Лекция 27: Новая экономическая политика Советского государства и образование СССР план лекции



Скачать 282,17 Kb.
Дата30.10.2016
Размер282,17 Kb.
Московский экономико-правовой институт


Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курс:


История отечественного государства и права

Тема 11. Советское государство и право

в период НЭПа

(1921 г. - конец 20-х годов)

Лекция 27: Новая экономическая политика Советского



государства и образование СССР

План лекции:





  1. Итоги Гражданской войны и первые послевоенные преобразования.




  1. Формирование условий объединения советских республик.

3. Образование СССР и его развитие.



Москва 2010

1. Итоги Гражданской войны и первые

послевоенные преобразования

Результаты окончания Гражданской войны. К началу 1921 г. Гражданская война в нашей стране в основном закончилась, лишь кое-где на окраинах еще шли бои. В Грузии большевики боролись за свержение меньшевистского правительст­ва. В Туркестане Советская власть воевала с басмачами. А на Даль­нем Востоке героическая Народно-освободительная армия ДВР в одиночку билась с японцами и белогвардейцами. Но на основной территории Советских республик гражданская война затихла.

Интервенты были вынуждены убедиться в бесперспективности своих действий. По словам британского премьер-министра Д. Ллойд Джорджа: «...Когда стало ясно, что их (белогвардейцев — авт.) стремление к власти обречено на неудачу и что русский народ окончательно отдает свои симпатии большевистскому режиму, наш уход стал неизбежен...».

Конечно, победа Советского госу­дарства над интервентами не обошлась без потерь, в том числе и территориальных. Польша, организовавшая поход на нашу страну и сначала до­бившаяся успеха, была позже отброшена назад. Красная Армия дошла в 1920 г. почти до Варшавы, правда, потом ей пришлось вернуться на исходные рубежи. Был заключен мирный договор на не очень выгодных для Советской страны условиях: была по­теряна Западная Белоруссия, которая даже Версальской мирной конференцией в 1919 г. была признана по так называемой линии Керзона за Россией.

До 1918 г. Западная Украина принадлежала по преимуществу Австро-Венгрии, хотя еще Российская империя давно претендо­вала на нее, опираясь на исторические корни, связывавшие ког­да-то эти земли с Древнерусским государством. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. в Галиции в ноябре образовалась так называемая Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР). В январе 1919 г. она заключила соглашение с петлюровской Ди­ректорией о совместной борьбе с Советской властью. Реальным же врагом ЗУНР была Польша, стремившаяся в это время за­хватить ее земли. Советская Украина как раз предлагала свою помощь в борьбе против этого общего врага.

В июне 1919 г. Ан­танта разрешила Польше оккупировать Западную Украину. Од­нако в июле 1920 г. в условиях победного наступления Красной Армии на Польшу была образована Галицкая Социалистическая Советская Республика, собиравшаяся объединиться с Советской Украиной, она просуществовала всего 52 дня. По договору о пе­ремирии между советскими республиками и Польшей БССР и Украина отказались от притязаний на земли западнее установ­ленной границы. Что было закреплено и окончательным мирным договором, подписанным советскими республиками с Польшей в марте 1921 г. Это не означало признание прав Польши на Галицию, поскольку на основании Сен-Жерменского мирного догово­ра 1919 г. государственный суверенитет над Восточной Галицией принадлежал Антанте, а Польша считалась лишь оккупирую­щей державой. Но в 1923 г. Совет послов стран Антанты, несмот­ря на протесты РСФСР и УССР, принял решение о включении Восточной Галиции в состав Польши.

Была потеряна и Прибалтика. К началу 1920 г. Советскую власть здесь свергли и были созданы буржуазные государства. Советская Россия пошла на значительные уступки им, в том числе и террито­риальные, передав, в частности, исконно русские земли, Заселен­ные русскими. Литва получила Вильну и Виленский край, однако очень скоро этот район был отнят у нее Польшей. Литва стала госу­дарством в рамках всего одной прежней Ковенской губернии.



Генуэзская конференция. Исход Гражданской войны и интервенции убедительно пока­зал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней республики не возьмешь. Поэтому началось постепенное призна­ние Советского государства. Этот процесс привел к Генуэзской конференции.

В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с пред­ложением провести международную конференцию для подведе­ния итогов войны. Антанта откликнулась на это предложение, рассчитывая на взыскание долгов с Советской России. Весной 1922 г. в Генуе была созвана конференция. Западные державы предъявили счет Советской республике по старым долгам доре­волюционной России, а также за национализацию предприятий и прочего имущества, проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация, возглавленная наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным — потомственным российским диплома­том и видным деятелем коммунистической партии — предъявила свой счет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западные державы еще должны нам. Впрочем, советские дипло­маты не возражали против постановки вопроса о возвращении дол­гов, но лишь при условии предоставления Советскому государству новых займов, необходимых для подъема хозяйства. Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в Советской Рос­сии, в особенности всякого рода концессии.

Западные державы не согласились на эти предложения и кон­ференция зашла в тупик. Тем не менее в ходе конференции Рос­сии удалось подписать в пригороде Генуи - Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимном отказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгодным отношениям между Россией, а потом и Советским Союзом и Германии, длив­шимся затем до самого прихода к власти Гитлера.

Историческое значение Генуи и в том, что усилилось призна­ние Советской России на международной арене.



Переход к нэп. Переход к миру ставил перед страной новые сложные задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. В 1920 г. общая продукция сельского хозяйства составляла около половины довоенной. В еще худшем положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. Нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенное по некоторым показателям на два века назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производст­ва, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично заинте­ресован в его расширении. Наоборот, он стал производить про­дукции не больше, чем могла потребить его семья.

Очень важна была и политическая обстановка в стране. Воен­ный коммунизм создавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку, опасаясь возвращения помещи­ков, в годы войны, теперь, когда эта угроза отпала, перестало мириться с изъ­ятием произведенной продукции. Грозным предупреждением властям явилось известное Тамбовское восстание. Оно проходило уже не только под экономическими, но и под политическими ло­зунгами. На его подавление была брошена даже регулярная ар­мия во главе с Тухачевским.

Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов эконо­мического и политического руководства. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" придал юридическую силу решению Х съезда партии о замене продразверстки продналогом. Декрет установил размеры налога, который был почти в два раза меньше прод­разверстки. Вместо 423 млн. пудов зерновых продуктов по продразвер­стке налог устанавливал 240 млн. пудов. Декрет был опубликован до начала посевных работ, что стимулировало крестьян увеличивать посе­вы. После уплаты налога крестьянин свободно распоряжался оставшим­ся урожаем. Проведение нэпа привело к улучшению положения в на­родном хозяйстве. В 1925 г. посевная площадь почти достигла довоен­ного уровня - 99,3%. Валовая продукция крупной промышленности со­ставила 75,5% довоенного уровня. Производство электроэнергии пре­взошло довоенный уровень в полтора раза.

В экономике вводилось пла­новое начало. Еще в годы Гражданской войны была начата разработка перспективного плана электрификации России. В декабре 1920 г. план ГОЭЛРО был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов и через год утвержден IX Всероссийским съездом Советов. Это был первый перспектавный план развития народного хозяйства. В 1921 г. для работы по, планированию народного хозяйства была создана Государственная пла­новая комиссия. Плановое развитие стало характерной чертой государственного руководства экономикой.

Осуществление нэпа проходило в сравнительно благоприятной меж­дународной обстановке, заключались торговые соглашения с другими странами. В 1921 г. такие соглашения были подписаны с Англией, Гер манией, Норвегией, Австрией, Италией; в 1922 г. - со Швецией и Чехо-Словакией. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Китаем, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией, Мексикой, Австрией, Венгрией, Францией; в 1925 г. - с Японией. Таким образом, из крупных государств не было дипломатических отношений лишь с США.

Нэп позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше. Длительное сосуществова­ние капитализма и социализма в стране было невозможным. Сле­довательно, надо было выбирать то или другое.

Довоенный объем производства хлеба был достиг­нут, но это был нищенский уровень. Несмотря на общую бед­ность, Россия до революции вывозила хлеб, руководствуясь прин­ципом — «не доедим, да вывезем». Теперь же потребности в хле­бе увеличились, потому что в 1925 г. был взят курс на индустри­ализацию страны, а значит росло городское население. Кроме того, нужна была валюта для приобретения машин за границей, которую традиционно давал хлеб. В силу всего этого на внутрен­нем хлебном рынке возник дефицит. Этим, как и в 1918 г., не преминули вос­пользоваться крестьяне, взвинтившие цены на зерно или придер­живающие его до нового взлета цен. Поднимать цены на хлеб по­буждало крестьян и подорожание промышленных товаров. Промышленность в погоне за рентабельностью пыталась найти вы­ход в повышении цен на свою продукцию. В результате крестьянин за свою работу получал все меньше и меньше. Против крестьян, придерживающих хлеб, начали принимать административные меры, которые по существу напоминали политику военного коммунизма.

Стал свертываться постепенно нэп и в промышленности. По­литика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который стал вытеснять сектор част­ный. Однако частное промышленное производство и до этого было не слишком велико. Частник или, как тогда говорили, нэпман бросился в основном в торговлю, где легче и быстрее можно было достигнуть максимальных прибылей.

Таким образом, в конце 20-х годов назрели серьезные измене­ния в экономике нашей страны, в общественном строе. Страна стояла на пороге коренной ломки общественных отношений.
2. Формирование условий объединения республик.

При переходе к мирному строительству перед государством с новой си­лой встали задачи дальнейшего укрепления федеративных отно­шений между независимыми советскими республиками. До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта­пов и форм. В годы Граждан­ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро­сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою­за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен­ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Х съезд РКП (б) в марте 1921 г. в резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркнул, что упрочение государствен­но-правовых связей советских республик — единственный путь спасения от империалистической кабалы и национального гнета.

Отношения между рес­публиками приняли характер двусторонних договорных отношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками. Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформ­лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого­воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне­нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду­сматривали объединение двух новых органов государственного управле­ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов.

Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче­ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра­вовой основой для создания не только объединенных органов государст­венного управления договаривающихся республик, но и органа государ­ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи­телей договаривающихся советских республик.

Окончание интервенции и Гражданской войны утвердило но­вые формы взаимоотношений советских республик с зарубеж­ными странами — мирные — дипломатические и торговые. Раз­витие внешних политических и экономических связей республик безотлагательно требовало их дальнейшего сплочения в сфере международных отношений, где совместные выступления неза­висимых советских республик становились все чаще.

В 1921 г. Россия, Украина и Белоруссия заключили мирный договор с Польшей. При этом РСФСР и УССР выступали в переговорах самостоятельно, Белоруссия же дове­рила защиту своих интересов делегации Советской России. В марте 1921 г. РСФСР заключила договор о дружбе с Турцией, в котором непосредственно оговаривались права и интересы за­кавказских советских республик по ряду вопросов.

Вскоре всем советским республикам потребовалось выступить единым фронтом. Это конкретно проявилось на Генуэзской кон­ференции. Предвидя, что здесь придётся выдержать серьезную борьбу, они решили объединить свои силы. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос­сийское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухарской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик, выступать от их имени на генуэзской конференции, а также заключать от имени всех республик международные}, договоры и соглашения как с государствами - участниками конференции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.

Вместе с дипломатическим сотрудничеством шло объединение усилий республик в организации внешней торговли, приобретав­шей в мирное время все большее значение. Для достижения согла­сованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты преду­сматривали объединение органов их внешней торговли. Наркомвнешторг РСФСР имел своих представителей при правительствах Азербайджана, Украины, Белоруссии. Устанавливалось, что рес­публики будут проводить общую внешнеторговую политику на ос­нове единого импортно-экспортного плана. В 1922 г. при внешнетор­говых операциях вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов. Одновременно устанавливается, что между самими республиками не может быть никаких таможенных границ. Связанные тесными узами, независимые советские респуб­лики имели возможность выступать и как самостоятельные субъ­екты во внешнеторговых операциях с иностранными державами.

Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образованию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Между ними существовали особо тесные исторически сложившиеся экономические связи. Скудность их хозяйственных и финансовых ресурсов была осо­бенно острой, а внешняя опасность, учитывая пограничное поло­жение — особенно сильной.

Кроме того, местные националисты за короткий срок господства в Закавказье сделали все возможное для разжигания националь­ной вражды между здешними народами. В декабре 1918 г. началась настоящая война между меньшевистской Грузией и дашнакской Арменией. Националисты вели политику вытеснения «чужих» на­родов со своей территории. Так, мусаватисты старались выгнать армян из Азербайджана, а дашнаки — азербайджанцев из Арме­нии. Грузинские националисты принимали различные меры к тому, чтобы подавить движение абхазцев и осетин за самоопределение.

Советской власти пришлось выправлять горькие плоды этой антинародной политики. Большевики посчитали наилучшим спо­собом объединить все Закавказские советские республики в одну Закавказскую федерацию. Стремление установить межнациональ­ный мир было, следовательно, одной из важнейших причин об­разования ЗСФСР.

В ноябре 1921 г. Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания федерации, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б). 12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных Испол­нительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла «Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социа­листических Республик Закавказья». В де­кабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказ­скую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР. Образование ЗСФСР имело еще и то значение, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб­лики.

Переход к новому этапу в отношениях независимых респуб­лик не повлек коренных изменений в форме связей между ними. Объединение высших органов власти республик завершалось в тех формах, которые складывались в предыдущие периоды, — путем участия представителей республик в работе высших орга­нов власти РСФСР. На IX (декабрь 1921 г.) и Х (декабрь 1922 г.) всероссийских съездах Советов были представлены все сущест­вовавшие в то время независимые советские социалистические республики. Во ВЦИК, избранный IX съездом Советов, вошли представители Украины, Белоруссии и закавказских республик.

Переход к послевоенному этапу развития отношений означал расширение и углубление хозяйственных связей республик. Это проявилось прежде всего в установлении единого хозяйственного плана всех советских республик. Первым таким планом был план ГОЭЛРО, принятый VIII Всероссийским съездом Советов 29 декаб­ря 1920 г. План касался не только России, но и других советских государств. В частности, большие работы намечалось осуществить на Украине, в Закавказье (в особенности в Бакинском регионе).

Появление единого хозяйственного плана обусловило дальней­шее объединение органов управления хозяйством. Общее управ­ление хозяйством в независимых советских республиках осу­ществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР.

Организация республиканских ЭКОСО и их взаимоотношения со СТО определялись по соглашению ВЦИК с Центральными Ис­полнительными Комитетами республик.

Союзные с РСФСР республики не в силах были самостоятель­но организовать восстановление промышленности, ряд отраслей которой имел общегосударственное значение. Учитывая это об­стоятельство, Российская Федерация все чаще принимала на себя заботу о развитии важнейших отраслей промышленности неза­висимых советских республик. Расширяется круг отраслей про­мышленности, попадающих в непосредственное управление цен­тральными хозяйственными органами РСФСР. В 1921—1922 гг. в топливной, химической, металлургической и других отраслях промышленности Украины, Азербайджана, Белоруссии создаются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. В 1922 г. завершилось объединение транспорта и связи, и руководство морским, желез­нодорожным транспортом и связью сосредоточивается в соот­ветствующих наркоматах РСФСР.

Широкий размах работ по восстановлению народного хозяйст­ва, потребность в громадных по тому времени затратах с особой силой требовали объединения в одном центре тех скудных фи­нансовых ресурсов, которыми располагали в это время респуб­лики. Единство бюджета влекло за собой и утверждение единой налоговой и денежной системы, дальнейшее объединение органов финансового управления. Такие меры позволили Рос­сийской Федерации предоставить материальную помощь союз­ным с ней республикам.

Таким образом, федеративные отношения независимых совет­ских республик в 1921—1922 гг. характеризовались объединением хозяйства республик, прежде всего в его важнейших отраслях — промышленности, транспорте, финансах, дальнейшим укреплени­ем военного единства, созданием прочного дипломатического союза.

Единство внутренней и внешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни­стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также однотипностью политической основы республик. Велика была роль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко­номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи­ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй­ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли­жению республик и подвел их к необходимости политического объеди­нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали себя.


3. Образование СССР и его развитие.

Развитие федеративных отношений между независимыми со­ветскими республиками, создание ЗСФСР подготовили образование Союза Советских Со­циалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необ­ходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделе­ние труда между отдельными экономическими районами, един­ство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, тре­бовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже до­стигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи меж­ду ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами респуб­лик были усложненными и запутанными и не позволяли в необ­ходимой мере достичь единства экономической политики. Стро­ить социалистическую экономику в таких условиях было невоз­можно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Среди причин образования СССР важное место занимали так­же внешние факторы, угроза новой военной интервенции, эконо­мическая изоляция Советской страны, попытки дипломатическо­го нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централи­зация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.

Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения прояв­лений шовинизма и национализма. Сама природа Советской влас­ти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачи­вала народы, но несовершенство форм отношений между рес­публиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.

Процесс преобразования федеративных отношений между со­ветскими республиками начался весной 1922 г. За 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможно только в условиях объединения раз­розненных национальных районов.

Политбюро ЦК РКП(б) 16 марта приняло решение о создании специальной комиссии из представителей УССР и РСФСР для изучения проблемы взаимоотношений двух республик. В ходе работы комиссии встал вопрос о несовершенст­ве не только отношений между РСФСР и Украиной, но и системы связей между всеми республиками. В июле 1922 г. Закавказский крайком партии поставил вопрос о взаимоотношениях РСФСР с Закавказской федерацией. Становилось ясным, что проблему взаи­моотношений республик пришла пора решать во всей полноте, прин­ципиально, не ограничиваясь отдельными аспектами и двусторон­ними переговорами.

Но новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен пу­тем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: вы­делить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще даль­ше, предлагая объединить советские республики на основе кон­федерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях респуб­лик. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В сентябре комиссией был рассмотрен и принят проект, раз­работанный И. В. Сталиным, предусматривавший включение Бе­лоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автоном­ных республик. Это был известный проект «автономизации» союзных республик. Проведение его в жизнь означало бы умале­ние прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал возражения в парт­ийных органах некоторых республик. Особенно отрицательно от­несся к нему Центральный Комитет Компартии Грузии.

Матери­алы обсуждения проекта в республиках были пересланы больно­му Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образова­ния СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин пред­лагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Союзные республи­ки, по мысли В, И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социа­листических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских рес­публик на основе ленинских принципов.

В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партий­ном уровне. Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза. При этом партии, конечно, пришлось преодолевать шови­нистические и националистические настроения в своих рядах. Пар­тийная дисциплина, авторитет высших органов партии позволяли, если не убеждать, то в необходимых случаях принуждать тех ра­ботников республик, которые уклонялись от реализации истори­ческой цели — создания нового мощного государства.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народ­ные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т. п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, мно­голюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Со­юза, поддержку этой идеи.

В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Ук­раины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался Х Всерос­сийский съезд Советов, признавший своевременным объедине­ние четырех независимых республик в Союз Советских Социа­листических Республик.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Почетным председателем съезда был единодушно избран В. И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. В повестке работы съезда стояли два вопроса: 1) утверждение Декларации об образовании СССР и союзного Договора; 2) выборы ЦИК СССР. Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло­жению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на­сколько серьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчеркивалось их равноправие.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны на I Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным органом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризо­вала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Дого­вор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы граждан­ства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В договоре предусматривались широкие права Союза Совет­ских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэко­номические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, ут­верждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной системы, а также системы об­щесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, ле­сами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законода­тельство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основ­ное законодательство в области союзного гражданства в отноше­нии прав иностранцев, отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

В договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его может производиться исключительно Съездом Советов Союза, т. е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования договора в тексте не содержалось.

Образование СССР увенчало развитие федеративных отноше­ний независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превраща­лось в единое могучее союзное государство.
Развитие СССР. В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связан с национально-государствен­ным размежеванием в Средней Азии, созданием национальной государ­ственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошед­ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания на территории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того, что они не были социалистическими. Эти три государства сложились в рамках прежнего административного деления, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, что узбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбеков находилось в Туркестанской АССР; 22,2% - в БНСР и 11,3% - в ХНСР; туркменов - соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР (47,7%) и БНСР (52,3%).

Условия для проведения национально-государственного размежева­ния Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгром­лены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемами национально-государст­венного строительства. Еще ранее укреплялись экономические связи. В феврале - марте 1924 г. советские и партийные органы трех республик высказались за создание национальных государств. 12 июня 1924 г. ЦК РКП(б) приняло постановление "О национальном размеже­вании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)". В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов принимают постановления о националь­но-государственном объединении народов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИК СССР принял постановление "О размежевании советских peспублик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социалистической Республики", в котором одобрил постановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальном государственном размежевании и образовании новых советских республик и автономных областей. Таким образом, идея национально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическое оформление.

В результате национально-государственного размежевания на терри- тории бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были созданы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и KapaКиргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входила в состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации и проведения выборов в органы власти и т.д.) в республиках Средней Азии были созданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР (17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНК этих республик. Первым председателем ЦИК Узбекской ССР был избран Ю. Ахунбаев, а председателем СНК стал Д Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов, а СНК - Д. К. Атабаев.

13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбек- ской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР, распространят нив на них "... действие договора об образовании Союза СССР'. Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения тад- жикских земель в единое национальное советское государство. 15 ок- тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая "... добровольно входит в Союз Советских Сопиалистиче- ских Республик на правах полноправного члена". Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5 декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: "1. Действие договора об образовании СССР распространить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику". 17 марта 1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта - Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7 членов.

Часто, освещая проблему национально-государственного размежева­ния, ограничивают ее рамками Средней Азии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически. Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартии Белоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстро возродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ей соседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП(б). Для практического реше­ния вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителей РСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе. Материалы ко­миссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомель­ской губернии и части Смоленской губернии, основное население кото­рых составляли белорусы. 7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР в по­становлении по этому поводу отмечал, что это стало возможным в ре­зультате братских отношений народов, населяющих СССР. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а числен­ность населения - с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%. Передаваемые Белоруссии территории были по сво­ему экономическому развитию выше прежних территорий Белоруссии.

Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г.

В 1921 г. были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. - Якутская АССР, в 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР; ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму­ны); АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входили территории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопрос о выделении Кабарды в автоном­ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принял постановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. из Горской АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинская автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Горской АССР выделился Чеченский округ и по постановлению Президиума ВЦИК в ноябре 1922 г. создается Чеченская автономная область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся из Кубано-Черноморской области декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. - Ойротская автономная область.

В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автоном- ных областей, 63 губернии и области. Областной съезд Чувашской ав- тономной области принял решение о преобразовании ее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрет о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г. Президиум ВЦИК "в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженной на V съезде Советов Киргизской АССР, постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР. С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г. постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая 1 февраля 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. создается Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной области выделился Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автоном­ную область в составе Ставропольского края. Для народов Севера, отличающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз­даваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий,. был учрежден в 1925 г. Как видим, национально-государственный во­прос в РСФСР решался в разных формах.

Таким образом, РСФСР в период нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.

До образования СССР, когда РСФСР была самостоятельным госу- дарством, ее взаимоотношения с автономными республиками строились следующим образом: иностранные дела и внешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела также относились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные ко- миссариаты. Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты и телеграфа находились в совместной компетенции РСФСР и автономных республик. Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные области обладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губерний автономные области, также как и автономные республики, имели свои представи­тельства в Москве и использовали язык коренной национальности в государственном делопроизводстве. Границы территорий автономных республик и областей обычно указывались в актах об их создании. Ино­гда они устанавливались в общих чертах с уточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административной комиссии опре­делить границы.



С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сно­шения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областей РСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имели право принимать на своих съездах Советов Основные Законы (Конституции), подлежащие утверждению ВЦИК и Все­российским съездом Советов. Закреплялись система органов власти и управления автономных республик, право издания законодательных ак­тов, имевших обязательную силу на территории автономной республи­ки. Положения об автономных областях принимались их съездами Со­ветов и утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных рес­публик являлись съезды Советов республик, а в период между съезда­ми - избираемые ими ЦИК. ЦИК автономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, кото­рые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлись высшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои ис­полнительные органы - СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, а также народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда, внутренней тор­говли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республи­кам право в зависимости от местных условий сокращать количество народных комиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Кон­ституция РСФСР 1925 г. закрепила Российскую республику как госу­дарство, строящееся на основе федерации национальных советских рес­публик. По Конституции за гражданами РСФСР признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешения споров между ними, а также между автономными республиками и другими частями федерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями на выделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с утверждением высших органов РСФСР. Автономные республики и области имели своих представителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживавшие на левом берегу Дне­стра. Большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная область, а 9 февраля 1924 г. - Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г. Ревком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16 декабря 1921 г. на основе "Союзного договора между CCP Грузии и ССР Абхазии" Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декретом ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922 г. в составе Грузии была создана Юго-Осетинская автономная область.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница