Лекции по дисциплине «анализ музыкальных произведений»



страница1/10
Дата16.06.2018
Размер1,6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГБПОУ ВО

«Губернский педагогический колледж»

В.Н. Ермакова

ЛЕКЦИИ

по дисциплине

«АНАЛИЗ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Воронеж

2016
Ермакова В.Н.

Лекции по дисциплине «Анализ музыкальных произведений»: Учебное пособие для студентов отделения «Музыкальное образование» педагогических колледжей и училищ. – Воронеж : ГПК, 2016. – 72 с.


В данном пособии представлен лекционный материал по курсу «Анализ музыкальных произведений». Пособие предназначено для студентов музыкально-педагогических колледжей и училищ и может быть использовано студентами музыкальных училищ исполнительских специальностей.

© Ермакова В.Н., 2016


Тема 1. Средства музыкальной выразительности

Мелодия. Гармония. Ритм
Каждый вид искусства обладает своими, специфическими для него средствами создания художественных образов. Некоторые, являясь не столь существенными для основного вида искусства, для другого вида приобретают особое значение. Например, ритм имеет особо важное значение для тех видов искусства, произведения которых протекают во времени (для музыки, танца, сценического искусства). В то же время каждый вид искусства обладает специфическими только для него выразительными средствами. Такова, например, мелодия – явление, характерное для музыки.

К важнейшим выразительным средствам музыки относятся: мелодия, ритм, гармония, фактура, тембр и т.д.



Мелодия (от греч. «мелос» – песня) – это одноголосная последовательность звуков, метроритмически и ладово организованная и имеющая образно-смысловое значение, т.е. это одна из составных частей музыкальной ткани, линия развития любого голоса. Это первое, наиболее узкое значение слова «мелодия».

Мелодия и сопровождение. Здесь имеется в виду, что мелодия это главный голос.

Под мелодичностью часто понимается общая песенность произведения (творчество Чайковского).

Мелодия – наиболее доступное выразительное средство. Именно в мелодии наиболее ярко проявляются национальные черты в музыке.

Мелодика – наука, изучающая мелодию.

В речи человек придает словам то или иное значение путем особых оттенков речи, называемых интонацией. Музыкальная интонация (от лат. – громко произношу) – высотная организация звуков по горизонтали – родственна по происхождению речевой, но между ними есть существенная разница. Речевую интонацию очень трудно нотировать. Вот почему музыкальные интонации строго отбираются. Музыкальная интонация в мелодии должна быть очень выразительной. Конечно, полное проявление мелодия имеет в совокупности с другими элементами музыки (гармонией, ритмом, фактурой). Но и в самом мелодичном рисунке есть средства, способствующие выразительности мелодии (интервалика, звуковысотная линия).

Типы мелодии:

1) Постепенное восходящее или нисходящее движение, тесно связанное с поступенностью, передает развитие образа, приводящее к кульминации (точке наивысшего напряжения). Очень часто в постепенное движение на слабых долях вклиниваются скачки (4, 5), которые заполняются поступенным движением в противоположном скачку направлении. Скачки разнообразят поступенное движение. Кульминационными в таких мелодиях обычно бывают крайние звуки (вступление к I части «Патетический сонаты» Бетховен).

2) Движение по аккордовым звукам связано с музыкой драматического, иронического, торжественного (связь с кличами, призывами) характера. Эти интонации часто передают образы волевые, решительные. Но мелодия не может долго строиться по аккордовым звукам (Бетховен «Аппассионата», гл. п. I ч., тема финала), обычно секунды рассеивают это движение.

3) Движение, появляющееся в результате подготовки («раскручивания»). После такого «раскручивания» обычно следует «бросок»  чаще восходящий скачок. Ассоциации здесь более разнородные: просветление, накопление энергии (Моцарт, Прокофьев).

4) Мелодия со скрытым двухголосием, где один «голос» отстоит от другого на широкий интервал, характерна для полифонии.

Ритм (от греч. – размеренный) свойствен как пространственным, так и временным искусствам. В музыке можно говорить о двух значениях слова «ритм»:


  1. соотношение длительностей в такте (узкое значение);

  2. соотношение пропорций.

Если мелодия порождена речевой интуицией, то ритм порожден размером речи. Он имеет формообразующее и выразительное значение. Без ритма мелодия превратилась бы в случайную последовательность звуков и пауз (в этом его формообразующее значение). Кроме того, с помощью ритма можно усилить или ослабить устойчивость или неустойчивость интонации (так, например, долгий звук на сильной доле воспринимается как более устойчивый).

О ритме в музыке часто говорят, что он бывает плавным или порывистым. В первом случае ритмический рисунок складывается из однообразных длительностей. Порывистый ритм, передающий волнение, отличается разнообразием рисунка. Ритм может выполнять и роль изобразительного средства.



Ритмический рисунок наполняет метрическую «сетку» конкретными соотношениями длительностей звуков. И если размеров сравнительно немного, то ритмических рисунков – бесконечное множество, и они очень индивидуальны:

1) Равномерный ритмический пробег создает ощущение напряженности (особенно в быстром темпе) или танцевальности (Бетховен, соната № 10; Вебер, вальс из оперы «Вольный стрелок»; Шопен, вальс cis-moll). Выразительность равномерного ритма во многом зависит от темпа.

2) Ритмический скачок (не обязательно сопровождается мелодическим скачком) – это переход от мелких длительностей к крупным и наоборот. В кульминации ритмический скачок часто совпадает с мелодическим (Шопен. Прелюдия e-moll).

3) Пунктирный ритм часто оказывается связанным с торжественными или драматическими образами (Чайковский. Гл. п. Большой сонаты – торжественный характер; Бетховен I ч. 12-й фортепианной сонаты – траурный марш); не менее часто встречается он в танцевальных темах (мазурки Шопена, Лядова, Скрябина).



  1. Синкопированный ритм обладает упругостью, пружинностью (танцы), междутактовая синкопа может способствовать слиянию частей, созданию эффекта легкого, «парящего» движения («Как мимолетное виденье...»).

  2. Суммирование («Петушок-петушок»).

  3. Дробление («Ладушки-ладушки»).

Ритм в широком смысле – соотношение продолжительности мелких и крупных обособленных частей формы. В простейших случаях части форма равны друг другу. Однако соответствие продолжительности частей может быть весьма приблизительным. В небольшой форме последующая часть может быть шире первой. При этом различие в их длине не ощущается как диспропорция, а представляется усовершенствованием строения.

Организация времени в музыке начинается с его деления на счетные доли, с пульсации. Счетные доли различаются по значимости, «тяжести»  подобно ударным и безударным слогам словесной речи. Тяжелые доли акцентируются не только динамически, но и фактурно, гармонически.

Определенная последовательность сильных и слабых долей называется метром и находит свое числовое выражение в размере (такта). Метр бывает простой и сложный.

Слово «гармония» имеет два значения: в одних случаях гармония выступает как «строительный материал» (динамическое свойство гармонии), в других – как краска (колористическое свойство гармонии).

В области аккордики функциональность выражается в противопоставлении тоники и других созвучий. Дополнительное напряжение создают альтерированные аккорды. Неаккордовые звуки постоянно образуют противоречия с аккордами.

Для развития музыкальной формы средств одной тональности недостаточно. Для создания новых напряжений и противоречий, а также для смены колорита применяется модулирование. Соотношения тональностей подобны соотношениям аккордов. Функциональность в тональных соотношениях проявляется в противопоставлении главной и всех других тональностей (подчиненных). Введение подчиненной тональности создает напряжение, сила которого зависит от степени родства ее с главной тональностью. Формула T-D-S-T в общем виде определяет распорядок тональностей. Значение S-вой функции особенно велико в укреплении тоники.

В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях:

• во взаимосвязанности каденций;

• во взаимосвязях главной и подчиненных тональностей и различных подчиненных тональностей между собой;

• в количественном соответствии неустойчивости внутри формы и устойчивости в конце ее.

Осознание гармонии как краски происходит в позднем творчестве Бетховена и особенно характерно для творчества композиторов-романтиков. Происходит увлечение продолжительностью звучания гармонии, которая украшается фактурой (Дебюсси «Лунный свет»). Большое значение приобретает расположение аккорда, динамика его звучания, что приводит к умалению роли мелодии, ритма.

Мелодия и ритм действуют как бы сообща, а гармония действует противоположно ритму, т.е. чем сложнее ритм, тем проще гармония и наоборот. Иногда неразвитая мелодия выигрывает за счет красочной, разнообразной гармонизации (Шопен. Прелюдия E-dur) и наоборот: изысканная мелодия гармонизуется просто (Шопен. Ноктюрн Es-dur). Таким образом, гармония стоит несколько особняком, не подчиняясь ни ритму, ни мелодии.

Важную роль в музыке играет фактура (от латинского – обработка). В музыке под фактурой понимается способ изложения музыкального произведения. Фактура во многом определяет жанр и характер произведения. Фактура бывает одноголосная и многоголосная. Одноголосие широко распространено в народной музыке. Многоголосие имеет четыре разновидности:


  1. гомофония – господство одного главного голоса, выразительности которого подчинены остальные голоса;

  2. полифония – самостоятельность, равноправность голосов, каждый из которых имеет самостоятельную мелодическую линию;

  3. гетерофония – нечто среднее между гомофонией и полифонией. Подобная фактура напоминает развитый аккордовый склад, но при наличии подголосков. Совпадение каденций во всех голосах идет от гомофонии, а ритмический контраст – от полифонии;

  4. сложная фактура – сочетание элементов различных видов фактуры (например, бас и сопрано ведут мелодию, а средние голоса аккомпанируют).

Л.А. Мазель рассматривает фактуру как совокупность голосов произведения с точки зрения их характера, их сочетания и их функций в музыкальном целом. Функции голосов: главный мелодичный голос, бас; педаль, гармоническая или мелодическая фигурация; голос, содержащий ритмическую формулу; контрапункт.

Смены фактуры в музыкальном произведении происходят значительно реже, чем, например, смены гармонии. Одна и та же фактура часто является одним из постоянных факторов, определяющих характер музыкальной выразительности. Резкая и определенная смена фактуры обычно означает начало нового построения. Существует понятие фактурной модуляции, когда новая фактура (или важный элемент) появляется в конце предыдущего построения.

Характеристика фактуры может даваться в самых различных планах: говорят о фактуре сложной и простой, густой и прозрачной, оркестровой и фортепианной, о фактуре, типичной для того или иного жанра, наконец, о фактуре гомофонной и полифонической. В соответствии с последним музыкальные формы принято делить на гомофонные и полифонические.
Тема 2. Классификация и эволюция музыкальных жанров
Жанром называются исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и местом исполнения, а также с особенностями содержания и формы.

В музыкальной науке сложились различные системы классификации жанров. Одни (В. Цуккерман) выдвигают на первый план фактор содержания, другие (А. Сохор) – фактор общественного бытования (т.е. жизненного предназначения музыки, обстановки ее исполнения и восприятия). Сложность классификации музыкальных жанров связана и с их эволюцией. Развитие музыкального искусства приводит к модификации старых жанров и возникновению новых. Музыкальный жанр отражает и национальную специфику музыкального произведения. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано с разных точек зрения или один и тот же жанр может оказаться в нескольких жанровых группах. Например: опера − жанр музыкального творчества; вокально-инструментальный (по способу исполнения); театрально-драматический (по месту исполнения и связи со смежным искусством); по историческому «облику» и национальной принадлежности – например, итальянская опера seria и buffa; по индивидуальной характеристике – например, опера-былина «Садко» Римского-Корсакова, «лирические сцены» – «Евгений Онегин» Чайковского.

Можно выделить и «жанры внутри жанров». Так, арии, ансамбли, речитативы, хоры, симфонические фрагменты, входящие в оперу, можно определить как различные жанры вокальной и инструментальной музыки.

По назначению музыкальные жанры можно подразделить на непосредственно связанные с потребностями человека, звучащие в быту, – бытовые и народно-бытовые жанры (сопровождавшие всевозможные трудовые процессы, ритуальные действия, триумфальные процессы, обряды, заклинания и др.), и жанры, не имеющие определенных жизненно-бытовых функций.

Что считать первоосновой жанра? Одни (В. Цуккерман) рассматривают в качестве первоосновы песню и танец; другие (С. Скребков) говорят о 3-х жанровых типах – декламационности (связь со словом), моторности (связь с движением) и распевности (самостоятельная лирическая выразительность); третьи (А. Сохор) прибавляют к этим трем типам инструментальную сигнальность и звукоизобразительность.

Новые бытовые жанры появлялись постоянно. К эпохе Возрождения относится, например, начало формирования инструментальной сюиты, состоявшей из бытовых танцев того времени. Сюита послужила одним из источников возникновения симфонии.

Бытовые песенно-танцевальные жанры (немецкие, австрийские, славянские, венгерские) послужили одной из основ, на которых сложилась венская классическая школа. Новые жанры музыки революционной Франции нашли отражение в героическом симфонизме Бетховена.

Зависящие от социально-исторической обстановки, факторы места, условий исполнения и бытования музыкальных произведений, активно влияют на формирование и эволюцию музыкальных жанров.

Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры.



Вокальные жанры (кроме вокализа) связаны с поэтическими (реже прозаическими) текстами. Вокальные произведения делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Они могут быть чисто вокальными (а capella) и вокально-инструментальными (особенно с XVII в.). Вокальные произведения с сопровождением одного или нескольких инструментов относятся к камерным вокальным жанрам, с сопровождением оркестра – к крупным вокально-инструмен-тальным жанрам (оратория, месса, реквием, пассионы). Все эти жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (хор, солисты, оркестр).

Инструментальные жанры ведут свое происхождение от танца, шире – от связи музыки с движением. Основные жанры инструментальной музыки – сольной, ансамблевой, оркестровой – сложились в эпоху венской классики (2-я пол. XVIII в.).

В эпоху романтизма в инструментальной музыке возникают так называемые поэмные жанры – баллада, поэма (фортепианная и симфоническая), а также лирическая миниатюра. В этих жанрах проявляется влияние смежных искусств, тенденция к программности, взаимодействие лирическо-психологического и картинно-жи-вописного начал.

Продолжают применяться и многие старинные жанры (XVII-1-я пол. XVIII вв.). Некоторые из них в романтическую эпоху трансформировались (например, прелюдия и фантазия), другие не испытали существенных изменений (concerto grosso, пассакалия, так называемый малый полифонический цикл – прелюдия и фуга).

В зависимости от содержания музыкальные жанры подразделяются на драматические, лирические и эпические. Такая классификация музыкальных жанров заимствована из теории литературы.

В творческой практике жанры часто связаны с определенными формами, хотя эта связь относительна. Такие жанры, как прелюдия, этюд, фантазия, баллада, поэма и др., не связаны с определенными формами. Здесь важны только масштабы формы – меньшие (двух-, трехчастная) или более крупные (сонатная, рондо и др.).

Старинная сюита (XVII - XVIII вв.) как жанр была тесно связана с определенной циклической формой. В новых же сюитах (XIX в.) определенная форма перестала соблюдаться.

Тесно связаны между собой жанр и форма сонаты. В XVIII в. зародился и созрел новый жанр классической сонаты, состоящей из трех или четырех частей разного характера. Эта традиционная связь жанра с определенной общей структурой позволяла говорить о сонате как о циклической форме. Нельзя смешивать понятие сонаты, как циклического жанра, с понятием сонатной формы.

Более тесна связь жанра и формы в сочинениях, называемых рондо. Иногда название «рондо» дается произведениям, подходящим к нему по жанру, но написанных в других формах (например, рондо D-dur Моцарта создано в ясной сонатной форме, а финал одиннадцатой сонаты A-dur Моцарта – «Alia turca» – написан в сложной трехчастной форме с припевом).

Наиболее тесно связаны жанр и форма вариаций. Само наименование в данном случае подразумевает одновременно и жанр, и форму.
Классификация музыкальных жанров

(М.И. Ройтерштейн)



I. Инструментальная музыка:

а) пьеса (танцы, прелюдия, токката, ноктюрн, рондо, рапсодия, поэма, фантазия, программные пьесы):

б) вариации;

в) циклические произведения – сюитные (сюиты) и сонатные (сонаты, ансамбли, концерты, симфонии).



II. Вокальная музыка.
Камерная вокальная музыка:

а) песня (романс, баллада, ария, элегия, серенада, баркарола);

б) вокальные циклы.

Хоровая музыка:

а) хоровая миниатюра;

б) хоровой цикл (хоровая сюита, хоровой концерт);

в) кантата, оратория;

г) произведения литургического характера православной («Литургия» Чайковского и Гречанинова, «Литургия» и «Всенощная» Рахманинова) и католической традиции (мессы, пассионы, «Страсти», реквием).

III. Музыкально-театральные произведения:

опера,

оперетта,

балет,

мюзикл

IV. Программная музыка:

драматическая увертюра,

симфоническая поэма (Лист),

симфоническая картина (Лядов, Дебюсси).


По условиям исполнения:

бытовая,


концертная (камерная и симфоническая),

театральная.



Жанровый комплекс – комплекс средств музыкальной выразительности, характерных для данного жанра. Жанровый комплекс чаще всего включает в себя темп, размер, фактурно-ритмическую формулу аккомпане­мента. Например, для вальса характерны: подвижный темп, размер ¾, «вальсовая» формула аккомпанемента (бас на сильную долю и дважды повторенный аккорд на вторую и третью доли); для мазурки – подвижный темп, размер ¾, пунктирный ритм на сильную долю и та же, что и в вальсе, формула аккомпанемента; для польки – подвижный темп, размер 2/4, гомофонно-гармоническая фактура, в аккомпанементе – бас-аккорд, ритмическая формула
Тема 3. Интонация. Музыкальная драматургия
Слово «интонация» (от лат. intono – громко произношу) имеет несколько значений.

  1. Музыкальная интонация – кратчайшее осмысленное построение («молекула музыки» – М.И. Ройтерштейн).

  2. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений (интервалов) при музыкальном исполнении, т.е. исполнительская интонация.

  3. Интонировка музыкального инструмента – специальная операция при настройке музыкальных инструментов, в результате которой достигается ровность всех участков и точек звукоряда по громкости и тембру.

  4. В западноевропейской музыке до середины XVIII в. интонацией называлось краткое вступление к вокальному или инструментальному произведению (или циклу), аналогичное интраде или прелюдии. В григорианском пении интонация предназначалась для установления тональности напева и высоты его начального тона и была первоначально вокальной, а с XIV в., как правило, органной. Позднее интонации сочинялись также для клавира и других инструментов. Наиболее известные органные интонации, созданные в XVI в. А. и Дж. Габриели.

Музыка тесно связана с речью, и эта связь определяет богатые выразительные возможности музыки. Одна из самых существенных основ музыкальной выразительности заключается в способности голоса передавать эмоциональные состояния человека. Стон, плач, смех, радостное восклицание – все это формы выражения эмоционального состояния человека через звуки его голоса. Живая речь человека также передает его мысли и чувства не только через значения произносимых им слов, но и через само звучание голоса, через изменение высоты звука, его силы, через ритм и темп речи, т.е. через интонации. Слушая диалог, нередко можно уловить характер речи, не понимая отдельных слов. Интонации бесконечно многообразными способами передают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к тому, что он говорит, и к тому, с кем он говорит. Недаром по интонациям судят об искренности слов.

Музыка и ее важнейшая основа – мелодия – далеко не всегда ставят своей задачей художественное воспроизведение речевых интонаций, их изображение, ибо музыка в основном не является искусством изобразительным. Но выразительность мелодии базируется на способности голоса передавать эмоциональные состояния человека. Это относится не только к вокальной, но и к инструментальной мелодии, ибо пение есть основа и первоисточник мелодии вообще. Это и имеют в виду, когда говорят об интонационной природе музыки.

С речью, со словом, с поэзией музыка была очень тесно связана в своем реальном историческом развитии. Отсюда – большая близость ряда закономерностей речи и музыки.

Сходство музыкальных и речевых интонаций.

Звуки речи и вокальные мелодии производятся голосом. И речь, и мелодия обладают некоторым средним темпом, от которого возможны отклонения в ту или иную сторону; делятся на фразы, окончания которых обычно связаны с интонационным и динамическим спадом.

Многие инструментальные мелодии свободны от ряда условий и трудностей вокального интонирования и не ограничены объемом и другими особенностями человеческого голоса и дыхания. И все же закономерности остаются теми же самыми. Известно, что при исполнении инструментальной мелодии исполнитель внутренне («про себя») ее напевает, интонирует, и это часто даже вызывает напряжение голосовых связок.

Под музыкальными интонациями понимаются небольшие музыкально-вы-разительные частицы мелодии, мельчайшие мелодические обороты. Мелодические интервалы (секунда, кварта, секста и др.) становятся в конкретной мелодии интонациями, ибо приобретают ту или иную выразительность.



Отличия музыкальных и речевых интонаций.

Речевое интонирование сопутствует смысловому значению слов. Музыкальная же интонация является самостоятельным носителем музыкального смысла, главным средством создания музыкального образа. Это относится и к инструментальной, и к вокальной музыке.

Интонации речи носят скользящий, глиссандирующий характер. Музыкальное интонирование связано с точно фиксированными высотными соотношениями.

Та или иная музыкальная интонация предопределяется композитором. Исполнитель своими средствами выявляет авторскую интонацию и истолковывает ее в соответствии со своими индивидуальными позициями. Слушатель воспринимает, воспроизводит в своем сознании, переживает и усваивает композиторскую интонацию. Таким образом, музыкальная интонация связывает воедино музыкальное творчество, исполнительство и слушание (Б. Асафьев).

Чтобы быть понятым слушателями, композитор в своем творчестве не может не опираться на уже известные окружающей общественной среде и усвоенные ею музыкальные и немузыкальные звукосопряжения. Из музыкальных интонаций особую роль в качестве источника и прототипа для композиторского творчества играют интонации народной и бытовой музыки. Из немузыкальных звукосопряжений аналогичную роль играют имеющиеся в каждом национальном языке устойчивые интонационные обороты, обладающие определенным значением.

Композитор может воспроизвести эти бытующие интонации или создать новые, оригинальные интонации. При этом в творчестве каждого автора можно выделить типовые интонации, вариантами которых является все остальные. Совокупность таких типовых интонаций, характерных для данного композитора, образует его «интонационный словарь» (Б. Асафьев).

Народные и бытовые интонации являются характерными элементами соответствующих жанров музыкального фольклора и бытовой музыки. Поэтому «интонационный словарь эпохи» тесно связан с бытующими в данную эпоху жанрами. Опора на тот или иной жанр во многом определяет доходчивость, «понятность» музыки для слушателей данного общества.

Интонации могут подвергаться преобразованию как в рамках творчества одного композитора, так и в рамках одного музыкального произведения. Здесь возможны варьирование, создание нового варианта или качественное развитие какой-либо одной интонации. Понятие интонационного развития связано также с сочетанием различных интонаций.

Взаимное расположение и соотношение интонации в произведении составляет его интонационную структуру, а внутренние образно-смысловые связи интонаций в непосредственной последовательности или на расстоянии («интонационной арки»), их развитие и преобразование – интонационную драматургию, которая является важнейшим средством раскрытия содержания музыкального произведения.

Вопросы о сущности музыкальной интонации, интонационной природе музыки издавна разрабатывались наукой. Они были поставлены уже в музыкальной теории и эстетике античности (Аристотель), а затем средневековья и Возрождения (В. Галилей). Значительный вклад в их разработку внесли французские музыканты XVIII в. (Руссо, Дидро). Большое значение для развития теории интонации имели труды и высказывания русских композиторов и критиков XIX в. (Даргомыжского, Серова, Мусоргского, Стасова). Своеобразное учение об интонации разработал в начале ХХ в. Б.Л. Яворский. Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонационной природе музыки, о ее связи с интонацией речи, о роли бытующих интонаций эпохи и многом другом обобщены и развиты в многочисленных трудах Б.В. Асафьева.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница