Лекция 7 Теория типов и типизация в. Net



Скачать 245,74 Kb.
Дата08.04.2018
Размер245,74 Kb.
Лекция 7 

Теория типов и типизация в .NET
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены вопросы, относящиеся к истории развития, идеологии, математическому основанию и обзору возможностей типизированной комбинаторной логики и теории типов - математической формализации, моделирующей типы выражений в языках программирования.

Ключевые слова: net, теория типов, типизированное исчисление, сегментация, типизация, сущность предметной области, строгая типизация, несоответствие типа, контроль соответствия типов, безопасность, тип, императивный язык, Pascal, FORTRAN,PL/I, сильная типизация, SML, выводимость типов, язык программирования, полиморфная типизация, время компиляции, compilation time, время выполнения, run time, Common Type System, класс, преобразование типов, иерархия типов, пространство имен, сборка, ссылочный тип, reference type, тип-значение, значение, ссылка, означивание, константы, связывание, подтип,элементарный тип, перечислимый тип, структурный тип, очередь, строковый тип, интерфейс, массив, делегат, USER, перечисления, символьные строки, потеря точности, побочный эффект, переполнение, иерархия, логическая структуризация, полное имя, коллизия обозначений, using, альтернативное имя, Visual Studio, команда, CTS, boxing, unboxing, список

Обсудим основы дисциплины типов в рамках .NET. Напомним, что история развития математических формализаций для типовых теорий изложена во вступительной лекции, а основа теории типов 

Обобщим те преимущества, которые отличают языки программирования и формальные теории с типами.

Прежде всего, отметим то бесспорное преимущество типизированных исчислений, что при таком подходе моделируемая предметная область лучше структурирована, чем в том случае, если отсутствует сегментация на типы. Типизация структурирует предметную область по иерархическому принципу.

Введение типизации облегчает и упорядочивает не только восприятие, но и управление предметной областью. Манипулирование типизированными элементами носит более целенаправленный характер, причем появляется возможность обрабатывать разнородные сущности предметной области различным образом, а однородные (или, точнее, однотипные) - единообразно.

Перейдем к языкам программирования и практике проектирования и реализации программных систем. В случае построения языка программирования по принципу строгой типизации несоответствия типов фиксируются до начала этапа выполнения программы (на этапе контроля соответствия типов в ходе трансляции), что гарантирует отсутствие семантических (смысловых) и логических ошибок и безопасность программного кода.

Напомним классификацию систем типизации в языках программирования.

Исторически наиболее распространенной для языков программирования является строгая типизация. При таком формировании системы типов в языке в любой момент существования любого языкового объекта существует однозначное соответствие между объектом и его типом. Другими словами, можно запрограммировать функцию, определяющую тип объекта, подобную ранее рассмотренной нами функции typeof языка программирования C#. Строго типизированными являются классическиеимперативные языки программирования PascalFORTRANPL/I и др. Отметим, что классический вариант языка программирования C не является строго типизированным.

Сильная типизация необходима для обеспечения корректности связывания переменных со значениями до выполнения программы. Таким образом, каждое выражение языка программирования с сильной типизацией по успешном завершении анализа корректности типизации является корректно типизированным. Примером языка программирования с сильной типизацией может служить SML. Использование механизма выводимости типов гарантирует сильную типизацию даже при отсутствии строгости. Язык программирования, не имеющий сильной системы типизации, может быть назван языком со слабой типизацией.

Еще одним важным видом систем типизации языков программирования является полиморфная типизация. При таком подходе допустимы выражения переменного типа (скажем, функция упорядочения списка с заранее неопределенным типом элементов).






Рис. 18.1. Иерархия типов в .NET

Процедура контроля соответствия типов (type-checking) может быть реализована как во время компиляции (compile time), т.е. более безопасным образом, так и во время выполнения (run time) программы, что потенциально менее безопасно для программного кода.

Исследуем особенности управления типами в системе типизации Common Type System технологии Microsoft .NET.

Из соображений безопасности программного кода Microsoft .NET типы Common Type System, так же, как объекты и классы, могут использоваться только после инициализации. При этом необходимо учитывать особенности вызывающего метода, а также методов доступа get и изменения set.

Подобно конкретизации значений типов при определении значения типовой переменной, над элементами типов могут осуществляться преобразования из одного типа данных в другой (например, из строки в число или наоборот). При этом такиепреобразования могут инициироваться как программистом (т.е. происходить явно), так и системой программирования (т.е. происходить неявным образом).

Иерархия типов в соотнесении с Microsoft .NET может быть представлена в форме той или иной совокупности (в частности, в видепространства имен, файла или сборки ).

Как уже отмечалось, наиболее крупными и важными подкатегориями иерархической системы типизации в Microsoft .NET являютсяссылочные типы (reference type) и типы-значения (value type).

Рассмотрим более подробно особенности реализации ссылочных типов и типов-значений в языке программирования C#.

Прежде всего, типы-значения, в отличие от ссылочных типов, содержат непосредственно объекты данных. Кроме того, типы-значения не могут быть пустыми (т.е. принимать значение null ).

Ссылочные типы, в противоположность типам-значениям, содержат не сами объекты, а лишь ссылки на них, и могут приниматьзначение null.

В качестве иллюстрации особенностей реализации ссылочных типов и типов-значений в языке программирования C# рассмотрим следующий фрагмент программы на языке C#:

int i = 25;

string s = "John_Smith";

В первой строке программы происходит означивание целочисленной константы (т.е. типа-значения ), а во второй - строковой (т.е.типа-ссылки). В результате при выполнении первой строки программы происходит связывание со значением в памяти, а во втором - со ссылкой, т.е. указателем на область памяти.



Таблица 18.1. Ссылочные типы и типы-значения в .NET и C#.

Типы-значения

Элементарные

int i; float x;

Перечислимые

enum State { Off, On }

Структурные

struct Point {int x,y;}

Типы-ссылки

Корневые

object

Строковые

string

Классы

class Foo: Bar, IFoo {...}

Интерфейсы

interface IFoo: IBar {...}

Массивы

string[] a = new string[10];

Делегаты

delegate void Empty();

Проиллюстрируем иерархию системы типов Common Type System программной среды Microsoft .NET примерами из языка программирования C#, конкретизирующими подтипы для типов-значений и ссылочных типов (см. табл. 18.1):

При этом типы-значения распадаются на следующие подтипы:



  • элементарные (в частности, целочисленные и вещественные):

  • int i;

float x;

  • перечислимые (в частности, моделирующие переключатели):

enum State {Off, On}

  • структурные (в частности, моделирующие точки на плоскости):

struct Point {int x,y;}

В свою очередьссылочные типы подразделяются на следующие подтипы:



  • корневой подтип (указатели на произвольные объекты в иерархии типов в Common Type System):

object

  • строковые (указатели на строки символов):

string

  • классы (указатели на объекты типа class):

class Foo: Bar, IFoo {...}

  • интерфейсы (указатели на объекты типа interface):

interface IFoo: IBar {...}

  • массивы (в частности, указатели на строки из 10 символов):

string[] a = new string[10];

  • делегаты (усовершенствованные указатели на функцию):

delegate void Empty();




Рис. 18.2. Иерархия типов языка C# (фрагмент).

Многообразие типов можно разделить на предопределенные (заранее заданные системой программирования) и определенные пользователем (user defined), см. рис. 18.2.

К последним относятся перечислениямассивыклассыинтерфейсы и делегаты (указатели на функцию).

Предопределенные типы делятся на ссылочные типы (объекты и символьные строки) и типы-значения (встроенные - короткие и длинные целые со знаком и без знака, а также числа с плавающей точкой - с одинарной и двойной точностью).

Как уже отмечалось, над элементами типов могут осуществляться преобразования из одного типа данных в другой (например, из строки в число или наоборот). При этом такие преобразования могут инициироваться как программистом (т.е. происходить явно), так и системой программирования (т.е. происходить неявным образом).

Неявные преобразования инициируются Common Type System и производятся автоматически. При этом результат неявногопреобразования всегда успешен и не приводит к потере точности.

Явные преобразования инициируются программистом или пользователем приложения, а следовательно, требуют явного вызова и при этом могут завершаться ошибкой, а также приводить к потере точности.

Приведем ряд примеров преобразований типов на языке программирования C#:

int x = 25;

long y = x;

// неявное

short z = (short) x;

// явное

double d = 3.141592536;

float f = (float) d;

// явное

long l = (long) d;

// явное

Заметим, что система Common Type System среды Microsoft .NET обеспечивает безопасную типизацию, т.е. гарантирует отсутствиепобочных эффектов (переполнение оперативной памяти компьютера, некорректное преобразование типов и т.д.). Заметим также, что как явные, так и неявные преобразования типов могут инициироваться пользователем.

Как показали исследования системы типизации Common Type System среды проектирования и реализации программных систем Microsoft .NET, эта иерархия имеет внушительный объем.

С целью повышения эффективности организации описания типов и манипулирования ими в программном обеспечении, работающем под управлением среды Microsoft .NET, вводится понятие пространства имен ( namespace ).

Пространством имен будем называть механизм среды Microsoft .NET, предназначенный для идентификации типов объектов языков программирования и среды реализации.

Значение механизма пространств имен состоит в том, что появляется возможность логической структуризации системы типизацииCommon Type System в среде разработки приложений Microsoft .NET.

Описания пространств имен по аналогии с описаниями типов данных размещаются в файлах.

Перечислим основные свойства, которыми характеризуются пространства имен в среде Microsoft .NET:


  1. пространства имен могут объединять различные сборки ;

  2. пространства имен могут быть вложенными друг в друга;

  3. между пространствами имен и файлами не существует однозначного соответствия (т.е. отображения, переводящего названиепространства имен в имя файла);

  4. полное имя типа должно содержать все необходимые пространства имен.

Для иллюстрации применения механизма пространств имен в среде программирования Microsoft .NET приведем развернутый пример описания пространств имен на языке программирования C#:

namespace N1{

// N1

class C1{



// N1.C1

class C2{

// N1.C1.C2

}

}



namespace N2{

//N1.N2


class C2{

// N1.N2.C2

}

}

}



Рассмотренный пример содержит описания пространств двух имен: пространства N1 с описанием классов C1 и C2 ипространства N2 с описанием класса C2.

Заметим, что в комментариях к каждой строке программы на языке C# приведены полные наименования пространств имен. Так, для обращения к классу C2, описанному в пространстве имен N1, нужно использовать полное имя N1.C1.C2, а для обращения к классу C2, описанному в пространстве имен N2 - полное имя N1.N2.C2.

Таким образом, при адекватном употреблении полных квалификационных наименований пространств имен удается избежатьколлизии обозначений типов.

Очевидно, что при проектировании и реализации масштабных программных комплексов используется весьма значительное количество идентификаторов и риск коллизии обозначений при использовании полных квалификационных имен многократно возрастает.

Оказывается, что непременное использование полных имен типов в среде программирования Microsoft .NET является избыточным требованием.

Для экономии трудозатрат и во избежание коллизий обозначений при разработке крупных программных систем в языке программирования C# предусмотрен оператор using, к рассмотрению которого мы и переходим.

Чтобы проиллюстрировать применение механизма ликвидации коллизии обозначений типов в пространствах имен среды программирования Microsoft .NET посредством оператора using , приведем развернутый пример на языке программирования C#:

using N1;

C1 a;

// Имя N1 является неявным



N1.C1 b;

// Полное имя

C2 c;

// Ошибка: имя C2 не определено



N1.N2.C2 d;

// Один из (под)классов C2

C1.C2 e;

// Еще один из (под)классов C2

using C1 = N1.N2.C1;

using N2 = N1.N2;

C1 a;

// Соответствует имени N1.N2.C1



N2.C1 b;

// Соответствует имени N1.N2.C1

Заметим, что оператор using позволяет использовать типы как с указанием полного имени, так и без него, а также для указанияальтернативных имен (alias).

Еще одним аспектом проектирования и реализации крупных программных комплексов под управлением среды Microsoft .NETявляется потенциальная коллизия имен типов в рамках масштабных проектов.

Для решения этой проблемы в среде разработки программного обеспечения Microsoft Visual Studio для каждого из проектов могут быть указаны так называемые ссылки, каждая из которых идентифицирует уникальную сборку - самодостаточную единицу для компиляции и выполнения в рамках программного проекта.

Ссылки передаются компилятору в ходе трансляции программы на том или ином языке программирования под управлением среды Microsoft .NET по ссылке (при этом используется опция /r или /reference ).

Скажем, команда на компиляцию файла HelloWorld с исходным текстом программы на языке C# со ссылкой на пространство имен System.WinForms.dll будет иметь вид:

csc HelloWorld.cs

/reference:System.WinForms.dll

Как видно из приведенного примера, механизм ссылок реализует идентификацию сборки для использования в программном проекте.

Подводя итоги обсуждения механизмов управления пространствами имен среды проектирования и реализации программного обеспечения Microsoft .NET, отметим, что пространства имен предоставляют возможность сокращенного именования типов объектов на уровне языка программирования.

Таким образом, устраняется необходимость многократного повторения полного имени объекта и существенно уменьшается рискколлизии обозначений, что значительно экономит трудозатраты при проектировании и реализации сложных программных систем и комплексов.

Подводя итоги рассмотрения основных аспектов теории типов и типизации в языках программирования, можно сделать следующие выводы:


  1. теории с типами и языки программирования с типизацией имеют значительно более высокую вычислительную мощность, а, следовательно, более высокую теоретическую и прикладную значимость.

  2. технологическая платформа .NET обеспечивает ряд несомненных дополнительных преимуществ перед другими известными платформами в отношении системы типов.

В частности, технология .NET использует централизованную, унифицированную, интегрированную систему типизации Common Type System (CTS), общую для всех языков программирования, реализуемых на данной платформе.

Кроме того, в рамках технологической платформы .NET обеспечивается строгое, однозначное соответствие между примитивными типами языков программирования и базовыми классами. NET. Большинство компиляторов для языков программирования, которые реализованы для платформы .NET, имеют встроенную поддержку примитивных типов.



Целям безопасности типизации служит явное разделение на ссылочные типы и типы-значения, а также гибкий и надежный механизм преобразования типов-значений в ссылочные (известный также под названием boxing) и обратно (известный также под названием unboxing ).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница