Кто будет исполнять обязанности главы муниципального образования в случае его отсутствия



Скачать 150,26 Kb.
Дата26.10.2016
Размер150,26 Kb.
Вопрос – ответ

по применению Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Саратовской области от 30.09.2014 № 109-ЗСО «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области»


1.

Кто будет исполнять обязанности главы муниципального образования в случае его отсутствия (прекращения полномочий)?

В соответствии с частью 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Что касается временного отсутствия главы муниципального образования (отпуск, больничный лист, командировка и т.д.), в уставе аналогично рекомендуется указать конкретное должностное лицо, а не делать отсылку на правовой акт администрации.

2.

Какие нормативные правовые акты издает глава муниципального образования в случае, если он избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию?

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами.

Таким образом, правовые акты администрации издает и подписывает глава муниципального образования.



Вместе с тем, в соответствии с частью 4 ст. 36 указанного закона, глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

3.

Как оформлять в уставах МО переходные положения, предусматривающие предстоящее изменение порядка избрания главы МО?

Поскольку в уставы МО изменения будут вноситься муниципальными правовыми актами о внесении изменений в уставы муниципальных образований (решениях представительных органов), следовательно, необходимо в принимаемых муниципальных правовых актах определить порядок вступления в силу пунктов, касающихся изменения порядка избрания главы МО

4.

Просим Вас направить рекомендации по внесению изменений в уставы МО


Модельные изменения в уставы МО были направлены письмом № 01-07/1694 от 26.05.2015 г. в адрес администраций муниципальных районов и размещены на официальном сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» smosar.sarmo.ru в разделе «Нормативные правовые акты».

5.

Какая последовательность действий при подготовке и проведении конкурса на должность главы муниципального района и порядок формирования конкурсной комиссии?

Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ введена ч. 2.1, определяющая общие условия о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. Порядок проведения такого конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

6.

Можно ли сохранить за сельскими поселениями действующие на сегодняшний день положения об избрании глав муниципальных образований из числа депутатов представительного органа с возможностью исполнения такими главами полномочий главы администрации?


Да, возможно. Согласно части 3 статьи 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 109-ЗСО «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области», глава муниципального образования в сельских поселениях, в которых в соответствии с уставом данного сельского поселения предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса и возглавляет местную администрацию.

7.

Какой порядок назначения и отставки председателя Совета муниципального образования?

В уставе рекомендуется закрепить: Из числа депутатов представительного органа муниципального образования на срок полномочий представительного органа избираются председатель представительного органа и секретарь. Порядок избрания председателя представительного органа муниципального образования и секретаря определяется Регламентом представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении и об освобождении председателя представительного органа от должности принимается простым большинством голосов на заседании представительного органа.



8.

В сельском поселении глава, не являясь депутатом, возглавляет с правом решающего голоса представительный орган. Не противоречит ли это действующему законодательству?


Согласно пункту 3 части 2 статьи 36 Федерального закона 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются. Норма в ранее действовавшей редакции Федерального закона 131-ФЗ не имела исключений.

Однако в настоящее время принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 30.06.2015, который предусматривает, что установленное Федеральным законом № 131-ФЗ требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Поэтому в проектах о внесении изменений в уставы следует норму о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, исключить.


9.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), решение о назначении местного референдума принимается представительным органом района: «3) по инициативе представительного органа и главы администрации муниципального района, выдвинутой ими совместно».

Следует ли вместо главы администрации района вносить изменения о нем как о главе муниципального района или эту часть статьи исключить?



Рекомендуем оставить формулировку этой нормы в прежней редакции.



10.

Остается ли статья об удалении главы муниципального района в отставку?

Да, в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

11.

Если глава муниципального района избирается по результатам конкурса, нужен ли пункт об его отзыве избирателями?

Выборное должностное лицо местного самоуправления – это в том числе должностное лицо местного самоуправления, избираемое, в том числе, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Статья 24 Федерального закона 131-ФЗ предусматривает возможность проведения голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления, статья 36 того же закона предусматривает такое основание досрочного прекращения полномочий.



12.

В случаях досрочного прекращения полномочий представительного органа, прекращаются ли полномочия главы района?

Нет. Поскольку, исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования является выборным должностным лицом – его полномочия заканчиваются с момента вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

13.

В случаях досрочного прекращения полномочий главы района, в какие сроки представительный орган муниципального района должен избрать нового главу района?

В соответствии с Положением о проведении конкурса на избрание главы района, который принимается представительным органом муниципального образования, или в соответствии с положениями об избрании главы, предусмотренными в Уставе.

14.

Нужен ли в Уставе пункт следующего содержания:

«В случае, если владение главой администрации Новоузенского муниципального района приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организации) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.»?

Данная норма закреплена на основании ч. 2.2. статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и распространяется на муниципальных служащих, а глава муниципального района является выборным должностным лицом местного самоуправления, на которого не распространяются положения закона о муниципальной службе. На главу муниципального образования распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ.

Согласно части 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.



Руководствуясь статьей 12.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, рассматриваемую норму нужно сохранить, но в отношении главы муниципального района, а не главы администрации.

15.

В соответствии с Законом полномочия главы администрации муниципального района прекращаются досрочно в случае (в том числе):

«9) расторжения контракта, в соответствии с частью 2 настоящей статьи (см.ниже).

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2. Контракт с Главой администрации Новоузенского муниципального района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления;

  1. Собрания Новоузенского муниципального района или Главы Новоузенского муниципального района - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения Новоузенского муниципального района, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 3 статьи 31 настоящего Устава;

  2. Губернатора Саратовской области - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 3 статьи 31 настоящего Устава;

  3. Главы администрации Новоузенского муниципального района - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Саратовской области.»

Вопрос: Нужны ли эти пункты в статье о досрочном прекращении полномочий главы района?

Положения о контракте из Устава необходимо исключить, в том числе в статье о досрочном прекращении полномочий главы района.

16.

Кто должен заключать контракт с главой муниципального района?

Контракт с главой муниципального района не заключается.


17.

Вопрос: На кого возлагается обязанность публиковать зарегистрированные устав или изменения в него: на главу района или председателя представительного органа?


Согласно части 4 статьи 36 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

18.

В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона «Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме, является основанием для досрочного прекращения полномочий Главы администрации Новоузенского муниципального района, осуществляемых на основе контракта, отзыва Главы Новоузенского муниципального района или досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района.».

Вопрос: Последствием нарушения срока издания муниципального правового акта будет досрочное прекращение полномочий главы района или его отзыв?



Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленный часть 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ является исчерпывающим и не может быть изменен (дополнен или сокращен) в законах субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении и в уставах муниципальных образований.

19.

Решения представительного органа подписываются только председателем представительного органа или еще и главой района?

Нормативные правовые акты представительного органа подписываются и председателем представительного органа и главой муниципального образования; ненормативные – только председателем.

20.

В действующей редакции Устава прописано, что правовой акт местной администрации утрачивает силу в случае (в том числе) отмены его главой муниципального района.

Как будет звучать этот пункт в новом варианте?



При внесении изменений в Уставы МО данный пункт может оставаться в прежней редакции.

21.

В Уставе прописано, что проект Устава или решения о внесении изменений и дополнений в него могут вноситься депутатами Собрания, главой района и главой администрации района.

Вопрос: Имеет ли право председатель представительного органа вносить данные проекты на рассмотрение депутатов?

Да, председатель представительного органа, как депутат имеет право вносить данные проекты нормативных правовых актов на рассмотрение депутатов (часть 1 статьи 46 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)

22.

В Уставе прописано, что в случае несоответствия порядка подготовки и внесения проекта решения об утверждении бюджета района требованиям бюджетного законодательства в Собрание района, глава района в течение 3 дней принимает решение о возвращении проекта в администрацию района.

Вопрос: Кто, в данном случае, должен возвращать проект решения в администрацию - председатель представительного органа или же принимается решение Собрания (тогда идет несоблюдение сроков подготовки и утверждения бюджета)?

Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Соответственно, возвращать проект решения в администрацию должен председатель представительного органа.



23.

Может ли формироваться представительный орган района из глав МО-й этого района, которые не являются депутатами соответствующих представительных органов местного самоуправления?

Исходя из смысла части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствие у главы муниципального образования статуса депутата представительного органа соответствующего муниципального образования не препятствует ему быть депутатом представительного органа муниципального района, в который входит соответствующее муниципальное образование, в случае, если такой порядок формирования представительного органа района предусмотрен законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района (187-ФЗ не изменяет принципиально этого подхода)

24.

Кто будет входить в число кандидатов на замещение должность главы муниципального образования (депутаты или граждане РФ, изъявившие желание участвовать в конкурсе)?

Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 36 введена ч. 2.1, определяющая общие условия о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. Порядок проведения такого конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Нет запрета на участие и депутатов, и других граждан РФ, изъявивших желание участвовать в конкурсе.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница