Крупная музыкальная форма для детей



Скачать 64,75 Kb.
Дата16.06.2018
Размер64,75 Kb.
"КРУПНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ".

Хорошо учиться музыке. Приятно суметь что-нибудь сыграть на семейном празднике. Приятно почувствовать, что ты можешь доставить кому-нибудь удовольствие и, вообще, умеешь делать что-то особенное. А музыка и есть что-то особенное… 

Но есть в обучении музыке, особенно для тех, кто учится в музыкальных школах, и нечто, как бы это сказать, не очень приятное, что ли. Не для всех, конечно, но для некоторых, а, может, и многих. Это – крупная форма –это сонатины, рондо, вариации.

Крупную форму надо играть на зачётах и экзаменах. А учить это скучно… Всё кажется скучным, длинным, сложным. И непонятно, особенно в крупной форме, зачем так много тем, зачем они изменяются, зачем повторяется в конце всё с начала, но с некоторыми изменениями.



А это, на самом деле, может быть довольно увлекательным. Просто надо придумать рассказик на каждую сонатину, сонату, рондо или вариации. Сонатина, соната, концерт или симфония – это как рассказ или другое литературное произведение. Только в музыке всё выражается не словами, а музыкальными средствами – мелодией, гармонией, фактурой и многими другими. 


 Чем отличается произведение крупной формы от произведения малой формы? Только ли размерами? Безусловно, нет.

Крупная форма - это в первую очередь протяженное развитие, глубина замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними исполнительские задачи.
     Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы – вариации. Их включают в репертуар ученика по возможности уже в первый год обучения.

Своеобразие их в том, что они заключают в себе также черты пьес малой формы. Поэтому ученик, работая над вариациями приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует умения в не многом сказать многое.        

Уже говорилось, что, если музыка много раз повторяется и не изменяется, то её слушать не очень интересно. Поэтому в музыкальном произведении часто применяется видоизмененное или варьированное повторение. На этом принципе складываются вариации.        

Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки.  Можно представить, как народный умелец -музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями: видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы.        

Очень важно объяснить ученику одну из главных задач в исполнении вариаций – понимать тематическую связь отдельных вариаций и понимать принцип варьирования. В некоторых вариациях видоизменяется тема, в других – тема остается неизменной, и меняется лишь аккомпанемент. В любом случае надо осознанно относиться к работе, понимать принцип варьирования, уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.
Следующая важнейшая задача при исполнении вариаций – во-первых, уметь ясно передавать характер каждой вариации в отдельности и, во-вторых, уметь моментально перестраиваться с характера одной вариации на характер другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты  до последней. Очень полезно учить эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполнять их точно по времени и в том же темпе.
     Кульминационной обычно бывает финальная вариация, как правило, самая масштабная по размерам, самая динамичная и как бы обобщающая, завершающая по смыслу весь цикл.


РОНДО.        

Теперь о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева.   Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.

СОНАТА И СОНАТИНА.        

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой —как одной из самых важных форм музыкальной литературы.

   Тем, кто начинает учиться музыке, приходиться иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. Слово "Сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию. Классические сонатины знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся в них особенно заметными и непримиримыми. Поэтому, классические сонатины очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.

Соната — наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным романом или повестью. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" — музыкальными темами.

Сонатная форма состоит из 3 разделов:

Экспозиция

г.п. св.п. п.п. з.п.



Разработка

Реприза

Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п. и з.п. (переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.

Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.

(далее преподаватель рассказывает сказку)

Чтобы более доступно объяснить учащимся разделы крупной формы, полезно обратиться к известной сказке Ш. Перро «Красная шапочка».

 1раздел – экспозиция, показ тем. Красная шапочка – г.п., бабушка – п.п. Возникает причинно следственная связь: мама печёт пирожки и просит отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться св.п. Ну и з.п. – повествование о волке.

2 раздел – разработка. Путь, который Красная шапочка совершает через лес, встречает волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти события можно отнести к разработке.

3 раздел – реприза. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (г.п. и п.п.), после счастливого освобождения их охотниками.



Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.
К трём основным разделам сонатного аллегро часто присоединяется четвертый, заключительный раздел — кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем, ещё раз утверждается "победившая" тональность.

Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Зародившись в творчестве И.С. Баха и его сыновей, Д. Скарлатти, сонатная форма окончательно откристаллизовалась в сочинениях Й. Гайдна, В. Моцарта. Своё наивысшее выражение сонатная форма нашла в произведениях Бетховена.        

Конечно, не все сонатины и сонаты, изучаемые в ДМШ, соответствуют классической форме сонатного аллегро. В них может не быть достаточно развитой разработки. При исполнении сонатин и сонат появляется основная трудность воплощения сонатной формы:  выявление контрастных образов и, наряду с этим, соблюдение единства целого.        

Работая в классе над крупной формой, надо познакомить ученика с биографией композитора, с его творчеством и его эпохой. Определяются границы главной и побочной партий, находятся связующая и заключительная. Разбираются фразы, предложения, интонации, штрихи, артикуляция, аппликатура —всё то, что поможет определить художественно-выразительное значение тем-образов, а так же определить при помощи чего они связаны: их тональности, модуляции и исключения. В разработке анализируется музыкальный материал, то есть определяют какие темы взять для развития. Это могут быть главная, побочная или совершенно новая тема; определяются тональности, отклонения, модуляции. В репризе определяются сходство и различия с экспозицией. От ученика требуется быстрота слуховой реакции на происходящие в музыке частые смены образных состояний, особенно важна мгновенная исполнительская перестройка, а также выдержка, выносливость, эмоциональная приподнятость и душевный подъем. При исполнении сонаты важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.        

Многие сонаты можно представить в оркестровом исполнении. Ученик должен иметь представление о звучании симфонического оркестра и о тембрах различных инструментах. Следует разобрать с учеником, какому инструменту или группе инструментов можно поручить данную партию, а в каком месте требуется звучание целого оркестра.        

Соната даёт огромные возможности композитору для того, чтобы отразить глубину душевного мира человека, драматических ситуаций. Соната способна в большей мере, чем другие формы, отражать реальный мир.        

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница