Метод проектов как эффективный способ развития личности ребенка в дополнительном образовании



Скачать 102,78 Kb.
Дата12.09.2017
Размер102,78 Kb.
Метод проектов как эффективный способ развития личности ребенка в дополнительном образовании

Корчуганова И.П.

Слово «project» (от лат.) означает «брошенный вперед». По сути, проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта и его реализации.

В конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов (в бизнесе, в журналистике и в других сферах) заметно сгладило исходное техническое значение этого понятия.

Проект – совокупность определенных действий, направленных на создание реального объекта или теоретического продукта.

Образовательный проект – определяется форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

В сфере образования не случайно широкое распространение получил метод учебного проекта. Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта и достижение образовательного результата, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. Метод стал популярен, поскольку позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес к знанию и научить применять теоретические знания для решения конкретных практических задач1.

Результатом реализации проекта выступает материальный или теоретический продукт. В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для педагога в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если разработчики или участники проекта «идут не туда». У разработчиков при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Очень ценно, что метод проектов как педагогическая технология, ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Среди характеристик проектного метода, которые раскрывают его преимущества, называют следующие. Метод личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; воспитывающий целеустремленность, толерантность, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; сочетает возможность проявления индивидуальности и коллективизм; позволяет обеспечить здоровьесберегающий подход.

Таким образом, метод проектов обладает существенными преимуществами. Широкое применение в практике Центра творчества и образования этот метод получил в воспитательной и социо-культурной деятельности.

Виды проектов

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты предполагают более свободный подход к структуре и широкий диапазон в выборе методов. Результаты творческих проектов, предполагающие соответствующее оформление результатов, могут быть представлены в форме сценария, видеофильма, программы праздника, плана мероприятия, статьи, репортажа, дизайнерских работ, рубрик газеты, альбома, журнала, буклета, сборника методических материалов и пр.

Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Прикладные (практико-ориентированные) проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Учебные монопроекты, как правило, проводятся в рамках одного образовательного направления деятельности или предмета. Среди них выделяются: экологические, литературно-творческие проекты, естественнонаучные, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты, проекты по технологии или дизайну, робототехнике, художественно-прикладному творчеству.

Мультидисциплинарные проекты, требующие привлечения знаний по двум и более предметам или направлениям, сферам деятельности. Они могут быть небольшие, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решения сложных проблем, значимых для всех участников проекта и требующих включенности всего учреждения. Такие проекты нельзя реализовать без квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых результатов с их презентацией2

В сфере образования широкое применение получили исследовательские проекты. В этой связи стоит обратить внимание, что выбор исследовательского проекта как метода является более целесообразным в следующих случаях:



  1. Существует и выделена значимая проблема, требующая интеграции знаний, проведения исследования, практического решения. Когда решение выделенной проблемы является актуальным и необходимым.

  2. Когда можно обосновать практическую значимость результата (теоретическую, практическую).

  3. Предполагается самостоятельная деятельность участников проекта.

  4. Возможно структурирование (этапность) проекта.

  5. В том случае, когда применяются исследовательские методы:

  • формулировка проблемы;

  • выдвижение гипотез и их проверки;

  • формулировка целей и задач исследования;

  • выбор методов исследования и способов оформления результатов;

  • сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;

  • получение результата, выводы.

Выделяют также технические, ролевые, игровые и другие виды проектов.

Вид проекта определяется с учетом характера и содержания проекта.

Проектный метод продолжает развиваться в настоящее время.

Новый закон об образовании РФ дает возможность образовательным учреждениям реализовывать деятельность, в том числе через сетевое взаимодействие, что создает возможность объединения и привлечения необходимых ресурсов различных учреждений и организаций, а также дополнительные условия более широкого использования культурного потенциала Санкт-Петербурга в воспитании подрастающего поколения.



Сетевые проекты позволяют объединить в группу заинтересованных специалистов или несколько учреждений, организаций и направить значительные ресурсы (кадровые, материально-технические, творческие, интеллектуальные и др.). Сетевые проекты успешно реализуются в системах обучения и поддержки как одаренных детей (дистанционные олимпиады, курсы), так и детей с ОВЗ (учебные курсы, конкурсы и фестивали).

С начала 80-х гг. 20 столетия прошлого века телекоммуникационные сети стали использоваться в образовании как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа требует оперативного обмена информацией между участниками сетевого проекта. Весьма эффективной оказалась организация совместных проектов представителей разных учреждений из разных городов и стран. Таким образом, формой организации совместной деятельности может быть сетевой проект.

В процессе разработки и реализации сетевого проекта участники могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Информационные средства организации такой совместной деятельности включают: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые и иные сервисы и др.

Под сетевым проектом понимают совместную образовательную, познавательную, исследовательскую, творческую, социально-культурную, игровую деятельность участников-партнеров, организованную на основе коммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности3.

  Пошаговое планирование сетевого проекта

Чтобы разработать сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен; название проекта как предмет исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами.

Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом4.


    1. Подготовительный этап

Планирование сетевого проекта является очень ответственным этапом и включает следующие шаги (1-4).

Шаг 1. Определение темы, в рамках которой будет реализован сетевой проект. 

Шаг 2. Разработка структуры проекта 

Выбрать название проекта в виде метафоры (например, “Дополнительное образование – пространство равных возможностей”, “В традициях Отечества” и др.). Можно определить цитату или лозунг проекта, которые могут отразить его суть.

Подготовить аннотацию проекта, отражающую его направленность и основную идею. Показать на что он нацелен, какие результаты будут достигнуты в процессе реализации проекта.

Определить цели и задачи проекта.

Обозначить участников проекта.

Определить сроки реализации проекта.

Представить предварительные условия, которые позволят реализовать проект, тем самым подтвердить реалистичность Ваших планов.

Определить и кратко описать содержание деятельности на определенных этапах реализации проекта (подготовительный этап, этап реализации, аналитический этап).

Обозначить условия участия в сетевом проекте, особые требования (если в этом есть необходимость).

Перечислить виды планируемой деятельности, формы и методы.

Определить формы взаимодействия организаторов проекта с участниками.

Если планируется выполнение работ участниками проекта, необходимо представить критерии оценивания работ.

Описать предполагаемые результаты (ожидаемые результаты) проекта.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы



Шаг 3. Формулировка проектных заданий

Условием успешной реализации проекта и творческой продуктивности участников является формулировка реалистичных заданий, учитывающих актуальный уровень возможностей и индивидуальные особенности.



Шаг 4. Разработка критериев оценивания результатов проектной деятельности

Предлагаемые критерии оценивания результатов проектной деятельности или участия в ней должны быть понятными, объективными, адекватными. Важно привлечь к разработке критериев наиболее компетентных специалистов, возможно, проконсультироваться с независимыми экспертами.

Критерии оценки результатов проекта - это те параметры, которые соответствуют целям и задачам проекта. На основе критериев оценивается степень достижения поставленной цели.

Шаг 5. Реализация проекта (этап реализации)

Разработка реализация плана направленного на достижение цели или общей программы мероприятий проекта, а также программы отдельных мероприятий.



Шаг 6. Анализ результатов (аналитический этап)

Оценка результатов проектной деятельности по определенным критериям (Шаг 4.).



Таким образом, проектная деятельность позволяет достичь целого ряда положительных эффектов:

  • актуализируются знания, умения и навыки ребенка, в их практическом применении во взаимодействии с окружающим миром;

  • проектная деятельность стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой социально значимой деятельности;

  • способствует организации конструктивного сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов в учреждениях дополнительного образования помогает создавать среду для творческой самореализации детей, обеспечивает целостность и многообразие развития личности воспитанников. При этом особое внимание уделяется индивидуальному своеобразию каждого ребенка, его интересам, которые свободно возникают процессе познания

Проектная деятельность универсальна, она может быть использована в освоении любого предмета, любого вида деятельности. Её уникальность состоит в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, способствует формированию большого количества умений и навыков, позволяет детям получить опыт самостоятельной деятельности, расширить свой социальный опыт. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно.

Проектная деятельность в дополнительном образовании обеспечивает новое качество образования и привлекает к сотрудничеству большое количество активных и любознательных детей и взрослых. Участие в реализации проектной деятельности учреждения дополнительного образования социальных партнеров расширяет возможности его образовательной среды и создает огромный потенциал для гармоничного развития личности, ее самоопределения.

.



1 Инновационно ориентированные проекты: Информационно-методический сборник/ Под. Ред Л.П.Новиковой, О.Н.Панковой. – СПб.: “IRIS”, 2013.

2 Метод проектов http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sozdanie-setevykh-proektov/metod-proektov-i-setevoi-proekt


3 Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007

4 Метод проектов. Полат Е.С. http://distant.ioso.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница