Краткое резюме



страница1/4
Дата25.10.2016
Размер0,59 Mb.
  1   2   3   4







Краткое резюме



  • В соответствии с МСКО-2011 в Казахстане валовый охват третичным образованием (специалисты среднего звена ТиПО, бакалавриат, магистратура, докторантура) населения типичного возраста (18-22 лет) за последние 5 лет снизился с 53,1% до 48,4%1. Снижение данного показателя связано со значительным уменьшением контингента платного отделения (с 498 440 обучающихся в 2011г. - до 337 092 в 2015г.,
    т.е. на 33%).




  • По данным ЮНЕСКО количество казахстанских граждан, обучавшихся в зарубежных вузах, выросло с 36 тысяч в 2009 году до 49 тысяч в 2013 (без учета казахстанцев в вузах Китая. Данные об иностранных студентах по странам, Китаем в ЮНЕСКО не представлены). Эти данные свидетельствуют о том, что все большее количество платежеспособных граждан Казахстана отдают предпочтение зарубежному высшему образованию. Из 213 тысяч иностранных студентов российских вузов 49 252 (23%) являлись гражданами Казахстана. По числу иностранных студентов в России граждане Казахстана занимают 1 место2.




  • В шести самых конкурентоспособных странах мира валовый охват третичным образованием составлял в среднем 72,2% (Швейцария - 55,6%, Сингапур - 82,7%, США - 94,3%, Германия - 61,7%, Нидерланды - 77,3%, Япония - 61,5%). Но при этом высокие показатели охвата третичным образованием не стали гарантией лидирующих позиций в ГИК. В Греции данный показатель составил 116,6% (81 место в ГИК), Аргентине - 80,3% (106), Украине - 79% (79), России - 76,1% (45)3.




  • Росла активность казахстанских вузов в мировых академических рейтингах. Если в рейтинге QS World University Rankings - 2011 вошли 2 казахстанских вуза, то в 2015 году их число составило 9.




  • В 2015 году по данным информационного ресурса Essential Science Indicators компании Thomson Reuters 14 публикаций последнего десятилетия казахстанских ученых вошли в 1% самых высокоцитируемых статей в мире.




  • Вузы Казахстана с каждым годом все активнее вовлекаются в процесс прохождения аккредитации. В 2015 году национальную институциональную аккредитацию прошли 72 вуза, что на 6 единиц больше 2014 года. С 1 января 2017 года вузы, прошедшие процедуру независимой аккредитации, освобождаются от прохождения государственной аттестации (статья 59, Закон РК «Об образовании»)4.




  • В 2015 году состоялся первый выпуск 380 бакалавров Назарбаев Университета. 2/3 выпускников продолжили обучение в ведущих международных университетах.




  • В 2015 году начата подготовка 1 900 магистрантов для проектов ГПИИР-2. Обучение ведется на базе 11 университетов страны по 6 приоритетным отраслям экономики (металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность).




  • Увеличено с 7 до 19 число вузов проекта «Серпін - 2050» «Мәңгілік ел жастары - индустрияға», а перечень специальностей с 19 до 61. Количество грантов составило 5 000 мест.




  • В Казахстане одним из критериев качества предоставляемых вузами услуг является количественный показатель - доля трудоустроенных выпускников от их общего числа. Тогда как The Global Employability University Ranking, QS Graduate Employability Rankings учитывают не только количество трудоустроенных (весовой коэффициент 10%), но и репутацию вуза среди работодателей, сотрудничество с бизнесом, совместные проекты студентов и производства, представительства офисов работодателей на базе университетов (весовой коэффициент от 15 до 30%).




  • Несмотря на положительные тенденции роста доли иностранных студентов в вузах страны (2014г. - 1,9%, 2015г. - 2,3% студентов)5 значение данного показателя все еще ниже мировых. Самые высокие показатели привлекательности высшего образования демонстрируют университеты Австралии (18%), Великобритании (17,5%), Швейцарии (16,9%) и Австрии (15,5%). В абсолютном выражении наибольшее число иностранных студентов приходится на США - 842 384, Китай - 712 157, Великобританию - 428 724, Австралию - 266 048, Францию - 235 123, Россию - 213 342, Германию - 210 5426.




  • Позиции Казахстана по опросному показателю «Сотрудничество вузов и бизнеса» в ГИК остаются стабильно низкими (2014г. - 88,
    2015г. - 88 место)
    7. Это свидетельствует о больших резервах вузовской системы Казахстана в данном направлении.



Подготовка кадров

В 2015 году исполнилось 1590 лет со дня основания первого прототипа университета - Пандидактерион («Pandidakterion») в Византийской Империи8. За более чем 1,5 тысячелетнюю историю высшего образования оно стало основой развития человеческой цивилизации.

В ХХI веке мы наблюдаем стремительную трансформацию высшей школы от источников академических знаний в центры инноваций и технологического прогресса.

11 июня 2015 года один из ведущих международных экспертов Джамиль Салми, выступая на Евразийском Форуме лидеров высшего образования в Назарбаев Университете, обозначил очень интересные и неожиданные перспективы развития мировой высшей школы. По его мнению, «исчезнет надобность в дипломах. Студент сможет получать образование в любом месте и в любое время».

По мнению профессора Вашингтонского Университета Стэфэна Джоела, к 2030 году искусственный интеллект может заменить преподавателя. Получение степени потеряет свое значение. Сертификаты обучения, обучение на рабочем месте, участие в клубах по интересам приобретет большое значение9.

Декан Высшей школы образования Стэнфордского Университета Дэн Шварц считает, что экзамены перестанут быть основным инструментом оценки успеваемости. Вместо проверки полученных знаний студентам будет предоставляться новый материал и оцениваться их возможность его анализа7.

В октябре 2015 года ответственный секретарь Министерства образования Сингапура Чан Лэй Фунг на конференции «Будущее высшего образования» отметила, что «вузы в традиционной форме в будущем могут исчезнуть. Не будет групп и факультетов, студент будет сам выбирать все свои курсы и программы. Появится персонифицированное обучение. Вузам необходимо быть готовыми к таким изменениям. Феномен обучения через всю жизнь станет основным принципом высшего образования»10.

В 2015 году 91% абитуриентов США поступили в вузы посредством рекрутинга в социальных сетях (2014 год - 59%)11.

В этих новых условиях возникают вопросы: насколько казахстанские вузы готовы ответить на эти глобальные вызовы современности? Какой вклад они могут внести в достижение задачи по вхождению Казахстана в 30 самых конкурентоспособных стран мира?

По сравнению с мировой историей университетов, опыт казахстанской высшей школы намного скромнее, ей всего 87 лет. В этом есть и свои преимущества. Отсутствие многовековых устоев делает наши вузы более гибкими и восприимчивыми к изменениям в мире.

За 5 лет реализации ГПРО были запущены новые механизмы доступности профессионального образования. Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) - финансовый инструмент, который позволяет семье накопить на образование ребенка в стране и зарубежом. Проект ГОНС реализуется АО «Финансовый центр» МОН РК с участием банков - партнеров (АО «Народный банк Казахстана», АО «Цеснабанк», АО «Нурбанк», АО «Казкоммерцбанк», АО «Fortebank»). Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми образовательными потребностями, детей из многодетных
и малообеспеченных семей премия государства является повышенной (7%). В сравнении с 2013 годом число вкладчиков ГОНС увеличилось
в 20 раз (2013г. - 720, 2015г. - 14 135).


В 2014 году по инициативе Президента Фонда «Бөбек» Сары Алпыскызы открыты накопительные депозиты на сумму более 5 млрд. тенге для воспитанников детских домов. Такая возможность предоставлена 7 692 детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В 2015 году продолжением беспрецедентной инициативы стала республиканская акция «Начни с себя». Акция поддержана местными исполнительными и государственными органами (МОН РК, МИР РК, МЮ РК, МФ РК, МЗСР РК, Департамент юстиции Алматинской и Павлодарской областей, войсковая часть 92569 г. Алматы)12.

Населению также предоставляется возможность получить образовательный кредит с годовой ставкой от 15% (что ниже рыночных займов на образование на 2-3%) со сроком кредитования до 12 лет. Молодой специалист может начать выплату кредита через 6 месяцев после завершения обучения и трудоустройства. Как инструмент социальной поддержки профессиональное образование становится доступным для молодежи с невысокими доходами.



Инициированный государством в 2014 году социальный проект «Серпін - 2050» «Мәңгілік ел жастары - индустрияға» направлен на обучение и последующее трудоустройство молодежи из Алматинской,
Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Мангистауской областей в восточном, северном и западном регионе страны. Участникам проекта предоставляется бесплатное проживание в общежитии, питание и стипендия.http://www.ektu.kz/media/335892/serpin4_177x50.jpg

Количество вузов-участников проекта в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось с 7 до 19 и перечень специальностей - с 19 до 61. Контингент студентов в 2015 году составил 5 000 человек (рис. 2.4.1). Самый высокий показатель обладателей грантов «Серпін» от общего числа поступивших пришелся на Южно-Казахстанскую и Кызылординскую области (80%). Первый выпуск ожидается в 2018 году.
Рисунок 2.4.1. Проект «Серпін-2050», 2015 год

Источник: МОН РК
Проектом предусматривается оказание содействия в трудоустройстве молодых специалистов. Однако необходимо более детально проработать механизм их закрепления в регионе и последующего профессионального сопровождения.

В 2015 году с учетом региональной направленности экономики, ресурсной и кадровой обеспеченности предприятий определены 11 базовых вузов для ГПИИР-2. Подготовка высококвалифицированных кадров технических специальностей ведется в профильной магистратуре. Государственный заказ в 2015-2016 учебном году составил 1 900 человек с последующим увеличением в 2016 году до 2 800 и в 2017 году - не менее 3 500 человек (рис. 2.4.2).
Рисунок 2.4.2. 11 базовых вузов для ГПИИР-2

c:\users\lyazzat.shakirova\desktop\карта.jpg

Источник: МОН РК

С учетом приоритетов ГПИИР-2 (металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность) и привлечением зарубежных вузов-партнеров внедрены 24 новые образовательные программы. Содержание программ отражает отраслевую специализацию регионов Казахстана (табл. 2.4.1).
Таблица 2.4.1. Новые образовательные программы в рамках подготовки кадров по ГПИИР-2


Вуз

Специальности

Образовательные программы

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

6М074600 Космическая техника и технологии

Спутниковая и ракетно-космическая техника и технологии

6М073000 Производство строительных материалов, изделий и конструкций

Инновационные технологии производства строительных материалов, изделий, конструкций и строительства

КазНУ им. аль-Фараби

6М072000 Химическая технология неорганических веществ

Промышленная химия

(в режиме эксперимента)



6М070300 Информационные системы

Информационно-коммуникационные технологии для индустрии

КазНИТУ им. К.И. Сатпаева

6М071200 Машиностроение

Инновационные технологии
и оборудования в машиностроении

6М072100 Химическая технология органических веществ

Нефтехимия и нефтепереработка

6М070200 Автоматизация и управление

Автоматизация производственных процессов

КазНАУ

6М080800

Почвоведение и агрохимия



Управление плодородием почвы
и питанием растений

6М073500

Пищевая безопасность



Прикладная продовольственная безопасность

ВКГТУ им.Д.Серикбаева

6М070900 Металлургия

Инновационные технологии получения цветных, благородных, редких и рассеянных металлов

6М071200

Машиностроение



Технологические машины и транспорт

КарГТУ

6М070900

Металлургия



Нанотехнологии в металлургии

6М070200

Автоматизация и управление



Робототехника. Системы управления.

ПГУ им.С.Торайгырова

6М072100

Химическая технология органических веществ



Переработка нефти и газа

6М070900

Металлургия



Технологические инновации
в материаловедении и металлургической инженерии

КГУ

им.А.Байтурсынова

6М080200

Технология производства продуктов животноводства

(междисциплинарная)


Высокотехнологичное производство
и безопасность продуктов питания

(режим эксперимента)



6М072400

Технологические машины и оборудование (по отраслям)

(междисциплинарная)


Инновационное производство
и автоматизация индустриальной техники (режим эксперимента)

Продолжение таблицы 2.4.1

ЮКГУ
им. М. Ауезова


6М075300

Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов



Производство силикатных материалов

6М072800

Технология перерабатывающих производств (по отраслям)



Пищевая инженерия и безопасность пищевых продуктов

6М072000 Химическая технология неорганических веществ

Синтез поликомпонентных минеральных удобрений

КазАТУ им.С.Сейфуллина

6М072700

Технология продовольственных продуктов



Производство продуктов питания

6М072400

Технологические машины и оборудования



Производство и эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования

АИНГ

5В072100

Химическая технология органических веществ



Технология производства нефтехимических продуктов

5В070800

Нефтегазовое дело



Разработка и эксплуатация нефтяных
и газовых месторождений на суши и на море

Источник: МОН РК
Экспертное мнение и рекомендации таких крупных предприятий как «Казахмыс», «Казцинк», «АрселорМиттал» (г. Темиртау), НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», НАК «Казатомпром», АО «Национальный центр комплексной переработки минеральных ресурсов» нашли отражение в содержании новых образовательных программ.

Практико-ориентированность прикладных научных исследований магистров позволит в дальнейшем реализовать полученные профессиональные навыки в индустриальном секторе. Этому способствует соответствующее материально-техническое оснащение базовых вузов. Созданы 22 новые лаборатории преимущественно междисциплинарного характера. Это позволяет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования с грантовым финансированием и выполнять на договорной основе практические заказы предприятий.

Консорциумом 11 базовых вузов привлечены ведущие международные инженерные сообщества. Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), Европейское общество инженерного образования (SEFI), Американское общество инженерного образования (ASEE), Международная федерация общества инженерного образования (IFEES) окажут содействие казахстанским вузам в специализированной аккредитации инженерных и естественно-научных образовательных программ с присвоением знака EUR-ACE. Это обеспечит позиционирование вузов страны в общеевропейском регистре аккредитованных инженерных программ. Выпускники получат профессиональное звания EUR ING.

Международное общество инженерной педагогики (IGIP) предоставляет возможность профессионального развития профессорско-преподавательскому составу (ППС) вузов. Курсовую подготовку в области техники и технологии ППС проходят на базе тренингового центра IGIP КазНУ им.аль-Фараби. По завершению курсов присваивается звание «Международный преподаватель инженерного вуза».

Университетами заключены также договора с более 300 компаниями Казахстана, что определяет надежные перспективы трудоустройства специалистов по проектам ГПИИР-2.

В ФОКУСЕ


_______________________________________________________________________________________________
\\alatau\server\iac\департамент мониторинга программных документов\управление гпро\нд-2016\5. проект нд\нд 2016 финал\вышка 1.jpg

Сеть и контингент

В 2015 году подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием осуществляли 125 вузов страны. Сеть казахстанской высшей школы представляли 9 национальных, 31 государственный, 16 акционированных, 54 частных, 13 негражданских, 1 автономная организация и 1 международный университет.

За последние 5 лет сеть вузов сократилась со 146 до 125 единиц (приложение, табл. 2.4.1). Оптимизация коснулась преимущественно частных вузов (-19). Этот процесс сопровождался снижением численности обучающихся вузов. Так, в сравнении с 2011 годом контингент обучающихся в 2015 году снизился на 24,6% (рис. 2.4.3).
Рисунок 2.4.3. Динамика сети и контингента обучающихся вузов

Источник: КС МНЭ РК
Таким образом, в соответствии с МСКО-2011 в Казахстане валовый охват третичным образованием13 населения типичного возраста (18-22 лет) за последние 5 лет снизился с 53,1% до 48,4%14. В шести самых конкурентоспособных странах мира валовый охват третичным образованием составил в среднем 72,2% (Швейцария-55,6%, Сингапур -82,7%, США-94,3%, Германия - 61,7%, Нидерланды - 77,3%, Япония - 61,5%). Но при этом высокие показатели охвата третичным образованием не стали гарантией лидирующих позиций в ГИК. В Греции данный показатель составил 116,6% (81 место в ГИК), Аргентине - 80,3% (106), Украине - 79% (79), России - 76,1% (45)15.

Значительное сокращение контингента бакалавриата зафиксировано в вузах Акмолинской (-43,2%), Жамбылской (-42,8%),


Восточно-Казахстанской (-41,5%) и Карагандинской (-38%) областей (приложение, табл. 2.4.2).

Наибольшие показатели контингента пришлись на гг. Алматы и Астана (рис. 2.4.4). Это объясняется большей численностью населения и внутренними миграционными процессами.


Рисунок 2.4.4. Сеть и контингент бакалавриата вузов, 2015 год
Источник: КС МНЭ РК
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция сокращения студенческого контингента вузов. При этом соотношение числа обучающихся в государственных и в частных вузах, меняется в пользу последних. Если в 2011 году разница в контингенте государственных и частных вузов составляла 0,4%, то в 2015 году - 11,8% (рис. 2.4.5). При этом контингент государственных вузов за 5 лет сократился почти на 100 тысяч студентов, частных - на 75 тысяч.

Рисунок 2.4.5. Динамика контингента студентов бакалавриата по форме собственности, человек


Источник: КС МНЭ РК
В сравнении с 2011 годом зафиксировано снижение контингента высшего и послевузовского образования на платной основе на 33% (рис. 2.4.6).
Рисунок 2.4.6. Соотношение контингента обучающихся высшего
и послевузовского образования на платной основе и за счет госзаказа, человек
Источник: КС МНЭ РК
При этом по данным ЮНЕСКО количество казахстанских граждан, обучающихся в зарубежных вузах выросло с 36 тысяч в 2009 году до 49 тысяч в 201316 (без учета казахстанцев в вузах КНР, данные об иностранных студентах по странам Китаем в ЮНЕСКО не предоставляются). Эти данные свидетельствуют о том, что все большее количество платежеспособных граждан Казахстана отдают предпочтение зарубежному высшему образованию.

1/3 студентов от их общего числа получают высшее образование на основе государственного образовательного заказа. Потребность в кадрах отраслевыми государственными органами определяет ежегодный госзаказ. Этот показатель в 2015-2016 учебном году составил 40 032 гранта (в том числе по проекту «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» - 5 000)17. Преобладающая часть грантов направлена на подготовку специалистов


с высшим образованием (32 168 чел.) (рис. 2.4.7).
Рисунок 2.4.7. Распределение госзаказа по уровням образования,
человек, 2015 год
Источник: МОН РК

При положительных тенденциях роста численности обучающихся


за счет предприятий в период 2011 - 2014 годы, в 2015 году зафиксировано снижение данного показателя (рис. 2.4.8).
Рисунок 2.4.8. Контингент студентов на платной основе, человек
Источник: КС МНЭ РК
Казахстанские вузы предлагают различные формы обучения. Традиционно контингент очной формы превалирует. С 2010 года право обучаться по заочной форме предоставляется только для выпускников колледжей и вузов18. Кроме этого, установлено соотношение контингента очной и заочной форм обучения 4:119. Данные ограничения обусловили снижение контингента обучающихся заочной формы в 3 раза за последние 5 лет. Вузы Казахстана пересматривают формат заочной формы обучения. Активно применяются дистанционные технологии обучения.

За последние 5 лет контингент «вечерников» увеличился в 3,3 раза (рис. 2.4.9, приложение, табл. 2.4.3). Это обусловлено стремлением молодежи получить новые профессиональные навыки. 40% студентов данной формы обучения приходится на возрастной ценз 24-34 года (приложение, табл. 2.4.4).


Рисунок 2.4.9. Динамика контингента бакалавриата по формам обучения, человек

Источник: КС МНЭ РК
Качественный анализ контингента свидетельствует о преобладании студентов по направлениям «Образование», «Технические науки и технологии» и «Социальные науки, экономика и бизнес» (рис. 2.4.10).

Насыщение рынка труда «экономистами» приводит к постепенному снижению спроса населения на получение соответствующего образования. Обучающихся по экономическим специальностям по сравнению с 2011 годом сократилось в 2,2 раза и составило 15,2% от их общего числа.


Рисунок 2.4.10. Доля студентов по направлениям подготовки, %

Источник: КС МНЭ РК

Ежегодно увеличивается число студентов, получающих высшее образование на казахском языке обучения. Если в 2011 году разница
в контингенте между казахским и русским отделениями составляла 10%,
то в 2015 году - 28,4%.


Большая часть студентов казахских отделений от их общего контингента обучаются в вузах г. Алматы (25%), Южно-Казахстанской области (22%) и г. Астана (9,3%). Столичные студенты все больше выбирают обучение на казахском языке, тем самым обеспечивая г. Астана позицию в тройке лидеров.

Отмечается стабильный рост показателя студентов, обучающихся на иностранных языках (рис. 2.4.11). В 2015 году 13 932 студента обучалось на английском языке, тогда как в 2011 их число составляло - 8 703.
Рисунок 2.4.11. Доля обучающихся по языкам обучения, %

Источник: КС МНЭ РК
Актуальным остается вопрос привлекательности казахстанских вузов для иностранных граждан. В 2015 году доля иностранных студентов в высшем образовании от общего числа обучающихся в РК составила 2,3% или 10 829 человек (2014г. - 1,9%20). Наибольшая их доля приходится на страны СНГ (рис. 2.4.12).
Рисунок 2.4.12. Численность иностранных студентов по странам прибытия, человек, 2015 год
Источник: КС МНЭ РК
В мире самые высокие показатели привлекательности высшего образования демонстрируют университеты Австралии (18%), Великобритании (17,5%), Швейцарии (16,9%) и Австрии (15,5%). В абсолютном выражении наибольшее число иностранных студентов приходится на США - 842 384, КНР - 712 157, Великобританию - 428 724, Австралию - 266 048, Францию - 235 123, Россию - 213 342, Германию - 210 54221.

ВСТАВКА 1.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница