Медиаобразование для всех



Скачать 61,74 Kb.
Дата06.09.2017
Размер61,74 Kb.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки»

медиапедагогам, специалистам и ученым

Томск, 21-23 октября 2009 года

Продолжая традицию ежегодного проведения в Сибирском Федеральном округе Российской Федерации медиаобразовательных мероприятий, в Томске с 21 по 23 октября 2009 года проходил Международный форум «Молодежь. Медиа. Библиотеки». Он стал частью единого проекта по продвижению идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», содействию реализации ее положений и приоритеных направлений деятельности, который осуществляет совместно с партнерами Российский комитет Программы. Проект, кроме Томского Форума, включал в себя Информационный форум «Молодежь и медиа», проходивший с 19 по 20 октября в городе Кемерово. Организатором Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки» стал Томский институт информационных технологий.

Международный статус Томскому Форуму обеспечило участие в нем гостей из шести государств Дальнего и Ближнего Зарубежья. Это - Великобритания, Италия, Китай, Беларусь, Украина и Казахстан. Российская Федерация была представлена участниками из Ангарска, Барнаула, Бийска, Екатеринбурга, Железногорска, Заречного, Иркутска, Искитима, Казани, Кемерова, Кумертау, Курска, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новоалтайска, Новосибирска, Омска, Пензы, Перьми, Прокопьевска, Рубцовска, Самбурга, Санкт-Петербурга, Саянска, Томска, Челябинска.

В Форуме принимали участие учащиеся общеобразовательных школ, гимназий и колледжей, студенты вузов, учителя, педагоги дополнительного образования, медиапедагоги, преподаватели вузов, аспиранты, ученые, журналисты, медиаменеджеры и библиотекари.

В рамках Форума состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование молодежи в информационном обществе», серия круглых столов, секций и пресс-конференций на тему информационной культуры, медиаграмотности, информационной политики, коммуникации и СМИ. Состоялось также заседание Рабочей группы по развитию медиаобразования в Российской Федерации.

По итогам всех дискуссий, развернувшихся на девяти площадках Форума, в которых приняло участие около 1000 человек, были выработаны Рекомендации Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки» педагогам, специалистам и ученым, которые работают в сфере медиаобразования и изучают ее.


Содержание Рекомендаций Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки» (Томск, Российская Федерация, 21-23 октября 2009 г.).
Мы, участники Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки» (Томск, РФ, 2009),
- признавая огромную значимость медиа в жизни человечества и поддерживая позицию ЮНЕСКО, которая рассматривает медиаобразование как приоритетное направление образования ХХI века и как неотъемлемую часть демократического общества, связанную с культурой, политикой и правами человека;

- поддерживая курс Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на развитие человеческого потенциала, обеспечение доступа к информации и знаниям, содействие свободе информации как важнейшему условию формирования демократического общества;

- отмечая, что в современном полифункциональном медиамире, где происходит конвергенция таких областей как СМИ, коммуникация и информация, формируются новые средства информации, новая аудитория, изменяется медиаповедение людей, которое характеризуется новыми формами медиаактивности;

- подчеркивая, что медиаобразование  призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном обществе, в мире нарастающей манипуляции человеческим сознанием;

- подчеркивая, что не только аудитория, но и сами педагоги нуждаются в понимании того, что в современном мире нельзя прожить, не развивая аналитического, критического мышления как по отношению к медиа, так и по отношению к самой действительности, и что отсутствие медиаграмотных педагогов существенно замедляет процесс обучения в школах;

- признавая крайне важной координацию усилий специалистов средств массовой информации и медиапедагогов для использования широких возможностей современных медиа в развитии личности человека;

- продолжая лучшие традиции в деятельности ЮНЕСКО — системность, поступательность, динамическое развитие — и поддерживая предшествующие резолюции и рекомендации ЮНЕСКО в сфере медиаобразования (Грюнвальд, 1982; Тулуза, 1990; Париж, 1997; Вена, 1999; Севилья, 2002 и др.);

- оценивая медиаобразование как один из синергетических инструментов, обеспечивающих ЮНЕСКО осуществление деятельности по реализации Международной программы развития коммуникации и Программы «Информация для всех» на межсекторальной основе,
считаем необходимым:
- одобрить положительный опыт многих российских и зарубежных медиапедагогов, демонстрирующих новаторское использование информации и медиатехнологий в целях развития;

- предложить ряд мер по дальнейшему развитию и продвижению идей и направлений медиаобразования в соответствии с приоритетами Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках трех видов образования:




  • формальное медиаобразование

  • неформальное медиаобразование

  • информальное медиаобразование (самообразование в течение всей жизни).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ




  1. Рекомендовать факультетам журналистики университетов создание центров (кафедр) методики преподавания журналистских дисциплин, в том числе, по медиаобразовательной проблематике; а также другим гуманитарным вузам (особенно педагогическим) - специальных кафедр, факультетов масс-медиа, массовых коммуникаций, информационных технологий в образовании с учетом медиаобразовательной специфики.

  2. Рекомендовать факультетам журналистики российских вузов ввести в программы профессиональной подготовки журналистских кадров (в дисциплины по медиаменеджменту) разделы по редакционным (медиаобразовательным) технологиям работы с аудиторией.

  3. Рекомендовать ввести в вузовскую систему подготовки специалистов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций различных форм собственности курсы по работе со СМИ, медиакультуре и информационной грамотности.

  4. Рабочей группе по развитию медиаобразования в РФ с привлечением широкой медиаобразовательной общественности, ученых и практиков медиаобразования разработать и предложить Министерству науки и образования РФ для реализации Комплексную межведомственную программу развития медиаобразования в Российской Федерации.

  5. Актуализировать необходимость повсеместного введения курсов медиаобразовательного цикла в систему общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.

  6. Считать изучение «языка медиа» в общеобразовательных школах столь же важным и необходимым, как и изучение родного языка и литературы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ НЕФОРМАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ




  1. Активизировать в центрах досуга, клубах, домах творчества процессы подготовки учебных программ, курсов дополнительного образования для развития аналитического, критического мышления молодежи по отношению к средствам массовой информации, основанных на эффективных методах медиаобразования.

  2. Рекомендовать органам управления образованием, молодежной и информационной политикой на всех уровнях всемерно поддерживать медиаобразовательные конкурсы, слеты, фестивали и форумы, издание самодеятельных газет и журналов, выпуск теле- и радиопрограмм, создание сайтов и другие формы медиаактивности молодежи.

  3. Рекомендовать органам власти способствовать расширению сети медиа-центров в образовательных учреждениях, на территориях муниципальных образований, федеральных центров, как базовых точек роста для массового медиаобразования и повышения медиакультуры молодежи.

  4. Разработать и внедрить ряд программ повышения квалификации по медиакультуре и информационной грамотности для действующих государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций и предприятий, которые по долгу службы имеют дело с различными видами медиа, либо управляют медиапроцессами.

  5. Разработать и апробировать методы медиаобразования взрослых (преподавателей, воспитателей, родителей), а также медиаобразовательные программы для лиц, в силу ряда причин нуждающихся в особых контактах со СМИ: пенсионеры, инвалиды, представители некоммерческого сектора и др.

  6. Разработать под эгидой Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» гражданский проект глобального медиаобразования «Медиаобразование для всех», соответствующий новым требованиям культуры, демократии и профессионального выбора с вовлечением в его реализацию национальных комитетов государств-участников.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ ИНФОРМАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ




  1. Разработать концепт информального медиаобразования.

  2. Предложить Рабочей группе по развитию медиаобразования в РФ разработать проект цифрового ресурса как площадки для информального медиаобразования.

  3. В рамках научно-практической конференции по медиаобразованию (Москва, июнь 2010) организовать проектный круглый стол на тему «Информальное медиаобразование и информальные медиа».


Российская Федерация, Томск, 21-23 октября 2009 г.

Текст: И.В. Жилавская, к.ф.н.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал