Мбоу сош №22 г. Томска Приёмы и методы критического мышления



Скачать 176,75 Kb.
Дата13.06.2018
Размер176,75 Kb.
Витершпан Александра Павловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 22 г. Томска

Приёмы и методы критического мышления
В современной школе используется много интерактивных методов обучения. Большинство приёмов, представленных в технологии РКМЧП, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной методики (маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и другое). Объединение и структурирование таких приёмов для формирования критического мышления, как это представлено в технологии РКМЧП, даёт высокие результаты в процессе обучения.

Теоретическая основа модели состоит из 3 аспектов: философского, технологического, методического. Философский аспект - идея открытого общества, в котором в ходе учебной деятельности формируются партнёрские отношения: учитель-ученик; ученик-ученик, моделируется процесс познания.

Технологический состоит из 3 стадий: вызов – осмысление – рефлексия. Они позволяют учащимся самим определять:

• цели обучения;

• осуществлять активный поиск информации;

• размышлять о том, что они узнали из этой информации;

• выражать собственное мнение;

• самооценку знаний.

Методический представляет:

• систему приёмов учебной деятельности;

• задаёт логику построения уроков;

• отслеживает способы работы.

Каждый модельный урок должен быть представлен двумя составляющими:

1-я часть – собственно урок:

- вызов – индивидуальная, парная, групповая мозговая атака;

- осмысление – чтение текста с использованием знаковой системы записей «инсерт»;

- рефлексия – возврат к «мозговой атаке», сравнение знаний «до» и «после» прочтения текста.

2-я часть – анализ всех стадий и их значение.

Данную технологию можно применять на уроках в 3-5-х классах. Она становится основой для размышления младших школьников об обучении и знании.

Преимущества данной технологии в следующем:

 ясность и доступность;

 актуальность;

 принцип, как можно больше ученик и меньше учитель;

 открытость;

 практическая значимость;

 возможность использования в любом предмете.

Задачи, которые решаются в образовательном процессе через данную технологию:

 умение размышлять над тем, как получить знания (вызов);

 развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление);

 определять своё личное отношение к информации (рефлексия);

 умение ставить и решать проблемы.

Урок в технологии критического мышления представляет собой трёхфазную модель:





Вызов

Осмысление

Рефлексия

Чтобы обучающиеся активно заработали, их надо заинтересовать. Для этого существует этап «вызова». Именно на этом, очень важном этапе вовлекают в работу (вводится новая тема, стимулируется её обсуждение, определяются собственные, связанные с ней учебные цели). Здесь поможет либо элемент неожиданности (о занятии или его теме никто ничего не должен знать), либо, как в нашем случае, такая неординарная формулировка первого вопроса, чтобы он удивил, поразил и заинтересовал ребят. А раз привлёк внимание, то почему бы над ним и не подумать, можно даже и ответить. Так происходит втягивание в работу. Мы уже наблюдаем активизацию всего класса и каждого ребёнка в отдельности.

На следующем этапе «осмысления» обдумывается выявленная информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания, привлекаются имеющиеся у ребят знания, таким образом они вовлекаются в изучение нового содержания. Здесь дети размышляют, вспоминают, собирают крупицы собственного опыта. И пусть в это время в классе стоит шум и гам (он быстро стихает в нужный момент), главное – ребята начинают раскрывать свои возможности, грамотно выражать именно свои мысли. На данной стадии учащиеся самостоятельно переосмысливают имеющуюся информацию (о наличии которой они, возможно и не подозревали даже), делают выводы и шагают дальше.

На этапе «рефлексия» (возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения статьи) ребята присваивают себе добытые новые знания как собственные, совершенно не замечая этого, и шагают дальше.

Если посмотреть на три описанных выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» обычно привычно для учителя звучит: этап введения в тему или активизация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала или этап решения проблемы. И третья стадия есть в каждом уроке – это закрепление урока, проверка усвоения или этап диагностики (в развивающем обучении).

В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

На стадии «Вызова» чаще используются приёмы:


  • мозговой штурм

  • кластер

  • З - Х – У (знаю – хочу узнать - узнал)

  • письменные задания

  • вводный вопрос

На стадии «Осмысление»:

  • маркировка текста

  • взаимоопрос

  • взаимообучение( зигзаг)

  • двойной дневник

  • бортовой журнал

  • графическое оформление

  • письменные задания разных видов


«Вводный вопрос» («ВВ»)

«ВВ» - это один из приёмов, который включается на этапе «вызова». Ещё его называют вопросом высокого уровня, требующего мыслительных усилий при ответе, лучше всего помогают настроить ученика на активную работу в течение всего занятия.

«В чём преимущество «ВВ»? – спросите вы. Начиная своё занятие, учитель получает сразу несколько преимуществ:


  1. В ходе ответов ученики активизируют имеющиеся у них знания по теме занятия и незаметно для себя «разогреваются», как спортсмены перед забегом. Например, урок «Окружающий мир» во втором классе начинается с вопроса «Почему шишки закрываются?». Дети, работая в группах, рассуждают, выдвигая ту или иную гипотезу по данному вопросу.

  2. Поскольку такие вопросы, в отличие от «фактических» имеют много вариантов, то все ученики отвечают на равных, вне зависимости от уровня способностей и успеваемости.

  3. Начиная урок с поиска ответа на вопрос, ученик невольно втягивается в процесс и активнее участвует в работе в течение всего занятия. Если ответы связаны с прогнозированием, то он внимательнее читает текст.

  4. Учитель волен, использовать дополнительные вопросы, которые помогают, «отвечающему» уточнить свою мысль или привести необходимые доказательства.

После такой разминки ученики легко переходят к решению учебных задач.

Требования к вводному вопросу:

  1. Должен служить введением к новой теме.

  2. Его обсуждение должно занимать не более 5 минут, вначале занятия.

  3. Цель – вовлечь учеников в активную работу на занятии; стимулировать работу мысли.

  4. Должен направлять мысли учеников в новое русло, а не заставлять припоминать выученное заранее.

  5. Ответ не может быть найден в энциклопедии.

  6. Все принятые ответы записываются на доске.

  7. В конце урока учитель и ученики возвращаются к прозвучавшим в начале урока ответам, чтобы подтвердить или опровергнуть их, а также расширить с опорой на изучаемый текст.

И ещё одна не менее важная задача учителя – принести в занятия собственную энергию. Возвращаясь к вопросу, с которого начался урок, можно сказать, срабатывает только после совершения некоего предварительного действия – вводный вопрос. Он занимает мало времени, но «зажигает» учеников и поддерживает их интерес до конца занятия.

Планирование вводных вопросов нельзя откладывать «на потом», ведь после хорошей разминки мозг, как и мышцы – работает гораздо эффективнее.



«Корзина» идей, понятий, имён…

Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока («Вызов»), когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:



  1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей «без комментариев», даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепочки.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

«Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «паучок», «созвездие». Составление «кластера» позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

«Кластер» может быть использован на разных этапах урока.

На этапе «вызова» - для стимулирования мыслительной деятельности.

На этапе «осмысления» - для структурирования учебного материала.

На этапе «рефлексии» - при подведении итогов, что учащиеся изучили.

«Кластер» может быть использован также для организации индивидуальной работы, как в классе, так и дома.

Как считает С.Н.Лысенкова: «Всё что создано на глазах детей, воспринимается гораздо быстрее ».

«Инсерт» или «Пометка на полях»

(Стратегия кодирования текста)

«INSERT» - интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать или по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

Галочка (V) – отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он заранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

Плюс (+) – отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Минус (-) – отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Этот приём требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведённое на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки знаний.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось с прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак «минус» (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приёме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников в учебниках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временим у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «?» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.



«Чтение со стопами»

(Этот приём хорошо использовать на уроках литературы)

учитель знакомит детей с новым текстом, выразительно читая, но, постоянно прерываясь в самый интенсивный момент,… и спрашивает: А что дальше? …

Дети создают прогноз, высказывая свои гипотезы. Затем учитель продолжает читать дальше, а дети внимательно слушая его, определяют, чей прогноз оправдался.

Таким образом, знакомство с текстом проходит в несколько этапов (по усмотрению учителя). Этот приём развивает мышление, умение выдвигать гипотезы и воспитывает внимательного слушателя.

«ЗХУ»

(Приём составления маркировочной таблицы)

одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, хочу узнать, узнал новое.



В каждую колонку необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Приём «ЗХУ» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить её дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по 1-2 тезиса или положения.

Графа «Узнал» заполняется после знакомства с текстом.

«ЗХУ» - простая методика, которая перерастает в добротную учебную стратегию, в рамках которой выделяем несколько видов краткого письменного комментария. Благодаря этой стратегии ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Многообразие подходов учит смотреть на любую проблему под разными углами, в результате дети начинают выражать свои мысли на письме, и у них формируется «комплексное мышление» - что само по себе является одной из важнейших целей обучения. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное.




Знаю

Хочу узнать

Узнал (итог)


«Синквейн»

Некоторые из всех методов и приёмов носят словесный (вербальный) характер, другие являются графическим организаторами идей. Есть и такие, которые сочетают в себе оба подхода, но необходимо тщательно проанализировать эти методы с точки зрения их действительной эффективности.

Например: «Синквейн» - в переводе с французского «мнение».

«Синквейн» - это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представление в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Данный приём можно использовать на разных этапах урока – он имеет разные задачи:

вызов – краткое обобщение имеющихся знаний

осмысление – вдумчивая работа с новыми знаниями

рефлексия (размышление) – интеграция новых и имеющихся знаний.

Этот приём можно использовать не только на уроках чтения и окружающего мира, но и на уроках русского языка и математики. Эта форма свободного творчества, которая составляется по определённым правилам.



  • На 1 строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

  • На 2 строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  • На 3 строчке записываются три глагола, описывающих децствия, относящиеся к теме синквейна.

  • На 4 строке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов (4), с помощью которых ученик выражает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учениками фраза в контексте с темой.

  • На последней строчке – это слово резюме (синоним), которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна.

  2. Задаётся тема синквейна.

  3. Фиксируется время на данный вид работы.

  4. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

На уроках дети пишут разные синквейны. Пусть пока они простые, но очень полезны в качестве:

    • инструмента для синтеза и обогащения сложной информации;

    • средства оценки словарного запаса учащихся;

    • средство творческого самовыражения.

Подобная работа:

  • обогащает словарный запас;

  • подготавливает ученика к краткому пересказу;

  • учит формулировать идею произведения (4 строка синквейна);

  • позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновение) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.

Например:

СОЛНЦЕ СНЕГ

большое, яркое белый, хрустящий

светит, греет, радует летит, падает, кружит

солнце очень горячее тело он укрывает землю одеялом

ШАР ЗВЁЗДОЧКА или КАПЕЛЬКА
ГРУЗОВИК ПРЯМАЯ

забытый, красивый бесконечная, числовая

лежит, падает, гудит можно складывать, сравнивать

он всю ночь скучал отмечены положительные и

ИГРУШКА отрицательные числа

ШКАЛА
Способ взаимообучения

(обучение сообща)

Обучение сообща – когда ученики работают вместе парами, группами, сообща, при этом у них одна и та же проблема, одна и та же тема, дети пытаются выработать одно и то же решение, приходят свежие идеи.

Результативность:


  1. Умение работать самостоятельно и в группе.

  2. Уметь выделить главное.

  3. Повышается эффективность обучения.

  4. Развивается речь.

  5. Улучшается дисциплина.

  6. Повышается мотивация.

  7. Повышается самооценка.

  8. Увеличивается объём.

  9. Способы действия.

  10. Дети учатся принимать точку зрения других людей.

  11. Работают все.

  12. Новый стиль общения.

  13. Социальная активность.

  14. Внутренний комфорт.

  15. Положительное отношение к другим наукам (межпредметная связь).

  16. Контролировать друг друга, помогать друг другу.


«Зигзаг»

  1. Каждому ребёнку раздаётся кусочек текста.

  2. Дети стараются запомнить всех, кто находится в их группе.

  3. Идёт переоформление класса (поднимите руку те, у кого №1, №2…).

  4. Берут чистый лист и делят его на три колонки (четыре).

  5. Дети читают свой кусочек и на листочке изображают его схематично, т.к. когда вернётся в свою группу, то должен рассказать свой текст.

  6. Дети возвращаются в свои группы.

  7. Учитель тексты забирает.

  8. Дети слушают и фиксируют схематично в каждой колонке, соответственно номеру выступающего. Затем, выступающий задаёт вопрос, где выясняет понимание услышанного.

  9. Затем можно задавать вопросы по тексту или попросить рассказать текст.

Рефлексивные задания после работы в группах:

    • Смысловые вопросы.

    • Игра «верно – неверно», топаем – хлопаем.

    • На плакате выписаны яркие моменты текста.

    • Плакат – призыв.

    • Дома заполнить таблицу «ЗХУ».

    • Написать небольшое сочинение.

Тексты для чтения нужно брать понятные, чтобы легко воспринималось прочитанное. Тексты, насыщенные терминами лучше не брать. Не всё может быть понятно. В группы принимать и сильных и слабых учеников. Учитель – наблюдатель. Дети всё время говорят, обсуждают.
Рекомендации по подготовке, проведению и анализу урока по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо - РКМЧП»
1 этап – планирование урока:

Учитель должен знать, на что направлены его действия! Важно продумать среду!

1. Формулирует цели урока:

- предметные цели (ЗУНы)

- компетентностные

2. Исходя из цели урока, формулирует задачи урока, ожидаемые результаты.

3. анализирует индивидуальные особенности класса:

-уровень знаний;

-умение работать сообща;

-компетентностные навыки ит.д.

Простраивает свои требования, исходя из индивидуальных особенностей детей.

4. Выбирает определенные приёмы технологии РКМЧП.

5. Выстраивает ход занятия, в соответствии с технологией:

ВЫЗОВ – материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы;

ОСМЫСЛЕНИЕ - материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы;

РЕФЛЕКСИЯ - материал; форма работы; время, которое отводится на каждый вид работы.

6. Готовит материалы по приёму (тексты, карточки, видео т.д.)

7. Чётко распределяет время на каждый вид работы во время урока (лучше зафиксировать это на отдельном листе ведения урока краткий ход урока – действия учителя, формы работы и время для них).

8. Обдумывает методы оценивания, формы обсуждения их с детьми.

9. Подробно планирует распаковку. Т.к. это мини-урок РКМЧП в конце каждого занятия по данной технологии.



2 этап – во время ведения урока:

В начале урока обязательна мотивация на стадии вызова.

1. В течение урока учитель сохраняет модель урока (В-О-Р), соблюдает лист ведения урока.

2. По возможности фиксирует в листе ведения урока (на полях) реакцию слушателей на все виды работы.

3. В начале урока необходимо проработать критерии оценивания учеников (учитель вместе с учениками работает над критерием оценивания).

4. Организует учебное пространство в соответствии с формами и видами деятельности на уроке (с планом).

5. Использует вопросы для создания мотивации более активного вовлечения учащихся в деятельность.

6. Проводит корректировку во время урока.

7.Соблюдает принцип сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик).

8. Отдаёт активность детям.



3 этап – анализ урока:

Лист экспертной оценки.

Ответы на вопросы:

1. Сохранилась ли на уроке модель В-О-Р;

2. Достигнуты ли цели, задачи урока; результаты урока;

3. Получился ли контакт с детьми, активны ли были дети на уроке;

4. Заметен ли интерес детей к проведённому уроку;

5. Что было удачным (неудачным) на уроке, почему;

6. Что захотелось изменить в проведённом уроке;

7. Удачно ли были выбраны и введены формы оценивания;

8. Была ли распаковка (то, что делал учитель на занятии) занятия – насколько она была полезна для учителя и детей; (Вопрос на стадии распаковки: вспомните, что мы знали, когда не читали текст?).

9. Прогнозирование дальнейшей работы по:

- продолжения обучения по теме;

- использованию технологии РКМЧП в своей практике.

Что делает учитель:

Диалог в начале урока, диалог в конце.

Середина – момент раскрепощенного обсуждения.

Анализ занятия по технологии РКМЧП.


В процессе анализа занятия по технологии РКМЧП следует обратить внимание на следующие моменты:

 Сохранилась ли модель «Вызов – Реализация смысла - Рефлексия»? Насколько обоснованны отступления от модели, если они были?

 Как учитель выстраивает взаимоотношения с учащимися? Соблюдается ли принцип сотрудничества?

 Как выражаются у учеников навыки работы в парах, группах?


Деятельность учащихся на занятии может анализироваться по следующим критериям:

 активность (познавательная);

 аргументированность высказываний, умозаключений;

 самостоятельность (умение обозначить и сформулировать проблему, определить путь её решения, способность организовать деятельность – в том числе совместную – по достижению цели);

 осознанность понимания содержания учебного материала;

 выраженность личностного отношения к содержанию и видам деятельности.


Эффективность каждой стадии урока определяется:

 обоснованностью применяемых приёмов, соответствием их целям и задачам урока;

 оптимальным распределением времени;

 уровнем вопросов учителя;

 соответствием текста теме и целям занятия, возрастным особенностям учащихся;

 адекватностью приёмов предлагаемому тексту.



Графа «Комментарии» заполняется по ходу занятия, анализ которого завершается общими выводами.
Каталог: files -> img
img -> Программа книгоиздания России
img -> Программа психологического сопровождения муниципальной инновационной площадки
img -> Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
img -> Православный месяцеслов (для старшей группы) Участники постановки
img -> О. А. Чупрунова английский язык
img -> Развитие самоуправления и соуправления школой
img -> Конспект проведения занятий по дисциплине «Взаимодействие частных охранных организаций с правоохранительными органами»
img -> Воспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и
img -> «Люби и знай свой город и край»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал