Методическая разработка учебного занятия по теме «Визуальный и измерительный контроль качества сварных соединений»



Скачать 135,53 Kb.
Дата22.10.2016
Размер135,53 Kb.
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский профессионально-педагогический колледж»


Методическая разработка учебного занятия

по теме «Визуальный и измерительный контроль качества сварных
соединений
»

Дмитриева Татьяна Александровна


2015 г.

Методическая разработка учебного занятия

Тема занятия: Визуальный и измерительный контроль качества сварных соединений



Педагогическая структура

Цели занятия:

  1. обучения:

  • познакомить обучающихся с визуальным и измерительным методами контроля качества сварных соединений;

  • способствовать формированию у обучающихся профессиональных умений по использованию визуального и измерительного методов контроля с целью выявления дефектов сварного соединения;

  • способствовать развитию умения уобучающихся прогнозировать возможные дефекты при сварке и анализировать причины их возникновения;

  • способствовать развитию у обучающихся умения выбирать нужный метод неразрушающего контроля для выявления дефекта сварного соединения;

  • способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

2)  воспитания:

  • создать условия для проявления у обучающихся ответственности, инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;

  • содействовать развитию у обучающихся чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения;

3)  развития:

  • создать условия для развития познавательной активности обучающихся, творческого мышления.

В результате изучения темы обучающийся должен:

уметь:производить внешний осмотр, определять наличие основных дефектов;обоснованно выбирать измерительный и визуальный методы контроля качества сварных соединений;использовать результаты визуального и измерительного методов неразрушающего контроля для установления соответствия контролируемых показателей заданным нормам;

знать:основные дефекты сварных соединений;методику проведения визуального и измерительного контроля качества сварных соединений;достоинства и недостатки визуального и измерительного методов контроля.

Формируемые общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.



Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: урок.

Методы обучения:словесные;наглядные; проблемно-поисковые при подготовке к уроку и в ходе ответов на устные вопросы и на тестовые задания.

Форма обучения:фронтальная, работа в парах.

Средства обучения:учебно-методический компьютерный комплекс «Сварочные работы»;проектор, экран; ПК;образцы сварных соединений;презентации по темам «Визуальный метод контроля качества сварных соединений», «Измерительный метод контроля качества сварных соединений»; тестовые задания.

Междисциплинарные связи: материаловедение, «Метрология, стандартизация и сертификация», МДК 01.01 «Технология сварочных работ», МДК 02.02 «Основы проектирования технологических процессов».


Методическая структура учебного занятия


Основное содержание учебного материала

Целевой компонент

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Метод деятельности

Средства

Формы деятельности

Время, мин.

1. Организация начала занятия.

Включение обучающихся в деятельностный ритм. Создание благоприятного климата в коллективе.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

Готовятся к работе на занятии.







Фронтальная

2

2. Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей занятия, побуждение познавательного интереса к теме у обучающихся.

Сообщает тему и цель занятия, которые отражены на слайде.

Предлагает каждому обучающемуся поставить для себя цель, которую необходимо достигнуть в ходе занятия.



Записывают тему занятия в тетради, принимают цель занятия.

Каждый определяет для себя цель, которую необходимо решить в ходе занятия.



Словесный

ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация

Фронтальная

3

3. Актуализация знаний обучающихся.

Актуализация знаний и их корректировка
















10

3.1. Вопросы обучающимся:

1. Сформулируйте понятие «качество сварного соединения».

2. Дайте определение дефекта сварного соединения.

3. Назовите виды дефектов в зависимости от их местонахождения.







Обеспечивает актуализацию изучаемого материала.

Задает вопросы и корректирует ответы обучающихся.




Отвечают на вопросы:

1.Качество сварного соединения оценивается совокупностью показателей: прочностью, пластичностью, коррозионной стойкостью, структурой металла шва и околошовной зоны, числом дефектов, числом и характером их исправлений,

2. Дефект сварного соединения – это отклонение от установленных норм и требований, приводящее к снижению прочности, эксплуатационной надежности и точности, а также к ухудшению внешнего вида изделия.

3. В зависимости от местонахождения различают наружные и внутренние дефекты. К наружным дефектам относятся дефекты формы шва и вышедшие на поверхность трещины, поры, свищи, подрезы. К внутренним дефектам относятся поры, твердые включения шлака, непровары и внутренние трещины.



Словесный


Перечень вопросов



Фронтальная





3.2. Анализ дефектов по слайду «Дефекты сварных швов».





Демонстрирует слайд «Дефекты сварных швов».

Вопросы обучающимся:

1.Назовите дефекты, которые относятся к наружным дефектам.

2.Назовите дефекты, которые относятся к внутренним дефектам.

3.Какие из представленных дефектов можно устранить?


Проводят анализ дефектов сварных соединений, отвечают на вопросы.

Делают вывод, что дефекты сварных соединений могут быть исправимыми и неисправимыми.



Частично-поисковый


ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация

Фронтальная





3.3. Анализ причин возникновения дефектов по слайду «Дефекты сварных швов».




Задает вопросы и корректирует ответы обучающихся.

Вопросы обучающимся:

1.Назовите часто встречающиеся причины возникновения дефектов.

2. Укажите меры предупреждения возникновения дефектов.




Проводят анализ причин возникновения дефектов в сварных соединениях. Делают вывод:

чтобы избежать появления дефектов сварного соединения необходимо соблюдать параметры режима сварки и обеспечивать необходимое качество подготовки металла к сварке.



Частично-поисковый

ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация

Фронтальная




4. Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала



















4.1. Сообщение новых знаний:

- определение понятия «технический контроль»;

- необходимость проведения контроля;

- разрушающий и неразрушающий контроль качества сварных соединений;

- виды неразрушающего контроля качества сварных соединений.





Объясняет новый материал. С помощью наводящих вопросов:

- назовите задачи контроля при изготовлении продукции;

- как можно использовать фиксируемые при контроле отклонения от норм и требований;

подводит к выводу о необходимости проведения контроля качества сварных конструкций.


Организует изучение нового материала с использованием УМКК «Сварочные работы».

После самостоятельного изучения обучающимися нового материала задает вопрос: перечислите основные виды неразрушающего контроля качества сварных соединений.

Демонстрирует слайд «Виды неразрушающего контроля».


Слушают преподавателя, записывают основные положения в тетради.

Самостоятельно изучают материал по теме с использованием УМКК «Сварочные работы».

Отвечают на вопрос, делают дополнения.

Делают записи в тетради.




Словесный

Самостоятельная работа с источником информации.

Беседа


ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация

УМКК «Сварочные работы»


ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация



Фронтальная

Парная


Фронтальная

15

4.2.

Визуальный контроль качества сварных соединений.







Организует представление презентации «Визуальный контроль качества сварных соединений».

Вопросы:


1. Назначение визуального контроля.

2. Условия проведения визуального контроля.

3. Методика проведения визуального контроля.

4. Оборудование, достоинства и недостатки визуального контроля.



Обучающийся демонстрирует презентацию, подготовленную дома.

Остальные обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют назначение визуального контроля, оборудование, достоинства и недостатки, методику проведения визуального контроля.

Основные определения записывают в тетради.


Наглядный

ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация


Индивидуальная, фронтальная


10

4.3. Измерительный контроль качества сварных соединений.




Организует представление презентации «Измерительный контроль качества сварных соединений».

Вопросы:


1. Назначение измерительного контроля.

2. Методика проведения измерительного контроля.

3. Оборудование, достоинства и недостатки визуального контроля


Обучающийся демонстрирует презентацию, подготовленную дома.

Остальные обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют назначение измерительного контроля, оборудование, достоинства и недостатки.

Основные определения записывают в тетради.


Наглядный

ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация


Индивидуальная, фронтальная


10

5. Первичная проверка понимания.

Выполнение практического задания.




Овладение приемами выполнения визуального и измерительного контроля

Проводит инструктаж по выполнению практического задания, раздает образцы сварных соединений:

2.3.1. Провести контроль качества сварного соединения.

2.3.1.1. Определить вид дефекта, используя слайд «Дефекты сварных швов».

2.3.1.2. Определить вид контроля качества сварного соединения.

По итогам выполнения практического задания организует обсуждение:

- какие дефекты выявлены при проведении контроля?

- какой вид контроля был использован?

- можно ли исправить данный дефект?



Проводят контроль качества сварного соединения.

Определяют вид дефекта.

Определяют вид неразрушающего контроля качества сварного соединения.

Делают вывод о качестве сварного соединения.

Участвуют в обсуждении итогов выполнения практического задания


Практический

Словесный




ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация,

образцы сварных соединений




Индивидуальная

Фронтальная




8

6. Контроль усвоенных знаний и освоенных умений

6.1.Проведение тестового контроля.




Первичная оценка уровня усвоения новых знаний

Проводит инструктаж по выполнению тестового задания с использованием УМКК «Сварочные работы»


Выполняют тестовое задание.


Практический

Задания тестового контроля, разработанные в УМКК «Сварочные работы»

Индивидуальная


5

6.2. Подведение итогов тестового контроля.




Сообщает итоги тестового контроля.

Слушают преподавателя.

Словесный




Индивидуальная

2

7. Подведение итогов занятия.

Анализ и оценка успешности достижения поставленных целей.



Анализ и оценка успешности достижения цели и определение уровня сформированностиОК и ПК

Анализирует и оценивает успешность достижения поставленных целей.

Подводит итоги работы на занятии.



Получают информацию о результатах работы.

Словесный




Фронтальная

5

8. Информация о домашнем задании.


Обеспечение понимания, цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших действий

Обеспечивает понимание цели и содержания домашнего задания:

необходимо составить таблицу «Неразрушающие виды контроля качества сварных соединений» и заполнить назначение, оборудование, достоинства и недостатки визуального и измерительного контроля.



Слушают инструктаж о домашнем задании, зарисовывают образец таблицы со слайда.

Словесный

ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация



Фронтальная

5

9. Рефлексия.

Качественная оценка обучающимися своей деятельности на занятии

Задает вопросы обучающимся:

1. Достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия?

2. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на занятии.
3. Был ли полезен для вас урок?
4. Какие новые знания вы приобрели?
5. Какие развили умения?


Отвечают на вопросы. Делают вывод.

Словесный

Записи в тетради

Фронтальная

5


Приложения

Приложение 1

Тестовое задание по теме (разработано в УМКК):

«Визуальный и измерительный контроль качества сварных соединений»

  1. Назовите дефект сварного соединения, метод контроля и применяемый инструмент:



8 баллов
2. Назовите дефект сварного соединения, метод контроля и применяемый инструмент:



8 баллов

3. Сформулируйте определение «Технический контроль качества сварных соединений»:

________________________________________________________________________________________________________________________2 балла

Эталон, критерии оценки


  1. а) дефект – продольная трещина сварного шва; визуальный и измерительный контроль; инструмент - штангенциркуль.

4 балла

б)дефект – трещина в околошовной зоне; визуальный и измерительный контроль; инструмент – штангенциркуль.



4 балла

  1. а) дефект – наплыв сварного шва; визуальный контроль; проверяется на глаз или с помощью лупы.

4 балла

б) дефект – подрез сварного шва; визуальный и измерительный контроль; инструмент – шаблон.



4 балла

  1. Технический контроль – это проверка соответствия контролируемых показателей качества изделия заданным требованиям или нормам, установленным нормативно-технической документацией.

2 балла

13 баллов оценка «3»;

14-16 баллов оценка «4»;

17-18 баллов оценка «5».



Приложение 2


Список литературы по теме:

  1. Овчинников, В.В. Контроль качества сварных конструкций: учеб.для студ. учреждений сред.проф.Образования[Текст]/ В.В.Овчинников. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208с.

  2. Волченко, В.Н. Контроль качества сварных конструкций.[Текст]/ В.Н. Волченко. – М.: Машиностроение, 1986. – 152с.

  3. Щербинский, В.Г. Методы дефектоскопии сварных соединений. [Текст]/ В.Г. Щербинский. – М.: Машиностроение, 1987. – 336с.

  4. Алешин, Н.П. Контроль качества сварочных работ. [Текст]/ Н.П. Алешин. – М.: Высшая школа, 1986. – 547с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница