Лекция 1 (1 час). Введение в курс исторической грамматики



Скачать 217.51 Kb.
Дата07.12.2017
Размер217.51 Kb.
ТипЛекция
Содержание дисциплины.
Лекция 1 (1 час).

Введение в курс исторической грамматики.

Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина, ее предмет и объект, задачи и цели курса. Историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла. Общие и специфические черты курсов исторической грамматики и истории литературного языка.

Основные понятия и законы истории языка: язык и речь, древнерусский язык и их единицы, система и структура, синхрония и диахрония, факт и изменение, парадигматическое и синтагматическое изменение, взаимодействие различных уровней языка в процессе исторического развития.

Основные источники: памятники древнерусской письменности и говоры современного русского языка, - и методы исторического изучения языка.

Хронологические пределы курса. Основные этапы развития языка. Историческое, сравнительно-сопоставительное изучение языка в его диалектном разнообразии.

Сведения из истории разработки исторической грамматики русского языка.



Практическое занятие 1 (2 часа). История графики и письма

Основные и дополнительные значения букв древнерусской азбуки.

Факультативные названия букв в русских грамматиках.

Изменения значений букв и состава русской азбуки. Причины этих изменений и основные этапы.

История диакритических знаков русского письма.

Побуквенный и слоговой принципы в истории русской графики.

Выносные (надстрочные) и прописные начертания букв.

Графические средства русской пунктуации: срока, точка (большая/малая, красная/черная), запятая, двоеточие, крест, змийца, черта и т.д.



Лекция 2 (1 час).

Происхождение и образование русского языка: характеристики восточнославянских племен по «Повести временных лет»; гипотеза А.А. Шахматова о древнем расселении восточных славянских племен, языковом членении в соотношении с современными языковыми и диалектными границами; стирание границ между племенными диалектами и формирование территориальных диалектов; формирование великорусского языка наряду с языками белорусской и украинской народностей; развитие русского национального языка в процессе консолидации великорусской народности в нацию.

Практическое занятие 2 (2 часа): Графика древнерусских текстов и её история.

Основные и дополнительные значения букв древнерусской азбуки.

Факультативные названия букв в русских грамматиках.

Изменения значений букв и состава русской азбуки. Причины этих изменений и основные этапы.

История диакритических знаков русского письма.

Побуквенный и слоговой принципы в истории русской графики.

Выносные (надстрочные) и прописные начертания букв.

Графические средства русской пунктуации: срока, точка (большая/малая, красная/черная), запятая, двоеточие, крест, змийца, черта и т.д.


Лекция 3 (4 часа).

Исходная система фонем восточнославянского диалекта в составе праславянского языка (к сер. X в.)

Основные принципы строения слога и функциональные тенденции праславянского языка и их развитие в законы: тенденция к открытому слогу, тенденция к слоговому сингармонизму (условие существования слога), тенденция к просодическому единству слога (как форма его существования).

Состав и система гласных фонем: частотность, функциональные границы, соотношение с системой праславянского языка, дифференциальные признаки фонем, позиционное распределение гласных, отсутствие диалектного варьирования как основное следствие языка вокалического строя; особое положение редуцированных гласных в этой системе.

Состав и система согласных фонем, их соотношение с согласными в праславянском языке, фонетические характеристики, морфологическое значение, функциональная важность отдельных групп согласных, дифференциальные признаки и критерии их выделения, диалектное варьирование; древнейшие типы корреляций (отсутствие общей сильной позиции и различение фонетических признаков у взрывных и щелевых).

Просодические признаки исходной системы: возникновение новоакутовой интонации, стяжение гласных; фонематическое и позиционное сокращение долгот; возникновение новых типов позиционного варьирования гласных.

Практическое занятие 3 (2 часа): Отражение общеславянских фонетических явлений в звуковой системе древнерусского языка.

Основные фонетические закономерности праславянского языка.

Происхождение гласных фонем:

- в результате дефонологизации количественных различий,

- в результате монофтонгизации дифтонгов и дифтонгических сочетаний.

Лекция 4 (2 часа)

Завершение динамических тенденций праславянского языка в древнерусском (середина XXII в.). Образование полногласия как завершение тенденции к открытому слогу.

Условия и причины изменения, хронология. Первое и второе полногласие в их отношении к славянским метатезам.



Практическое занятие 4 (2 часа): Общевосточнославянские фонетические явления (VI-IX вв).

Общевосточнославянские изменения согласных с j и сочетаний *gt, *kt.



Практическое занятие 5 (2 часа): Изменение праславянских сочетаний гласных с плавными согласными и явление начала слова.

Судьба сочетаний *tort, *tolt, *tert, *telt.

Сочетания *or, *ol в начале слова.

Восточнославянские и южнославянские фонетические явления начала слова.



Практическое занятие 6 (2 часа): Исходная система фонем древнерусского языка (X-XI в.в.).

Состав и система гласных фонем:

- состав,

- частотность,

- различительные признаки гласных фонем,

- распределение гласных фонем, особое положение носовых и редуцированных гласных в этой системе.

Состав и система согласных фонем:

- состав, фонетические характеристики,

- различительные признаки согласных фонем и критерии их выделения,

- распределение согласных фонем, особое положение глайдов в этой системе,

- диалектное варьирование.

Просодические признаки исходной системы.


Лекция 5 (2 часа).

Упрощение системы вокализма.

Утрата ринезма, причины, условия, фонетические и фонологические этапы изменения; диалектное варьирование в древнерусском языке, хронология процесса. Формирование новой системы вокализма, морфологическое выравнивание, фонемы /ä/, /ÿ/.



Практическое занятие 7 (2 часа): Утрата ринезма.

Причины утраты носовых гласных в древнерусском языке.

Хронологическая последовательность процесса утраты носовых гласных.

Фонологическая сущность процесса и следствия утраты ринезма.

Отражение падения носовых в памятниках письменности.

Результаты изменения носовых в славянских языках.


Лекция 6 (2 часа).

Вторичное смягчение полумягких как завершение тенденции к слоговому сингармонизму.

Графико-орфографические особенности древних памятников и хронология процесса, диалектное варьирование. Причины, условия и характер смягчения, фонологизация признака мягкости согласных; образование силлабемы как основной единицы в функциональной системе языка. Роль палатальных согласных в этом процессе, позиции различения, новый дифференциальный признак.



Практическое занятие 8 (2 часа). Вторичное смягчение полумягких согласных

Сущность и хронологические рамки процесса вторичного смягчения согласных.

Фонологические следствия вторичного смягчения

полумягких согласных.

Отражение этого процесса в памятниках письменности.
Лекция 7 (4 часа).

Развитие межслогового сингармонизма.

Развитие межслогового сингармонизма как следствие основных закономерностей древнерусской фонетики и образования силлабемы; условия проявления и основные типы межслогового сингармонизма, роль редуцированных и полугласных в этом процессе. Формирование изолированной позиции как основной позиции последующих изменений в системе.


Лекция 8 (4 часа).

Утрата редуцированных гласных.

Причины и предпосылки изменения: фонетические, фонематические, просодические и морфологические условия изменения редуцированных гласных, появление нефонематических редуцированных. Хронология и последовательность изменения редуцированных гласных.

Утрата слабых редуцированных: изолированные редуцированные в памятниках письменности XI в., фонетические условия сохранения редуцированных. Системный выбор направления нейтрализации фонемных признаков (в сторону /о/, /е/), отражение в текстах фонетических характеристик /ъ/, /ь/. Противоречие между русской и церковно-славянской лексикой в отражении процесса.

Прояснение сильных редуцированных гласных: хронология и диалектное варьирование. Изменение сочетаний редуцированных с глайдами, напряженные редуцированные, второе полногласие, фонетическое и фонологические значение прояснения /ъ/и /ь/, морфонологические следствия этого процесса.

Ближайшие следствия утраты редуцированных: изменение системы вокализма, преобразование ДП системы, формирование оппозиций у гласных и согласных. Совпадение отдельных типов именного склонения, распространение позиционной утраты редуцированных на гласные полного образования – редукция до нуля морфологически изолированных гласных, расхождение по диалектам, различные направления в выравнивании парадигмы. Фонологизация ударения. Образование закрытых слогов.

Практическое занятие 9 (2 часа). Падение редуцированных в древнерусском языке.

Занятие I

Причины и предпосылки изменения редуцированных: фонетические, фонематические, просодические, морфологические.

Хронология и последовательность изменения редуцированных. Отражение этого процесса в памятниках письменности. Случаи нефонетического изменения редуцированных.

Практическое занятие 10 (2 часа). Падение редуцированных.

Занятие II

Напряженные редуцированные (общая характеристика).

Изменения напряженных редуцированных после XII в:

- в слабой позиции;

- в сильной позиции.

Рефлексы напряженных редуцированных в восточнославянских языках.

История окончаний полных прилагательных
Лекция 9 (4 часа).

Следствие падения редуцированных в области согласных.

Корреляция согласных по мягкости-твердости как результат разложения силлабемы: диалектное варьирование, хронология, этапы формирования ассимиляции по мягкости-твердости. Причины задержки ассимиляции, конец слова – особая позиция, роль губных и заднеязычных согласных в формировании корреляции. Изменение непарных по мягкости-твердости согласных; фонологизация /j/ в ряде говоров.

Корреляция согласных по глухости-звонкости: диалектное варьирование, этапы изменения. Ассимиляция согласных по глухости-звонкости. Конец слова как изолированная позиция по данному признаку у согласных.. формирование новых оппозиций и включение их в коррелятивный ряд, заднеязычные и противопоставление /в/:/ф/.

Практическое занятие 11 (2 часа). Занятие III. Судьба сочетаний редуцированных с плавными согласным.

Судьба сочетаний *trъt, *tlъt, *trьt, *tlьt в восточнославянских языках.

Изменение сочетаний *tъrt, *tъlt, *tьrt, *tьlt.

Второе полногласие. В.М. Марков об этом явлении. Третье полногласие.


Лекция 10 (2 часа).

Следствия падения редуцированных в области гласных.

Изменение гласных /о/ и /е/ в связи с формированием корреляции согласных по мягкости-твердости: причины, основные этапы и значение изменения, условия изменения. Устранение фонемы /ě/ (ь) из системы, диалектные расхождения, хронология процесса, его следы в современном русском языке.

Изменение закрытых гласных /ô/, /ê/ как следствие образования корреляций у согласных. Диалектное варьирование и фонетические условия изменения. Отражение этого процесса в письменности, основные этапы изменения. «Новый ять» новгородского типа.

Практическое занятие 12 (2 часа).

Занятие I

Следствия падения редуцированных в области гласных: изменение системы вокализма, преобразование ДП системы, появление беглости гласных, межслоговая ассимиляция, продление гласных, образование закрытых слогов.

Лекция 11 (2 часа).

Изменение безударных гласных. История аканья.

Различные типы аканья в современных русских говорах и белорусском языке как различные этапы развития этого явления. Гипотезы о причинах, времени и месте возникновения аканья (А.А. Шахматов, Ф.П. Филин, С.П. Обнорский, К.В. Горшкова, В.В. Колесов и др.). Отражение в памятниках письменности. Южновеликорусский тип аканья и аканье московского типа.



Практическое занятие 13 (2 часа).

Занятие II

Следствия падения редуцированных в области согласных: оглушение звонких согласных в конце слова, ассимиляция согласных по глухости-звонкости, ассимиляция согласных по мягкости-твердости, ассимиляция по месту и способу образования, диссимиляция согласных, упрощение групп согласных.
Лекция 12 (1 час).

Основные тенденции развития фонетической системы национального языка.

Активность в исторических преобразованиях согласных фонем, парных по твердости-мягкости. Вовлечение в парное противопоставление заднеязычных согласных. Формирование новой сильной позиции для согласных перед фонемой /е/.

Дальнейшее изменение системы вокализма (смена еканья иканьем), изменение в системе вокализма после шипящих, усиление редукции гласных, сохранение в качестве наиболее сильного противопоставления в системе гласных – противопоставление по лабиализованности-нелабиализованности.

Фонетическая система московского просторечия XVII-XVIII в.



Практическое занятие 14 (2 часа).

Корреляция согласных по мягкости - твердости как результат разложения силлабемы. Роль губных и заднеязычных согласных в формировании и определении корреляции. Изменение непарных по мягкости - твердости согласных, фонологизация j в ряде говоров.

Корреляция согласных по глухости - звонкости, диалектное варьирование, особое положение заднеязычных, противопоставление /в/ : /ф/.

Практическое занятие 15 (2 часа). Переход Е>О.

Связь этого явления с формированием корреляции согласных по мягкости - твердости. Причины, основные этапы и значение изменения /е > о/. Следствия этого изменения: устранение фонем /е/ из системы, диалектные расхождения. Незакономерный переход /е/ в /о/. С.П.Обнорский об этом процессе.



Лекция 13 (1 час).

Морфологический строй позднего праславянского языка.

Основные особенности грамматического строя позднего праславянского языка. Несоответствие между формой и значением ряда грамматических категорий, синкретизм некоторых грамматических категорий, несоответствие между синтаксическими признаками и категориальными значениями; фонетические характеристики семантических классов слов, синтаксические средства выражения грамматических категорий, морфологические средства выражения синтаксических связей слов. Основные словообразовательные процессы: перераспределение и опрощение как изменение структуры слова. Морфологические чередования и их функция в морфологических изменениях, роль просодии в этот период. Морфологический строй древнерусского языка ко времени появления первых письменных памятников и его отличия от старославянской системы.



Лекция 14 (2 часа).

Имя существительное в древнерусском языке периода первых письменных памятников.

Вопрос о степени дифференциации различных частей речи в границах имени. Универсальные и частные грамматические категории имени существительного: склонение, падеж, род, число, собирательность. Типы склонения. Вариантные падежные флексии.



Практическое занятие 16 (2 часа). Имя существительное

Основные категории имени: основа, род, число, собирательность, падеж, склонение. Имя существительное. Исходная система склонения.


Лекция 15 (2 часа).

Категория рода.


Категория рода в связи с развитием категории падежа. Теории грамматического рода и их обсуждение на материале русского языка. Колебания в области грамматического рода, родовой синкретизм и первоначальная родовая синонимия. Развитие грамматического рода имен и семантико-структурные следствия этого процесса. Разрушение категории среднего рода, причины и этапы изменения, данные современных говоров и литературного языка. Синтаксические функции категории рода.
Лекция 16 (2 часа).

Категория числа.

Функции и синтаксические особенности двойственного числа, его постепенное устранение из системы в связи с формированием новых грамматических оппозиций по бинарному признаку и выделением категории имени числительного. Остатки двойственного числа в современном русском языке; разрушение категории собирательности.



Лекция 17 (2 часа).

История категории одушевленности.

Формальные средства выделения и семантическая основа изменения, связь с категорией рода и падежа; синтаксические условия длительного сохранения старых форм винительного падежа. Распространение родительного-винительного падежа на множественное число для названий лиц мужского пола и сохранение старых форм винительного падежа. Распространение родительного-винительного падежа на множественное число для названий лиц мужского пола и сохранение старых форм для названий лиц женского пола; новые формы винительного-родительного в названиях животных. Отличия русского языка от украинского и белорусского и других славянских языков. Категория лица как промежуточный этап развития категории одушевленности. Роль литературного языка в окончательном формировании новой категории.


Лекция 18 (2 часа).

Перегруппировка типов склонения в ед. ч.

Объединение в одном типе склонения сущ. м. р. (кроме основ на *а). Вариантные флексии в Род. и Пред. пад. ед. ч. в текстах разных периодов и жанров. Факультативное использование старых падежных форм в древнерусских текстах после унификации типов склонения. Взаимодействие твердого и мягкого вариантов склонения. Взаимозамена падежных форм (Им. – Вин.). Унификация словоизменения существительных среднего рода на базе древних основ на *о. реликты древних основ на согласный в современном русском языке. Стилистическое значение вариантов флексий в формировании литературного языка. Вопрос о звательной форме. С.П. Обнорский и В.М. Марков о процессе унификации.


Практическое занятие 17 (2 часа): Унификация типов склонения в единственном числе в связи со становлением категории рода. Утрата двойственного числа.

Лекция 19 (2 часа).

Унификация типов склонения существительных во множественном числе.

Изменение форм множественного числа и формирование самостоятельной полупарадигмы множественного числа. Причины и предпосылки этого процесса, последовательные этапы его происхождения, диалектное варьирование и хронология. Различные точки зрения на характер и значение этого процесса. История форм родительного, дательного, предложного и творительного падежей. Унификация окончаний именительного падежа. Стабилизация новых флексий в связи с акцентными изменениями в языке. Стилистическое значение и прагматические функции вариантов в русском языке XV-XVII в. развитие грамматической противопоставленности ед. и мн.ч.; связь этого процесса с утратой категории двойственного числа. С.П. Обнорский об истории падежных флексий во мн.ч.



Практическое занятие 18 (2 часа). Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Собирательность. Становление категории одушевлённости.
Лекция 20 (1 час).

Общее развитие именных форм.

Общее развитие именных форм: от тернарного принципа противопоставления к бинарному – формирование «системности системы». Последовательность процесса изменений и семантическая иерархия грамматических категорий в современном русском языке: число и падеж, одушевленность и род. Категория определенности и ее преобразование в древнерусском: определенность объекта в категорию одушевленности, определенность качества – в местоименные прилагательные и т.д. Взаимосвязь множественности и определенности в современном русском языке. Грамматические категории имени, перешедшие на лексический уровень: собирательность, определенность и др.


Лекция 21 (1 час).

История местоимений.

Местоимение как самая стабильная часть речи. Система местоименного склонения в древнерусском языке. Личные и возвратные местоимения. Энклитические формы местоимений и причина их устранения. Судьба местоимения третьего лица. История местоимений с родовыми формами: взаимодействие твердого и мягкого типов склонения, происхождение формы родительного падежа –ово на месте –ого; утрата изменения по родам в Им. и Вин. мн. числа. Местоимения къто, чьто. Роль местоимений в формировании местоименного типа склонения имен в русском языке.



Практическое занятие 19 (2 часа). Местоимения: происхождение, развитие.
Лекция 22 (2 часа).

История форм имени прилагательного.

Категории и формы прилагательного, суффиксация прилагательных как формальное средство вычленения прилагательных. Именное склонения прилагательных: разрушение форм, закрепление новых синтаксических функций сказуемого, утрата парадигмы. Местоименное склонение: изменение падежных форм в связи со становлением новой парадигмы (фонетическое и морфологическое изменение формы); утрата ряда во множественном числе. История форм сравнительной степени. Происхождение и история склоняемых форм превосходной степени в русском языке.



Практическое занятие 20 (2 часа). Имя прилагательное. Вопрос о синкретизме первичного имени. Понятие грамматической синкреты (В.А. Баранов).

Категория качества: имена качеств → имена прилагательные (В.В. Колесов). Дифференциация синтаксических функций нерасчлененного имени. История форм сравнительной степени в русском литературном языке и его говорах.



Практическое занятие 21 (2 часа). Счетные имена и формирование
категории имени числительного.

Категория количества → счетные имена → имена числительные.

Грамматическая неоднородность и противоречивость счетных имен: счетные существительные (5 – 9, 100), счетные прилагательные (1 – 4), Dualis tantum – 2; Pluralia tantum – 3, 4; Singularia tantum – 5 и выше (связь с существительным – управление). Согласование в роде (два – обе, 3 – 4). Различие в категории рода (9 – 10), числа и падежа у счетных имен.

Формирование парадигмы склонения счетных имен. Составные и сложные счетные имена; история форм 40 и 90. Порядковые счетные имена.

Фонетические и морфологические изменения, способствующие объединению разнородных счетных имен в класс имен числительных. Утрата дв. числа – основное условие развития категории имен числительных.

Лекция 23 (2 часа)

Глагол. Грамматические категории глагола и их история.

Глагол: семантическая характеристика глаголов в древнеславянском языке; морфонологические средства выражения действия и состояния. Глагольные классы и основы, типы классификации праславянского гла­гола; сложные случаи и исключения.

Основные глагольные категории: определенности, числа, лица, вре­мени, наклонения. Вопрос о категории вида, залога и модальности. Основные формы глагола и вопрос об исходной форме. Тернарный принцип классификации глагольных форм по категориям.

Глагольные времена и их исходная система. Пересечение значений вида, времени и степеней действия. История форм настоящего времени: утрата нетематического класса глаголов, изменения форм 3-го лица тематических глаголов и др. Условия и причины отвердения флексии -тъ в 3-м лице, формы без и теории их происхождения.

Практическое занятие 22 (4 часа). Глагол.

Категории глагола: наклонение, время, залог, лицо, число, модальность, предикативность, определенность. Основы и классы глагола. Атематические глаголы.
Лекция 24 (2 часа).

Преобразование системы прошедших времен.

Аорист, имперфект в древнерусском языке. Ранняя утрата форм простых прошедших времен древнерусскими говорами; связь этого процесса со взаимодействием видовых и временных значений в системе спрягаемых форм. Перфект, его образование и значение в древнерусском языке. Распределение функций перфекта и преобразование форм на –л в универсальный выразитель общего значения прошедшего времени. История форм плюсквамперфекта, «русский» плюсквамперфект. Условия задержки изменения в контексте, следы утраченных форм прошедшего времени в современном литературном языке и в говорах.



Практическое занятие 23 (4 часа). Изменения в системе прошедших времен.

Простые прошедшие времена. Сложные прошедшие времена.

Атематические глаголы. Общее направление изменений. Перфектные времена.

Лекция 25 (2 часа).

История форм настоящего и будущего времени.

Разрушение нетематического спряжения. История флексий н. в. тематического спряжения. Изменение форм 3 лица тематических глаголов. История форм будущего времени: разграничение простого и сложного будущего на основе развивающегося видового противопоставления.



Практическое занятие 24 (4 часа). Исходная система времен.
Изменения в системе настоящего-будущего времени.


Состав и распределение глагольных времен. Настоящее время: распределение в тексте, парадигма, изменения. Будущее время: распределение в тексте, простое будущее время, сложное будущее I, сложное будущее II. Изменения в системе и становление сложной формы будущего времени.
Лекция 26 (2 часа).

Становление и развитие категории вида.

Пересечение значений вида, времени и степеней действия в древнейший период истории языка: отношение форм времени к формам вида, формирование на базе древнего вида категории грамматического времени; вычленение формальных средств выражения видовых противопоставлений. Развитие различий совершенного и несовершенного видов в связи с перестройкой старой системы времен, различие законченности и незаконченности и различие по степеням длительности (конкретная длительность, однонаправленность действия; обобщенная длительность, разнонаправленность действия; однократность или многократность действия; многократность действия). Древнейшие средства выражения этих противопоставлений (чередование гласных, корневых и суффиксальных). Разрушение древней системы времен и оформление новых видовых отношений: совершенность и несовершенность. Вычленение формальных средств выражения видовых противопоставлений (роль приставок). Новые видовые образования, распространение первоначально лексических средств (многократные с суффиксами –ыва/-ива и т.д.) на вновь складывающуюся грамматическую категорию. Структурные средства выделения видовых противопоставлений и постепенное их формирование в русском языке (префиксация, суффиксация, морфонологические условия разграничения основы и окончания). Двувидовые и одновидовые глаголы в современном русском языке (венчать, женить, казнить, лежать, молчать, спать, предвидеть, грянуть, размечтаться).



Практическое занятие 25 (2 часа). Развитие категории вида и залога.

Вид и аспектуальность. Этапы формирования видовых противопоставлений. Понятие о залоге.


Лекция 27 (2 часа).

История форм ирреальных наклонений.

История сослагательного (условно-желательного) наклонения. Формы повелительного наклонения и их история. Взаимодействие с формами настоящего времени; диалектные различия.


Лекция 28 (2 часа).

История причастных форм.

Последовательные этапы разрушения категории причастий. Переход полных причастий в прилагательные и образование категории деепричастия как результат последовательного отстранения имени от глагола в древнерусской системе.



Типы и виды причастий и их разрушение в истории русского языка, особенно в литературном языке. Стилистические функции причастий и варьирование форм причастий в древнерусских текстах. Значение причастных форм в русском предложении. Вопрос о составном сказуемом и сложном гла­гольном времени в связи с формированием новых грамматических категорий в синтаксическом контексте.
Практическое занятие 26 (4 часа): Неличные формы глагола.

1.Супин и инфинитив (2 часа). Образование супина и инфинитива, связь с категорией имени. Исчезновение супина и замена его на инфинитив. Основные изменения супина, диалектное варьирование.

2. Повелительное и сослагательное наклонение (2 часа).

Образование, функционирование и изменение в древнерусском тексте.

Древнерусское условное (сослагательное) наклонение, отличие от старославянского, значение и образование, синтаксические функции в тексте.


Практическое занятие 27 (4 часа): История причастий и формирование деепричастий.

Основные грамматические категории причастий. Образование причастий, отличия от старославянской системы.

Исторические изменения в системе причастий: действительные причастия настоящего и прошедшего времени, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Синтаксические функции причастий, формирование деепричастий.


Лекция 29 (2 часа).

Категория залога.

Развитие категории залога в русском языке, противопоставление причастий личным формам глагола по этому признаку и роль причастий в становлении залога. Лексико-синтаксические свойства выражения залоговых отношений и последовательность в вычленении новой морфологической категории из синтаксического контекста.



Лекция 30 (2 часа).

История наречий.

Формирование наречия как части речи. Наречия первичные и наречия, образованные от других частей речи. Лексико-структурные причины этого изменения.

Вопрос о формировании новых служебных слов в русском языке и значение литературного языка в этом процессе.

Практическое занятие 28 (2 часа): Наречия: происхождение, формирование, становление.
Лекция 31 (2 часа).

Исторический синтаксис.

Предмет исторического синтаксиса. Зависимость синтаксических изменений от других уровней языка. Исторические изменения в семантике предложения: предикативность, модальность, определенность. Простое предложение и его типы в древнерусском языке. Предложение двусоставное и односоставное, развитие безличных предложений. Системы вторых падежей в древнерусском языке. Дательный самостоятельный, его типы и причины утраты. Сочинение и подчинение. Постепенное совершенствование синтаксических средств русского языка.



Практическое занятие 29 (2 часа): Синтаксические явления
в древнерусском языке.

Преобразование исходных речевых формул. Формирование синтаксических структур. Особенности построения словосочетаний в древнерусском языке. Способы выражения принадлежности. Простое предложение и его типы. Развитие сложных синтаксических структур.


Лекция 32 (2 часа).

Лексика древнерусского языка.

Основные лексико-семантические группы слов. Последовательное обогащение словарного фонда языка, роль заимствований в этом процессе. Стилистические характеристики древнерусской лексической системы. «Славянизмы» и «русизмы», критерии их разграничения и их функции в литературном языке.
Каталог: assets -> files -> rpd -> 2015 -> philol
philol -> Тема Введение. Диалектология как наука и учебная
rpd -> Практические занятия (32 ч.) Цель
rpd -> Методические указания для студентов
rpd -> Фонетика современного русского языка Направление «Филология», 1 курс, очная форма обучения
2015 -> Контрольная работа по фонетике Вариант 1
rpd -> Занятие № Работа с Microsoft Access. Общие принципы функционирования ms access
rpd -> Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия. Термины
philol -> Морфемика и словообразование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал