Методическая разработка к практическому занятию для студентов 4 курса



Скачать 343,52 Kb.
Дата23.10.2016
Размер343,52 Kb.


ГБОУ ВПО

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

«Утверждаю»

заведующий кафедрой БЖ и МК доцент, к.м.н. А.Д. Калоев

«___»_____________ 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов 4 курса,

специальность 060101 лечебное дело,

учебная дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».


Тема № 11: «Национальная безопасность».

Занятие № 1: «Национальная безопасность: роль и место России в мировом

сообществе».

Обсуждена на заседании кафедры

«___»_____________ 2015 г. Протокол №
Ставрополь,2015 г.


  1. Тема: “Национальная безопасность”.

Занятие №1: «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе».

  1. Актуальность темы:

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связано со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций; с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.



  1. Учебные вопросы:

  1. Геополитическая политика РФ.

  2. Концепция национальной безопасности РФ.

  3. Угрозы национальной безопасности РФ.

  4. Военная доктрина РФ, основные угрозы национальной безопасности, обеспечение военной безопасности.

  1. Учебные и воспитательные цели:

4.1. Общая цель: на практическом занятии по данной теме Вы должны ориентироваться в основных понятиях и определениях темы.

4.2. Частные цели: в результате изучения частных вопросов Вы должны:

Знать:


  • Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы.

  • Основные принципы управления и организации медицинской помощи населению.

  • Эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию, эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.

Уметь:

  • Оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях.

4.3. Обладать набором компетенций:

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1).



5. Схема интегративных связей.

Для подготовки к данному занятию студентам полезно будет освежить в памяти знания по философии, правоведению.



Постановка задач для самостоятельной работы студентов в учебное время:

  • Назвать новые тенденции в современных военно-политических

отношениях.

  • Назвать и пояснить принципы работы инструментов международной

политики.

  • Дать определение понятия «Национальная безопасность».

  • Дать определение понятия «Концепция национальной безопасности».

  • Дать определение понятия «Национальные интересы России».

  • Пояснить принцип деления интересов Российской Федерации на

отдельные части

  • Рассказать в чем состоят интересы личности, общества и государства.

  • Дать определение интересов России в различных сферах.

  1. Рекомендуемая литература:

а) Основная:

  1. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб.пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.

  2. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб.пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.- Режим доступа: www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»)

б) Дополнительная:

1. Проблемы медицины при возможных авариях на объектах химической промышленности [Текст] : метод.пособие для студ. вузов / А. Д. Калоев, О. В. Лобозова, О. Г. Киреева [и др.]. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2013. - 31 с. - (Каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф + ЭБ).-(дополнит.)

2. Сидоров, П. И. Медицина катастроф [Текст] : учеб.пособие / П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, А. С. Сарычев. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 320 с. :(дополнит.)


  1. Контрольные вопросы к теме, тесты и аннотация находятся в приложениях №1 и 2 к данной методической разработке.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

1. При подготовке к данному занятию:

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. это поможет вам лучше ориентироваться в программе данного занятия. Обратите внимание на повторение тем по философии, правоведению.

Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуетесь аннотацией (приложение № 2). Ответьте на вопросы для самоконтроля (приложение № 1).

2. По выполнении программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.



При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь конспектами лекции и материалами по данному занятию собранными вами при подготовке к занятию, обратите внимание на понимание причин влияющих на геополитическое положение РФ и причины ослабления влияния элементов международных отношений на политическую и военную обстановку в мире. Перечислите в тетради основные элементы современной системы международных отношений, укажите их задачи и возможности. Для лучшего усвоения оформите эти данные в виде таблицы. Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании.

При отработке 2-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь текстом Концепции национальной безопасности, обратите внимание на трактовку основных понятий в нем. Запишите в тетрадь основные понятия так, как вы их поняли. При необходимости уточните у преподавателя правильность своего понимания.

Представьте преподавателю отчет о выполнении задания.



При отработке 3-го учебного вопроса постарайтесь четко связать факторы, влияющие на развитие угроз национальной безопасности с современным положением в международных отношениях. А также понять деление угроз на различные сферы жизни общества.

При отработке 4-го вопроса рекомендуется связать основные направления деятельности государства по обеспечению национальной безопасности и основные принципы обеспечения национальной безопасности с интересами государства, общества и личности в различных сферах, что поможет составить целостное видение системы обеспечения национальной безопасности России как демократического государства, отстаивающего свои интересы на международной арене.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Письменно ответьте на контрольные вопросы по данной теме (приложение № 1 к данной методичке).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Контрольные вопросы для студентов по теме №11:“Национальная безопасность”.

Занятие № 1: «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе».



  • Назвать новые тенденции в современных военно-политических

отношениях.

  • Назвать и пояснить принципы работы инструментов международной

политики.

  • Дать определение понятия «Национальная безопасность».

  • Дать определение понятия «Концепция национальной безопасности».

  • Дать определение понятия «Национальные интересы России».

  • Пояснить принцип деления интересов Российской Федерации на

отдельные части

  • Рассказать в чем состоят интересы личности, общества и государства.

  • Дать определение интересов России в различных сферах.

  • Назвать и пояснить угрозы национальной безопасности РФ.

  • Определить факторы, обуславливающие угрозы национальной

безопасности в международной сфере.

  • Назвать основные направления деятельности государства по

обеспечению национальной безопасности РФ.

  • Назвать и пояснить задачи по обеспечению национальной безопасности РФ.

  • Назвать основные принципы обеспечения национальной безопасности

РФ.

  • Назвать основные принципы обеспечения военной безопасности.

  • Назвать задачи вооруженных сил РФ в мирное и военное время.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2



Аннотация к теме № 11: «Национальная безопасность».

Занятие № 1: «Национальная безопасность: роль и место России в мировом

сообществе».
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, с другой – азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов. Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связано со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку. В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных сил, приобретают новые глобальные тенденции:



Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных обществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера, современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных сил России, по противодействию ему существенно расширились.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами системы международных отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.



Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности.

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия и дальше будет выступать за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования.



Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС).

Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает и на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.



Стратегическое партнерство России и США.

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политическое, военно-политической и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.



Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС).

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС, сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Таким образом, анализ глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплексно оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты военной политики и военного строительства, соответствующие новому международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.



Под национальной безопасностью Российской Федерации понимаетсябезопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Национальные интересы России– этосовокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочнении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальны интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.



Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, большого удельного веса населения, живущего за чертой бедности, безработица.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

● стремление отдельных государств и межгосударственных объединений, понизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

● опасность ослабления политического, экономического и военного влияния Росси в мире;

● укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

● возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

● распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

● ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

● возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников Содружества Независимых Государств;

● притязания на территорию Российской Федерации.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая компания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансировании национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.



Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

● экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

● активацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

Обеспечение национальной безопасностиРоссийской Федерации путем совместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов России.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

● объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

● определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, духовной сферах и др. сферах;

● организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

● поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачамиобеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

● подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

● совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

● формирование гармоничных межнациональных отношений;

● обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

● укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

● обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологическом мире.

Основными принципамиобеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

● соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

● единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

● приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

● реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

● соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

● сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.



В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере;

Правительство Российской Федерации – обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации – рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации – взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местно самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России военной сфере решается, прежде всего, военной организацией государства,которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.



Главной задачей военной организацииРоссийской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

● сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства гражданским контролем ее деятельности;

● эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

● достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

● соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

● нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ Совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

● сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации;

● обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации;

● осуществление силовых операций мирного времени;

● применение военной силы;

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливает возможность перерастания выполнения одной задачи в другую поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановых характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и полготовки группировкой войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической и иной нестабильности;

создание условий для безопасности экономической деятельности

Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;

защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ.



Осуществление силовых операций мирного времени

выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру;

обеспечения режима военного (чрезвычайного_ положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;

предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;

организация территориальной обороны;

организация и ведение информационного противоборства.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

Вооруженные силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:



  • Вооруженный конфликт.

  • Локальная война.

  • Региональная война

  • Крупномасштабная война.

При этомВооруженные силы РФ должны быть способны:

В мирное времяи в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без поведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных континентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки – обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживании и маневра силами постоянной готовности.

В военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, - решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXIвеке.

Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ведения.

Структурно этот документ состоит из введения, трех разделов (I. Политические основы военной доктрины; II. Военные основы военной доктрины; III. Военно-технические и экономические основы военной доктрины) и заключения.

Во введении отмечается, что отличительными чертами нынешнего этапа в жизни России, названного «переходным», являются:


  1. Становление российской государственности.

  2. Осуществление демократических реформ.

  3. Формирование новой системы международных отношений.

Исходя из этого, в военной доктрине нашей страны отражены официальные взгляды государства:

  1. На предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

  2. На военное строительство;

  3. На подготовку страны к обороне;

  4. На организацию противодействия угрозам военной безопасности государства;

  5. На использование Вооруженных Сил и других войск страны для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

Основные существующие и потенциальные источники военной опасности для Российской Федерации извне:

- территориальные претензии других стран;

- очаги локальных войн и конфликтов (особенно вблизи от наших

границ);

- возможность применения оружия массового поражения;

- распространение этого оружия;

- нарушение международных договоренностей;

- попытки вмешательства во внутренние дела России;

- подавление прав, свобод, интересов россиян в других странах;

- нападение на военные объекты Вооруженных сил России за рубежом;

- расширение военных блоков в ущерб России;

- международный терроризм.

Основные внутренние источники военной угрозы:

- противоправная деятельность националистических и иных

организаций нацеленных на дестабилизацию обстановки в России;

- попытки насильственного свержения конституционного строя;

- нападение на объекты ядерной энергетики и другие потенциально \

опасные объекты;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- рост организованной преступности;

- нападение на арсеналы, склады оружия и иные военные учреждения;

- распространение в России оружия, боеприпасов, наркотиков.



Основные направления обеспечения военной безопасности России

- поддержание Вооруженных сил в боеготовом безопасном состоянии;

- договоренности с другими государствами об отказе применения

военной силы;

- сотрудничество с различными органами коллективной безопасности;

- совершенствование системы контроля за распространением оружия

массового поражения и средств его доставки;

- утверждение и расширение сфер влияния Договора о нераспространении ядерного оружия;

- расширения мер доверия в военной области;

- реализация Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19.11.1990 г.



Военные основы военной доктрины

Главная цель применения Вооруженных сил и других войск России в вооруженных конфликтах и локальных войнах – локализация очага и прекращение военных действий на их ранней стадии.

Конфликты могут перерастать в крупномасштабные войны.

На Вооруженные Силы возлагаются задачи:

- своевременное вскрытие угрозы нападения на страну и доклад об этом высшему руководству государства;

- поддержание ядерных сил на необходимом для обороны уровне

- обеспечение возможностей развертывания Вооруженных Сил;

- охрана сухопутных, воздушных и морских границ.

Армией руководит Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Российской Федерации (осуществляет общее руководство).

Отвечает за состояние Вооруженных Сил – Правительство. Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет Министр обороны.

Оперативное руководство ведется Генеральным штабом.

Задачи Вооруженных Сил в случае агрессии против России:

- отражение воздушных, сухопутных и морских ударов противника;

- нанесение поражения противнику;

- действовать совместно с союзниками.


Методическая разработка составлена

старшим преподавателем каф. БЖ и МК



_______________Лобозовой О. В.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница