Личную свободу человек почувствует тогда, когда сможет выбирать: профессию, работу, место проживания, круг друзей, власть. Для этого необходимо учиться



Скачать 233,85 Kb.
Дата30.09.2017
Размер233,85 Kb.
Личную свободу человек почувствует тогда, когда сможет выбирать: профессию, работу, место проживания, круг друзей, власть. Для этого необходимо учиться.

Выбор профессии является важным шагом в жизни человека. От того насколько правильно будет сделан выбор, зависит радость и счастье человека, так как он в полной мере сможет реализовать свои способности и умения. Для этого человеку необходимо знать свои личностные качества, интересы, способности и стремления.

В работе общеобразовательной школы по профессиональной ориентации основное внимание следует уделить ее профинформационному аспекту, так как именно профессиональная информация, как одно из направлений профориентации, помогает наиболее осознанно подойти к выбору профессии. Работу по профинформированию необходимо строить так, чтобы информационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний о профессиях и о своем внутреннем мире и чтобы эти знания помогли им принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения.

Профинформационная работа должна проводиться систематически и преемственно на протяжении всего периода обучения в школе. В этом длительном процессе можно выделить 3 этапа:

1.Работа с младшими школьниками. Основная задача – воспитание у детей общей трудовой направленности. Она должна показать важность труда, его значение в жизни человека и общества.

2. Работа в средних классах. Продолжается формирование положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с возможно более широким кругом ведущих профессий. Внимание учителя должно быть направлено на изучение интересов подростков, их расширение и углубление.

3. Работа в старших классах. Также планируются мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к труду, расширение знаний о мире труда. Получив багаж знаний на предыдущих этапах, старшеклассники готовы к восприятию более сложного материала, к психологическому анализу профессии. Поэтому в старших классах все профинформационные мероприятия должны завершаться составлением профориентационной характеристики профессии.

К задачам профориентации в начальной школе относятся:- разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;



  • знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона;

  • привитие элементарных трудовых навыков;

  • формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Работа по профессиональному просвещению с учениками начальной школы должна проводиться в форме, доступной для восприятия и усвоения учащимися с учетом возрастных психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и ведущей деятельности. Учителям начальных классов известно, что элементы игры, вносимые в учебно- воспительный процесс, вызывают яркую положительно окрашенную эмоциональную реакцию, особенно у учеников первого класса. Дети с увлечением играют в строительство, школу, железную дорогу и т. д. Переход от игр с бытовой тематикой к играм с производственным сюжетом, введение в игру эпизодов из школьной жизни связано с расширением кругозора 7-8-летних детей и обогащением жизненного опыта, общения и взаимодействия со сверстниками. Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому она широко используется в профориентационной работе с младшими школьниками в качестве одного из основных средств.

Так учителя 1-ых классов Петрушина Т.М., Чижко В.В., Апрышко Н.В. знакомят учащихся через мир сказок. Отгадывая загадки, ребусы, используя сюжетные игры « Профессии моих родителей», «Профессии в картинках» учащиеся получают первые представления о профессиях.

Учителя 2-ых классов продолжают эту же работу, добавляя игры на профессиональные сюжеты. Соловей С.П. провела урок внеклассного чтения « Интересный мир профессий», Байчурина Е.В. – урок украинского языка «Все работы хороши- выбирай на вкус», Романько И.В.- урок внеклассного чтения « Моя мама пахнет хлебом» по рассказу В. Сухомлинского.

Учителя 3-4-ых классов используют игры с целью развития у детей творческих способностей и воображения, развития технической смекалки. Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т. д.

Так Вязова Л.И. при проведении урока-игры «Все профессии важны» использовала разнообразные творческие задания: составление пословиц из заданных слов, разгадывание чайнвордов, загадок, ребусов. Чернятьева А.П. на уроке курса «Я и Украина»- «Труд в нашей жизни» знакомила учащихся с основными статьями о труде Конституции Украины, с иллюстрациями «Люди разных профессий», использовала интерактивные методы: ассоциативный куст (Человек-труд), сенкан. Малыгина Т.П. на уроке курса «Я и Украина» - «Растения зимой» также использовала интерактивные методы. Кузьменко В.К. при проведении урока чтения «Щелкунчик», применяя методы предвидения, диаграмму «Вена», поисковую работу, работу в группах, парах , знакомит учащихся с профессиями балерины, дирижера, художника и т. д..

В профориентационной работе также можно использовать профессиографические экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей младшего возраста важно увидеть как производится та или иная продукция, а также иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Экскурсии на шоколадную фабрику «Киев-Конти» в г. Донецк совершили учащиеся 3-А класса (учитель Вязова Л.И.), 3-Б класса (учитель Чернятьева А.П.), 3-В класса (учитель Ильина И.А.), 4-В класса ( учитель Кузьменко В.К.)

На уроках гуманитарного цикла предметов используют такие формы работы как дискуссии, работа в группах, защита проектов, разнообразные творческие задания, которые направлены как на эстетическое воспитание, так и на профориентацию. На таких уроках ученики не только усваивают материал темы, но и оценивают огромные возможности, представляемые людям в получении ими образования и в выборе профессии. Так на уроках украинской и зарубежной литературы, художественной культуры Вержевикина Т.Г., Скрыпкина Н.А., Кравченко Л.Г., Буко Т.Н., Кашперская Н.А., Коваленко В.П., Игнатьева И.К. используя ролевые игры, «мозговой штурм», «Микрофон», устные журналы, литературные композиции, дают возможность учащимся выступать в роли критика, искусствоведа, актера, режиссера, продюсера, реставратора и т.д.

На уроках естественного цикла учителя химии и биологии Столбцова Н.В., Гончаренко И.А., Приходько И.А. знакомят учащихся с миром химических и биологических профессий – эколог, фармацевт, врач, химик, биолог и т.д. Столбцова Н.В. совместно с учащимися подготовила проект «Химия и экология», «Области применения химии и выбор профессии», используя разнообразные методы: репортаж, рекламу, путешествия, телепередачи, химические дебаты. Гончаренко И.А. по биологии разработала дидактические задания, связанные с профориентацией для учащихся 10 класса и совместно с учащимися 9-А класса подготовила проект по основам здоровья по теме « Береги здоровье с молоду».

Учитель истории Пестрецов В.В. дает задания поискового характера: так, изучая быт запорожских казаков, учащиеся, работая в творческих группах анализируют профессии народных умельцев – кулинаров, модельеров, швей, сапожников во времена Запорожской Сечи и в наше время. Никитская Л.А. провела урок-викторину в 5-ых классах «Знакомство с историей» и в игровой форме знакомила пятиклассников с такими профессиями как археолог, историк, работник музея, экскурсовод.

В курсе «География Украины» заложены большие возможности профориентационной работы. Одной из главных задач географии является применение полученных знаний к самореализации своих способностей в выборе будущей профессии. Так Коротенко Л.Н. при изучении темы «Трудовые ресурсы Украины» в 9-ом классе предлагает учащимся составить проект « Моя будущая профессия». Выступая на защите проекта ученик старается доказать важность данной профессии в развитии экономики в Украине. Изучая различные отрасли хозяйства, большое внимание уделяется профессиям Донецкой области. Так, Назаренко В.М. при изучении темы «Климатические условия и ресурсы Украины» знакомит не только с профессиями метеоролага, синоптика, но где их можно получить. Кроме этого учащиеся Коротенко Л.Н. создали рекламные проспекты о профессиях с указанием учебных заведений.

Свободное владение компьютерными технологиями, способность за короткое время овладевать прикладными программами, использовать теоретические знания на практике дают возможность на уроках математики, физики, информатики формировать культуру мышления, развивать интеллектуальные способности. Учитель математики Беляева Н.Р. при изучении темы «Наибольшее и наименьшее значения функции» в 11-Л классе составила практические задания, в которых указана задача для определенной профессии, определены цель и ход работы. После выполнения работы, учащиеся делают практические выводы об оптимальных условиях затрат. Значение статистики в жизни современного общества можно емко выразить одной фразой из романа Ильфа и Петрова «12» стульев»: «Статистика знает все». Учителя Позднякова О.К. и Торинец Т.Е. совместно сучащимися 9-ых и 11-ых классов подготовили проекты по теме «Статистика». Статистами выступили учащиеся, которые провели исследования по продажам телефонов, газет в городах Донецкой области, количество курильщиков среди подростков, стилей музыки. Наконечная Л.П. провела урок по теме «Геометрическая прогрессия в экономике», на котором решались задачи экономического характера, применяемые в банковской системе. Андрусик С.Л. на уроке по теме «Проценты» акцентировала внимание на то, что знания о процентах необходимы при работе во многих отраслях экономики, сельского хозяйства, промышленности. Оборнева Л.С. на уроке по теме «Электромагниты и их применения» познакомила учащихся о применении электромагнитов в работе электрика, крановщика, мастера-радиотехника.

Высокий уровень преподавания информатики учителем Тюканько С.В. дает возможность выпускникам выбирать будущую профессию в сфере информационных технологий: программирования, Web-дизайна, администрирование сетей, Интернет-технологий, экономическая кибернетика, системная аналитика. Создание электронной презентации будущей профессии - это мощный ресурс для осознанного выбора будущей профессиональной специальности. Большой интерес у учащихся вызывают уроки экономики, которые ведет Баглай Е.С., наполненные практическими работами по созданию бизнес-планов, организации и развитию бизнеса, расчету риска инвестиций в различные проекты, основам маркетингового исследования украинского рынка товаров и услуг.

Профессионально-педагогическая направленность на уроках английского языка является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в школе. Знания английского языка в совершенстве открывают неограниченные возможности для реализации личности в современном мире. Учителя Тищенко Н.С., Смолякова Н.Г., Ленец Т.В. на уроках английского языка используют формы и приемы работы: драматизация диалогов, выполнение ситуативно обусловленных заданий «Представьте, что вы инженер (стюардесса, квалифицированный рабочий и т.д.), чтение тематических текстов с послетекстовыми заданиями, с проблемными вопросами, заочные экскурсии «В мире профессий», составление интервью с работодателями.

Большие возможности для ознакомления с профессиями и их практической направленностью имеют уроки трудового обучения, которые проводят учителя Шевченко Ю.В. и Демченко О.В.. Дизайн, моделирование, вышивка, шитье, работа с деревом, металлом – это далеко не весь перечень профессий, с которыми учащиеся знакомятся на уроках технического и обслуживающего труда. Эти уроки развивают у учащихся пространственное воображение, творческую инициативу, художественный вкус. Вопросы предпрофильного обучения и профориентации успешно решаются также на уроках изобразительного искусства и черчения. Работая над рисунком, учащиеся представляют себя строителями и архитекторами, художниками и дизайнерами, стилистами и модельерами, декораторами, ювелирами, графиками, скульпторами и т.д.

Следует отметить, что создать полноценный проект по профориентации невозможно без определенного эмоционального настроя, поэтому музыка как источник вдохновения , является одним из факторов, который влияет на внутренний мир человека. Помощь в этом оказывает учитель музыки Игнатьева И.К.. Хочется отметить, что создано очень много песен о мире профессий.

За время подготовки к педсовету учителями школы созданы тематические папки: учителями 1-4-ых классов - «Профессии моих родителей», классными руководителями 5-6-ых классов- «Мир профессий», 7-8-ых классов- «Профессии, распространенные в нашем регионе», 9-11-ых классов – «Мой жизненный выбор».



Лучшие материалы представили учителя:

- Кузьменко В.К. в 3-ем классе подготовила и провела проект реализации курса «Основ здоровья»- «В здоровом теле – здоровый дух» с привлечением родителей: - повара Васильевой О.Ф., которая познакомила ребят, как приготовить самому питательные блюда. Учащиеся посетили кафе «Арбат», в котором работает Васильева О.Ф.



  • лаборанта СЭС Пигаревой С.В., которая провела экскурсию в санстанции и провела урок «Какую воду можно пить».

  • медсестер Цегельниковой Л.А. и Ванюховой О.А. провели экскурсию в гастроэнтерологическом отделении «Кишечные инфекционные заболевания»

в 4-ом классе – проект «Профессии моих родителей». Проект представляли три группы. 1 группа- художники. Родители: художник-муляжист Заяц Л.А., художник по росписи фарфора Чуян Т.А., художник-конструктор Гонта А.В. познакомили на классных часах со спецификой своей работы, провели с детьми практическую работу по раскрашиванию муляжей. Учащиеся посетили Харцызскую школу «Искусств», где узнали о профессии художника пейзажиста, о художественных принадлежностях, а также посетили выставку Н. Рериха в городском музее. 2 группа- озеленители. Родительница Вырва Н.А. рассказала о своей работе флориста, провела экскурсию в магазины «Виола» и «Цветы», где ребятам показали как создают букеты. На классный час был приглашен Писанец И.А. - бывший начальник «Зеленстроя», который рассказал о своей профессии ландшафтного дизайнера. 3 группа - швея. Родительница Качанова Е.С. познакомила учащихся с историей возникновения иголки, нитки, тканей, вышивкой икон. Каждая группа защищала свой проект в виде праздника, причем участвовали все родители.

Вязова Л.И. подготовила и провела проект курса «Я и Украина» - «От малой тропинки в большую дорогу», который состоял из классного часа»

«Интересный мир профессий», игры «Кто больше знает и умеет», урока – экскурсии «Уманское диво – Парк «Софиевка», из проектов детей о своей будущей профессии.

Чернятьева А.П. подготовила и провела проект «Профессии родителей». Каждый учащийся класса представил краткое описание профессии родителей с фотографиями.

Ильина И.А. провела на классных часах встречи с представителями профессий типа «человек – человек». Приглашала на классные часы для знакомства учащихся с профессиями родителей медсестру физ.кабинета Мартыненко Л.Л., переводчика Пискор Е.С., психолога Данилову Г.А., воспитателей детского садика «Золушка» Войтович Е.И., Холошу Н.В. А также провела экскурсии в парикмахерскую и швейное ателье.

Большая роль в подготовке школьника к выбору профессии принадлежит и профессиональному самовоспитанию - сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к выбираемой профессии. Основные условия профессионального самовоспитания - осведомленность школьника о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия к человеку, его способностям, характеру; какие умения, навыки и знания необходимы для занятия этим видом труда.

Большую помощь в этом учащимся могут оказать профессиограммы. Професиограмма – описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физическим особенностям человека. Перечень требований к человеку в определенной профессиограмме подскажет учащемуся, какие качества ему нужно самостоятельно тренировать и развивать. Например, для профессий типа «человек- человек» одно из требований - общительность, т.е. такая черта характера, которая выражается в приветливости к другим людям, в стремлении быть всегда в коллективе. А наиболее благоприятной для развития этой черты являются общественная работа, участие в коллективных мероприятиях и др. Знание требований, которые профессия предъявляет к человеку,- одно из важнейших условий для организации целенаправленного професионального самовоспитания учащихся.

Особое значение в профессиограмме имеют сведения о том, что роднит данную профессию с другими. Это позволяет выработать у школьника достаточно широкий взгляд на профессию: осваивая ее, знакомится и с тем, что есть в других профессиях. А это в свою очередь поможет преодолеть и некоторую боязнь ограничения. Ведь выбор профессии одновременно является и самоограничением. Кроме того, такая подготовка облегчает, в случае необходимости, и перемену профессии.

Все классные руководители 5-9-ых классов составили такие профессиограммы

Большие возможности для ознакомления с профессиями имеет внеклассная и внешкольная работа. Это и экскурсии на предприятия, и встречи с представителями различных профессий, и вечера с использованием викторин, игр, и диспуты, и конкурсы, и «Защита профессий», и составление альбома профессий, и «Устный журнал», и чтение книг, и выпуск радиогазеты, и другие формы работы.

Андрусик С.Л. провела внеклассное мероприятие по математике «Кем быть», час общения «Ринг профессий», анкетирование учащихся «Все профессии интересны», сочинение «Моя будущая профессия».

Вержевикина Т.Г. провела конкурс рисунков «Моя будущая профессия» с кратким описанием самой профессии.

Гончаренко И.А. провела классные часы: «Травматолог», «Кардиолог», «Пульмонолог», «Гастроэнтеролог», «Эндокринолог» в виде защиты проектов пяти семеек.

Кашперская Н.А. провела классные часы: «Что я знаю о профессиях своих родителей», «Профессии нашего региона», ведет тетради по самообразованию «Кем я хочу стать», «Моя будущая профессия»

Коваленко В.П. провела экскурсию в городскую библиотеку, где состоялась презентация профессии библиотекаря.

Столбцова Н.В. провела диагностику «Выбор успешной профессии» и в 10-ом и в 11-ом классе и разработала направления в профессиональном определении учащихся:

-участие в профессиональных марафонах;

-создание портфолио «Профессии родителей»;

-встречи с представителями Центра занятости города Харцызска.

Смолякова Н.Г. провела классные часы «Знакомство с миром профессий», «Мир профессий и твое место в нем», «Ты и твоя будущая профессия».


Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.


Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе?

Их несколько:

- дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

- выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

- сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

- развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

- выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

- сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова:

- предпрофильные девятые классы

- профильные старшие классы.

В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

- профильных классов, функционирующих в системе "школа-вуз".

- профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы.

- классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения.

Профильные классы позволяют за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Обучение в профильных классах позволяет реализовать следующие цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования в соответствии с профилем классов;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- сформировать у учащихся навыки самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;

- расширить возможность социализации учащихся;

- обеспечить непрерывность среднего общего и высшего образования.


    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЕЙ УЧАЩИМИСЯ.

Работа по определению выбора учащимися профиля обучения проводится в школе через систему предпрофильной подготовки в соответствии с планом, утверждаемым в начале учебного года:


  

 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ

Для работы в профильных классах по профильным предметам привлекаются квалифицированные учителя не ниже I и высшей категорий. Учитель профильных классов должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

- введение в образовательный процесс интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования.

В профильных классах работают 20 учителей из них

«Высшая категория» – 12 уч. – 60%

«Первая категория» – 6 уч. – 30%

«Специалист» – 2 уч. – 10%

«Учитель методист» – 11 уч. – 55 %

   


Профиль класса реализуется через введение дополнительных предметов школьного компонента и ученического компонента. Профильный характер старшей школы реализуется на основе государственного стандарта путем формирования индивидуальных образовательных программ. Любой профиль состоит из набора базовых предметов и профильных предметов.

Базовые общеобразовательные предметы определены для каждого профиля и являются обязательными для всех учащихся данного класса.


Профильные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Общее количество часов у учащегося на изучение выбранного предмета состоит из двух компонентов:

- количество часов по учебному плану на изучение данного предмета;

- количество часов спецкурсов по выбору, поддерживающих профильность данного предмета.

Образовательный процесс в профильных классах предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, ее творческих способностей, самостоятельности в работе и профессиональное самоопределение. Внеурочная деятельность осуществляется через школьное научное общество учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. На практических конференциях представили свои работы в 2007-2008 уч. году – 27 учащихся, 2008-2009 уч. году - 25 учащихся. 43 учащиеся стали призерами городского этапа Всеукраинской олимпиады по основам наук и 11 из них приглашены на областной этап.




Результаты анкетирования по курсам по выбору:


  1. Заинтересовало ли Вас содержание курса?

  2. Помогло Вам посещение курса в самоопределении?

  3. Какие навыки Вы приобрели или усовершенствовали:

ЗПС по математике

Рассмотрели и углубили знания по многим темам математики, узнали и смогли на практике применять нестандартные методы решения уравнений, неравенств, что поможет при поступлении в высшие учебные заведения. Научились работать в творческих группах и выполнять творческие работы, презентации.



Деловой англ. язык

Получили навыки оформления деловой документации, написания делового письма, резюме, навыки использования бизнес лексики.



Право, история казачества

Узнали свои права и права граждан. Получили навыки работать в творческих группах, выполнять творческие задания, анализировать документы, узнавать новые исторические факты, уметь вести дискуссии.



Компьютерные науки

Работать с различными программами, навыки работы с языком программирования, работы с Интернетом, ознакомились с устройством компьютера. Работы с интернетом, создавать сайты.



  1. Укажите, чему Вы научились по данному курсу.

а) уметь самому побуждать себя к работе;

б) создавать себе ситуацию успеха;

в) более сознательно относится к выбору будущей профессии;


  1. Что Вам понравилось в курсе?

  2. Что не понравилось?

  3. Определились ли Вы с будущей профессией до начала преподавания курса?

  4. Изменился ли Ваш выбор после посещения курса?

  5. Необходимо ли вам преподавание курса?

  6. Укажите на какие вопросы вы бы хотели услышать ответ, но не ответили?

  7. Ваши пожелания

  8. Как вы оцениваете по 5-ти бальной системе курс.

Выпускники о профильном обучении.

  ( выдержки из анкет)

• При поступлении в 10 класс я выбирала такой класс, в котором больше внимания будет уделяться таким предметам как информатика, математика и английский. Обучение в технологическом классе помогло мне при поступлении в университет. (Зенина Юля ДНУ математика2009 г.в.)

• Профильное обучение дает возможность изучать более глубоко те предметы, которые являются основными при выборе профессии. (Сечин Виталий Дон юридический институт 2009 г.в.)

• Спецкурсы – это возможность укрепить и пополнить свои знания по отдельным предметам. Можно сказать спецкурсы – это «точечные удары по пробелам». (Гнатюк Максим Институт искусственного интеллекта 2009 г.в.)


 В учебном процессе педагоги активно используют метод проектов, групповую работу, учебную дискуссию, дидактические игры, приемы технологии развития критического мышления. Профильная ориентация направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, предполагает работу по повышению готовности подростков к социальному и профессиональному самоопределению. Психологическое сопровождение осуществляет психолог школы. Разработаны цели, задачи, направления деятельности психологической службы по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Сформирован комплект диагностик, выявляющий интересы, склонности и особенности психического развития учащихся, с целью оказания помощи учащимся в профессиональном определении, в ориентации учащихся и их родителей на осознанный выбор профиля обучения. Психологическое сопровождение осуществляется через различные направления деятельности:

" Диагностическая работа":

- изучение индивидуальных особенностей учащихся;

- составление социально-психологического портрета школьников 9-11 классов;

- составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей учащихся в выборе профиля обучения на основе результатов диагностики.

" Тренинговая работа":

- разработка программы тренинговых занятий с целью активизации учащихся в профессиональном и личностном самоопределении;

- проведение тренинговых занятий.

" Консультативная работа":

- Проведение индивидуальных, групповых консультаций с учащимися с целью познания себя и своих ресурсов;

- Проведение консультаций для родителей по вопросам выбора профиля обучения детей.

" Просветительская работа":

- Проведение родительских собраний, классных часов по разработанной тематике.

- Участие в педагогических консилиумах, педагогических советах


Психологическая служба
Содержание профильного обучения включает следующие элементы.

1. Учебные материалы, т.е. программно-методическое обеспечение преподавания предметов на базовом и профильном уровне. В приложении приводим примеры программно-методического обеспечения предметов профильного уровня и элективных курсов.

2. Способы деятельности.

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся в соответствии со стандартом получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Под способами деятельности мы понимаем 3 вида деятельности.



Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если…”). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.



Информационно-коммуникативная деятельность. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе методом от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).



Рефлексивная деятельность. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

3. Формы организации обучения.

В рамках профилизации среднего (полного) общего образования наряду с классно-урочной реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая поисково-исследовательскую, музейно-экскурсионную, проектную. Формы учебных занятий – фронтальные, групповые и индивидуальные.


Исследовательская деятельность учащихся осуществляется по двум направлениям: социально-гуманитарное (историческое краеведение и филология) и естественнонаучное (физика, математика, биология, химия).

Результаты профильного обучения

Результаты профильного обучения описываются категорией "образованность учащихся". Образованность – освоенность содержания образования.



Признаки:

  • количество компетенций,

  • качество компетенций.

Результаты:

  • промежуточные – освоение образовательных программ предпрофильной подготовки (экзамены, портфолио),

  • конечные – освоение образовательных программ профильной подготовки на уровне требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Наиболее объективно данные результаты фиксируются сегодня через систему внешнего тестирования и поступление выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе.

67% выпускников технологического класса 2008-2009 учебного года поступили в высшие учебные заведения по предметам профиля, 40% выпускников - правового и филологического направления.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница