор, академик, лауреат Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Клыков В.М. и архитектор Перцев В.В.




Р

Ротонда в честь Рождества Христова – построена на северном въезде в г. Белгород в 2000 г. (архитектор А. Берсенев, скульптор – А. Шишков).

Внутри ротонды – часовни находится позолоченная скульптура ангела, который, по замыслу авторов проекта, должен встречать и благословлять каждого гостя нашего города – столицы Святого Белогорья.


С


«Свет Христов» - еженедельное приложение к газете «Белгородские епархиальные ведомости», издание Православного Молодежного Миссионерского Центра во имя святых мучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в г. Белгороде.

Издается с июля 1996 г.


Серафим, архимандрит ( в миру Тяпочкин Дмитрий Александрович, 1894 – 1982) – настоятель Свято – Никольского храма пос. Ракитное Белгородской области, один из выдающихся духовных наставников Русской Православной Церкви.

Старец Серафим (Тяпочкин) родился 1 августа 1894 г. в г. Новый Двор Варшавской губернии в семье почтово-телеграфного служащего дворянина Александра Ивановича Тяпочкина и его жены Элеоноры Леонардовны. Во Святом Крещении младенца нарекли Димитрием в честь великомученика Димитрия Солунского.

В год прославления преподобного Серафима Саровского 9-летний Дмитрий почувствовал призвание к священству. Житие преподобного Серафима мальчик прочел в возрасте 5 лет и навсегда полюбил этого удивительного русского святого.

Дмитрий Тяпочкин в 1911 г. окончил духовное училище, а в 1917 г. – Холмскую духовную семинарию и как ее лучший выпускник поступил в Московскую духовную академию. Однако закончить учебу ему не пришлось, так как в стране началась гражданская война.

С 1920 г. отец Дмитрий служил в Днепропетровской епархии.

В 1940 г. он был арестован, осужден и заключен в лагерь в Казахстане на 10 лет, после чего отправлен в пожизненную ссылку в Игарку , на Крайний Север. Все эти годы отец Дмитрий считал себя не просто заключенным, а священником – он вел беседы, крестил, исповедовал и причащал, погребал умерших заключенных. Богослужения велись тайно, так как были строго запрещены, за них полагался карцер.

В 1954 г. отец Дмитрий смог вернуться в Днепропетровск, где еще 6 лет служил тайно, по домам своих прихожан, рискуя попасть под арест.

В 1960 г. о. Дмитрий начал служить в Курской епархии. В том же году он принял монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.

С 1961 г. до последних дней жизни он был настоятелем Свято – Никольского храма в поселке Ракитное Белгородской области. В 1970 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита.

Всю свою жизнь архимандрит Серафим (Тяпочкин) посвятил служению Богу и людям. Множество больных он исцелил силой своей молитвы, принимая большое число людей, приезжавших к нему за помощью со всех концов страны, не считаясь со временем, несмотря на почтенный возраст и собственные недуги.

Архимандрит Серафим за свое беззаветное служение был награжден орденами св. князя Владимира III степени и преподобного Сергия Радонежского, а также Патриаршей грамотой.

О. Серафим умер 21 апреля 1982 г. Он похоронен в церковной ограде у алтарной стены Свято- Никольского храма. К могиле святого старца неизменно приходят верующие, чтобы почтить память батюшки Серафима.


Смоленский собор – один из старейших храмов г. Белгорода. Построен в честь происшедшего 15 (2 по ст.ст.) октября 1703 г. знамения, когда над воротами крепостной стены Белгорода чудесно просияла икона Пресвятой Богородицы Смоленская (Одигитрия). Ее переносили в храм, но вскоре снова находили на прежнем месте. В 1705 г. там была построена деревянная церковь, а в 1743 г. – освящен каменный Смоленский собор, на втором этаже которого через 20 лет было совершено освящение храма во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Икона Божией Матери «Смоленская» стала святой покровительницей города Белгорода.

После 1917 г. собор был закрыт и сильно разрушен, делались попытки его взрыва (в 1958 и 1974 гг.). Икона Смоленской Божией Матери сохранялась в домах верующих.

В 1992 г. храм был передан Русской Православной Церкви, началась его реставрация.

В 1994 г. был освящен нижний храм собора – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а в 1996 г. – верхний храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

15 октября 2003 г. состоялось празднование 300-летия прославления Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») и основания Смоленского собора г. Белгорода.


Спасо – Преображенский кафедральный собор – построен в 1813 г. на месте прежнего ветхого как Преображенский приходский храм г. Белгорода.

Храм имел два этажа. Главный престол - в честь Преображения Господня – находился на первом этаже, как и два других:: в честь Знамения Богородицы и во имя Ильи пророка.

На втором этаже располагались хоры с двумя престолами: в честь св. Жен Мироносиц и Богоявления Господня.

В 20-е гг. ХХ в. Преображенский храм получил статус собора, а в 1962 г. произошло его переселение в кладбищенскую Николаевскую церковь в связи с ремонтом здания и его переоборудованием в Белгородский областной краеведческий музей.

Музей в здании собора находился почти 20 лет (1973-1991 гг.).

В 1991 г. собор был вновь передан Русской Православной Церкви, отреставрирован и освящен. В сентябре 1991 г. в собор были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа Белгородского. С 1997 г. в соборе находится икона свт. Николая Ратного – одна из главных святынь Белгородчины.

В настоящее время Спасо-Преображенский кафедральный собор является главным храмом Белгородско-Старооскольской епархии и г. Белгорода.
Спасо-Преображенский собор – построен в 1996 г. в г. Губкине Белгородской области. В создании архитектурного ансамбля собора приняли участие многие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты.

Спасо-Преображенский собор – один из самых значительных художественно-архитектурных сооружений ХХ в. Он является вторым по величине в России после храма Христа Спасителя в г. Москве. Освящен собор 29 сентября 1996 г.Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В соборе находится одна из святынь Белгородчины – икона Божией Матери «Помощница в родах» (XVII в.), празднование которой совершается 8 января (26 декабря по ст.ст.) в неделю «Всех святых».

Храмовый комплекс Спасо-Преображенского собора включает в себя две церкви- верхнюю и нижнюю, крещальный зал, воскресную школу, библиотеку, читальный зал, трапезную для малоимущих.




Т


Теология - это комплекс наук, изучающих историю религии, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), религиозное право, этику и эстетику.

В 2001 г. в Белгородском государственном университете был открыт социально-теологический факультет для подготовки бакалавров теологии и социальных работников. Обучение на факультете носит светский характер.

В настоящее время социально-теологический факультет БелГУ не имеет аналогов в Центральном Черноземье.

У


Успенско-Николаевский собор – основан в 1701 г. в слободе Жилой (ныне ул.Пушкина, 17 г. Белгорода). Строительство окончено в 1703 г. Храм был построен стараниями прихожан и содействием императора Петра I, который пожаловал 100 рублей на его возведение.

Храм был вторым после Троицкого собора по времени создания каменным собором г. Белгорода. Первоначально он был двухпрестольным, но уже в конце XIX в. стал трехпрестольным. Престолы собора: главный – в честь Успения Божией Матери, второй – во имя св. Николая и третий – во имя св. Иоанна Предтечи. Архитектура собора во многом уникальна, непохожа на церковное зодчество Белгородчины XVIII – XIX вв. (например, шатровая колокольня).

В начале 30-х гг. ХХ в. собор был закрыт и почти разрушен. После Великой Отечественной войны развалины его приспособили под здание хлебозавода.

В 1986 г. здание собора было объявлено памятником истории и культуры, в 1998 г. оно было передано Белгородско-Старооскольской епархии.

В настоящее время Успенско-Николаевский собор – один из храмов Марфо-Мариинского женского монастыря, ведется его восстановление.


Ф


Феоктист (в миру Иван Мочульский, 1729-1818) – архиепископ Белгородский.

В 1787 г. преосвященный Феоктист был назначен епископом Белгородским и Обоянским. Он стал создателем и первым руководителем Белгородской духовной семинарии. С 1790 г. в семинарии стал преподаваться полный курс наук тогдашней семинарской программы. В 1801 г. для семинарии был построен каменный 2-этажный корпус, где она оставалась до ее перевода в Курск (1883 г.).

Преосвященный Феоктист был талантливым педагогом. Он составлял учебные программы и учебники для семинарии. Количество преподаваемых предметов в ней постепенно увеличивалось вплоть до изучения медицины, а богословие разделилось на несколько дисциплин.

В 1795 г. епископ Феоктист издал «Историю Белгородской семинарии».

С 1791 по 1805 гг из семинарии вышли более 1000 выпускников. О значении обучения в Белгородской епархии для России и Русской Православной Церкви историк П.Н. Милюков писал: «В 1787 году в России было 46 епархиальных духовных школ и следует отметить, что из 2877 учеников в них обучающихся, почти половина – 1331 человек приходилось на долю трех епархий: Киевскую, Черниговскую и Белгородскую».

Благодаря заботам преосвященного Феоктиста, Белгородская духовная семинария в конце XVIII в. во многом превзошла Харьковский коллегиум.

Архиепископ Феоктист за свою просветительскую деятельность был избран почетным членом Императорского Харьковского университета, Российской академии наук, награжден орденами Св.Анны I степени и Александра Невского.

Преосвященный Феоктист умер в 1818 г. в Белгороде и был похоронен в Свято-Троицком соборе мужского монастыря.



Х


Холков – Царев– Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь – подземный монастырь в селе Холки Новооскольского уезда (ныне Чернянского района) Белгородской области.

Основан в 1620 г. иеромонахом Геласием и старцем-строителем Герасимом.

Уникальность монастыря заключается в том, что он устроен в глубине меловой горы, имеет вид коридора, в конце которого помещается церковь.

Холковская обитель имела земли, право на вотчинное владение которыми было закреплено грамотой царя Михаила Федоровича (1636 г.).

В 60-е гг. XVIII в., при Екатерине II, в России были закрыты многие монастыри, в том числе и Холковский (1764 г.).

В 1911 – 1912 гг. у входа в монастырь была построена часовня, но она существовала недолго – после 1917 г. ее разрушили.

В начале 1990-х гг. холковские пещеры, частично отреставрированные, были открыты для посетителей как музей.

Однако шли восстановительные работы, с 1995 г. по воскресеньям в подземной церкви начались богослужения, которые совершались священниками Чернянского и Новооскольского районов.

11 мая 1997 г. Преосвященный Иоанн освятил три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни: будущего храма в честь Донской иконы Божией Матери, часовни во имя Святого Равноапостольного князя Владимира и надвратного храма во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

С конца декабря 1999 г. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь является действующим. Настоятель монастыря – иеромонах Никодим (Мирошниченко). Среди насельников монастыря (всего около 20 человек) – два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, два инока и послушники.

Обитель имеет земельный участок с огородом, садом, пасекой, монастырские мастерские. Строится корпус для паломников, которых приезжает сюда немало, особенно в летнее время. Многие из паломников становятся бескорыстными помощниками монастыря, дел у которого по возрождению прежнего очень много. Главное из них – это благоустройство храмов. В подземном Свято-Троицком храме будет установлен уникальный керамический иконостас, который делается по специальному заказу в Подмосковье.
Храм в честь блаженной Матроны Московской – открыт и освящен 2 мая 2004 г. в г. Белгороде, при областной больнице на улице Некрасова.

Чин освящения и первую Божественную Литургию в храме совершил архиепископ Белгородский и Стаорооскольский Иоанн.

Настоятель храма – священник Алексий Москаленко.

Блаженная старица Матрона Московская, в честь которой построен и освящен новый храм, была замечательной подвижницей российской ХХ в., ее святые мощи находятся в Успенском монастыре г. Москвы, на Таганке.

Матушка Матрона родилась в 1885 г. в селе Себене Тульской губернии, в бедной крестьянской семье. С рождения она была слепой, но Господь наделил ее духовным зрением, даром предвидения. С семи лет она предсказывала многие события – революцию 1917 г., гражданскую и Великую Отечественную войны. В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить, но всю жизнь помогала людям – сначала в деревне, затем, с 1925 г. – в Москве. Умерла блаженная старица Матрона 2 мая 1952 г.

Жизнь матушки Матроны – это пример евангельского служения в безбожное время, бескорыстной помощи всем больным телесно и душевно силой своей молитвы, по которой Господь исцелял страждущих.

Старица Матрона объясняла людям, что психических заболеваний нет, а есть духовные – немощь, расслабление, окаменение, беснование, одержимость. Она читала молитвы над болящими, направляла их к исповеди и причащению Св. Христовых Таин, советовала омываться святой богоявленской (крещенской) водой, которой освящается вся Церковь и человек.

Матушка Матрона всю жизнь боролась со знахарями и колдунами, против гипноза, внушения она советовала читать наизусть 90-й псалом, который раньше на Руси всегда носили с собой, даже записывали на поясах: «Живый в помощи Вышняго».



Ц


Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – храм-монумент в п. Прохоровка Белгородской области.

Возведен в память о павших в боях на Огненной дуге к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне по проекту архитекторов Соколова Д., Богданова Г., инженера Попова Е.

3 мая 1995 г. освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Храм является частью храмово-мемориального комплекса, который включает в себя также Свято-Николаевскую церковь, Дом причта с гостиницей, воскресной школой и библиотекой, Дом настоятеля и Дом ветеранов Великой Отечественной войны.

Белокаменный 58-метровый храм увенчан тремя главами и составляет единое целое с колокольней.

В храме помещены беломраморные доски с именами воинов, павших в Прохоровском танковом сражении 12 июля 1943 г. (всего около 7 тыс. человек, имена которых известны).

Ч

Часовня Корсунской Божией Матери – имеет давнюю историю. В 1703 г. икона Корсунской Божией Матери была явлена в окрестностях Белгорода. На месте явления иконы, у источника с родниковой водой была построена деревянная часовня с почитаемым образом Богоматери.



В первой половине XIX в.в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корскунской была построена каменная церковь в форме базилики, внутри которой прямо под царскими вратами бил неиссякаемый источник холодной ключевой воды. Храм принадлежал Белгородскому Рождество-Богородицкому женскому монастырю, поэтому окружающая местность получила название Монастырского леса.

После 1917 г. монастырь был закрыт, храм разрушен. Но животворный источник в Монастырском лесу продолжал существовать, люди с верой в его целебную силу приходили сюда издалека.

В 1995 г. в урочище Лог, в Монастырском лесу была построена часовня (архитектор Турченко В.А.,скульптор Шишков А.А.).

Крестный ход с Корсунской иконой Божией Матери, который ежегодно совершается 22 октября, напоминает нам о необычном обретении чудотворного образа Богородицы, произошедшем на земле Святого Белогорья несколько веков назад.


Часовня-киот Казанской Божией Матери – открыта 4 августа 1997 г. в г. Белгороде в районе Старого города (ул. Речная).

В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации Белгорода немецко-фашистскими захватчиками, 6 февраля 1942 г. здесь, на территории Камышитового завода произошло одно из самых страшных преступлений гитлеровцев – было убито и сожжено около 1700 белгородцев, в основном мирных жителей – детей, женщин, стариков.

Часовня-киот построена из красного кирпича, на ее восточной стене размещена икона Казанской Божией Матери.

Часовня возведена в память о страшных злодеяниях фашистов на белгородской земле в годы Великой Отечественной войны .




Ш


Шишков Анатолий Александрович – художник, член Союза художников России.

Родился в 1946 г. в селе Чернавка Инжавинского района Тамбовской области.

Окончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института и отделение архитектурно-декоративной пластики Харьковского художественно-промышленного института.

А.А. Шишков – участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок.

Он автор скульптурных портретов А. Блока (медь), С.С. Косенкова (медь), М.С. Щепкина (бронза) и многих других.

В творчестве художника широко представлен станковый жанр: Мемориал «Памяти погибших в Афганистане» (медь) – г. Белгород; «Вечный огонь» - п. Прохоровка и другие.

А.А. Шишков – автор многих работ на духовную тему. Это икона Корсунской Божией Матери в Монастырском лесу, ротонда в честь Рождества Христова у северного въезда в г. Белгород, памятник Святителю Иоасафу на Свято-Троицком бульваре Белгорода.


Э


Экология и религия – одна из важнейших проблем современной теологии и практической деятельности Русской Православной Церкви как в целом по России, так и на территории Белгородской области.

Признавая наличие материальных ценностей, церковь настойчиво рекомендует соотносить их с такими нравственными принципами, как умеренность, скромность, простота, человеческая солидарность. Христиане должны уметь ограничивать свои потребности, чтобы не наносить вред окружающей природе и тем самым жертвовать низшими, земными ценностями ради высших, духовных.

Русская Православная Церковь активизирует теоретическую и практическую деятельность в сфере экологии. Архиерейский собор РПЦ в 1997 г. посчитал полезным широкое вовлечение церкви на всех уровнях в экологическую деятельность, поставил вопрос о целесообразности создания православного природоохранительного движения.

Экологическое православное обучение и воспитание осуществляется в учебных заведениях Белгородчины (Белгородской духовной семинарии, православных гимназиях гг. Белгорода и Старого Оскола), в летних детских православных лагерях «Пчелка» (г. Шебекино) и «Белгородская черта».




Ю


Ювеналий, митрополит Курский и Рыльский ( в миру Спиридон Алексеевич Тарасов).

Родился в 1929 г. на хуторе Большой-Мечетный Семикаракорского района Ростовской области в крестьянской семье.

В 1953 г. окончил Саратовскую Духовную семинарию. В 1968 г. принял монашество с именем Ювеналий. В 1969 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1975 г. был назначен епископом Воронежским и Липецким.

С 26 декабря 1984 г. Ювеналий – архиепископ Курский и Белгородский.

С 23 февраля 1995 г. преосвященный Ювеналий – епископ Курский и Рыльский, с 2000 г. – митрополит Курский и Рыльский.




Я


Якимов Василий Алексеевич (1800/1802 – 1853)- профессор Харьковского университета, первый переводчик В. Шекспира (проза) в России.

Родился в семье священника Курской епархии. Выпускник Белгородской Духовной семинарии. Окончил Харьковский университет со степенью кандидата.

В 1832 г. В А. Якимову была присуждена степень доктора русской словесности (без защиты диссертации) за научный труд «О красноречии в России до Ломоносова».

С 1839 г. Якимов – ординарный профессор Харьковского университета.

В 1853 г. умер и похоронен в г. Харькове.


СОДЕРЖАНИЕ
А

Александра Невского собор --------------------------------------------------------------Александра Невского церковь ------------------------------------------------------------Анатолий, архимандрит -------------------------------------------------------------------Архангела Гавриила храм при университете ------------------------------------------Архистратига Михаила храм --------------------------------------------------------------

Б

Белгородская епархия -----------------------------------------------------------------------



«Белгородские епархиальные ведомости»----------------------------------------------

В

Воскресенский женский монастырь------------------------------------------------------



Г

Георгиевский во имя св. великомученика Георгия Победоносца храм ----------

Д

Дегтярев С.А.----------------------------------------------------------------------------------



Духовная семинария ------------------------------------------------------------------------

Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского --------------------------------------------------------------------------------

Е

Епифаний Тихорский -----------------------------------------------------------------------



Ж

Жевахов Н.Д. ---------------------------------------------------------------------------------

З

Звонница на Прохоровском поле---------------------------------------------------------



И

Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»---------------------------

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (Курская-Коренная)-----------------

Икона свт. Николая Ратного--------------------------------------------------------------

Иоасаф, святитель.--------------------------------------------------------------------------

К

Корсунский храм в честь иконы Божией Матери -----------------------------------



Крестовоздвиженский храм---------------------------------------------------------------

Л

Ломакин Г.Я.---------------------------------------------------------------------------------



М

Макарий, митрополит ---------------------------------------------------------------------

Мария, схимонахиня ----------------------------------------------------------------------

Н

Никодим, епископ --------------------------------------------------------------------------



Николо-Иоасафовский собор ------------------------------------------------------------

О

Октоих ----------------------------------------------------------------------------------------



Онуфрий, архиепископ -------------------------------------------------------------------

П

Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру -----------------------



Р

Ротонда в честь Рождества Христова --------------------------------------------------

С

«Свет Христов» -----------------------------------------------------------------------------



Серафим, архимандрит -------------------------------------------------------------------

Смоленский собор --------------------------------------------------------------------------

Спасо-Преображенский кафедральный собор ---------------------------------------

Спасо-Преображенский собор ----------------------------------------------------------

Т

Теология -------------------------------------------------------------------------------------



У

Успенско-Николаевский собор ---------------------------------------------------------

Ф

Феоктист, архиепископ ------------------------------------------------------------------



Х

Холков – Царев- Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь ------------------------------------------------------------------------------------

Храм в честь блаженной Матроны Московской ------------------------------------

Ц

Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла -----------



Ч

Часовня Корсунской Божией Матери --------------------------------------------------

Часовня-киот Казанской Божией Матери ---------------------------------------------

Ш

Шишков А.А. --------------------------------------------------------------------------------



Э

Экология и религия -------------------------------------------------------------------------



Ю

Ювеналий, митрополит --------------------------------------------------------------------



Я

Якимов В.А. ----------------------------------------------------------------------------------


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал