Литература для специальности 49. 02. 01 Физическая культура Камень-на-Оби 2015



Скачать 11,06 Mb.
страница1/44
Дата23.10.2016
Размер11,06 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение



«Каменский педагогический колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



дисциплины

ЛИТЕРАТУРА

для специальности


49.02.01 Физическая культура



Камень-на-Оби

2015

Составитель: Юрченко А.А., преподаватель КГБОУ СПО «Каменский педагогический колледж»



Учебно-методический комплекс по дисциплине ЛИТЕРАТУРА – является частью основной профессиональной образовательной программы КГБОУ СПО «Каменский педагогический колледж»

по специальности 49.02.01 Физическая культура, разработанной

в соответствии ФГОС СПО, примерными программами, рекомендуемыми ФИРО.

Учебно-методический комплекс включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.



СОДЕРЖАНИЕ УМК

п/п

Наименование разделов

Стр.

1.

Пояснительная записка


4

2.

Образовательный маршрут


12

3.

Содержание дисциплины


13

4.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


49

5.

Информационное обеспечение дисциплины


50

6.

Приложения

59




Приложение 1Рабочая программа дисциплины Литература направление 49.00.00 Физическая культура и спорт

для специальности 49.02.01 Физическая культура



Приложение 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Приложение 3. Фонд оценочных средств




Приложение 4 . Лекционный материал




Приложение 5. Методические указания по выполнению лабораторных работ/практических занятий













Приложение 6. Глоссарий







  1. Пояснительная записка


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации и итоговой аттестаций в форме дифференцированного зачета.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения темы, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических занятий, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и/или лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая виды самостоятельной работы студентов:



  1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

  2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  3. Работа со словарем, справочником.

  4. Поиск необходимой информации через Интернет.

  5. Конспектирование источников.

  6. Реферирование источников.

  7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

  8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

  9. Составление обзора публикаций по теме.

  10. Составление и разработка словаря (глоссария).

  11. Составление хронологической таблицы.

  12. Составление библиографии (библиографической картотеки)

  13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

  14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

  15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

  16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).

  17. Выполнение домашних контрольных работ.

  18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

  19. Выполнение творческих заданий.

  20. Проведение опыта и составление отчета по нему.

  21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

  22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

  23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

  24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

  25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.

  26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  27. Написание курсовой работы. Подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой работы).

  28. Выполнение расчетов по проекту технического изделия.

  29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.

  30. Изучение аналогов технического изделия.

  31. Изучение инструкционной и технологической карты;

  32. Самостоятельная разработка технологической карты изделия;

  33. Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

Формы контроля самостоятельной работы:

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.

  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

  4. Тестирование.

  5. Письменный опрос.

  6. Устный опрос.

  7. Индивидуальное собеседование.

  8. Собеседование с группой.

  9. Коллоквиум.

  10. Отчет о проделанной работе.

  11. Защита рефератов или курсовой работы.

  12. Творческий конкурс.

  13. Интернет-конференции.

  14. Олимпиада.

  15. Зачет.

  16. Экзамен.

Содержание рубежного контроля составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

пп

Тема


Часы


Задание

1.

Критики об А.С. Пушкине.

В.Г. Белинский о Пушкине.



1

Конспект

2.

М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад»


1

Оценка художественного текста

3.

Критика о Гоголе. В. Белинский и А. Григорьев о Гоголе.

1

Составление тезисного плана

4

А.Н.Островский. Чтение одной из комедий по выбору

1

«Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»

5

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П.Григорьев о драме А.Н.Островского «Гроза»

1

Выборочный анализ критических статей

6

А.Н.Островский. Драма «Гроза»

2

Сочинение

7

Роман «Обломов» в оценке критиков

Н. Добролюбова,

Д. Писарева,

И. Анненского…



1

Конспект

8

Д. Писарев о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

Конспект


9

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

2

Сочинение

10

А.А.Фет. Поэзия Фета

2

Оценка художественного текст

11

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

1

Конспект


12

Урок поэзии. Поэзия А. Майкова, А. Григорьева, Я. Полонского, К. Хетагурова.

2

Оценка художественного текста

13

М.Е.Салтыков-Щедрин. Чтение глав из романа «История одного города»

2

Оценка художественного текста

14

Ф.М.Достоевский. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1

Выписать цитаты о Петербурге из романа

15

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

2

Сочинение по роману

16


Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

1

Конспект


17

А.П.Чехов. Чтение рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

2

Оценка художественного текста

18

Чтение по ролям пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

1

Оценка художественного текст

19

В.Брюсов «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция»

1

Составление тезисного плана

20

Критики о И. Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов).

1


Составить тезисный план

21


Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы».

1


Реферативное сообщение

22


Н.Гумилев. Поэзия Н.Гумилева

1

Оценка художественного текст

23

И. Анненский.

Поэт, творивший вне литературных течений.



1

Оценка художественного текста

24

М.Горький. Три правды в пьесе «На дне»

1

Составление таблицы

25

А. Блок. Чтение поэмы «Соловьиный сад». Стихотворение наизусть.

1

Оценка художественного текст

26

Литература 20-х годов. В. Иванова, Б.Пильняк, М.Волошин, Э.Багрицкий, М.Светлов.

2

Индивидуальные сообщения о писателях

27

В.Маяковский. Поэзия Маяковского

1

Оценка художественного текст

28


С.А.Есенин. Поэма «Черный человек»

2

Чтение поэмы «Черный человек»

29


М.Белкина «Скрещение судеб»

2

Знакомство с художественно-документальной литературой

30

О. Мандельштам. Поэзия Мандельштама

1

Оценка художественного текст

31

М.А. Булгаков

2

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

32

Мир и человек в рассказах М.А.Шолохова

1

Чтение «Донские рассказы»

33

В.Набоков. Роман «Дар»

1

Чтение глав из романа «Дар»

34

Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

1

Оценка художественного текста

35

Произведения о Великой Отечественной войне.

1

Чтение произведения о ВОв на выбор

36

Военная поэзия

1

Оценка художественного текста

37

А.А.Ахматова.

Стихи о войне



1

Оценка художественного текст

38

В.М.Шукшин в кинематографе

4

Литературная гостиная

39

Русская литература последних лет

2

Чтение произведения современных авторов по выбору

По итогам изучения дисциплины проводится, дифференцированный зачет.

В зачетную книжку выставляется дифференцированная/бинарная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:



  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе


с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

  1. Образовательный маршрут по дисциплине



Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

практические занятия

41

Точки рубежного контроля

39

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература»


Введение. Литература XIX века.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века

Тема 1.1. Обзор культуры. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины 19 века.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины 19 века. Самобытность русского романтизма. Писатели-романтики, идеи романтизма.



Тема 1.2. В.А Жуковский. Краткая характеристика творчества.

В.А Жуковский. Краткая характеристика творчества. Становление романтизма. Романтизм как философия жизни и художественный мир произведений поэта. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм».



Тема 1.3. А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики поэта

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.



Теория литературы: Элегия.

Самостоятельная работа: Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине (конспект)

Тема 1.4. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Практическое занятие. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.



Тема 1.5. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.



Самостоятельная работа: чтение драмы «Маскарад»

Тема 1.6. Поэма «Демон». Земное и космическое в поэме.

Практическое занятие. Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма.

Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы: развитие понятия о романтизм

Тема 1.7. Н.В.Гоголь. Сведения из биографии.

Личность и творчество Гоголя в восприятии современников. Н.В.Гоголь – религиозный мыслитель. Рассказы из украинской жизни («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»). Гоголь и театр («Женитьба», «Ревизор»). Последние дни писателя.



Теория литературы: Романтизм и реализм.

Самостоятельная работа: Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев) (составление тезисного плана)

Тема 1.8. «Петербургские повести»Н.В.Гоголя.

Практическое занятие. «Петербургские повести»: «Портрет».

Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины 19 века, отражение его в литературном процессе.

Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений.

Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.



Тема 2.2. А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии писателя.

Сведения из биографии. Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.



Теория литературы: понятие о драме.

Тема 2.3. Комедии Островского «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»

Типы деловых людей в пьесах А.Н. Островского. Комедии Островского «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги»* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся). Авторское отношение к героям.



Самостоятельная работа. Чтение одной из комедий по выбору преподавателя и учащихся

Тема 2.4. Пьеса «Гроза» А.Н. Островского

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Обличение самодурства, грубой силы, невежества. Город Калинов и его обитатели.

Самостоятельная работа: Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза» (выборочный анализ критических статей)

Тема 2.5. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Практическое занятие. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Позиция автора и его идеал. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Самостоятельная работа: Сочинение по пьесе А.Н. Островского.

Тема 2.6. И.А.Гончаров. Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов».

Сведения из биографии. Творческая история романа. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов». Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.



Самостоятельная работа: Роман «Обломов» в оценке критиков (Н.Добролюбова, Д.Писарева, И.Анненкова) (конспект одной из статей).

Тема 2.7. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).



Теория литературы: социально-психологический роман.

Тема 2.8. И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Характеристика творчества.

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Народ: от поэзии к правде. «Записки охотника». Путь к социальному роману («Рудин»). Роман без героя («Дворянское гнездо»).



Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Тема 2.9. Роман «Отцы и дети». Портрет поколений.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Широкий обобщающий смысл романа «Отцы и дети».



Самостоятельная работа: Писарев о романе «Отцы и дети» (конспект).

Тема 2.10. Базаров в системе действующих лиц

Практическое занятие. Базаров в системе образов. Идейные споры «отцов» и «детей». Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

Тема 2.11. Тема любви в романе Тургенева «Отцы и дети»

Практическое занятие. Тема любви в романе. Образ А.С. Одинцовой. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.



Самостоятельная работа: Сочинение по роману И.С.Тургенева.

Тема 2.12. Н.Г.Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).

Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.



Тема 2.13. Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии

Особенности и основные темы поэзии «чистого искусства». Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.



Самостоятельная работа. Выучить наизусть одно стихотворение на выбор из поэзии Тютчева.

Тема 2.14. А.А.Фет. Сведения из биографии

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.



Самостоятельная работа. Выучить наизусть одно стихотворение на выбор из поэзии Фета.

Тема 2.15. А.К. Толстой. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».



Тема 2.16. Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Гражданский пафос лирики.

Сведения из биографии. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».



Самостоятельная работа. Критики о Некрасове (Ю.Айхенвальд, К Чуковский, Ю. Лотман) – конспект

Тема 2.17. «Кому на Руси жить хорошо». Поэма без эпилога.

Практическое занятие. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман). Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Тема 2.18. Уроки поэзии.

А.Н. Майков. Жизнь и творчество (обзор). «И город вот опять! Опять сияет бал...», «Рыбная ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного моря», «Ласточки».

А.А.Григорьев. Жизнь и творчество (обзор). «Вы рождены меня терзать...», «Цыганская венгерка», «Я ее не люблю, не люблю…», Цикл «Вверх по Волге».

Я.П. Полонский. Жизнь и творчество (обзор). «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Самостоятельная работа. Выучить два стихотворения (на выбор)

Тема 2.19. Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Художественный мир произведений Лескова.

Сведения из биографии. Творческая манера Н.С.Лескова – документальность изображения.Цикл повестей о русских женщинах («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»). Праведники – центральная тема творчества («Запечатленный ангел», «Соборяне», «Очарованный странник»).

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

Тема 2.20. «Хождение» очарованной души»

Практическое занятие. Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Смысл названия повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

Тема 2.21. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор).

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. «Губернские очерки». Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.



Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Самостоятельная работа. Чтение глав из романа «История одного города» (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)

Тема 2.22. «История одного города»

Практическое занятие. Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Народ в романе «История одного города». Финал романа.

(Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)



Тема 2.23. «Для детей изрядного возраста…». Сказки Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.

Практическое занятие. Сказки Салтыкова-Щедрина – «малая энциклопедия его сатиры». Сатира на русскую интеллигенцию («Карась идеалист», Премудрый пескарь»…), невежественных правителей (« Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Тема 2.24. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.

Сведения из биографии. Творческие искания Достоевского. Новый этап в развитии критического реализма. Духовная жизнь обездоленных людей («Бедные люди», «Записки из Мертвого дома», «Белые ночи», «Двойник»). Романы Достоевского («Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»).



Тема 2.25. Роман «Преступление и наказание».

Творческая история романа «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Униженные и оскорбленные в романе.



Самостоятельная работа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (выписать цитаты о Петербурге из романа)

Тема 2.26. Теория «сильной личности». Идея против жизни.

Практическое занятие. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

Тема 2.27. «Двойники» Раскольникова

Практическое занятие. Эволюция идеи «двойничества». Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова.

Тема 2.28. Поединок со следователем.

Практическое занятие. «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать». Поединок со следователем. Явка с повинной.

Тема 2.29.Покаяние. Смысл названия романа.

Практическое занятие. Страдание и очищение в романе. Воскрешение через любовь. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).



Самостоятельная работа. Сочинение по роману

Тема 2.30. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение Л.Н.Толстого. Нравственные проблемы в рассказах Толстого («Записки маркера», «Два гусара», «Люцерн», «Три смерти», «Семейное счастие»)



Тема 2.31. Роман-эпопея «Война и мир». История создания, главные герои.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».



Тема 2.32. Вечер в салоне Шерер. Именины у Ростовых. Лысые горы

Практическое занятие. Вечер в салоне Шерер. Именины у Ростовых. Лысые горы Нормы жизни дворянского общества. Контраст как основной композиционный принцип романа.

Тема 2.33. Война 1805-1807 годов. Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев романа.

Война 1805-1807 годов. Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев романа. Историческая конкретность в изображении войны. Отношение Толстого к войне. Шенгабенское и Аустерлицкое сражение.



Тема 2.34. Народ и личность. Кутузов и Наполеон.

«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Значение образа Платона Каратаева.

Тема 2. 35. Духовные искания главных героев романа

Практическое занятие. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Поиски плодотворной общественной жизни. Личная жизнь героев романа. Авторский идеал семьи

Самостоятельная работа. Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л. Толстой и культура 20 века (конспект статьи учебника).

Тема 2. 36. Эпилог романа.

Главная мысль романа о предназначении человека. Судьбы героев романа. Изображение мирной жизни в эпилоге и во втором томе романа. Их сходство и различие.



Тема 2. 37. Идейные искания Толстого.

Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Теория литературы: понятие о романе-эпопее.



Тема 2.38. А.П.Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова

Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. Новаторство Чехова. Герои рассказов Чехова. «Студент», «Дома»*, «Ионыч», «Дама с собачкой»*, «Палата № 6», «Дом с мезонином». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм.



Самостоятельная работа. Чтение рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Тема 2.39. «Маленькая трилогия»

Практические занятия. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»



Тема 2.40. Драматургия Чехова. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова

Своеобразие Чехова-драматурга. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. История создания пьесы «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.



Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).

Самостоятельная работа. Чтение по ролям (пьеса «Вишневый сад»)
Тема 2.41. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.

Практическое занятие. Чеховское восприятие жизни. Действующие лица и авторское отношение к ним. Жизненная беспомощность героев пьесы. Система образов и главный образ пьесы. Второстепенные персонажи в пьесе.

Тема 2.42. Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Мариме и др.).



Введение. Литература 20 века

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Самостоятельная работа. В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция». (Составление тезисного плана)

Раздел 3. Русская литература на рубеже веков.

Тема 3.1. И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.Поэтика И. А. Бунина.



Стихотворения*: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».



Самостоятельная работа: Критики о Бунине (В.Брюсов, Ю.Айхенвальд, З.Шаховская, О. Михайлов)- составить тезисный план.

Тема 3.2. А.И. Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.

Сведения из биографии. Обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина. Художественные особенности повести «Олеся». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.



Тема 3.3. Повесть «Гранатовый браслет

Раздел 4. Поэзия начала 20 века.

Тема 4.1. Поэзия начала 20 века. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19 –начала 20 веков. Проблемы традиций и новаторства в литературе начала 20 века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Тема 4.2. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм.

Практическое занятия. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

В.Я. Брюсов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.



К.Д. Бальмонт.* Сведения из биографии.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.



А. Белый*. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.



Самостоятельная работа: Ст. Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (реферативное сообщение)

Тема 4.3. Литературные течения поэзии русского модернизма: акмеизм.

Практическое занятия. Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.

Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.



Самостоятельная работа: Наизусть одно стихотворение Н.Гумилева

Тема 4.4. Литературные течения поэзии русского модернизма: футуризм. Поэты творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И. Цветаева.

Практическое занятия. Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.



В.В. Хлебников*. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия*.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С. А. Есенина.

Н.А. Клюев*. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Поэты творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И. Цветаева

Самостоятельная работа: Наизусть стихотворение Анненского (по выбору студента)

Тема 4.5. М. Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Сведения из биографии. Реалист и романтик. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Босяки в творчестве А.М. Горького Тематика и проблематика романтического творчества Горького.



Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Фома Гордеев».

Тема 4.6. Композиция романтических рассказов М.Горького

Практическое занятие. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Композиция романтических рассказов («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Принцип «романтического двоемирия»

Тема 4.7. Пьеса М.Горького «На дне». Социально-философская драма.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Роль Луки в драме. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.



Критики о Горьком*. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

Теория литературы: развитие понятия о драме.

Тема 4.8. Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

Практическое занятие. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

Самостоятельная работа: Три правды в пьесе «На дне» - работа с текстом пьесы.

Тема 4.9. А.А. Блок. Сведения из биографии. Романтический мир раннего Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы».



Самостоятельная работа: чтение поэмы «Соловьиный сад», стихотворение наизусть.

Тема 4.10. Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции.

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.



Раздел 5. Литература 20-х годов (обзор).

Тема 5.1. Литературный процесс 20-х годов.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

Самостоятельная работа: Индивидуальные сообщения о писателях (Б. Пильняк, М. Волошин, Э. Багрицкий, М.Светлов, Вс. Иванов, Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин)

Тема 5.2. Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов.

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

Тема 5.3. В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики.

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».

Поэма «Во весь голос»*. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

Самостоятельная работа: Наизусть стихотворение Маяковского «А вы могли бы?»

Тема 5.4. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

Тема 5.5. Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»

Практическое занятие. Поэма «Анна Снегина» поэма о судьбе человека и Родины. «Русь уходящая» и «Русь советская». Лирическое и эпическое в поэме.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Самостоятельная работа: Чтение поэмы «Черный человек»

Тема 5.6. А. Фадеев. Сведения из биографии.

Рассказ о жизни, творчестве и смерти А.А.Фадеева. Литературная ситуация времен создания романа «Разгром» (обзор). Гуманистическая направленность романа. Новаторский характер романа. Полемика вокруг романа.

Теория литературы: проблема положительного героя в литературе

Тема 5.7. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром»

Практическое занятие. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Психологическая глубина изображения характеров (Морозко и Мечик). Революционная романтика.

Раздел 6. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Тема 6.1. Становление новой культуры в 30- е годы. Социалистический реализм. Противоречия в его развитии и воплощении. Сложность творческих поисков и трагических судеб русских писателей.

Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Тема 6.2. Сложность творческих поисков и трагических судеб русских писателей.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого («Хождение по мукам»).

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина (сведения из биографии), М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко (сведения из биографии0, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Тема 6.3. М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Поэтический мир М.И.Цветаевой.


Каталог: upload -> 2015
2015 -> Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края Куда пойти учиться в Алтайском крае
2015 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовые рынки» для направления подготовки 080100. 62 «Экономика» по профилю «Финансы и кредит»
2015 -> Рабочая тетрадь
2015 -> Анализировать церковный и народный (земледельческий) календари Церковный календарь на 2007 год
2015 -> Указом Президента РФ от 12. 06. 2014 №426 в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы
2015 -> С. В. Багрикова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал