Международная конкурентоспособность автомобилестроительных компаний США



Скачать 332,75 Kb.
Дата18.10.2016
Размер332,75 Kb.



На правах рукописи


Загребельная Наталья Станиславовна



МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ США

Специальность: 08.00.14 – Мировая экономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009 г.
Работа выполнена на кафедре менеджмента и маркетинга Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации


Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ

доктор экономических наук,


профессор Ноздрева Раиса Борисовна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Сабельников Леонид Владимирович


кандидат экономических наук

Соколова Инна Юрьевна


Ведущая организация: Дипломатическая академия МИД России

Защита состоится « 17 » сентября 2009 года в 16.30 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, д.76.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

Автореферат разослан «____» 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета _____________________ к.э.н., профессор Соколова М.И.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Поступательное развитие хозяйства страны обеспечивает конкурентная экономика, в основе которой лежит конкурентоспособность ее товаропроизводителей. Государства и компании вовлечены в острую борьбу за достижение высокого уровня международной конкурентоспособности. Согласно рейтингам авторитетных исследовательских организаций, благодаря наличию крупного научного потенциала, высококвалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы и природно-ресурсных богатств США являются лидером. По ряду ключевых экономических показателей США опережают Германию, Францию и Великобританию.

Автомобилестроение занимает одно из ведущих мест в экономике США не только по числу занятых и объему выпускаемой продукции, но и вследствие тесных связей со многими другими отраслям национальной промышленности. Поэтому неблагополучие в американском автомобилестроении негативно сказывается на всем хозяйстве страны.

Новые тенденции в развитии мировой экономики усиливают конкуренцию на мировом рынке, в том числе на автомобильном, изменяют структуру конкурентообразующих факторов, характер и методы соперничества и сотрудничества на мировых рынках. В связи с этим актуальным становится анализ проблем, связанных с обеспечением высокой международной конкурентоспособности лидирующих государств, отраслей и компаний. В настоящее время процессы глобализация и инновация стали ведущими факторами развития мировой экономики.

Меняющаяся внешняя предпринимательская среда требует от американских автомобилестроительных компаний модернизации технологии ведения хозяйственной деятельности в условиях обостряющегося соперничества на мировом и американском рынках. Конкуренция побуждает производителей прикладывать максимум усилий по снижению издержек, выпуску более совершенной в техническом и дизайнерском решении продукции и ее быстрому обновлению.

Трудности обеспечения международной конкурентоспособности наглядно проявились в кризисе американского автомобилестроения в 2008 -2009 гг., активизировавшего поиски путей выхода. Последнее повышает актуальность избранной темы исследования в связи с тем, что и российское автомобилестроение находится в сложном положении. Изучение американского опыта повышения конкурентоспособности этой отрасли позволило автору сформулировать некоторые соображения и рекомендации практического характера.

Объектом исследования являются автомобилестроительные компании США в условиях роста международной конкуренции, глобализации бизнеса и современного мирового экономического кризиса.

Предметом исследования является выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на международную конкурентоспособность американских производителей и продукции автомобилестроения, а также основных направлений деятельности по ее повышению.

Хронологические рамки исследования охватывают главным образом период 2000-2009 гг., при этом факты, касающиеся формирования концепций конкурентоспособности американской экономики, ее автомобильных производителей и их продукции, затрагивают также 80-90-е гг. ХХ в.

Целью исследования является определение масштабов, форм и особенностей участия компаний и государства в обеспечении современной международной конкурентоспособности американского автомобилестроения, в том числе в условиях мирового кризиса.

Достижение указанной цели предполагает комплексное исследование международной конкурентоспособности американской экономики, конкурентных преимуществ автомобильной промышленности США, влияния воздействия современного кризиса на деятельность компаний по производству автомобилей, выявление и анализ мер повышения уровня конкурентоспособности их продукции.



Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

  • теоретически систематизировать факторы международной конкурентоспособности на уровне страны, компании, товара и определить место США;

  • оценить конкурентоспособность продукции американских автомобилестроительных компаний;

  • выявить роль стратегических альянсов и сделок слияний и поглощений этих компаний в системе факторов повышения конкурентоспособности;

  • изучить опыт реорганизации бизнеса и снижения издержек автомобильных производителей США;

  • показать большое влияние НИОКР, инноваций и маркетинговой политики на международную конкурентоспособность их продукции;

  • проанализировать мероприятия американских автопроизводителей и государства в условиях современного мирового кризиса;

  • сформулировать предложения по повышению конкурентоспособности российских автомобилестроителей на основе изучения американского опыта.

Научная новизна диссертации определяется выявлением и систематизацией концепций формирования международной конкурентоспособности на уровне компании и товара, на примере американских автомобильных производителей и их продукции, а также основных направлений повышения международной конкурентоспособности этой отрасли промышленности в условиях наступившего кризиса: реструктуризации деятельности компаний, снижения их издержек, повышения производительности труда, активизации НИОКР и инноваций, создания стратегических альянсов, слияний и поглощений, поддержки со стороны государства.

Положения, выносимые на защиту:

  • Доказано, что между конкурентоспособностью страны, компании и товара существует тесная и, как правило, прямая связь; страновая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности товаропроизводителей выпускать конкурентоспособный товар.

  • Определено лидирующее положение США в мировом хозяйстве и выявлены факторы, как способствующие усилению конкурентных преимуществ автомобилестроения, так и оказывающие негативное влияние.

  • Установлено, что возможности администрации США по поддержке международной конкурентоспособности национальных автопроизводителей лежат преимущественно в сфере стимулирования инновационных, технологических и глобальных конкурентных преимуществ.

  • Выявлено, что сокращение потенциального спроса, изменение структуры продаж и увеличение сбыта автомобилей Японии и Республики Корея ослабляют конкурентные позиции американских автомобилестроительных компаний на национальном и мировом рынках.

  • Показана важная роль стратегических альянсов и сделок по слияниям и поглощениям для американских автомобилестроительных компаний в повышении их международной конкурентоспособности.

  • Определен сравнительно высокий уровень производственных издержек у американских автомобилестроительных компаний, требующий интенсивных усилий по снижению расходов на разработку, производство и внедрение на рынок выпускаемой продукции, а также путем использования аутсорсинга.

  • Доказано, что реструктуризация деятельности американских автопроизводителей позволяет оптимизировать систему управления и внутреннего взаимодействия подразделений компаний в соответствии с изменением условий внешней среды (совершенствование структуры управления, продажа убыточных активов, снижение себестоимости продукции).

  • Установлено большое значение инновационной политики в обеспечении международной конкурентоспособности американских автомобилестроительных компаний, которая включает разработку гибридных автомобилей, экономичных их типов, создание машин с улучшенными техническими характеристиками.

  • Раскрыто значительное влияние маркетинговой политики на международную конкурентоспособность американских автомобилестроительных компаний, особенно новых каналов сбыта, в частности сети Интернет, компьютерного моделирования наиболее эффективных форм и методов сбыта, предоставления дополнительно услуг покупателям.

  • Выявлены основные причины снижения конкурентоспособности американских автомобилестроительных компаний в условиях кризиса 2008-2009 гг. (их массовое банкротство, сокращение доходов населения, нестабильное положение в экономике, снижение курса доллара по отношению к евро, иене и фунту стерлингов, высокие производственные издержки и др.).

  • Сформулированы предложения по повышению конкурентоспособности российских автомобилей на основе изучения опыта деятельности американских компаний, в частности, о целесообразности создания стратегических альянсов с передовыми зарубежными фирмами и подписании соглашений о сотрудничестве в определенных областях, например, по повышению качества продукции или оптимизации маркетинга, а также высказаны соображения о заслуживающих внимания методах государственной поддержки американской автомобильной промышленности, представляющих интерес для отечественного автомобилестроения.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют фундаментальные экономические труды и специальные исследования крупных российских и зарубежных ученых по вопросам международной конкурентоспособности и конкурентоспособности автомобильных компаний США.

Многоплановое понятие «конкурентоспособность» компании недостаточно разработано в теоретическом плане, нет единой методологии расчета ее агрегированного показателя, хотя серьезные исследования в этой области проводились. Следует отметить вклад таких отечественных ученых, как Азоев Г.Л., Герчикова И.Н., Дынкин А.А., Емельянов С.В., Завьялов П.С., Захаров А.Н., Зокин А.А., Клейнер Г., Конина Н.Ю., Крылова Г.Д., Куренков Ю.В., Литвиненко А.Н., Мантусов В.Б., Ноздрева Р.Б., Сабельников Л.В., Соколова И.Ю., Татьянченко М.А., Швандар К.В., Шкардун В.Д. и др.

Вопросам анализа отдельных аспектов международной конкурентоспособности компании посвящены исследования Еленевой Ю.Я., Зиннурова У.Г., Зулькарнаева И.У., Ильясовой Л.Р., Кантора О.Г., Родионовой Л.Н., Хакимовой Ю.Р.

В работах зарубежных авторов по данной теме в основном разрабатываются теоретические основы конкуренции и международной конкурентоспособности. В этом плане представляют интерес труды Гарелли С., Лоуренса Р., Митчелла Д., Портера М., Прахалада К.К., Райса Э., Траута Д., Чемберлина Э. Отдельные аспекты развития автомобильной промышленности США представлены в работах Маккулоха Р., Митчела Д., Файна С.Х., Хирша Е.Р.



Информационная база исследования включает международные и национальные статистические сборники IMD World Competitiveness Yearbook, OECD Road Transport Research, доклады The Global Competitiveness Report, EC Road Safety Observatory, Global Road Safety Partnership (GRSP); среди иностранных и российских периодических изданий можно отметить журналы Fortune, Economist, Strategy & Business, «Бюллетень иностранной коммерческой информации», журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления», «США и Канада. Экономика, политика, культура», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом».

В диссертации использовались информационные материалы Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института США и Канады РАН, Международного института развития менеджмента, а также материалы сети Интернет, в частности, сайты Всемирного экономического форума.



Практическая значимость результатов исследования. Обобщение и систематизация опыта решения проблем повышения международной конкурентоспособности американских автомобильных производителей и их продукции имеют большую практическую значимость с точки зрения возможностей его адаптации и применения в целях усиления международной конкурентоспособности российских автомобилестроительных компаний и их продукции и, в конечном счете, российской экономики.

Ряд положений настоящего исследования могут представлять интерес для Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, а также Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института США и Канады РАН. Материалы исследования также могут быть использованы при преподавании дисциплин «Международные экономические отношения», «Мировая экономика», «Экономика США», «Международный маркетинг», «Экономика фирмы», в том числе при подготовке спецкурсов по проблемам международной конкурентоспособности.



Апробация работы. Основные положения настоящего исследования апробированы автором в докладах на Международных научно-практических конференциях «Менеджмент, маркетинг, реклама: отраслевой аспект» 12-13 апреля 2006 г., «Пути повышения конкурентоспособности экономки России в условиях глобализации» 9-10 октября 2008 г. (МГИМО (У) МИД РФ); на VII научной конференции молодых ученых «Мировая экономика в XXI в.: проблемы и перспективы» (РУДН) 2005 г.; в учебном процессе при проведении занятий по курсам «Международный маркетинг», «Экономика фирмы», «Маркетинг» в МГИМО (У) МИД РФ. По теме диссертации автором опубликовано 6 работ общим объемом 4 п.л.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе - «Теоретические основы международной конкурентоспособности», имеющей вводный характер, - рассмотрены теоретические и методологические ее основы, структурированы принципы формирования и изучены подходы к анализу, базирующиеся на сопоставлении соответствующих рейтингов, а также предложены агрегированные показатели.

Понятие «конкурентоспособность» рассматривается комплексно на трех основных уровнях: стран, компаний и товаров; доказывается, что между этими уровнями существует тесная связь. Конкурентоспособность стран и компаний в конечном итоге зависит от способности товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.

Современная конкурентоспособность страны, особенно такой как США, определяется масштабами НИОКР, технико-экономическим уровнем производства, величиной издержек последнего, производительностью труда, качеством выпускаемых товаров, управленческими и маркетинговыми технологиями по их продвижению на рынок, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных конкурентных преимуществ. В мировой практике общепринятой считается оценка конкурентоспособности стран на основе сравнения этих преимуществ, которые определяются использованием факторов производства и спросом, состоянием родственных и поддерживающих отраслей, стратегией компании, государственной политикой и, наконец, случайными обстоятельствами (крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, войны и др.).

Наиболее часто используются три метода такой оценки.

Первый метод основан на сопоставлении затрат и цен: делаются расчеты значений удельной оплаты труда, являющейся функцией таких переменных, как производительность труда, заработная плата и валютный курс. Система указанных показателей позволяет установить и сравнить национальные уровни затрат и цен, определить сдвиги в уровнях конкурентоспособности стран.

Второй метод предусматривает анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о результатах внешнеторговой деятельности страны - прежде всего об объеме и структуре экспорта, а также об изменении доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте.

Третий, наиболее распространенный, комплексный метод базируется на рейтингах конкурентоспособности. Они рассчитываются как взвешенные средние от большого числа различных показателей (в том числе и экспертных оценок), характеризующих эффективность функционирования национального хозяйства в целом. Рейтинговая конкурентоспособность трактуется сравнительно широко: как способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в среднесрочном и долгосрочном плане.

Конкурентоспособность компаний, в том числе американских автомобилестроительных, являясь главной характеристикой эффективности их деятельности, охватывает комплекс показателей: предложение, ресурсы (интеллектуальные и материальные) и менеджмент, достаточные для реализации выбранной стратегии в целях получения желаемых результатов.

В настоящее время одним из важных критериев конкурентоспособности компании стала ее стоимость. Это связано с тем, что стоимость компании включает в себя показатели, отражающие внутреннюю ситуацию и внешнее окружение, и тем самым позволяет сопоставлять итоги деятельности различных экономических субъектов. Особое внимание при анализе конкурентоспособности компании уделяется оценке степени соответствия показателей ее деятельности, так называемым ключевым факторам успеха (характеристикам, определяющим основные требования к ресурсам и компетенции руководителей).

Результат функционирования компании зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, основной составляющей которой является качество. В данном исследовании подразумевается качество машинотехнической продукции и ее важной составной части – продукции автомобилестроения. Наиболее предпочтительными для потребителя свойствами качества такой продукции являются технико-экономические показатели, а также технологии изготовления и эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность, наукоемкость, трудоемкость и материалоемкость; экологические, эргономические и эстетические показатели. Помимо качества конкурентоспособность продукции включает управленческую, маркетинговую, экономическую составляющие, уровень сервиса, имидж и престиж предприятия-производителя, а также стратегию и позицию конкурента, что в совокупности влияет на продажи.

Конкурентоспособность машинотехнической продукции, как свидетельствует американский опыт, целесообразно определять путем объективного сравнения основных ее составляющих с аналогичными характеристиками лучшего эталона, а в его основе лежат потребности потребителя, для которого разрабатывается, изготавливается и предназначается продукция.

Для оценки уровня конкурентоспособности продукции используется интегральный показатель, учитывающий нормативные параметры; выполнение последних обязательно при выходе на рынок конкретной страны - безопасность, экологичность и пр., групповые показатели технического уровня, качества изготовления и последующего обслуживания машины, коэффициенты, характеризующие эффективность каналов сбыта и системы стимулирования продаж, а также индекс цены потребления.

Таким образом, понятия конкурентоспособность стран, компаний и товаров взаимодополняют друг друга. При этом наиболее конкурентоспособны компании, активно адаптирующие продукцию к запросам конечных потребителей и вместе с тем способные предложить продукцию, отвечающую современным требованиям рынка той или иной страны.

Во второй главе - «Анализ международной конкурентоспособности экономики и автомобилестроительных компаний США» - определено место страны в рейтингах международной конкурентоспособности, выявлены их конкурентные преимущества и недостатки. Рассмотрена также стратегическая программа правительства – Американская инициа­тива по конкурентоспособности (American Competitiveness Initiative), 2006 г. Проанализированы инновационные и глобальные конкурентные преимущества американских производителей. Выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на международную конкурентоспособность продукции автомобилестроительных компаний.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2009 г.г., США продолжают оставаться высококонкурентоспособной страной в мире. По Индексу глобальной конкурентоспособности (GCI) Всемирного экономического форума они в 2008 г. занимали первое место. Однако по производству автомобилей с 2006 г. – второе место (после Японии). Об этом же свидетельствуют и последние данные о выпуске автомобилей (табл.1)



Таблица 1.

Динамика производства автомобилей в отдельных странах

в 2002 – 2007 гг. (тыс. единиц)

страны

2002

2003

2004

2005

2006

2007

ВСЕГО

58 994 318

60 663 225

64 496 220

66 482 439

69 257 914

73 101 695

в том числе



















Япония

10 268 456

10 297 624

10 523 804

10 799 659

11 484 233

11 596 327

США

12 279 582

12 142 914

12 018 420

11 980 912

11 263 986

10 780 729

Китай

3 700 619

4 510 386

5 313 208

5 707 688

7 188 708

8 882 456

Германия

5 479 054

5 517 052

5 579 938

5 757 710

5 819 614

6 213 460

Республика Корея

3 165 712

3 194 224

3 483 464

3 699 350

3 840 102

4 086 308

Бразилия

1 814 356

1 854 781

2 345 985

2 528 300

2 611 034

2 970 818

Индия

894 796

1 161 523

1 511 157

1 626 755

2 019 808

2 306 768

Россия

1 235 579

1 296 016

1 406 055

1 351 199

1 508 358

1 660 120

Источник: http://oica.net/category/production-statistics/ statistics 2003-2008/


Данные таблицы (1) свидетельствуют о снижении объемов производства продукции американских автомобилестроительных компаний. В целом, за шесть лет произошло уменьшение выпуска автомобилей в США на 14%; Япония, начиная с 2006 г., обогнала США по этому показателю, увеличив производство с 2002 г. на 11,5%. Из таблицы видно, что в развивающихся странах отмечается значительный рост объемов производства, например, в Индии – в 2,6 раза, Китае - 2,4 раза, Республике Корея - 1,3 раза соответственно за тот же период.

Емкость рынка, конкурентоспособность компаний и, главное, способность к технологическим инновациям, основанная на развитой системе университетов и исследовательских центров лежат в основе все еще сравнительно высокого уровня конкурентоспособности экономики США. Однако проблемы, связанные с макроэкономическими дисбалансами в мире в 2008-2009 гг., создали риски для конкурентоспособности американской промышленности, в том числе для автомобилестроителей.

Показательно, что объем промышленного производства США с февраля 2008 г. по март 2009 г. сократился почти на 13% (самый плохой показатель со времени окончания Второй мировой войны), а число банкротств компаний в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года увеличилось на 52%. Примерно 4/5 граждан США отложили на время приобретение новых автомобилей.

Для выживания предпринимателей в таких условиях необходим выпуск более конкурентоспособной продукции, и на это стали направляться усилия американских компаний, поддерживаемые правительством. Несмотря на экономический спад, продолжались крупномасштабные инвестиции в НИОКР. Общий их объем в стране, включая затраты государства и университетов, в 2009 г., как ожидают зарубежные эксперты, возрастет на 3%1.

При всем многообразии факторов, влияющих на конкурентоспособность автомобилестроительных компаний США, в последнее время наиболее важными представляются следующие два фактора: инновации по широкому спектру деятельности и глобализация этой деятельности. Их особенностью, как показано в диссертации, является взаимодействие и изменение форм проявления в интересах повышения эффективности.

Политика американского правительства в области поддержки международной конкурентоспособности национальных производителей, в том числе автомобильных, ориентирована, прежде всего, на улучшение использования инновационных и глобальных конкурентных преимуществ. В частности, правительственная программа Американская инициатива по конкурентоспособности предусматривает инвестиции в исследования по естественным и техническим наукам в 50 млрд. долл. в течение 2006-2016 гг. плюс 86 млрд. долл. в виде налоговых кредитов компаниям, осуществляющим инвестиции в науку и технику. Важными направлениями государственной поддержки инновационных преимуществ являются продвижение на международном уровне системы стандартов качества, осуществление некоторых инновационных функций, обычно выполняемых компаниями. Правительственная поддержка глобальных преимуществ нацелена на соблюдение компаниями социальных и экологических стандартов.

В политике американских автомобилестроительных компаний доминирует перенос производственных операций в зарубежные страны, а также глобальные слияния и поглощения компаний, ускорение технологического совершенствования продукции, стратегическое партнерство с государством по созданию нового поколения автомобилей.

Обеспеченность населения США автомобилями непрерывно увеличивалась и к 2009 г. вплотную приблизилась к 800 автомобилям всех типов на 1000 жителей, включая малолетних детей. Поэтому, следует ожидать, что дальнейшее развитие обеспеченности ими населения будет происходить медленно, что отразится на потенциальном спросе.

Тенденция к снижению объемов производства и продаж продукции крупнейших автомобилестроительных компаний США в 2002-2008 гг. (табл.1 и табл. 2) свидетельствуют о том, что их автомобили становятся менее конкурентоспособными. Такая ситуация сложилась под влиянием неблагоприятного изменения структуры продаж, увеличения сбыта иностранных автомобилей и отставания по топливной экономичности (табл.2).

Таблица 2.



Динамика продаж автомобилей в основных регионах и странах

в 2002-2008 гг. (тыс. единиц)

Регионы, страны

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ВСЕГО мир

57 671

59 271

62 590

65 281

66 130

67 215

54 900

в том числе






















Европа

15 256

15 061

15 329

15 223

15 365

15 688

14 590

Китай

3 240

5 702

5 125

5 960

6 871

8 791

9 406

Япония

5 792

5 828

5 853

5 852

5 739

5 353

5 005

Россия

978

1 099

1 285

1 446

1 778

2 644

2 840

США

1 445

1 432

1 543

1 100

1 354

1 315

1 078

Источник: Составлено по данным Департамента консалтинга РосБизнесКонсалтинга http://marketing.rbc.ru
Данные таблицы (2) свидетельствуют о снижении объемов продаж в целом по всему миру на 5% за период 2002-2008 гг., при этом в США отмечается падение данного показателя на 25%. Однако следует отметить, что в 2004 и 2006 гг. в США произошло увеличение продаж, что совпало с ростом данного показателя и в Европе.

Активное проникновение продукции иностранных автомобилестроительных компаний на американский рынок, в частности малых по размерам легковых автомобилей с высокой топливной экономичностью и относительно низкой розничной ценой из Японии, стало дополнительной причиной снижения конкурентоспособности продукции американских компаний.

Таким образом, важной задачей американских автомобилестроительных фирм и правительства США является поиск оптимальных путей и направлений повышения международной конкурентоспособности выпускаемых автомобилей.

В третьей главе - «Основные направления повышения международной конкурентоспособности автомобилестроительных компаний США и их продукции» - анализируются возможности усиления конкурентоспособности этих компаний и их продукции, посредством, в частности, формирования стратегических альянсов, слияний, поглощений и реструктуризации компаний, снижения издержек, активизации НИОКР, инноваций и маркетинговой политики.

Стратегические альянсы позволяют американским компаниям разрабатывать и выпускать больший ассортимент продукции в короткие сроки, получать доступ к новым техническим решениям, изобретениям и рынкам. Существенный синергетический эффект достигается от совместных закупок и продаж, повышения эффективности сбытовой и сервисной сети. Нередко одни автопроизводители становятся крупными акционерами других в рамках стратегических альянсов для осуществления совместных проектов в области научно-конструкторских разработок или производства.

Анализ наиболее известных альянсов и объединившихся компаний - GM-Toyota, GM-Renault-Nissan, GM-Fuji Heavy Industries Ltd, DaimlerChrysler-Hyundai Motor - показал, что не все из них функционируют успешно и более половины распадаются, не реализовав намеченные цели и не преодолев возникающих на пути их развития трудностей (определение общих целей объединения, управление и координация интересов участников, возможность нанесения ущерба имиджу альянса из-за ошибок или неудач одного из партнеров, опасность утечки информации и др.).

Пример слияния американской корпорации Chrysler с немецким концерном Daimler-Benz в ноябре 1998 года также свидетельствует, что не всегда позитивные ожидания реализуются. Главными целями слияния были открытие новых рынков и транснационализация деятельности созданной корпорации, благодаря географической и ассортиментной взаимодополняемости концернов (легковые автомобили и автомобили класса «люкс» от Daimler-Benz и внедорожные автомобили Chrysler). Основные проблемы возникли в сфере менеджмента и в различиях корпоративной культуры объединившихся компаний, а также в результате недостаточно точных расчетов прибыльности совместного проекта, разных подходов к управлению и маркетингу; кроме того, топ-менеджеры компаний не смогли создать взаимовыгодный механизм сотрудничества. В итоге 14 мая 2007 г. DaimlerChrysler продала Chrysler Group фонду прямых инвестиций Cerberus Capital Management.

Достижение эффективности слияния или поглощения требует от менеджмента обеих компаний прогнозирования финансовых отношений, реакции рынка и действий конкурентов, создания и оценки потенциала своей команды управленцев, определения стоимости капитала и взвешенной оценки приобретаемого бизнеса, наконец, сравнительного анализа всех полученных данных.

Для обеспечения высоких показателей экономической деятельности и повышения конкурентоспособности автомобильных компаний совершенствуется внутрифирменное управление путем обеспечения минимизации конфликтов между акционерами, а также между всеми заинтересованными группами включая, поставщиков, потребителей, кредиторов. В настоящее время существуют две тенденции совершенствования: (1) отход от концепции управления из единого центра и создание нескольких центров в разных странах мира и (2) отказ от управления по географическому принципу и управление производством и сбытом по отдельным товарным группам на мировом рынке.

Эффективное управление компанией предполагает быструю адаптацию к новым условиям на всех уровнях экономической деятельности, что требует проведения реструктуризации. Ярким примером может служить реструктуризация компании Ford. План реструктуризации - «Путь вперед» (Way Forward) - затронул североамериканский рынок, чтобы привлечь новых клиентов улучшенным дизайном, более высокой безопасностью и технологическим новаторством моделей. Инвестиции были направлены, прежде всего, на ускорение создания и увеличение выпуска новых автомобилей, включая кроссоверы, гибридные транспортные средства и мини-автомобили, увеличились расходы с целью усиления лидерства Ford во всех сегментах мирового автомобильного рынка. Однако кризис 2008 г. сменил приоритеты политики.

Наряду с реструктурированием затрат руководство компании полностью изменило модель управления. Из-за сильных колебаний рынка Ford больше не уделяет внимание ежеквартальным или ежегодным финансовым показателям. Вместо этого, она руководствуется долгосрочными целями популяризации торговой марки, удовлетворения спроса клиентов, создания успешных новинок и ускорения их производства.

Для американских автомобилестроительных компаний характерен высокий уровень производственных расходов (существенно выше, чем у японских). Поэтому компании прилагают усилия по снижению издержек разработки, производства и внедрения на рынок выпускаемой продукции, в частности, перенимая японский опыт.

Прибыль компании Chrysler в расчете на каждый автомобиль, произведенный в Северной Америке, по данным Harbour&Associates, составила 226 долларов, а у GM – 701 долларов в 2007 г. Аналогичный показатель у японских компаний Nissan Motor и Toyota Motor равнялся соответственно 2069 и 1214 долларов. Прибыль Honda Motor, которая не работает в высокорентабельном секторе внедорожников, в расчете на каждый автомобиль достигала 880 долларов. Эксперты Harbour&Associates отмечают, что американские компании отстают от японских из-за более высоких расходов на оплату труда рабочих, пенсий и страховок. Это снижает международную конкурентоспособность американских автомобилестроительных компаний и ведет к потере рынка.

Автомобилестроительные компании США пытаются уменьшить издержки за счет сужения ассортимента, сокращения опций в автомобилях и количества производимых базовых моделей, унификации платформ и комплектующих, совершенствования организации и управления, техники разработки и изготовления автомобилей, закупки частей и узлов по кооперационным соглашениям, в частности в странах с относительно низкой оплатой труда, и переноса некоторых сборочных операций в страны с дешевой рабочей силой, сокращение штата работников.

Компании проводят также мероприятия по уменьшению затрат на комплектование изделий путем перехода к модульной сборке, когда основная часть автомобиля собирается поставщиками деталей. Используя достижения компаний-изготовителей электронного оборудования, в конструкторских центрах внедряются современные системы автоматизации проектирования автомобилей, что позволяет экономить значительные суммы и время на этапе конструирования.

Сравнительно новая тенденция в развитии международных операций фирм автомобилестроения США, позволяющая уменьшить издержки производства, – использование аутсорсинга, то есть делегирование зарубежным производителям прав на изготовление отдельных узлов и деталей автомобилей на долгосрочной основе, а также закупка частей и узлов у поставщиков с низкими издержками. По оценкам американской консультационной компании A.T. Kearney, расходы автомобилестроительных компаний на выполнение различных деловых операций, которые могут быть переданы для исполнения по аутсорсингу в страны с дешевой рабочей силой, составляют около 9 млрд. долларов в год.

Автомобилестроительные фирмы США для повышения международной конкурентоспособности активно работают над улучшением технологии маркетинга, в частности, совершенствованием процесса сбыта продукции, используя, в том числе новые методы ценовой и неценовой конкуренции.

В своей маркетинговой деятельности американские фирмы в меньшей степени полагаются на советы консультационных компаний, а сами формируют спрос. Например, компания Ford для выявления наиболее эффективных форм и методов сбыта применяет компьютерное моделирование путем построения компьютерных имитационных программ, которые показывают насколько изменения цены автомобиля, маркетинговые мероприятия и меры стимулирования сбыта влияют на увеличение продаж, в каких случаях компания уступает конкурентам и проигрывает в прибыли.

Американские фирмы используют и новые каналы сбыта, например, сеть Интернет. Изготовители и их сбытовые посредники изучают потребности различных категорий клиентов. Интернет облегчает и ускоряет выход на рынок, в частности для определения модельного ряда, географии продаж и ценового диапазона. В результате важную роль стали играть не только производители, но и торговые фирмы, реализующие товары конечным покупателям. С целью привлечения последних и развития новых сфер бизнеса автомобилестроительные компании часто прибегают к повышению технических характеристик автомобилей. Неценовая конкуренция принимает форму перманентного внедрения инноваций, реализуемых на основе научно-исследовательского прогресса.

Инновации все больше становятся способом усиления международной конкурентоспособности, поскольку ведут к снижению себестоимости и созданию новых потребностей, росту прибыли, улучшению имиджа производителя, к открытию и захвату перспективных рынков, в том числе внешних. Компании стремятся распространить инновационную деятельность на производственные процессы, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации, кастомизации и организационные структуры.

Американская автомобильная промышленность расходует ежегодно на НИОКР более 18 млрд. долларов, что, как утверждают ее эксперты, больше, чем в любой другой отрасли обрабатывающей промышленности США. Исследования ведутся по следующим направлениям: выбросы вредных веществ, удельный расход топлива, безопасность и технические показатели. Основными достижениями компаний является разработка гибридных электромобилей, топливных элементов, двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и прямого впрыскивания горючей смеси, полимерных композитных материалов, литья под давлением, алюминиевого литья и непрерывного литья заготовок, стальных каркасов, а также компьютерное моделирование автомобилей и передовые вычислительные методы организации и управления производством.

В 2003-2009 гг. инновации в автомобилестроении США реализовались по дизельной технике, интегрированным стартерам-генераторам, отключению цилиндров, бесступенчатым коробкам передач, несцепленным ручным коробкам передач, активным подвескам, ультразвуковой технической помощи, приборам ночного видения, электронным системам управления, устройствам электрического управления тормозной системой и автоматического поддержания скорости движения, воздушным подушкам безопасности, системам мониторинга за внутренним давлением в шине и управления трансмиссиями, цифровой автомобильной радиоаппаратуре, радиотелефонам с устройствами, освобождающими руки, и т. д. Продолжаются исследования по переходу на 42-вольтовые генераторы переменного тока, которые необходимы для перспективных электрических систем автомобиля. Компаниями достигнуты существенные инновационные результаты в области сокращения потребления топлива, повышения прочности, безопасности и простоты эксплуатации машин, а также обеспечения комфорта для водителей.

Совместное проведение НИОКР и маркетинговых исследований, использование передовых производственных и управленческих технологий позволяет разрабатывать более совершенную продукцию и формировать новые потребности, заключать партнерские соглашения о разделе рынков, совместно использовать ресурсы и т.д. Улучшение маркетинговой политики путем проведения интенсивной рекламы, модификации ценовой концепции в конкурентной борьбе, а также активизация инновационной деятельности, способствовали поддержанию международной конкурентоспособности автомобилестроительных компаний США и их продукции, хотя и не позволили увеличить продажи автомобилей в 2007-2008 гг.



В Заключении на основе проведенного анализа состояния международной конкурентоспособности экономики США, их автомобилестроительных компаний и продукции в последнее время, в том числе в условиях кризиса 2008-2009 гг., изложены следующие выводы и предложения автора.

  • Конкурентоспособность, основанную на использовании преимуществ в достижении поставленных целей, следует рассматривать многопланово: применительно к странам, компаниям, товарам. Эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга: конкурентоспособность компании зависит от конкурентоспособности ее продукции и в то же время влияет на международную конкурентоспособность национальной экономики.

  • Конкурентоспособность является итоговой характеристикой деятельности компании, ориентирующейся на то, чтобы ее ресурсы и менеджмент позволяли реализовать выбранную конкурентную стратегию для по­лучения желаемых результатов. В настоящее время одним из важных критериев международной конкурентоспособности компании является показатель ее стоимости, который включает в себя характеристики, отражающие внутреннюю ситуацию и внешнюю предпринимательскую среду, и тем самым дает возможность сопоставлять итоги деятельности экономических субъектов.

  • Успех машиностроительной компании зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности ее продукции, определяемой прежде всего ценой и качеством. Наиболее предпочтительными для потребителя показателями качества являются технико-экономические, эксплуатацион­ные характеристики, надежность и долговечность, наукоемкость и материалоемкость, а также экологические, эргономические и эстетические характеристики. Помимо качества конкурентоспособность этой продукции включает в себя управленческую и маркетинговую составляющие, что в совокупности представляет собой цену приобретения товара. Конкурентоспособность целесообразно определять путем объективного сравнения основных ее элементов с потребностями потребителя, для которого разрабатывается, изготавливается и предлагается продукция.

  • В политике американских автомобилестроителей доминирует ориентация на повышение качества продукции и снижение издержек; в том числе и за счет перемещения производства за рубеж, глобальных слияний компаний, технологического совершенствования продук­ции в соответствии с экологическими стандартами, частно-государственного стратегического партнерства по созданию новых поколений автомобилей.

  • На конкурентоспособность американских автомобилестроителей сильно повлиял ипотечный кризис, возникший еще в 2006 г. и ставший началом общемирового экономического кризиса в 2008 г. Они попали под удар одними из первых: в конце 2008 г. сбыт автомобилей сократился на 37%, а их выпуск – на 11%. Главной задачей американских автомобилестроительных фирм в условиях кризиса стал поиск оптимальных путей и направлений повышения международной конкурентоспособности. Важность автомобильной промышленности для американской экономики и социального климата в стране потребовали от государства принятия решений и выработки мероприятий по преодолению кризиса, включая оказание финансовой поддержки на определенных условиях, предусматривающих, в частности, жесткий контроль за расходованием бюджетных средств.

  • Кризис активизировал деятельность автомобилестроителей по созданию стратегических альянсов, заключению сделок по межфирменным слияниям и поглощениям и проведению реструктуризации, а также в интересах повышения качества, снижения производственных издержек, повышения производительности труда, эффективности инновационной деятельности компаний, стимулирования производства высокотехнологичной продукции, совершенствования маркетинга, включая систему сбыта. Таким образом, кризис не только осложнил положение американского автомобилестроения, но и дал импульс к новому этапу развития этой отрасли.

  • Подход американских автомобилестроительных компаний к повышению конкурентоспособности, на наш взгляд, заслуживает внимания российских автомобилестроителей, решающих аналогичную проблему. Наиболее важными элементами этого подхода, по мнению автора исследования, являются следующие:

- создание стратегических альянсов с передовыми зарубежными автомобилестроительными компаниями, позволяющих при сохранении права собственности на предприятия и контроля за их деятельностью, добиваться рационального взаимодополняющего разделения труда в разработке, производстве и сбыте автомобилей на основе использования конкурентных преимуществ партнеров;

- развитие целенаправленного тактического международного сотрудничества с зарубежными компаниями для активизации НИОКР и особенно инновационной деятельности на основных направлениях повышения конкурентоспособности, в том числе совместного освоения выпуска новой продукции, например, гибридных автомобилей в целях экономии топлива и выпуска более экологичной продукции, и совместного освоения новых зарубежных рынков и продвижения перспективных типов машин;

- использование американского опыта совершенствования маркетинговой и управленческой деятельности, в частности, достижений в области применения современной информационной технологии, например, автоматизации проектирования в центрах виртуальной реальности производства, компьютерного моделирования при разработке образцов автомобилей или сети Интернет при выборе и приобретении автомобиля для расширения круга потенциальных покупателей;

- заключение договоров франчайзинга и аутсорсинга, позволяющих компании сокращать расходы и время поступления новой продукции на рынок.



  • В условиях большой территории России и географической отдаленности промышленных центров отечественное автомобилестроение имеет для нашей страны не только общеэкономическое и социальное, но и военно-стратегическое назначение, что требует от государства оказания поддержки этой отрасли, особенно при неблагоприятной мирохозяйственной обстановке. С этой точки зрения заслуживают внимания методы государственной поддержки американских автомобилестроителей законодательной и исполнительной властью США, в частности:

- положительная реакция законодателей на просьбы компаний о финансовой поддержке;

- увязывание поддержки с составлением компанией развернутой программы реструктуризации, предусматривающей ускорение разработки новых видов продукции и снижение издержек производства, в том числе за счет ограничений выплат руководству;

- соблюдение принципа экономии при выдаче запрашиваемых частной компанией бюджетных средств в рамках поддержки;

- установление строго контроля за использованием предоставленных средств с правом последующей корректировки объема и форм помощи.



Такой подход повышает эффективность государственной поддержки и мобилизует компании на оптимизацию использования всех свои ресурсов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:


  1. Загребельная Н.С. Анализ позиции США в рейтинге глобальной конкурентоспособности: статья // Экономические науки. – 2009. – № 52 – 0,5п.л.

  2. Загребельная Н.С. Международная конкурентоспособность американской экономики: статья // Вестник МГИМО. – 2009. – № 3-4 - 1 п.л.

  3. Загребельная Н.С. Оценка эффективности создания стратегических альянсов американскими автомобилестроительными компаниями: статья // Управление корпоративными финансами. - 2009. - № 4 – 0,5 п.л.

  4. Загребельная Н.С. Международная конкурентоспособность российских автомобилестроительных компаний: статья в сборнике по материалам конференции «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации» 9-10 октября 2008 г. Секция №5. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2009. – 0,3 п.л.

  5. Загребельная Н.С. Конкурентоспособность предприятия: глава в учебном пособии «Экономика предприятия».– М.: ИИТ, 2009. – 22 п.л./0,7 п.л.

  6. Загребельная Н.С. Инновационная деятельность предприятия: глава в учебном пособии «Экономика предприятия». – М.: МИИР, 2006. – 23,5 п.л./ 1 п.л.



1 The Economist 30 May 2009



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница