Материалы по итогам научно-практической конференции по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



страница1/4
Дата24.10.2016
Размер0,86 Mb.
  1   2   3   4
Материалы по итогам научно-практической конференции

по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Оглавление
Барабанова Е.А.,

Современные формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях функционирования школы как культурно-образовательного центра


Белова К.С.,

Предупреждение преступности несовершеннолетних


Загуляева Е.Н.,

Социализация детей через детские общественные объединения как профилактика негативных явлений в молодежной среде


Кремлёв А.А.,

Организационно-управленческие условия сопровождения семей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социально-психологической помощи


Ливенцева Е.Н.,

Восстановительный подход, школьные службы примирения как способ профилактики безнадзорности и правонарушений


Рамазанова М.М.,

Использование ресурсов волонтерского движения в системе профилактики правонарушений воспитанников детского дома


Сакаева Р.Р.,

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в зарубежных странах (на примере Австрии, Германии, Швейцарии)


Тихановская О.А.,

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи


Федорова А.А.,

Волонтерская деятельность как одна из эффективных форм работы с подростками по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Шестакова Н.А.,

Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в детском доме семейного типа


Ширяевская Н.П.,

Реализация международных норм и действие российского законодательства в отношении несовершеннолетних



Современные формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях функционирования школы

как культурно-образовательного центра
Барабанова Елена Анатольевна,

директор бюджетного образовательного учреждения

«Вохтожская средняя общеобразовательная школа № 1»,



Грязовецкий район
Детская безнадзорность и преступность — одна из наиболее значимых общественных проблем, актуальность ее преодоления не вызывает сомнения именно из-за массовости, распространенности среди разных слоев детского населения, устойчивости во времени, а главное, той угрозы, которую она несет полноценному развитию подрастающего поколения и безопасности общества в целом.

Образовательные организации, являясь значимыми агентами социализации ребенка, за последнее десятилетие утратили свои позиции в процессе социального развития и воспитания растущего человека особенно в отношении детей группы социального риска. Работа в школах с этой категорией детей часто ограничивается постановкой на учет, вызовом детей и их родителей на различные комиссии и советы.

С 2010 года БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа № 1» реализует программу развития школы «Деятельность школы как культурно- образовательного учреждения в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому актуальность этой проблемы определяет тему нашей исследовательской работы «Современные формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях функционирования школы как культурно-образовательного центра».

Цель исследования — выявление эффективных форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях функционирования школы как культурно-образовательного центра.

Задачи исследования:

1) изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

2) определить сущность понятия профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) выявить традиционные формы, применяемые в образовательной организации, и новые формы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) выявить наиболее эффективные формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) разработать модели профилактики безнадзорности и правонарушений в условиях функционирования школы как культурно-образовательного центра.

Обобщение работы по данной теме позволило сделать вывод о том, что под понятием «профилактика безнадзорности» понимается система мероприятий, направленных на предупреждение факторов (причин возникновения) безнадзорности, и на создание социально развивающей среды для детей из данной группы риска.

В ходе информационно-аналитического этапа были выявлены традиционные формы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, используемые педагогами школы:

1) выявление детей «группы риска», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр;

2) посещение семей детей «группы риска»;

3) беседы классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации с родителями с целью изменения условий жизни ребенка и улучшения внутрисемейных отношений;

4) проведение педсоветов, консилиумов, совещаний, посвященных проблемам детей с девиантным поведением;

5) включение «трудных детей» в работу объединений дополнительного образования;

6) включение детей в интересную напряженную деятельность, где они могли бы проявить свою активность и инициативу (уборка класса, сельхозработы, ремонт мебели и школы, походы и др.);

7) вызов на комиссию по делам несовершеннолетних при администрации Вохтожского поселения;

8) вызов на комиссию по делам несовершеннолетних Грязовецкого муниципального района;

9) использование вариативных форм обучения — классов коррекции, обучение по индивидуальным планам;

10) сотрудничество с поликлиникой, отделением полиции, Центром социальной помощи семье «Лада»;

11) проведение Единого дня профилактики;

12) проведение Дня права.

Проведенные исследования и анализ применяемых форм и методов работы с детьми группы социального риска показали, что школа сегодня далеко не полно использует свои возможности в работе с «трудными детьми» и их семьями. Существуют другие формы работы:

1. Функционирование Совета профилактики школы, коллегиального органа, целью которого является планирование, организация и осуществление контроля за проведением первичной, вторичной и третичной профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний среди обучающихся.

2. Проведение Недели здоровья, в рамках которой планируются конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь», внутришкольная акция «Нет сигарете!», информационные десятиминутки по освещению проектной и исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования здорового образа жизни (например, темы исследовательских работ «Курительная трубка — всемирное зло», «Энергетические напитки: польза и вред» и др.).

3. Организация досуга обучающихся в вечернее время, во время комендантского часа. Данным вопросом занимается «мобильная группа», организованная при администрации Вохтожского поселения. В ее состав входят представители родительской общественности, администрации школы и поселка, инспектор ОДН.

4. Разработка совместного плана работы с поселковым Домом культуры по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании, таксикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних (планируемые мероприятия: флешмоб «За здоровый образ жизни», беседа-викторина с презентацией «Кто курит табак, тот сам себе враг», ролевая игра «На приеме у доктора Айболита», конкурс рисунков, плакатов, презентаций «Трезво жить — век не тужить» и др.).

5. Работа школьного кинолектория по обсуждению экранизированных версий литературных произведений по данной тематике (например, роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил», в котором поднимаются проблемы потери жизненных ориентиров молодежи, проблемы пьянства и др.).

6. Посещение и обсуждение спектаклей по данной теме (например, обсуждение спектакля Вологодского театра для детей и молодежи по пьесе Ярославы Пулинович «Я не вернусь!», в котором поднимаются проблемы любви и ненависти, надежды и разочарования, детской беспризорности и преступности).

7. Распространение среди обучающихся школы визиток с телефонами доверия.

8. Просветительско-воспитательная работа через школьные СМИ (школьный альманах, школьное радио, школьный сайт, стендовое консультирование), что позволяет наиболее масштабно и комплексно охватить целевую аудиторию как среди обучающихся, так и среди родителей и педагогов.

9. Ежегодное проведение общешкольных родительских собраний по данному направлению.

10. Включение детей группы риска в деятельность волонтерских отрядов и реализацию социальных проектов (проекты 2010—2014 гг.: «Салют, Победа!», «Детская площадка», «Школьный стадион», «Проект-граффити «Нашей школе — 75!», «Мы за чистый поселок»).

В результате проведенной работы по внедрению новых форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений можно сделать следующие выводы:

1. Участие детей в реализации социальных проектов, волонтерской деятельности обеспечивает активность 98 % обучающихся школы и высокий уровень их социализированности («Методика изучения социализированности личности учащихся» М. И. Рожкова), а также положительную динамику отдельных компонентов социализированности личности.

2. Применение новых форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений дает положительные результаты. Сравнительный анализ данных показал, что по показателям: «Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН», «Количество родителей, стоящие на учете в ОДН», «Количество несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах», «Количество несовершеннолетних, курящих на территории школы» — произошло процентное уменьшение в два раза.

3. Наиболее эффективными формами работы для всех участников образовательного процесса по результатам анкетирования учеников, родителей, педагогов, администрации школы являются: раздача визиток с телефонами доверия, участие детей в социально значимых делах, вовлечение учеников в работу объединений дополнительного образования, просветительско-воспитательная работа через средства школьных СМИ, работу кинолектория, посещение и обсуждение спектаклей, а также формы работы, проводимые в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, модель профилактики безнадзорности и правонарушений в образовательной организации предполагает согласованную работу команды школьных специалистов (психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей, администрации) по проведению цикла мероприятий с использованием различных форм работы и создание социальных партнерских проектов в рамках межведомственного взаимодействия.




Предупреждение преступности несовершеннолетних
Белова Ксения Сергеевна,

студент 2 курса

ФКОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики

Федеральной службы исполнения наказаний»,

город Вологда
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания. Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних является ее предупреждение, которое представляет сложный комплекс разнообразных мер предупреждающего воздействия. В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых лицами, не достигшими 18 лет, есть особенности, обусловленные их отличием от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений. Данная проблема актуальна в силу того, что, во-первых, возраст от 14 до 18 лет называют переходным, именно в эти годы наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельность общества, во-вторых, необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить переход на преступный путь.

Состояние преступности несовершеннолетних в России при незначительном снижении ряда ее статистических показателей вызывает серьезную озабоченность у специалистов. Примерно каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Преступления, совершенные малолетними и несовершеннолетними, особенности расследования дел этой категории, объединенных по признаку субъекта преступной деятельности, определяются спецификой свойств психологии и развития несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Это недостаточность жизненного опыта; податливость и склонность к подражанию; стремление привлечь к себе внимание, выделиться и боязнь прослыть несамостоятельным, трусом, «слабым»; повышенная эмоциональность, неуравновешенность, импульсивность; развитое чувство личной дружбы и групповой солидарности. По данным статистики за последние 5 лет несовершеннолетние в возрасте 14—17 лет чаще всего привлекаются к уголовной ответственности за кражи (около 60—80 % от общего количества преступлений несовершеннолетних), хулиганство (4—5 %), грабежи (9—10 %), разбойные нападения (около 2 %), реже за изнасилование (около 1 %) и убийство (около 1 %). Несовершеннолетние чаще всего посягают на деньги, автомототранспорт и запчасти к нему, видеоаппаратуру, магнитофоны, одежду, часы. При грабежах и разбойных нападениях — на личные вещи потерпевших. По данным Российской статистики процент преступлений в России с каждым годом становится все меньше. Динамика снижения, начиная с 2011 года, не так уж высока — 1—4 %. За 8 месяцев 2014 года в органы МВД поступило 19,43 миллионов обращений, из них возбуждено 1183,0 тысяч уголовных дел. Интересен тот факт, что 4,2 % преступлений совершено лицами от 14 до 18 лет или при их непосредственном участии. К примеру, по данным Федеральной службы государственной статистики, за первое полугодие 2014 года подростки совершили 10 особо тяжких преступлений, год назад их было вдвое меньше. Всего за эти полгода в Вологодской области детьми совершено 351 преступление — эта цифра на четверть меньше прошлогодней. Факторы, обуславливающие раннюю криминализацию несовершеннолетних, во многом связаны с так называемыми «издержками воспитания» и по своему негативному содержанию и механизму воздействия в наибольшей степени проявляются в возрастной среде 10—13-летних. Одной из причин роста преступности является неблагополучие в семье.

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа. По данным статистики среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27—50 % случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих. Число неполных семей выросло до 30 %, всего их 6,2 млн. В стране 5,6 млн матерей-одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. Анализ данных о социально-демографических и иных личностных характеристиках несовершеннолетних, совершивших преступления, свидетельствует о том, что большинство из них — выходцы из неблагополучных семей. Так, 80 % из числа взрослых лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте, проживая в неблагополучных семьях.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что преступность несовершеннолетних является крайне негативным социальным явлением, представляющим существенную угрозу для интересов общества и государства.

Именно поэтому немаловажную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних играет государство. Государственная политика предупреждения преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Одним из основных нормативных документов, регулирующих вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, является федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. Применение этого закона на практике обеспечивается принятием как на федеральном уровне, так и на региональном уровне специальных программ, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних. Вологодская область тоже не является исключением. На территории Вологодской области с 1 января 2014 года реализуется целевая программа: «Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Вологодской области на 2014—2020 годы», включающей подпрограммы:


  • «Профилактика преступлений и иных правонарушений»;

  • «Безопасность дорожного движения»;

  • «Противодействие незаконному обороту наркотиков, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма и наркомании».

Одной из целей указанных программ является повышение результативности профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних.

В области функционирует постоянно действующее Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Вологодской области (в 2013 году в соответствии с планом работы проведено 3 заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Вологодской области, на одном из которых был рассмотрен вопрос: «Об организации деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, и правоохранительных органов области по профилактике преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них»).

Также в области функционирует областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В 2013 году сотрудниками областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с привлечением специалистов областных ведомств осуществлено 15 выездов в муниципальные районы и городские округа области, в ходе которых изучена деятельность органов местного самоуправления по вопросам, выносимым на обсуждение членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав области. По результатам проведенных заседаний приняты управленческие решения.

При посещении муниципальных и городских округов области проверена деятельность 28 органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществляя постоянное методическое сопровождение деятельности комиссий в муниципальных образованиях области, областной комиссией подготовлено и направлено 6 информационно-методических материалов, 12 предложений и замечаний по проектам законов, 2 проекта по внесению изменений в законодательные акты области, 1 проект постановления Губернатора области.

В целях дальнейшей реализации федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2014 году комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вологодской области определяет следующие приоритетные направления в своей работе:



  • защита прав и законных интересов детей;

  • активизация форм ранней профилактики социального неблагополучия детей и семей;

  • повышение качества реабилитационной работы с семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении;

  • повышение эффективности деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также осужденных условно, осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

  • координация деятельности субъектов системы профилактики по защите прав несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, правонарушений, суицидов, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних, принятие мер по устранению подобных фактов;

  • совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В качестве действенных мер по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних можно указать на такие комплексные меры, как: создание специальных служб помощи ученикам, консультации по вопросам курения, употребления алкоголя и наркотиков, решения конфликтов, содействие отстающим в учебе, проведение мероприятий, направленных на реализацию творческого потенциала ребенка; выявление одаренных детей из малоимущих семей и их поддержка в получении образования; повышение качества работы дошкольных учреждений, программы которых должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей и их социальную адаптацию.

Действенными мерами на уровне семьи могут быть: создание консультационных служб и телефонов доверия, обучение родителей педагогическим навыкам, разработка и реализация программ поддержки семей в стрессовых ситуациях, малообеспеченных семей, семей, воспитывающих детей в условиях отсутствия одного из родителей.


Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что в системе государственных мер, направленных на оздоровление ситуации с подростковой преступностью, особое значение и актуальность приобретают вопросы совершенствования правового регулирования профилактики преступлений несовершеннолетних. Необходимо развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отделы по делам семьи и детей в органах местного самоуправления, комитеты по делам молодежи и т. д.; государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Следует развивать сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом. Важное значение имеет организация правового воспитания. Актуальными задачами являются повышение уровня этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов, сотрудников правоохранительных органов.

Центральным звеном в системе органов и учреждений, занятых профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Необходимо создать условия для того, чтобы комиссии занимались не только рассмотрением дел, материалов о конкретных правонарушениях, но стали бы реальными координаторами, полноценными организаторами комплексной криминологической профилактики. Реализация всех вышеуказанных мероприятий должна существенно сказаться на организации борьбы с преступностью несовершеннолетних, а, следовательно, и общем состоянии преступности в Российской Федерации.


Список используемых источников

1. Боровиков В.Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних / В.Б. Боровиков // Российская юстиция. — 2006. — № 4. — С. 15—19.

2. Криминология: учебник / под ред. Е.Р. Россинской. — ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТА-ДАНА», 1999.

3. Лобова Е.Н. Преступность несовершеннолетних и вопросы освобождения от уголовной ответственности / Е.Н. Лобова // Российский следователь. — 2009. — № 7. — С. 12.

4. Максимов С.В. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики / С.В. Максимов, В.П. Ревин. — М.: 1993. — С. 92.

5. Туктарова И.Н. Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних / И.Н. Туктарова // Права человека: пути их реализации. Гос. защита прав и свобод человека. — 1998. — С. 31.

6. Данные Федеральной службы государственной статистики за январь — август 2014 гг. Режим доступа: http://statistics.777ru.ru/crime_statistics. Дата посещения 29.09.2014.

7. Новости Вологды и Вологодской области Режим доступа: http://newsvo.ru/news/81640. Дата выпуска 18.07.2014.

8. Алкогольная статистика. — Режим доступа: http://www.russlav.ru/stat/alko_statistika.html. Дата посещения 29.09.2014.

9. РИА Новости. — Режим доступа: http://ria.ru/society/20120426/635705515.html. Дата выпуска 26.04.2013.

10. Данные Федеральной службы государственной статистики за 2013—2014 гг. — Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/. Дата посещения 27.09.2014.

11. Официальный портал Правительства Вологодской области. Дата посещения 03.10.2014.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница