Лекция №1 Государство и право дореволюционной России Время: 4 часа Лекция обсуждена и одобрена



страница1/10
Дата16.06.2018
Размер1,72 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра теории и истории права и государства


Утверждаю

Начальник кафедры теории и истории права и государства

майор полиции

________ Е.В. Грибанов

«__» _______ 2016 г.

Дисциплина «История государства и права России»

Специальность: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность
ЛЕКЦИЯ № 1

Государство и право дореволюционной России

Время: 4 часа


Лекция обсуждена и одобрена Подготовил:

на заседании кафедры доцент кафедры, к.и.н.,

Протокол № 10подполковник полиции

от «20» июня 2016 г. ________ Н.А. Шеуджен

Краснодар

2016
План лекции

Введение

1. Государственный строй древнерусского государства

2. Возникновение и развитие древнерусского феодального права

3. Владимиро-Суздальское княжество

4. Новгородская и Псковская феодальные

Республики

5. Формирование Русского централизованного

многонационального государства

6. Политический строй Русского централизованного

государства

7. Право Русского централизованного

государства

8.Общественный строй в период сословно-представительной монархии

9 Государственный строй в период сословно-представительной монархии

10. Развитие права в период сословно-представительной монархии

11. Образование абсолютной монархии

12. Общественный строй в период становления и развития абсолютной монархии

13. Государственный строй в период становления и



развития абсолютной монархии

14. Право в период становления и развития абсолютной монархии

15. Общественный строй Российской империи (первая половина XIX вв.)

16. Государственный строй Российской империи (первая половина XIX вв.)

17. Право Российской империи (первая половина XIX вв.)

18. Крестьянская реформа 1861 г.

19.Земская и городская реформы 1864 и 1870гг.

20. Судебная реформа 1864 г.

21. Реформа полиции и политического сыска

22. Контрреформы 80-90 гг. ХIХ в.

23. Развитие права во второй половине ХIХ века

24. Буржуазно демократическая революция 1905-1907 гг.

25. Изменения в государственном строе Российской империи в период первой революции

26. Изменения в государственном аппарате и праве в период первой мировой войны (1914-1917 гг.)

27. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции (февраль - октябрь 1917 г.)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками. По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усилились и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.
1. Государственный строй древнерусского государства

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - все большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины).

Великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - "отчины", т.е. сыну).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определенной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуга - тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора "корма" с населения. Размер "корма" определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей - тиуны, вирники и другие - также получали "корм". О "корме" вирнику упоминает Краткая Правда в ст. 42.

Эта система управления называлась системой кормления.


2. Возникновение и развитие древнерусского феодального права

Процесс возникновения права так же сложен, как и про­цесс возникновения государства. И протекают оба этих процес­са одновременно. Если отталкиваться от положения, что реали­зация права обеспечивается государством, то приходится при­знать, что право не может возникнуть раньше государства. Ес­тественно, и в догосударственный период имелись нормы, регу­лировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиоз­ные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались прежде всего бла­годаря авторитету традиций, общественного мнения и религи­озных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы на­казания со стороны государства.

Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовыми и в совокупности явили собой древнейший, первый по времени возникновения источник права — обычное право. Итак, нормы догосударственного периода как бы плавно врас­тают в право. Примечательно, что право у славян обозначалось общим термином "правда".

Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти на­рода. Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного пра­ва были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказа­ний.

В сфере уголовного права нормы обычного права действо­вали достаточно долго. В начале XI века Ярослав законодатель­ным путем закрепил правовой обычай кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование имущест­венных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку го­сударство не спешило вмешиваться в сферу частных отноше­ний. Длительное время законодатель не касался порядка за­ключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты, возникавшие на этой почве, заставляли государст­во так или иначе реагировать. Особое значение приобретали символы и обряды, долженствующие заставить стороны испол­нить обязательство не только при помощи хорошо запоминаю­щихся свидетелям и самим сторонам действий, но и с опорой на религиозные верования. Можно назвать следующие символы, активно использовавшиеся в обрядах, которые сопровождали заключение договоров: рукобитье, руковица, ключ, дерн и пр. Однако постепенно, с развитием экономических связей, поря­док заключения договоров упрощается, символы и обряды из норм права вновь переходят в разряд норм обычая, к соблюде­нию которых государство относится, скорее, безразлично, чем отрицательно.

Среди норм обычного права, регулировавших имуществен­ные отношения, выделяются нормы, регулировавшие отноше­ния между купцами. Купцы были связаны единством профес­сиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, вза­имном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складыва­лись обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создава­лось торговое обычное право. В ряде случаев государство изда­ет специальные нормативно-правовые акты, включающие нор­мы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, норматив­но-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гра­жданского.

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулиро­вались исключительно обычным правом. Христианство с его серьезным отношением к браку и семье вступило в непримири­мую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Однако вытесненные из права обычаи времен языче­ства еще долго (если не до наших дней) соседствовали с норма­ми церковного права, регулировавшими семейно-брачные отно­шения в христианской Руси. Совершенно особой сферой дейст­вия норм обычного права было регулирование внутри- и ме­жобщинных отношений. Здесь правовой обычай сохранялся длительное время в неизменном виде.

В области публичного права (помимо сферы уголовного права) нормами обычного права определялись порядок деятель­ности органов государства и их компетенция, порядок форми­рования войска, сбор налогов и пр.

Обычное право как источник права удобен своей консерва­тивностью: его нормы широко известны и к ним привыкли. Со­блюдение норм правового обычая, помимо силы государствен­ного принуждения, обеспечивается и их сакральным, религиоз­ным, характером. Однако экономическое, социальное и полити­ческое развитие общества требует урегулирования тех отно­шений, которые были неизвестны ранее или способ регулиро­вания которых в силу изменившихся обстоятельств должен измениться. Здесь обычное право как источник права не подхо­дит: его нормы складываются слишком медленно, а изменить старые практически невозможно. Вот тогда и появляется новый источник права — нормативно-правовой акт.

Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского государства был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в.2 Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068 г.

Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярославаи Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.


3. Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований.

Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство. На территории Владимиро-Суздальского княжества возникла Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха - от Юрия Долгорукого (1125 - 1157 гг.) вплоть до Даниила Московского (1276 - 1303 гг.) - носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту - греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно "седе в Володимере и со всем клиром своим". Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита "Всея Руси".

Ростов Великий и Суздаль - два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй - под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир Мономах в 1108 г. основал город Владимир на Клязьме, вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол в котором занимал старший сын Владимира - Юрий Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 - 1174 гг.) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 - 1212 гг.) оно стало дробиться на мелкие княжества. В начале XIII в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х гг. того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского - Данииле - самостоятельным стало Московское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, сбежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику "самовластца" Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский стол на протяжении XIII - XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь Владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий, или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает под 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые тоже относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей - в сельской местности. Органы управления вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники "многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами".
4. Новгородская и Псковская феодальныеРеспублики

Новгород - один из древнейших центров Руси. Новгородские земли были обширны, но не очень удобны для земледелия. Поэтому наряду с сельским хозяйством развивались рыболовство, солеварение, охота. После образования Древнерусского государства с центром в Киеве Новгородская земля управлялась обычно князем, присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управление Новгородской землей приобретает своеобразие. Укрепление феодального землевладения местной знати, практическое отсутствие княжеских земель, наличие у церкви крупных феодальных вотчин, а также превращение Новгорода в центр торговли с Западной Европой делали его сильным, экономически независимым от Киева. Сосредоточение огромных богатств в руках местной знати укрепляло ее в борьбе за политическую независимость Новгорода.

Новгород давно стремился избавиться от власти Киева. Известно, что еще княживший в Новгороде в начале XI в. Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву. Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским митрополитом). В XII в. Новгород становится республикой. Точная датировка этого события в науке спорна, однако очевидно, что ее можно отнести на середину века. Более 300 лет просуществовала республика. Внутренние противоречия, обострение классовой борьбы привели к ее ослаблению. Новгород был присоединен к Московскому государству, несмотря на сопротивление боярства, тяготевшего в большинстве своем к Литве. В 1478 г. Новгородская республика перестала существовать. Новгород окончательно вошел в состав Московского государства.

Псковская феодальная республика получила самостоятельность в XIV в. До этого земли Пскова входили в состав Новгородской республики, а Псков считался пригородом Новгорода, т.е. зависимым от него городом. И хотя с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол, на который вполне самостоятельно приглашали князей, Новгород отказывался признать самостоятельность Псковской республики. Он был вынужден это сделать в обмен на военную помощь Пскова в борьбе против шведов. Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской, не была точной ее копией. Особенности местоположения и географические условия оказали существенное влияние на социальный и политический строй Псковской республики. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий - отсутствие крупного боярского землевладения, что, в свою очередь, определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. Падение самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.

В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков тоже стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т.е. собрание жителей городских общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пскова зафиксированы в документах.

Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Сохранились сведения о выборах архиепископа. Имена трех кандидатов записывались на отдельные жеребьи и клались на алтарь новгородского Софийского собора. Два жеребья должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жеребье, считался избранным.

Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлась Осподой, или Советом господ, - в Новгороде и Господой, или Советом бояр, - в Пскове. В Осподу, или Совет господ

Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же 10 сотен не набиралось.

О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и другим дошедшим до нас документам. Следует заметить, что даже крупнейшие и важнейшие из этих документов дошли до нас не полностью: от НСГ сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, а ПСГ, хотя сохранилась целиком и даже в двух списках, имеет большие дефекты в тексте. Спорна и датировка обоих памятников права. Обычно их относят к концу XV в.

В Новгороде и Пскове действовали и другие правовые сборники, прежде всего Русская Правда, Мерило Праведное, Кормчая Книга. Если Русская Правда - это в первую очередь памятник уголовного и процессуального права, то ПСГ восполняет существенные пробелы в области гражданского права, что определялось развитием товарно-денежных отношений в Пскове.


5. Формирование Русского централизованного

многонационального государства

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от нападения внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли Русской Александра Невского - Даниил. При нем в конце XIII - начале XIV в. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила - Иване Калите (1325 - 1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у монголо-татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для них со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями, чтобы постепенно подчинить эти княжества. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра.


6. Политический строй Русского централизованногогосударства

Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия.

Реальная княжеская власть с течением времени усиливается и изменяется. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существовавшего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог старались установить, конечно мифическое, происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти.

Важным органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В Думу входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику, угодную и выгодную ему.

Во главе административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него "корм", т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины ("конское пятно", "полавочное", "поворотное" и др.). Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.

Городское управление в Московском государстве несколько изменилось по сравнению с прежними временами.

Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяя на такие города непосредственно свою власть.


Каталог: upload -> site119 -> folder widepage -> 006 -> 580 -> 779
779 -> Методические рекомендации по выполнениюслушателями заочной формы обучения контрольных работ по дисциплине
580 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»
580 -> С. Ю. Ударцев апреля 2016 г
580 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «организация разыскной работы в органах внутренних дел»
580 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины Практикум по особенностям квалификации отдельных видов преступлений
580 -> Конспект лекций продолжительность занятия: 2 часа Обсуждена и одобрена на заседании
779 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «История овд» предназначены для слушателей заочной формы обучения Краснодарского университета мвд россии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал