Материально – техническое оснащение программы курса «Окружающий мир»



Скачать 356,33 Kb.
Дата30.10.2016
Размер356,33 Kb.

Материально – техническое оснащение программы курса «Окружающий мир» (авт. Е.В. Чудинова и Е.Н. Букварёва).


1 класс

Тема изучения

оборудование

Цоры, дидактические материалы

Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия) 3 часа

Картины преобразовательной деятельности человека:

изображения завода или архитектурного сооружения, с/х полей, распаханных человеком, изображение людей разных профессий.

Картофелина, карандаш, растение, фотография, камень для групповой работы.

Сырье и изделия из него – шерсть и варежки, шарфы, шапки, фрукты и компот в банке, глина и глиняный горшок, кварцевый песок и стеклянный стакан, кусок древесины и бумага.



ЦОРы с диска «Тайны времени и пространства» часть Круглый год. Лето.

Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами).

5 часов


Колосья пшеницы и изделия из нее – рожки, лапша, каша.

Злаки разных видов (пшеница, рожь, ячмень, овес). Таблица «Центры происхождения культурных растений». Рисунки культурных растений.

Набор овощей и фруктов, цветковое растение со всеми органами на каждую парту.


Загадки о растениях и частях растений.


Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей 3 часа

Изображения диких и домашних животных (наборы фотографий).

Карта материков с изображениями животных.

Наборы открыток «Мой зоопарк».

Красная книга животных мира




ЦОРы «Коллекция диких и домашних животных». На верблюде или на машине. «Кто быстрее»

Загадки о домашних и диких животных.



Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа. 3 часа

Изображения природы, картинки с жизненными формами растений; фотографии животных, камни, книжки о животных и растений, энциклопедии.

Картинки с символами: глаз, книга, человек, знак вопроса и восклицательный знак.

Наборы: грибов, сушеных плодов, пуговиц, камней, листьев, веточек, ракушек, пластиковых бутылочек, коробочек, книжек для практической работы. Наборы украшений: бус и сережек для практической работы


Аппликация. Части для составления схем строения деревьев, кустарников, трав на доске.


Органы чувств человека и животных. 2 часа

Картинки c изображением различных животных

Набор для практической работы:4 стакана с растворами (горький, солен й, сладкий, кислый) помеченные разными цветными этикетками.

4 коробки (из под обуви) со спрятанным внутри предметом, сложным для угадывания, в коробке сбоку прорезана дырка для детской руки.

4 баночки закрытые крышками; в каждой баночке ватка, пропитанная жидкостью с запахом (чеснока, духов, мяты, ванили, корицы) по 2 баночки на группу. Трубочки для коктейля или сока, зубочистки.

Запись животных с разными звуками.







Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Деревья в городе (селе).4 часа



Осенние листья сосны, березы, тополя, ели, липы разных форм и размеров, цветные карандаши, лавровые листья.

Набор для практической работы: 4-5 видов коры деревьев, 4-5 видов веточек деревьев без листьев, 4-5 видов листьев, горных пород 4-5, подносы для предметов

Вырезанный конструктор собак для составления портрета собаки по ее описанию.




ЦОРы с диска «Тайны времени и пространства» часть Круглый год. Осень. Видеофрагмент «Листопад». Встречи в пути. Определитель деревьев.

Аппликация. Формы кроны деревьев (треугольная, шарообразная крона и т.д.).


Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов.

2 часа

Фотографии грибов.

Плодовые тела грибов и их изображения в учебнике, на цветных таблицах (съедобные грибы, трутовики), натуральном виде




Цоры. Анимация «Грибница»

Находки и встречи в пути. Определительные листы «Грибы» Схематично демонстрирует, как растут и развиваются грибы. Демонстрация анимации как образуется грибница и плодовые тела. ЦОРы. Встречи в пути. Определитель грибов.

Диск «Зачем мы дышим?» Как воздух проникает в тело гриба.


Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом.

2 часа

Лупы. Коллекции насекомых.

Картинки с изображением различных членистоногих.

Божья коровка. Бабочка. Муха. Стрекоза. Муравей.

Диск «Зачем мы дышим?» Жук и другие насекомые.




На доске учитель рисует дерево, разные ветки дерева – элементы описания, наблюдения.

Загадки о насекомых и членистоногих.



Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села). 2 часа

Наборы открыток для описания зданий, открыток г. Перми

Набор фотографий для демонстрации и выделения их признаков

ЦОРы Находки и встречи в пути. «Признаки зданий»



Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий.1 час

Картинки с изображением людей разных профессий.

Предметы – символы (инструменты) профессии: – молоток, медицинский халат, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй.




Загадки о профессиях людей.

Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

2 часа

Коллекции «Виды бумаги», Набор из нескольких листов бумаги разных видов (чертежная, копировальная, черновая, миллимитровая, туалетная, салфетка, тетрадный лист, бумага для офиса и д.р.). Кусок бересты, кожи, глины, камень. Набор для практической работы: видов бумаги.

Коллекция образцов посуды







Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц.

4 часа

Картинки с изображением различных насекомых, птиц. Заготовки для составления схемы со стр. 33.

Наборы карточек биологического конструктора «Породы собак».

Камушки, раковины, коробки разной величины и формы, мелкая разноцветная галька.

Набор для практической работы: пуговиц разного цвета для практической работы (5-6 штук).

Наборы овощей и фруктов разных цветов и форм, куклы, машинки.

Лупы, яичная скорлупа.

Засушенные листья, хвоя (или ветка ели, сосны).




Загадки о насекомых, птицах. Дидактические игры на классификацию, лото.

Работа с цифровыми ресурсам по построению рядов.



Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены.

Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь.



3 часа

Цветные картинки с изображением разных погодных состояний (дождь, солнечная погода, ветреная погода и пр.).

Предметы: яйцо, кружка, разбитая кружка, мороженное, учебник – тетрадь старый и новый.




Диск «Тайны времени и пространства» Круглый год. Зима. Одень человечка по погоде.

Цоры “Что раньше, что потом.

Загадки о временах года. Загадки о погодных явлениях Раздаточный материал «Человек и времена года».


Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. 2 часа

Спички, лежащие на столе целые и горелые. Загадки о погоде и явлениях природы.


Дидактический материал к календарю погоды

Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе.

Процесс падения капли.3 часа



Миска с водой; (кран, пипетка, шприц и пр.) что – то, с чего капает вода, фильм «Микрокосмос», сцена дождя.

Набор для практической работы: пипетки и блюдца, вода, кусочки льда, зеркальце.


Загадки о воде и ее превращениях. Презентация «Состояния воды» для демонстрации отгадок.

Процесс как смена состояний объекта. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др. 3 часа

Оборудование для весенней экскурсии в природу «Разведка весенних примет»

Фотографии птиц и зверей – животных на доске, на партах.




Цоры Круглый год. Весна.

Процесс как смена состояний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе.

3 часа

Лепка форм кристаллов.

Практическая работа по выращиванию кристаллов.






Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт. 3 часа

Картинки с изображением различных видов транспорта.

Листы, распечатанные для каждого ребенка по теме «Транспорт».На верблюде или на машине. Виды транспорта. Автомобиль или дирижабль.

Дидактические игры по теме «Транспорт».



Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Следы животных в городе (селе).

2 часа

Заяц зимой и летом.

Цветные картинки с изображением разных времен года, схемы различных процессов для работы с символическими записями, заяц зимой и летом,

Оборудование для экскурсии: лопата, линейка большая и маленькая.


Планирование экскурсии по теме «Зима». Дети предлагают объекты наблюдения, и что именно будут наблюдать (что предполагают увидеть). План наблюдения фиксируется в тетрадях: Снег, деревья, птицы, одежда детей, растения, животные. Плакат. Цоры “Что раньше, что потом.

Цоры. «Что было раньше, что потом?» раздел: Как измерить время. Встречи в пути. «Следы»

Диск «Экология 10-11». Воздействие организмов на среду обитания. Плотина бобров.


Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Развитие животных.

3 часа

Следы животных (коллекция фотографий и рисунков детей)

три луковицы, три банки с водой.

Живые растения одуванчика на разных этапах развития,

Коллекции «Развитие насекомых».




Загадки о курице, петухе, об одуванчике.


Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека.

3 часа

Лист с изображением человека, на доске - нарисованный контур человеческой фигуры, фломастеры

Лист с изображением лица шимпанзе. Фотографии человекообразных обезьян.

Прибор, для измерения пульса.

Липкие полоски бумаги для демонстрации на доске схемы плача ребенка.



ЦОРы Анимации “Рост человека»,

Диск «Зачем мы дышим?» Вдох – выдох. Кожа человека



Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое.

1 час

Объекты живые и неживые для классификации

Цоры «Часть или целое» Как измерить время

2 класс

Тема изучения

оборудование

Цоры, дидактические материалы

Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и др..

2 часа

Глина(косметическая глина из аптеки), вода, мокрая тряпочка, песок, клеенки на столы, акварельные краски.

Наглядность: глиняные колокольчики, свистульки, игрушки, рисунки глиняных изделий – презентация. Разнообразные тела из разных материалов: карандаш, книга, лист бумаги, камень, колокольчик, фигурки животных, стеклянная колба.

Деревянная палочка, пакет, камень гранит, яблоко, вода в стакане, галька, гравий, растение, гриб. Скрепки для ржавления.


Загадки о явлениях и процессах.

Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево.

Зависимость свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций).



3 часа

Пищевая соль, сахар, вода, пластмасса, металл, дерево

Пуговицы из пластмассы, металла, перламутра и др.

Листы бумаги, книги, фен для выяснения устойчивости.





Условия процессов. Трудовые процессы в быту.

Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.



2 часа

Набор для практической работы: картофелина сырая и вареная, чипсы картофельные. Змейка из бумаги, веревочный телефон, свечка, спички. Блины, бисквит.



Таблица свиток «Развитие курицы», рассказ Н.Носова. Инкубатор.

Условия процессов.

Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе.

Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.

4 часа


Таблица «Круговорот воды в природе».

Наборы для практических работ: образования тумана(стакан, лед, крышка), процесса растворения(стакан, вода, марганцовка, йод, соль, сахар)



Цоры «Разные состояния воды». Загадки о состояниях воды.

Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.

1 час

Материалы для опытов по горению: свеча, бумага, сухой лист.

Песок, одеяло для тушения огня.



Таблицы по технике безопасности.

ЦОР «Горение полена»



Условия скольжения. Трение и скольжение.

3 часа

Бумажные самолетики, фантики, резинка, монетка, гладкая и шершавая поверхность.




Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.

3 часа

Таблицы «Развитие курицы», «Развитие рыбы», «Росянка», тексты о процессах, изображения процессов, где указаны условия.

Таблица «Строение глаза» из учебника Окружающий мир.

Зеркальце.

Фотографии растений и животных.

Справочники, словари. открытки с изображением растений Красной книги.
Спичечные коробки, обклеенные белой бумагой с верхней стороны (по 2 на каждую группу).


ЦОРы. Тест «Условия жизни живых существ»

Условия процессов.

Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе.

1 час


Листы бумаги, фломастеры.




Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.)

Погодные условия, предсказание погоды.

Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений.

10 часов


Шишки открытие и закрытые.

Шишки - как раздаточный материал.

Изображение зверей зимой и летом.

Комнатные растения – хлорофитум, узумбарская фиалка, филлокактус, традесканция.


Корнеплоды свеклы, моркови, клубни картофеля, корневища хлорофитума, растения щучий хвост.



Загадки о частях растений, о животных летом и зимой, погодных условиях.

Дидактические игры «Растения», «Животные», «Погода».

Раздаточный материал «Цветочные растения», открытки. Таблица «Строение растения».

Распечатки листов из хрестоматии. Опыты с осами – филантами.

Опыты с клубнями картофеля, выращивание растений из бобов.


Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры.

2 часа

Линейки, маркеры, таблички с терминами: свойства тел, измеряемые, неизмеряемые, условно измеряемые.

Рычажные весы, напольные весы, кухонные весы.



ЦОРы «Зрительные иллюзии», «Прибор, величина, единица»

Планы. Карты. Схемы. Сравни длину отрезков. Старинные меры длинны. ёёёёёёёёёё



Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор.

Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха.



4 часа

Оборудование для опытов: вентилятор, скотч, гвозди, ленточки, шарики, полоски целлофана, бумаги, коробка из под обуви, палочки, стаканчики из – под йогурта, веревки, пластилин, пластиковые бутылки, линейки, фломастеры, таз с водой, флажок, ленточка, шарик.

Оборудование для опытов для выяснения свойства воздуха: таз с водой, банка, свечка, подставка, колба, шарик, спиртовка, банка, почва.



Картины с изображением ветра в славянской мифологии, отрывок из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане…»

ЦОРы «Шкала Бофорта»



Нагревание и охлаждение тел. Изменение состояния вещества при нагревании (на примере воды, металла, газа). Расширение вещества (воздуха, металла..) при нагревании. Использование этого свойства веществ для измерения температуры (нагретости) с помощью термометра. Устройство термометра. Температурные шкалы.

Правила техники безопасности при проведении практических работ



5 часов

Оборудование для опытов: миска со снегом, вода, кипятильник, термометр демонстрационный, термометр спиртовый, металлическая монета, доска с гвоздями, воздушные шарики, бутылки пластиковые, веревочки, узкогорлая колба, сосуд с водой. Макет термометра. узкогорлая колба, сосуд с водой.


ЦОРы «Температурные шкалы».

Раздаточные листы о разных шкалах температур из Справочника по естествознанию.



Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков.

4 часа

Оборудование для опытов: пластмассовые бутылки с проколытыми сбоку дырками (крупные и частые, реже и мельче), таз для дождя, банки разных форм и размеров, листы серой тонкой бумаги, круглые резинки, фломастеры, линейки.




Облачность. Виды облаков.

Влажность.



2 часа

Листы с рисунками «Формы снежинок», «Формы облаков».

Измерение облачности с помощью палетки.



Тексты о видах осадков.

Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Час, минута, секунда.

Режим дня.

Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Календарные семейные праздники.

7 часов


Модели часов по количеству детей.

Набор оборудования для конструирование часов: солнечных , водяных.



Набор для практической работы « Изготовление макета циферблата механических часов»

Диск «Экология 10-11 «.Цветочные часы»

ЦОРы «Чем и как измерить время», «Годовой круг», Эра календаря», /



Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян.

6 часов.

Набор для практической работы «Размножение растений при помощи семян и вегетативных органов» - почва, вода, минеральные соли, цветочные горшки, семена культурных растений, клубень картофеля, луковицы растений, листья бегоний,

Набор оборудования для исследовательской работы «Путешествие плодов и семян" – коллекции, наборы семян, распространяемые при помощи ветра, воды, животных, человека.

ЦОРы «Годовой круг».

Формы для ведения дневников наблюдений за развитием растениями.












3 класс

Тема изучения

оборудование

Цоры, дидактические материалы

Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.

3 часа

Дорожные знаки, листы для составления маршрутов.

Стихи по правилам дорожного движения.

Книга Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Примеры картосхем.



Дидактичекая игра «Светофор»

ЦОРы:


Работа с практикумом «Дорожные знаки».

Игровое моделирование безопасных перемещений.

Работа с практикумом «Городские маршруты» - выбор видов транспорта и маршрута передвижения на основе транспортной схемы. Безопасность в пути «Безопасные маршруты. Дорожные знаки». «На верблюде или на автомобиле».

Загадки о ППД

Цоры Круглый год. «Время года в стихотворениях»


Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.).

5 часов

Карта звездного неба.

Фильм о космосе, Солнце, полярной звезде.

Лишайник на коре, водоросли на коре дерева.

Оборудование для экскурсии в лес «Признаки для определения направления движения».



ЦОРы «Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам». «Звезды и созвездия»

Цоры. «Направления движения» (Правой – левой. Собачка и косточка).

«Определение сторон горизонта по местным признакам». «Подготовка в путешествию».


Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас.

2 часа


Компасы по количеству парт в классе. Рисунки разных видов компасов.

ЦОРЫ «Пользование компасом»

Древние и современные картосхемы. Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб.

Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы.

3 часа


Карта России, карта Пермского края. Древние карты. Объемные геометрические фигуры.

Географические карты и планы разных масштабов.

Карта Москвы, Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы.

Достопримечательности г. Перми, герб Перми..



Диск «Москва».

ЦОРы. Работа с лабораторией «Масштаб».

Находки и встречи в пути. «Достопримечательности Москвы».


План класса.

План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.

2 часа


Листы бумаги для составления плана класса, плана парты, квартиры с помощью палетки.

Таблицы по ТБ




ЦОРы. Такие разные картосхемы. Работа с конструктором «План комнаты».

ЦОРы. Такие разные картосхемы. Работа с конструктором плана местности

Цоры. Игра «Поиски клада»


Карта мира. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах.

2 часа.



Картосхемы мира. Глобус.

Картинки с изображением животных разных материков.

Картинки с изображением людей разных человеческих рас. Животная карта мира.


Дидактические игры «Животные мира».

Загадки о животных и растений планеты Земля

ЦОРы Такие разные картосхемы. «Карта мира»


Наша Родина – Россия. Достопримечательности России.

Крупные города России (Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

2 часа


Карта России, карта Пермского края.

Наборы открыток Города России. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Медный всадник, разводные мосты)

Набор фотографий о Санкт – Петербурге.


Диск «Город Петра»

ЦОРы. Игра-соревнование «Путешествие по карте России».




Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега).

3 часа


Физическая карта России, информационные тексты о разнообразии пейзажей России, фото и видеоизображения.

Справочники, картосхемы.



ЦОРы Такие разные картосхемы. «Карта России»

Находки и встречи в пути.

«Едем к теплому морю»


Россия на политической карте. Страны и народы мира (общая характеристика) Страны-соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.

1 час


Политическая карта мира.

Картинки с изображением столиц стран – соседей России, их жителей в национальных костюмах(Украина, Белоруссия, Китай, США)






Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России.

2 часа


Народы, населяющие Россию (русские, татары, башкиры, коми). Их национальная одежда, еда, традиции.




Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоёмы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде.

2 часа


Пластилин. Макет. Фотокюветы. Дощечки для лепки.

Таблицы: «Пресноводный водоем».

Картинки лодки, плота, яхты, ба кена.

Презентации 6 –классников «О сплаве по рекам»




Правила поведения на воде, в бассейне.

ЦОРы. Встречи и находки в пути. Виды водоемов. Горы и озера.




Изолинии на карте.

Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др.

Правила поведения на экскурсии.

Синоптические карты. Прогнозирование погоды.

Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.

3 часа


Карта Пермского края.

Контурная карта Пермского края на каждого ученика.

Красная книга Пермского края.

Красная книга России.

Синоптические карты.

Карта «Животный мир России»

Заповедник «Басеги»


Диск - энциклопедия «Пермский край»

Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Профиль местности.

Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны).

3 часа


Таблица «Формы земной поверхности»

Фотографии гор, холма, оврага. Равнины. Пластилин, манка, пшено.

Словари, энциклопедии.

Фигурки людей. Нитки.

Стеклянная трубочка на группу, булавка с флажками


Цоры «Откуда посмотреть?», Находки и встречи в пути. «Горы и озера», « Виды водоемов»

Биосфера – живая оболочка планеты. Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные.

Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев (годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений.

6 часов


Таблица «Биосфера»

Картинки домашних животных.

Фотографии растений и животных, населяющих планету.

Спилы деревьев.

Плоды фруктовых растений.


Цоры «Оболочки Земли», «Как выглядит Земля», фильм BBC о животных и растениях планеты Земля.

ЦОРы. Находки и встречи в пути. Определительные листы «Животные», ««Грибы», «Растения», «Деревья».



Почва, ее состав. Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.

3 часа


Набор оборудования для групповой работы: стаканчик с почвой, стаканчик с водой.

Для демонстрации опытов: спиртовка, пробирка, предметное стекло. Фотокюветы для испытания свойств разных типов почвы. Лейки на группу.

Разные виды почв: песчаная, глинистая, перегнойная.

Комнатные растения в горшках с почвой.






Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные).

Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов.

4 часа


Коллекция горных пород и минералов: мрамор, песчаник, гранит, базальт, мел, сланец, селенит, каменный уголь, каменная соль и др.

Экскурсия в геологический музей.

ЦОРы .Находки и встречи в пути. Определитель горных пород.



Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера).

4 часа


Коллекции полезных ископаемых, образцы почв.

Полезные ископаемые Пермского края. Соль – пермянка. Селенит. Каменная соль.






Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе, на примере окружающей местности).

3 часа


Карта г. Перми в 18 веке и 21 веке.


Фильм о разрушении Уральских гор.

Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов.

3 часа


Макет вулкана.

Окаменелости и отпечатки древних папоротникообразных.



Фильм об извержении вулкана.

Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека.

Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания.

Заболеваемость в разное время года.

Профилактика заболеваний и травматизма.

4 часа


Фотографии микроорганизмов.

Таблицы из кабинета биологии.

Справочник по естествознанию.

Графики, диаграммы, таблицы

Сооружения - дома из камня, глины, снега

Термометр.



Цоры . Планы. Карты. Схемы. Анимации и задания «Рост человека», «Пропорции человека»

Диск «Зачем мы дышим?» Вдох – выдох. Кожа человека. Шведский стол.

Диск «Экология 10-11». Здоровье человека. Анимация. «Эпидемия гриппа»


4класс

Тема изучения

оборудование

Цоры, дидактические материалы

Наша планета среди других небесных тел.

Небесные (космические) тела: звёзды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле.

3 часа


Электрическая лампа, мячик, плоское поле – орбита.

Карандаши, фломастеры, листы бумаги на группу.



Цоры «Звезды и созвездия», «Как выглядит Земля».

Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений.

7 часов



Карандаши, фломастеры, листы бумаги на группу

Фотографии «Фазы луны», «Солнечное затмение»



Цоры «…кто такие сутки?»

Представление о Всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника. Планеты Солнечной системы. Их масса, размеры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы.

4 часа





Таблицы «Характеристика планет Солнечной системы»

Луна - спутник Земли и ее влияние на Землю.

Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы.

2 часа


Карандаши, фломастеры, листы бумаги на группу

Фотографии «Фазы луны», «Солнечное затмение»

Таблица «Биосфера»


Таблица из Книги Рекордов Гин неса «Освоение Луны»

Диск «Зачем мы дышим?» Воздушная оболочка Земли.



Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт, кругосветные путешествия).

Глобус – модель Земли. Северное и южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе.

Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.

4 часа


Пластилин и оборудование для работы с ним.

Физическая карта мира. Глобус.

Таблица «Биосфера», «Фотосинтез» из кабинета биологии

Схематические рисунки «Слои атмосферы»



ЦОРы. «Как выглядит Земля».

Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые) зона(ы) родного края.

8 часов


Карта природных зон, коллекция фотографий животных, растений, грибов.

Динамические пособия «Кто где живет?». Пустыня, хвойный лес, берег моря, тундра, лиственный лес.



ЦОРы. Что встречается по пути.

Виды лесов. Определитель деревьев, растений, животных, грибов.

ЦОРы. Исследование в лаборатории «Земная ось»

Диск «Экология 10-11».Приспособленность живых организмов. Виртуальная экскурсия. Человек как биосоциальное существо.Виртуальная экскурсия. Анимация. Ядерная зима.



Природное сообщество – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве.

Лес, луг и водоём родного края (названия водоёмов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой).

Правила поведения в природе.

Профилактика и первая помощь при перегреве. Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей.

5 часов


Таблицы «Водоем», «Дубрава», «Хвойный лес».

Гербарий растений Пермского края (лес, луг,водоем)

Ядовитые растения Пермского края.

Животные Пермского края.

Пермский звериный стиль.


ЦОРы. Работа с моделью «Цепи питания».

Работа с определителем животных.

Работа с простой определительной таблицей (растений или животных).

Составление цепей питания.

Работа с конструктором-оформителем книги.

Энциклопедия Пермского края.

Диск «Экология 10-11кл». Игровая модель «Пищевая цепь лиственного леса» Виртуальная экскурсия «Широколиственный лес».


Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи. Смена дня и ночи на Земле. Сутки.

1 час


Пластилин двух цветов.




Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя).

Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей).

2 часа


Глобус, электрическая лампа, флажки.

Летние задания детей «Наблюдение за движением Солнца», «Наблюдение за движением луны и фазами луны»






Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени.

Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: Государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День конституции), религиозные, профессиональные, семейные.

4 часа


Фотографии, рисунки «Отгадай праздник»

Различные виды календарей.



Цоры «Работа с анимированной схемой «Эра календаря».

Составление годового круга. Работа с анимированной схемой «Годовой круг»

Изготовление личного календаря на год (работа с практикумом «Сделай свой календарь»).


Способы получения знаний о прошлом.

Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.

2 часа


Набор для практической работы на группу по изучению ископаемых остатков и находок из культурного слоя.


Цоры «Машина времени», «Путешествие по древнему городу».

Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей.

Возникновение общества – группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – основной закон государства. Права ребенка.

3 часа


Набор таблиц «Жизнь древних людей». «Орудия труда древнего человека».

«Жилища древнего человека»

Работа скульптора Герасимова по восстановлению портретов людей, фотопортреты древних людей.





Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси.

Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Борьба с монголо-татарами. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору).



Работа скульптора Герасимова по восстановлению портретов людей.

4 часа


Историческая карта. Древняя Русь

Археологические находки – посуда, летописи, берестяные грамоты, монеты, орудия с/х труда, оружие, одежда воинов, пахарей.



ЦОРы. Лента времени энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства.

Присоединение Сибири, коренные народы Сибири.

Петр 1 Великий. Жизнь Государя как пример служения Отечеству.

Оборона Севастополя – пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н.И.Пирогов – изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при лёгких травмах - ушиб, порез, ожог, - и обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи.

4 часа


Набор для практической работы на группу «Практическая работа по исследованию свойств гипса».

Набор для практической работы на группу «Тренировка в оказании первой помощи».

Таблицы по истории России.

Портреты Петра первого, врача Пирогова Н.И., других великих людей России.






Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР.

Великие люди России: Н.И.Вавилов – учёный-путешественник. Коллекция семян, собранная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков.

Поднятая целина. Подвиг народа по освоению целинных земель и совершенная ошибка.

Первый полёт человека в космос. Великие люди России: Ю.А.Гагарин – первый российский космонавт. Тренировка космонавтов. Возможности тела человека. Названия частей тела (голова: глаза, нос, рот, уши, веки, брови, темя, затылок, висок; рука: плечо, предплечье, локоть, кисть; нога: бедро, колено, голень, стопа; живот, спина, грудь; пальцы руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела (пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека. Общее представление о внутренних органах человека и их работе (носоглотка, трахея, бронхи, лёгкие – отвечают за дыхание, рот с зубами, желудок, печень, кишечник – за пищеварение, почки за выделение). Места расположения этих органов в теле человека.



Дальнейшее развитие космонавтики.

4 часа


Таблицы по истории России.

Портреты Н.И.Вавилова, Ю.А.Гагарина других великих людей России.

Таблица «Строение тела человека». Таблицы по развитию организма человека.

Таблицы «Меры первой медицинской помощи».



ЦОРы. Лента времени энциклопедии Кирилла и Мефодия

Наше прошлое и современность. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации – глава государства.

3 часа


Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской.

Физическая карта России.





ЦОРы. Лента времени энциклопедии Кирилла и Мефодия

Наше прошлое и современность. Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.

Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе, на пример окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях.

6 часов


Практическая работа по изучению мусора, накапливаемого в квартире. Алгоритм работы.

Таблицы «Пресноводный водоем», «Хвойный лес».




ЦОРы. Исследование в лаборатории «Загрязнение воздуха»

ЦОРы. Лента времени энциклопедии Кирилла и Мефодия








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница