Лекция № Тема: Культура древних цивилизаций. План. Культура древнего Египта. Культура древней Греции. Древнеримская культура



Скачать 80,74 Kb.
Дата20.10.2016
Размер80,74 Kb.
Лекция № 6. Тема: Культура древних цивилизаций.
План.
1. Культура древнего Египта.
2. Культура древней Греции.
3. Древнеримская культура.

1.

Египетская древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в IV веке до нашей эры. Ранний Египет- это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и другие, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельефы на дереве. О грандиозности самой большой из Египте пирамид - пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи города Фивы.



Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то со времен Среднего царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, которая составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определённого развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элементарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
2.

Архаический период. Одним из наибольших приобретений культуры Архаического периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6веках до нашей эры возникла греческая лирика. Одним из первых лирических поэтов считается Архилох. В первой половине 6века до н.э. на острове Лесбос творила Сапфо, творчество которого было вершиной лирики Древней Греции. В 8-6веках в Древней Греции происходил подъем архитектуры. В 7веке до н.э. появляются первые постройки из камня, главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектуры возникают три основных направления: дорическое (применяли в основном на Пелопоннесском полуострове, отличается простотой и суровостью форм), ионический (легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность). Храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела человека, научиться передавать движение. Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В 6веке до н.э. господствует чёрнофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6века до н.э. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окружающем мире были основой для развития философии.



Классический период. В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил («Закованный Прометей»), Софокл («Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид («Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Гр. искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись полисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии, литературе. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию архитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В области скульптуры в этот период существовало три школы.

1. Родосская школа (драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык».

2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты.
Большого развития получила живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции.

3. Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.


Колизей

Бюст Гая Юлия Цезаря
После завоевания Греции государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков. Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При всей ограниченности новизны, вообще внесённой римлянами в искусство, им принадлежит та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили передатчиками его элементов новым временам и новым народам, начавшим своё политическое существование на развалинах Римской империи. Уже в царский период в Риме стала развиваться скульптура. По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V веке до н. э. Уже во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II веке до н. э.— греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\6.jpeg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\7.jpeg

Живопись как отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Во времена республики славился художник Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же в строгом смысле слова, не играющая роли пособницы при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты, по части которых в конце республики особенно славилась Лала или Лайя, родом из Кизика. В городах большое развитие получила стенная живопись. Раскопки города Помпеи, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи. Хотя они относятся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще. Римская литература имела свои особенности. Первоначально литературные произведения писались на камне или на коре дерева, поэтому слово «liber» обозначало книгу и лыко, а также на вощёных и свинцовых табличках. Лучший сорт египетского папируса получил название августовского, в честь Октавиана Августа, но позже он был вытеснен клавдиевым папирусом. Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией авторства Ливия Андроника, также он перевёл на латынь «Одиссею» и по поручению жрецов написал первую латинскую хоровую песнь. Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. Эпоха императора Августа, названная «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились поэтические кружки́ Мецената и Мессалы Корвина. Первые поэты этого периода — Публий Вергилий Марон и Квинт Гораций Флакк — начали своё творчество ещё во время гражданских войн и были членами кружка Мецената. Вергилий, будучи знаком с александрийской школой, создал чисто римские поэтические произведения, вершиной которых является «Энеида». Лучшими произведениями Горация стали его оды и большое стихотворное произведение «Ars poetica» («Поэтическое искусство»).



УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ



ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ

ЧЁРНОФИГУРНАЯ РОСПИСЬ






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница