Лекция Научные основы национальной экономики (4 ч.) Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»



страница1/2
Дата22.09.2017
Размер2,45 Mb.
  1   2
Лекция 1. Научные основы национальной экономики (4 ч.)
1. Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук.

2. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. Система национальных счетов.

3. Типы национальных хозяйственных систем. Национальные хозяйственные рыночные системы ведущих стран мира.

4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Предпосылки для формирования национальной экономики Беларуси. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

5. Характеристика действующей модели развития национальной экономики Беларуси (особенности, проблемы, подходы к их решению).

Ключевые термины
Национальная экономика

Экономика Беларуси

Экономическая система

Экономическая модель

Экономические модели стран с рыночной экономикой

Демографический переход

Белорусская экономическая модель

Импортозамещение

Встроенный механизм девальвации

Перекрестное субсидирование

Механизмы перераспределения

Введение


О текстовках лекций
Лекции и презентации можно скачать на странице лектора http://ekonomika.by/Akulich
Книги и статьи лектора доступны на персональной странице http://ekonomika.by/Akulich2
Записи на блоге доступны по адресу http://blog.ekonomika.by/akulich/
О дисциплине
Название дисциплины: «Национальная экономика Беларуси»
Всего часов по дисциплине – 160 часов.

Всего аудиторных часов – 68 часов.

В т.ч. лекции – 34 часа

В т.ч. практические занятия – 34 часа.

В т.ч. самостоятельная работа – 92 часа.

Форма контроля знаний – экзамен.


Обратите внимание, что на 1 час аудиторной работы приходится 1 час 20 минут самостоятельной работы вне аудитории. Кстати, для сравнения – в университетах США в разы меньше аудиторных часов, но зато на 1 аудиторный час приходится по 7-8 часов на самостоятельную работу. Поэтому нужно работать интенсивно как в аудитории, так и не забывать работать с текстовкой лекции, презентацией, учебником и другими материалами дома.
Содержание курса:
Темы лекций:


  1. Научные основы национальной экономики (4 ч.)

  2. Основные макроэкономические показатели и пропорции (2 ч.)

  3. Экономический потенциал Беларуси (4 ч.)

  4. Рост национальной экономики (2 ч.)

  5. Хозяйственные комплексы национальной экономики (6 ч.)

  6. Региональная структура национальной экономики (2 ч.)

  7. Формирование рыночной экономики (6 ч.)

  8. Экономическая роль государства в Республике Беларусь (6 ч.)

  9. Экономика Беларуси в системе мирохозяйственных связей (2 ч.)


Примечание. Рабочую программу можно скачать на странице лектора или на сайте БГЭУ.

_____________________________________________________________________________
Как будут проходить лекции:

Важный момент: по ходу лекций не будет никаких остановок для записи в конспект под диктовку.

В этом нет необходимости, поскольку в открытом доступе всегда можно будет скачать сам текст лекций и их презентации (причем за 2-3 дня до начала самой лекции, чтобы прийти с ними уже на саму лекцию).
Как готовиться к экзамену и усваивать материал:

Своевременно скачивать текстовки лекций и презентации и успевать ознакомиться с ними до начала лекций.

Во время лекции иметь перед собой распечатку или электронный вариант лекции на ноутбуке, чтобы иметь возможность делать пометки для себя.

Завести тоненькую тетрадь (12 листов) и по ходу лекций отмечать примеры, записывать свои мысли, вопросы, которые появляются по ходу лекции.



Обязательно посещать все лекции и работать на них. На аудиторные лекции вынесено лишь 20% (34 ч) общей нагрузки (160 ч). Поэтому пропуская одну лекцию, Вы тем самым пропускаете 6% занятий по семестру. Если хотите, чтобы аудиторных занятий было еще меньше, то имеется заочная форма обучения. Там на аудиторные лекции вынесено лишь 6% (10 ч.), но посещать их тоже нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО. Пропуск лекции должен быть отработан. Задание по отработке лекции можно получить у лектора или у ассистента.
Важно также помнить о 2-х моментах:

1. Помимо аудиторных занятий есть такое понятие как самостоятельная работа студентов. По нашей дисциплине в зачетку будет внесено 160 часов, из них на аудиторные занятия приходится – 68 часов, из них на лекции – 34 часа. Значит на самостоятельную работу выносится – 92 часа, или это как минимум 2-3 часа в неделю нужно работать самостоятельно.



2. Помимо конспекта лекций и презентаций, которые дает лектор, имеется другая литература данной дисциплине. В настоящее время имеется более 10 разных учебников и учебных пособий, но основная книга, которая соответствует рабочей программе БГЭУ, это учебник: Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. Минск: БГЭУ, 2012. Эту книгу можно взять в библиотеке или приобрести в книжном магазине БГЭУ.
Во время семестра самостоятельная работа студентов будет отмечаться набором баллов.


Любая работа студента на лекционных занятиях и дома будет оцениваться в баллах, которые будут суммироваться. Набранную сумму баллов всегда можно будет посмотреть в режиме он-лайн (на странице лектора).

Что дают набранные баллы? Студент, набравший в течение семестра в ходе аудиторной и домашней (самостоятельной) работы 100 баллов и более, получает оценку 10, которая идет в зачет сдачи экзамена.

90 баллов и более – оценка 9.

80 баллов и более – оценка 8.

70 баллов и более – оценка 7.

50-70 баллов – 3 дополнительных балла (бонуса) к оценке, полученной на экзамене

30-50 баллов – 2 дополнительных балла (бонуса) к оценке, полученной на экзамене.

10-30 баллов – 1 дополнительный балл (бонус) к оценке, полученной на экзамене.

0-10 баллов – ничего не получает.



Статистика набранных баллов – это не рейтинг. Если студент по ходу семестра не набирал баллы, это не значит, что он не может получить на экзамене 9 или 10. Может. Если продемонстрирует соответствующий уровень знаний.

Однако он может не откладывать подготовку на последние недели и дни перед экзаменом, а может (как это и предусмотрено рабочей программой) работать по 2-3 часа в неделю в течение всего семестра.

Учет баллов ведется с той целью, что любой положительный результат этой подготовки был учтен и поощрен должным образом.

Это введено также с той целью, чтобы работающий в ходе семестра над изучением дисциплины студент имел определенность и знал на данный момент времени - на какой результат он наработал и может рассчитывать.



Участие в наборе баллов – это дело добровольное. Тем не менее, студент получает выбор: отложить получение оценки до экзамена или получить ее уже ближе к концу семестра в ходе равномерной работы в течение семестра.

Внимание!!! Речь идет только о той оценке, которую лектор выставляет на экзамене, но не об итоговой оценке, которая выставляется в ведомость. Итоговая оценка состоит из двух оценок ассистента по итогам семинарских занятий (весовой коэффициент каждой из этих двух оценок – по 0,2), и оценки лектора на экзамене (весовой коэффициент – 0,6).

За что можно набирать баллы?