Методические рекомендации для проведения занятий с детьми и родителями «Основы информационной безопасности»



страница1/5
Дата31.10.2016
Размер0,87 Mb.
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации

для проведения занятий с детьми и родителями

«Основы информационной безопасности»

Занятия с детьми по информационной безопасности направлены на формирование информационной грамотности в области информационных технологий и СМИ, иными словами на формирование медиаграмотности с целью обеспечения информационной безопасности детей.

Рассмотрим термины «Медиаграмотность» и «Информационная безопасность детей».

Медиаграмотность - это грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 г.).

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Важную роль в обеспечении информационной безопасности детей играет медиаобразование детей.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 г.  о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания



Занятия с детьми «Основы информационной безопасности»
Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:



  1. информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  5. профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  6. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

-критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

-отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

-избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

-распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

-распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

-критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

-анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

-применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях. (О.В. Пристанская. Начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников).


В медиаобразовании следует выделить следующие направления:
Медиаобразование


Законодательство

Занятия по медиабезопасности
Выстраивание системы занятий с детьми по медиабезопасности можно проводить по блокам в соответствии с выделенными направлениями и учетом возрастных особенностей детей.
Блок СМИ.

  1. Информация и человек.

  2. Информация полезная. Информация вредная.

  3. Что такое СМИ?

  4. Когда СМИ приносят пользу, а когда наносят вред?

  5. Как читать, смотреть и слушать?

  6. Чего ждет от нас реклама?

Занятия в блоке СМИ желательно проводить в игровой форме (для дошкольников и младших школьников) и в системе тренингов (для детей среднего и старшего звена).

Эффективным методом формирования информационной грамотности детей в области СМИ (средств массовой информации) является обучение основам журналистской деятельности и создание собственных газетных материалов.

В ходе занятий дети по основам журналистской деятельности дети учатся определять тему информации, осознавать, как и для чего подается информация, строить текст в зависимости от цели подачи материала, учатся анализировать информацию, которую предоставляют СМИ.

С примерами программ по школьной журналистике можно познакомиться на ресурсах:

-Белошапкина Елена Владимировна. Программа курса по выбору «Игровая журналистика» (9-й класс; предпрофильная подготовка). http://festival.1september.ru/articles/519729/

-Харламова Маргарита Валерьевна. Основы журналистики. http://userdocs.ru/jurnalistika/8409/index.html

-Школа телевидения «Кадр». http://www.kadrtv.ru/курсы/телеведущий

Блок Интернет.

-Мой друг Интернет

-Информация и Интернет

-Интернет и мой досуг

-Интернет-игры

-Социальные сети

-По ту сторону сети (угроза для безопасности)

-Интернет и здоровье

-Интернет-рабство

На сайте ОГ БОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» представлены разнообразные видеоматериалы, он-лайн игры, методические материалы для педагогов, которые помогут в подготовке и увлекательном проведении занятий.

В приложении приведены рекомендации по подготовке к Дню безопасности (см. Приложение 1) и презентация по медиабезопасности

БЛОК Мобильная связь.


  • Мой друг мобильный телефон

  • Когда мобильный телефон угрожает?

  • Мой незримый абонент

В этом блоке необходимо рассказать о значении мобильной связи в жизни современного человека, подчеркнуть назначение мобильного телефона, познакомить детей с этикетом использования мобильного телефона, а также рассказать о том, каким образом мобильный телефон может быть использован злоумышленниками.

БЛОК Законодательство

-Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Федеральный закон № 436-ФЗ)

- Закон «О рекламе» (Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ)

- Помощники законодательства (ICRA и PEGI)

Этот блок будет более доступен для понимания и работы старшеклассникам, но с основными идеями законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию необходимо знакомить детей, начиная с дошкольного возраста.
ФОРМЫ РАБОТЫ
В работе на занятиях по формированию информационной безопасности детей могут быть использованы следующие формы работы:


  • лекции

  • беседы

  • тренинги

  • диспуты

  • дискуссии

  • кинолектории

  • интеллект-карты

  • исследования

  • театрализация

  • встречи с интересными людьми

  • выпуск газеты, теле-, радиопередачи, онлайнпередачи

  • создание сайта

  • интернет практикум

  • он-лайн игры

Занятия по формированию информационной безопасности могут проходить совместно с родителями.

Занятия с родителями

«Основы информационной безопасности детей»
Зачастую родители не знают и не представляют степень опасности, которую представляет для детей информационная неграмотность. Нередко телевизор, компьютер воспринимаются родителями как помощники в воспитании детей «Пока смотрит (играет) переделаю домашние дела». Главным для родителей во взаимоотношениях с информационным пространством детей должны стать вопрос «Что?». «Что смотрит, читает, слушает, во что мой ребенок?» и «Что в результате просмотра, чтения, игры будет с моим ребенком?»

Цель занятий с родителями - формирование ответственного родительства в области обеспечения информационной безопасности детей.

Задачи:


  1. информирование родителей о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование родителей о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в СМИ, сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление родителей с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение родителей техническим способам защиты детей от информационной угрозы;

  5. обучение родителей способам формирования правил ответственного и безопасного пользования услугами медиа-,Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  1. обучение родителей способам профилактика формирования у детей интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  2. обучение родителей способам предупреждения совершения детей правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:



  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания детям информации, способной причинить вред здоровью детей, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью детей, попытки вовлечения детей в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры защиты детей от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В работе с родителями можно выделить следующие тематические блоки:

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ


БЛОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.

Темы:


-Международные и российские нормативные акты защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью;

-Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

-ФЗ «О рекламе» и защита детей.

-Нормативно-правовые основы безопасности детей в сети Интернет.



БЛОК ИНТЕРНЕТ.

-Значение ИКТ-грамотности в жизни родителей.

-Интернет в жизни современных детей.

-Когда компьютер объединяет.

-Интернет как проводник социально опасных явлений.

-Интернет и секты.

-Социальные сети и безопасность ребенка

-Онлайн игры. Что полезно? Что приносит вред?

-Киберпреступления. Как оградить своего ребенка?

-Интернет-зависимость.

-Информационная угроза. Служба спасения.

БЛОК МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ.

-Мобильные телефоны и контент.

Мобильные телефоны и Интернет.

- Формирование культуры использования мобильной связи.

- Зависимость от мобильной связи

- Здоровье детей и мобильная связь



БЛОК СМИ.

-Информация и средства массовой информации.

-Когда СМИ наносят вред?

-Кинопродукция. Как уберечь ребенка от болезни?

-Опасные мультфильмы.

-Все ли журналы для детей и подростков полезны?

-Один дома и телевизор.

-Реклама. Манипуляция сознанием?

-Насилие на экране и здоровье ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ

-лекции


-беседы

-встречи с психологом

-практические занятия

-исследовательская деятельность

-анкетирование

-опросы


-диспуты

-дискуссии

-круглые столы

-тренинги


В работе по медиобразованию с детьми и родителями важное место занимает организация образовательных акций «Медиабезопасность».

Например, «День без СМС», «День без «олбанского»», «Воскресение с родителями», «Интернет на полчаса», «Позитивный Интернет», выпуск детско-родительской газеты, передачи «Информашка» и т.д.



При подготовке к занятиям педагоги могут использовать следующие материалы:

  1. Журнал «Дети в информационном обществе».

На страницах журнала рассказывается о положительных сторонах использования в жизни ребенка современных информационных технологий, а также речь идет и об угрозах, которые несет информационное общество, даны рекомендации о том, как избежать угроз и что делать, если ребенок попал в беду в киберпространстве.

  1. Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников. О.В. Пристанская. Начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В рекомендациях даны основные понятия, связанные с медиабезопасностью школьников, рассмотрены основные нормативно-правовые акты регламентирующие обеспечение медиабезопасности школьников, определены виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка. Даны полезные ссылки на веб-ресурсы, которые могут быть полезны при подготовке к занятиям с детьми и родителями по вопросам медиабезопасности (См. Приложение1)

  1. Методические рекомендации по проведению уроков медиабезопасности в 5-11 классах общеобразовательных школ. Т.В.Николаева. Декан факультета повышения квалификации ОГБУ ДПО «КОИРО», к.п.н., доцент.

В рекомендациях дано описание необходимых ресурсов для подготовки к урокам по медиабезопасности. (См. Приложение 2).

  1. Презентация « Использование качественных интернет-ресурсов для обеспечения безопасности детей в процессе образования». Т.В.Николаева. Декан факультета повышения квалификации ОГ БОУ ДПО КОИРО, к.п.н., доцент.

Презентация станет незаменимым помощником в подготовке и проведении занятий по медиабезопасности с родителями. (См. Приложение)

  1. www.detionline.com Сайт Службы телефонного и онлайн-консультирования Линия помощи «Дети онлайн». В приложении размещены рекомендации «Глобальная сеть – правила использования» (См. Приложение3)

  2. Белошапкина Елена Владимировна. Программа курса по выбору «Игровая журналистика» (9-й класс; предпрофильная подготовка). http://festival.1september.ru/articles/519729/

  3. Харламова Маргарита Валерьевна. Основы журналистики. http://userdocs.ru/jurnalistika/8409/index.html

  4. Школа телевидения «Кадр». http://www.kadrtv.ru/курсы/телеведущий


Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКОВ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В первую неделю сентября Уполномоченные по правам ребенка в регионах России проведут в школах уроки медиабезопасности, на которых расскажут учащимся о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправного контента в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Идея проведения подобной акции принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову: «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».

Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 г.)

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 г. о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы, в том числе уроков ОБЖ.

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:


  1. информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  5. профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  6. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:



  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

1. Нормами международного права:

-ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

-Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.

-Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г.

-Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует)

-Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности» от 22.03.2008 г. № 144-рп)

-Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007 г.)

-Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989 г.), о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997 г.)

-Рекомендация в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003 г.)

-Рекомендации по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006 г.), о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами

-Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006 г.)

-Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008 г.)

-Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008 г.)

Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009 г.)

Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010 г.)


  1. федеральным законодательством:

-ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

-ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1

-ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» № 2124-1

-ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

-Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

-Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступает в действие 01.09.2012 г.)

-Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012 г.)

-Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537, и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 г. № ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства;

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

4. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.

Для сведения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Согласно действующей до вступления в силу указанного Федерального закона от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ редакции статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 г. № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»).

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет» и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6): 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.



Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет (Приказ Роскультуры от 15.03.2005 г. № 112 (ред. от 01.07.2005) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений").

Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 г. № 1032-р и от 18.10.2007 г. № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница