Мбдоу црр дс 251 особенности дошкольного образования в зарубежных странах. Финская точка зрения



Скачать 54,88 Kb.
Дата30.11.2017
Размер54,88 Kb.
Ю.В. Алилуева

МБДОУ ЦРР ДС 251



ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ФИНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ.

(ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНОЙ СТАЖИРОВКИ)


До недавнего времени о системе образования в России мировое сообщество знало мало, а мы, в свою очередь, почти ничего не знали о зарубежных системах образования. Сейчас появилась возможность посетить европейские страны для изучения различных подходов к дошкольному образованию, также с приходом в нашу жизнь интернет-технологий стала доступна для изучения зарубежная литература по этой тематике. Но для того, чтобы зарубежный опыт гармонично и грамотно вписался в систему нашего образования и мог обогатить её, важно знать и понимать этот опыт в контексте целостной системы образования определённого педагога и его страны, а также её истории, культуры и традиций.

Для реализации данных условий были организованы зарубежные стажировки в рамках федеральной площадки на базе ЧИППКРО по теме: "Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования". В составе группы представители Челябинской области, руководитель и педагогические работники МБДОУ ЦРР ДС № 251 проходили зарубежную стажировку в странах Европы, в том числе в Финляндии, на тему «Распространение моделей государственно-общественного управления образованием». Охарактеризовать зарубежную стажировку можно как уникальную возможность, познакомиться с системой образования стран Европы.

О том, что финская система образования требует особого внимания, говорит тот факт, что в конкурсе PISA по оценке знаний школьников, который ежегодно проводится среди учащихся ряда государств, ученики из Финляндии занимают лидирующие позиции. Высокие результаты обеспечиваются тем, что в стране применяется социально - ориентированная система взаимоотношений. Эта страна с богатым опытом в сфере образования, обучения и развития подрастающего поколения, особенно дошкольников.  

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. Стандарт заменяется государственными приоритетами и целевыми установками и Национальным учебным планом. Государством задаётся направление движения к определенным образовательным результатам и необходимые условия их достижения, при этом каждое учреждение самостоятельно в выборе принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета, что говорит о децентрализации в управлении. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников, что прописано в учебном плане. Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Главной задачей детского сада является поддержка родителей в воспитании ребенка. Но ответственность за функционирование всех типов детских садов остаётся за государством.

Одна из задач, стоящая перед дошкольным образованием – развитие у ребёнка навыков коммуникации и социализации, т.е. учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников, планировать свои действия, развивают самостоятельность ребёнка. При этом всё меньше в педагогическом процессе организованных моментов и больше разных видов детской деятельности. У родителей есть выбор: посещать муниципальное учреждение, частный или семейный детский сад. В семейном детском саду работает воспитатель, прошедший курс обучения, при этом, контроль за его деятельностью осуществляет руководитель ближайшего муниципального дошкольного учреждения. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Интересно, что оплата зависит не от престижности (уровень детских садов Финляндии одинаковый, т.к. в них работают педагоги высокой квалификации) дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7 лет.На каждого воспитателя детского сада приходится по 7 детей. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело. При этом отсутствуют специализированные учреждения для детей с особыми потребностями, если ребёнку нужна помощь специалиста, то он её получает в обычном детском саду.

В течение трёх месяцев с начала посещения детского сада ребёнком педагоги наблюдают за ним, а затем составляют индивидуальный план развития совместно с родителями воспитанника. Примечательно, что при этом присутствует ребёнок любого возраста. Уже с самого раннего детства он знает, что может быть услышан, может влиять на ситуацию, и является участником образовательного процесса. Расписываются все моменты - что ребёнок делает самостоятельно, а что требует помощи. Даются рекомендации родителям. Вносятся изменения в план 1 раз в год. Обязательное условие для успешного развития дошкольника – все участники образовательного процесса обязаны следовать этому плану.

В начале 2015 года в Финляндии вступил в силу закон об обязательном дошкольном образовании. Это означает, что ранее факультативные подготовительные занятия для будущих первоклассников теперь стали обязательными. Это нововведение предоставляет равные условия и возможности для каждого ребёнка. При этом ребёнок может посещать разновозрастную группу, но каждый день на 4 часа с другими шестилетками посещает занятия по подготовке к школе. Стоит отметить, что в Финляндии развито социальное партнёрство всех сегментов образования, что говорит о непрерывности образования и обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой: детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и детскими садами, принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах. 

С точки зрения финской системы образования, образовательные учреждения не могут измениться, если педагоги не имеют профессиональных навыков. Педагог – главный ресурс. Все педагогические кадры образовательных учреждений имеют высшее образование в степени магистра. И только в систему дошкольного образования допускаются специалисты со степенью бакалавра, но в связи с проводимой Реформой в образовании в Финляндии идёт тенденция к повышению образования воспитателей. Для успешного обучения преподавателей необходимо постоянно создавать новую, соответствующую современным реалиям, культуру на системном уровне. Педагоги детских садов должны повышать свою квалификацию каждые пять лет, но на практике это происходит чаще, так как они заинтересованы в повышении профессиональной компетенции: посещают курсы, семинары по обмену опытом и т.д., в бюджете на это выделены средства. Во время обучения педагоги знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их воспитания, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования, при этом они должны уметь ориентироваться в социальной, политической и культурной реальности, в которой живут дети и их семьи.

Система образования Финляндии, прежде всего, предполагает не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие. Для российской системы дошкольного образования, по нашему мнению, именно этот аспект является одним из наиболее актуальных. Ведь не всякое обучение развивает. Признать эту простую истину мешает сам ребенок. Он взрослеет, и нам кажется, что развивается. Но это не всегда так. Поэтому перед нами стоит задача - создать ситуацию развивающего обучения, создавать ребёнку условия для самостоятельной исследовательской деятельности.



Стоит отметить, что под влиянием крепнущих связей с мировым сообществом и знакомства с опытом разных стран и культур детские сады в России становятся все более интегрированными (вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и разного социального происхождения), все меньше в педагогическом процессе организующих моментов и больше разных видов деятельности.

В нашей стране переориентация системы оценки качества дошкольного образования началась с разработкой и введения ФГТ, а затем и ФГОС. Нужно осознавать, что модернизация системы образования в России не национальное бедствие, а процесс, который отражает общемировые тенденции развития дошкольного образования, переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал