Метапредметный статус урока русского языка в системе основного общего образования



Скачать 57,85 Kb.
Дата24.07.2017
Размер57,85 Kb.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ СТАТУС УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кудряшова В. А.

Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск
Русский язык как учебный предмет традиционно занимает особое место среди других школьных дисциплин учебного плана. Будучи предметом изучения, он одновременно является средством получения знания по другим предметам, средством межличностного общения.

В аспекте современных потребностей общества произошло переосмысление сложившихся целей преподавания русского языка и новых подходов к их определению. Лингводидактика, используя компетентностный подход, определяет цели обучения русскому языку через лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции[1]. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является его практическая направленность. Следовательно, основной целью изучения системы языка является обогащение словарного запаса и грамматического строя, совершенствование речевых навыков, коммуникативных умений для полноценного общения в устной и письменной форме в различных ситуациях.

Именно этому подчинены все названные компетенции, которые представляют собой парадигму.

Так, лингвистическая компетенция вооружает ученика системой научного знания о языке. Языковая компетенция обеспечивает нормативный аспект речи, с одной стороны, и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, с другой. Последнее создаёт условия для формирования умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения мысли в зависимости от условий речевого общения, т.е. способствует формированию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция «предполагает овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения на основе речеведческих знаний, формирование коммуникативной культуры школьника»[1,31].



Современный образовательный процесс характеризуется прежде всего переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе и основного общего образования (ФГОС), в которых впервые определились не только предметные, но и метапредметные результаты, под которыми понимаются «межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике»[2].

На ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС помимо освоения учебных курсов по предметам, в том числе и по русскому языку, в Примерной основной образовательной программе[3] названы четыре междисциплинарные учебные программы«Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». В реализации каждой из этих программ участвует и предмет «русский язык».

Так, в программе «Формирование универсальных учебных действий» коммуникативные УУД непосредственно связаны с коммуникативной компетенцией. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения в развитии коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание, в частности, уделяет практическому усвоению таких коммуникативных умений, как ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, владеть нормами и техникой общения, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, и развитию речевой деятельности (чтения, слушания, письма и говорения) как основе коммуникативной компетентности.

В программе «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» в блоках Фиксация изображений и звуков, Создание письменных сообщений, Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, Коммуникация и социальное взаимодействие, Поиск и организация хранения информации предметные результаты по «русскому языку» связаны с заявленной компетентностью в контексте таких умений, как создание, редактирование текстов, орфографическую и пунктуационную проверку русского текста, формулирование вопросов и кратких аннотаций, цитирование, выступление перед аудиторией, участие в обсуждении, в том числе и на текстовом форуме, ведение личного дневника или блога и пр.

В результате освоения программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» выпускник получит возможность «целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства»[3, 43].

Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» и в образовательном процессе в целом, и в обучении русскому языку занимает особое место, так как ключевым понятием этой программы является «текст» как основной источник получения и хранения информации. Принцип текстоцентризма является одним из ведущих в лингвидидактике не только для уроков русского языка, но и для всей образовательной области «Филология». Следовательно, результаты освоения данной междисцилинарной программы непосредственно зависят от предметных результатов освоения раздела «Текст» предмета «русский язык».

Таким образом, за уроком русского языка в современном образовательном процессе закреплена миссия формирования коммуникативных метапредметных результатов.

Однако в дидактике существует и иное понимание метапредметности. По мнению А. В. Хуторского[4], неправомерно отождествлять метапредметную и общеучебную деятельность. Основное отличие общеучебной деятельности от метапредметной заключается в том, что она относится к учению, а не к предмету, она независима от предметов и может применяться к любому из них. Метапредметная деятельность, напротив, связана с предметной деятельностью.

Метапредметная деятельность должна быть связана с метапредметным содержанием, которое будет отражаться в метапредмете.

С нашей точки зрения, русский язык как учебный предмет обладает признаками метапредмета. Во-первых, его содержание группируется вокруг фундаментального образовательного объекта – текста как фиксированного результата речевой деятельности. Практическая значимость изучения каждого раздела лингвистики реализуется через наблюдение за ролью языковой единицы в организации текста. Раздел «Текст» (в разных авторских программах по русскому языку называется по-разному), имея статус метапредметного, может вводится в другие учебные предметы с целью показать особенности языка, строения, анализа текстов определённого типа, например, математической задачи или художественного произведения.

Во-вторых, с данным метапредметным содержанием соотносится метапредметная деятельность – речевая, в процессе которой и создаётся текст. Каждый из видов речевой деятельности – чтение, письмо, слушание и говорение – может стать самостоятельным метапредметом.

Таким образом, статус уроков русского языка в современном образовательном процессе можно определить как метапредмет, основной целью которого является формирование «ключевых первосмыслов»[4], а также общеучебных коммуникативных умений и обобщённых способов речевой деятельности.


Список литературы

  1. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с. – ISBN 5-7107-8511-3

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт
    основного общего образования –
    Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370

  3. П

    римерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5. Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=456



  4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. –  Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf10
conf10 -> Образовательная политика в начале XX века и особенности её реализации в полиэтничном регионе
conf reports -> Высшее образование Украины: тенденции в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла
conf reports -> Статистический анализ инфраструктуры сферы образовательных услуг региона
conf reports -> В данной работе рассматривается гамма-метод и две его модификации: интегральный и спектральный гамма-каротаж
conf reports -> Состояниесистемы образования в Республике Казахстан
conf reports -> Методика быстрого вычисления корреляции двух информационных сигналов
conf reports -> Изучение динамики добычи угля в россии в 1930-2014 г г
conf10 -> Подготовка специалистов пищевой промышленности, как фактора обеспечения здоровья россиян
conf10 -> Современный европейский комплекс высшего католического образования
conf10 -> Употребление сложных производных слов немецкого языка в научных статьях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал