Критерии выборки оово методика проведения экспертного обследования



Скачать 146,26 Kb.
Дата31.10.2016
Размер146,26 Kb.
КРИТЕРИИ ВЫБОРКИ ООВО

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Группой отобранных экспертов был проведен экспертный отбор критериев выборки российских ООВО для проведения обследования.



Были выделены следующие критерии выборки российских ООВО:

  1. Готовность российских образовательных организаций высшего образования предоставить информацию о состоянии процесса их интеграции в Европейское пространство высшего образования.

  2. Представленность в обследуемой группе основных категорий ООВО в соответствии с их статусом в системе высшего образования России (федеральные, НИУ, остальные).

  3. Представленность в обследуемой группе российских ООВО, вошедших в перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и в перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки России от «25» апреля 2005 г. N 126).

  4. Охват при проведении обследования всех федеральных округов Российской Федерации.

  5. Принадлежность ООВО, вошедших в группу обследования, к различным профессиональным профилям подготовки (классические, технические, педагогические, другие).

Реализация первого критерия формирования выборки ООВО при оптимистичном сценарии организации должна осуществляться при административной и коммуникативной поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации с целью: расширения охвата российских ООВО (доведения выборки до уровня 30-40% от ООВО, подведомственных Минобрнауки), готовых предоставить необходимую информацию, по сравнению обследованиями, проводившимися при подготовке предыдущих Национальных докладов. Достижение этой цели позволит рассчитывать на получение более полной и достоверной информации, т.к. это даст возможность сформировать репрезентативные групп по четырём другим критериям, отмеченным выше.

При формировании выборочной совокупности необходимо было принять во внимание заметное изменение структуры ООВО России, произошедшие за последние 10 лет. В частности, появление федеральных университетов, наделение дополнительными возможностями наиболее успешных ООВО через предоставление им статуса НИУ. Данные образовательные организации высшего образования представляют наибольший исследовательский интерес, поэтому обязательно должны быть учтены в конечной выборочной совокупности.

Далее необходимо учесть ООВО, включенные в перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки России от «25» апреля 2005 г. N 126).

Для реализации следующего критерия должны быть отобраны ООВО в пропорциях, соответствующих распределению государственных вузов, подведомственных Минобрнауки России, по федеральным округам Российской Федерации.

Далее, отобранная совокупность должна быть скорректирована по критерию наличия в ней пропорциональных количеств основных групп вузов по их профессиональным профилям (классические, технические, педагогические, другие).

На основании результатов экспертного отбора критериев обследования и определения выборочной совокупности была разработана методика проведения обследования. Методика основана на изучении массива аналитических материалов по состоянию и тенденциям развития системы высшего образования Российской Федерации, накопленных в ходе предшествующей работы по реализации российскими ООВО принципов Болонского процесса и включает в себя:



  1. Изучение основного массива аналитических материалов, подготовленных различными государственными и общественными организациями в предшествующие годы (Национальные отчёты Российской Федерации к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса за 2005-2006 гг., 2005-2007 гг., 2007-2009 гг. с приложениями «Основные показатели участия России в Болонском процессе» за соответствующие годы; Отчёт о проведении исследования «Внешняя оценка участия вузов Российской Федерации в Болонском процессе», подготовленном в 2008 году Федеральным агентством по образованию Российской Федерации, Национальным фондом подготовки кадров и Государственным университетом – Высшая школа экономики; Результаты анкетирования медицинских ВУЗов Российской Федерации по проблемам Болонского процесса подготовленные ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» в 2009 г.; Результаты исследования «Оценка эффективности управления процессами интернационализации и внедрения инструментов Болонского процесса в российских вузах» представленных Национальным фондом подготовки кадров в 2009 году).

  2. Нормативно-правовые документы, регулирующие образовательные процессы в Российской Федерации, и, соответственно, определяющие юридические возможности реализации ООВО России принципов и стратегий вхождения в Европейское пространство высшего образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный приказом Минобрнауки России №1367 от 19 декабря 2013 года; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», утвержденный приказом Минобрнауки России №1259 от 19 ноября 2013 года; Постановление правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией".

  3. Методические рекомендации по проведению самообследования ООВО для проведения Мониторинга по основным направлениям деятельности ООВО, методика расчета показателей деятельности ООВО, подлежащих самообследованию (письмо Минобрнауки России «О проведении самообследования ООВО № АК-634/05 от 20.03.2014).

  4. Материалы для составления Национального доклада Российской Федерации к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса в 2015 году, полученные из наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG).

  5. «Руководство по применению ECTS» (2009), Коммюнике конференций министров образования стран-участниц Болонского процесса, размещенные на официальном сайте Болонского процесса http://www.ehea.info.

  6. Итоговый отчёт по результатам выполнения Государственного контракта № 12.P20.11.0019 от 28 октября 2011 г. «Экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в региональные системы профессионального образования».

Экспертное обследование реализуемых инициатив и практик российских ООВО в части вхождения в Европейское пространство высшего образования, направленное на выявление успешных моделей, а также признаков и причин отставания предлагается проводить на основании использования предыдущего опыта анализа интернационализации высшего образования, накопленного в Российской Федерации и включающего в себя применение следующих процедур:

  • анализ документов,

  • анкетирование,

  • заполнение ООВО форм самообследования,

  • анализ информации с официальных сайтов ООВО по заданным критериям.

На основе полученных результатов осуществляется комплексная диагностика состояния вопроса, что позволяет выявить лучшие практики, описать признаки и сформулировать причины отставания от темпов преобразований и качественных изменений, намеченных в Европейском пространстве высшего образования.

Методологическим основанием настоящего исследования безусловно следует считать принцип, согласно которому исходным посылом вхождения в Европейское пространство высшего образования ООВО России является получение отечественным высшим образованием выгод и импульсов к позитивному развитию, соответствующему социально-экономическим и политическим трендам европейского и глобального мироустройства, и соответствующих выгод как для страны в целом и системы образования, так и для профессионального и личностного развития населения Российской Федерации. В этой связи представляется обоснованным выделение следующих категорий респондентов: проректор или руководитель подразделения, отвечающий за международное сотрудничество/проекты, программы; проректор по учебной работе; проректор по научной деятельности; обучающийся. Именно руководящий состав ректората по учебной работе, научной работе и международному сотрудничеству инициирует обсуждение и принятие документов, организует работу руководителей институтов, факультетов, департаментов и кафедр, контролирует воплощение принятых стратегий в жизнь, отслеживает результаты и корректирует движение каждой ООВО в Европейское пространство высшего образования. Спецификой группы обучающихся является то, что они являются одновременно объектом и субъектом принятого курса развития высшего образования Российской Федерации, поскольку, с одной стороны на них направлены конечные содержательные и организационные усилия ООВО по вхождению в Европейское пространство высшего образования, а с другой, от степени их осознанного содействия этому процессу, в значительной степени зависит его успех. Наконец, именно они являются получателями персональных конкурентных преимуществ, которые предполагается извлечь в процессе внедрения основных принципов формирования европейского пространства высшего образования. При этом эффективное применение этих принципов возможно только при условии их точного понимания участниками образовательного процесса и общей нацеленности на конструктивное сотрудничество. Ключевым моментом оценки является тот факт, что в силу возрастных, статусных, образовательных и профессиональных отличий между руководством ООВО и студентами, а также имея ввиду отсроченный характер эффекта от реализации указанных принципов, эти группы респондентов априори должны иметь разный уровень информированности о целях, методах и темпах продвижения в Европейское пространство высшего образования, различный уровень осознания системных изменений в системе образования, наконец, весьма неодинаковое личностное отношение к реформированию системы образования, основывающемуся на этих принципах. Таким образом, получение информации от этих ключевых групп участников образовательного процесса имеет принципиально важное значение и для принятия решений руководителями образовательных процессов в стране, и для организации работы самими ООВО, и, что стоит подчеркнуть особо, для обеспечения взаимодействия между руководителями соответствующих министерств и ведомств с одной стороны и ООВО с другой.

Объективность и эффективность экспертного обследования обеспечивается репрезентативной выборкой, включающей не менее 100 ООВО, в сочетании с использованием нескольких методов оценки объекта исследования. Такой подход призван обеспечить приемлемый уровень достоверности информации для последующего анализа ситуации, сложившейся в образовательном пространстве РФ в части вхождения в Европейское пространство высшего образования.

Обследование предполагает поэтапное проведение следующих действий:


  1. Отбор экспертов, компетентных в вопросах реализации Болонского процесса.

  2. Экспертный отбор критериев выборки ООВО для проведения обследования.

  3. Разработка методики проведения обследования (включая описание процедур обследования и рекомендаций по их проведению).

  4. Разработка инструментария (опросные листы и формы самообследования) экспертного обследования для следующих категорий респондентов: проректор или руководитель подразделения, отвечающий за международное сотрудничество/проекты, программы; проректор по учебной работе; проректор по научной деятельности; обучающийся. Опросные листы и формы самообследования тематически организованы вокруг следующих ключевых вопросов вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования:

  • Реализация образовательных программ в сетевых формах;

  • Наличие приложений к диплому европейского образца;

  • Доля обучающихся и преподавателей, вовлеченных в международную академическую мобильность;

  • Использование профессиональных стандартов при формировании и реализации образовательных программ;

  • Участие в международных образовательных и научно-исследовательских проектах;

  • Применение системы зачетных единиц в соответствие с Руководством по применению ECTS (2009).

Организация получения информации, имеющейся на официальных интернет-сайтах ООВО.

Предметом исследования является:



  • Оценка уровня реализации принципов и эффективности применения инструментов Болонского процесса и вхождения в Европейское пространство высшего образования в российских ООВП.

  • Уровень информированности респондентов об основных принципах и инструментах организации Европейского пространства высшего образования.

  • Понимание целей создания Европейского пространства высшего образования;

  • Опыт участия респондентов в реализации принципов Болонского процесса и вхождения в Европейского пространство высшего образования на уровне своих ООВО;

  • Уровень лояльности к принципам вхождения в Европейское пространство высшего образования;

  • Оценка уровня интеграции респондентов в мероприятия ООВО по вхождению в Европейское пространство высшего образования.

  • Выявление успешных моделей вхождения российских ООВО в Европейское пространство высшего образования.

  • Выявление и описание признаков отставания российских вузов в целом и их отдельных сегментов от основных, сложившихся в Европейском пространстве высшего образования процессов и практик.

  • Диагностика причин отставания российских вузов в целом и их отдельных сегментов от основных, сложившихся в Европейском пространстве высшего образования процессов и практик.

Методика обследования включает в себя применение таких апробированных и признанных мировой практикой подобных исследований процедур, как

1) Самообследование представляется начальным этапом проведения экспертного обследования. Инструментарий самообследования представляет собою полуформализованную анкету (с использованием закрытых и открытых вопросов). Методика заполнения предусматривает коллективное участие руководителей организации в обсуждении ответов на закрытые вопросы и формулировок ответов на закрытые вопросы.

Форма самообследования ООВО включает в себя вопросы разработанные и сгруппированные в соответствии с ключевыми направлениями оценки уровня реализации принципов Болонского процесса и вхождения в Европейское пространство высшего образования:



  • Обеспечение качества образования.

  • Социальное измерение.

  • Оплата обучения, поддержка и право переноса средств.

  • Трудоустройство и переход на рынок труда.

  • Непрерывное образование.

  • Реализация образовательных программ в сетевых формах;

  • Наличие приложений к диплому европейского образца;

  • Доля обучающихся и преподавателей, вовлеченных в международную академическую мобильность;

  • Использование профессиональных стандартов при формировании и реализации образовательных программ;

  • Участие в международных образовательных и научно-исследовательских проектах.

В результате проведенного самообследования предполагается получить информацию, которая по замыслу должна иметь, во-первых, самостоятельное значение, во-вторых, способствовать подготовке рациональных по форме и полных по содержанию анкет для опроса отдельных групп респондентов и выработке обоснованной схемы просмотра официальных сайтов.

2) Анкетирование ООВО организовано для четырёх групп респондентов:



  • проректор или руководитель подразделения, отвечающий за международное сотрудничество/проекты, программы;

  • проректор по учебной работе;

  • проректор по научной деятельности;

  • обучающийся.

Разработка анкет основана на принципах проведения количественных социологических исследований. При этом содержание вопросов должно быть продиктовано логикой и содержанием Национального доклада. Вопросы, на которые необходимо получить ответы, заранее должны быть распределены между анкетами в соответствии с функциональным распределением зон ответственности между проректорами. Для удобства обработки и выстраивания общей логики перехода респондента от вопроса к вопросу все они обобщены в соответствующие тематические разделы:

  1. Сотрудничество, включая подразделы «общие сведения», «академическая мобильность», «участие в международных проектах и программах».

  2. Реализация учебных программ в сетевой форме.

  3. Использование приложений к диплому европейского образца.

  4. Использование профессиональных стандартов.

  5. Учебный процесс. Оценка качества.

  6. Развитие обучения, ориентированного на студента.

  7. Социальное измерение высшего образования.

  8. Обучение в течение всей жизни.

  9. Обеспечения качества образования.

Некоторые вопросы с необходимостью должны повторяться в анкетах, адресованных разным респондентам, чтобы обеспечить: а) полноту и учёт многоаспектности информации, б) контроль достоверности ответов, в) различия в восприятии одних и тех же вопросов разными респондентами.

Количественное исследование должно быть проведено по тематическим блокам, сопоставимым с параметрами самообследования ООВО и просмотра Интернет-сайтов ООВО в силу общей нацеленности экспертного обследования на получение показателей вхождения российских ООВО в Европейское пространство высшего образования. При этом должны учитываться познавательные возможности применяемых методов получения информации и обеспечено распределения функций между ними.

Полученные в результате анкетирования сведения, должны быть обработаны с помощью программ для обработки статистической информации (SPSS). Полученные в результате линейки распределения могут быть использованы для представления, обобщения и анализа количественных данных, характеризующих вхождение российских ООВО в Европейское пространство высшего образования

3) Получение информации с официальных сайтов ООВО.

Основная задача данной процедуры экспертного обследования заключается в том, чтобы с одной стороны получить новую информацию, дополняющую данные самообследования и анкетирования, а с другой осуществить оценку их полноты, достоверности и точности.

Сбор информации, имеющейся на официальных Интернет-сайтах, отобранных ООВО предполагает фиксацию наличия или отсутствия актуальных сведений по следующим шести критериям ведения продуктивной работы по вступлению ООВО в Европейское пространство высшего образования:



  • реализуемые образовательных программах в сетевых формах;

  • наличие практики вручения выпускникам приложений к диплому европейского образца;

  • наличие информации об условиях, периодах, направлениях и формах международной академической мобильности среди студентов;

  • наличие информации об условиях, периодах, направлениях и формах международной академической мобильности среди преподавателей;

  • наличие информации об использовании профессиональных стандартов при формировании и реализации образовательных программ;

  • наличие информации об участии ООВО в международных образовательных и научно-исследовательских проектах.

Возможность последующего сравнительного анализа данных обследования сайтов ООВО предполагается обеспечить группировкой в соответствии с основными экспертно выделенными критериями обследования:

  • статус университета: федеральные, НИУ, другие;

  • профессиональный профиль подготовки: классические, технические, педагогические, другие,

  • географическая представленность: федеральные округа.

Сбор информации, согласно экспертной оценке, может быть обеспечен просмотром следующих разделов официальных Интернет-сайтов ООВО:

  • образовательная деятельность (возможны варианты названий: «Учеба», «Обучение», «Образовательные программы», «Система качества» и др.),

  • международная деятельность,

  • информация для обучающихся и преподавателей (возможны варианты названий «Студенту», «Преподавателю»),

  • Наука, научная деятельность,

  • Инновационная деятельность.

Кроме того, необходимая информация может находиться в разделах, содержащих локальные нормативные документы ООВО (приказы, положения, инструкции, страницы структурных подразделений), а также раздел «Абитуриенту».

Полученная в результате применения описанных методов информация должна быть использована для экспертного анализа в результате которого предполагается выявить и описать значимые тренды в процессе вхождения российских ООВО в Европейское пространство высшего образования, а также признаки вероятного отставания с указанием его возможных причин.



Результативность экспертного анализа опирается на логически обоснованную систему оценки процесса вхождения в Европейское пространство высшего образования включающую. Данная система включает в себя экспертно определённые параметры систематизации и анализа первичных данных форм самообследования, анкетирования, анализа документов и информации, полученной в ходе целевого просмотра Интернет-сайтов ООВО:

  1. Оценка степени реализации трехцикловой (трехуровневой) структуры высшего образования

  2. Наличие и реализация образовательных программ в сетевых формах (совместные образовательные программы с зарубежными университетами)

  3. Оценка развития академической мобильности, в том числе доли обучающихся и преподавателей, вовлеченных в международную академическую мобильность

  4. Выявление и оценка практики признания дипломов и степеней, а также отдельных модулей и курсов, в том числе выдача российскими университетами приложения к диплому европейского образца.

  5. Оценка степени участия российских университетов в международных образовательных и научно-исследовательских проектах.

  6. Обобщение фактов использования профессиональных стандартов и рамок квалификации при разработке и реализации образовательных программ.

  7. Оценка практики применения системы зачетных единиц в соответствии с Руководством по применению ECTS (2009)

  8. Оценка наличия и действенности системы обеспечения качества образования (государственной и общественной).

  9. Оценка распространённости принципов непрерывного образования.

  10. Анализ финансирования образования.

  11. Оценка результативности программ содействия трудоустройству выпускников.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница