Лекции по дисциплине «Методология научного познания»



страница1/4
Дата12.09.2017
Размер0,56 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4



Преп. – Нехамкин В.А.

Лекции по дисциплине «Методология научного познания»

Лекция 1. «Философия и наука: формы взаимодействия».

Вопросы.

1. Предмет философии науки.

2.Определение содержания категории «наука».

3. Функции философии науки.


1. Предмет философии науки.

Философия науки – область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. (Сходная дисциплина появилась в 20 в. – науковедение). Хотя философское (гносеологическое и методологическое) изучение научного знания имеет долгую историю (вспомним «наукоучение» И.Г. Фихте, позитивизм О.Конта), сам термин получил распространение лишь в 20 веке в работах Карнапа, Рейхенбаха, Гемпеля.

Включает материал иных разделов философии (гносеологии, социальной философии, этики) и, в свою очередь, влияет на них.

Причины возникновения.

1.Многие ученые выступали и как философы. Примеры: Пифагор, Аристотель, Галилей, Коперник, Дарвин, Менделеев, Эйнштейн.

2. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, поставляемую естественными и гуманитарными науками. На этой основе разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве и времени, системности познания.

3. Философия включает ряд категорий научного познания («атом», «вещество» и т.п.), использует научное понятие закон (законы диалектики Гегеля).

4. Философия соответствует критериям научности: а) объективности; б) рациональности; в) эссенциалистской направленности; в) системности знания (упорядоченность по особым признакам; г) проверяемость.

Вывод: поскольку философия тесно связана с наукой, постольку наука как особый объект тоже должна ей осмысливаться.

Проблематика.

А) определение содержания понятия «наука».

Б) выявление генезиса науки, основных этапов ее развития, качественная характеристика каждого из них.

В) анализ методологии научного познания, осуществление классификации его методов.

Г) этические вопросы в развитии научного познания.

Д) закономерности развития науки.

Е) НТП и его характеристика.

2.Определение содержания категории «наука».

Выявление сущности науки. Это – сложный феномен. В самом общем виде – деятельность, направленная на получение знаний о реальности. Эти знания универсальны: о событиях, процессах, мире объективном и субъективном, самой науке. Наука основана на доказательстве, а не вере. Включает методы познания и особый язык.



Наука=знания+деятельность+институты.

Два варианта определения науки: а) поэлементный; б) универсальный.



Наука как знание – широкая познавательная сфера, характеризующаяся внутренней упорядоченностью и системностью составляющих ее элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию объективной сущности вещей и процессов, соответствующих этим элементам.

Есть: а) наука переднего края; б) твердое ядро науки; в) история науки.

Имеют место тенденции к интеграции и дифференциации научного знания. Так, с одной стороны, есть наука история. С другой стороны, она состоит из ряда разделов: история семьи, женщин, культуры, войн. Вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (теория и методика изучения и использования источников), археография (вопросы изучения письменных источников), дипломатика (изучение юридических и других исторических актов), генеалогия (изучение происхождения родов) и т.д.

Наука как деятельность – тип активности, направленный на производство объективно истинного знания, в основании которого лежат ценность, идеалы, регулятивы субъекта познания.

Данная деятельность протекает в рамках социальных институтов. В Европе оформление науки в таком виде происходит в 17-18 вв. Образуются сообщества, академии, выходят научные журналы. Образовательный сектор науки (Университеты) дополняется исследовательским (Лондонское Королевское Общество, Парижская Академия наук, Российская Академия наук – 1725 г., Л. Эйлер, затем -Е.Р.Дашкова), специализированные учебные заведения (Горные училища в Париже и Петербурге, парижская политехническая школа) закрепляют разделение науки на фундаментальную и прикладную. С сер. 19 в. – отраслевая наука (проблемно-прикладные разработки).

Универсальные определения.

Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания (С.А. Лебедев).

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на создание новых знаний о природе, обществе, мышлении и включающая следующие элементы: 1) ученых с их знаниями; 2) научные учреждения; 3) методы работы; 4) сумму наличных знаний.

Методы философии науки:

А) исторический: в ФН выявляются этапы развития науки.

Б) системный анализ: наука рассматривается как система, нацеленная на получение знаний об окружающем мире.

В) структурно-функциональный анализ: выявляется структура (элементы и их связь) науки в целом и ее отдельных элементов (например, научной теории).

Г) сравнительный анализ: сопоставляются различные этапы и элементы (теория, гипотеза, закон) научного знания.

Д) уровневый подход: выявляются уровни научного познания – эмпирический, теоретический, метатеоретический.

3. Функции философии науки. К ним относятся следующие:


  1. Выявление содержания категории «наука».

  2. Философский анализ научного знания.

  3. Выявление динамики и перспектив развития науки.

  4. Установление закономерностей развития научного знания.

Лекция 2.Исторические этапы развития методологии научного познания (античная, средневековая, классическая наука).

Вопросы.


  1. Проблема происхождения науки.

  2. Наука в Древней Греции. Предпосылки ее возникновения.

  3. Средства познания в Средние века.

4. Методология классической науки.
1.Проблема происхождения науки.

Есть ряд точек зрения по вопросу о происхождении науки.

а) наука – выражение опыта практической и познавательной деятельности вообще. Тогда время рождения науки – первобытность, когда начали накапливаться и передаваться знания (Дж. Бернал «Наука в истории общества»).

б) наука – знание с его обоснованием. Тогда место возникновения науки – Др. Греция (5 в. до н.э.). Так, в Египте и Вавилоне накоплены значительные математические знания, но только греки стали доказывать теоремы.

в) наука - экспериментальная деятельность, опытное знание. Р. Бэкон (13 в.) – Ф. Бэкон (16 в.). Следовательно, наука зародилась в Средние века (П.Дюгем).

г) наука – естествознание, умеющее строить математические модели, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения с помощью мысленного эксперимента. Возрождение на новом уровне античной физики + социальный институт (Лондонское Королевское общество – 1662 г., Парижская академия наук -1666 г.) Время возникновения науки – 16-17 вв.

д) наука – совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Возникает профессия «ученый». Время возникновения науки – конец первой трети 19 в.

На мой взгляд, родина науки – Древняя Греция.

2. Наука в Древней Греции.

Предпосылки: а) демократия (разделение умственного и физического труда, свобода слова); б) правовые нормы (софисты, доказательность); в) разделение в познавательном процессе рационального от иррационального.

Результат – появление первого основания науки: рациональной обоснованности, т.е. познание в форме доказательства путем апелляции к реально удостоверяемым причинам. Так построены: медицина Гиппократа, геометрия Евклида, история Геродота.

Важная особенность становления науки в Др. Греции – жесткое разделение знания на теоретическое и прикладное при доминировании первого. Пример: Платон.

В Др. Греции появились благодаря этому следующие формы познавательной деятельности: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Три базовых науки.

А) Математика (геометрия, алгебра). 2 особенности их развития: а) развернутое текстовое оформление; б) строгое рационально-логическое обоснование. Следствие – появление теорем (Фалес, Пифагор), которые доказывались.

Б) Физика (носила внеэкспериментальный характер)- наука о природе, которая предполагала ее познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Отсюда поиск первоосновы сущего (архэ). У фалеса – вода, Анаксимена – воздух, Анаксимандра – айперон, Пифагор – число, Демокрит – атомы и т.д. Движение от конкретного к абстрактному: поиск монистических основ природы.

В) История (Геродот, Фукидид). Представления о каузальных связях в обществе. Работа с источниками. Отделение (у Фукидида) фактов от мифов.

Недостатки становления науки в Др. Греции: 1) жесткое разделение теоретического и прикладного знания; 2) отрицание возможности взаимодействия физики и математики (Аристотель: математика – наука о неподвижном, физика – подвижном бытии); 3) отсутствовал эксперимент как метод проверки теоретических положений. Хотя отдельные опыты проводились: выяснение размера Земли (Эратосфен); измерение видимого диска Солнца (Архимед); вычисление расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Птолемей).

Выводы: 1) в Др. Греции появляются важные предпосылки развития науки – идеальные модели и система обоснования теоретических положений; 2) оформляются как автономные дисциплины математика, естествознание, история; 3) происходит первичное размежевание науки и философии, в которой образуются следующие разделы – онтология, этика, эстетика, логика.

3. Средства познания в Средние века.

Начинаются формально с 6 в. и продолжаются до 14-15 вв. Главное – диктат церкви (инквизиция). Философия, науки – «служанки богословия» (Ф. Аквинский). В Университетах – доминирование теологии тоже в процессе обучения, схоластика.

Особенности средневекового мировоззрения: 1) универсализм (тяготение к всеобъемлющему познанию); 2) символизм – любая вещь – олицетворение Бога; 3) иерархизм: символы по мере удаления от Бога делились на высшие и низшие (вода «благороднее» земли, воздух – воды); 4) геоцентризм.

Специфика работы ученых: 1) протекала в русле религиозных представлений, в том числе и на природу; 2) не было концепции объективных законов, без которых невозможно естествознание; 3) анализ понятий, а не вещей.

Препятствовали развитию отдельных отраслей науки. Так, анатомия в Средние века находилась под запретом, что мешало заниматься медициной.

Развивались алхимия с астрологией. Много магии, заклинаний. Отдельные позитивные достижения: 1) правила проведения опытов (алхимический рецепт); 2) наблюдение за планетами и создание моделей планетарных движений (астрология).

См. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Препятствия на пути развития естествознания:

1.Отсутствовала идея самодостаточности природы, выявления ее законов.

2. Теологически-текстовый характер деятельности.

3.Полумистический характер «опытов» в науке: магия+эксперимент.

4. Отождествление субъективного и объективного.

5. Вера в авторитет. Галилей попросил одного сторонника Аристотеля взглянуть в телескоп, чтобы убедиться в наличии пятен на солнце. Ответ: «Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз».

Итог – опытная наука возникает, начиная с Галилея, т.е. с 16 в.



4. Методология классической науки.

Время возникновения Классической науки – 15-17 вв. Образцы КН - гелиоцентрическая система мира Коперника – Галилея, геометрия Декарта, механика Ньютона (3 закона движения, «Математические начала натуральной философии»).

Причины появления: а) опора на разум (мышление) «Я мыслю, следовательно, существую» Декарта; б) доминирование естественных наук – математика, физика («Книга природы написана на языке математики» - Бэкон); в) экспериментальный метод и его господство (мысленный эксперимент – Галилей); г) поиск законов природы.

Характерные черты классической науки.

А) Финализм – стремление к достижению абсолютно истиной системы знания. Ньютон (абсолютное пространство и время), Дешан «Истина, или истинная система».

Б) имперсональность – рассмотрение знания как объективно сущего, элиминация субъекта как носителя ценностей.

В) наивный реализм – признание зеркального соответствия знаний действительности.

Г) динамизм – установка на понимание окружающего мира как жестко детерминированного, где нет места случайности. Случайность – отражение меры нашего незнания. Лейбниц, Гольбах, Лаплас. Идея всеобщей предсказуемости.

Д) сумматизм – ориентация на сведение сложного к простому. Целое рассматривается как сумма частей.

Е) механицизм – преувеличение возможностей механики как способа миропонимания. Мир и человек рассматривались как машины, механизмы. Пример – Ламетри.

Ж) каузальность – все в мире связано естественными причинами.

З) соединение эмпирической и практической деятельности. Эволюция этого процесса шла 14 веков.

И) гипотетико-дедуктивный метод: логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация. (Галилей: «пустотная механика», которая базировалась на принципах индукции и мысленного эксперимента). Логика мысленного эксперимента: «если бы совершенно устранить побочные эффекты эмпирического уровня, то …».

Итоги развития классической науки как методологической стратегии.

А) отсутствие абсолютной истинности знания. Декарт: «первое правило для руководства ума» - «подвергай все сомнению».

Б) десакрализация пространственно-временных представлений.

В) демократизация и эффектизация научного поиска: «истина – дочь времени, а не авторитета» (Бэкон).

Г) внедрение в знания понятия числа и величины (метризация и операционализация).

Д) естественные объяснения природы, базирующиеся на признании каузальных связей.

Итог развития классической науки – «последовательная методология эксперимента и математического анализа» (Дж. Бернал).

Лекция 3. Методология неклассической науки.

Вопросы.


  1. Предпосылки становления неклассической науки.

  2. Характерные черты современного типа науки и ее методология.

  3. Роль неклассической науки в методологии научного познания.

1. Предпосылки становления неклассической науки.

Время – ХХ в. Научные предпосылки – открытие электрона (1897 г.), множественный мир элементарных частиц. Концепции: теорема Геделя о неполноте формальных систем (их отдельные положения нельзя доказать или опровергнуть в рамках данной системы), теории относительности Эйнштейна и дополнительности Бора, синергетика И. Пригожина, системный подход Л. Берталанфи.

Предпосылки идейные.

А) ПСИХОАНАЛИЗ (Фрейд). Рассказ о нем. Идеи для неклассики: 1) непрозрачность субъективного; 2) иерархичность психического; 3) появление нетрадиционных методов познания психики (толкование сновидений и т.д.).

Б) ПСИХОЛОГИЗМ. Вводит в науку: 1) понятие субъективного; 2) интуитивность (интуицию); 3) концептуальный плюрализм.

В) ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Созвучна неклассике благодаря конструированию действительности из «жизненного мира» человека. Хотя в отношении естественных наук психологизм феноменология в лице Гуссерля отрицает.

Г) ПЕРСОНАЛИЗМ – порождает доктрину личности как самотворящей стихии. Отрицание монизма и панлогизма.

Д) МОДЕРНИЗМ: отход от наглядности, борьба с устоявшимся, склонность к допущению новых типов реальности, опора на экспериментаторство. Благодаря ему выделяются: релятивность стандартов, признание уникальности личностного видения реальности, самоценность личностных систем отсчета.

Е) АНАРХИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ. Формирует тип человека, ученого-бунтаря, подрывающего каноны, универсальные правила.

Ж) ПРАГМАТИЗМ. Установка на то, что приносит пользу. Ввел в науку стереортипы инструментальности, объективности, свободы поиска. Итог - представления о неклассичности истины, активности познавателя.



2. Характерные черты современного типа науки и ее методология.

А) ПОЛИФУНДАМЕНТАЛИЗМ. Вместо монистической субстанции мир рассматривается как целостная, многоуровневая, системная реальность.

Б) ИНТЕГРАЛИЗМ. Отвергается классическое рассмотрение целого как суммы частей. Системный подход Берталанфи (рассказать о нем). Часть и целое, их соотношение. Отвергается идея классической науки о неограниченной дробности мира (Декарт), жесткой субординации объектов действительности. Любая система - подсистема другой системы.

В) СИНЕРГИЗМ. Идея о формировании макроскопических неупорядоченных структур в немеханических системах путем преобразования Хаоса в Порядок. Это актуализирует нелинейные, неравновесные упорядочивающие процессы. Отсюда стали отрицаться идеи классической науки о стабильности, неизменности, линейности, равновесности, обратимости, устойчивости окружающего мира.

Г) ХОЛИЗМ. Действительность – иерархия целостностей. Противник холизма в социальной философии К. Поппер (рассказать).

Д) АНТИСОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ. Отрицание в неклассике идеи о существовании действительности в чистом виде. При любой форме изучения окружающего мира имеется взаимодействие объекта с измерительным прибором. Значит, в неклассике действительность зависит от средств ее познания.

Е) РЕЛЯТИВИЗМ (Эйнштейн). Время зависит от вещей. Нет абсолютного времени И.Ньютона. Вводит в науку две идеи: 1) в различных контекстах существования свойства вещей варьируются; 2) нет привилегированных систем отсчета, они зависят от контекста. В методологическом плане релятивизм порождает плюрализм, свободу выбора.

Ж) ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ. Невозможность сведения ряда ракурсов системы к одному; недопустимость отказа от множественности взглядов, отсутствие жесткой иерархии, связанность концепций. Пример: концепция Ньютона – частный случай теории относительности Эйнштейна.

З) НЕЛИНЕЙНОСТЬ. Допущение нестабильности как базового свойства систем, допущение случайности, ее реабилитация в науке. Конструирование новых форм развития системы в точке бифуркации благодаря флуктуационным воздействиям. Нелинейные эффекты (саморегуляция, Пригожин). Следствие нелинейности - немеханический тип причинности, базирующийся на динамизме, открытости, саморегуляции.

И) ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ НАУКА. Моделирование развития сложных систем в экстремальных ситуациях (например, турбулентность) компютерными методами. Это размывает границы научных исследований. Результат – удаление от натурного эксперимента, переход на одноразовый эксперимент, трудность выявления ошибок в эксперименте, переход к мысленному эксперименту.

3.Роль неклассической науки в методологии научного познания.

1.Неклассическая наука подготовлена глубокими процессами развития научного знания, ставшими очевидными к началу ХХ в. У нее есть ряд идейных предпосылок.

2.Неклассическая наука связана с классикой, ибо тоже имеет целью познание мира. Но она базируется на признании относительности, нелинейности развития действительности.

3. Перспективы развития неклассической науки не ясны. Выбор: дифференциация или интеграция? Имеются предпосылки к тому и другому.



Лекция 4. Методы гуманитарных и естественных наук.

Вопросы

1. Предмет гуманитарного познания.

2. Методы гуманитарных наук.

3. Перспективы гуманитаристики.
Разделение на естественные и гуманитарные (история, психология, филология, социология) относительно. Причины данной относительности: а) появление междисциплинарных направлений научного познания (синергетика, системный подход); б) слияние ряда наук (социобиология, физическая химия, биофизика); в) диффузия (перетекание) методов различных наук (историки, например, активно используют математические методы, математики – стремятся совершенствовать историю, как в случае А.Т. Фоменко). Существуют модели, системно объясняющие какие-либо феномены (например, гипотеза агрессии К.Лоренца). Несмотря на указанные интеграционные процессы, разделение наук на естественные и гуманитарные не потеряло актуальности по сей день. Отсюда целесообразно выделить специфику именно гуманитарных наук.

1. Предмет гуманитарного знания.

В ходе становления гуманитарных наук у них выделяются в качестве предмета: а) человек; б) общество; в) текст. В философии первый изучает антропология, второй – социальная философия, третий – герменевтика. В естественных науках объект либо абстракции (математика), либо – материя (косная, живая).

Тенденции (закономерности) развития гуманитарных наук, выделенные С.А. Лебедевым1:

- существенная мировоззренчески-ценностная детерминация;

- непосредственная зависимость от социокультурного контекста;

- плюрализм, диалогичность;

- поддержание высокого уровня критичности при оценке материала;

- постоянное совершенствование герменевтических процедур;

- высокая степень коммуникации между членами сообщества гуманитариев;

-тесное общение со смежными областями творчества (например, художественной литературой).

2. Методы гуманитарных наук.

Методология гуманитарных (социальных наук) – область методологической рефлексии способов получения, обоснования, изложения и проверки знания в социальных науках. На нее влияют: а) объект исследования; б) важность данных средств познания для коллективной (этнической, групповой, политической) и индивидуальной адаптации людей к социальным условиям.

Вопрос дискуссионный, образовался ряд позиций. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) разделяли науки по методу на номотетические и идиографические (законооткрывающие и описательные). Реакция на позитивизм О.Конта, его распространение на гуманитаристику. Например, сторонник такой позиции Л.Гумплович утверждал: «Социология, наблюдая исторический процесс, должна вывести из него социальные законы, т.е. законы развития политической жизни. Если эти законы познаны правильно, они должны проявиться в настоящем и будущем каждого политического развития … В таком случае на место шатких политических комбинаций и вероятностей выступает трезвый, покоящийся на позитивном социальном знании политический расчет и предвидение будущего»2. Однако выявить подобные «универсальные законы» общественного развития не удалось.

Претензии неокантианцев к номотетическим наукам. Во-первых, если их метод объявить единственно правильным, универсальным, то будет иметь место «методологический натурализм». Гуманитарные науки полностью утратят собственную специфику, станут похожи на естественные. Во-вторых, в номотетических науках отождествляется «существенное» и «общее» как характеристики объекта. Между тем, как с позиции гуманитария в нем целесообразнее было бы различать существенное и несущественное. В-третьих, номотетические науки настаивают на отрицании ценностей, освобождении от них научного познания, мышления ученого. Любой частный объект для них – выражение общих родовых понятий, подлежащий замене.

Идиографические науки противоположны номотетическим. Их метод – способ познания, имеющий целью изображение объекта как единого уникального целого. Индивидуальное постигается в его однократности, неповторимости. Речь идет об уникальности объекта как целого, ибо оно не сводимо к сумме частей. Результаты исследования обобщаются в понятиях, имеющих индивидуальное, а не всеобщее содержание (характерное для номотетического метода). Индивидуальное на базе идиографического метода постигается рациональными способами. Следует устанавливать причинно-следственные связи между частями и целым при реконструкции уникального объекта. Это роднит идиографический метод с номотетическим. Как считает Риккерт, «причинные связи, если они вообще обладают эмпирической реальностью, суть части индивидуальной действительности, ибо кроме индивидуальной эмпирической нет никакой другой действительности».

Между науками о «природе» и «культуре» существуют важные отличия. Объект одних – воспроизводящиеся, повторяющиеся, а других – уникальные явления. Методы – номотетический и идиографический - соответственно. Одни стремятся абстрагироваться, а другие, наоборот, не могут существовать без операции по отнесению объекта к ценностям. Противоположность обеих типов наук может быть отражена в таблице.

Характеристики наук

Науки о природе

Науки о культуре (духе)

Объект

повторяющиеся явления (законы)

уникальные (неповторимые) явления

Метод

номотетический

Идиографический

Отношение к ценностям

абстрагирование

отнесение к ним объекта




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал