Кутеева Татьяна Николаевна, Денисов Владимир Константинович п. Толмачево 2014 год пояснительная записка к Рабочей программе курса «История и культура Ленинградской земли» 8 9 классов рабочая программа



Скачать 275,96 Kb.
Дата26.10.2016
Размер275,96 Kb.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толмачёвская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей общественно-научное направления.

Протокол № 1

от «28» июня 2014 г. Руководитель МО

_____________/Осипова Е.Р./






«Утверждаю».

И.о. директора МОУ «Толмачевская

средняя школа»

________________ /Ю.И. Шевцова/

« 29 » августа 2014 г.

Приказ № ________

от ________________2014 г.







Рабочая программа

учебного курса



«История и культура Ленинградской земли»
8-9 классы
Срок реализации – два года

Программу составили

учителя истории и обществознания

Кутеева Татьяна Николаевна,

Денисов Владимир Константинович

п. Толмачево

2014 год

Пояснительная записка

к Рабочей программе курса «История и культура Ленинградской земли»

8 – 9 классов

Рабочая программа составлена на основе программы «История и культура Ленинградской Земли» для учащихся 8, 9-х классов (68 часов), утвержденной Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, разработанной кафедрой истории и социальных наук Ленинградского областного института развития образования под руководством С. А. Лисицына.

Ориентирована на учебник «История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наши дней» под ред. С.А. Лисицына, С-Пб, Специальная Литература, 2009

Реализация Рабочей программы обеспечивается нормативными документами:


  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 21.03.2014 Ж» 215);

  • Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Учебным планом МОУ « Толмачевская средняя школа» на 2014-2015 учебный год.

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2014-15 учебном году (Приказ МОН РФ № 253 от31.03.2014 г.)

  • Информационным письмом о подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин комитета общего и проф. образования Ленинградской обл. от 09.03.2011

Базисный учебный план отводит для изучения предмета в 8-9 классах по 34 часа из расчета 1 час в неделю. В 9 классе курс изучается интегрально с курсом истории России, в соответствии с прохождением тем по отечественной истории.

Цели изучения курса

Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 8 – 9 классов решает ряд принципиально важных задач по реализации федерального и регионального компонентов исторического образования.

Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлен на формирование у школьников патриотизма, уважения к истории и традициям нашей родины, на овладение методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации, применения знаний и представлений для жизни в современном обществе.

Кроме сформулированных выше, курс преследует цель, обозначенную в региональной целевой программе развития образования Ленинградской области: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к символике России и Ленинградской области как составной части воспитания гражданина, уважения к труду, развитие образования с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона, выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития.

Курс также должен способствовать выработке компетенций, необходимых для социального и профессионального самоопределения.

В результате изучения курса «История и культура Ленинградской земли» учащиеся должны:

знать и понимать:

- основные этапы и ключевые события истории родного края до наших дней;

- взаимосвязь всемирной, отечественной и локальной истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа, населяющего территорию Ленинградской области;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой Родины.



уметь:

- соотносить даты событий отечественной и реальной истории;

- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

- объяснять свое отношение к событиям и личностям, оставившим заметный след в истории нашего края;

- рассказывать об исторических событиях и их участниках, показывая знания дат, фактов, терминов;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- показывать на исторической карте границы территорий и их изменения, города и районы, места исторических событий;

- искать историческую информацию и критически ее анализировать;

- учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- для понимания причин и значения событий и явлений современной жизни региона.

- для определения собственной позиции по отношению к историческому прошлому и явлениям современной жизни,

- для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского. этнокультурного, конфессионального сообщества., гражданина и патриота,

- для использования знаний об истории и культуре региона в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности.

Формы организации учебного процесса:


  • коллективная; групповая; индивидуальная.

Виды учебных занятий:

  • обзорные лекции по основным вопросам (как вводные, так и обобщающие), комбинированный урок, семинарские занятия по важнейшим проблемам истории Ленинградской области; уроки-практикумы, уроки обсуждения докладов, сообщений с использованием ИКТ, создание проектов, уроки контроля и проверки знаний, тестирование.

Программа рассчитана на организацию самостоятельной работы учащихся с использованием знаний, приобретенным по другим предметам, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. Учебник «История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наши дней» под ред. С.А. Лисицына, С-Пб, 2009.

  2. Ленинградская область:история и современность /сост.А.Н. Кирпичников. – СПб.:Лики России, 1997.

  3. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие). Сост. В.А. Уланов. СПб, 2007.

  4. Носков А.В. Луга. История и современность. «Издательство Голубева», Луга, 2011.

  5. Уездный город: историко-литературный альманах. Луга, 2007.

  6. Лужский край: историко-краеведческий сборник. «Издательство Голубева», Луга, 2013.

  7. Настенные карты по истории России

  8. Интернет-ресурсы:

http:// www. school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Авторские презентации по курсу истории России с древнейших времен до наших дней.

Рабочая программа

курса «История и культура Ленинградской земли»

8 класс (34 часов)

Введение (1 ч.)

Ленинградская земля в составе Российской Федерации. Санкт-Петербург - политический и культурный центр Ленинградской обл. Долговременные факторы истории Ленинградской земли: ландшафт, особенности геологического строения, климат, почвы, растительный и животный мир.

История заселения территории и формирования этнического состава населения. Этнический состав населения Ленинградской земли.

Раздел I. Наша земля с древнейших времен до XIX века (18 ч.)



Тема I. Территория области в древнейшие времена. (1 ч.)

Основные геолого-географические сведения о регионе. Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о населении края. Заселение региона 5-4 тысяч лет до н.э.

Археологические памятники. Первобытные поселения, этносоциальный состав, родоплеменные отношения, основные занятия, языческие верования. Протосаамы. Расселение "уральских племен" - волжско-финское населения. Прибалтийско-финские племена. Время, пути и характер расселения славян. Взаимоотношения этносоциумов, их ассимиляция. Социально-экономическое развитие и древние торговые пути ("из варяг в греки" и "варяг в арабы"и др). Становление протогосударства.

Тема 2. Древняя Ладога. (1 ч.)

Население края в 6-8 веках. Полиэтничность. "'Верхняя Русь", "Русская земля". Древняя Ладога - племенной, политический, торгово-ремесленный и сакральный центр. Этносоциальная структура Ладожского общества, особенности экономического и политического развития. Распад первобытнообщинных отношений. Освоение и защита территорий Северо-Запада Руси. Роль Ладоги в цивилизации Древней Руси.



Тема 3. Северо-Западная Русь в X-XII веках. (2 ч.)

Ладога и Новгород в свете традиционных и современных: концепций возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь). Ладога - первая каменная, крепость на Руси. Возвышение Новгорода. Славянский, финно-угорский (водь, ижора, карела и др.) и балтско-финский (чудь) этносоциумы, их взаимоотношения и занятия. Призвание варягов. Рюрик, Олег и территория региона.

Современные представления о "норманнской теории". Киевская Русь и население края. Начало христианизации Северо-Западной Руси. Особенности культурного развития населения региона, как фактора формирования древнерусской народности. Становление Новгородской республики – Господина Великого Новгорода.

Тема 4. Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики ХП-ХУ вв. (4 ч.)

Новгородская республика; особенности социально-политического и экономического устройства. Земли Северо-Запада в системе территориально-административного деления Новгородской республики, их стратегическое значение. Монгольское нашествие и Новгород. Борьба Новгородской республики за Балтийское побережье и приневские земли против шведской и немецко-датской агрессии. Крестовые походы, идеология, цели, задачи. Шведские исходы начала ХП-ХШ веков – хроника - военных событий. Александр Невский и Невская битва в свете современной историографии. Военные столкновения и походы вт. пол. XIII - сер. ХIV веков - ход, результаты и значение.

Основание Выборга и Ландскроны. Крепость Ореховец (Орешек) и ее значение в борьбе с агрессией. Ореховецкий договор.и его историческое значение.

Строительство крепостей Копорье, Карела, Орешек, Ям, административных центров Водской, Карельской и Ижорской земли. Включение Новгородских земель в состав Московского гос-ва. Социально-экономическое развитие; население, города, ремесленные и торговые центры, система и структура земледелия в Новгородской республике и ее особенности, сельское хоз-во и промыслы. Христианизация края; этапы, пути и методы. Культура, быт, нравы населения региона.



Тема 5. Северо-Западные земли Российского государства в XV-XVI вв. (3 ч.)

Северо-западные земли в системе стратегических интересов России. Внешняя политика России в ХУ веке. Укрепление северо-западных рубежей (крепости, монастыри).

Экономические связи и военные конфликты России и Швеции вт. пол. ХУ – нач. ХУI веков. Пиратство. Ливонская и русско-шведские войны, вт. пол. ХУI века; задачи, ход, результаты и значение. Ям-Запольский, Плюсский, Тявзинский договоры.

Новгородская земля и край во внутренней политике Ивана Ш и Ивана Грозного. Опричнина на территории Северо-Запада. Политическое и социально-экономическое развитие - писцовые книги как исторический источник. Административно-территориальное деление региона. Состав населения. Новые экономические и культурные центры (Тихвин и др.) их роль. Развитие с/х, ремесел, промыслов и торговли. Заселение территории современного Санкт-Петербурга -.этнический состав. Основные черты культурного развития. Архимандрит Макарий и язычество.



Тема 6. Северо-Запад России в XVII веке. (3 ч.)

Борьба со шведской интервенцией. Северо-западные земли периода Смутного времени. Русско-шведский союз 1608 года. Борьба со шведской интервенцией в 1609-I6I7 гг. Оборона Корелы, Орешка, захват Новгорода и новгородских земель. Договор Новгорода и Швеции. Тихвинское восстание и партизанская война. Столбовский мир 1617 года - переговоры, условия, результат. Ижорская земля - Ингерманландия. Швеция о значении приобретенных земель. Строительство Ниешанца. Военно-политические мероприятия России в борьбе за возвращение прибалтийских и приневских земель. Внешняя политика России сер. ХVII века и русско-шведская война 1656-1656 гг. Кардисский мир. Приневские земли в вопросах российской дипломатии, вт.пол. ХVII в. Политическое и социально-экономическое развитие Ингерманландии; административно-территориальное устройство оккупированных земель, бегство коренного населения, заселение территории. Город Нарва, Выборг, Ниеншанц. Вопросы вероисповедания. Северо-Запад в записках Олеария.

Социально-экономическое и политическое развитие Шелонской и Обонежской пятин. Этносоциальный состав населения. Административные, торговые и ремесленные центры. Особенности экономического и культурного развития.

Тема 7. Северная война 1700-1721 гг. Санкт-Петербургская губерния 18 в. (4 ч.)

Причины Северной войны. Хроника военных действий. Поражение под Нарвой, взятие Нотебурга (Шлиссельбурга) и Ниешанца. Основание Санкт-Петербурга. Кроншлот и его роль. Освобождение Ижорской земли - крепости Ям, Копорье, Нарва, Ивангород, Выборг и Кексгольм. Ништадский мир. Русско-шведские войны и конфликты 18 века.

Образование Санкт-Петербургской губернии (Ингерманландской) и ее административно-территориальное устройство на протяжении 18 века. Роль и значение столицы Российской империи в развитии губернии.

Этносоциальный и культурно-религиозный облик населения. Становление промышленности губернии. Развитие с/х и промыслов. Межевание и раздача земель. Переселенческая политика. Условия быта и жизни населения. Транспортная система и ее роль в становлении экономики региона. Экономические центры. Особенности развития крестьянского и помещичьего хозяйства.

Крестьянские, волнения. Население региона и его участие в политических событиях 18 века.

Императорские и великокняжеские резиденции в пригородах С-Пб. Культурная и религиозная жизнь населения. Развитие культуры и искусства на территории губернии. Деятели науки, культуры и искусства.

Раздел П. Петербургская губерния в XIX в. (14 час.)

Ведение (1 ч.)

Общая хар-ка губернии в 19 веке. Административно-территориальное деление. Границы, уезды губернии. Полезные ископаемые. Население. Окончательное становление этнического населения региона. Конфессии и вероисповедания. Сословный состав населения. Пути сообщения и дороги. Система управления.



Тема 1. Губерния в первой половине XIX века. (5 ч.)

Сельское хозяйство, промыслы. Особенности помещичьего хозяйства губернии. Кризис крестьянского хозяйства. Распространение оброчной системы. Волнения среди крестьян. Быт и ремесла. Характеристика промышленного производства губернии. Конкуренция между крепостными и вольнонаемный трудом.

Начало царствования Александра I. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах и его осуществление в губернии, внешняя политика и ее отражение в жизни губернии.

Российско-шведская война I808-I809 гг. и ее значение для стратегического положения столичной губернии. Петербургское ополчение в Отечественной войне 1812 года. Жизнь губернии после войны. Крестьянские волнения, усиление движения фабричных рабочих. Движение декабристов. Декабристы в политических тюрьмах Шлиссельбурга, Кексгольма, Выборга.



Тема 2. Губерния в предреформенное время (вт. четв. XIX в.) 1 ч.

Ухудшение положения крестьянства в губернии. Крестьянские жалобы на притеснения, чинимые помещиками. Манифест Николая I (апрель 1826 г.) по поводу возникновения в губерниях неповиновения крестьян. Эпидемии холеры 1831 года и крестьянские бунты. Деятельность кружка М. Буташевича-Петрашевского. Попытка создания первичной ячейки будущего социалистического общества в его имении (Волховский район).

Крымская война 1853-1856 гг. и введение военного положения в губерниях. Военные действия на Балтике.

Петербургское народное ополчение 1855 г. и его участие в защите побережья Финского залива. Петербургское морское ополчение 1854 г. Поражение России в Крымской войне и приближение отмены крепостного права.



Тема 3. Отмена крепостного права (3 часа)

Социально-экономическое развитие губернии во второй половине 19 в. Крестьянское хозяйство губернии накануне отмены крепостного права. Подготовка реформы. Указ 19 февраля 1861 г. и его основные последствия для жизни губернского крестьянства. Личное освобождение крестьян. Изменение структуры угодий и на надельной крестьянской земле. Уменьшение размеров крестьянских наделов. Последствия реформы для различных уездов губернии. Размеры оброчных платежей - индикатор уровня развития крестьянских хозяйств. Новое в положении крестьян, перешедших во временнообязанное состояние. Пореформенное надельное землепользование - исходная точка, от которой крестьянские хозяйства губернии пошли по пути капитализма.

Отказ крестьян выполнять барщинные и оброчные повинности. Самовольные порубки лесов. Другие формы проявления крестьянских волнений в пореформенной период.

Прирост крестьянского населения, его последствия для положения крестьянства. Доходы и повинности крестьянских хозяйств в конце 19 века.

Пробуждение губернского пролетариата. Революционная пропаганда среди рабочих. Народническое движение.

Крестьяне и работе в 80-90-е годы. Подъем стачечной борьбы. Сближение социал-демократии с пролетариатом России.

Промышленное развитие губернии в конце 19 века. Губернское земство. Военная жизнь. Стратегическое положение губернии на рубеже веков.

Тема 4. Культура в XIX веке. (4 часа)

Жизнь и быт населения. Народные промыслы. Фольклорные традиции народов губернии. Религиозная жизнь губернии. Храмы русского Севера. Иоанн Кронштадский. Монастырские хозяйства.

В содружестве муз. Творческие мастерские деятелей литературы и искусства. Усадьбы Д.Н. Оленина "Приютино" - приют муз. Имение В.А.Всеволожского "Рябово" и его роль в развитии театрального искусства. Усадьба А.Г.Томилова в Старой Ладоге и летние сезоны художников. Петербургская губерния - родина О.А.Кипренского, В.Д.Поленова, Н.К.Рериха, В.М.Максимова. Гатчина и имена многих деятелей русской культуры - Г.И.Успенского, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.И.Куприна, М.А. Балакирева.

Культура г. Тихвина и Н. А. Римский-Корсаков.

Окрестности Луги и творческая деятельность М.П.Мусоргского, И.Н.Крамского, И. Шишкина, А.К.Толстого. Сиверская - место творчества А.Н. Майкова, И.Крамского. Ораниенбаум - А.К.Глазунова, А.К. Саврасова, И.А. Панаева.

Репинские "Пенаты"- центр русской культуры на рубеже веков.

Научные открытия и изобретения. Гатчина - родина русского воздухоплавания. Археологические исследования в Петербургской губернии. А.Чарнецкий, Л.К. Ивановский. Испытания А.С.Попова. Астрономические исследования СП. Глазенапа в Лужском уезде. Гатчинский сиротский институт и деятельность К.Я.Ушинского.

Архитектура Петербургской губернии. Дворцово-парковые ансамбли. Имения. Городские ансамбли. Народное деревянное зодчество.

Образование, медицина и благотворительные учреждения.
Итоговое обобщение. 1 час.

9 класс (34 часа)



Раздел III. Наш край в 1900 - 1940 гг. (15 час.)

Тема I. Петербургская губерния в условиях ускоренной модернизации страны (1900 - февраль 1917 г.) 7 час.

Губерния на рубеже 19-20 вв. Состав населения. Социально-экономическая характеристика губернии. Органы власти и управления. Деятельность земства. Ускорение развития капитализма и его влияние на жизнь населения деревни. Внедрение капиталистических методов хозяйствования в помещичьих имениях. Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Втягивание крестьянского хозяйства в рыночные отношения. Расслоение крестьянства.

Революционные события I905-I907 гг. и их влияние на жизнь населения губернии. Реакция в губернии на "кровавое воскресенье". Забастовочное движение рабочих. Антиправительственные и антипомещичьи выступления крестьян. Активизация либеральной интеллигенции в уездных городах. Начало формирования структур политических партий в губернии.

Антиправительственные выступления на флоте и в армии. Карательные действия властей на территории губернии. Выборы в I и П Государственные Думы.

Социально-экономическое развитие губернии в 1907-1914 гг. Ускорение промышленного и железнодорожного строительства. Аграрная реформа в Петербургской губернии, ее ход, особенности, результаты и последствия. Выборы в Ш и IV Государственные Думы. Изменения в деятельности земств.

Культура и быт населения губернии. Сельская и городская благотворительность. Интеллигенция Петербургской губернии.

Влияние мировой войны на положение в губернии. Ухудшение условий жизни, падение уровня сельскохозяйственного производства.

Положение в военных гарнизонах. Нарастание недовольства царизмом.



Тема 2. Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния (3 час.)

Хроника революционных событий февраля - марта 1917 г. на территории губернии. Известие о свержении Николая П и его восприятие населением края. Создание новых властных структур, начало их деятельности в городах и уездах. Организация Советов рабочих и солдатских депутатов. Партийная жизнь губернии.

Народ и власть в условиях политического кризиса. Земельный вопрос. Крестьянские выступления весной 1917 г. Борьба политических партий за крестьянство. Корниловский мятеж. Значение в этих событиях Луги, Гатчины, Ямбурга для защиты Петрограда. Усиление большевистского влияния среди населения губернии.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Хроника основных событий на территории губернии. Борьба за власть. Деятельность военно-революционных комитетов. Позиция политических партий в Советах после победы Октябрьского восстания. Сложность политической обстановки ноября 1917 г. - марта 1918 г.

Проведение в жизнь Декрета о земле на территории губернии. Политическое размежевание среди крестьянства. Крестьянские волнения, антисоветские мятежи. Создание комитетов деревенской бедноты.

Гражданская война на территории губернии. Мобилизация в Красную армию крестьян. Первое наступление на Петроград (май 1919г.) белогвардейских соединений. Бои под Ямбургом, на Лужском и Нарвском участках. Гдовский, Ямбургский и часть Лужского уезда в руках белых сил. Создание Северо-западного правительства и формирование Северо-западной армии под командование Юденича. Начало наступления (сентябрь 1919 г.). Взятие Ямбурга; Волосова, Гатчины. Бои в районе Детского села и Стрельны. Победы Красной армии на ближних подступах к Петрограду. Поражение контрреволюционных сил.


Тема 3. Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921 – 1927 гг.)

2 час.

Положение в губернии после окончания гражданской войны. Рост недовольства политикой военного коммунизма. X съезд РКП(б) и реакция населения Петроградской губернии на его решения о замене разверстки натуральным налогом. Кронштадский мятеж. Переход к нэпу. Организация сбора сельхозналога, возрождение частного предпринимательства и рыночных отношений. Развитие крестьянских хозяйств. Восстановление местной промышленности и кустарных промыслов. Развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная, потребительская, кредитная, промысловая кооперации. Сельскохозяйственные коммуны и совхозы. Противоречия нэпа, результаты его осуществления. Развертывание нового промышленного строительства в губернии.

Общественно-политическая жизнь губернии. Деятельность советов, губернских организаций РКП(б) – ВКП(б) и РКСМ. Внутрипартийная борьба и ее влияние на политическую ситуацию в губернии. Деятельность рабочего общества " Смычка".

Культурное строительство в губернии. Развитие образования, организация культурно-просветительской работы. Судьба дворянских усадеб как очагов культуры. Наступление на церковь.

Экономика губернии в конце 30-х годов, необходимость корректировки экономической политики.

Тема 4. Противоречия и трудности в развитии Ленинградской области в условиях сталинского режима. (1927 - 1941) (4 часа)

Образование Ленинградской области. Административно- территориальное устройство и органы власти в конце 20-30-х гг.

Переход к планированию народного хозяйства и определение перспектив экономического развития области. Курс на индустриализацию страны и его осуществление в области. Новое промышленное строительство. Появление новых городов на карте области. Перестройка связей города и деревни. Положение в сельском хозяйстве в конце 30-х гг. Осуществление курса ВКП(б) на коллективизацию. Политика ликвидация кулачества как класса. Особенности коллективизации в области. Колхозы, совхозы, МТС. Судьба потребительской и других форм кооперации. Создание колхозно-совхозного строя и коренные изменения в судьбах крестьянства. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов и совхозов во второй половине 30-х годов. Состояние с/х производства. Противоречия социально-культурного развития области. Народное образование, культурно-просветительная работа, здравоохранение. Судьба национальных школ в области.

Формирование административно-командной системы. Падение роли Советов, усиление партийного аппарата. Репрессии против населения.

Война СССР и Финляндии и ее влияние на положение в Ленинградской области. Ленинградская область накануне Великой Отечественной войны: экономика, социальные отношения и культура.

Раздел IV. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) 8 час.

Тема 1. Боевые действия на территории области (3 час.)

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Патриотический подъем населения области. Боевые действия Северного, Северо-Западного фронтов и Балтийского флота в начале агрессии. Вторжение фашистских войск на территорию области. Вступление Финляндии в войну против СССР и наступление финских войск на Карельском перешейке. Героическая оборона Лужского, рубежа. Бои на подступах к Ленинграду. Взятие Шлиссельбурга – начало блокады Ленинграда. Тихвинская операция и ее значение для обороны города.

Боевые действия на территории области в 1942 году. Невский "пятачок" и Ораниенбаумский плацдарм. Оборона Шлиссельбургской крепости.

Операция ''Искра" и прорыв блокады Ленинграда. Боевые действия в, 1943 году. Наступление Ленинградского и Волховского фронтов (январь 1944 г.) и окончательное освобождение Ленинграда от блокады. Изгнание фашистских войск с территории области. Освобождение Карельского перешейка и выход Финляндии из войны. Полное освобождение Ленинградской земли. Цена победы и ущерб народному хозяйству области.



Тема 2. Партизанское движение (3 час.)

Переход Ленинградской области на военное положение. Формирование народного ополчения (ЛАНО – Ленинградская армия народного ополчения). Участие жителей области в оборонительных боях в начальный период войны. Дорога жизни и ее значение для обороны Ленинграда. Роль коммунистической партии и комсомола в организации сопротивления врагу. Партизанское движение и его организация. Создание Ленинградского штаба партизанского движения.

Особенности и тактика партизанской борьбы на территории области. Деятельность подполья. Три партизанских края. Роль и значение партизанского движения и подполья в обороне Ленинграда и изгнании фашистских войск с родной земли.

Тема 3. Трудовой подвиг жителей Ленинградской земли (2 час.)

Создание чрезвычайных органов руководства. Перестройка промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Организация эвакуации населения, промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства. Патриотический и трудовой подъем населения. Строительство оборонительных сооружений и защита укрепленных районов. Организация жизни и деятельности населения области на территории оккупированных и освобожденных районов. Поставка продовольствия и техники для Ленинграда. Работы по торфоразработкам и лесозаготовкам. Народное хозяйство области в период боевых действий и оккупации. Победа под Ленинградом и освобождение территории Ленинградской земли от фашистских оккупантов.

Жизнь и начало восстановления промышленности и сельского хозяйства области до Великой Победы советского народа. Немеркнущая слава защитников Ленинградской земли. Боевые и трудовые подвиги земляков нашего края, города, района, села, волости.

Раздел V. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области (9 час.)

Тема 1. Возрождение Ленинградской земли (1946 - 1960 гг.) 3 час.

Тяжелые последствия войны: материальный ущерб и людские потери. Задачи восстановительного периода. Восстановление местных органов власти, общественных организаций. Возрождение городов, поселков, сел области. Рост населения. Освоение Карельского перешейка.

Восстановление и развитие промышленности, транспорта, связи. Широкое развитие трудового соревнования среди трудящихся. Достижение в 1949 г. довоенного уровня промышленного производства. Досрочное выполнение годичных четвертей и пятой пятилетки. Рубеж 50-60-х годов - переход к интенсификации индустриального развития области: увеличение мощности действующих заводов и начало строительства крупных предприятий машиностроения, нефтехимии и др. (Тихвин, Кириши, Пикалево, Сланцы и др.)

Возрождение сельского хозяйства. Восстановление и реорганизация колхозов (укрепление их и сокращение количества), шефская помощь селу. Становление совхозов. Меры по усилению механизации и электрификации. Повышение уровня материального благосостояния жителей села. Ленинградцы - участники освоения целинных земель.

Восстановление учреждений народного образования и культуры, забота об их дальнейшем развитии.

Тема 2. Социально-экономическое развитие области в 60-80-е годы (2 час.)

Интенсивное индустриальное развитие Ленинградской области. Новостройки (Киришский нефтехимический комбинат, Кингисеппский "Фосфорит", Тихвинский "Центролит" и филиал Кировского завода, Ленинградская атомная электростанция и др.), развитие энергетики, транспорта, связи. Превращение Ленинграда и области к началу 70-х гг. в единый территориально-экономический комплекс.

Реализация комплексной программы развития сельскохозяйственного производства на основе концентрации, специализации и интенсификации. Введение в строй комплексов по производству молока ("Копорье", "Мгинский","Ленсоветовский"), мяса ("Новый свет", "Восточный"). Трест "Птицепром" (32 птицефабрик) - один из лучших в стране. Создание фирмы по выращиванию овощей "Лето". С 1977 г. все имевшиеся в области колхозы преобразованы в совхозы.

Строительство в области (за 1960-1984 гг. общая жилая площадь увеличилась в области в 2,6 раза и достигла 160,7 кв. м), улучшение коммунального обслуживания, обеспечение товарами народного потребления.

Развитие сети учреждений культуры (в 1981 г. - 965 клубных учреждений, 1421 библиотека, более 1000 киноустановок). Работа по совершенствованию системы образования, достижения в развитии профтехобразования и подготовки молодых кадров. В1984-85 г. профтехучилища Ленинграда и области обучали 115 тыс. юношей и девушек по 360 специальностям. Забота о здоровье жителей области: в 70-е гг. вошли в строй более 40 новых поликлиник и больниц. Первый единый генеральный план развития Ленинграда и области на 1986 - 2005 год. Территориально-отраслевая программа "Интенсификация - 90". Политика перестройки: ускорение, гласность, появление новых форм собственности.

Тема 3. Тема 3. Трудные 90 - е. (2 час.)

Особенности нового исторического этапа (изменение общественно-политического строя, переход к рыночной экономике, демократизация). Новое административное управление в Ленинградской области. Нарастание негативных тенденций в экономике области: падение уровня промышленного производства, сельского хозяйства. Социальные последствия непродуманных реформ: падение жизненного уровня и численности населения, рост безработицы, трудности в области образования, науки, культуры, здравоохранения.



Тема 4. Ленинградская область на рубеже XX-XXI веков (2 час.)

Приоритетные направления социального развития области в программе Правительства (здравоохранение, образование, культура, социальная защита населения, охрана окружающей среды). Увеличение инвестиций в экономику, открытие новых производств, проектирование и начало строительства портов (в бухте Батарейной, в Лужской губе, в Приморске). Врата в Европу.

Почетные граждане Ленинградской области. Юбилейные даты Ленинградской области.

Итоговое обобщение (1 час)

Календарно - тематический план изучения курса в 8 классе




Тема

Кол-во часов

Дата прохождения

Виды и формы контроля

1

Введение

1




текущий




Раздел I. Наша земля с древнейших времен до XIX века

18







2

Тема I. Территория области в древнейшие времена

1




текущий

3

Тема 2. Древняя Ладога.

1




текущий, тестирование

4

Тема 3. Северо-Западная Русь в X-XII веках.


2




текущий, тестирование

5

Тема 4. Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики ХП-ХУ вв.


4




текущий,

сообщения,

тестирование


6

Тема 5. Северо-Западные земли Российского государства в XV-XVI вв.


3




текущий,

сообщения,

тестирование


7

Тема 6. Северо-Запад России в ХVII веке.


3




текущий, тестирование

8

Тема 7. Северная война 1700-1721 гг. Санкт-Петербургская губерния 18 в.

4




текущий,

сообщения,

тестирование





Раздел П. Петербургская губерния в XIX в.

14







9

Введение

1




текущий

10

Тема 1. Губерния в первой половине XIX века.

5




текущий,

сообщения,

тестирование


11

Тема 2. Губерния в предреформенное время (вторая четверть XIX в.)


1




текущий

12

Тема 3. Отмена крепостного права


3




текущий, тестирование

13

Тема 4. Культура в XIX веке


4




текущий, тестирование, защита проектов

14

Итоговое обобщение


1




тестирование, защита проектов




Итого


34








Календарно - тематический план изучения курса в 9 классе




Тема

Кол-во часов

Дата прохождения

Виды и формы контроля




Раздел III. Наш край в 1900 - 1940 гг.

15







1

Тема I. Петербургская губерния в условиях ускоренной модернизации страны (1900 - февраль 1917 г.)


7




текущий, тестирование,

сообщения



2

Тема 2. Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния.


3




текущий, тестирование

сообщения



3

Тема 3. Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921 - 1927)


2




текущий, тестирование

4

Тема 4. Противоречия и трудности в развитии Ленинградской области в условиях сталинского режима. (1927 - 1941)

3




текущий, тестирование




Раздел IV. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.


9







5

Тема 1. Боевые действия на территории области.


3




текущий, тестирование, защита проектов

6

Тема 2. Партизанское движение.


3




текущий, тестирование

защита проектов



7

Тема 3. Трудовой подвиг жителей Ленинградской земли.


3




текущий, тестирование,

защита проектов






Раздел V. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области

9







8

Тема 1. Возрождение Ленинградской земли (1946 - 1960 гг.).


3




текущий, тестирование, сообщения

9

Тема 2. Социально-экономическое развитие области в 60-80-е годы.


2




текущий, тестирование

10

Тема 3. Тема 3. Трудные 90 - е.

2




текущий, тестирование

11

Тема 4. Ленинградская область на рубеже XX-XXI веков


2




текущий, тестирование

12

Итоговое обобщение

1




тестирование




Итого

34











Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница