Методические рекомендации Барнаул 2011 ббк м а. Ю. Муратов, А. А. Шнайдер, Д. В. Коновалов, Е. А. Дмитриева



страница1/3
Дата25.05.2018
Размер0,73 Mb.
  1   2   3
Приложение 4
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

КГОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
А.Ю. Муратов, А.А. Шнайдер, Д.В. Коновалов, Е.А. Дмитриева
Переход на пакет свободного программного обеспечения в системе образования. Особенности организации и преподавания информатики


Методические рекомендации

Барнаул - 2011

ББК

М
А.Ю. Муратов, А.А. Шнайдер, Д.В. Коновалов, Е.А. Дмитриева. Переход на пакет свободного программного обеспечения. Особенности организации и преподавания информатики. Методические рекомендации. – Барнаул, 2011. – с.



Рецензенты:

М.В. Томашев, доцент кафедры информационных систем в экономике АлтГТУ, к.т.н.

Е.А. Широкова, старший преподаватель кафедры информатики и ИКТ АКИПКРО
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по ИКТ, учителей информатики и ИКТ. Главная цель пособия - способствовать информированности работников образования о свободном программном обеспечении, об организационных и методических особенностях перехода на пакет свободного программного обеспечения, поставленного в общеобразовательные учреждения РФ в рамках национального приоритетного проекта «Образование».

Пособие содержит базовую информацию о свободном ПО, государственной политике в данной области, рекомендации об организации перехода в образовательном учреждении, а также в преподавании информатики. В пособии рассмотрены возможные трудности внедрения и применения пакета СПО и предложены пути их решения. В приложениях представлены примерные школьные нормативно-правовые акты по переходу на ПСПО.

Пособие может стать руководством для сотрудников образовательных учреждений в рамках решения задачи по переходу на свободное программное обеспечение.

ISBN


Оглавление


Основы свободного программного обеспечения 4

Приложение 3. Примерные школьные нормативно-правовые акты по переходу на ПСПО. 37




Основы свободного программного обеспечения



Краткая история
В 1970г. начинает самостоятельное функционирование ОС UNIX, универсальная кросс-платформенная система, на основе которой в 70-ые годы прошлого века развиваются другие операционные системы, например, BSD, XENIX от Microsoft и др. Тогда же появляется единый стандарт POSIX, описывающий интерфейсы между операционной системой и прикладной программой. Стандарт создан для обеспечения совместимости различных UNIX-подобных операционных систем и переносимости прикладных программ на уровне исходного кода, но может быть использован и для не-Unix систем. Любая ОС, претендующая на звание Unix-совместимой, должна соответствовать данному стандарту.

В 1984 Ричардом Столлменом был основан Фонд свободного программного обеспечения («Free Software Foundation») для поддержки проекта GNU (GNU's Not Unix - GNU - это не Unix). Проект GNU имел своей целью создание на общественных началах универсальной ОС и функционально полного набора системного и прикладного обеспечения к ней.

В 1991г. финский студент Линус Торвальдс написал свое POSIX-совместимое ядро операционной системы и предоставил добровольцам исходные коды ядра по лицензии GPL. Поверх этого ядра стали использоваться программы, разработанные при участии Фонда свободного программного обеспечения. Таким образом была создана операционная система Linux.

Linux представляет собой единое ядро операционной системы и различные дистрибутивы, наборы программ и утилит на основе ядра Linux. Все различные Linux дистрибутивы имеют одно сходство - построение на ядре Linux и утилитах проекта GNU.

В настоящее время существует более 400 дистрибутивов Linux, многие из которых имеют как бесплатные версии, так и коммерческие. Среди наиболее известных дистрибутивов можно выделить UBUNTU, RED HAT, NOVELL/SUSE, Scientific Linux, MANDRIVA (MANDRAKE).

Среди российских проектов выделяется ALT LINUX (Альт Линукс), семейство дистрибутивов GNU/Linux, выпускаемых компанией «Альт Линукс» и её партнёрами. ALT Linux – российский лидер в области разработки свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux работает на рынке с 2001 года. Является единственной российской фирмой, обладающей полным технологическим циклом подготовки, выпуска и поддержки дистрибутивов Linux. Помимо продажи готовых решений и разработки решений под заказ, ALT Linux предостав­ляет услуги внедрения и технической поддержки, а Отделом образовательных программ компании организуются тематические семинары и курсы. ALT Linux имеет собственный репозиторий пакетов sisyphus.ru – единственный в России, а также собственную инфраструктуру разработки и полный цикл разработки дистрибутивов. В команду разработчиков ALT Linux Team входят 200 компаний.

В Алтайском крае работы по внедрению и обучению ALT LINUX в систему образования производятся компанией «ИНТЭКОМ», авторизованным партнёром и учебным центром ООО «Альт Линукс».
Свободное и проприетарное ПО
Следует различать различные виды лицензий на программное обеспечение (ПО), в частности коммерческое и свободное.

Проприетарное или коммерческое программное обеспечение (Commercial Software) разрабатывается предприятиями, которые собираются получать прибыль от их использования. Это несвободное программное обеспечение, не удовлетворяющее критериям свободы. Правообладатель сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах.

Свободные лицензии предоставляют пользователю ряд дополнительных прав, связанных с обеспечением четырех ключевых свобод:


  • права на запуск программы в любых целях,

  • права на изучение и адаптацию программы,

  • права на распространение программы безвозмездно или за плату,

  • права на развитие и усовершенствование программы.

Существуют 3 основные вида лицензий на свободное ПО: GNU GPL, GNU LGPL, BSD License.

Фондом свободного программного обеспечения была разработана «Генеральная общественная лицензия GNU» (GNU GPL), посредством которой был введен принцип «copyleft». Копилефт (англ. copyleft; иногда переводится как лево копирования) – каламбур от слова копирайт (англ. copyright - право копирования). В противоположность традиционному подходу к авторскому праву, при котором ограничивается свобода копирования произведений, копилефт использует законы об авторском праве для обеспечения невозможности ограничить любому человеку права использовать, изменять и распространять как само это произведение, так и произведения базирующиеся на нём.

GNU GPL является краеугольным камнем системы распространения Свободного программного обеспечения, обеспечивая правовую поддержку заложенных в проект «GNU» принципов. Согласно условиям лицензии «GNU», любой пользователь программы получает и её исходный код и имеет право модифицировать и дополнять его согласно своим нуждам, а также распространять исходную или модифицированную программу безвозмездно или за плату при условии предоставления другим пользователям точно таких же прав и сохранения упоминания обо всех авторах данной программы.

GNU LGPL (GNU Lesser General Public License). Стандартная общественная лицензия ограниченного применения GNU - версия GPL, созданная для использования в исключительных случаях, когда требуется сочетание свободной библиотеки с несвободной программой (или со свободной программой, несовместимой с GPL) в рамках единого составного произведения. При использовании этой лицензии свободные и несвободные компоненты остаются четко отделимыми друг от друга, использование исходного кода LGPL-приложений в несвободных программах не допускается.

Лицензии семейства BSD («разрешительные» лицензии) объединяют множество лицензий, имеющих общие свойства: предельная лаконичность, минимум накладываемых на пользователя ограничений и максимум предоставляемых ему свобод. В отличие от копилефтных лицензий, лицензии семейства BSD допускают включение исходного текста BSD-программ в несвободные программы и предоставляют пользователю свободу распространять разработанные таким образом производные произведения (программы) без исходных текстов. Эта особенность лицензии BSD широко использовалась разработчиками проприетарных программ, например, Microsoft Windows.
Пакет СПО для российских школ
В октябре 2007 года вышло Распоряжение Председателя Правительства РФ №

1447-р., согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось закупить лицензию на 3 года на проприетарное программное обеспечение для всех школ и обеспечить разработку и внедрение в школы свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения. Закупка трёхлетних лицензий на проприетарное ПО осуществлена для того, чтобы снять накал проблем, связанных с пиратским ПО, и за это время подготовить систему образования к переходу на СПО.

В ноябре 2007 года федеральное агентство по образованию провело открытый

конкурс на право заключения государственного контракта по созданию пакета свободного программного обеспечения и пилотному апробированию этого пакета программ в образовательных учреждениях (ОУ) Российской Федерации. На основе требований стандартного базового пакета программного обеспечения был разработан ПСПО для нужд ОУ, не требующий лицензионных отчислений. Тендер, который выиграла группа компаний «РБК-ЦЕНТР»-Армада, и в результате на настоящий момент мы имеем 2 независимые ветки дистрибутивов Linux: Alt-Linux и НауLinux – фактичеcкий Scientific Linux). Эти решения были протестированы в

нескольких пилотных регионах (Республика Татарстан, Пермский край и Томская

область), потом частично доработаны.

В рамках апробации пакета СПО (далее ПСПО), компания НОУДПО «Институт «АйТи» (Академия АйТи) провела обучение учителей в пилотных регионах с применением дистанционных технологий.

В 2009 г. в рамках проекта «Обеспечение поддержки внедрения ПСПО в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» Приоритетного национального проекта «Образование», в общеобразовательные школы была осуществлена поставка пакета свободного программного обеспечения.

В настоящее время все общеобразовательные учреждения Алтайского края обеспечены:


  • дистрибутивами Альт Линукс 5.0. Школьный;

  • лицензиями на пакет СПО Альт Линукс 5.0. Школьный;

  • купонами технической поддержки сроком до конца 2011 г.;

  • методическими и информационными материалами в печатном и электронном виде;

  • купонами на повышение квалификации учителей информатики (для 400 человек).

Комплект Альт Линукс 5.0. Школьный включает в себя дистрибутивы операционной системы ALT Linux, содержащие все необходимые программы для подготовки уроков и обучения информатике, значительный набор программ по математике, физике, черчению, астрономии и другим предметам, обучающие и развивающие игры, стандартный набор офисных программ, среды обучения программированию, разработки веб-страниц и т.п.

Альт Линукс Школьный может быть установлен практически на любой компьютер, так как включает в себя версии, адаптированные под различные системные требования аппаратного обеспечения:



  • для современных рабочих станций - Мастер (1500 Мгц, 1024 Мб).

  • для менее мощных компьютеров - Юниор (667 МГц, 256 Мб).

  • для наиболее слабых ПК - Лайт (233 МГц, 128 Мб).

Комплект также содержит терминальное решение Линукс Терминал, позволяющее инсталлировать терминал-сервер и настроить тонких клиентов. Данное решение оптимально для «реанимирования» устаревших компьютеров, которые уже не могут обеспечить выполнение достаточно сложных операций, но ещё работают.

Решение «Школьный Сервер» содержит целый пакет сервисов, необходимых для школы, основными из которых являются:



  • целый ряд базовых сервисов, например, LDAP или FTP-сервер;

  • прокси-сервер Squid для организации доступа в Интернет и контентной фильтрации;

  • Samba-сервер, позволяющий обеспечить работу локальной сети на различных операционных системах;

  • система управления базами данных MySQL, обеспечивающая управление созданием и использованием различных баз данных;

  • модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle для организации дистанционного обучения и единой образовательной среды школы;

  • управляемая веб-среда для организации взаимодействия участников учебного процесса Mediawiki, обеспечивающая совместную работу с ресурсами Интернет, например, при реализации проектной деятельности.

С помощью ПСПО выполняются такие же привычные задачи, как и средствами проприетарного ПО, например, создание и редактирование текстов, электронных таблиц, мультимедийных презентаций, редактирование графики , монтаж аудиозаписей и т.п. В приложении 1 данного пособия приведена таблица соответствия проприетарного и свободного программного обеспечения для выполнения задач образования.

Таким образом, свободное программное обеспечение имеет сравнительно долгую историю, собственную философию, которая реализует принципы свободы в применении ПО. Пакет СПО, поставленный в общеобразовательные учреждения РФ, может быть использован для решения задач образования и обладает не меньшей функциональностью, чем коммерческое ПО, но не требует финансовых затрат.



О необходимости перехода на ПСПО в системе образования
Необходимость внедрения и использования свободного программного обеспечения (СПО) в Российской Федерации определяется прежде всего потребностью в реализации информационной безопасности нашей страны.

Государственная политика, относящаяся к разработке программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд, направлена на повышение эффективности, унификацию и стандартизацию информационных технологий, а также повышение квалификации персонала и правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности.

«Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации» определяет следующие принципы развития разработки и использования СПО:


  1. подчинение процессов развития и использования СПО решению приоритетных задач социально-экономического развития, повышению качества системы государственного управления, оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения административных функций, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;

  2. обеспечение развития отечественной индустрии разработки программ для ЭВМ и иных высокотехнологичных производств, а также повышения конкурентоспособности отечественного производителя;

  3. обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации;

  4. развитие конкуренции в отрасли информационных технологий и связи Российской Федерации;

  5. обеспечение партнерства государства, бизнеса и гражданского общества;

  6. обеспечение сбалансированности и обоснованности использования свободного и закрытого ПО для государственных и муниципальных нужд, а также унификации и стандартизации их разработки и использования;

  7. создание единой нормативно-правовой базы разработки и использования СПО для государственных и муниципальных нужд;

  8. обеспечение создания типовых программных решений и их доступности для государства, научно-образовательного сообщества, граждан и участников рынка;

  9. повышение компетентности государственных служащих, работников бюджетной сферы и иных заинтересованных лиц в сфере использования информационных технологий.

Согласно «Плану реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года» доля общеобразовательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по субъекту Российской Федерации, в 2010 г. должна составлять 25%, а в 2011 г. – 35%.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1447-р и концепцией развития информационного общества в Российской Федерации, к 2012 году 45 % общеобразовательных учреждений в субъектах РФ, в том числе Алтайского края, должны использовать свободное программное обеспечение не менее чем на половине компьютеров.

Согласно государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы) «увеличение скорости доступа учреждений образования к сети Интернет, обучение преподавательского состава использованию информационных технологий, внедрение в школах отечественного программного обеспечения с правом на его использование, копирование, изменение его исходных текстов и распространение (далее - свободное программное обеспечение), оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, современной компьютерной техникой и подключением к сети Интернет позволят обеспечить эффективное использование обучаемыми и обучающими информационных образовательных ресурсов не только России, но и мирового сообщества».

В Алтайском крае СПО внедряется на основании «Соглашения об организации работ по внедрению в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения, разработанного в рамках приоритетного национального проекта "Образование», заключённого между Федеральным агентством по образованию и Алтайским краем, № С-223 от 14 августа 2009 г.

Предметом данного соглашения является «определение в целях реализации приоритетного национального проекта «Образование» порядка взаимодействия при проведении работ по обучению специалистов сферы образования по внедрению пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) и использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, расположенных на территории Алтайского края».

Таким образом, Алтайский край берёт на себя обязательства по обучению специалистов системы образования внедрению ПСПО, а также применению ПСПО в учебном процессе в системе общего образования.

Документ «Перспективы развития информатизации системы образования Алтайского края на 2010-2013 годы» устанавливает следующую этапность перехода на СПО:


  • первый этап: с сентября 2010 года - преподавание информатики на основе СПО;

  • второй этап: с января 2011 года - постепенный переход на СПО в других сферах деятельности образовательных учреждений;

  • третий этап: с января 2012 года - полный переход на СПО.

Переход на пакет СПО будет осуществляться не только в области образования, но и во всех органах государственной власти. 17 декабря 2010 г. Правительство РФ Распоряжением № 2299-р утвердило «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы». Согласно Плану до конца 2014 года в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждениях должен быть внедрён пакет базового свободного программного обеспечения и пакетов дополнительных прикладных программ.
В 2010 году Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», с участием министерств и департаментов образования субъектов Российской Федерации, было проведено мониторинговое исследование процессов и результатов внедрения и освоения ПСПО в школах России. Цель исследования заключалась в получении и обобщении актуальных сведений, позволяющих оценить масштабы и качество проведенных мероприятий, определить отношение школьных руководителей и специалистов к проблеме правового использования программного обеспечения в учебном процессе, в том числе, не требующего лицензионных отчислений, выявить причины, оказывающие влияние на темпы и эффективность внедрения ПСПО в практику преподавания информатики и других предметов школьной программы.

Согласно результатам анкетирования работников образования различных субъектов РФ:



  • 75% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободное программное обеспечение под управлением ОС Linux;

  • 80% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободно распространяемые программные приложения, которые могут работать под управлением ОС Windows (офисный пакет OpenOffice.org, интернет-браузер Firefox, графический редактор Gimp и др.);

  • 48% опрошенных руководителей ОУ планируют закупать лицензии на коммерческое ПО (в т.ч. компании Microsoft);

  • 35% опрошенных руководителей ОУ планируют закупать услуги по поддержке ПО.

Основной вывод исследования состоит в том, что внедрение свободного программного обеспечения практически ничем не отличается от внедрения проприетарных программных продуктов. Это означает, что и в случае масштабного перехода ОУ на использование СПО, должны соблюдаться все этапы проекта. Пропускать стандартные этапы внедрения невозможно, так как это ведет к рискам незавершения начатого проекта. Вместе с тем, проведенное мониторинговое исследование показало, что при переходе на ПСПО имеется ряд проблем и трудностей, которые мы рассмотрим в следующей главе.
Риски перехода на СПО и пути их решения
Переход на пакет СПО в системе образования связан с рядом трудностей. СПО снижает материальные траты на покупку лицензий, но несет за собой некоторые другие проблемы, которые стоит учесть при переходе на данный вид программного обеспечения. Издержки методического и технического характера могут, при неправильном внедрении СПО, вызвать серьёзные проблемы в переходе на СПО.

Рассмотрим основные риски перехода на ПСПО в системе образования и способы минимизации этих рисков.



  1. Риск - недостаточный уровень кадрового обеспечения перехода на СПО. Решение – это повышение квалификации:

  • системных администраторов ОУ по установке и настройке СПО.

  • учителей информатики и ИКТ по применению пакета СПО в преподавании информатики.

  • руководящих работников школ в области управления переходом на ПСПО и применения ПСПО в управленческой деятельности.

  1. Риск - несовместимость с частью технической базы образовательного учреждения. Так, затруднена эксплуатация некоторых моделей периферийных устройств, так как драйверы этих устройств несовместимы с ОС Linux. Решения:

  • Работу периферийного оборудования следует организовать при технической поддержке компании производителя оборудования.

  • Подобрать вариант дистрибутива Alt Linux, соответствующий возрасту и конфигурации ПК.

  • Обеспечить работу имеющегося в школах периферийного оборудования, подключив его к компьютеру под управлением ОС Windows.

  • Обеспечить школы лицензионной ОС Windows для части имеющихся компьютеров.

  1. Риск - несовместимость ОС Linux со значительной частью имеющихся в школах цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Решения:

  • Для запуска части дисков использовать альтернативный способ реализации Windows API — WINE.

  • Для обеспечения работы всех ЦОР использовать компьютеры с установленной лицензионной ОС Windows.

  1. Риск - недостаточное методическое обеспечение обучения информатике и ИКТ на основе ПСПО. Так, только 3-е издание УМК «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича для 8-9 и 10-11 классов для базового обучения и для 10-11 классов профильного обучения содержит практические и теоретические материалы не только по ОС Windows, но и Linux и ПСПО. Решения:

  • Обеспечить учащихся и учителей информатики вышеуказанным УМК.

  • Производить закупки и распространение только тех УМК, которые имеют задания по Linux и ПСПО.

  • Использовать дополнительные к имеющимся УМК по информатике и ИКТ учебно-методические пособия для учащихся, которые должны содержать компьютерные практикумы по ПСПО для основной и старшей школы.

  • Формировать банк практических заданий к УМК по информатике по Linux и ПСПО.

  1. Риск - недостаточный уровень психологической и технологической готовности педагогических коллективов к применению СПО. Решения:

  • Разъяснение сущности и необходимости перехода на применение ПСПО администрациями школ, комитетами по образованию.

  • Постепенное внедрение ПСПО в школе путём перехода на применение кроссплатформенных приложений в работе учителя.

  • Повышение квалификации на различных уровнях: внутришкольном, муниципальном (методические объединения), краевом (семинары и курсы ПК).

  1. Риск - недостаточное количество и качество учебно-методических материалов по СПО. Решения:

  • Необходима разработка, издание и распространение печатной и электронной учебно-методической литературы для педагогов по использованию ПСПО.

  • Необходимо создание базы данных педагогического и управленческого опыта по внедрению и применению ПСПО.

  1. Риск - возможное снижение качества подготовки выпускников, которые при широком применении ПСПО в школе могут в итоге не уметь работать в ОС Windows - самой распространённой операционной системе в мире. Решения:

  • Обучение информатике как на основе Windows и совместимых прикладных программ, так и ПСПО.

  • Обеспечение школ лицензиями Windows в количестве, достаточном для осуществления обучения информатике на основе как ОС Windows, так и ОС Linux.

  1. Риск - недостаточная подготовка кадров в педагогических вузах по СПО. Решение:

  • Обеспечение подготовки студентов педагогических вузов по ИКТ на основе как Windows и совместимых прикладных программ, так и ПСПО, не только учителей информатики, но и других предметов.

Приведём основные выводы по результатам проведенного «Информикой» мониторингового исследования «Оценка уровня использования пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации».

Стратегия и единый план внедрения СПО в школы, необходимые для массового перехода российских общеобразовательных учреждений на свободное программное обеспечение, отсутствуют.

Например, становится очевидным, что переход на СПО необходим не только в школе, но и в управленческих структурах образования, поскольку повсеместно будут возникать неизбежные нестыковки форматов при обмене данными (например, между OpenOffice.org и MS Office, в особенности, 2007). Этот факт в состоянии существенно усложнить работу администраторов школ, которые во все больших объемах готовят и передают по инстанциям отчетную документацию в электронном виде.

Однако наиболее важным для сферы образования является решение проблем так называемой миграции унаследованных приложений, в частности, обучающих мультимедийных программ и интерактивных электронных образовательных ресурсов, для поддержки которых существуют оригинальные программные оболочки. В рамках решения этой проблемы следует, прежде всего, выявить унаследованные учебные приложения, затрудняющие миграцию на СПО и нуждающиеся в приоритетной адаптации или разработке свободно распространяемого аналога. Не менее острой будет проблема разработки и апробации обновленных методик работы с унаследованными приложениями.

Следует отметить еще несколько проблем, которые должны быть исследованы и включены в единый план внедрения СПО в ОУ. К ним относятся:

- разработка стандартных решений для информационно-технологической поддержки образовательного процесса в ОУ;

- интеграция СПО в существующую инфраструктуру ОУ;

- обеспечение совместимости СПО с имеющейся аппаратной частью и периферийными устройствами.

Наряду со специфическими проблемами перехода ОУ на СПО, не менее важно, чтобы в стратегии и едином плане внедрения были разработаны мероприятия, направленные на:


  • стимулирование процессов внедрения и освоения СПО в ОУ;

  • обучение пользователей;

  • подготовку и распространение справочных и методических материалов;

  • обеспечение технической поддержки.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница