«Методы диагностики болезней рыб»



Скачать 96,34 Kb.
Дата23.10.2016
Размер96,34 Kb.
ТипПрезентация
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Конспект

лабораторно-практического занятия №4

специальность 111801 «Ветеринария», 4 курс

План

Тема: «Методы диагностики болезней рыб».

Тип урока: урок на производстве. (Камызякская районная ветбаклаборатория).

Учебно-воспитательные цели:

а) образовательная: изучить различные методы диагностики болезней рыб, активизировать мыслительную деятельность при освоении методики паразитологического исследования рыб.

б) воспитательная: воспитывать профессиональную ответственность и профессиональную культуру, чувство коллективизма.

в) развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы студентов, логическое мышление при дифференциации возбудителей.

Оборудование и учебно-наглядные пособия, ТСО, литература:

Инструкционно - технологические карты, проектор, компьютер, доска, презентация темы, опережающее задание;

ножницы, кюветы, плакаты, трихинеллоскоп «Стэйк», компрессории, рыба разных видов, скальпели, рабочий стол для исследования рыбы.

Ход занятия

1.Оргмомент: Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие халатов, чепчиков, перчаток).

2.Актуализация знаний и умений: Проверка опережающего задания:


  1. Презентация темы «Болезни рыб».

  2. Бактериологические и вирусологические исследования.

  3. Микологические исследования.

  4. Гематологические и биохимические исследования.

  5. Токсикологические исследования.

З.Инструктаж по выполнению ЛПЗ: Вводный инструктаж:

  1. При работе в лаборатории соблюдать правила личной гигиены.

  2. При работе с острыми и режущими инструментами соблюдать осторожность.

  3. Избегать постороннего шума и ненужных движений.

  4. На протяжении всей работы нужно быть внимательным, аккуратно выполняя ту или иную манипуляцию.

Выдача заданий.

4.Самостоятельная работа студентов (деление на микрогруппы, звенья):

1. Провести исследование глаз на наличие паразитов.

2. Провести исследование соскобов с мышц в области брюшной полости.

3. Провести исследование соскобов с жабр рыб.

4. Провести исследование соскобов слизи кишечника.

5. Провести исследование мышц щуки на дифиллоботриоз.

6. Провести осмотр внутренних органов на наличие паразитов.

5. Отчет микрогрупп или звеньев: Заключительный инструктаж:

1. Уборка рабочего места.

2. Соблюдение личной гигиены.



Оценка отчетов студентов. 6. Самостоятельная работа студентов на дом.

1. Кратко законспектировать тему «Методы диагностики болезней рыб» в тетрадях для лабораторно - практических занятий.

2. Подготовить презентацию по теме «Методы диагностики болезней рыб».

Содержание

Организационный момент: Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие халатов, чепчиков, перчаток).

Сегодня лабораторно-практическое занятие пройдет не совсем в обычной форме, как всегда. Мы с вами находимся в Камызякской ветеринарно - бактериологической лаборатории. И это урок на производстве.

Тема нашего занятия «Методы диагностики болезней рыб».

Цели занятия:

1. Овладеть профессиональными компетенциями: (ПК 3: Выполнять ветеринарные диагностические манипуляции согласно особенностям работы в рыбоводстве.

2. Ознакомиться с различными методами диагностики болезней рыб.

3. Изучить и освоить методы паразитологической диагностики болезней рыб.

Вам уже известно о существовании различных отделов в данной лаборатории. И одним из них является ихтиопатологический отдел, занимающийся исследованиями болезней рыб. А существует он неслучайно, ведь наша область всегда славилась рыбным промыслом. И всегда есть риск заражения и развития какой - либо патологии. При возникновении гибели рыб или подозрении на заболевание проводят всестороннее обследование рыбоводного хозяйства, с тем, чтобы установить причину болезни, выявить возбудителя, источник, пути его проникновения и распространения, а также условия, которые способствовали возникновению болезни. Эти сведения необходимы для своевременного проведения лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий. Поэтому диагностику большинства болезней рыб осуществляют комплексно с применением как общих, так и специальных исследований. Их перечень вы видите на экране. И о них вам поведают те студенты, которым было дано опережающее задание.

О 1-ом методе «Бактериологические и вирусологические исследования» расскажет студентка Джапарова Альбина.

О 2-ом методе «Микологические исследования» расскажет студент Мурзагалиев Ринат.

О 3-ем методе «Гематологические и биохимические исследования» расскажет студентка Драчева Валентина.

О 4-ом методе «Токсикологические исследования» расскажет студент Измайлов Арслан.

И остался последний метод - паразитологический. Его мы сегодня и отработаем на занятии. Он основан на исследовании рыбы на наличие паразитов.

Для того чтобы понять необходимость проведения диагностики, нужно иметь представление об основных видах патологии рыб. И о них нам расскажет Абидова Елена.



Болезни рыб

Все болезни рыб заразного цикла подразделяются по двум направлениям: болезни, не передающиеся человеку и болезни, опасные для человека (антропозоонозы).

К болезням 1 напраления относятся такие инфекционные болезни, как аэромоноз карпа, фурункулез (краснуха), чума, язвенная болезнь судака, геморрагическая септицемия линя, оспа карпов, сапролегниоз, миксоспоридиоз и другие.

Также распространены и паразитарные болезни, вызываемые паразитическими червями, одноклеточными простейшими, среди которых выделяются ихтиофтириоз, диплостомоз, триенофороз, лигулез, филометроидоз, лернеоз, ботриоцефалез, кавиоз, бранхиомикоз и другие. При вышеперечисленных болезнях человек не болеет.

К болезням 2 направления относятся такие антропозоонозные гельминтозоонозы, как описторхоз, клонорхоз, метагонимоз, дифиллоботриоз, диоктофимоз, нанофиетоз, анизакидоз. При обнаружении рыбы, зараженной личинками данных болезней, независимо от степени зараженности, ее следует считать условно годной и допускать к использованию в пищу только после обработки в соответствии с действующими инструкциями по технологической обработке рыбы.

Реализация населению свежей и охлажденной необеззараженной условно годной рыбы через предприятия общественного питания и торговли запрещается.

Итак, описторхоз - болезнь, вызываемая трематодой, паразитирует в печени. Человек заражается, съев сырую и недожаренную рыбу Клонорхоз - болезнь, возбудитель которого является так же трематода, паразитирующая в печени. Метагонимоз - гельминтоз из группы кишечных трематодозов, вызываемый паразитированием в тонком кишечнике человека и ряда рыбоядных животных. Нанофиетоз - Возбудитель данного заболевания человека и плотоядных животных - трематода, паразитирующая в тонком отделе кишечника. Первый промежуточный хозяин - брюхоногий моллюск, второй - кета, сиг, таймень, хариус и другие рыбы. Метацеркарии у рыб размещаются в почках, сердце, других внутренних органах, в мышцах плавников. Заражение человека происходит при употреблении в пищу сырой, плохо обработанной рыбы, в теле которой имеются личинки гельминта. Нанофиетоз зарегистрирован на Дальнем Востоке. Дифиллоботриоз представляет собой гельминтозное заболевание человека и плотоядных животных. Возбудители этого заболевания - плоские паразитические черви (цестоды). Личинки лентеца широкого могут находиться в мясе и икре щуки. Анизакидоз. Анизакидоз - зоонозный гельминтоз, характеризующийся поражением желудочно-кишечного тракта, вызываемый паразитированием личиночных стадий нематод семейства Anisakidae в организме человека. Кальмары - дополнительный хозяин анизакид. Пеликан - окончательный хозяин анизакид. Многие морские рыбы служат дополнительными хозяевами анизакид. Личинка анизакиды может обнаруживаться в подслизистом слое желудка человека. Удаление личинки анизакиды.

Для предупреждения распространения антропозоонозов и защиты населения от заражения инвазией применяют комплексные профилактические мероприятия, включающие:

1. Проведение просветительской работы среди работников и населения;

2. Тщательный посол рыбы;

3. Применение термической обработки рыбы;

4. Применение глубокого замораживания рыбы;

5.Запрещение скармливания сырой рыбы пушным зверям и плотоядным животным и другое.

А теперь, прежде чем приступить к паразитологическим исследованиям, необходимо прослушать инструктаж.



  1. При работе в лаборатории соблюдать правила личной гигиены.

  2. При работе с острыми и режущими инструментами соблюдать осторожность.

  3. Избегать постороннего шума и ненужных движений.

  4. На протяжении всей работы нужно быть внимательным, аккуратно выполняя ту или иную манипуляцию.

Итак, виды самостоятельных работ вы видите на экране и нам необходимо разделить группу на микрозвенья.

Задания для самостоятельной работы:

1.Провести исследование глаз на наличие паразитов.

2.Провести исследование соскобов с мышц в области брюшной полости.

3.Провести исследование соскобов с жабр рыб.

4.Провести исследование соскобов слизи кишечника.

5.Провести исследование мышц щуки на дифиллоботриоз.

6.Провести осмотр внутренних органов на наличие паразитов.

Выдача инструкционно - технологических карт (см. приложение). Далее - практическая часть.



Заключительный инструктаж:

1. Уборка рабочего места.

2. Соблюдение личной гигиены.

Оценка отчетов студентов.

Каждое микрозвено отчитывается о проделанной работе по диагностике инвазионных болезней рыб.

Самостоятельная работа студентов на дом.

1. Кратко законспектировать тему «Методы диагностики болезней рыб» в тетрадях для лабораторно - практических занятий.

2. Подготовить презентацию по теме «Методы диагностики болезней рыб».

Приложение.



Инструкционно - технологическая карта

к лабораторно - практическому занятию на тему

«Методы диагностики болезней рыб»

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Провести исследование глаз на наличие паразитов.

2. Провести исследование соскобов с мышц в области брюшной полости.

3. Провести исследование соскобов с жабр рыб.

4. Провести исследование соскобов слизи кишечника.

5. Провести исследование мышц щуки на дифиллоботриоз.

6. Провести осмотр внутренних органов на наличие паразитов.

-1-

Глаза извлекают из глазных впадин, помещают на предметное стекло и вскрывают острыми ножницами белочную оболочку. Стекловидное тело и хрусталик компрессируют между двумя предметными стеклами и просматривают под микроскопом. При этом часто обнаруживают личинок диплостом.

-2-

Вскрывают брюшную полость дугообразным разрезом от анального отверстия к основанию левого грудного плавника. Боковую стенку отворачивают пинцетом и осматривают брюшную полость, обращая внимание на наличие ремнецов, нематод, а под серозными покровами и в брыжейке — на цисты и капсулы, содержащие личиночные стадии ленточных и круглых червей, миксоспоридий и др.

-3-

Для исследования жаберного аппарата удаляют жаберные крышки, вырезают жаберные дуга с жаберными лепестками и помещают на препаровальные стекла, смачивают водой и рассматривают первоначально под лупой. У мелких рыб жаберные дуги с лепестками, у крупных — отделенные от дуг лепестки компрессируют между двумя стеклами с добавлением воды. Микроскопически исследуют соскобы тканей с жабр при малом и среднем увеличениях микроскопа. На жабрах можно обнаружить простейших, моногеней, яйца сангвиникол, рачков и др.

-4-

Печень, поджелудочную железу, селезенку, почки исследуют по одинаковой методике. Сначала проводят наружный осмотр этих органов, а затем их разрезают на кусочки, компрессируют и микроскопируют. Для исследования желчного и мочевого пузырей их помещают на стекло, вскрывают и собирают содержимое, после чего микроскопируют. В отдельных случаях делают соскобы со слизистых оболочек пузырей и также микроскопируют. Указанные органы являются местом обитания личинок гельминтов, многих видов споровиков и других паразитов.



-5-

Для исследования мышц щуки на дифиллоботриоз снимают филе и скальпелем режутся полоски поперек с расстоянием 3-4 мм. При этом применяется специальный стол со стеклянной поверхностью, где под стеклом находится лампочка в рабочем состоянии для наилучшего видения паразита.



-6-

В желудочно-кишечном тракте исследуют несколько отрезков. Обнаруженных крупных гельминтов собирают и помещают в физиологический раствор. Содержимое кишок соскабливают скальпелем и исследуют компрессорно.
Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений
2014 -> Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 87. 4 Ж 91
2014 -> Доклад «Молодежь Иркутской области»
2014 -> Методические указания к организации выполнения дипломного проекта Общие положения 1 часть Для специальности
2014 -> Схемотехника ЭВМ
2014 -> Контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Для студентам вузов и ссузов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры
2014 -> Системы управления базами данных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал