Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности



страница1/2
Дата26.10.2016
Размер0,61 Mb.
  1   2
Пояснительная записка

Данное планирование составлено на основе авторской программы «История России XIX века» А.А. Данилова, Л.Г.Косулина, М. Просвещение, 2006г.

Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры;

Цели курса:

-выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа(сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

-формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.


Задачи:

-школьник должен научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории);

-выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений;

-использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.

Основная функция курса: формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся долж­ны овладеть умениями:

-определять и объяснять понятия;

- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

- рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа' дейст­вительности и собственного социального опыта;

- определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

- уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.




Программа 44ч.
РОССИЯ В XIX в. 8 класс 2часа в неделю
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (8 ч)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 мар­та 1801 г. и первые преобразования. Александр [. Проект Ф. Ла-гарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Ре­форма народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к_уложению государственных законов». Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: при­чины и последствия.

Внешняя .политика в 1801 —1812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика Рос­сии Js 1813 —1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814 —1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект кресть­янской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и тор­говли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские ор­ганизации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Север­ное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и общественные движения.

Основные понятия темы

Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок ра­бочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (9 ч)

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государ­ственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. По­пытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Рос­сийской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйст­венного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Но­вые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления госу­дарственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подав­лении революционных движений в европейских странах. Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Поль­ский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общест­венного движения 30 —50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. Аксаковы, И. В. и П.В.Киреевские. Революционное движение, А. И. Герцен и Н.П.Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)

Развитие образования, его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические от­крытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в раз­витие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю.'.Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневос­точные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское ге­ографическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (ро­мантизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. 3олотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григоро­вич. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной шко­лы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыж­ский.

Живопись. К- П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казан­ский собор). К И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой пло­щади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Обобщение (1 ч). Россия на пороге перемен.

Основные понятия темы

Охранительная политика, теория официальной народности, обя­занные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильст­во, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое раз­витие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Лич­ность Александра П. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного

Права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь

Константин Николаевич. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве на рубе­же 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Поль­ское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Укра­ине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расши­рение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Начало индустриализации. Форми­рование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либера­лизма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Убийство Александра II.



Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860-1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.



Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К П. .Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое деся­тилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социаль­ная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.



Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй по­ловине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и обще­ственных наук. Успехи физико-математических, прикладных и хими­ческих наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской жур­налистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль рус­ской культуры в развитии мировой культуры.



Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край во второй половине XIX в. (1 ч)

Итоговое обобщение (1 ч). Россия и мир на пороге XX в.

Основные понятия темы

Промышленный переворот, экономический кризис, индустриа­лизация, полицейское государство, социальная структура, общест­венное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демо­кратическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор,

бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное пред­ставительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.

УМК:

-учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XIX век»



- поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» Данилов А.А.

- поурочные планы по учебнику А.А, Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век» сост. Лопатюк Л.М.

-поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIXвек» сост. Н.С. Кочетов.

-Л.В. Жукова Контрольные и проверочные работы по итории. 5-9 кл.: метод. пособие

- атлас.

История России. XIX век 8 класс (44ч)





Раздел, тема

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Основные знания и умения

Формы контроля

Основные понятия

Дом. задание

Дата проведения

Примечание

Раздел I. Россия в первой половине XIX в.




1

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.

1

Урок нового изучения

1.Характеристика Александра I.

2.Первые преобразования.

3.Негласный комитет.


Знать реформы высших органов власти; народного просвещения, указы: Уметь давать оценку началу деятельности царя.

Работа над вопросами по внутренней политике Александра I. выучить определение

Либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство, «вольные хлебопашцы».

§1, задание после §1







2

Внешняя политика в 1801-1812гг.

1

комбинированный

1.Участие в третьей антифранцузской коалиции.

2.Война на Кавказе, со Швецией, Турцией, Ираном.

3.Разрыв франко-русского союза.



Знать итоги войны, годы их проведения, уметь оценивать международное положение, оценивать результаты.

Тесты, составить тезис, на карте показать места боевых действий

Коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм

§2, тезис, вопросы и документы к §2







3



Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

1


комбинированный

1.Личность М.М.Сперанского

2.Проект политической реформы

3.Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия


Знать содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, почему они не полностью реализованы. Знать последствия этих реформ.

Сообщение о жизни М.М. Сперанского. Вывод о политических взглядах Сперанского записать в тетрадь.

Схема (органы государственной власти)



Реформа, законопроект, статс-секретарь, разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Политические права, избирательное право.

§3. Сообщения на след. Урок: 1. М.И. Кутузов

2. Земляки – участники Отечественной войны 1812г.









4

Отечественная война 1812г.

1

комбинированный

1.Силы и планы сторон в начале войны

2.Смоленское сражение

3.Бородино

4.Тарутинский маневр

5.Партизанское движение

6.Гибель «Великой армии»



Знать отношение сил противников, характер войны, уметь рассматривать по основным этапам, определять источники победы народов России в войне. Знать героев войны и даты событий.

Сообщения: Кутузов М.И., Земляки- участники Отечественной войны 1812г.

Отечественная война; генеральное сражение; инфантерия; редут; флеши; фураж, ополчение; партизаны.

§4, вопросы и документы после §4.







5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.

1

комбинированный

1.Начало заграничного похода

2.Смерть М.И. Кутузова

3.Разгром Наполеона

4.Венский конгресс

5.Священный союз

6.Восточный вопрос

7.Россия и Америка


Знать персоналии: А.И. Чернышев, П.Х. Витгенштейн, И. Каподистрия. Определить цели заграничного похода, международное положение России, хронологию событий.

Составить конспект урока- лекции.

Битва народов; конгресс, Венский конгресс, Священный союз, восточный вопрос.

§5. Документы и вопросы







6

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.

1

комбинированный

1.Перемены во внутренней политике

2.«Польский эксперимент» 3.Первый опыт конституции в России.

4.Реформаторский проект Новосельцева Н.Н.

5.Отказ от проведения реформ в начале 20-х годов

6.Итоги внутренней политики Александра I


Дать оценку внутриполитическому курсу Александра I после войны. Н.Н. Новосельцев. Даты: 1815- польская конституция, 1820- проект «Уставной грамоты» Новосельцева, 1822- запрет деятельности тайных организаций.

Составить схему «Система государственной власти по уставной грамоте». Сделать выводы по вопросам.

Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, автономия, самостоятельность, мистицизм, иезуиты.

§6, вопросы и документы к §6, термины.







7

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

комбинированный

1.Экономический кризис 1812-1815гг

2.Отмена крепостного права в Прибалтике

3.Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения

Развитие промышленности и торговли



Уметь выделять начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны. Знать хронологию событий: 1812-1815гг. – экономический кризис в России. 1816-1819гг. – отмена крепостного права в Эстляндии, Курляндии, Лифляндии. А.А. Аракчеев.

Отвечать на вопросы к §6.

Экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровые машины, полуфабрикаты

§7, учить термины







8

Общественное движение при Александре I

1

комбинированный

1.Зарождение организованного общественного движения

2.Первые тайные общества

3.Южное общество

4.Северное общество

5.Власть и тайные общества


Определять причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране.

Дать сравнительную характеристику конституции Муравьева и «Русской правды» Пестеля.

Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, конституция

§8







9

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

1

комбинированный

1.Династический кризис

2.Восстание 14 декабря 1825г.

3.Следствие и суд над декабристами

4.Историческое значение и последствия восстания



Знать причину общественных противоречий, возможности разрешения этих противоречий, причины восстания декабристов 14 декабря 1825г.

Персоналии: М.А. Милорадович, С.П. Трубецкой, П.Г. Каховский.



Проанализировать документ на стр. 55, тезисы в тетрадях, сделать вывод.

Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь.

§9, сообщения: 1.Личность Николая I. 2.Русская Православная Церковь и государство.







10

Внутренняя политика Николая I

1

комбинированный

1.Личность Николая I.

2.Укрепление государственного аппарата.

3.Укрепление социальной базы самодержавной власти.

4.Попытки решения аграрного вопроса.

5.Усиление борьбы с революционными настроениями.

6.Русская Православная Церковь и государство.



Выделить особенности внутренней политики Николая I, направления и конечный результат. Знать хронологию: 1825-1855гг- правление Николая I.

1826г- создание III отделения царской канцелярии, 1833г. Опубликован свод действующих законов государства и т.д.




Тесты, сообщения: личность Николая I. Русская Православная Церковь и государство Построить схему: «Собственная его императорского величества канцелярия». Табл. «Кодификация Российского законодательства в 30-е гг. XX в.

Канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, социальная база, государственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обязанные крестьяне, старец, корпус жандармов.

§10, выучить термины.







11

Социально-экономическое развитие в 1820-1850гг.

1

комбинированный

1.Противоречия хозяйственного развития

2.Начало промышленного переворота

3.Помещичье и крестьянское хозяйство

4.Финансовая политика Е.Ф. Канкрина

5.Торговля

6.Итоги социально-экономического переворота



Знать причины кризиса феодально - крепостнической системы, особенности промышленного переворота и капиталистических отношений в промышленности и торговле. Даты: 1830г- начало промышленного переворота, 1837г- построена первая ж/д, 1839-1843гг – финансовая реформа Канкрина Е.Ф.

Персоналии: Морозовы, Гарелины.



Выделить мероприятия Николая I при решении крестьянского вопроса. Сделать выводы к вопросам 4 и 5.

Кризис крепостнической системы, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, машинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-денежные отношения, ассигнации.

§11, вопросы и документы.







12

Внешняя политика Николая Iв 1826-1849гг

1

комбинированный

1.Россия и революции в Европе.

2.Войны с Ираном 1826-1828гг. и Турцией 1828-1829гг. на Кавказе.

3.Русско-английские отношения.

4.Россия и Центральная Азия.



Уметь давать оценку международному положению России, находить причины кризиса в отношениях России с ведущими странами запада. Даты: 1830-1831гг польское восстание, 1826-1828гг русско-иранская война, 1828-1829гг русско-турецкая война, 1817г начало Кавказской войны. Персоналии: Шамиль, В.А. Петровский.

Тест, в тет. Написать мероприятия Николая I направленные на решение крестьянского вопроса, сделать выводы по новой теме.

Автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имам, имамат, газават.

§12. Подготовить сообщения: 1. Теоретики консервативного направления. 2. Западники и славянофилы. 3. А.И. Герцен.4. В.Г. Белинский. 5. П.Я. Чаадаев6. М.В. Батушевич – Петрашевский.







13

Общественное движение в годы правления Николая I

1

комбинированный

1.Особенности общественного движения 30-50-х гг.

2.Консервативное движение.

3.Либеральное движение. 4.Западники и славянофилы.

5.Кружки 20-30-х гг.

6.Революционное движение.

6.П.Я.Чаадаев



Уметь выявлять причины активизации общественного движения в 30-50-е гг XIXв . Находить цели и и задачи. Даты: 20-30-е гг. XIX в кружковой период общественного движения. Персоналии: С.С. Уваров, Н.Г. Устрялов, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев.

Расставить события в хронологическом порядке, определить годы этих событий. Дать определения терминам. Записать выводы по новой теме. Заслушать сообщения(д/з)

Общественное движение, консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм.

§13. Учить термины.







14

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.

1

комбинированный

1.Обострение восточного вопроса.

2.Начальный этап войны.

3.Вступление в войну Англии и Франции.

4.Героическая оборона Севастополя.

5.Борьба на Кавказе.

6.Парижский мир 1856г. Итоги войны.



Уметь определять причины и характер войны, ее основные этапы, оценивать ее вклад в осознание обществом необходимости реформ.

Даты: окт. 1856г. Начало войны, 18.11 1853г Синопское сражение, март 1854г. Англия и Франция вступают в войну с Россией, 1856г Парижский мир, сент. 1854-авг. 1855гг оборона Севастополя.

Нахимов П.С., Меншиков А.С., В.А. Корнилов, П. Кошка, Э.И. Тотлебен, Дарья Севастопольская.


Ответить на вопросы и задания §13. Сгруппируйте положения, относящиеся отдельно к западникам, славянофилам, общие.

Причины войны, повод к войне, кремниевые винтовки.

§14. Подготовить сообщения:1. Образование в России в I половине XIXв.

2. Наука.

3. Укрепление науки и промышленности.








15

Образование и наука

1

комбинированный

1.Развитие образования.

2.Наука.


3.Наука и производство.

Уметь определять роль и значение образования в ходе реформ, уметь делать вывод о влиянии системы образования на развитие научных исследований. Делать вывод о влиянии науки и производства на прогресс общества.

Соотнесите даты и события. Тесты. Определить возможность получения образования по социальным сословиям. Заслушать сообщения(д/з). Составить табл. «Достижения науки»

Система образования, лицей, сословность образования, военно-полевая хирургия, «нептунисты», «плутонисты», неевклидова геометрия, паровые машины.

§15. Подготовить сообщение- Русские первооткрыватели и путешественники.







16

Русские первооткрыватели и путешественники

1

комбинированный

1.И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

2.Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

3.А.А. Баранов и освоение русской Америки.

4.Г.И. Невельской и Е.В. Путятин.




Знать путешественников и первооткрывателей, определять значение вклада отечественных исследователей в мировую науку. Даты: 1803 г –I кругосветная экспедиция, 1819г II кругосветная экспедиция, 1820 г. Открытие Антарктиды.

1.Соотнесите имена деятелей с их достижениями.

2. Заслушать доклад(д/з)



Землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветные экспедиции, Русско-Американская компания, Русское географическое общество.

§16, вопросы и документы.







17

Художественная культура

1

комбинированный

1.Развитие художественной культуры в I половине XIXв.

2.Русская литература.

3.Театр.

4.Музыка.

5.Живопись.

6.Архитектура.



Знать, что в I пол. XIXв начало золотого века рус. худож. Культуры, стремительная смена стилей и направлений, взаимообогащение, взаимодополнение лучших образцов западно - европеской народной культуры. Даты: 1824г- разделение Петровского театра на Большой и Малый,1837г- храм Христа Спасителя в Москве, 1801-1811гг Казанский собор в Петербурге.

Соотнесите имена и события.

Работа с терминами.

Работа над вопросами.


Художественная культура, художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, национальное самосознание, современный литературный язык, бытовая опера, народно-бытовая психологическая драма, русский ампир, ансамблевая застройка, русско-византийский стиль.

§17







18

Быт и обычаи.

1

комбинированный

1.Жилище.

2.Одежда.

3.Питание.

4.Досуг и обычаи.

5.Семья и семейные обряды.


Знать, под влиянием каких факторов менялись основы традиционного быта.

Решить кроссворд. Дать определение словам.

Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, онучи, портки, чугунки, приданое.

§1-18. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.







19

Обобщающий урок по разделу: Россия в первой половине XIXв.

1

Урок обобщения

1.Итоги царствования Александра I.

2.Итоги царствования Николая I.

3.Попытки реформирования государственного строя России.

4.Попытки решения крестьянского вопроса.

5.Итоги Отечественной войны 1812г.

6.Восстание декабристов.

7.Итоги Крымской войны.


Используя игровую форму, уметь подводить итоги, выделять главные задачи, ориентироваться в событиях и исторических фактах.

Фронтальная работа.

Соотнести имена и события.

Игра -«Вопрос-ответ».

Вопросы для письм. работы.

Объясни понятия.

Решить кроссворд.

Подвести итоги.


Все термины предыдущих уроков.










Раздел II. Россия во второй половине XIXв.




20


Накануне отмены крепостного права

1

Урок изучения нового

1.Предпосылки отмены крепостного права.

2.Император Александр II.

3.Причины отмены крепостного права.

3.Росссийская «оттепель»



Сделать вывод о предпосылках и причинах отмены крепостного права.

Работа над терминами. Заполнить таблицу. Записать в тет. выводы.

Объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права, смягчение политического режима.

§19, вопросы и документы, термины.







21


Крестьянская реформа 1861г

1

комбинированный

1.Подготовка крестьянской реформы.

2.Основные положения крестьянской реформы 1861г.

3.Значение отмены крепостного права.


Определять сущность крестьянской реформы 1861г., основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

Вопросы и документы после §20. Составить табл.: «Подготовка отмены крепостного права», табл.: «Порядок совершения выкупной сделки».Термины.

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

§20. Сообщения: 1.Милютин и военные реформы.

2.Конституция.

3.Реформы местного самоуправления








22


Либеральные реформы 60-70-х гг.

1

комбинированный

1.Реформы местного самоуправления.

2.Судебная реформа.

3.Военные реформы.

4.Реформы в области просвещения.

5.


Уметь определять сущность буржуазных реформ. Даты: 18.06. 1863г новый Университетский устав, 1864г «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», 20.11 1864г издание судебных уставов, 6.04 1865г «Временные правила о печати», 16.06 1870г Городовое положение, 1.01.1874г Устав о воинской повинности. Персоналии: Милютин.

Тесты. Заполнить табл.: «Земское самоуправление», «Структура городского самоуправления»

Земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, правовое государство, суд присяжных, мировой суд, всеобщая военная повинность, университетская автономия.

§21-22, знать термины.







23

Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

комбинированный

1.Развитие сельского хозяйства.

2.Развитие промышленности.

3.Финансовая политика.

4.Железнодорожное строительство.

5.Промышленный подъем.


Дать характеристику развития помещичьих и крестьянских хозяйств, знать о причине спада промышленного производства, о формировании пролетариата и его первых выступлениях, об отставании российской промышленности от передовых капиталистических стран, о замедлении темпов промышленного роста.

Сгруппировать общие и особенные положения земской и городской реформ.

Тест.


Выделить основные черты развития с/х в пореформенной России.

Начертить схему: «Развитие капитализма в России».



Аренда земли, отработочная система, товарное производство, «железнодорожная горячка», концессия, промышленный переворот, стачка.

§23. Сообщение: М.Н. Катков.







24

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

комбинированный

1.Особенности российского либерализма сер. 50- нач. 60-х гг.

2.Тверской адрес 1862г.

3.Разногласия в либеральном движении.

4.Земское движение конца 70-х гг. XIXв.

5.Консерваторы.


Особенности эволюционного процесса в России, формирование либеральной оппозиции, сущность и роль консервативного движения.

Тест.

Либералы, земский конституционализм, консерваторы.

§24. Сообщения: БакунинЛавров, Ткачев.







25

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

комбинированный

1.Причины роста революционного движения.

2.Поиски ориентиров.

3.Теория революционного народничества.



Знать причины роста радикальных настроений в обществе, деятельность Чернышевского, Бакунина, Лаврова, Ткачева.

Работа над вопросами. Табл. «Идейные течения в народничестве

Социализм, «общинный социализм», народничество, революционеры, разночинцы, анархизм.

§25. Вопросы, термины.







26

Революционное народничество II пол. 60- нач. 80-х гг.

1

комбинированный

1.Народнические организации II пол. 60- нач. 70-х гг.

2.»Хождение в народ»

3.»Земля и воля»

4.Первые рабочие организации.

5.Раскол «Земли и воли».

6.»Народная воля», охота на царя.



Знать деятельность народнических организаций. Даты: 1874-1875гг «хождение в народ», деятельность «Земли и воли». Персоналии: Нечаев, Халтурин, Желябов.

Определить, кому из идеологов народничества принадлежат слова. Работа над схемой: «Деятельность народников».

В тет. записать действия народников и ответные действия правительства.



Нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор.

§26. Сообщение о А.М. Горчакове.







27

Внешняя политика Александра II.

1

комбинированный

1.Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг.

2.Европейская политика.

3.Завершение

Кавказской войны.

4.Политика России в Средней Азии.

5.Дальневосточная политика.

6.Продажа Аляски.


Уметь определять основные цели и направления внешней политики России, причины отмены некоторых статей Парижского договора. Причина продажи Аляски.

Составить табл. «Присоединение Средней Азии».

«Союз трех императоров»,

«Священная война»



§27







28

Русско- турецкая война 1877-1878гг.

1

комбинированный

1.Балканский кризис.

2.Начало русско-турецкой войны.

3.Военные действия летом 1877г.

4.Падение Плевны. Перелом в ходе войны.

5.Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.

6.Значение и причины победы России в войне.



Знать сущность балканского кризиса сер. 70-х гг. XIX в. Реакция русского общества на зверства турецких властей на Балканах, условия Сан - Стефанского мирного договора.

Соотнести даты и события. Заполнить табл.: Балканский кризис в 70-х гг. XIX в. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский процесс.

Балканский кризис, национально – освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс.

§28, сообщения: 1. Александр III. 2. Победоносцев, Игнатьев.







29

Внутренняя политика Александра III.

2

комбинированный

1.Имперратор Александр III.

2.Начало царствования.

3.Попытки решения крестьянского вопроса.

4.Начало рабочего законодательства.

5.Меры борьбы с «крамолой».

6.Укрепление положения дворянства.



Знать сущность крестьянского вопроса, содержание фабричных законов, содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».

Тест. Табл. «Контрреформы Александра III». Табл. «Реформы Александра III».

Табл. «Реформы Александра II и контрреформы Александра III».



«Сессии» сведущих людей, переселенческая политика, полицейское государство, реакционная политика, антисемитизм, «черта оседолости».

§29-30. Сообщения: 1. Бунге.2. Вышеградский. 3. Витте.







30

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

комбинированный

1.Общая характеристика экономической политики Александра III.

2.Деятельность Н.Х. Бунге.

3. Экономическая политика И.А. Вышеградского.

4.»Золотое десятилетие русской промышленности».

5.Сельское хозяйство.


Знать сущность экономической политики Александра III, основные направления политики Бунге, основные направления экономической политики Вышеградского, экономическую программу Витте, сущность денежной реформы, новые черты в развитии с/х.

Проверить выполнение табл. (д/з). Заслушать сообщения: Бунге, Вышеградский и Витте.

Протекционализм, таможенный тариф, косвенные налоги, акцизные сборы, государственная монополия, биржевая торговля, предприятия «новой формации», акция.

§31.







31

Положение основных слоев общества.

1

комбинированный

1.Сословия и классы в пореформенной России.

2.Дворянство и крестьянство.

3.Буржуазия и пролетариат.

4.Духовенство.

5.Интеллигенция.

6.Казачество.



Знать о процессах, происходивших в социальной сфере, вовлечение крестьянства в рыночные отношения, размывание дворянских устоев, сословия.

Тест. Схема: Сословия России в конце XIX в. Термины.

Сословия, классы, общинная психология, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество.

§32-33. Сообщение о Плеханове Г.В.







32

Общественное движение в 80-90-е гг.

1

комбинированный

1.Кризис революционного народничества.

2.Либеральное движение.

3.Распространение марксизма в России.


Знать разгром революционного народничества, письмо исполнительного комитета «Народной воли» к Александру III, разногласия в либеральном обществе после убийства Александра II, программу и деятельность первой марксистской организации «Освобождение труда», консервативное движение.

Опрос по вопросам, терминам. Тесты. Заполнить табл. «Идеология марксизма» и «Марксистские кружки в России».

Теория «малых дел», марксизм, «Священная дружина».

§34, вопросы и термины.







33

Внешняя политика Александра III

1

Комбинированный

1.Общая характеристика внешней политики Александра III.

2.Ослабление российского влияния на Балканах.

3.Поиск союзников.

4.Азиатская политика Александра III.



Знать особенности внешней политики Александра III, сущность политики на Балканах, политики России в Европе, причины русско-французского сближения, особенности завершения завоевания Средней Азии, обострения русско-японских отношений.

Тест. Работа по схеме: Внешняя политика России во II пол. XIX в.» и работа по схеме: «Присоединение Средней Азии»

Военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир.

§35. Подготовить сообщение о деятелях гуманитарных наук.







34

Просвещение и наука

1

комбинированный

1.Развитие образования.

2.Естественные науки.

3.Географические знания.

4.Гуманитарные науки.



Знать о причинах успехов в образовании, практическом применении научных достижений, причинах трудностей в образовании.

Тесты. Сообщения о деятелях гуманитарных наук.

Естественные науки и гуманитарные.

§36. Подготовить сообщения о скульптуре и скульпторах.







35

Литература и изобразительное искусство.

1

комбинированный

1.Литература.

2.Живопись.

3.Скульптура.


Знать сущность критического реализма, общественную значимость произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого, Чехова, Тургенева, Некрасова, общественную значимость картин Петрова, Репина, Сурикова, Васнецова, Крамского . Товарищество передвижных художественных выставок.

1.Соотнесите деятелей науки с их достижениями открытиями, трудами.

2.Вопросы по портретам, репродукциям, картинам.

3.Сообщения о деятелях гуманитарных наук.


Критический реализм, передвижники.

§37. Составить табл. По писателям.







36

Архитектура музыка, театр, народное творчество.

1

комбинированный

1.Архитектура.

2.Музыка.

3.Театр.

4.Художественные промыслы.



Знать определение типовой архитектуры, деятельность «Могучей кучки», просветительную деятельность Рубинштейна Н.Г., роль театра, возрождение народных промыслов.

Работа по картинам и репродукциям. Работа с муз. произведениями.

Эклектика, типовая архитектура, «Могучая кучка», народные промыслы.

§38, нарисовать дымковскую игрушку







37

Быт: новые черты жизни города и деревни.

1

комбинированный

1.Рост населения.

2.Изменение облика города.

3.Связь и городской транспорт.

4.Жизнь и быт городских окраин.

5.Жизнь и быт городских «верхов»

6.Досуг горожан.

7.Изменения в деревенской жизни.


Знать причины роста населения, как изменился город, как развивались средства связи и транспорта, жизнь «верхов» и «низов» в городе. 1886г- открытие первой электростанции в Москве, 1892г-открытие первой трамвайной линии в Москве.

Тест. Работа по вопросам.

Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни.

§39. Подготовиться к повторительно- обобщающему уроку.







38-40

Повторите льно- обобщаю

щий урок. Эпоха великих реформ. Пореформенная Россия.



3

Урок обобщения

Повторение материалов §20-39.

Контроль знаний истории России II пол. XIX в.

Работа по группам. Найти дату. Дать определение понятиям. Решить кроссворд. Тест.

§20-39 знать термины

Повторить §20-39.








Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница